Современные подходы к внедрению системы — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Современные подходы к внедрению системы

2019-08-03 284
Современные подходы к внедрению системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аналитическая записка

Современные подходы к внедрению системы

Модульного обучения на основе

Кредитно-модульных единиц

 

2007


Авторы:

 

Барановская, С.М.– начальник отдела технологий профессионального образования;

    Саломатина О.С. – методист отдела технологий профессионального образования

 

Аннотация:

В аналитической записке проводится обзор современных образовательных технологий, приводятся их особенности и классификация. Более подробно рассматривается технология модульного обучения, выявляются основные подходы к модульному обучению, а также особенности и достоинства данной технологии. Рассматриваются возможности применение модульной технологии в профессионально-техническом образовании. Описывается система кредитно-модульных единиц. Предлагается схема организации учебного процесса в профессионально-техническом и среднем специальном образовании с использованием системы кредитно-модульных единиц.

 

 

Республиканский институт профессионального образования, 2007


Содержание

 

1. Обзор современных образовательных технологий........................................3

2. Технология модульного обучения. Основные подходы................................12

3. Особенности технологии модульного обучения............................................15

4. Правила успешного применения технологии модульного обучения...........21

5. Достоинства технологии модульного обучения.............................................23

6. Модульная технология в профессионально-техническом образовании.......24

7. Система кредитно-модульных единиц.............................................................33

8.  Особенности «кредитно-модульной» схемы организации учебного процесса...............................................................................................................35

Приложение 1
Обзор современных образовательных технологий

 

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Селевко Г.К. отмечает, что прежде всего необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. В ХХ веке технологии, основанные на достижениях физики, химии, энергетики, биологии, математики, информатики и других наук, произвели технологическую революцию[1].

Технологический подход в производственной сфере – представление производственных процессов как технологий – стал неотъемлемой чертой современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

Применение технологического подхода и термина технология к социальным процессам, к области духовного производства – образованию, культуре – это явление новое для социальной действительности в нашей стране.

Понятия «образовательный процесс», «образовательная технология» (технология в сфере образования) являются несколько более широкими, чем понятия «педагогический процесс», «педагогическая технология», ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные управленческие, социальные, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты социальной сферы. Но однозначного толкования этих терминов не существует; так, образовательная технология иногда понимается узко – как технология учебного процесса. В зарубежной литературе применение этих терминов имеет близкие написания: «technology in education» («технологии в образовании»), «technology of education» («технологии образования»), «educational technology» («педагогические технологии»). В дальнейшем изложении мы будем, иногда пренебрегая их различиями, применять и тот и другие термины как взаимозаменяющие.

Важное место среди этих направлений занимает технологический подход к обучению, предусматривающий точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.

Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы В.П. Беспалько, М.Е. Бершадского, В.И. Боголюбова, В.В. Гузеева. Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, Ю.О. Овакимяна, В.Я. Пилиповского, А.Я. Савельева, А.И. Умана и других ученых, а также зарубежных авторов (Л. Андерсон, Дж. Блок, Б. Блум, Т. Гилберт, Н. Гронлунд, Р. Мейджер, А. Ромишовски и других).

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; он позволяет:

· с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;

· анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;

· комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;

· обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

· уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

· оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

· выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.

Однако следует заметить, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и др. направлений науки и практики.

В понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции.

Педагогические технологии как производство и применение аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса. Педагогическая технология включает «от мела и классной доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология – это новый тип средств обучения (С.А. Смирнов).

Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»).

Вторую позицию представляют Б. Скиннер, С. Гибсон, М. Жиллет, Т. Сакамото, В. Хаг. Они считают, что педагогическая технология – это процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи, включающий применение бихевиористской науки и системного анализа для улучшения обучения.

Педагогическая технология – это систематическое использование людей, идей, учебных материалов и оборудования для решения педагогических проблем (С. Гибсон).

Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов).

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин).

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология – это оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях (А.М. Кушнир).

