Правила успешного применения технологии модульного обучения — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Правила успешного применения технологии модульного обучения

2019-08-03 336
Правила успешного применения технологии модульного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Успешная подготовка и реализация учебного процесса по технологии модульного обучения возможна только при соблюдении определенных педагогических правил, которые относятся преимущественно к организации и управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся. Такими общими правилами применения модульного обучения являются следующие:

1. Выявление уровня готовности учащихся к работе.

Приступая к работе с новым модулем, необходимо провести входной контроль, показывающий уровень подготовленности обучаемого к его усвоению. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний и умений школьников.

2. Применение текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента модуля. Текущий и промежуточный контроль осуществляются чаще всего в форме личного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля, сверки с образцом и т.п.). Оба вида контроля должны способствовать своевременному выявлению пробелов в усвоении знаний и умений с целью немедленного их устранения.

3. Применение обобщающего (выходного) контроля в конце изучения каждого модуля. Обобщающий контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку в случае выявления недостаточности усвоения обучающимися учебного материала.

4. Дидактически правильное представление учебного содержания модуля, обеспечивающее эффективность усвоения его учащимися. В этом плане большое значение принадлежит языку модуля, который должен отвечать определенным требованиям. Он должен быть конкретным, выразительным и, главное, адресованным лично учащемуся. «Можно считать, – пишет П.А. Юцявичене, – что язык модуля оптимально служит для передачи информации, если обучающийся, работая с модулем, чувствует, что тот как бы обращен к нему, разговаривает с ним, будто хочет помочь ему в нелегком учебном труде»[10]. Следует избегать сухого, канцелярского обезличенного стиля.

5. Дидактически обоснованная структура модуля, обеспечивающая успешность учебной деятельности каждого учащегося. Структура модуля имеет большое значение для реализации обратной связи.

Установлена следующая оптимальная структура модуля: каждый модуль структурно состоит из: а) выделенных учебных элементов плюс б) три дополнительных учебных элемента. Дополнительные элементы занимают в структуре модуля всегда определенное место: один из них всегда идет первым и нумеруется нулевым (УЭ-0); второй дополнительный элемент – предпоследним, третий дополнительный элемент – последним. Каждый из них выполняет определенную функцию. Так, нулевой учебный элемент предназначен для раскрытия целей модуля; в предпоследнем учебном элементе дается резюме-обобщение информационного материала, представленного в модуле; последний учебный элемент предназначен для контроля. Модуль может быть представлен в виде таблицы следующей формы:

 

№ стр. № М Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала

 

Характер подготовки педагога к уроку, к педагогической деятельностипо технологии модульного обучения имеет свои особенности. Они обусловлены спецификой функций, выполняемых педагогом в условиях реализации технологии модульного обучения. Эти функции варьируются от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей и осуществляются на принципиально иной основе взаимодействия педагога и обучающегося в учебном процессе. С помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготовленности. Как отмечалось выше, учащийся, используя модуль, может самостоятельно организовать усвоение нового материала и приходить на каждую встречу с педагогом подготовленным. Таким образом, создается базисное условие для реализации сотрудничества педагога и учащихся в педагогическом процессе, паритетности их отношений. Подчеркнем, что соблюдение паритетных взаимоотношений между педагогом и учащимися предопределяет успешность модульного обучения, изменение роли педагога в учебном процессе. Педагог освобождается от чисто информационных функций и на всех этапах выступает как организатор и руководитель процесса. Ведущая роль его сохраняется, но в рамках субъект-субъектных отношений в системе «педагог–учащийся». Поэтому основными задачами педагога являются не предоставление учащимся информации («информационные инъекции»), но:

· мотивирование обучения,

· осуществление эффективного управления учебно-познавательной деятельностью школьников через модуль,

· непосредственное консультирование учащихся, так как учащийся выполняет в условиях модульного обучения роль самостоятельного исследователя проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений, навыков. Все это ведет к изменению характера деятельности педагога на уроках и, следовательно, к изменению характера и содержания подготовки к ним; теперь педагог готовится не к тому, как лучше провести объяснение материала (успешно выполнить информационную функцию), а к тому, как лучше управлять деятельностью учащихся и обеспечивать паритетность взаимоотношений с ними в процессе обучения.

