Описание этапов и содержания программы по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Описание этапов и содержания программы по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой

2019-08-03 751
Описание этапов и содержания программы по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В ходе исследования мы выдвинули гипотезу, соответственно которой уровень представлений о живой и неживой природе у детей повысится, если в практику работы ввести серию дидактических игр, что требует реализации определенных организационно-педагогических условий: использование различных видов дидактических игр о живой и неживой природе; системность работы в обозначенном направлении и вовлечение в данный процесс родителей. Опираясь на результаты диагностики, нами разработана программа по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой, которая включает подбор, систематизацию и поэтапность включения в образовательную и игровую деятельность детей 3-4 лет дидактических игр по расширению и углублению их представлений о растительном мире.

Программа по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой (на примере ознакомления младших дошкольников с растительным миром) предполагает решение таких задач:

1. Определить организационно-педагогические условия по формированию представлений о растительном мире у детей младшего дошкольного возраста.

2. Пополнить предметно-развивающую среду дидактическими играми для формирования представлений о растительном мире у детей 3-4 лет.

3. Составить и реализовать план работы по формированию у дошкольников знаний о растительном мире посредством дидактических игр соответствующей направленности.

4. Определить содержание и последовательность использования дидактических игр в образовательной деятельности ДОО.

5. Апробировать в процессе специально организованной деятельности на занятиях и при осуществлении режимных моментов развивающие и дидактические игры направленные на формирование представлений о растительном мире детей 3-4 лет.

6. Разработать и провести мероприятия по привлечению родителей к процессу формирование представлений о растительном мире у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

7. Активизировать взаимодействие ДОО и родителей в обозначенном направлении посредством реализации совместного исследовательского проекта «Сами вырастим цветок», основу которого составляет разработка и реализация соответствующих дидактических игр.

    Работа по программе проводится по четырем тематическим направлениям: 1. Овощи-фрукты. 2. Деревья. 3.Кустарники. 4. Травы (цветы). Детям по каждому из этих направлений предлагаются дидактические игры четырех видов: настольно-печатные, игры с предметами, словесные, хороводные.

    Описание этапов программы:

1. Создание организационно-педагогических условий по формированию представлений о растительном мире: оптимальная организация предметно-игровой деятельности; использование дидактических игра в процессе специально организованной деятельности на занятиях, при осуществлении режимных моментов и в игровой деятельности; организация эмоционально-практического общения; взаимодействие работы дошкольного образовательного учреждения и семьи в обозначенном направлении.

Для обеспечения оптимальной организации предметно-развивающей деятельности предполагается пополнение и обновление игровых зон материалами и игрушками для формирования представлений о растительном мире у детей 3-4 лет, в том числе дидактическими играми; фотографиями детей, их семьи на природе, в быту, отражающие сезонные процессы (на даче, на огороде, в лесу); фотоальбомами, отражающими уход за растениями и наблюдения за природой; наглядными пособиями (по первому направлению - «Выращиваем урожай», по второму направлению – «На прогулке в лесу», по третьему направлению – «Мир кустарников»; по четвертому направлению - «Как ухаживать за комнатными растениями» и «Трудимся вместе на природе»; картинками и фотографиями, изображающими разные состояния деревьев, кустарников и растений (роза цветет; появляются почки на деревьях; опадают листья с березы и т.п.), созревание овощей и фруктов; аудио- видеоматериалами (развивающие мультфильмы для детей от 2 до 3-х лет, песенки-инсценировки, подборка видеосюжетов «Мир растений», подборка сайтов соответствующей направленности и др.); атрибутами к сюжетно-ролевым играм «В огороде», «На лугу», «В лесу», «Помогаем собрать урожай»; атрибутами к подвижным играм «Кто быстрей соберет овощи/фрукты», «Найди и принеси (листья, ягоды и т.д.)» и др.

