Философия Нового времени. Общая характеристика. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Философия Нового времени. Общая характеристика.

2019-08-01 381
Философия Нового времени. Общая характеристика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факторами, повлиявшими на становление философии Нового времени, являются экономические, социально-политические и культурные процессы конца XVI–XVII вв. в Западной Европе, повлекшие за собой смену ценностных ориентаций: 1) протестантизм – ответвление западного христианства, возникшее в результате движения реформации – сформировал новое понимание человека как самостоятельной, свободной личности, практически осваивающей мир; 2) развитие естествознания, особенно механики и математики, а также его техническое использование – обусловило отношение к разуму и науке как реальной силе, способной изменить мир к лучшему; 3) индустриализация – переход общества от традиционного типа к индустриально-капиталистическому в результате развития товарно-мануфактурного производства и становления буржуазных отношений – изменила представление о месте человека в обществе и его правах. В результате этих изменений основными ценностями Нового времени становятся разум, наука, свобода.

Мировоззренческими принципами философии Нового времени являются рационализм, деизм, механицизм, индивидуализм. Рационализм – широкое идейно-теоретическое течение, в основе которого лежит убеждение в разумности, упорядоченности бытия в целом и в способности человеческого разума познать и преобразовать действительность. Деизм (deus – бог) – учение, утверждающее существование Бога как первопричины мира, но исключающее его участие в движении мироздания после сотворения. Деизм, в отличие от теизма, не признает чудесного, сверхъестественного вмешательства Бога в природный и исторический процесс. Механицизм – крайняя форма редукционизма, сводящая все многообразие сложных явлений к простым, а целое – к сумме его частей (Ньютон, Лаплас, Гоббс, Ламетри, Гольбах, Декарт и др.). Индивидуализм – воззрение, признающее реальность вообще только индивидуального, единичного, несводимого к всеобщему, целому. Индивидуализм проявляется в различных концепциях Нового времени – онтологических (рассматривающих сущее как совокупность самостоятельных неделимых сущностей – атомов или монад); гносеологических (признающих единственной реальностью индивидуальное сознание, Я); антропологических (утверждающих человека в качестве самодостаточного существа, «цели в себе»); социальных (полагающих конечной целью социального развития права и свободы личности).

 

Рационализм – направление, признающее разум (ratio) в качестве основы бытия и познания – исторически восходит к Античности, но как целостная система складывается только в Новое время в противоположность средневековой схоластике, так как обосновывает безусловную достоверность научных принципов мышления, не зависящих от догматов веры.

Эмпиризм (empeiria – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником всякого знания – в качестве целостной концепции сформировался в Новое время в противоположность средневековой схоластике, так как выдвинул необходимость научного сомнения по отношению к тем объектам, существование которых не подтверждается опытно-экспериментальными данными (фактами).

1. Рационализм Рене Декарта выражен в следующих принципах:

Рационализм – направление, считающее разум основой познания и критерием достоверности (Р. Декарт, Г. Лейбниц), – признает существование врожденных идей или до-опытных задатков мышления, в которых заключается высший критерий истинности – очевидность, ясность и отчетливость того, что усматривается интеллектуальной интуицией.

Р. Декарт (рационалист, соч. «Рассуждение о методе») осуществил «картезианский переворот» в философии, требуя положить в основу научного знания принцип очевидности, или непосредственной достоверности, который дан в самосознающем разуме: «Я мыслю, следовательно, существую»

Рационализм (направление, признающее разум основой познания) Р. Декарт а выражен в следующих принципах: сомнение, интеллектуализм, дедукция. Принцип методологического сомнения утверждается Декартом с целью нахождения прочных основ знания: можно усомниться во всем, но несомненен сам акт сомнения, который есть акт мысли; следовательно, основой всякого знания является мыслящее Я субъекта. Интеллектуализм – принцип «естественного света разума», в котором заключается высший критерий истинности – очевидность, ясность, отчетливость того, что усматривается интеллектуальной интуицией. Дедукция – метод научного познания, основанный на логическом выведении из общих посылок частных следствий; движение мысли от простого (не вызывающих сомнения, аксиоматических идей) к сложному.

 

 

Материалистический эмпиризм – направление, признающее основой познания чувственный опыт, а источником опыта – внешний мир, объективную реальность, существующую независимо от сознания (Ф. Бэкон, Т. Гоббс).

Идеалистический эмпиризм – направление, сводящее реальность к ее чувственному восприятию, а опыт – к совокупности ощущений и представлений (идей), выйти за пределы которых сознание не может (Дж. Беркли, Д. Юм).

 Дуализм признаёт существование двух самостоятельных субстанций – духовной и материальной – (dualis – двойственный), решающий проблему взаимоотношения субстанций в человеке с позиции психофизического параллелизма. Дуализм, как и рационализм, может признавать существование врожденных идей, не зависящих от физических процессов (Р. Декарт), но может и противопоставлять познающий субъект познаваемому объекту, как эмпиризм (Д. Локк, Д. Юм). При этом необходимо различать гносеологический дуализм, решающий проблему познания, и онтологический дуализм, в центре внимания которого находится проблема субстанций. Данный принцип указывает на онтологический дуализм.

