Дискуссия в манере парафраза — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Дискуссия в манере парафраза

2019-08-03 140
Дискуссия в манере парафраза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После того как вы некоторое время упражнялись с помощью радио- и телевизионных передач и заметили, что ваши показатели становятся всё лучше, имеет смысл провести некоторые коммуникационные игры с другими людьми.

Одну игру я хочу вам здесь представить.

Два игрока с различными мнениями по поводу какой-то темы проводят дискуссию в присутствии группы людей (можно обойтись, конечно, и без них). При этом они действуют следующим образом.

Первый шаг. Игрок А высказывает своё мнение в течение минимум 1 и максимум 3 мин.

Второй шаг. Игрок Б должен использовать парафраз (например, если я правильно вас понял, вы полагаете, что…).

Третий шаг. Игрок А подтверждает или исправляет его и только после этого игрок Б делает первый шаг. Он выступает с информацией или сообщением, а игрок А прибегает к парафразу.

Замечание.

Интересно отметить, что игроки после определённого периода тренировок могут превосходно играть. Но полчаса спустя те же самые люди на семинаре, когда больше нет игры, а идёт настоящая дискуссия, вновь всё забывают, так как речь для них действительно идёт о деле. Таким образом, надо постараться перенести стратегию упражнений в вашу повседневную практику, если эти тренировки представляют для вас не только чисто теоретическую ценность.

То же самое относится и к другим тренировкам, которые вам предлагаются в этой книге. Поэтому было бы хорошо, если бы вы смогли проработать их вместе с другим человеком. В этом случае у вас был бы не только партнёр для тренировок, но и человек, с которым можно условиться о том, что вы будете помогать друг другу при переносе стратегии тренировок в повседневную практику. И если кто-то из вас попытается потом перекричать другого, то этот другой может ему сказать: «Постой, повтори сначала мои слова!» И если это было возможным во время тренировок, то этого можно добиться и на практике. Тогда это будет настоящим упражнением, которое действительно улучшит вашу ежедневную коммуникацию!

Способность № 2: демонстрировать приём

И в этом случае речь идёт о том, что мы, как правило, обращаемся (неосознанно) с другими так, как раньше обращались с нами. Во время упражнений методом парафраза на наших семинарах выявилось, что тот, кто должен подтверждать точность передачи текста, сидит спокойно до тех пор, пока всё соответствует. Но «встревает» при малейшей ошибке, допущенной другим. Это означает, что партнёр получает только негативные сигналы. Вместо этого хорошо было бы научиться посылать также и позитивные сигналы (сигналы приёма). Эти сигналы начинаются с простого кивка головой и через лёгкое «да-да» и переходят в высказывания типа: «правильно», «точно», «именно так», «верно», «да, как раз это я имел в виду», «точно, вы очень хорошо это „ухватили“».

Подумайте, пожалуйста, также о том, что при разговоре по телефону возможны только такие вербальные сигналы приёма. Для наблюдателя всегда любопытно регистрировать, как человек, разговаривающий по телефону, иногда кивает головой. Но человек на другом конце провода не может это увидеть (по крайней мере до тех пор, пока не станут обыденностью телефоны, позволяющие видеть говорящего). Таким образом, он не получает сигналы приёма.

Улучшать мимику

К сигналам приёма относится и наше выражение лица. В Азии это знают гораздо лучше, чем у нас. Не случайно китайцы говорят: «Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин». В Японии отказываются принимать на работу людей, которые не умеют улыбаться.

У нас картина выглядит совершенно иначе. Пройдите как-нибудь по пешеходной зоне большого немецкого города (или загляните в универмаг, школу, на предприятие) и обратите внимание на мимику ваших ближних. Вы увидите лишь немногих людей, которые производят весёлое впечатление. А потом сравните это с лицами жителей азиатских стран (например, в передачах по телевидению). Хотя вы также увидите здесь сосредоточенные лица, особенно когда людей снимают на рабочем месте, но собеседники смотрят на нас совершенно иначе, нежели это делает наш типично немецкий соотечественник, когда у него берут интервью. Сделайте, пожалуйста, специальное сравнение! Конечно, в обоих культурных кругах встречаются оба вида мимики, но у нас гораздо больше людей с «кислым» выражением лица.

