Разрешение парадокса эволюции — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Разрешение парадокса эволюции

2019-08-03 111
Разрешение парадокса эволюции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для очевидного (в духе модифицированного креационизма) разрешения ПЭ рассмотрим его с позиции идеи, содержащейся во многих эзотерических системах, в частности в учении Ольги Асауляк, состоящей в постулировании многопланового характера мироздания – идея, восходящая, по-видимому, к Елене Блаватской. По учению Асауляк, излагаемому в нескольких циклах лекций, чи-таемых в Школе Единого Принципа (ШЕП) [6], о котором будет еще идти речь ниже, система мироздания – это десять планов с семью подпланами в каждом плане. Физический план – седьмой по счету, начиная от плана Абсолю-та (Троицы). Выше физического плана идут план чувств (астрал), план мыс-лей (ментал), план идей (эйдос), план интуиции, план причинности, и план Троицы. При этом любой из планов, кроме физического, будет для нас в опре-деленном смысле потусторонним миром (ПМ).

Очевидное разрешение ПЭ состоит в том, что следует признать, что из ПМ, не будем уточнять, откуда именно, с самого начала создания физического плана (Большого взрыва) в нашу идеально замкнутую в физическом отношении все-ленную начали поступать и до сих пор поступают информационно-энергети-ческие посылы, действующие в сторону прогрессивной эволюции, что вклю-чает предположение о наличии в ПМ Творца (как минимум). Эти посылы, содержащие информацию, естественно, привязанную к какому-то носителю, в данном случае тонкоматериальному, невозможно обнаружить физическими приборами, так как их ощущают лишь продолжения физических тел в иных планах ("тонкие тела" этих объектов), на физическом плане о них мы узнаем лишь "по плодам".

В первом приближении можно предположить, что эволюциогенные воздей- ствия из ПМ, осуществляются дискретно: в нужный момент, в нужном месте. Нужное место – это, например, утроба одного из двух зачинающих представи-телей исходного вида (исходных генотипов одного и того же вида) в момент зачатия особи нового вида (особи того же вида, но с новыми характеристиками) и та же утроба в течение времени, необходимого для решения поставленной задачи. По-видимому, где-то так и представлял себе эволюцию А. Мень [7], во всяком случае акт сотворения homo sapiens-а – прибежища частиц распылен-ного Адама в отличие от предыдущих видов homo – по его сказке трудно представить себе иначе.

Нужный момент – это, когда вид (род), данные особи дозрели до этого, так как, по учению Асауляк, эволюция живого (во всяком случае) – это совместное творчество твари и Бога. Все наработки вида, рода, индивида накапливаются в соответствующих "банках памяти" в ПМ и играют определенную роль в даль-нейшей эволюции индивида, рода, вида, что удивительным образом перекли-кается с ранее высказанной на страницах журнала "Вопросы философии" идеей "биологического поля", регулирующего как каждое индивидуальное развитие, так и видообразование [8].

Таким образом эволюция видов для наблюдателя на физическом плане вы-глядела бы практически по Дарвину: наследственность, изменчивость, естест-венный отбор. Единственно, чем наблюдатель-дарвинист, очевидец события возникновения нового вида, был бы озадачен, это тем, что "случайные" мутации оказались столь слаженными и комплексными, оставляющими относитель-но не так много места для естественного отбора.

Существует вопрос, для чего Творцу понадобился столь сложный процесс создания видов, почему нельзя было все создать в готовом виде. Выше указы-валось, что эволюция – это совместное творчество с использованием нарабо-ток индивида, рода, вида, т.е. в какой-то мере это результат обучения и само-обучения твари на всех уровнях. Иначе: для того, чтобы результатом могла быть свободная, творческая, разумная единица в физическом теле, необходи-мо, по-видимому, чтобы клетки человека, "вещество", из которого они "сдела-ны", а также "вещество", из которого "сделано" это "вещество" и т.д. имели в себе соответствующие их уровню зачатки "свободности", "творческости", разумности, которые они и совершенствуют с Божьей помощью, что в какой-то мере сопоставимо с обоснованием идеи панпсихизма де Шарденом, напри-мер: "...И все больше и больше исчезает определенный барьер... между "живой протоплазмой" и "мертвыми" белками и на уровне очень крупных молекуляр-ных соединений. Эти неклассифицированные вещества еще называют мертвы-ми... Но не согласились ли мы, что они были бы непостижимы, если бы уже не обладали совсем внутри какой-то рудиментарной психикой?" [9].

