Путеводитель к вашему успеху — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Путеводитель к вашему успеху

2019-08-03 183
Путеводитель к вашему успеху 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ERFOLGSTRAINING

SCHAFFEN SIE SICH IHRE WIRKLICHKEIT SELBST!

УСПЕХ ОБУЧЕНИЯ

СОЗДАЙ СВОЮ РЕАЛЬНОСТЬ САМ!

КАК ДОБИТЬСЯ УСПЕХА В ЖИЗНИ

Перевод с немецкого

Предисловие к русскому изданию

А теперь я хочу задать вам такой вопрос: «Проводили ли вы небольшие эксперименты, когда читали девятую главу, или же вы её просто читали?» Если вы ответите так: Да. Я читал (а) активно, — прекрасно! Ваша исходная позиция необычна. Каждый человек может улучшить свою жизнь, если, во-первых, он хочет этого и, во-вторых, если он готов к этому. Кроме того, он должен сделать что-нибудь для этого. Поэтому поздравляю вас! (Вы можете пропустить следующий абзац.)

А если вы ответите так: Нет. Я был (а) пассивным (ой) и просто прочитал (а) девятую главу. Поваренную книгу тоже можно просто читать. При этом, конечно, «накапливается» множество идей на будущее. «Когда-нибудь я буду делать то-то» — девиз, отражающий сущность такого поведения. Естественно, это хорошо, если в дальнейшем кто-нибудь решит апробировать ту или иную идею. Так поступает большинство людей. Они собираются долго жить (поэтому решают сделать что-либо когда-нибудь потом, в будущем). Само собой разумеется, что вы сами принимаете решения, это ваша жизнь, вам и решать. Но всё же, может быть, вы обдумаете всё это ещё раз?

Известно, что если вы сердиты или печальны и попытаетесь улыбаться в течение хотя бы одной минуты, то ваше настроение изменится к лучшему. Это обосновано и физиологически, и биохимически. Обратное также верно: допустим, я попрошу вас прямо сейчас, в течение одной минуты, изобразить на лице злость и гнев — ваше настроение ухудшится!

Теперь даже лёгкая улыбка не покажется мелочью, а в жизни часто именно такие «мелочи» имеют большое значение. Тот, кто часто улыбается другим, обязательно получает в ответ позитивную реакцию. Всё это верно и для других «сигналов». Когда мы брюзжим, рыдаем, жалуемся и т. д., мы вызываем в наших собеседниках ответную, или защитную, реакцию. Кроме того, мы часто думаем, что другие настроены против нас. Когда же вопреки ожиданию мы улыбаемся и наша интонация приветлива, то обязательно получаем в ответ позитивную реакцию. Как бы банально всё это ни звучало (ведь в сущности об этом знают все!), но всё же это истина. Просто знать и действительно использовать — разные вещи.

Так хочется, чтобы предложения, содержащиеся в книге, были опробованы вами на практике. Воспринимайте это пособие как своеобразный психологический «супермаркет». Вам не надо «покупать» все идеи и мысли, но, если вы возьмёте на заметку какую-нибудь одну идею и интегрируете её в вашу повседневную жизнь, тогда она заслуживает того, чтобы её «купили».

В заключение я бы хотела поблагодарить двух человек. Во-первых, моего отца Михаэля Биркенбиля, преподавателя и автора многих книг, написавшего замечательную статью об эффекте Пигмалиона (см. гл. 7) для этой книги и способствовавшего моему становлению как преподавателя и автора книг. Кроме того, я бы хотела сказать большое спасибо моему коллеге из Великобритании господину Полу Смиту, с которым нас связывает многолетняя дружба. Он предложил много идей для этой книги.

Я надеюсь, что книга поможет вам добиться успеха в жизни, к которому вы стремитесь, независимо от того, что вы понимаете под этими словами.

Как идут ваши дела?

Возможно, вас удивит этот вопрос. Но он важен, вернее, важен ваш ответ. Поэтому желательно, чтобы вы ответили на него, прежде чем читать книгу дальше. Итак, как у вас дела сегодня, сейчас, в данный момент? Если вы уже ответили, тогда читайте, пожалуйста, дальше и размышляйте вместе со мной. Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос с учётом приведённого ниже списка. К какой сфере жизни относится больше всего ваш ответ (положительный или отрицательный)?

Здоровье, хорошее самочувствие.

Настроение в данный момент.

Ваша нынешняя финансовая ситуация.