При подготовке к уроку в центре внимания педагога находятся три основных аспекта педагогической деятельности:

а) грамотное выделение интегрирующих целей модуля и структурирование учебного материала сообразно этим целям;

б) продумывание целей деятельности обучаемых, определение программы их действий, предвидение возможных ошибок и затруднений, форм дидактической помощи и консультирования;

в) продумывание технологии соблюдения паритетных взаимоотношений с учащимися, определение форм и методов их учения, предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций.

Обозначенная система подготовки к уроку приводит педагога к анализу своего опыта, знаний, умений и навыков, требует от него систематического профессионального совершенствования, ориентирует на необходимость хорошего знания своих учащихся.

Таким образом, основными особенностями технологии модульного обучения являются ее динамичность, гибкость, перспективность, паритетность.

Гибкость технологии объясняется адаптацией к индивидуальным особенностям обучающихся за счет исходной диагностики знаний, темпа усвоения, индивидуализации обучения.

Перспективность технологии обеспечивается первоначальным знакомством учащихся со всей программой и комплексной дидактической це­лью (или уровневой целью) с учетом близких, средних и далеких задач.

Паритетность технологии выполняется на основе относительно самостоятельного характера учебного труда школьников и совместного выбора оптимального пути обучения педагогом и учащимися.

Как видим, в модульном обучении прослеживаются такие основные технологические черты всей системы – постановка целей и их максимальное уточнение (КДЦ, ИДЦ, ЧДЦ); направленность учебного процесса на запланированный учебный результат; разбивка учебного процесса на блоки, соответствующие предварительно выделенным учебным единицам (учебные элементы, модули); оценка текущих результатов, коррекция обучения; заключительная оценка результатов.

 

Достоинства технологии модульного обучения

Анализ опыта работы зарубежной и отечественной школ показывает, что технология модульного обучения обеспечивает достаточно высокий уровень результативности учебно-воспитательного процесса. Это выражается в организации педагогического процесса в образовательном учреждении в целом, в результатах совместной деятельности педагога и учащихся, состоянии их психического и физического здоровья.

Модульная система организации учебно-воспитательного процесса снижает многопредметность, экономит силы и ресурсы здоровья учащихся и педагогов, ставит педагога и учащегося в условия выбора и повышения ответственности за результативность труда. Много предметность снижена на треть, в течение учебного дня учащимся приходится заниматься по трем-четырем учебным дисциплинам, а не по шести-семи, как при обычном расписании.

Снижена перегрузка учащихся за счет меньшего числа предметов для домашней подготовки. Проведение в день двух-трех уроков по одному и тому же предмету предполагает изменение методики преподавания: увеличивается время для всех видов учебной деятельности на уроке. Следовательно, укрупняются единицы содержания учебного материала.

Впервые появляется реальная возможность в качестве единицы времени использовать не урок, а учебную неделю, не параграф, а учебную тему как единицу учебного материала.

Внеурочная деятельность в рамках модульной педагогической технологии выступает как продолжение и завершение учебной деятельности обучающихся.

Исследованиями отечественных ученых (В.П. Лапчинская, И.Б. Марциновский, Н.Д. Никандров, В.Г. Разумовский и др.) зарубежной теории и практики модульного обучения установлены следующие позитивные аспекты данной технологии, обеспечивающие эффективность процесса обучения:

· динамичность обучения, которая заключается в вариативности элементов, модулей, содержания элементов и модулей;

· формулирование целей в терминах методов деятельности и способов действий учащихся и разделение их на циклы познания и циклы других видов деятельности;

· дифференциация и индивидуализация обучения на основе многократного повторения диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей, индивидуального темпа учебной деятельности школьников;

· осознанность перспективы обучения каждым школьником (начало модуля содержит описание интегрированной цели, начало его элемента – описание частной цели; программа намечает близкие, средние и дальние перспективы);

· законченность материала в модулях, интеграция разных видов и форм обучения, обеспечивающие каждому школьнику достижение поставленных задач;

· ориентация обучаемого на проблемный подход и творческое отношение к учению.