При этом каждый выполняет свою часть работы: что должны сделать мы, что Он поручил нам, Он за нас не сделает и, конечно, наоборот. Его часть работы – модификация генетики, когда это нужно, провиденциальный промы-сел, провиденциальный случай, боговдохновенные подсказки, талант, излия-ние благодати при таинствах и в других случаях, помощь, которая приходит "по каналу Иисуса" (выражаясь терминологией Асауляк), ведь сказал Иисус: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20), и многое другое.

Так что относительно камня преткновения во взаимоотношениях науки и религии – творение или эволюция – можно сказать – и творение, и эволюция, так как эволюция без творения невозможна, а творение без эволюции бессмысленно.

Эволюция: вид с высоты

По учению Асауляк, физическая эволюция, которая началась с Большого взрыва, до того происходившая в тонкоматериальном мире, как поэтически описано в Книге Бытия (гл. 1,2) – следствие грехопадения человека, "распыления Адама" [10], и, как следствие, перехода Адама, а с ним и всего остального тонкоматериального Эдемского мира в грубоматериальное, т.е. физическое, состояние: "Физическое расширение в материальной вселенной не было предусмотрено в программе сотворения мира как необходимость, без которой нельзя было обойтись, но возможность этого процесса была предусмотрена Создателем и заложена Им в аварийную программу. Сработала она как запасной парашют при неудачном прыжке..." [11]. Подобная идея – Большой взрыв как следствие грехопадения Адама – является так же основной идеей книги епископа Родзянко [12]. Об этом говорится и у А. Меня [13]. Но если в [12] и [13] Большой взрыв трактуется как вселенская катастрофа, вызванная грехопа-дением, то у Асауляк Большой взрыв, создание физического плана рассматриваются под иным углом: как милость Творца, предоставившему своему отпавшему чаду запасной путь к намеченной цели. Такой подход отнюдь не противоречит святоотеческой мысли (по крайней мере одному из ее течений). По право-славному учению "ризы кожаные", полученные человеком по грехопадении, "означают нашу грубую плоть, которая при падении изменилась: утратила свою тонкость и духовность, получила настоящую свою дебелость. Хоть начальною причиною изменения и было падение, но изменение совершилось под влиянием Всемогущего Творца, по неизреченной Его милости к нам, к нашему величайшему благу. Между прочим, полезными для нас последствиями, истекающими из состояния, в котором ныне находится наше тело, мы должны указать то, что через попущение дебелости нашему телу мы сделались неспособными к чувственному видению духов, во власть которых ниспали..."[14]. Очень важно еще, что вместе с созданием физического человека была создана для него и "развивающая игрушка" -- познаваемый мир.

Технология растянувшего на миллиарды лет создания "кожаных одежд" для павшего и распыленного Адама, естественно, не дается ни в Священном Писании, ни в Священном Предании. Нас смущают эти миллиарды лет..., но, ведь "У Господа один день, как тысяча лет, тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8)... "Кожаные одежды" получил соответственно и весь мир. Потому и поем мы в Акафисте об упокоении усопших (Кондак 3): "Повинны мы в бедствиях мира, в страданиях бессловесных тварей, в болезнях и муках младенцев непо-рочных, ибо грехопадением людей блаженство и лепота всей твари разруши-лась".

Плотный (физический) мир – "кожаные одежды", созданный в качестве милости для отпавшего от Бога Адама, – это мир, где неизбежны смерть, тлен, и потому – болезни и страдания, где обучение, необходимое для дальнейшей эволюции, идет через пробы и боль ошибок – путь, от которого Отец Небесный предостерегал свое чадо. Так что известный антитеистический аргумент "от этики", о котором напоминает нам Грюнбаум: "Наконец теистический сценарий объяснения нашего мира несостоятелен, потому что он этически непоследователен: как подчеркивал Юм, никакой всеблагой и всемогущий Бог никогда не создал бы мир с таким чрезмерным, беспричинным и невосполнимым при-родным злом, как например рак – зла, вызываемого не человеческими решении-ями и действиями. Так что если Бога и можно вывести из-под обвинения в нравственном зле посредством так называемой "защиты свободной воли", серьезный вызов всеблагости Бога со стороны природного зла остается" [15], возможно,– лишь свидетельство недостаточности протестантской богослов-ской базы.