Семья, друзья, партнёры.

Возможность заниматься интересным делом.

Ощущение успеха.

Прочее.

Если бы я спросила вас, что в жизни вы считаете наиболее важным, то вы, возможно, не сразу бы перечислили ваши нынешние приоритеты. Большинство людей начинают колебаться при ответе на этот вопрос. Множество аспектов жизни проносятся у них в голове, но прежде чем они успевают их назвать, в сознании появляются уже другие. Так что на вопрос: «Что вы считаете наиболее важным в жизни?» большинству людей не так-то легко ответить.

Но когда ставится вопрос: «Как идут ваши дела?», мы обходим этот механизм. В этом случае ваш ответ автоматически относится к одной или нескольким наиболее важным сферам жизни. Поэтому я вас спрашиваю: «Что для вас главное?» Спросите и сами себя: «Являются ли эта или эти области вашей жизни особенно важными для вас, если иметь в виду успех, который вы хотите иметь?»

Пожалуйста, укажите те жизненные сферы, которые являются для вас главными.

Таким образом, мы проделали предварительную работу для определения вашего положения. Теперь необходимо сделать первые выводы.

Ваши определения успеха

Учитывая ключевые области вашей жизни, вам следует изложить (лучше всего сделать это письменно), чего вы должны достичь, чтобы могли считать, что добились успеха в жизни.

Изложу несколько мыслей, которые дадут импульс для размышления. Если вы согласитесь с одной из них, то можете взять её себе на заметку. Если какое-то высказывание вам не нравится, то для вас не составит труда перефразировать его таким образом, чтобы получилось именно то, что вам нужно. Выберите, пожалуйста, из нижеследующего списка только те пункты, которые вы ранее внесли в свой список, и обратите на них внимание. Каждый отдельный пункт мы будем обсуждать так, как будто он является ключевым понятием для вас. Ибо, пока мы размышляем над каким-нибудь из пунктов этого списка, с ним надо обращаться как с одним-единственным, даже если вы в целом выбрали несколько пунктов. Запишите, пожалуйста, ваши собственные формулировки к выбранным вами пунктам.

1. Здоровье, хорошее самочувствие.

Для меня успех в жизни означает главным образом сохранение или восстановление здоровья и хорошего самочувствия. Под этим подразумевается, например, поддержание веса в приемлемых границах, подвижность (двигаться столько, сколько необходимо для меня). Я составляю для себя план тренировок и буду его придерживаться.

Настроение.

Для меня успех в жизни означает преимущественно, что я буду учиться думать позитивно. Хотя я знаю по опыту, что, если человек предаётся негативным эмоциям и мыслям, он сам создаёт себе проблемы, тем не менее это регулярно происходит и со мной. Я хочу это изменить! Мне нужен план тренировки, чтобы научиться думать позитивно.

Финансовая ситуация.

Для меня успех в жизни означает главным образом надёжность моего финансового положения или мою финансовую независимость. Поэтому следует разработать разумную и практичную стратегию зарабатывания денег и успешно претворять её в жизнь.

Семья, друзья, партнёры.

Для меня успех в жизни означает преимущественно хорошие межличностные отношения (также и с детьми). Следует создать такие отношения и поддерживать их. Конечно, этого не достичь без усилий, но успех дела стоит усилий! В конце концов коммуникабельность является одним из важнейших аспектов моего успеха.

Ощущения успеха.

Для меня успех в жизни означает главным образом серию ощущений для переживаний успеха. Я хочу ставить перед собой всё новые задачи и решать их. В соответствии с этим я вырабатываю стратегию успешного управления самим собой.

Прочее.

Для меня успех в жизни означает главным образом… Этот пункт вы должны сформулировать сами. А так как вы решили, что он важен для вас, то это не составит труда. Если же всё-таки сделать это будет затруднительно, подумайте ещё раз над тем, действительно ли он так важен для вас.

А теперь один важный вопрос: «Вы „нормальный“ человек?» Прежде чем отвечать, вспомните, что вы только что писали о вашем успехе, потому что важно знать, насколько ваше определение успеха коррелируется с понятием «выделяться из массы». Другими словами, понятия «иметь успех» и «быть нормальным» вполне совместимы. Но чтобы достичь выдающихся успехов, качеств, которыми обладает «нормальный», т. е. средний, человек, недостаточно.