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей (А.Я. Савельев).

Представители третьей позиции (М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман, Д. Эли, С. Ведемейер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук.

Педагогическая технология есть быстро развивающаяся область знания, междисциплинарный конгломерат с элементами а) бихевиористской психологии, б) социальной философии, в) техники, г) теории коммуникации, д) аудиовизуального образования и е) кибернетики (С. Ведемейер).

Технология обучения (педагогическая технология) – новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов (П.И. Пидкасистый).

Образовательная технология – это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния учащихся, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий (В.В. Гузеев).

Четвертая позиция предтавляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать несколько значений педагогической технологии одновременно (Д. Финн, А. Ламсдейн, П. Митчел, Р. Томас).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний (К.Н. Силбер).

Из приведенных определений следует, что педагогическая технология – это категория педагогики, обладающая большой степенью общности, обобщенности, стереоскопичности. Пользуясь терминологией В.В. Давыдова, педагогическую технологию можно назвать содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех вышеприведенных определений, включая генетические корни понятия.

Любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методической, если же она задается в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее именуют технологией. Понятие образовательная технология, несмотря на ее широкую распространенность достаточно условно. Загвязинский В.И. отмечает, что те виды технологии, которые применяются в учебном процессе, точнее назвать не образовательными или педагогическими, а обучающими.

Педагогическая технология – это изучение, разработка и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники.

Загвязинский В.И. выделяет следующие важнейшие признаки образовательных (обучающих) технологий и соответствующие показатели их реализации.

Признаки обучающих технологий и их реализации [2]

Признаки ОТ Показатели их реализации
Системность (гармонизация целей, содержания и дидактического процесса) Наличие научной психолого-педагогической основы (это может быть целостная теория или набор отдельных научных положений)
Воспроизводимость и гарантированность результата Наличие диагностических целей; наличие логически связанной системы предписаний (этапов), ведущей от целей к задачам и результатам
Система обратной связи Наличие системы контрольных заданий, адекватных целям; наличие алгоритма контроля (виды, цели частота, способы контроля)

По уровням применения выделяют: общепедагогические, частно- методические и локальные (модульные) технологии.[3]

Педагогическая технология по определению Фраткина – это системное, концептуальное, нормативное, объективное, инвариантное описание деятельности учащегося и педагога, направленное на достижение образовательной цели. Оно всегда квинтэссенция воспитательной системы, базовое основание, в котором фиксируется ее своеобразие и специфические особенности теоретического состава и котегориального аппарата.[4]

Педагогическая технология "предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых" (И.Я. Лернер).

Технология – это система предложенных наукой алгоритмов, способов, средств решения поставленных задач (И.П. Подласый)

Педагогическая технология представляет собой единство основных функций, последовательно и циклично сменяющихся при планировании, организации и проведении процесса обучения. Педагогическая технология включает следующие функции: диагностика, целеполагания, информации, прогнозирования, проектирования (планирования), принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции при ведущей роли целеполагания (В.А. Якунин).

Педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике (В.П. Беспалько).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)[5].

Анализ всех вышеизложенных формулировок показывает, что содержание понятий "образовательная технология", "педагогическая технология" и "технология обучения" зависит от того, как авторы представляют себе структуру образовательно-технологического процесса и его составляющие элементы.

Селевко Г.К. выделяет около сорока образовательных (педагогических) технологий, которые он разделяет по уровню и характеру применения, философской основе, по ведущему фактору развития и т.д. (см. приложение 1).

Загвязинский В.И. выделяет следующие образовательные (обучающие) технологии: поисково-исследовательская (задачная) технология, технология критериально-ориентированного (полного усвоения) обучения, имитационная (моделирующая) технология, информационные технологии (HTML, гипертекстовая и т.д.).

Сущность поисково-исследовательской технологии состоит в том, чтобы построить учебное познание как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы, во-первых, помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач (сделать проблемность наглядной), во-вторых, найти способы сделать разрешение проблемных ситуаций (заключенных в задачах) личностно-значимым для учащихся и в-третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи.

