Квантово-механический парадокс — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Квантово-механический парадокс

2019-08-03 105
Квантово-механический парадокс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теперь попытаемся "почувствовать" ПМ с другой стороны – как нечто крайне естественное для физики. Вспомним известный квантово-механический парадокс, в котором фигурируют два электрона, образующие единую квантово-механическую систему с определенным общим спином, равным нулю, и неопределенными спинами каждого электрона с вероятностью каждого варианта 0,5.

Удалившись как угодно далеко друг от друга, они остаются единой квантовомеханической системой, поэтому измерение спина одного из них мгновенно делает определенным спин другого так, что суммарный спин остается равным нулю. Вопрос как, каким образом? Разве не через какую-то специализированную область ПМ, назовем ее нуль-пространством? Все это выглядит, как если бы бытие квантово-механической системы состояло в "осциллировании" каждого электрона между миром физическим и этим нуль-пространством (НП). У каж-дой системы как бы свое НП. Частота "осцилляций" бесконечна, что является прямым следствием мгновенности дальнодействия, но для облегчения работы воображения ее можно представить как достаточно большую. Из НП любой электрон может "вынырнуть" и быть обнаруженным в какой-то точке пространства с вероятностью, стандартным образом определяемой в квантовой механике. Когда электрон, вынырнув поблизости микрочастиц измерительного прибора, вступает в достаточно сильное взаимодействие с ними так, что прибор обнаруживает его, прежняя квантово-механическая система двух электронов распадается и образуется две новые: одна – состоящая из микрочастиц прибора и провзаимодействовавшего с ним электрона (одного из электронов первона-чальной пары), другая – одиночный электрон (второй электрон этой пары). Очевидно, теперь этот одиночный электрон может быть обнаружен лишь с соответствующим спином.

Подобная картина внешне как раз укладывается в рамки концепции мгно-венного дальнодействия. Несмотря на то, что признание существования последнего является оптимальным решением в том смысле, что при этом и соотношение неопределенностей справедливо, и полнота квантовой механики сохранена [28], тем не менее многими оно отвергается именно как интуитивно неприемлемое [29]. И это нормально, пока мы стоим на почве физики, ведь современная физика высказывается за принцип близкодействия. Но на сегод-няшний день соотношение неопределенностей является стандартной частью квантовой механики, а проблема скрытых параметров, возникающая в случае, если квантово-механическое описание не полно, для физиков не проблема, вернее, надуманная проблема, фактически они никому не нужны. Так что дело лишь за интуицией. Это можно понимать и так, что квантовая механика просто указывает нам на существование области нефизического, на метафизику. Соответствующая настройка интуиции, позволяет почувствовать, что парадок-сальность квантовой механики связана именно с существованием ПМ, нефизи-ческого по своей сути и потому парадоксального, а также делает приемлемой мысль о принципиальной возможности влияния на микрочастицы оттуда из ПМ, поскольку они там как-то представлены (что имеет отношение к эволю-ции), и – наоборот (что имеет отношение, к зрению).

4. Проблема бытия Божия и система новоевропейского знания

Я понимаю: Творец, Отец Небесный – это ненаучно. Хотя ненаучно еще не значит неистинно. Конечно, наука является величайшим достижением цивилизации. Однако наука-техника – лишь продолжение с усиленим и изощрением наших органов чувств и наших манипулятивных органов, достигнутых на осно-ве теоретического знания. Подобное стало возможно в том числе, благодаря тому, что была вычленена сфера человеческой деятельности по накоплению знаний, характеризующаяся принципиальной посюсторонностью, что имеет от-ношение к "инструментогенности", к принципу эмпирической проверяемости и теоретической объясняемости, свойственных новоевропейской науке. Хотя, как говорит Мень [30], магизм тоже исключительно посюсторонен, однако здесь имеется в виду посюсторонность его целей и мотивов. При этом к достижению цели фактически ведет не манипулирование объектами физического плана, а, например, манипулирование полусознательными сущностями низших планов (так говорит Асауляк), либо имеет место воздействие мысленных посылов на объекты физического плана через ментал, то есть сферу потустороннего, раз уж такое в принципе возможно, либо что-нибудь подобное, это может быть психо-терапия, или просто выдавание желаемого за действительное, в древности там могли иметь место и зачатки науки, и т.д. О том, что в магизме имели место попытки воздействия на потустороннее, говорит и Мень: "Такова была цель магизма: овладеть духовными силами в своих корыстных интересах" [31]. Ра-зумеется, вычленение сферы посюстороннего это далеко не все, что создало новоевропейскую науку, ведь с другой стороны образовалась своеобразная сфе-ра "потустороннего" – теоретическое знание, но здесь нам важен тот результат, что при этом Бог оказался за скобками.