Биологический фильтр

Этот фильтр мы показали на рис. 3 с помощью линий от воспринимающего действительность к действительности. Человек охватывает только часть действительности. Иногда нам кажется, что с помощью науки мы можем охватить всю действительность. Мы разработали, например, специальную аппаратуру, которая позволяет измерять (известную на сегодняшний день) область электромагнитного спектра. Но, во- первых, это ещё не доказывает, что вне этого спектра не могут существовать другие аспекты действительности, которые мы (пока) не смогли охватить и осмыслить (или никогда не сможем постичь). А во-вторых, без помощи этих инфракрасных или ультрафиолетовых измерительных приборов человек видит столь же мало, сколь мало ощущает он своей кожей гамма-лучи. Так что человек может узнать лишь то, что сообщают ему его органы чувств.

Биологический фильтр связан также с особенностями отдельного человека. Если кто-то дальтоник, слеп, глух или просто тугоух, то он не сможет воспринимать отдельные части окружающего мира (мира ГОМО САПИЕНС) или же будет воспринимать их не полностью.

На биологический фильтр оказывают также влияние физиологические процессы. Больной или переутомлённый человек более лимитирован в восприятии действительности, чем тот, кто полон сил и энергии. Если же человек будет воспринимать мир через «чёрные очки» гормонов стресса, то он будет видеть совсем другой мир, чем, например, влюблённый, который, как известно, смотрит через «розовые очки». Объединяя все аспекты биологического фильтра, я обозначаю их как био-логику. Она в значительной степени ограничивает нашу способность воспринимать действительность.

Если бы био-логика была единственным фильтром, который ограничивает наше восприятие, то тогда все люди должны были бы воспринимать действительность почти одинаково. На самом деле это не так. Для того чтобы показать вам, к чему я клоню, предлагаю небольшой эксперимент. У вас есть, вероятно, наручные часы. Если это часы с циферблатом, то вы сможете участвовать в эксперименте вместе с нами и проверить своё восприятие. Но ни в коем случае не смотрите на них сейчас.

Первые выводы

1. Если ваша действительность до сих пор казалась вам (относительно) негативной, вы можете это изменить! Мы расскажем, как это сделать.

2. Если вы до сих пор (бессознательно) исходили по преимуществу из того, что существует только одна реальность (ваша собственная), то для вас было бы, вероятно, целесообразно потихоньку начать исследовать, каким видят мир окружающие вас люди. Это можно сделать как в общении с другими людьми, так и читая книги. Это расширит ваш кругозор, поможет быть терпимее.

Программы вежливости

Вас родители научили, что воспитанный человек никогда не позволит себе в обществе отрыжку. Если вы сидите в кафе и читаете, то даже очень тихое отрыгивание вашего соседа будет воздействовать на вас как раскат грома, будет нарушать вашу погруженность в собственные мысли. Но если бы такая сцена наблюдалась 200 лет назад, когда программы против отрыжки (по крайней мере в нашей стране) ещё не существовало, то же самое действие вашего соседа не произвело бы на вас никакого впечатления.

Какие ещё программы вежливости приходят вам сразу же на ум?

Запишите!

Оценочные программы

Если вы полагаете, что можете максимально объективно оценить какую-то ситуацию, осознаёте ли вы, что и в данном случае руководствуетесь уже заложенными программами?

Если вы, например, научены тому, что прилежание — это положительное качество, то вы автоматически будете позитивно воспринимать прилежных людей. Если вас учили, что интеллигентный человек выражается чётко и ясно, вы, возможно, станете поспешно осуждать тех людей, которые говорят невыразительно. Или вы скорее склоняетесь к тому, что вам действуют на нервы люди, не отличающиеся безупречной чистотой, не смотрящие вам прямо в глаза и т. д. А какие ещё оценочные критерии, регулярно используемые вами, спонтанно приходят вам на ум?

Программы самооценки

Если вы постоянно слышали одно и то же обращение, то оно, видимо, вошло в вашу плоть и кровь, стало частицей вашей личности. Вам говорили постоянно: «Вы с этим справитесь» или «Оставьте это, не то сломаетесь»? Вам внушили, что вы ущербны — ленивы, неспособны, неловки и т. д.? Роль программ самооценки в нашей жизни чрезвычайно важна, поэтому я подробно исследовала эту тему в моей книге.