На основе подхода американских психологов, а также исследований российского ученого Беспалько В.П. была разработана технология критериально-ориентированного обучения (КОО), которую также называют технологией полного усвоения, так как ее исходным моментом является установка, что все учащиеся способны усвоить необходимый учебный материал. Для этого должны быть заданы критерии усвоения или стандарты образования (автор отмечает, что образование – понятие широкое и обученность – только его часть, поэтому речь идет о стандартах обученности). Те стандарты обученности, которые сегодня предлагаются по всем дисциплинам, служат основой для разработки четких критериев усвоения. Ключевым моментом технологии КОО являются точное определение и формулировка эталона (критерия) полного усвоения (в соответствии с требованиями программы и стандарта). Его основа – научно-обоснованные учебные цели.

Имитационную технологию обучения (ИмТО) чаще всего называют технологией "активного обучения". Специфика имитационной технологии состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни. Данная технология включает неигровые и игровые методы. В качестве неигровых методов используют: анализ конкретной ситуации, решение ситуаций; в качестве игровых используют: обучающие игры, организационно-деятельностные игры, ролевые игры, деловые игры, позновательно-дидактические игры.

Авторы Л.В. Загрекова и В.В Николина помимо технологии полного усвоения отмечают следующие технологии: проектного обучения, диалоговые, игровые, модульного обучения.

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств учащихся, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству и т.д. Понятие "проект" в широком понимании – все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка "проект" означает "брошенный в перед", т.е. замысел в виде прообраза объектов.

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который приносит им удовлетворение, в связи с тем, что они в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации. Данная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла в 20-е гг. ХХ века в США. Основные идеи этой технологии разработали Дж. Дьюи и его учащийся У. Килпатрик. Эти ученые считали, что обучение должно быть ориентированно на целесообразную деятельность учащихся, сообразующуюся с их личным интересом. В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлена на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В дальнейшем проектное обучения в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина.

Целью проектной технологии является самостоятельное "постижение" учащимися различных проблем, имеющих для них жизненный смысл. Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.

Экспертная оценка проекта является необходимым компонентом данной технологии, без которой проект состоятся не может. Этим проектное обучение отличается от выполнения обычных проблемных заданий.

Программа экспертной оценки задается путем формулировки логической цепочки вопросов – стандартизированного, формализированного характера, призванных показать глубину раскрытия знаний по рассматриваемой проблеме, информированность в соответствующей области. Экспертная оценка может осуществляться по различным диагностическим параметрам, включающим следующие аспекты: мотивационный, ценностный, познавательный, коммуникативный, организационный.

Проектная технология включает промежуточную и итоговую оценку проекта и осуществляется либо преподавателем, либо независимыми экспертами из числа учащихся. Оценка результатов работы должна быть такой, чтобы учащиеся пережили ситуацию успеха.

Сущность диалоговых технологий состоит в том, что в процессе межличностного диалога осуществляется "свободное самооткровение личности", побуждающее учащихся искать различные способы для выражения своих мыслей, отстаивать и осваивать новые ценности. Коммуникативная направленность придает изучаемому содержанию личностно-значимый смысл. Диалог следует рассматривать как особую специфическую социокультурную среду, создающую благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов. Диалог – необходимый компонент гуманизации образования, его ориентации на личность учащегося. Предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников. «Хотя диалог протекает в пространстве личностного опыта, но задача его в том, чтобы отделить «личное» от объективных достоинств или недостатков обсуждаемого предмета, так сказать, значение от смысла. Эта дивергенция значений и смыслов придает особое качество диалогу: в нем «гуманитарное» – рефлексия позиции участников диалога, ее логико-вербальное изложение органически сочетается с когнитивным, исследовательским отношением к проблеме. Эта двудоминантность диалога делает его универсальной характеристикой личностно-развивающих образовательных технологий»[6]

Технологии диалогового общения учащихся построены на условиях диалога, при которых признается независимость, свобода личности, ее право на выбор.