2 этап. Основной – предполагает формирование представлений о растительном мире у детей 3-4 лет в процессе специально организованной деятельности на занятиях и при осуществлении режимных моментов включало использование развивающих и дидактических игр различной направленности; проведение бесед; моделирование и анализ ситуаций и др.; свободное и тематическое рисование; чтение художественных произведений; мини-конкурсы и т.п.

Основной этап  - составление и реализация соответствующего плана работы по формированию у дошкольников знаний о растительном мире, предполагающий проведение 2 раза в неделю занятий и закрепление материала в игровой и деятельности детей (приложение 1).

Использование дидактических игр на формирование представлений о растительном мире у детей 3-4 лет выступает на основном этапе ключевым организационно-педагогическим условием. Рассмотрим проведение дидактических игр в соответствии с определенными нами направлениями.

Направление 1. Овощи-фрукты.

Задачи:

- расширять представления о том, что весной сажают семена овощей на грядки; летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды; осенью собирают урожай овощей и фруктов;

- развивать умение отличать и называть по внешнему виду, вкусу и форме овощи (огурец, помидор, морковь, репа), фрукты (яблоко, груша), ягоды (малина, смородина) и называть их.

В процессе усвоения знаний об овощах и фруктах детям были предложены дидактические игры четырех видов: настольно-печатные, игры с предметами, словесные, хороводные:

- настольно-печатная игра «Подбери картинку»;

- игра с предметами « Сварим борщ»;

- словесная игра «Назови овощи»: 1 часть - чтение стихотворения с наглядным сопровождением (показ сюжетных картинок); 2 часть - «Как собирают урожай»;

- хороводная игра «Огородный хоровод».

Направление 2. Деревья.

Задачи:

- учить выделять индивидуальные и общие признаки деревьев; учить отличать деревья от кустарников и цветов;

- закрепить части дерева (корень, ствол, ветви, листья, плоды (если есть));

- формировать умение устанавливать взаимосвязь между деревом и его частями (листьями, плодами);

- дать представ­ления о том, что для роста дерева необходимы земля, вода и воздух.

Для усвоения знаний детей 3-4 лет о деревьях им также предлагаются дидактические игры четырех видов:

- настольно-печатная игра с пособием «Растительный мир»;

- игра с предметами: дидактическая игра «С какого дерева плод?»;

- словесная игра «Правильно/неправильно»;

- хороводная игра «Грушка»;

Направление 3.Кустарники.

Задачи:

- учить выделять индивидуальные и общие признаки кустарников; учить отличать кустарники от деревьев и цветов;

- закрепить части кустарника (корень, ветви, листья, плоды (если есть))

- дать представ­ления о том, что для роста кустарников необходимы земля, вода и воздух.

Детям предлагаются такие игры:

- настольно-печатная игра «Собери кустарник»;

- игра с предметами «Найди плоды кустарника»;

- словесная игра «Мишка спрятал горшочек с медом под кустом»;

- хороводная игра «В лесу ягоды искали».

Направление 4. Травы (цветы).

Задачи:

- знакомить с различными травами и цветами; учить различать комнатные и садовые цветы;

- дать представ­ления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух;

- учить вместе со взрослыми ухаживать за растениями.

Детям были предложены такие игры:

- настольно-печатная игра « Чего не хватает растению»;

- игра с предметами  «Капитошка поливает цветы»;

- словесная игра «Узнай по описанию»;

- хороводная игра «Назови цветок».

Работа,, проводимая с детьми в соответствии с разработанным планом, по формированию у дошкольников знаний о растительном мире, включает, помимо дидактических игр, также такие формы работы: беседы, наблюдения, опыты, чтение художественной литературы, продуктивную деятельность (рисование, аппликация, лепка, совместное оформление альбомов, выставок, просмотр видеоматериалов и презентационных материалов, проектную деятельность.

Дидактические игры рекомендуется сочетать с наблюдениями в природе, с трудовой деятельностью, включающей в себя уход за клумбами и за растениями уголка природы.