Позвольте здесь сделать ещё один вывод: программы вежливости не безобидны. Несмотря на то что цель моих программ явно благая, они должны помогать делать человеческое общежитие простым и лишённым трений, именно эти программы могут привести к тому, что мы автоматически можем отвергнуть человека, который нарушает правила наших программ вежливости! А ведь подобные культурные программы переменчивы, и люди другой культуры (субкультуры) частично следуют совершенно иным программам вежливости, нежели мы. То, что в рамках одной культуры считается невежливым, в другой как раз ожидается от вас.

Многие оценки — типичные предрассудки. Предрассудки практичны: вы, не раздумывая, садитесь на стул, если, основываясь на уже приобретённом опыте, полагаете, что он вас выдержит. Этот вид предрассудков целесообразен и позволяет экономить драгоценные время и энергию. Но если вы тотчас же ставите человека на то место, которое ему, по вашему мнению, отведено, и действуете так, словно этот человек представляет собой то, что вы о нём думаете, основываясь на собственных предрассудках, то вы поступаете деструктивно. Мы ещё вернёмся к этому, потому что это очень важно, когда будем рассматривать эффект Пигмалиона (см. гл. 7). Наша самооценка управляет нашим поведением!

Если мы себя хорошо чувствуем и всё у нас в порядке, то мы и ведём себя иначе, нежели в ситуации, когда приходится нервничать. Это звучит банально и на подобные факты обращают мало внимания, однако мы воспринимаем негативно окружающий мир, если возникает чувство, что у нас не всё в порядке. Тогда кажется, что вокруг сплошные проблемы и нас окружают люди, которые желают нам зла, а сотрудники нисколько не заинтересованы в работе и т. д.

На наши суждения и восприятие оказывают влияние многие аспекты. Каждого человека можно представить стоящим в круге, который символизирует все те аспекты, которые привносит любая ситуация. Он символизирует точку зрения, которой вы придерживаетесь в данный момент, или ваше положение, которое вы определяли в главе «Путеводитель к успеху», а также ваши желания, надежды и страхи, оказывает влияние на ваше общение с другими людьми, а также на ваши шансы добиться успеха.

Словом, этот круг символизирует всё, что может оказать воздействие на наше восприятие или поведение. После того, как мы выяснили, что речь идёт о множестве отдельных аспектов, попытаемся обобщить их, исходя из трёх точек зрения: прошлое, настоящее, будущее.

«Очки» прошлого

К прошлому принадлежат как те программы, которые закрепились в вашем сознании (будь пунктуальным), так и те, которые вы восприняли бессознательно, так как восприняли их с помощью имитации (вместо того, чтобы постичь через слова). Вы можете думать, что нет никаких тормозящих программ, однако они постоянно встречаются на вашем пути к успеху.

Ваше прошлое, все ваши жизненные впечатления, весь на- копленный вами опыт, накладывают отпечаток на восприятие действительности и её оценку.

«Очки» настоящего

Здесь речь идёт как о ситуации, в которой вы в данный момент находитесь, так и о вашем сиюминутном настроении. Вынуждены ли вы вести переговоры на выставке, когда шум настолько велик, что почти приходится кричать? Чувствуете ли вы себя плохо и вам позарез нужно выйти, а вы не видите никаких шансов незаметно покинуть помещение? Довольны ли вы своим физическим состоянием или страдаете от излишнего веса? Есть ли что-то, что вам особенно нравится? В какой степени ХОМО САПИЕНС превращается в ГОРМО САПИЕНС при появлении в крови и мозгу гормонов стресса, т. е. насколько сильно в его реакции участвует рептильная часть мозга (об этом речь будет идти в следующих главах книги), — обо всём этом я писала в книге «Радость через стресс». Здесь я только констатирую, что в зависимости от вашего настроения на вашей переносице появляются то «чёрные», то «розовые очки» и этот фактор может существенно изменить действительность.

Но существует и ещё один аспект, который может представлять очень большой интерес, — это язык, который вы слышите или на котором читаете и говорите сами. Если политик говорит о том, что всё подорожает, то на вас это оказывает совершенно иное воздействие, чем если бы он говорил об урегулировании цен на потребительском уровне! Когда вы слышите о террористах, то у вас другое ощущение, чем то, которое возникает при упоминании БОРЦОВ ЗА СВОБОДУ. (Но кто и на основании каких критериев может решать, когда относит кого-нибудь к определённой категории?)

