Роль дидактических игр в системе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Роль дидактических игр в системе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой

2019-08-03 1178
Роль дидактических игр в системе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОЛЛЕДЖ

 

Кафедра педагогической

психологии и педагогики

 

Роль дидактических игр в системе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой

Курсовая работа (проект)

 

Специальность «Дошкольное образование»

 

 

Выполнил:

Иванова Мария Петровна

Научный руководитель:

к.пед.н., доцент

Саглам Фируза Альбертовна

 

 

Казань – 2019


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….……. 3

1. Теоретический аспект дидактических игр в системе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой ……………………………….…. 7

1.1 Особенности знакомства дошкольников с живой и неживой природой……………………………………………………………………………...7

1.2 Сущность дидактических игр в условиях ДОО………………………..17

2. Эмпирическое исследование роли дидактических игр в системе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой ………....……. 30

2.1 Организация исследования роли дидактической игры в системе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой……………………30

2.2 Описание этапов и содержания программы по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой……………………………….……38

Заключение ……………………………….……………………………………….. 47

Список использованной литературы ………………………………………….. 49

Приложение ……………………………….……...……………………………….. 56

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. Воспитание осознанного отношения к миру природы является важнейшей задачей экологического образования дошкольников. Именно дошкольное экологическое образование приобретает большое значение как основа воспитания экологически грамотной личности.
В рамках «Концепции дошкольного воспитания» обозначены задачи, которые должны решаться на начальных этапах экологического образования, в процессе приобретения детьми начального опыта общения с живой и неживой природой во всем многообразии, формирование позитивного отношения к природе, стремления бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы, чувствовать свою общность с природой, ее красоту, ее творческий потенциал.

В дошкольном возрасте представления о живой и неживой природе формируются по двум главным направлениям: о разнообразных представителях мира флоры, фауны и о возможных формах взаимодействия человека и природы. Оба направления осуществляются во взаимосвязи и дают возможность выбрать те элементы знаний, которые в адаптированном виде могут быть усвоены детьми дошкольного возраста. В целях решения поставленной задачи, с учетом особенностей возрастной категории целесообразно использовать природную потребность ребенка-дошкольника в игре и желание играть. В организации процесса ознакомления дошкольников с живой и неживой природой включаемая в целостный педагогический процесс дидактическая игра имеет весомый обучающий и развивающий потенциал.

Способность дошкольников к усвоению представлений о живой и неживой природе подтверждена в исследованиях З.Ф. Аксеновой, А.Ф. Бесединой, Г.Кирике, С. Н. Николаевой, О.А. Соломенниковой, Е. Ф. Терентьевой и др. Специфику ознакомления детей с живой и неживой природой в своих работах раскрыли современные исследователи экологического воспитания детей дошкольного возраста (Е.В. Акимова, Т.В. Багаутдинова, Е.А. Беляева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Л.П. Молодова, Н.А. Рыжова и др.).

В теоретических и практических исследованиях акцентируется внимание на том, что современные методики определяют необходимость обновления методов, форм, средств, использующихся в педагогической практике, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его способностей. Использование в практике дошкольного образования развивающего потенциала дидактической игры вобозначенном направлении позволяет процесс ознакомления дошкольников с живой и неживой природой осуществлять в системе (как на занятиях, так и в других видах деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи), Исследователи, анализирующие обучающий и развивающий потенциал дидактической игры в дошкольном возрасте, рассматривают ее и как средство усвоения знаний (Е.О. Смирнова, К. И. Григорян, Ю.В. Лукина, А.В.Хуторской и др.) и подчеркивают возможности дидактической игры в их закрепления и углубления (Е.В. Горошко, Л.С. Михайлова, А.С. Степанова и др.), в том числе исследователи рассматривают потенциал дидактических игр в усвоении знаний о живой и неживой природе (Л.В. Артемова, Ю.П. Баглаева, В.М Ворошилова, Г. И. Репринцева, А.М. Федотов и др.).

Несмотря на достаточное количество литературы, рассматривающей дидактическую игру в разных аспектах, предлагающей различные подходы к её использованию, в том числе и при ознакомлении дошкольников с живой и неживой природой, обозначенное направление требует дальнейшей разработки.

Объект исследования – процесс ознакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой.

Предмет исследования – дидактическая игра как средство ознакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой.

Цель работы ‒ теоретическое обоснование возможности использования дидактических игр в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой, а также практический поиск путей разнообразия дидактических игр, способствующих формированию представлений детей о живой и неживой природе.