В модульное обучение хорошо вписывается вся система методов, приемов и форм организации учебно-воспитательного процесса. В целом модули можно использовать в любой системе обучения, усиливая тем самым ее качество и эффективность.

 

Модульная технология в профессионально-техническом образовании

В профессионально-техническом образовании концепция модульного обучения была разработана экспертами международной организации труда (МОТ) на основе наиболее прогрессивных и эффективных образовательных систем европейских государств. Сегодня она успешно используется во многих странах мира.

В соответствии с данной методикой обучение строится по блочно-модульной системе. За основу берутся производственные задания, содержащиеся в работах, специальностях и профессиях. На каждое задание разрабатывается свой модуль трудовых навыков (МТН).

Основой МТН-концепции является: системный подход к организации профессионального обучения, установленными на основе анализа профессиональной деятельности специалистов, и действенными механизмами обратной связи; пошаговое обучение, ориентированное на обучаемого, и учебная документация с хорошо иллюстрированным учебным текстом, доступная пониманию широкого круга обучаемых; чрезвычайно гибкая модульная структура программ обучения, отвечающая как потребностям местных рынков труда, так и способностям отдельного обучаемого. Основные характеристики МТН-подхода к профессиональной подготовки существенно отличаются от характеристик традиционных методов обучения. Традиционные программы, являясь программами блочного типа строго регламентированы и отражают требования национальных профессиональных профилей. МТН-концепция предусматривает создание гибких модульных программ обучения, отражающих содержательные параметры общих профилей профессиональной деятельности и способных выполнить требования национальных и частных профилей.[11]

МТН в структурированном виде охватывает содержание профессиональной деятельности, осуществляемое в рамках конкретной работы, профессии, специальности или служебных обязанностей.

Модульный блок – логически завершённая и функционально приемлемая часть работы в рамках производственного задания, профессии или области деятельности с чётко обозначенными границами. Как правило, он не допускает дальнейшего деления на более мелкие части. Для каждого модульного блока разрабатывается своя система пособий – учебных элементов. Таким образом, набор учебных элементов позволяет сформировать необходимые модульные блоки и модуль трудовых навыков в целом.

Содержание модульных программ формируется на основе анализа профессиональной деятельности, в ходе которого выявляются конкретные задачи такой деятельности и выстраивается ее определенная структура.

За структурную единицу деятельности в рамках конкретной работы принимается модульный блок (единица), представляющий собой самостоятельную единицу профессиональной деятельности, выполняемую в рамках конкретной работы, выделяемый логическим путем и имеющий четко обозначенное начало и окончание. Результатом выполнения модульного блока является создание какого-либо изделия, оказание услуги или принятия значимого решения.

В профессиональных областях, где технологии и приемы работ стандартизированы, модульные блоки носят общий характер и могут быть приложены к широкому диапазону учебных ситуаций. В таких случаях выполнение частных профессиональных требований достигается посредством незначительной модификации содержания модульных единиц и учебно-программной документации.

Специфика работы, согласно МТН-концепции, заключается в подготовке описания работы и перечня и описания модульных блоков, выполняемых в рамках работы. Совокупность модульных блоков (единиц), которые специалист выполняет в рамках своей работы, составляет модуль трудовых навыков (МТН), который может состоять из одного или нескольких модульных блоков и охватывать как отдельные виды работ, так и профессию в целом.

В отличие от традиционных учебников, объемных и ориентированных в основном, на передачу знаний, основным средством МТН обучения является учебный элемент, представленный как автономная учебная брошюра, предназначенная для освоения отдельных навыков или знаний и используемая для самообучения и/или обучения под руководством преподавателя.

Каждый учебный элемент включает в себя четко сформулированную цель обучения; перечень необходимого оборудования, материалов и вспомогательных средств; перечень сопутствующих учебных элементов и пособий; страницы с иллюстрированным учебным текстом; задания, необходимые для отработки формируемых навыков; проверку достижения целей обучения, состоящую из контрольных вопросов и квалифицированных тестовых заданий. Учебные элементы содержат сведения, которые хороший педагог должен изложит на лекциях и продемонстрировать на практических занятиях.