«Очки» будущего

Когда заходит речь о будущем, важно придерживаться двух вещей: во-первых, помнить о том, что прошлое влияет на будущее: все надежды, желания, мотивы, страхи, которые мы испытываем, являются производными нашего предыдущего опыта; во-вторых, позиция ожидания, с которой мы «входим» в какую-либо ситуацию, является не чем иным, как аспектом будущего, хотя её часто классифицируют как «сейчас» (т. е. как настоящее). Так что вы можете отнести её и к сиюминутному, если хотите. Этот аспект настолько существен, что мы ещё обратимся к нему позже в гл. 3.

Из сказанного выше следует:

Каждый человек находится в определённом круге. Этот круг символизирует все те аспекты био- и психо-логики, которые оказывают влияние на наше восприятие, самооценку и в конечном счёте на наше поведение.

Влияние может быть сознательным и бессознательным. Конечно, последнее обнаружить труднее, но уже при внимательном поиске существующих в нашем сознании программ «всплывают» неслыханные открытия! Это относится не только к позитивным программам, которые помогают добиться успеха (ещё большего успеха), но и к тем, которые побуждают нас создавать препятствия на собственном пути.

Как вы относитесь к тому, чтобы, прежде чем перейти к следующей главе, ещё раз поразмыслить над выводами настоящей и сделать какие-нибудь записи для себя?

Возможно, вы захотите переосмыслить программы, которые важны для вашей жизни? (Все заповеди и запреты, твёрдые мнения, которых мы придерживаемся, — это тоже программы. Какие основные мысли определяют вашу жизнь и ваши представления о целях?) А может быть, есть и другой какой- либо аспект, который представляется вам важным?

Следующей частью программы нашего семинара будет дискуссия в малых группах. Участники семинаров всегда отмечают, как важно было для них именно в этом месте ещё раз задуматься над прочитанным. Если вы хотите получить пользу, то лучше сделать здесь небольшую паузу (возможно, подискутировать с другими людьми), прежде чем продолжить чтение. Ответьте на следующие вопросы:

1. Если реальная действительность представляется вам негативной, вы можете её изменить?

2. Если вы до сих пор сознательно (бессознательно) в большинстве случаев исходили из того, что существует только одна реальность, вы можете пересмотреть свои взгляды?

3. Понять можно только то, что знаешь?

4. Можно ли получить впечатления «из вторых рук»?

5. Программы вежливости небезобидны?

6. Являются ли многие суждения типичными предрассудками?

7. Управляет ли ваша самооценка вашим поведением?

8. Какое влияние оказывает на вас био- и психо- логика — сознательное или бессознательное?

Восприятие проблемы

При определении вашей действительности мы касались вопроса: «Что такое проблема?». Вспомните определение понятия «проблема», которое вы записали.

Возможно, вы вспомнили, что большинство участников наших семинаров начинали смеяться, когда сравнивали собственное определение проблемы с тем, которое даёт толковый словарь. Приведу ниже примеры возможного состояния дел. Быть может, для кого-то они отразят существующее положение дел:

• у меня есть проблема;

• у меня много проблем;

• у меня гораздо больше проблем, чем у X или Y;

• мои проблемы более тяжёлые, чем твои;

• у меня меньше проблем, чем у тебя;

• у меня прежде всего проблема нехватки времени;

• у меня слишком много проблем и т. п.

Определение проблемы, которое дают сначала участники наших семинаров, вновь и вновь показывает, что большинство людей становятся в этом случае жертвами речевого механизма. Давайте проанализируем предложение, которое лежит в основании всех этих высказываний: У меня есть проблема.

Это предложение участники семинаров сначала считают «корректным» или «правильным». Но ведь факт, что наша индоевропейская структура языка направляет нас в заданное русло мышления и восприятия. Что вы имеете, если у вас есть проблема? Если это действительно так, то тогда уже проблема «имеет» вас!

Если мы исходим из того, что проблема является чем-то, что можно иметь, то из этого вытекает, что она может существовать самостоятельно, вне нас. Это аналогия грамматической структуры «У меня есть машина», при которой я исхожу из того, что этот автомобиль, которым я владею, может существовать независимо от меня. Аналогичным образом обстоит дело, когда мы говорим: «У меня много (мало) денег».

Но в предложениях «Мне страшно» (по-немецки это звучит как «у меня есть страх, я имею страх») или «У моего коллеги есть большая проблема» положение вещей совершенно другое! Что же в действительности произошло, прежде чем он «заимел» проблему? Давайте внимательно рассмотрим эту ситуацию: конкретный человек находится в конкретной ситуации, в которой он вполне конкретные аспекты окружающей его действительности воспринимает как проблемные и соответственно этому приклеивает к ним такие ярлыки (рис. 5).