Гипотеза исследования: процесс ознакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой будет эффективным, если в образовательную практику дошкольной организации будут включены различные виды дидактических игр, ориентированных на ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой; работа на занятиях и в самостоятельной деятельности детей с дидактическими играми соответствующей направленности будет проходить систематически, с усложнением; содержание дидактических игр по ознакомлению детей дошкольного возраста с живой и неживой природой будет закрепляться в семье.

Реализация поставленной цели, гипотезы, объект и предмет исследования определили следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры в системе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой.

2. Раскрыть особенности ознакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой.

3. Уточнить теоретические подходы к рассмотрению сущности дидактических игр в условиях ДОО.

4. В ходе эмпирического исследования показать целесообразность использования дидактических игр в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с растениями и животными посредством проведения соответствующей диагностики и описания этапов и содержания программы по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой.

    Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические (педагогическая диагностика, педагогическое наблюдение); практические (систематизация и разработка дидактических материалов); методы количественной и качественной обработки результатов исследования.

Экспериментальная база исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48 комбинированного вида Советского района г. Казани. Исследованием было охвачено 20 детей младшего дошкольного возраста, дети (средний возраст – 3-4 года).

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что обоснован развивающий потенциал дидактической игры при ознакомлении детей дошкольного возраста с живой и неживой природой, получила дальнейшее развитие работа по усовершенствованию процесса формирования представлений о живой и неживой природой у дошкольников посредством использования в работе дидактических игр. Представленные в работе практические материалы (результаты диагностики и разработанная программа) могут быть использованы в работе педагогов-практиков и стать основой для разработки рекомендаций родителям.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (53 источника), приложения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрение теоретических и практических аспектов процесса ознакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой позволило нам сделать такие выводы:

1. Основными задачами ознакомления дошкольников с живой и неживой природой выступает формирование у них элементов экологического сознания; практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер; воспитание гуманного отношения к природе. Главным результатом освоения детьми знаний о живой и неживой природе становится развитие экологического, гуманного, природоохранного, отношения к природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоге, сочувствие, сострадании и стремлении оказать помощь.

2. Содержание представлений о живой и неживой природе включает ознакомление дошкольников с природно-географическими зонами, с наиболее значимыми природными объектами (озера, реки, горы и др.), типичными представителями растительного и животного мира.Формирование природоведческих представлений у дошкольников связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе, обогащением представлений детей об окружающей их среде, развитием эстетических и патриотических чувств.

3. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

4. Дидактические игры, в которых представлено содержание представлений о живой и неживой природе, помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

5. При включении дидактических игр в процесс ознакомления дошкольников с живой и неживой природой важно учитывать те представления, которые должны быть сформированы в обозначенном направлении: о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы); о человеке как части природы; – о культуре поведения в природе.

6. Включение дидактических игр в процесс ознакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой осуществляется поэтапно, с повторением предыдущего усвоенного материала и усложнением усваиваемого. Дидактические игры соответствующей направленности проводятся как при организации образовательной деятельности на занятиях, так и включаются в режимные моменты и при организации самостоятельной игровой деятельности дошкольников.

7. Нами было проведено эмпирическое исследование по включению дидактических игр в процесс ознакомления дошкольников с живой и неживой природой. Для проведения исследования мы сузили исследование до младшего дошкольного возраста и рассмотрения процесса формирования представлений о растительном мире у обозначенной групп дошкольников. В ходе исследования нами было организовано изучение представлений детей младшего дошкольного возраста о растительном мире. С целью проведения соответствующей диагностики нами были детям предложены дидактические игры в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы». Как показали результаты эмпирического исследования, дидактические игры выступают продуктивным методом ознакомления дошкольников с живой и неживой природой.


Список использованной литературы

 

Нормативные документы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.  // Российская газета. Федеральный выпуск № 265(6241) от 25 ноября 2013 г.

2. От рождения до школы.  Примерная общеобразова­тельная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.

Учебники, учебные пособия, монографии:

3. Аксёнова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.

4. Арсентьева В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособ. / В. П. Арсентьева. – М: ФОРУМ, 2009. – 144 с.

5. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста / Л.В. Артемова. – М., Просвещение, 2009. – 278 с.

6. Афонькина Ю.А. Диагностический журнал. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). – Волгоград: Учитель, 2012. – 84 с.

7. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для детей 3–7 лет / Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 с.

8. Диагностика в детском саду: [методическое пособие / под ред. Е. А. Нечипорюк, Г. Д. Посевиной]. – Ростов-н/Д., 2016. – 187 с.

9. Каменева Л. А. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева. – СПб, 2010. –319 с.

10.Кастрыкина В.Н., Попова Г.П. (сост.) Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа / В.Н. Кастрыкина, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 200 с.

11. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева. – СПб: Детство-пресс, 2015. – 240 с.

12. Мир природы и ребёнок. / Методика экологического воспитания дошкольников. Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. – СПб: Акцидент, 2008. – 256 с.

13. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада / С.Н. Николаева. –  2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. –  104 с.

14. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. 3-е изд. / Л.П. Молодова. – Минск: Асар, 2016. – 215 с.

15. Мониторинг в детском саду. /под. ред. А.Г. Гогоберидзе: Научно- методическое пособие. – СПб.: изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. –592 с.

16. Репринцева, Г. И. Игра – ключ к душе ребенка: гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие / Г. И. Репринцева. – М.: ФОРУМ, 2018. – 235 с.

17. Рыжова Н.А. Ветер, ветер, ты могуч: методическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников / Н.А. Рыжова. – Тамбов, 2015. – 216 с.

18. Рыжова Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 3-е изд. – М.: Обруч, 2016. – 208с.

19. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: / Т. А. Серебрякова. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2014. – 206 с.

20. Смирнова Е. О. Организация игровой деятельности: учебное пособие / Е.О. Смирнова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 223 с.

21. Смирнова Е. О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум / Е.О. Смирнова. – М.: Юрайт, 2017. – 224 с.

22. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников / А.М. Федотов. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.

23. Хуторской A.B. Современная дидактика: учеб. для вузов                         / А.В.Хуторской. – СПб: Питер, 2011. – 544 с.

Материалы периодической печати:

24. Акимова Е. В. Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности / Е.В. Акимова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). – Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. – С. 29-31.

25. Багаутдинова Т. В. Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Багаутдинова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 43-47.

26. Беседина А. Ф. Ознакомление с природой / А.Ф. Беседина // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 41-44.

27. Васильева Е. В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ / Е. В. Васильева, М. В. Крайнова, А. В. Муканова // Молодой ученый. – 2017. – №47.1. – С. 25-32.

28. Ворошилова В. М. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания / В.М Ворошилова, Ю.П. Баглаева // Педагогическое образование в России. – 2017. – №2. – С. 45-49.

29. Газина О. Играя, изучаем природу / О.Газина // Дошкольное воспитание. – 2008. – №7. – С. 12-18.

30. Галушко И. Г. и др. Игра в экологическом образовании детей дошкольного возраста / И.Г. Галушко, Д.Г. Зырянова-Шкода, А.М. Беблова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 26. – С. 376–380.

31. Еник О. А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О.А. Еник, Е.Н. Илларионова Е. Н. // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 581-583.

32. Зебзеева В.А. О формировании представлений о мире природы в примерных образовательных программах дошкольного образования / В.А. Зебзеева, А.Е. Перебалина // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2014. - № 13. - С. 121-123.

33. Кирике Г. Ребёнок и природа / Г.Кирике // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 7. – С. 12-19.

34. Ковалева Л.Н., Рожкова Н.Л. Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста / Л.Н. Ковалева, Н.Л. Рожкова // Слова педагога. – №5. – 2018. – С. 24-29.

35. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О. В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 35-36.

36. Лифанова Ж.Н., Ханова Т.Г. Экологическое образование детей дошкольного возраста с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий / Ж.Н. Лифанова, Т.Г. Ханова // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Ч. 1. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2018. – С. 204-206.

37. Лопатюк Е. А. и др. Воспитание наблюдательности в процессе ознакомления дошкольников с природой / / Е.А. Лопатюк, А.В. Галушко, В.Ю. Малашенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 26. – С. 361–365.

38. Лукина Ю.В. Дидактические игры – средство развития ребенка / Ю.В. Лукина // Педагогика онлайн. – 2018. – №4. – С. 121-125..

39. Меринова Е.Н. Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка / Е.Н. Меринова, Т.О. Косницкая, Т.Г. Терентьева // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 302-304.

40. Михайлова Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / Л.С. Михайлова // Молодой ученый. – 2016. – №12.6. – С. 90-94.

41. Пелевина И. А., Васильева М. А. Дидактическая игра как основной метод формирования системы экологических знаний о растительном мире / И.А. Пелевина, М.А. Васильева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 59-62.

42. Рудых С. Г. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада / С.Г. Рудых // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 65-67.

43. Саулина Г.Х. Прикоснись к природе сердцем / Г.Х. Саулина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2556–2560.

44. Силаева О. М. Формирование представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / О.М. Силаева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №4. – С. 51-54.

45. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников / О.А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2012. –№4. – С.23-28.