Для формирования у обучаемых профессиональных создается пакет учебных материалов на модульной основе, предназначенный для подготовки и выполнения модульного блока, включающий руководство для преподавателя и обучаемого, перечень оборудования, необходимого для выполнения программы, набор учебных элементов согласно спецификации обучения и комплект тестов для оценки результатов обучения.

Квалификационные испытания для каждого модульного блока, разрабатываемые в соответствии с требованиями квалификационных стандартов, могут служить основой для традиционных процедур выходного контроля и сертификации выпускников.

МТН программы обучения для частных профессиональных профилей могут формироваться с использованием учебных элементов из одной или нескольких профессиональных областей. Совместимость учебных элементов обеспечивается стандартными требованиями к их составлению и оформлению.

Принципиальным отличием МТН подхода от традиционных является использование некоторых новых мобильных входных параметров, таких как:

· перечни модульных блоков (профессиональных задач), отражающих содержательные параметры общих профилей профессиональной деятельности (областей деятельности), представляющих информационную базу для выполнения анализа профессиональной деятельности;

· банк перекрестных справочных таблиц "Модульные единицы/учебные элементы", содержащих перечень учебных элементов, которые могут использоваться как учебные материалы для различных МТН-программ;

· банк учебных элементов, которые могут использоваться как учебные материалы для различных МТН-программ;

· инструктивные единицы, заменяющие учебные элементы, которые были определены, но не разработаны;

· учебные элементы по подготовке МТН-персонала, нацеленные на подготовку методистов, разработчиков МТН-программ обучения и учебных элементов, руководителей программ и преподавателей.

· Основные характеристики системного подхода к профессиональной подготовке с использованием модулей трудовых навыков, позволяющего:

· проектировать систематизированные, всесторонние и гибкие схемы и программы профессионального обучения, способные удовлетворить социально-экономические потребности различных стран и учебных ситуаций;

· подготовить специфические работы и программы обучения различной направленности в соответствии с социально-экономическими потребностями и учебными ситуациями;

· подготовить спецификации обучения и скомплектовать пакеты учебных материалов для каждого обучаемого, используя разработанные учебные элементы и учебные материалы из других источников;

· создать обширный банк учебных элементов и пособий, которые могут быть переведены и адаптированы к местным условиям, согласно запросам;

· выполнять программы профессионального обучения в образовательных учреждениях и на предприятиях, используя наиболее эффективным образом педагогический персонал и учебно-материальные ресурсы организации;

· осуществлять контроль за ходом выполнения программ обучения, управлять ими и оценивать их эффективность, модернизировать и совершенствовать программы обучения и учебные материалы, используя эффективные механизмы обратной связи;

· установить национальную систему выходного контроля и сертификации выпускников.

При этом уровень квалификации, приобретенный в ходе обучения, может оцениваться на различных его этапах и быть признанным на региональном или даже на международном уровне.

Кроме того Каинова отмечает, что:

· программы обучения отражают требования социально-экономической среды, включая квалификационные стандарты на любые виды работ, и могут быть легко модифицированы в случае изменения этих требований;

· независимо от продолжительности обучения программы всегда нацелены на формирование у обучаемых навыков, востребованных на рынке труда. Освоив выполнение модульного блока программы, обучаемый достигает выполнения определенных стандартов, приобретая тем самым возможность получить работу соответствующей квалификации, даже если он не приступает к изучению материалов следующего модульного блока;

· эффективность обучения достаточно велика, т.к. программа ориентирована на достижение обучаемым определенной компетентности, необходимой для выполнения конкретных заданий конкретной рабочей ситуации; программы обучения, представляющие собой структурированный набор учебных элементов, могут комбинироваться в виде пакетов учебных материалов в соответствии с различными потребностями в обучении. Такие материалы могут отражать уровень каждого обучаемого; необходимое соотношение между теоретическим и практическим обучением, согласно потребностям конкретного обучаемого; сложность обучения или какие-либо изменения в спецификации обучения, являющиеся результатом анализа спецификаций работы;