Если бы данный человек считал данный аспект положительным, то у него не было бы проблемы. Но поскольку он воспринимает его как отрицательный, то и ситуация кажется ему проблемной! Теперь вы поняли, почему мы так подробно занимались восприятием. Если психо-фильтр вашей психо-логики провоцирует вас к тому, что вы расцениваете многие аспекты вашей действительности как проблематичные, то у вас и «появляется» много проблем. Возможно, вы даже думаете что у вас гораздо больше проблем, чем у других людей. Возможно, вы возлагаете вину за это на судьбу, но вы сами можете внести огромный вклад в то, чтобы уже в скором времени снять ряд проблем.

ЗАПОМНИТЕ: не существует проблем, есть лишь ситуации, которые вы сами характеризуете как проблематичные! Это следует выяснять в каждом конкретном случае. Используйте для этого, пожалуйста, метод ТРЕХ ШАГОВ.

ПЕРВЫЙ ШАГ: установите, какой аспект ситуации превращает её в проблему.

ВТОРОЙ ШАГ: спросите себя, ПОЧЕМУ именно этот аспект такой «плохой» и что будет, если вы не овладеете ситуацией?

ТРЕТИЙ ШАГ: спросите себя, можете ли вы ЛИЧНО предпринять что-то разумное, чтобы решить «проблему»? При ответе ДА — дополнительный вопрос: стоит ли игра свеч или в какой пропорции стоят предполагаемые усилия к ожидаемому результату? Тогда выполните то, что задумали. При ответе НЕТ перепроверьте ваше отношение к проблеме (смотри следующий раздел).

Если вы будете использовать метод трёх шагов в вашей повседневной жизни, результаты окажутся поразительными. Два примера, приведённые участниками наших семинаров, подтверждают это.

Первый пример: проблема с экзаменом на аттестат зрелости

Это интересный пример, поскольку всё произошло в 1975 г. и процесс становления личности упомянутого в этом случае сына можно проследить на протяжении 16 лет.

ПЕРВЫЙ ШАГ

Отец, Мой сын отказывается сдавать экзамены на аттестат зрелости.

ВТОРОЙ ШАГ

Отец: У него есть все возможности для этого. Поэтому я полагаю, что он должен всё-таки сдать экзамены!

Тренер: Почему это так важно для вас? (Тренер — преподаватель, проводящий семинар. — Прим. пер.)

Отец: Я хочу ему помочь.

Тренер: Даже против его воли?

Отец: Но ведь он вообще ещё не знает, что хорошо для его будущего.

Первый участник семинара: А вы это знаете?

Второй участник семинара: Скажите, чем хочет заняться ваш сын, если он отказывается сдавать экзамен на аттестат зрелости?

Отец (растерянно): Ну, точно я этого не знаю.

Первый участник семинара: Что же в худшем случае может произойти, если вам не удастся заставить сына сдавать экзамен?

Отец (тихо): Я был бы ужасно разочарован.

Второй участник семинара: Может быть, было бы полезным установить, какие планы у вашего сына и есть ли у него вообще конкретные представления о будущем?

В этом случае не потребовалось даже делать третий шаг. В тот же день отец поговорил с сыном и выяснил, что тот собирается стать ювелиром (после окончания восьмилетней школы. Восемь классов он заканчивает через несколько недель). Он уже подыскал место для обучения, поскольку в свободное время постоянно «отирался» у своего потенциального учителя, а потом начал помогать ему. Учитель согласен взять его в ученики. Но потом отец ещё добавил: «Знаете, что меня больше всего тронуло: мой сын был близок к тому, чтобы расплакаться, потому что я интересовался ЕГО ситуацией, ЕГО желаниями, ЕГО надеждами, ЕГО будущим, вместо того чтобы излагать ему собственную точку зрения».

Второй пример: так называемая проблема времени

Предупреждение: многие участники семинаров не согласны с этим примером, поскольку считают, что он не относится к их проблеме времени, что их ситуация совершенно иная.

Рассмотрим пример с господином Н. Он полагал, что у него колоссальная проблема нехватки времени. Его любимое изречение: «День должен состоять из 48 часов». Но когда он начал систематически анализировать проблему нехватки времени, то сразу сделал существенное открытие: с помощью метода трёх шагов можно исследовать только ОДНУ проблему, а не все проблемы времени скопом. Господин Н. должен был выбрать какую-то специфическую ситуацию, что он и сделал.