46. Стешина О.А. Особенности начального этапа экологического образования детей / О.А. Стешина // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы II междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив-плюс», 2014. – С. 226-22.

47. Теремов А. В. Изучение природы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / А.В. Теремов, С.К. Пятунина // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 3. – С. 34-39.

48. Ушакова Т. С. Дидактические игры экологического содержания как средство экологического воспитания дошкольников / Т.С. Ушакова // Молодой ученый. –   2018. –  №50. –  С. 377-379.

49. Фрейдкин, И.С. Как знакомить детей с явлениями неживой природы / И.С. Фрейдкин //  Дошкольное воспитание. – 2010. №4. – С.17-18.

Электронные ресурсы:

50. Беляева Е.А. Актуальные вопросы экологического воспитания дошкольников / Е.А. Беляева // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. – 2015. – №9. – С. 84-91. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov.

51. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/368857/

52. Горошко Е.В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «Познавательное развитие» в условиях выполнения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования» / Е.В. Горошко // Вестник науки и образования, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-forma-organizatsii-obrazovatelnoy-oblasti-poznavatelnoe-razvitie-v-usloviyah-vypolneniya-federalnogo.

53. Степанова А.С. Дидактические игры в педагогическом процессе / А.С. Степанова // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: https://scienceforum.ru/2016/article/2016028883.


Приложение 1

План работы по формированию представлений детей младшего дошкольного возраста о растительном мире посредством дидактических игр

Направления

Задачи

Дидактические игры

настольно-печатная игра игра с предметами словесная игра хороводная игра
Овощи-фрукты - расширять представления о том, что весной сажают семена овощей на грядки; летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды; осенью собирают урожай овощей и фруктов; - развивать умение отличать и называть по внешнему виду, вкусу и форме овощи (огурец, помидор, морковь, репа), фрукты (яблоко, груша), ягоды (малина, смородина) и называть их. «Подбери картинку» «Сварим борщ» «Назови овощи»; «Отгадай овощи», «Как собирают урожай». «Огородный хоровод»
Деревья - учить выделять индивидуальные и общие признаки деревьев; учить отличать деревья от кустарников и цветов; - закрепить части дерева (корень, ствол, ветви, листья, плоды (если есть)); - формировать умение устанавливать взаимосвязь между деревом и его частями (листьями, плодами); - дать представ­ления о том, что для роста дерева необходимы земля, вода и воздух. «Помоги листику найти свое дерево» «С какого дерева плод?» «Правильно/неправильно» «Грушка»
Кустарники - учить выделять индивидуальные и общие признаки кустарников; учить отличать кустарники от деревьев и цветов; - закрепить части кустарника (корень, ветви, листья, плоды (если есть)) - дать представ­ления о том, что для роста кустарников необходимы земля, вода и воздух. «Собери кустарник» «Найди плоды кустарника». «Мишка спрятал горшочек с медом под кустом» «В лесу ягоды искали»
Травы (цветы) - знакомить с различными травами и цветами; учить различать комнатные и садовые цветы; - дать представ­ления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух; - учить вместе со взрослыми ухаживать за растениями. «Чего не хватает растению» «Капитошка поливает цветы» «Узнай по описанию» «Назови цветок»

 

КОЛЛЕДЖ

 

Кафедра педагогической

психологии и педагогики

 

Роль дидактических игр в системе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой

Курсовая работа (проект)

 

Специальность «Дошкольное образование»

 

 

Выполнил:

Иванова Мария Петровна

Научный руководитель:

к.пед.н., доцент

Саглам Фируза Альбертовна

 

 

Казань – 2019


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….……. 3

1. Теоретический аспект дидактических игр в системе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой ……………………………….…. 7

1.1 Особенности знакомства дошкольников с живой и неживой природой……………………………………………………………………………...7

1.2 Сущность дидактических игр в условиях ДОО………………………..17

2. Эмпирическое исследование роли дидактических игр в системе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой ………....……. 30

2.1 Организация исследования роли дидактической игры в системе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой……………………30

2.2 Описание этапов и содержания программы по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой……………………………….……38

Заключение ……………………………….……………………………………….. 47

Список использованной литературы ………………………………………….. 49

Приложение ……………………………….……...……………………………….. 56

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. Воспитание осознанного отношения к миру природы является важнейшей задачей экологического образования дошкольников. Именно дошкольное экологическое образование приобретает большое значение как основа воспитания экологически грамотной личности.
В рамках «Концепции дошкольного воспитания» обозначены задачи, которые должны решаться на начальных этапах экологического образования, в процессе приобретения детьми начального опыта общения с живой и неживой природой во всем многообразии, формирование позитивного отношения к природе, стремления бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы, чувствовать свою общность с природой, ее красоту, ее творческий потенциал.