3 этап. Заключительный. Закрепляя комплексно знания детей по выделенным направлениям предполагается использовать дидактическую игру «Скорая помощь». По окончании наблюдений за трудом взрослых с помощью видеоматериалов детям может быть предложена дидактическая игра «Соберем урожай», цель которой: познакомить детей с плодами фруктовых деревьев; закреплять знания об овощах и фруктах, узнавать и называть их по внешнему виду и на ощупь; развивать моторику кистей пальцев рук; формировать знания детей о полезных свойствах фруктов; продолжать учить различать и называть цвета; развивать речь детей, внимание, зрительную память. Предварительная работа предполагае рассматривание альбома «Осень», «Овощи», «Фрукты», картины «Осень в лесу», просмотр видеосюжетов «Сбор урожая». По окончании игры детям предлагается картинка для раскрашивания (рис. 2).

Рис. 2. Картинка для раскрашивания к игре «Соберем урожай»

 

Также для закрепления умений ухаживать за растениями может быть предложена дидактическая игра «Как растут цветы», цель которой – освоить последовательность выращивания комнатных растений; закрепить представ­ления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух; формировать стремление принять участие в совместной деятельности со взрослыми по уходу за растениями. Также, как вариант – картинки необходимо было еще и раскрасить (рис. 3).

 

Рис. 3. Иллюстративный материал к игре «Как растут цветы»

 

С целью обеспечения взаимодействия работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию представлений о растительном мире у детей 3-4 лет посредством включения дидактических игр для родителей могут быть предложены различные презентационные материалы «Игры детей с природным материалом», «Учим детей играть в дидактические игры», «Дидактическая игра: просто ли игра?», «Создаем дидактические игры сами» и др. С родителями может быть проведена лекция «Особенности формирования представлений о растительном мире детей 3-4 лет», беседа «Как помочь ребенку ориентироваться в мире природы», групповые консультации «Учим ребенка трудиться в природе». Родителям может быть предложена для ознакомления папка-передвижка «Лечебные и ядовитые растения», информационный материал «Какие наблюдения за растительным миром можно проводить с детьми на прогулке и дома».

Также в процессе организации работы может быть реализован краткосрочный образовательный проект по теме «Разнообразие растительного мира, к участию в котором привлекаются родители. Цель проекта «Разнообразие растительного мира»: создать условия для ознакомления детей 3-4 лет с растительным миром, развивать у детей добрые чувства, ответственность за благополучие живых организмов, которые нуждаются в их покровительстве. В ходе проекта решаются следующие задачи: изучить влияние деятельности человека на жизнь растений, их значимость в жизни человека; воспитывать познавательное отношение к природе; развивать любознательность, наблюдательность, активность в познавательной деятельности; формировать навыки моделирования и экспериментирования; эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе; активизировать взаимодействие родителей и дошкольного учреждения по формированию представлений о растительном мире детей 3-4 лет. В процессе его реализации могут быть выделены такие определенные этапы:

Выбор темы. Тема предлагается родителям на основе результатов проведенной диагностики сформированности представлений детей 3-4 лет о растительном мире..

Подготовка к реализации краткосрочного проекта. Мотивация детей и родителей к участию (просмотр фотовыставки), ознакомление с планом проекта.

 Организация процедуры распределения детей и родителей в игровые команды. Дети с помощью жетонов с соответствующим изображением выбирают одно из тематических направлений: «Овощи и фрукты», «Деревья», «Кустарники», «Травяные растения (цветы)». Семьи воспитанников также получают информацию о содержании реализуемого краткосрочного проекта через специальные буклеты и онлайн-консультирование на сайте ДОУ.