Привожу беседу, которая произошла во время нашего семинара. Описание первого и второго шагов сокращено, так как самым интересным был третий шаг.

ПЕРВЫЙ ШАГ

Господин Я.: Проблема заключается в том, чтобы вовремя поставить определённый товар.

ВТОРОЙ ШАГ

Господин Я.: Иначе клиент будет очень зол.

ТРЕТИЙ ШАГ

Господин Я.: Я, конечно, мог бы попытаться объяснить клиенту свои затруднения, но на это тоже ушло бы время, которого у меня нет.

Тренер: Кажется, у вас такие ситуации возникают часто?

Господин Я.; Конечно, постоянно.

Другой участник семинара: Но, наверное, этой ситуации предшествовала какая-то ошибка, возможно, при получении заказа на поставку?

Господин Я.: Да, клиент настаивает на очень быстрой поставке товара, и для того чтобы не лишиться заказа, я обычно соглашаюсь.

Ещё один участник семинара: Тогда получается, что мы рассматриваем здесь мнимую проблему?

Господин Я. (долго молчит, потом говорит, вздыхая): Кажется, это действительно так.

Тренер: Итак, начнём с самого начала…

Именно такой результат очень важен. Иногда приходится несколько раз прослеживать весь цикл, прежде чем нападёшь на след настоящей проблемы. Так было и с господином Н., который только во втором туре нашей деловой игры признался в том, что его «основная проблема» кроется в неумении сказать «нет» и клиенту, и руководителю отдела торговли. Он сам себе создавал множество проблем нехватки времени, поскольку 60 % драгоценного времени и энергии уходило у него на то, чтобы любыми путями спасти ситуацию, которая заранее была неправильно запрограммирована. При этом он раздавал разным людям обещания направо и налево и скоро полностью лишился кредита доверия. Это означает, что, несмотря на то что терпел поражения на всех фронтах, он героически пытался «выиграть войну», как он выразился. Но потом он убедился в бессмысленности такого образа действий.

Определение основной проблемы

Как видите, оба этих достаточно типичных примера показывают, что основная проблема не определена, хотя предпринимаются попытки решить её. Это неизбежно заводит в тупик. В большинстве случаев проблему решить не удастся; решение проблемы, если бы его всё же удалось найти, сводилось бы к лечению симптомов. Основная же проблема не была бы даже затронута.

Итак, только в том случае, если вы определите основную коренную проблему, у вас появится шанс справиться с ней! А для этого как нельзя лучше подходит метод трёх шагов.

В этой связи я хочу ещё раз напомнить определение проблемы. Обратите, пожалуйста, особое внимание на выделенные мною части текста. Проблема (от греч. problema — задача) — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. Корректная постановка проблемы часто является импульсом к развитию, открытиям и изобретениям.

Разве это не позитивное начало? Если вы за это время захотели что-то записать, то сейчас как раз наиболее благоприятный момент для этого, прежде чем ваши сиюминутные ассоциации не «смажутся» последующими умозаключениями.

Позиция ожидания

Как мы убедились на приведённом выше примере, позиция ожидания, которую занимал отец парня, не желавшего сдавать экзамены на аттестат зрелости, породила проблему. Если бы он не рассчитывал на то, что его сын непременно продолжит образование и получит заветный аттестат, то никакой проблемы не возникло бы. Когда многие годы наблюдаешь за тем, как участники семинаров изменяют свои представления о первоначально описанных ими проблемах и отыскивают другие, которые действительно важны, то подмечаешь, сколь часто за так называемой проблемой скрывается определённая установка. Может быть, вам знакомо известное изречение римского историка-стоика Эпиктета, которое гласит: «Вещи не сами по себе бывают положительными или отрицательными — наше отношение к ним делает их таковыми».

Приведу несколько примеров из работ участников наших семинаров. Пожалуйста, запомните собственные примеры, которые у вас непременно появятся при чтении. Было бы хорошо, если бы вы их сразу записали. Для этого достаточно кодового обозначения. Только ваши собственные примеры способны вас убедить.

Дождь.