Цель же эволюции, говоря языком Асауляк, – сначала ликвидация сбоя, т.е. возвращение в "обитель Отца", завершающееся "лучистой" трансформой вме-сте с физической плотью, затем дальнейшая эволюция [16], т.е. от человека разумного через человека духовного к человеку "лучистому" и далее, что впо-лне укладывается в рамки православного учения. По Макарию Великому, "Человек, облеченный в тело [тело человека до грехопадения], способен был для жительства в рае, в котором ныне способны пребывать одни святые и одними душами своими, в которые взойдут и тела святых по воскресении. Тог-да эти тела оставят в гробах свою дебелость, усвоившуюся им при падении; тогда они соделаются духовными, даже духами, явят в себе те свойства, кото-рые им были даны при сотворении. Тогда человеки снова вступят в разряд святых духов и в открытое общение с ними. Образец тела, которое вместе бы-ло и тело и дух, мы видим в теле Господа нашего Иисуса Христа по Его воскресении" [17].

Надо полагать, путь до человека духовного, и тем более "лучистого", не близок – туда не пройти, минуя стадию человека цивилизованного. Для нас, ко-нечно, в этом контексте актуальна цивилизация христианская.

Эволюция: этап homo sapiens

В разделе "Разрешение парадокса эволюции" мы в первом приближении предположили, что эволюциогенные воздействия из ПМ, осуществляются дис-кретно. Этого было достаточно для принципиального разрешения ПЭ как физи-ческого. Но первое приближение потому и первое, что предполагает последую-щие. По Асауляк, следует так же предположить, что кроме дискретной генети-ческой работы, Высшие силы осуществляют еще и непрерывную работу, – то, что Асауляк выражает словами "идет энергия (значит и информация) на то-то и то-то". Т.е. существуют фоновые информационно-энергетические посылы из ПМ, разные в различные эпохи, способствующие чему следует на данном этапе эволюции, что делает эволюционный процесс более организованным и целена правленным. Например, в эпоху неолитической революции фоновые посылы способствовали решению задач того эволюционного этапа, причем эти посылы, может быть в последний раз за всю историю Земли, адресовались так же и животному миру, взаимоотношения с которым в то время подвергались существенной перестройке. Как известно, сейчас из волка можно вывести лишь прирученного волка, но не собаку. Соответствующими фоновыми посылами, можно объяснить и то таинственное веяние, о котором, например, писал Мень: "Как бы ни был оторван Китай от остального мира, как бы ни отгораживался от него в гордом самодовольстве, но и его не миновала судьба прочих великих цивилизаций. То таинственное веяние, которое пронеслось над человечеством и всколыхнуло его до самых недр, оказалось сильнее всех преград. Ветер перемен, миновав пустыни и горы, неотвратимо вторгся в замкнутый круг китаизма" [18].

В настоящее время, как говорит Асауляк, идет адресованная человеку энергия-подсказка на синтез (значит на творчество, на игру, что, возможно, имеет отношение к постмодернистской страсти к игре), а так же на гармони-зацию полов. Однако синтез синтезу рознь. По Асауляк, сейчас необходим синтез именно с позиции высшего знания, обретенного на основе обновленной веры, на основе современного прочтения христианства (для христианских народов) А что же говорит учение Асауляк конкретно о нашей части работы, предусмотренной Божественным планом возвращения Адама в "Обитель Отца"?