В течение недели родители вместе с детьми подбирают по теме в соответствии с определенным направлением художественные произведения (рассказы, стихотворения, загадки), изучают с помощью предложенной картотеки дидактических игр уже разработанные дидактические игры; создают свои дидактические игры либо готовят материал к уже разработанным. Так, например, родители вместе с детьми фиксируют в рисунках или/и фотографиях результаты совместной деятельности (как «собирали урожай», «наблюдали за деревьями, кустарниками» на прогулке, собирали листья деревьев и кустарников, посадили цветок). Затем рисунки и фотографии составляют основу созданных дидактических игр «Восстанови последовательность», «Угадай дерево (кустарник, цветок)», «С какого дерева (кустарника) лист», «Угадай плод дерева» и т.д.

Рефлексия: что получилось, что не получилось, где были проблемы, как удалось вместе решить проблемы, понравилась ли ребенку игра, что он в ней узнал. Просмотр презентации по результатам работы всех детско-родительских команд «Разнообразие растительного мира».

Таким образом, организация в обозначенном направлении образовательной и игровой деятельности детей 3-4 лет сопровождается разработкой соответствующих рекомендаций родителям по формированию у детей представлений о растительном мире и предполагает налаживание системы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в обозначенном направлении.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрение теоретических и практических аспектов процесса ознакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой позволило нам сделать такие выводы:

1. Основными задачами ознакомления дошкольников с живой и неживой природой выступает формирование у них элементов экологического сознания; практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер; воспитание гуманного отношения к природе. Главным результатом освоения детьми знаний о живой и неживой природе становится развитие экологического, гуманного, природоохранного, отношения к природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоге, сочувствие, сострадании и стремлении оказать помощь.

2. Содержание представлений о живой и неживой природе включает ознакомление дошкольников с природно-географическими зонами, с наиболее значимыми природными объектами (озера, реки, горы и др.), типичными представителями растительного и животного мира.Формирование природоведческих представлений у дошкольников связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе, обогащением представлений детей об окружающей их среде, развитием эстетических и патриотических чувств.

3. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

4. Дидактические игры, в которых представлено содержание представлений о живой и неживой природе, помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

5. При включении дидактических игр в процесс ознакомления дошкольников с живой и неживой природой важно учитывать те представления, которые должны быть сформированы в обозначенном направлении: о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы); о человеке как части природы; – о культуре поведения в природе.

6. Включение дидактических игр в процесс ознакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой осуществляется поэтапно, с повторением предыдущего усвоенного материала и усложнением усваиваемого. Дидактические игры соответствующей направленности проводятся как при организации образовательной деятельности на занятиях, так и включаются в режимные моменты и при организации самостоятельной игровой деятельности дошкольников.

7. Нами было проведено эмпирическое исследование по включению дидактических игр в процесс ознакомления дошкольников с живой и неживой природой. Для проведения исследования мы сузили исследование до младшего дошкольного возраста и рассмотрения процесса формирования представлений о растительном мире у обозначенной групп дошкольников. В ходе исследования нами было организовано изучение представлений детей младшего дошкольного возраста о растительном мире. С целью проведения соответствующей диагностики нами были детям предложены дидактические игры в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы». Как показали результаты эмпирического исследования, дидактические игры выступают продуктивным методом ознакомления дошкольников с живой и неживой природой.


Список использованной литературы

 

Нормативные документы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.  // Российская газета. Федеральный выпуск № 265(6241) от 25 ноября 2013 г.

2. От рождения до школы.  Примерная общеобразова­тельная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.

Учебники, учебные пособия, монографии:

3. Аксёнова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.

4. Арсентьева В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособ. / В. П. Арсентьева. – М: ФОРУМ, 2009. – 144 с.

5. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста / Л.В. Артемова. – М., Просвещение, 2009. – 278 с.

6. Афонькина Ю.А. Диагностический журнал. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). – Волгоград: Учитель, 2012. – 84 с.

7. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для детей 3–7 лет / Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 с.

8. Диагностика в детском саду: [методическое пособие / под ред. Е. А. Нечипорюк, Г. Д. Посевиной]. – Ростов-н/Д., 2016. – 187 с.

9. Каменева Л. А. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева. – СПб, 2010. –319 с.