Один участник семинара негодует на то, что дождь расстроил все планы и сорвал тщательно подготовленную вечеринку в саду. (Примечание. К национальной особенности немцев относится обычай собирать гостей в саду. Как правило, им предлагаются в этом случае жаренные на гриле тут же на свежем воздухе сосиски, мясо или рыба, что сопровождается обильными пивными и иными возлияниями. Распространено и кофепитие.) Можно задаться вопросом, насколько тщательно планируется праздник в саду в Германии, если не принимается в расчёт погода? Но оставив это в стороне, следует поразмыслить над тем, действительно ли дождь сам по себе такое бедствие? И не найдётся ли человек, который будет радоваться тому, что тот же самый дождь напоит его растения?

Тюбик с зубной пастой.

Настоящая «проблема» постоянно выплывает тогда, когда заходит речь о проблемах партнёров. Создаётся впечатление, что у многих людей есть программа (см. гл. 2), которая подсказывает им, что зубную пасту надо выдавливать снизу, постепенно продвигаясь к отверстию тюбика. Но существует множество людей, у которых такая программа отсутствует. Они выдавливают пасту из тюбика как-то не так, но их действия нисколько не волнуют партнёров. В чём же тут дело, в тюбике или же в самих людях?

Предрассудок.

Перед нами классический пример того, как наше отношение (установка) может влиять на наше восприятие. Один из участников нашего семинара рассказал о том, как один из его коллег временно заменял пострадавшего в результате несчастного случая руководителя отдела. К нему попала информация о том, что один из сотрудников пустил сплетню о болеющем ныне шефе отдела. Временный руководитель поверил в эту информацию, в результате чего у него сложилось отрицательное отношение к нему, возникла масса проблем, но позже выяснилось, что это была дезинформация. В этой связи важно уяснить: что вызвало у руководителя негативное отношение к сотруднику? И что породило истинные проблемы? К этому аспекту мы ещё будем обращаться в гл. 7, при рассмотрении эффекта Пигмалиона.

Пунктуальность.

Эта тема обсуждается всякий раз, когда речь заходит о проблемах. Но поразмыслите вот над чем: допустим, вы назначили время встречи с одним клиентом из Западной Африки; предположим, вы узнали, что у африканцев из западной части материка совсем другое чувство времени, нежели у нас, что они совсем не пунктуальны (в нашем понимании) и что они просто не могут позволить себе пунктуальность, если серьёзно заинтересованы в сделке. Собственная программа подсказывает африканцу, что если он придёт в условленное время, то тем самым покажет свою повышенную заинтересованность в сделке, что (по его понятиям) ослабит его позиции на переговорах. Если мы знаем эту особенность, то можем просчитать: если африканец опаздывает на 10 мин, то он не очень заинтересован в сделке, если же на 20 мин, то это говорит о настоящем интересе. А теперь представьте себе, что вы ждёте африканца в ресторане, где договорились с ним встретиться. Вы не считаете минуты, на которые он опаздывает, не раздражаетесь по этому поводу. Что же в действительности изменилось? Ситуация? Нет! Только ваше отношение, которое согласно этикету и делает ситуацию положительной или отрицательной! Изменилось только оно.

Над этим примером следовало бы каждому хотя бы однажды всерьёз поразмыслить! Если дополнительная информация в состоянии помочь вам иначе взглянуть на ситуацию, которую вы до сих пор воспринимали неизменно негативно, то возникает вопрос: какая же дополнительная информация необходима вам для того, чтобы совсем другими глазами взглянуть на ситуации, в которых у вас постоянно вырабатываются гормоны стресса? Они предстанут перед вами в ином свете, если вы критически пересмотрите собственное отношение.

ВСЕ ПОНИМАТЬ — ЭТО ЗНАЧИТ…

Пожалуйста, не поймите меня неправильно. Участники наших семинаров опасаются, что я проповедую философию равнодушия по принципу, что лишь тот, кому «всё до лампочки», не будет иметь никаких проблем.

Это, по моему мнению, возникает потому, что большинство людей исходят из «двухвалентной логики». Они говорят: или человек заинтересованно отстаивает свою позицию (когда обсуждается, например, такая тема, как пунктуальность), или же ему всё совершенно безразлично и тогда нет смысла ни радоваться, ни злиться, если кто-то не отличается пунктуальностью. Но я думаю, что есть и третья позиция — позиция равновесия, невозмутимости.

Равновесие, или невозмутимость, — это именно та позиция, которой придерживались философы-стоики, хотя позицию стоиков часто путают с равнодушием. Равновесие является целью и всех буддийских и индуистских религиозных группировок, хотя Запад часто трактует это как фатализм. Равновесие — это сильная позиция (в


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.