Человеку задаются какие-то жизненные программы с учетом его призвания, ставятся какие-то задачи по духовным наработкам, задачи по наработке каких-то качеств на основе того, что Господь дал ему от рождения (см. притчу о та-лантах Мф. 25, 14-29), причем – качеств нередко противоречивых, т.е. ставится, выражаясь языком известного советского патентоведа, автора теории изобре-тательства Альтшуллера [19], изобретательская задача, допустим, отработка таких качеств, как чувствительность, тонкость психики, впечатлительность (впечатляемость) – с одной стороны и – прочность и устойчивость психики, беспристрастие – с другой. По Асауляк, индивидуальные наработки в соот-ветствии с их уровнем могут попасть, кроме индивидуального банка памяти, в банк родовой памяти, банк памяти нации, общечеловеческий банк памяти. Духовные наработки великих святых тем или иным образом могут пойти в помощь народу, человечеству – всем, кто может ее принять. Кроме того, по Асауляк, качества, культивируемые несколькими поколениями (культивиру-емые – значит при этом активно работают высшие планы человека), на каком-то этапе (Асауляк считает – после семи поколений) переводятся в генофонд – почти, как учит ламаркизм. Конечно, Ламарку не случайно пришла в голову подобная идея, в каком-то смысле – это факт наблюдения в первом приближе-нии, хотя на физическом плане соответствующего механизма ее реализации нет и быть не может. Так что относительно механизмов эволюциогенных воздей-ствий можно говорить и о творении в узком смысле, и о каких-то автоматичес-ких механизмах, предусмотренных Творцом. Наличие последних может объяснить существование тупиковых ветвей эволюции. Подобным образом представлял себе эволюцию и А. Мень [20].

Может показаться непонятной роль проповедуемой христианством аскезы, духовных наработок для дела техногенной цивилизации. Но аскеза – это само-обуздание, самообладание, самодисциплина – т.е. то, что лежит в основе циви-лизации, начиная с простого сожительства людей, и кончая дисциплиной воен-ной, трудовой, научной, не зря мы говорим об отдельных разделах науки, как о дисциплинах. При этом послушание и смиренномудрие, столь рекомендуемые монашеству, могут иметь отношения к обучаемости; увлеченность, устремле-ние – а без них нельзя говорить о каких-то способностях– могут иметь отноше-ние к наработкам любви, жертвенности; покаяние, проповедуемое христиан-ством, постоянная работа человека над собой, "хождение его пред Господом", "трезвление", учат человека бесстрастному взгляду на себя и на мир, трезво-сти, в частности, не принимать желаемое за действительное, учат ответствен-ности – все это важные составные ума человека, деловитости, многих способ-ностей, в конце концов это основа рациональности.

Для создания техногенной цивилизации особенно важны наработки по тре-нировке мышления, памяти. В средние века, по-видимому, немалую роль в этом отношении сыграли схоласты, возможно, не только они. В отношении античной Греции принято указывать на роль широкой демократической и судебной практик для тренировки мышления. Относительно аскезы у греков можно отметить, что ощущение ее духовного потенциала им не было чуждо.

Большая работа по тренировке мышления и памяти проводилась у иудеев.

Судя по Библии, в древние времена у иудеев широко практиковалось исследо-вание и толкование Закона и Пророков, весьма высоко ставился правый, муд-рый суд. Известно так же, что, начиная с 1-ого века, в большом числе раввин-ских академий все возрастающее количество правил "до предела испытывало память студентов" [21]. Добавим, что практика толкования Талмуда иудеями продолжалась до Нового времени включительно, надо полагать, при достаточ-ном "градусе" веры. Аскеза у иудеев тоже была в почете, а довольно обремени-тельный Закон был определенной практикой аскезы для всех, осуществляемой, надо полагать, со страхом Божьим и благоговением, а значит при высокой активности высших планов.

Отметим еще, что протестантский мир, имеющий особые заслуги в деле научно-технического прогресса, имеет в своей практике принцип толкования Святого Письма мирянами в отличие от католицизма и православия. Причем православие, не знавшее ни Реформации, ни Контрреформации, в своем стрем-лении оградить от еретических искажений христианское вероучение настолько последовательно (и успешно) проводило в жизнь принцип нетолкования (миря-нами), значит – немышления масс, что еще в первой половине 19-го века в Рос-сии Библию было не принято держать дома, она считалась чисто богослужеб-ной книгой [22]. Долгие века в России "не только миряне, но и духовники не должны были иметь никаких своих мыслей. Всякое независимое и самостоя-тельное суждение называлось гордостью и гибелью. Учить можно было только по книгам – так сказать слово в слово... Особый склад и звук церковного слова должен был действовать как нечто торжественное и даже непонятное" [23]. Добавим еще, что Библия была переведена на русский язык позже, чем Мани-фест коммунистической партии. Более ранняя попытка перевода Библии на русский язык была пресечена [24].


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.