Триумф, который испытала наука после завершения этого процесса (вернее, в ходе его завершения, так как еще в XX в. производилось уточнение рамок науки в связи с претензией на научность учений, содержащих последние отголоски "потусторонней" проблематики в виде своеобразной метафизики и метаистории, имеется в виду философия Гегеля и учение Маркса), создал у многих иллюзию абсолютной победы этой стратегии, что способствовало тому, что Творец остался за скобками сначала профессионального научного, а в кон-це концов – за скобками вообще мышления человека, живущего духом Нового времени.

Но ориентация, опора исключительно на истины науки – истины физического плана, обесценивает духовные, религиозные истины, что в свою очередь пассивирует работу человека на его высших (духовных) планах, соответствующим образом (узко, фильтрообразно) настраивает интуицию человека, т.е. в какой-то мере зашоривает его сознание. Тогда как познание высших истин, опирающееся на веру – не на доказательства или что-то другое очевидно на-глядное, а в гораздо большей степени на интуицию – акцентирует работу высших планов человека, мы делаемся "ближе" к Богу и, когда надо, можем "услышать" Его подсказку. Нам могут открыться новые горизонты. "Блажен-ны не видевшие и уверовавшие" (Иоан. 20, 29).

Существует вопрос, почему Бог такой "застенчивый", почему не дает ка-ких-то абсолютно очевидных свидетельств своего Бытия. Все дело в глубине отпадения человека от Бога. При существующей глубине отпадения связь с Богом, являющаяся призванием христианства как религии, есть духовная рабо-та, которая начинается со свободного акта веры, связанного с перенесением акцента сознания в план интуиции, требующего определенной отваги, имею-щего в какой-то мере характер подвига. Логичны ли требования возможности строгого доказательства бытия Божия или каких-то абсолютно очевидных сви-детельств этого, если для связи с Богом, при имеющейся глубине отпадения, необходима работа в высших планах, в то время, как в восприятии абсолютно очевидного так же, как в согласии с результатом строгого вывода при приня-тых исходных посылках, примерно столько же веры, сколько в вере своим глазам? Верить же своим глазам не подвиг, а привычка. При этом никакого акцентирования работы высших планов не получится, "встреча" с Богом не состоится. А Господь ждет встречи с человеком.

Заключение. К вопросу о кризисе

Так или иначе очевидно, что зашоренность сознания, полезная в каких-то случаях, в принципе ограничивает познавательные возможности человека. Рано или поздно это не может не вылиться в проблему. Кому как не философам первыми заметить это и начать думать. В качестве того, что способно подготав-ливать почву для науки, философское мышление не может не осуществляться в более широких рамках, чем научные, больше опираться на интуицию, использовать боговдохновенные подсказки. Однако современная философия сама находится под гипнозом "научности", особенно нерелигиозная, но и религиозная – тоже под ее сильным давлением. Но ведь, как сказал Хайдеггер, "наука не мыс-лит, поскольку ее путь и ее средства таковы, что она не может мыслить... одна-ко без мысли наука бессильна" [32]. Во всяком случае – не мыслит так, как может, должна бы, мыслить философия для того, чтобы наука в какой-то момент не оказалась бессильной.

Относительно рамок новоевропейской научности, при всем осознании их роли для цивилизации, хочется еще обратить внимание на то, что они таковы, что многих из нас вместе с Хайдеггером не перестают впечатлять результаты мышления более чем двухтысячелетней давности, осуществленного в иных рамках.

По-видимому, в рамках новоевропейской научности при античной эмпирической базе и том уровне знаний по крайней мере какие-то из этих результатов мы получить не смогли бы. (Хотя, конечно, дважды в одну реку не войдешь).

Можно говорить о кризисе современной науки, можно с этим не соглашаться, в конце концов наука в том или ином отношении, по тем или иным напра-влениям всегда в кризисе, для кого-то же современный этап науки – достойное продолжение эпохи великих открытий, но в любом случае следует признать как факт, что развитие науки, местами весьма бурное, идет в направлении "куда удается", а глобальные и многие насущные проблемы все время оказываются просто слишком сложными с собственно научной и технической стороны, хотя и здесь не обходится без некоторого прогресса.

Можно было бы предположить что, настоящее положение дел – обычный рабочий момент в развитии науки, если бы не то обстоятельство, что и вся европейская культура, по мнению слишком уже многих, находится в кризисе (пусть духовном). Ведь проблема трудностей науки может иметь аспект, связанный с ограничением познавательных возможностей человека самой установкой новоевропейской научности как узко рациональной, с зашоренностью сознания, часто сопутствующей этой установке, – то, о чем сказано выше, что рано или поздно это не может не вылиться в проблему.