10.Кастрыкина В.Н., Попова Г.П. (сост.) Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа / В.Н. Кастрыкина, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 200 с.

11. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева. – СПб: Детство-пресс, 2015. – 240 с.

12. Мир природы и ребёнок. / Методика экологического воспитания дошкольников. Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. – СПб: Акцидент, 2008. – 256 с.

13. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада / С.Н. Николаева. –  2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. –  104 с.

14. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. 3-е изд. / Л.П. Молодова. – Минск: Асар, 2016. – 215 с.

15. Мониторинг в детском саду. /под. ред. А.Г. Гогоберидзе: Научно- методическое пособие. – СПб.: изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. –592 с.

16. Репринцева, Г. И. Игра – ключ к душе ребенка: гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие / Г. И. Репринцева. – М.: ФОРУМ, 2018. – 235 с.

17. Рыжова Н.А. Ветер, ветер, ты могуч: методическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников / Н.А. Рыжова. – Тамбов, 2015. – 216 с.

18. Рыжова Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 3-е изд. – М.: Обруч, 2016. – 208с.

19. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: / Т. А. Серебрякова. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2014. – 206 с.

20. Смирнова Е. О. Организация игровой деятельности: учебное пособие / Е.О. Смирнова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 223 с.

21. Смирнова Е. О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум / Е.О. Смирнова. – М.: Юрайт, 2017. – 224 с.

22. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников / А.М. Федотов. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.

23. Хуторской A.B. Современная дидактика: учеб. для вузов                         / А.В.Хуторской. – СПб: Питер, 2011. – 544 с.

Материалы периодической печати:

24. Акимова Е. В. Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности / Е.В. Акимова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). – Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. – С. 29-31.

25. Багаутдинова Т. В. Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Багаутдинова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 43-47.

26. Беседина А. Ф. Ознакомление с природой / А.Ф. Беседина // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 41-44.

27. Васильева Е. В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ / Е. В. Васильева, М. В. Крайнова, А. В. Муканова // Молодой ученый. – 2017. – №47.1. – С. 25-32.

28. Ворошилова В. М. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания / В.М Ворошилова, Ю.П. Баглаева // Педагогическое образование в России. – 2017. – №2. – С. 45-49.

29. Газина О. Играя, изучаем природу / О.Газина // Дошкольное воспитание. – 2008. – №7. – С. 12-18.

30. Галушко И. Г. и др. Игра в экологическом образовании детей дошкольного возраста / И.Г. Галушко, Д.Г. Зырянова-Шкода, А.М. Беблова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 26. – С. 376–380.

31. Еник О. А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О.А. Еник, Е.Н. Илларионова Е. Н. // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 581-583.

32. Зебзеева В.А. О формировании представлений о мире природы в примерных образовательных программах дошкольного образования / В.А. Зебзеева, А.Е. Перебалина // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2014. - № 13. - С. 121-123.

33. Кирике Г. Ребёнок и природа / Г.Кирике // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 7. – С. 12-19.

34. Ковалева Л.Н., Рожкова Н.Л. Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста / Л.Н. Ковалева, Н.Л. Рожкова // Слова педагога. – №5. – 2018. – С. 24-29.

35. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О. В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 35-36.

36. Лифанова Ж.Н., Ханова Т.Г. Экологическое образование детей дошкольного возраста с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий / Ж.Н. Лифанова, Т.Г. Ханова // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Ч. 1. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2018. – С. 204-206.

37. Лопатюк Е. А. и др. Воспитание наблюдательности в процессе ознакомления дошкольников с природой / / Е.А. Лопатюк, А.В. Галушко, В.Ю. Малашенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 26. – С. 361–365.

38. Лукина Ю.В. Дидактические игры – средство развития ребенка / Ю.В. Лукина // Педагогика онлайн. – 2018. – №4. – С. 121-125..

39. Меринова Е.Н. Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка / Е.Н. Меринова, Т.О. Косницкая, Т.Г. Терентьева // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 302-304.

