Единство через «наведение Мостов»: совместное бытие — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Единство через «наведение Мостов»: совместное бытие

2019-08-03 136
Единство через «наведение Мостов»: совместное бытие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хорошо, когда нам удаётся «навести мост» к другому человеку. А что для этого нужно? Это подразумевает, что мы должны интересоваться, что входит в «круг» другого человека, если хотим, чтобы он интересовался нашим «кругом». Но для этого необходимо частично выйти за пределы нашего «круга», вытянуть «щупальца», чтобы узнать: из каких фактов, данных, информации он исходит? Как он пришёл к своим заключениям? Почему думает, чувствует, делает так, а не иначе, какие у него цели и т. д. (рис. 10)?

Вспомните пример с экзаменом на аттестат зрелости из гл. 3! Сын был очень тронут, когда отец после многих месяцев споров (противостояния) наконец-то впервые поинтересовался, а какие вообще у него планы? Конечно, не всегда положение, когда нам полностью безразлично содержание «круга» другого человека, настолько драматично, но если мы не проявляем к этому достаточного интереса, то упрямство будет таким же, как и в случае псевдобесед отца с сыном.

Но бывают и такие ситуации, когда единство (при всём желании всех участников) всё же невозможно, возражают мне участники семинаров. Это правильно. Было бы нереалистично утверждать, что единство возможно или целесообразно всегда. Но можно разделиться на два лагеря, а можно ступить на совсем другой путь.

Единство через «наведение мостов»: двуединство

У англосаксов есть такое высказывание: «Единства не нужно добиваться». Например, одному человеку очень нравится шпинат, а другой терпеть его не может. Единство в данном случае может заключаться только в том, что каждый имеет право на свою субъективную оценку. Как просто это звучит и как трудно даётся нам в повседневных буднях! Хотя мы чисто теоретически знаем, что не следует спорить о вкусах, вопросах свободы религии и т. д., большинство из нас именно при обсуждении подобных тем всё же склонно настаивать на своём восприятии действительности.

И опять вы видите, почему я в гл. 1 старалась осторожно настроить вас относительно вашей действительности. Только тогда, когда мы осознаем, что фильтры БИО-ЛОГИКИ и ПСИХО-ЛОГИКИ неизбежно приводят нас к различному восприятию действительности, мы будем способны признавать и мириться с этими различиями. Это ни в коем случае не означает, однако, что мы должны разделять любое другое мнение. А так как в нашем немецком языке нет такого близкого высказывания, о котором говорилось выше, то я позволила себе изобрести нечто подобное: «мы можем прийти к двуединству, если невозможно единство». Двуединство можно изобразить следующим образом (рис. 11).

Варианты двуединства

Такими вариантами могут быть все ситуации, в которых мы соглашаемся с третьей (общей для нас) точкой зрения (позицией), потому что невозможно ни единство, ни двуединство. Как правило, это бывает в конфликтах, когда речь идёт не о том, чтобы допустить существование иной (третьей) точки зрения, а когда кто-то не может выносить точку зрения другого человека.

Например, конфликт между курящими и некурящими. Было бы абсурдным требовать от некурящих добиваться единства или двуединства с курильщиками. Но здесь возможна третья позиция, а именно: ограниченное двуединство. Это означает, что некурящий теоретически допускает, что курильщик хочет сделать затяжку-другую, но практически он не готов и не способен вдыхать табачный дым. Но если курильщик будет курить в специально отведённом для этого месте (которое некурящему не требуется посещать), то это и будет компромиссным решением, которое удовлетворит обе стороны. При настоящем компромиссе оба партнёра должны выйти за пределы своего «круга», иначе это не будет правильным решением проблемы (рис. 12).

Находить совместную (третью) точку зрения. Совместная деятельность (например, работа над проектом) также может быть примером связи, помогающей, хотя бы временно, преодолевать дистанцию. Так, политические противники могли бы сообща работать над проектом, к которому они относятся позитивно. При этом перед ними не должен стоять вопрос о том, не перейти ли им в противоположный лагерь (рис. 13).

ЗАПОМНИТЕ: предпосылкой для всех вариантов двуединства является попытка научиться перешагивать границы своего «круга», чтобы выяснить, какие ещё точки зрения могут существовать (и почему).

Но бывает и так, что мы готовы соглашаться с чем-то, не очень нас затрагивающим. Но стоит только завести речь на одну из важных для нас тем, как мы тут же забываем все благие намерения.