На наших семинарах мы постоянно спрашиваем хмуро смотрящих на мир людей: какая муха их укусила? Обращает на себя внимание удивлённая реакция человека, к которому обращён вопрос, так как он даже не подозревает, какое впечатление производит его мимика на других. Может быть, это относится и к вам? Если у вас появились сомнения, спросите у своих друзей, как действует на них ваша мимика? И непременно используйте улыбку как одну из возможностей вашей мимики.

Как говорить по телефону

Непременно улыбнитесь, перед тем как снять трубку, когда вам звонят или когда вы сами собираетесь звонить. Улыбнитесь, пока звонит телефон. Возможно, вы мне и не поверите, но когда человек улыбается, при разговоре по телефону это «слышно». Поскольку на другом конце провода вас всё равно не видят, не беда, если эта улыбка получится у вас вымученной. Если уголки вашего рта поднимаются, то изменяется объём рта, от чего зависит звук речи. Именно поэтому ваша речь будет всегда звучать оптимистичнее и позитивнее, даже если ваша улыбка не (вполне) естественна. А так как вы не знаете, в каком состоянии сейчас разговаривающий с вами человек, полезен любой вид позитивных сигналов, которые вы можете послать.

Способность № 3: задавать вопросы и думать вместе

Тот, кто уже знаком с искусством ведения переговоров, знает важнейшее правило: тот, кто задаёт вопросы, руководит. Во время семинаров постоянно выясняется, что большинство людей никогда не упражнялись в искусстве задавать вопросы. И в этом нет ничего странного. Хотя каждый ребёнок блестяще владеет техникой постановки вопросов, уже через короткое время он утрачивает эту способность. На вопросы, которые дети ставят перед взрослыми, они далеко не всегда получают ответы, а это наносит ущерб их чувству самооценки. Чем больше «дыра в бытии», тем более неохотно реагируют взрослые на вопросы ребёнка. Вопросы, которые ставят под сомнение решения взрослых, также являются нежелательными. Например:

— Мама, ты купишь мне мороженое?

— Нет!

— Но почему «нет»?

— Потому что мы скоро будем обедать!

— А если я съем весь обед, ты купишь мне сейчас мороженое?

— Прекрати эти разговоры, я же сказала «нет»!

Вот так большинство людей утратило способность задавать вопросы. Но гораздо легче восстановить то, что было утрачено (добиться этого с помощью тренировок), чем изучать нечто совершенно новое.

Игры в вопросы

Все игры с ответами по типу да/нет тренируют способность формулировать хорошие вопросы. При этом можно загадывать всё, что угодно, не только профессии! Например, исторические личности (или живущих и здравствующих политиков, писателей, деятелей искусств, звёзд), предметы в комнате (чайник, например) и многое-многое другое. Но существуют и захватывающие детективные загадки разного рода.

Одну из игр, которые не были ещё описаны, я хочу вам сейчас представить.

Игра «Мой друг Вилли»

В процессе этой игры надо мыслить аналитически, в ней могут участвовать люди без соответствующей тренировки. Прежде всего нужно на основе единичных примеров, которые приводит ведущий, вывести правило. Это правило надо проверить, приводя собственные примеры. По реакции ведущего, который говорит «правильно» или «неправильно», играющие узнают, правильно ли они сформулировали тезисы. Когда играющий точно знает, что всё правильно, он поддерживает ведущего, предлагая ему новые примеры; если он не уверен в правильности, поиск решения продолжается. Эта игра лучше всего подходит для группы людей, но можно играть в неё и вдвоём. В этом случае ведущий игры должен обладать способностью придумывать гораздо больше примеров, чем при групповой игре. Как только находятся первые причинно-следственные связи, они тут же способствуют появлению собственных примеров.

Правила игры.

Ведущий говорит: «Мой друг Вилли хочет отправиться на далёкую планету. Он может взять с собой кое-какие вещи, а кое-что брать запрещено». Ведущий начинает игру, а игроки пытаются определить, по каким же правилам она ведётся.

Например.

Мой друг Вилли может взять с собой напитки, но не вино.

