Технология модульного обучения. Основные подходы. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Технология модульного обучения. Основные подходы.

2019-08-03 513
Технология модульного обучения. Основные подходы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Выход системы образования на инновационную образовательную стратегию предполагает освоение новых подходов к построению учебного процесса, в частности, к составу и содержанию образовательных программ; поиск современных форм, методов и технологий обучения.

Концепция модульного обучения разрабатывается экспертами разных стран на основе наиболее прогрессивных и эффективных образовательных систем европейских государств в рамках Болонского и Копенгагенского процессов. Сегодня модульное обучение успешно используется во многих странах мира.

Модульное обучение в своем первоначальном виде зародилось в конце 60-х гг. и быстро распространилось в англоязычных странах. Значительный вклад в разработку педагогической технологии внесли зарубежные и отечественные ученые-педагоги (А.А. Гуцински, Б. Гольдшмид, М. Гольдшмид, Г. Овенс, В.П. Лапчинская, Н.Д. Никандров, И.Б. Сенновский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, П.А. Юцявичене и др.).

Основными понятиями, раскрывающими сущность модульного обучения, являются следующие: «модуль»1, «модульная программа», «комплексная дидактическая цель» (КДЦ), «интегрированная дидактическая цель» (ИДЦ), «частная дидактическая цель» (ЧДЦ), «учебный элемент» (УЭ), «входной контроль», «текущий контроль», «промежуточный контроль», «обобщающий (выходной) контроль» и др. Содержание этих понятий раскроем по ходу изложения материала данной главы.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Модуль – это целевой структурно-функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности (П.И. Третьяков, Т.А. Шамова).

Модуль включает в себя:

· целевой план действий;

· банк информации;

· методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

Поэтому модуль выступает средством модульного обучения.

Загрекова Л.В и Николина В.В[9]. отмечают, что основными целями технологии модульного обучения является комфортный темп работы учащегося; определение им своих возможностей; гибкое построение содержания обучения; интеграция различных его видов и форм; формирование у учащихся навыков самообразования и достижение ими высокого уровня конечных результатов. Последнее представляется ими как главная, ведущая цель модульного обучения.

Эффективное осуществление обозначенных целей модульного обучения достигается на основе построения его с учетом конкретных методологических ориентиров, концептуальных идей и психолого-педагогических теорий.

Анализ теории и практики модульного обучения показывает, что основными методологическими ориентирами в изучении сущности данной технологии и ее реализации являются такие общенаучные методологические принципы, как системный, деятельностный и личностный подходы.

Педагогическая технология с позиций системного подхода представляет собой проект педагогической системы, реализуемый на практике. Модульная организация обучения относится в свете данного подхода к социально-педагогическим системам. Поэтому для нее, как и для любой педагогической системы, характерны такие признаки, как состав, структура, связь с внешней средой и др. Социально-педагогическая система, построенная по модульному принципу, согласно П.И. Третьякову и И.Б. Сенновскому, включает следующие компоненты: учащиеся; цели и задачи развития, воспитания, обучения; содержание обучения, воспитания, развития; педагоги; средства обучения, воспитания и развития; процессы обучения и воспитания; организационные формы учебно-воспитательного процесса; управление.

Социально-педагогические системы изначально являются целеустремленными и целенаправленными, так как они формируются и функционируют с определенными целями. Вариативность подцелей и действий по их достижению делает их полифункциональными, гибкими и независимыми от внешней среды. Этими качествами характеризуются и модульные программы, и отдельные учебные модули.

Социально-педагогические системы относятся к самоуправляемым системам. Управление рассматривается при модульной организации обучения как целенаправленная деятельность субъектов различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы (субъекта, объекта), перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский).

Цикл управления учебно-воспитательным процессом включает следующие функции: педагогический анализ; постановку целей; планирование, подготовку и принятие управленческого решения; организацию; внутри-школьный контроль; регулирование и коррекцию. Реализация каждой из функций управления в условиях модульной организации обучения имеет свою специфику.

Педагогический анализ применительно к внутришкольному управлению модульной организацией обучения направлен на изучение состояния, тенденций развития, объективную диагностическую оценку результатов собственной управленческой деятельности, фактических результатов учебно-воспитательного процесса, выработку предложений по поддержанию системы в заданном планом состоянии и переводу ее на более высокий качественный уровень.

Целеопределение выступает как процесс модульного проектирования управления учебно-воспитательным процессом, направленным на формирование и развитие личности воспитуемого и обучаемого на основе социального заказа. Это находит отражение в целостной модульной программе.

Планирование и прогнозирование при модульном обучении состоит в определении на основе педагогического анализа зон ближайшего и перспективного развития учащегося, педагога, коллектива, школы в целом.

Организация исполнения связана с исполнением модульных учебно-воспитательных планов, программ и собственных педагогических решений.

Внутришкольный контроль при модульной организации обучения предполагает сбор информации, анализ и оценку (самооценку) собственной управленческой деятельности, фактических результатов обучения, воспитания и развития, учащихся на диагностической основе.

Регулирование и коррекция при модульной организации обучения предполагают поддержание всей системы на заданном уровне, устранение отклонений в педагогическом процессе и деятельности ее участников, перевод учреждений образоавния в новое качественное состояние1.

Ведущими компонентами педагогической системы являются, как известно, учащийся (коллектив учащихся) и педагог (педагогический коллектив) как существа сознательные и социально организованные. Отношения субъектов педагогической системы определяют структуру социально-педагогической системы. В условиях модульного обучения эти отношения характеризуются паритетностью и сотрудничеством ее субъектов(учащегося и педагога), что определяет общую гуманистическую направленность техноло­гии модульного обучения.

Вторым методологическим ориентиром в изучении и реализации технологии модульного обучения является деятельностный подход. С позиций деятельностного подхода обучение эффективно только при такой его организации, когда учащийся занимает в учебном процессе не только позицию объекта, но и позицию субъекта, усваивает материал в деятельности. Только в этом случае обучение ведет к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта. В свете данного подхода учащийся должен учиться сам, а педагог – осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Обозначенный подход лежит в основе технологии модульного обучения: именно данная технология обеспечивает перевод обучения на субъект-субъектную основу, развитие мотивационной сферы учащегося, его интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Третьим методологическим принципом изучения модульной технологии, ее проектирования и реализации является личностный подход. С позиций и в контексте личностного подхода рассматриваются индивидуальные особенности личности каждого учащегося и учитываются при организации процесса обучения по модульной технологии. Это нашло отражение в таких особенностях технологии модульного обучения, как разработка индивидуализированных программ обучения, проведение педагогом индивидуальных консультаций и т.п.

Научные основы технологии модульного обучения составляют также следующие идеи и теории:

1. Теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная отечественными психологами. При этом в центре внимания исследований технологии модульного обучения одно из ведущих понятий этой теории — ориентировочная основа деятельности;

2. Теория программированного обучения (идея активности учащегося, четкость и определенная логика его действий, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности);

3. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящей в самоуправление;

4. Рефлексивный подход к процессу обучения обогатил модульное обучение идеей рефлексивного управления учебно-воспитательным процессом, связанного с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий;

5. Теоретические идеи дифференциации, оптимизации, также интегрированы в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.