Недавно во время семинарских занятий слушатели, которые были в ролях руководителя отдела сбыта и сотрудника внешней службы, буквально «вцепились друг другу в волосы». Вмешались в спор и другие члены семинара. Когда я через несколько минут прервала участников словесной потасовки и попросила их записать хотя бы две мысли, которые высказывались противоположной стороной, оказалось, что они ничего не слышали, кроме собственных аргументов.

Встаёт вопрос: зачем же затевалась дискуссия, если не для обмена мнениями? Положа руку на сердце, можем признать, что с нами довольно часто происходит то же самое, когда речь заходит о том, что нас действительно волнует. Мы начинаем громко спорить, а аргументы противной стороны, как правило, вообще не воспринимаем. Поскольку этот раздел имеет очень большое значение, хочу предложить вам следующее.

Упражнение по осторожному перешагиванию границ собственного «круга». Запишите, пожалуйста, пять тематических областей (например, атомные электростанции, курение, окружающая среда), по которым у вас есть твёрдое мнение.

1. ________________________________________________

2. ________________________________________________

3. ________________________________________________

4. ________________________________________________

5. ________________________________________________

А теперь подумайте о том, какие источники информации вы использовали, чтобы у вас создалось именно такое мнение по этим проблемам? Какие газеты, журналы, телевизионные передачи дают вам новую информацию по этим темам, с которой вы согласны? С какими людьми вы обсуждаете эти темы? Авторы каких книг участвовали в формировании вашего мнения? Запишите всё это в вашу записную книжку!

А теперь задайте себе такие вопросы:

1. Какие органы информации публикуют сообщения, противоположные вашему мнению (газеты, журналы, радио- и телевизионные программы и др.)?

2. Каких людей вы знаете, которые придерживаются другого, отличного от вашего мнения? Как часто вы раньше спокойно обсуждали указанные вами темы с этими людьми?

3. Каких исследователей (авторов с противной стороны) вы можете назвать по именам, даже если вы, как правило, не хотите (не особенно хотите) читать их произведения?

Если вы не можете ответить на эти вопросы, то вам следует открыться для новых источников информации.

А теперь попробуйте ответить на следующие вопросы:

Как воспринимают действительность другие?

Что их побуждает воспринимать эту действительность именно так?

Какие аспекты их восприятия действительности вы не принимаете?

Что вас к этому побуждает?

Может быть, другие воспринимают какую-то ещё часть действительности, которая также имеет право на существование?

Какие аргументы приводят другие для обоснования своего восприятия действительности или в пользу осуществляемой ими стратегии?

Не говорит ли та или иная деталь в пользу их стратегии?

В какой мере ваше упорное желание во всём быть правым (или, наоборот, неуверенным) заставляет вас отчаянно цепляться за ваше мировоззрение?

Ответы на эти вопросы помогут вам предпринять попытку выбраться за пределы собственного «круга», но для этого требуются мужество и внутренняя уверенность. Ваше чувство самооценки будет улучшаться по мере того, как вы будете расширять ваш «круг». Возможно, вы ещё найдёте взаимопонимание с вашим нынешним «противником» на какой-то третьей точке зрения (рис. 14).

ЗАПОМНИТЕ: чем шире базис, на который мы опираемся, чем больше становится «круг», в котором мы живём, тем более гибким становится наше мышление, тем лучше наша коммуникация, так как мы проявляем понимание других точек зрения, мнений и т. д., тем больше будет наша внутренняя уверенность, так как всё меньше высказываний, данных, фактов и информации будет способно нас неожиданно поразить, тем больше мы будем становиться человеком разумным, который учится формировать собственную действительность и добиваться успеха. Все эти успехи возникают не вследствие побед над другими, а из наших постоянных маленьких побед над собой.

Искусство вести беседу

Искусство — производное от умения. Я задам вам сейчас четыре вопроса, и если вы ответите «нет» на один или больше из этих вопросов, то можете не продолжать чтение данной главы.

Четыре важных вопроса:

1. Готовы ли вы в принципе признать основные положения гл.1?

2. Готовы ли вы в принципе понимать и принимать чувство самооценки другого человека?

3. Принимаете ли вы высказывания, которые были сделаны в этой главе до сих пор?

4. Готовы ли вы к тому, чтобы разработать определённые технические приёмы?

А теперь речь пойдёт о тех заданиях, которые помогут вам обрести определённые качества, необходимые для успешной коммуникации.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.