· процесс обучения ориентирован на потребности конкретного обучаемого. Каждому обучаемому предоставляется индивидуальный набор учебных материалов программы и обеспечивается возможность осваивать их в установленной последовательности и в удобном ему темпе;

· достаточно полное и подробное изложение материала обеспечивает высокое качество обучения и соответствие уровня компетентности преподавателей содержанию обучения;

· системный подход к профессиоанльной подготовке с использованием модулей трудовых навыков полностью совместим с системой общего и профессионального образования, поскольку формирование у обучаемых устойчивых навыков выполнения профессиональной деятельности – один из компонентов любой образовательной программы.

МТН-подход обеспечивает работнику возможность продолжить обучение в любой момент, создает благоприятные условия для развития непрерывного образования[12].

 

Сотрудниками института развития профессионального образования (ИРПО) Ефимовой С.А. и Посталюк Н.Ю. под руководством первого заместителя директора Федерального института развития образования Лейбовича А.Н. были определены рекомендации для разработки модульных учебных материалов для начального и среднего профессионального образования по средствам модульно-компетентностной технологии[13].

Ефимова С.А. и Посталюк Н.Ю. отмечают, что модульно-компетентностная технология является образовательной технологией, поддерживающей модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании. Данная технология основана на особой организации учебного процесса, при которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, а средством ее достижения – модульное построение содержания и структуры профессионального обучения.

Применение указанной технологии позволяет говорить о модульно-компетентностном подходе к профессиональному обучению, предполагающему освоение учащимися модульных программ, которые состоят из наборов модулей.

Модуль – это относительно самостоятельная и завершенная единица образовательной программы, направленная на формирование отдельных профессиональных компетенций. Под компетенций понимается интегрированный результат обучения, выражающийся в способности и готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для выполнения профессиональной деятельности в типовых и не стандартных ситуациях в соответствии с установленными требованиями. Компетенция характеризуется определенным набором умений (организационных, технологических, коммуникативных, интеллектуальных).

В профессиональных компетенциях различают специальные компетенции, относящиеся к конкретной сфере профессиональной деятельности, и ключевые (надпрофессиональные) по решению общих для различных профессиональных областей задач, связанных с умениями человека взаимодействовать с другими людьми, разрешать проблемы, сотрудничать, работать с информацией и т.д.

Таким образом, профессиональной квалификациейможно считать подтвержденную в установленном порядке совокупность специальных и ключевых компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей:

Структура модульной образовательной про­граммыформируется в процессе решения следующих задач:

· определение круга потенциальных потребителей программы, анализ существующих родственных, близких по назначению образовательных программ и т.п.;

· определение целей программы, которое сводится к определению состава профессиональных компетенций, необходимого и достаточного для формирования профессиональной квалификации. Источниками определения состава компетенций выступают: обобщенные требования работодателей к умениям работника определенной профессии (специальности) и квалификации; профессиональный стандарт по профессии (специальности); квалификационные характеристики должностей рабочих и служащих; профессиональные характеристики и т.п.;

· определение перечня модулей образовательной программы. Данный этап завершается определением совокупности и последовательности модулей, обеспечивающих формирование всех выбранных на втором этапе профессиональных компетенций. Могут разрабатываться новые модули, отвечающие задаче формирования необходимых компетенций, или браться уже готовыми из других модульных программ. При составлении перечня модулей требуется обоснование включения каждого из них в модульную образовательную программу;

· разработка модулей.

· Технология педагогического проектирования образовательных модулей предполагает три основных этапа:

· разработка спецификаций модулей;

· разработка оценочных материалов модулей;

· разработка учебных материалов модулей.

Материалы, составляющие модуль, в обязательном порядке включают в себя три компонента: спецификация модуля: оценочные материалы; учебные материалы.

 

Условные обозначения: СК– специальная компетенция; КК– ключевая компетенция.