Не пришло ли время попытаться с более широких позиций, взглянуть на ситуацию в целом? Не дело ли философии улавливать необходимые для этого боговдохновенные подсказки, которые могут содержаться в донаучном, дофилософском поле познания? Для меня очевидно, что таким полем в настоящее время может быть что-то из множества существующих на данный момент эзотерических учений. Прежде всего я имею в виду учение школы христианских подвижников Ольги Асауляк (она же Школа Единого Принципа (ШЕП), она же научно-религиозное общество "Обитель"), выше обещанное к рассмотрению.

Правда, выполнить это обещание не так просто. Можно, конечно, указать на книги Асауляк [33]. Но дело в том, что книги это еще не все, важная часть уче-ния дается на лекциях. Немалое значение имеют и практические занятия – инсайды, являющиеся практикой внутреннего созерцания. Все это разнообразие средств служит преодолению психологического барьера у современного чело-века перед традиционной верой в Бога, конкретней перед христианством, еще конкретней – перед православием, способствует современному прочтению их. Для обновления веры, для ее возгорания одной лишь книжной передачи инфор-мации было бы недостаточно, здесь важна работа человека на его духовных планах.

Хочу только подчеркнуть, что учение этой школы – далеко не готовое фи-лософское знание (тем более научное), это непочатый край работы для крити-ческого мышления. Тем не менее факт, что эта школа (и это критическое мышление) способны активизировать интуицию человека, открыть ему глаза, убрать шоры, что-то конкретно подсказать. Многоплановость системы миро-здания – одна из таких подсказок. Выше я попыталась показать актуальность этой идеи на примере рассмотрения парадокса эволюции, квантово-механичес-кого парадокса, феномена зрения (пусть специалисты сделают это лучше). Важной идеей также является упомянутая здесь идея эволюции как совмест-ного творчества Творца и творения. В учении Асауляк имеются другие важные идеи, не упомянутые здесь.

Так что, уважаемые товарищи философы, уделите внимание учению ШЕП, которое может дать нам так необходимые сейчас боговдохновенные подсказки, способному помочь разблокировке христианства, прочтению его, соответст-венно современного уровня, что необходимо для того, чтобы "глубокая и мрач-ная Ночь" настоящего времени (по Трубникову [34]), сменилась Рассветом нового дня, соответствующего уже зрелому возрасту христианства. Впрочем, по Асауляк, рассвет нового дня уже начался, тому есть немало свидетельств, но, к сожалению, вклад в это дело философии выглядит неубедительно.

Львов, Украина

Список литературы

[1] С.Д.Хайтун. Фундаментальная сущность эволюции. Вопросы философии. 2001. №2. С. 152.

[2] Там же.

[3] Напр. Н.И.Карякин, К.Н.Быстров, П.С.Киреев. Краткий справочник по физике. М. 1963. С. 143, 144.

[4] Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М. 1987.

[5] М. Рьюз. Наука и религия: по-прежнему война? Вопросы философии. 1991. №2. С. 50, 51.

[6] Информацию по работе ШЕП можно получить по адресу [email protected]

[7] Протоиерей Александр Мень. Сказка о происхождении человека. "Урод". М. 1994.

[8] Б.С.Кузин. О принципе поля в биологии. Вопросы философии. 1992. №5. С. 154.

[9] Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М. 1987. С 71.

[10] О распылении (расщеплении) Адама см. О. Асауляк, Катарсис, Сыктывкар, 1994, стр. 249: "Энергетический Адам, столкнувшись с грубой материей физи-ческого плана рассыпался на миллионы живых частиц, Замедленное течение времени Земли разбросало эти частицы на многие века земного существова-ния" и О. Асауляк, Крылья, М, 1998, стр. 59: "...Процесс "распыления" все еще не закончен в физическом плане, так как продолжается рождение человеческих особей, а, во-вторых, параллельно происходит обратный процесс – восстанов-ление человека в прежнем духовном качестве через второе Рождение при жизни".

[11] Ольга Асауляк. Кеносис. М. 2002. С. 39.

[12] Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера отцов. М. 1996.

[13] А. Мень. Магизм и единобожие. М. 2005. С 636: "Апокалиптики Ветхого Завета усмотрели начало падения в высших сферах духовных существ.... Эта духовная катастрофа издавна ощущалась в религиозном сознании человечества. Она совершилась в глубинах духовных измерений, но в силу вселенской взаимосвязи должна была отозваться на всем космическом порядке, вызывая в нем возмущения, волны, вибрации, порождая антагонизм сил и распад. Это мог быть момент "великого взрыва", когда развернулось пространство и время с их законами, действующими поныне. Так появилась хаотическая струя в мироздании. Природа, по слову апостола, "покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее"..."