Мой друг Вилли может взять с собой чемодан, но не дорожный багаж.

Мой друг Вилли может взять с собой мяч, но не игрушки.

После первой фразы возникает предположение, что разрешается брать предметы, входящие в родовое понятие (напитки), и запрещается брать отдельные из них. Но во второй фразе этот тезис опровергается, так как разрешается брать «звено» (в данном случае чемодан) и не разрешается брать родовое понятие (дорожный багаж). Нужно, таким образом, думать дальше.

После других приведённых примеров может появиться предположение, что можно брать с собой предметы, названия которых начинаются с букв от А до К, все другие предметы брать запрещено. Надо проверить это предположение: «Значит, Вилли может брать с собой бананы, но не может сливы?» Если это соответствует истине, то ведущий отвечает: «Да». Тогда игрок начинает приводить свои примеры, чтобы остальные играющие продолжали угадывать. Может случиться и так, что вам покажется, что вы нашли верное правило игры, но потом оказывается, что это неверно. Это очень захватывающая игра для настоящих интеллектуалов! Есть огромное число вариантов этой игры. Приведу лишь некоторые из них.

ВАРИАНТЫ.

Предметы, названия которых начинаются с букв от А до К, брать с собой разрешается, все другие запрещается (как в предыдущем примере). Запрещаются предметы, в названия которых входят двойные гласные.

Например.

Мой друг Вилли может брать с собой какао, но не может чай. (Примечание. Здесь и выше возникает определённая путаница, поскольку при переводе на русский язык немецких слов образуется сплошь и рядом различие в начальных буквах предметов. Например, чай — тее (двойная е). Багаж — райзегепек — явно выпадает из условий, по которым можно брать с собой предметы, названия которых начинаются с начальных букв от Л до К.)

Двойные согласные запрещаются. Например, мой друг Вилли может взять с собой чай, но не может кофе (по-немецки каффее).

Запрещаются слова женского рода. Мой друг Вилли может брать с собой чай, но не может лимонад (лимонад в немецком языке женского рода).

Всё, что частично или полностью сделано из определённого материала, брать запрещается. Например, он может взять с собой книги, но не кассеты (поскольку они из пластика); может взять бутылки, но не открывалку из металла.

Запрещаются все предметы, названия которых состоят из двух слогов. Он может взять какао, но не чай9 так как слово «какао», кажется, произносится как состоящее из двух слогов, этот пример гораздо сложнее, чем такой: он может взять с собой лимонад, но не может чай.

Открытые или закрытые вопросы?

Все вопросы с вариантами да/нет являются закрытыми. Открытыми считаются те вопросы, которые позволяют высказывать мнения или сообщать информацию. В немецком языке это вопросы, начинающиеся с буквы В (варум, визо, вер, вифель и т. д.), т. е. почему, как так, кто, сколько. Если называть вещи своими именами, то это определение слишком простое, так как вопрос «кто?» предполагает, что в ответе будет названо только одно имя (т. е. это относительно закрытый вопрос). В то же время вопрос «верите ли вы в Бога?» теоретически также относится к типу да/нет, но на практике, как правило, никогда на него не отвечают просто да или нет. Но чтобы провести игру, более пригодны упрощённые правила, чем те, которые учитывают все потенциальные возможности. Упражняться можно по-разному: немного упрощённое различение открытых и закрытых вопросов; быстрое принятие решения с использованием заранее запланированной стратегии.

Эта игра сложная и начинать её следует лишь тем игрокам, которые «прочно сидят в седле», иначе человек подвергается очень большой фрустрации.

Правила игры.

Игра проходит так, что игрок А задаёт игроку Б один вопрос за другим по изложенной ниже схеме. При закрытых вопросах он может отвечать только да или нет, открытые же требуют развёрнутого ответа. Для того чтобы продемонстрировать вам, насколько сложна эта игра, приведу один протокол нашего семинара. Как вы убедитесь, группа выступает во время игры как контрольная инстанция. Но если играющих мало, эту роль может взять на себя кто-то один.

А.: Вам нравятся такие игры?

Б.: Да.

А.: Почему?

Б.: Потому что они позволяют тренировать как логическое мышление, так и просто коммуникацию.