Спецификация модуля содержит его общую характеристику: название модуля; цели обучения; диагностируемые результаты обучения; критерии оценки результатов; уровни освоения; требования к объекту оценки; входные требования, нормативная продолжительность обучения, пояснительная записка.

Название модуля должно отражать его назначение и (или) содержание. К выбору названия следует подходить особенно осторожно, так как ни одно название не должно повторяться.

При описании целей обучения указывается совокупность профессиональных задач и функций, которые сможет выполнять обучающийся по завершении изучения модуля. Цели носят деятельностно-ориентированный характер и должны фиксировать планируемые изменения в способах деятельности обучающегося.

В качестве результатов обучения указывается перечень умений, предъявляемых к оцениванию. Результаты устанавливают, что учащийся будет уметь делать по завершении обучения, каким стандартам будет соответствовать его деятельность и/или в ка­ких условиях он сможет применить эти умения.

При определении совокупности результатов необходимо проверять значимость каждого из них для формирования указанного умения и возможность его достижения в рамках изучения модуля. Кроме того, важно, чтобы результаты были согласованы (связаны) между собой и не выходили за рамки целей обучения. Рекомендуемое количество результатов обучения для одного модуля – от 3 до 5.

Критерии оценки результата основываются на результатах обучения и содержат описание либо способа выполнения деятельности, либо ее итогового продукта. Описание критериев включает: объект деятельности; совершаемое действие; качество выполнения и ссылку на стандарт выполнения работы. При разработке критериев надо следить за тем, чтобы оценивалась только деятельность, формируемая в рамках конкретного планируемого результата обучения. Рекомендуется от 4 до 6 критериев для каждого результата обучения.

Уровень освоения раскрывает глубину и/или диапазон освоения умения, необходимого для достижения планируемого результата. Для некоторых результатов может не требоваться описание уровней освоения, т.к. вся необходимая информация полностью содержится либо в формулировке самого результата, либо в критериях его оценки.

Требования к способу оценки предполагают описание основных способов оценки достижения учащимся результатов обучения. Объектами оценки могут выступать:

· продукт практической деятельности. Оценка и соответствующие критерии при этом основываются на эталонном качестве продукта;

· процесс практической деятельности. При этом оценивается соответствие усвоенных алгоритмов деятельности заданному стандартному эталону. Критерии оценки основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания;

· усвоенный объем профессионально значимой информации в ходе письменного или устного опроса. Применяется в случаях, когда важно установить, что обучающийся владеет достаточным количеством информации, необходимой для формирования определенного умения.

Входные требования указывают уровни образования и квалификации, необходимые для освоения модуля. В отдельных случаях, в соответствии с действующими медицинскими противопоказаниями, могут быть установлены ограничения по возрасту и полу.

Нормативная продолжительность обучения. При организации учебного процесса с использованием модульно-компетентностного подхода появляется возможность выбора индивидуального «темпа» продвижения по модульной образовательной программе каждым обучающимся. Данный компонент спецификации модуля показывает, сколько времени в среднем требуется обучающемуся на достижение всех диагностируемых результатов данного модуля, и может использоваться как при традиционном планировании учебного процесса, так и с применением системы зачетных единиц.

В пояснительной записке к модулюсодержится информация рекомендательного характера, предназначенная для педагогов и организаторов обучения, в свободной форме даются разъяснения по отдельным компонентам спецификации модуля; описывается область применения модуля (профессиональная актуальность) для составления модульных образовательных программ по профессиям, его преемственность; разъясняются цели обучения и рекомендуемые методы обучения; предлагаются некоторые инструменты оценки; поясняется процедура проведения оценки достижений обучающегося и др.

Обязательным компонентом модуля, содержащим совокупность дидактических средств для установления уровня достижения диагностируемых результатов обучения, являются оценочные материалы. Они разрабатываются на основе спецификации модуля.

Оценка каждого диагностируемого результата обуче­ния в процедуре итогового контроля происходит отдельно. Общая итоговая оценка достигнутой компетенции складывается из оценок, полученных по каждому результату. В некоторых случаях можно планировать интегрированную оценку всех результатов обучения. Тогда оценка будет считаться комплексной.