40. Михайлова Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / Л.С. Михайлова // Молодой ученый. – 2016. – №12.6. – С. 90-94.

41. Пелевина И. А., Васильева М. А. Дидактическая игра как основной метод формирования системы экологических знаний о растительном мире / И.А. Пелевина, М.А. Васильева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 59-62.

42. Рудых С. Г. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада / С.Г. Рудых // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 65-67.

43. Саулина Г.Х. Прикоснись к природе сердцем / Г.Х. Саулина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2556–2560.

44. Силаева О. М. Формирование представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / О.М. Силаева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №4. – С. 51-54.

45. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников / О.А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2012. –№4. – С.23-28.

46. Стешина О.А. Особенности начального этапа экологического образования детей / О.А. Стешина // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы II междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив-плюс», 2014. – С. 226-22.

47. Теремов А. В. Изучение природы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / А.В. Теремов, С.К. Пятунина // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 3. – С. 34-39.

48. Ушакова Т. С. Дидактические игры экологического содержания как средство экологического воспитания дошкольников / Т.С. Ушакова // Молодой ученый. –   2018. –  №50. –  С. 377-379.

49. Фрейдкин, И.С. Как знакомить детей с явлениями неживой природы / И.С. Фрейдкин //  Дошкольное воспитание. – 2010. №4. – С.17-18.

Электронные ресурсы:

50. Беляева Е.А. Актуальные вопросы экологического воспитания дошкольников / Е.А. Беляева // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. – 2015. – №9. – С. 84-91. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov.

51. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/368857/

52. Горошко Е.В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «Познавательное развитие» в условиях выполнения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования» / Е.В. Горошко // Вестник науки и образования, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-forma-organizatsii-obrazovatelnoy-oblasti-poznavatelnoe-razvitie-v-usloviyah-vypolneniya-federalnogo.

53. Степанова А.С. Дидактические игры в педагогическом процессе / А.С. Степанова // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: https://scienceforum.ru/2016/article/2016028883.


Приложение 1

План работы по формированию представлений детей младшего дошкольного возраста о растительном мире посредством дидактических игр

Направления

Задачи

Дидактические игры

настольно-печатная игра игра с предметами словесная игра хороводная игра
Овощи-фрукты - расширять представления о том, что весной сажают семена овощей на грядки; летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды; осенью собирают урожай овощей и фруктов; - развивать умение отличать и называть по внешнему виду, вкусу и форме овощи (огурец, помидор, морковь, репа), фрукты (яблоко, груша), ягоды (малина, смородина) и называть их. «Подбери картинку» «Сварим борщ» «Назови овощи»; «Отгадай овощи», «Как собирают урожай». «Огородный хоровод»
Деревья - учить выделять индивидуальные и общие признаки деревьев; учить отличать деревья от кустарников и цветов; - закрепить части дерева (корень, ствол, ветви, листья, плоды (если есть)); - формировать умение устанавливать взаимосвязь между деревом и его частями (листьями, плодами); - дать представ­ления о том, что для роста дерева необходимы земля, вода и воздух. «Помоги листику найти свое дерево» «С какого дерева плод?» «Правильно/неправильно» «Грушка»
Кустарники - учить выделять индивидуальные и общие признаки кустарников; учить отличать кустарники от деревьев и цветов; - закрепить части кустарника (корень, ветви, листья, плоды (если есть)) - дать представ­ления о том, что для роста кустарников необходимы земля, вода и воздух. «Собери кустарник» «Найди плоды кустарника». «Мишка спрятал горшочек с медом под кустом» «В лесу ягоды искали»
Травы (цветы) - знакомить с различными травами и цветами; учить различать комнатные и садовые цветы; - дать представ­ления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух; - учить вместе со взрослыми ухаживать за растениями. «Чего не хватает растению» «Капитошка поливает цветы» «Узнай по описанию» «Назови цветок»

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.