А.: Вы считаете, это хорошо?

Б.: Да, так как…

Группа: Стоп, отвечайте только да или нет.

Б..: Хорошо, да.

А.: Сейчас вы, наверное, предпочли бы, чтобы я задал вам вопрос «почему?», с тем чтобы вы могли ответить подробнее?

Б.: Да, чтобы я…

Группа: Стоп, только да или нет.

Б.: Чёрт побери, ну, да!

А.: Но я вас не спрашиваю.

Пауза.

А. (который ожидал реакции от Б.): Что случилось?

Б.: Но это был не вопрос.

Группа: Вы сказали: «Я ведь не спрашиваю».

А.: Хорошо, давайте продолжим?

Б.: Я надеюсь на это.

Группа: Стоп, только да или нет.

Б.: Но, может быть, можно говорить что-то иное!

Группа: Нет, не во время игры.

Игра «Трюк 17 Б»

Если собрались вместе хотя бы два игрока, имеющие опыт игры в вопросы и ответы, они могут проделать следующее упражнение. Это одно из лучших упражнений, придуманных мною, но оно очень сложное. Сразу вас об этом предупреждаю. Правила игры практически соответствуют правилам предыдущей игры, но есть два небольших различия:

1. Б. отвечает всегда на предпоследний вопрос (а не, как это принято, на последний). Это означает, что на первый вопрос он должен ответить дважды (что отнюдь не означает, будто оба ответа должны быть идентичными).

2. Б. может немного отклоняться от схемы, позволять себе лишнее слово в дополнение к да или нет. Так ближе к практике.

Во время семинаров первый тур этой игры я провожу как тур загадок сразу после деловой игры «Продажа экипировки для отпуска». Участник игры, который берёт на себя роль советника и задаёт вопросы, имеет всего 4 мин, чтобы выяснить, что происходит, в то время как другие уже посвящены в интригу игры. Мы играем в эту игру обычно три раза, чтобы участники группы увидели три различные версии. Возможно, это звучит неправдоподобно, но за те десять лет, которые я использовала эту игру на семинарах, всего примерно 15 % игроков, выступающих в роли советника, смогли угадать, что же здесь на самом деле происходит. Вот фрагмент из записи, сделанной во время игры на семинаре (первые вопросы об одном и том же). Жаль лишь, что вы лишены возможности услышать те раскаты смеха, которые звучали во время игры на семинаре.

А.: Вы хотите пойти в отпуск?

Б.: Да.

А.: Вы уже точно знаете, куда хотите поехать?

Б.: Да.

А.: Можете уточнить, куда?

Б.: Нет.

А. долго думает, а потом наконец говорит: Но ведь вы хотите пойти в отпуск?

Б.: Да.

А.: Когда же вы хотите поехать?

Б.: Я думаю, на юг.

А.: Но вы не ответили на мой вопрос.

Б. молчит, поскольку А. ничего не спросил*.

* Б. должен был запомнить вопрос: «Когда вы хотите поехать?»

А.: Вы хотите купить что-нибудь подешевле?

Б.: Я думаю, что будет в июле.

А.: Вы хотите взять меня за руку?

Б.: Да.

Если вам трудно следить за ответами, то можете провести стрелку от каждого ответа Б. до предпоследнего вопроса А. Тогда вы заметите, что Б. превосходно сыграл свою роль. Именно это так запутало А.!

Когда все участники посвящены в правила игры, её можно проводить в трёх группах, чтобы каждый, меняясь, мог побыть в роли А. и Б., контролёра для тех, кто в данный момент играет. Это чрезвычайно сложная игра, но она — превосходная тренировка, которая позволяет поупражняться во всём том, что мы обсуждали в этой главе:

1. Научиться внимательно слушать и правильно воспринимать собеседника.

2. Запоминать всё, что он говорит.

3. Отвечать на вопрос открыто или закрыто.

ЗАПОМНИТЕ: чем дольше один из партнёров задумывается над ответом, тем сложнее играть. Поэтому лучше играть втроём. Если же вас двое, то можно делать записи при игре. Кроме того, имеет смысл записать вашу беседу на магнитофон, для того чтобы позже проконтролировать её.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.