Дидактические средства оценки должны включать задания, позволяющие определить степень достижение диагностируемого результата обучения по всем критериям оценки. Для исключения субъективности при проверке заданий они должны иметь эталоны ответов (модельные ответы). Следует обратить внимание на обеспечение валидности и надежности оценки.

Целесообразными инструментами оценки в модульно-компетентностном обучении являются:

· тесты, состоящие из системы заданий, предназначенных для измерения таких компонентов ментального опыта обучающихся, как знания, умения, качетво мышления и т.д.;

· практические задания, позволяющие обучающимся продемонстрировать свою деятельность. Оценка может основываться на конечном результате деятельности (продукт) или на самой деятельности (процесс), а также на их комбинации;

· проект – комплекс действий по созданию продукта труда, изготовленного в процессе проектирования (в материальной или нематериальной форме), и его представлению в рамках устной или письменной презентации;

· портфолио – набор материалов, цель которого сводится к доказательству достижения обучающимся планируемых результатов обучения, «коллекция
учебных достижений»;

· наблюдение, использующееся педагогом для оценки процесса деятельности обучающегося. Проводится по заранее разработанному плану, с выделением критериев оценки деятельности (поведения);

· экспертные оценки, основанные на суждениях специально приглашенных для этого специалистов, качественные или количественные оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению.

Учебные материалы компонент модуля, содержащий совокупность дидактических средств для обеспечения достижения учащимся диагностируемых результатов обучения. Разрабатываются на основе спецификации модуля.

Каждому диагностируемому результату обучения соответствует одна единица учебного материала – учебный элемент. При отборе учебного материала в учебный элемент важно продумать объем содержания, необходимый и достаточный для достижения соответствующего результата.

Учебный материал должен быть изложен доступно и понятно для восприятия обучающимися. Необходимо выбрать наиболее подходящий для данной категории обучающихся вариант представления материала (текст, рисунки, схемы, символы, таблицы и т.д. или их оптимальное сочетание).

Учебный элемент может содержать рекомендации о возможности использования в процессе обучения существующих учебных материалов (учебников, справочников, научных изданий и т.п.) с указанием ссылок на источники в целом или на их отдельные фрагменты.

При разработке учебных материалов необходимо включать в учебный элемент задания текущего и промежуточного контроля, с эталонами ответов, по которым обучающийся может осуществлять самоконтроль и коррекцию своего продвижения по учебному модулю.

Сотрудники ИРПО предлагают следующий словарь терминов:

Модульно-компетентностный подход к профессиональному образованию – концепция организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения – модульное построение содержания и структуры профессионального обучения.

Квалификация подтвержденная в установленном порядке совокупность специальных и ключевых компетенций, необходимых для выполнения профессиональных (должностных) обязанностей.

Компетенция – интегрированный результат обучения, выражающийся в способности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с установленными требованиями. Характеризуется определенным набором умений (организационных, технологических, интеллектуальных, коммуникативных и т.п.). В профессиональных компетенциях различают специальные компетенции, относящиеся к конкретной сфере профессиональной деятельности, и ключевые (надпрофессиональные) по решению общих для различных профессиональных областей задач.

Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направ­ленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.

Модуль – относительно самостоятельная и завершенная единица образовательной программы, направленная на формирование определенных профессиональных (специальных/ключевых) компетенций.

Спецификация модуля – компонент модуля, содержащий его общую характеристику (название модуля, цели обучения, результаты обучения, критерии оценки результатов, уровни освоения, требования к способам оценки, входные требования, нормативную продолжительность обучения, пояснительную записку).

Оценочные материалы – компонент модуля, содержащий совокупность контрольных заданий для установления уровня достижения результатов обучения по всем критериям оценки и эталоны их выполнения.

Учебные материалы – компонент модуля, содержащий совокупность дидактических средств для обеспечения достижения обучающимся результатов обучения. Состоит из учебных элементов.

Учебный элемент – относительно самостоятельная единица учебного материала, предназначенная для достижения одного диагностируемого результата обучения.

Название модуля – структурный компонент спецификации модуля, отражающий его назначение и (или) содержание.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.