[14] Иеромонах Серафим Роуз. Душа после смерти. М. 1992. С. 57 (цитата из проповедей Макария Великого, слово 4).

[15] А. Грюнбаум. Новая критика теологических интерпретаций физической космологии. Вопросы философии. 2002. №4. С. 87.

[16] См. напр. Ольга Асауляк. Рать. Сыктывкар. 1997. С. 279.

[17] Иеромонах Серафим Роуз. Душа после смерти. М. 1992. С. 55 (цитата из проповедей Макария Великого)

[18] А. Мень. У врат молчания. М. 2005. С. 23

[19] Г.С.Альтшуллер. Творчество как точная наука. М. 1979.

[20] А. Мень. Вестники Царствия Божия. (В книге На пороге Нового Завета. М. 2005). С. 311: "Согласно Шестодневу Книги Бытия... Творец приводит стихии в действие, но впоследствии природа возрастает уже сама: вода и земля порождают живые существа. Непосредственно же особые творческие акты Бог совершает лишь на узловых этапах развития мира (творение "неба и земли", Жизни, Человека)".

[21] Журнал свидетелей Иеговы "Сторожевая башня". 15 янв. 1999. С. 27.

[22] Петр Иванов. Тайна святых. М. 1993. С. 482 (примечание).

[23] Там же. С. 482.

[24] Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Paris. 1988. С. 163:

"С поддержкой митр. Серафима Шишкову (с 1824 г. Министру отделенного министерства народного просвещения) удалось добиться, чтобы это русское Пятикнижие было сожжено на кирпичных заводах Невской лавры... Шишков не видел никакой нужды распространять Библию среди мирян и в народе, -- "может ли мнимая надобность сия, уронив важность Св. Писаний, производить иное, как не ереси и расколы... Не унизительно ли будет для Библейского достоинства иметь Писание в домах... Что же из этого последует? Употребится страшный капитал на то, чтобы Евангелие, выносимое с такой торжественно-стью, потеряло важность свою, было измарано, изодрано, валялось под лавка-ми, служило оберткою каких-то домашних вещей, и не действовало более ни над умами, ни над сердцами человеческими"".

[25] С.В.Лезов. Теология Рудольфа Бультмана. Вопросы философии. 1992. №11. С. 80.

[26] Р. Бультман. Новый Завет и мифология. Проблемы демифологизации ново-заветного провозвестия. Вопросы философии. 1992. №11.

[27] В.В.Налимов. Размышления о путях развития философии. Вопросы фило-софии. 1993. №9. С.89.

[28] См. напр. Ю.Б. Молчанов. Парадокс Эйнштейна – Подольского – Розена и принцип причинности. Вопросы философии. 1983. №3. С. 36: "...Что призна-ние полноты квантовой механики и справедливости соотношения неопределен-ностей ведет к признанию мгновенного дальнодействия связи, признается вольно или невольно, сознательно или несознательно многими убежденными сторонниками точки зрения Бора, хотя сам он гипотезы о возможности мгновенного дальнодействия не принимал".

[29] Там же. С. 35. См цитату из Эйнштейна: "Если бы пси-функция давала полное описание реального состояния, то это бы означало, что измерение, производимое над второй подсистемой, оказывает влияние на реальное состо-яние первой подсистемы. Это соответствовало бы существованию какой-то непосредственной связи между двумя пространственно разделенными объек-тами. Однако этот случай также отвергается интуицией".

[30] А. Мень. Магизм и единобожие. М.2005. С.255: "В магизме скрыто присут-ствует та духовная тенденция, которая коренится в первородном грехе челове-чества: поставить себя в центре мироздания и заставить служить себе его силы. Именно поэтому магизм явно посюсторонен. Высшим благом для него являются блага земные. Предел желаний мага – процветание здесь, на земле".

[31] Там же. С. 442.

[32] Мартин Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге. М. 1991. С. 150.

[33] Ольга Асауляк. Книга огней: Катарсис. Сыктывкар. 1994. Экстазис. Сыктывкар. 1995. Рать. Сыктывкар. 1997. Крылья М. 1998. Ковчег. М. 1999. Кеносис.М. 2002. Многоточие. М. 2004.

[34] Н.Н.Трубников. Без четверти двенадцать (к вопросу о преодолении духов-ного кризиса европейской культуры). Вопросы философии. 1993. №1. С. 49: "Так умирает сейчас культура Европы. Серый Рассвет христианства, которым она начиналась, сменился светлым Утром Ренессанса, ясным полднем эпохи великих открытий, вылетевшей в Сумерках совой Науки и, наконец, Закатом Европы, который сегодня сменился для нас глубокой и мрачной Ночью. И эта ночь, чем далее, тем более становится мрачной и беспросветной".

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.