В дошкольном возрасте представления о живой и неживой природе формируются по двум главным направлениям: о разнообразных представителях мира флоры, фауны и о возможных формах взаимодействия человека и природы. Оба направления осуществляются во взаимосвязи и дают возможность выбрать те элементы знаний, которые в адаптированном виде могут быть усвоены детьми дошкольного возраста. В целях решения поставленной задачи, с учетом особенностей возрастной категории целесообразно использовать природную потребность ребенка-дошкольника в игре и желание играть. В организации процесса ознакомления дошкольников с живой и неживой природой включаемая в целостный педагогический процесс дидактическая игра имеет весомый обучающий и развивающий потенциал.

Способность дошкольников к усвоению представлений о живой и неживой природе подтверждена в исследованиях З.Ф. Аксеновой, А.Ф. Бесединой, Г.Кирике, С. Н. Николаевой, О.А. Соломенниковой, Е. Ф. Терентьевой и др. Специфику ознакомления детей с живой и неживой природой в своих работах раскрыли современные исследователи экологического воспитания детей дошкольного возраста (Е.В. Акимова, Т.В. Багаутдинова, Е.А. Беляева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Л.П. Молодова, Н.А. Рыжова и др.).

В теоретических и практических исследованиях акцентируется внимание на том, что современные методики определяют необходимость обновления методов, форм, средств, использующихся в педагогической практике, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его способностей. Использование в практике дошкольного образования развивающего потенциала дидактической игры вобозначенном направлении позволяет процесс ознакомления дошкольников с живой и неживой природой осуществлять в системе (как на занятиях, так и в других видах деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи), Исследователи, анализирующие обучающий и развивающий потенциал дидактической игры в дошкольном возрасте, рассматривают ее и как средство усвоения знаний (Е.О. Смирнова, К. И. Григорян, Ю.В. Лукина, А.В.Хуторской и др.) и подчеркивают возможности дидактической игры в их закрепления и углубления (Е.В. Горошко, Л.С. Михайлова, А.С. Степанова и др.), в том числе исследователи рассматривают потенциал дидактических игр в усвоении знаний о живой и неживой природе (Л.В. Артемова, Ю.П. Баглаева, В.М Ворошилова, Г. И. Репринцева, А.М. Федотов и др.).

Несмотря на достаточное количество литературы, рассматривающей дидактическую игру в разных аспектах, предлагающей различные подходы к её использованию, в том числе и при ознакомлении дошкольников с живой и неживой природой, обозначенное направление требует дальнейшей разработки.

Объект исследования – процесс ознакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой.

Предмет исследования – дидактическая игра как средство ознакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой.

Цель работы ‒ теоретическое обоснование возможности использования дидактических игр в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой, а также практический поиск путей разнообразия дидактических игр, способствующих формированию представлений детей о живой и неживой природе.

Гипотеза исследования: процесс ознакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой будет эффективным, если в образовательную практику дошкольной организации будут включены различные виды дидактических игр, ориентированных на ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой; работа на занятиях и в самостоятельной деятельности детей с дидактическими играми соответствующей направленности будет проходить систематически, с усложнением; содержание дидактических игр по ознакомлению детей дошкольного возраста с живой и неживой природой будет закрепляться в семье.

Реализация поставленной цели, гипотезы, объект и предмет исследования определили следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры в системе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой.

2. Раскрыть особенности ознакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой.

3. Уточнить теоретические подходы к рассмотрению сущности дидактических игр в условиях ДОО.

4. В ходе эмпирического исследования показать целесообразность использования дидактических игр в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с растениями и животными посредством проведения соответствующей диагностики и описания этапов и содержания программы по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой.

    Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические (педагогическая диагностика, педагогическое наблюдение); практические (систематизация и разработка дидактических материалов); методы количественной и качественной обработки результатов исследования.

Экспериментальная база исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48 комбинированного вида Советского района г. Казани. Исследованием было охвачено 20 детей младшего дошкольного возраста, дети (средний возраст – 3-4 года).

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что обоснован развивающий потенциал дидактической игры при ознакомлении детей дошкольного возраста с живой и неживой природой, получила дальнейшее развитие работа по усовершенствованию процесса формирования представлений о живой и неживой природой у дошкольников посредством использования в работе дидактических игр. Представленные в работе практические материалы (результаты диагностики и разработанная программа) могут быть использованы в работе педагогов-практиков и стать основой для разработки рекомендаций родителям.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (53 источника), приложения.



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.