  Монизм – направление, утверждающее существование одной субстанции в качестве первоосновы. Бенедикт Спиноза, продолжая традиции пантеизма, утверждал тождество Бога и природы, понимаемой им как единая, вечная и бесконечная субстанция, атрибутами которой являются мышление и протяженность.

Дуализм – направление, признающее существование двух самостоятельных и несводимых друг к другу субстанций. Декарт утверждал независимость духовной (мыслящей) и материальной (протяженной) субстанций, проявлением которых в человеке являются душа и тело.

Плюрализм – направление, согласно которому существует множество независимых и несводимых друг к другу начал бытия. Лейбниц в «Монадологии» описал действительность как сосуществование «простых субстанций», или монад – неделимых первоэлементов, психических «центров сил», находящихся между собой в отношениях предустановленной гармонии.

Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – английский философ, писатель, политик. В его философии традиция эмпиризма обрела классическое выражение. Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) есть направление в гносеологии, согласно которому чувственный опыт есть основа познания и критерий достоверности. Развивая методологию эмпиризма, Ф. Бэкон предлагает индуктивный метод как метод подлинно научного знания. Индукция – научный метод, представляющий собой теоретическое обобщение данных опыта (фактов); движение мысли от частного к общему. Научная индукция, по Ф. Бэкону, предполагает эксперимент, который производит «в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасываний» делает необходимые выводы.

Силлогизм – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух высказываний следует новое суждение. Ф. Бэкон считал, что силлогизм и дедукция – главный инструмент схоластов – не годятся для получения нового знания, так как с их помощью можно лишь вывести из догматических суждений следствия, истинность которых сомнительна.

 

Ф. Бэкон (эмпирик, соч. «Новый органон») выдвинул проект реформирования научного знания путем создания эффективного метода познания, способного превратить науку в реально действующую силу, умножающую власть человека над природой: «Знание – сила».

Телеологизм – учение о целесообразности в мире – свойственен в основном метафизическим концепциям Античности и Средневековья, усматривающим в качестве источника и конечной цели всякого движения сверхприродную сущность (Перводвигателя или Бога). С точки зрения телеологизма, не только действия человека, но и природные явления и исторические события направлены к определенной цели. Ф. Бэкон отказывается от такого антропоморфизма: «Наука должна заниматься поиском причин, а не целей». Философия Нового времени противопоставила телеологизму принцип детерминизма, утверждающего всеобщую причинность, объективную взаимообусловленность явлений материального и духовного мира.

9. Эмпиризм Ф. Бэкона основан на критическом исследовании того, что мешает адекватному познанию: заблуждений человеческого ума, или «идолов».

«Идолы рода» – изъяны в познании, свойственные человеку как представителю рода, например антропоморфизм (наделение окружающей действительности человеческими качествами), телеологизм (представление о целесообразности в мире), идеализация (усмотрение в природных явлениях действия духа, сознания): эти искажения возникают в результате ограниченности человеческих органов чувств и мышления.

«Идолы пещеры» – недостатки в познании, обусловленные психическими и физиологическими особенностями индивида: понятием «пещера» обозначается внутренний мир человеческой психики (привычки, пристрастия, убеждения и т.д.), содержащий субъективные образы реальности.

«Идолы рыночной площади» - предрассудки, порожденные неправильным употреблением слов: в одни и те же понятия люди вкладывают различный смысл, в результате чего и возникают дискуссии, подобные схоластическим спорам на рыночных площадях.

«Идолы театра» – ложные теории, поддерживаемые верой в авторитеты, например, античных и средневековых мыслителей, своими метафизическими рассуждениями занимающихся постановкой «театральных пьес», а не изучением реальной действительности.

Г. Лейбниц (идеалист и рационалист, соч. «Монадология») создал учение о предустановленной гармонии (теодицею): мир, созданный всемогущим, благим и разумным Богом, не может быть несовершенным, а то, что индивидуальное сознание воспринимает как зло и несовершенство, является частью мировой гармонии: «Мы живем в наилучшем из возможных миров».

Д. Беркли (эмпирик и субъективный идеалист, соч. «Трактат о началах человеческого знания») выступил с критикой понятия материи как первоосновы всех вещей, существующей вне нашего восприятия: «Существовать – значит быть воспринимаемым»

 «Естественное состояние общества есть “война всех против всех” – тезис Т. Гоббса (соч. «Левиафан»), основателя теории общественного договора: государство возникло из необходимости преодоления естественного, догражданского состояния общества в целях обеспечения всеобщего мира и безопасности.

  Джон Локк подверг критике концепцию врожденных идей. Он исходил из трех основных положений: 1) нет врожденных идей, все знания рождаются в опыте и из опыта; 2) «душа» (или разум) человека при рождении есть tabula rasa («чистая дощечка»); 3) нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях, чувствах. Джон Локк является сенсуалистом, основой познания считает чувства.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.