Под учебным диалогом понимается создание ситуаций межсубъектного общения с целью разрешения изучаемых проблем и поисков личного смысла, содержащихся в изучаемом материале.

В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях. В первую очередь как диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом – личностный уровень.

Следующим уровнем является понимание диалога как процесса взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Яи другой) – межличностный уровень.

Третий уровень диалога – мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек.

Теоретико-методологической основой данной технологии является диалоговый подход, основанный на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма.

Суть этого подхода заключается в рассмотрении современного образования как способа приобщения учащихся к различным культурам, к ценностному обмену, к пониманию другого. Существование человека является всегда «событием» с другими людьми (М. Бубер). Это становится исходной предпосылкой и выступает в качестве основного принципа для всех разновидностей философии диалога.

Диалог как метод получения знаний был, так сказать, введен и использован еще Сократом. В основе сократовского метода находится переход от обыденных представлений к уровню философского осмысления проблемы в последовательных обобщениях.

Рассматривая технологию диалогового общения, следует рассмотреть идеи, раскрытые в исследованиях К. Роджерса. Педагог должен уметь осуществлять две основные функции диалога: приобщение ребенка к общению и соучастие ребенку в общении. Диалог педагога, по мнению К. Роджерса, покоится на «четырех китах»; на духовно-нравственных основах внутреннего мира педагога; на вере в ребенка, обращении к его чувству достоинства; побуждении его к собственному поиску, активному росту и саморазвитию.

Учебный диалог выступает не только как форма и метод обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание любой личностно-ориентированной технологии, направленной на развитие духовно-нравственного потенциала личности. Следует подчеркнуть, что диалогичность является важнейшей характеристикой современного учебного процесса, показателем его перехода на личностно-смысловой уровень.

Учебный диалог выполняет следующие функции:

· познавательную, когда диалог выступает как источник знания, способ поиска истины;

· коммуникативную, когда диалог выступает в качестве межсубъектного взаимодействия, в ходе которого передается отношение к информации, когда ее значимость подчеркивается с помощью голоса, мимики и т.д.;

· ценностную – с помощью диалога осуществляется обмен ценностями, поиск смыслов, определение системы ценностей;

· развивающую, способствующую самореализации, творческому раскрытию потенциала участников диалога.

Учебная (дидактическая) игра как технология обучения давно интересовала ученых и практиков, таких, как Н.П. Аникеева, И.Е. Берлянд, А.А.Вербицкий, О.С. Газман, Л.В. Загрекова, Н.С. Лукин, Е.С. Махлах, Д.Н. Кавтарадзе, С.А.Шмаков, Д.Б. Эльконин.

Э. Берн, И. Хейзинга, Г. Спенсер, С.А. Шмаков, С.М. Каган рассматривали игру учащихся как феномен общечеловеческой культуры.

Загрекова Л.В. отмечает, что как педагогическая технология игра ценна тем, что создает эмоциональный подъем. Мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. В игре проявляются многие качества личности, появляется возможность оценить суждения по разнообразным проблемам, выработать собственное отношение к их разрешению. Хотя познавательная деятельность в данном случае носит игровой характер, учащиеся относятся к ней серьезно, осознавая ценность полученных в игре знаний и умений, социального опыта. Учебные (дидактические) игры вносят в обучение конструктивное изменение, новый смысл.

По мнению С.А. Шмакова, природа игры – это ее реальные ценности: бодрость, радостное самочувствие, активный жизненный тонус, импровиза­ция, интуиция, воображение, эмоциональность, символизм, отстраненность[7].

    Исследование, проведенное В.В. Николиной,[8] позволило выделить следующие компоненты игровой технологии:

· мотивационный;

· ориентационный;

· целевой;

· содержательно-операционный;

· ценностно-волевой;

· оценочный.

Мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности, включает мотивы, интересы и потребности учащихся в игре. Мотивационный компонент обеспечивает им активность в игре, связь с другими видами деятельности. Мотивация закладывается в самом процессе игры.

Ориентационный компонент связан с принятием учащимися целей учебно-познавательной деятельности, нравственных установок, ценностей. Ценности, став личностно значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.

Содержательно-операционный компонент предполагает овладение учащимися содержанием учебного материала, их способность опираться на имеющиеся знания и способы деятельности. Игровое действие характеризуется сознательной целью, на которую оно направлено. Действие определяется не только целью, но и реальными предметными условиями – системой ориентиров (ориентировочная основа действия). В теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) утверждается, что при выполнении любого умственного действия человек опирается на определенную систему ориентиров. Ориентировочная основа действий (ООД) в зависимости от характера действий может быть дана в виде алгоритма, эвристической схемы. В процессе содержательно-операционной работы осуществляется аналитико-синтетическая деятельность и ее корректировка на основе сличения полученного результата и цели. Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, придает эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний. Этот компонент игры направлен на развитие личностной ориентировки как особого вида социально-культурного опыта, освоение которого осуществляется на основе эмоционально-ценностного отношения к миру.

Оценочный компонент игры обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры. Содержанием оценочного компонента является систематическое получение информации о ходе познавательной деятельности. Оценочный компонент обеспечивает самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.

Все рассмотренные компоненты игры находятся в тесной взаимосвязи, их нельзя отделить один от другого, все они определяют технологическую структуру игры.

Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовлетворение, заинтересовался вопросом) и отсроченным (создал свой вариант игры через определенное время). В результате игры проявляется ценностное отношение к действительности и друг к другу.

Различают результат для преподавателя, заключающийся в показателе уровня усвоения знаний и умений, норм поведения, и для учащихся – в достижении определенных целей (моральное удовлетворение от игры, отгадывание кроссворда, интерес к проблеме).

Важна коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся. При этом следует вводить коррективы в игру, показать положительные примеры, закончить игру на эмоциональном подъеме.

Раскрывая роль игровой технологии, следует отметить, что она создает особый тип взаимоотношений между преподавателем и учащимися – партнерский. Игровая технология связана со свободным проявлением сил в процессе человеческой активности и достижением результата, не имеющего утилитарного характера. Нередко в игру вовлекается педагог. Это дает возможность развивать сотрудничество между учащимися и преподавателем, осуществлять гуманизацию и демократизацию отношений в учебном процессе.

 

Рис.1. Структура модульной программы

 

1. Учет внутрипредметных и межпредметных связей, обеспечивающих интегрирование учебного содержания модуля при формировании его в логике содержания ведущего учебного предмета.

2. Дифференциация учебного содержания, ориентирующая на двухуровневый подход к его конструированию (нижний и высший уровни): нижний уровень соответствует обязательному минимуму (стандарт образования), высший включает сверх того дополнительные сведения, расширяющие и углубляющие материал.

3. Построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности школьников. В русле этого утверждения важным критерием построения модуля является структурирование деятельности учащегося в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. Здесь есть большая возможность применять проблемное обучение.

4. Модуль должен предоставлять учащимся возможность для повторения основного содержания, что является одним из условий достижения каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей. Повторение основного содержания осуществляется через учебный элемент–резюме, в котором обобщение материала может быть представлено в различной форме (словесной, сравнительных таблиц, графиков, диаграмм и т.д.).

В целом при конструировании программного содержания модуля ученые рекомендуют составителям модульных программ использовать следующий алгоритм.

1. Начальное обобщенное представление об объективном мире, законах развития природной и социальной среды.

2. Систематизация, конкретизация и углубление представлений и понятий о функционировании и развитии систем различных видов на основе конкретных законов (частных и общих).

3. Проектирование и организация практической деятельности учащихся по установлению границ применения законов (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский).

 

Аналитическая записка

Современные подходы к внедрению системы


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.