Средневековая философия. Общая характеристика — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Средневековая философия. Общая характеристика

2019-08-01 281
Средневековая философия. Общая характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 К мировоззренческим принципам средневековой философии относятся такие идеи, которые исходят из специфики христианской теологии (учения о Боге), так как главными предметами философских размышлений в V–XV вв. были Бог, дух и мир в их существенных взаимосвязях: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, ревеляционизм.

Теоцентризм (theos – бог) – представление о Боге – духовном личностном трансцендентном (вневременном и внепространственном) Абсолюте – как центре, средоточии и источнике всех ценностей: бытия, могущества, добра, истины, красоты, любви. Креационизм (creare – творить) – принцип, согласно которому Бог-Творец создал мир из ничего актом своей воли. Провиденциализм (providentia – провидение) – учение о предопределении мира Богом и об истории как исполнении Божественного замысла. Ревеляционизм (revelatio – откровение) – принцип откровения, лежащий в основе средневековой теории познания: Бог открывает верующему человеку истину, смысл бытия через Священное писание.

 Историческими этапами средневековой философии являются сферы теоретического знания, представляющие собой совокупность теологических, философских и социально-политических доктрин христианских мыслителей: апологетика, патристика и схоластика.

Апологетика (апология – сочинение, направленное на защиту) – направление раннего христианства (II–III вв.), защищающее теоретические основы христианского вероучения. Патристика (pater – отец) – учения отцов церкви, систематизирующие церковную доктрину (II–VIII вв.). Схоластика (scholastica – школьный, ученый) – тип религиозной философии, в центре внимания которого находится рационалистическая методика обоснования догматов и формально-логическая проблематика (XI–XV вв.).

Основными проблемами в средневековой философии являются…

Наиболее спорными проблемами в средневековой философии являются вопросы, связанные с отношениями Бога и человека, божественной истины и человеческого знания: доказательства бытия Бога; веры и разума; универсалий. Особенно напряженно эти проблемы обсуждались в период схоластики, так как затрагивали фундаментальные мировоззренческие вопросы о соотношении божественной сущности и существования сотворенных вещей. Доказательствами бытия Бога называются рациональные доводы, которые приводились в поддержку веры в существование Бога. Проблема соотношения веры и разума, истин божественного откровения и знаний человеческого ума представляет собой разрешение противоречия между мистическим опытом молитвенного общения с Богом и рационально осмысленными формами культуры. Проблема универсалий состоит в определении онтологического статуса общих понятий (идей, божественных сущностей), их отношения к единичным, чувственно воспринимаемым вещам.

 

К доказательствам бытия Бога в средневековой философии и теологии – учении о Боге (Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) относятся теоретические доводы в пользу реальности бытия Бога – совершенной духовной сущности, наделенной сверхъестественными свойствами и силами: онтологическое, космологическое, телеологическое. Онтологическое доказательство представляет собой положение о том, что само представление (идея) о Боге как совершенном существе предполагает его объективное существование. Космологическое доказательство выводит существование Бога из существования мира, космоса: раз существует мир, значит, есть его движущее начало, первопричина и создатель. Телеологическое (от греч.telos – цель) доказательство указывает на порядок и целесообразность в природе как свидетельство бытия ее разумного основателя и конечной цели.

Основными принципами религиозно-философского учения Августина Блаженного являются (соч. «Исповедь», «О граде Божием»): теодицея, эсхатология, мистицизм, волюнтаризм, так как философская мысль патристики была сосредоточена на задаче постижения того, как соединяется божественное бытие и человеческое. Теодицея (оправдание Бога) свойственна религиозно-философским доктринам, стремящимся согласовать идею благого и разумного Бога с наличием мирового зла: Бог есть Совершенная Личность, творящая мир по своему образу и подобию; зло является следствием «отпадения» мира от Бога в область небытия в результате действия свободной воли человека (грехопадения) и потому есть недостаток совершенства (добра) в отрыве от целого. Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека – представляет собой мистическое осмысление истории как логического процесса, направляемого волей Бога (провиденциализм): целью истории является преображение несовершенного земного бытия в совершенное Царство Божие, окончательное преодоление мирового зла. Мистицизм – доктрина, осмысляющая духовную практику непосредственного единения человека с Богом: познание божественной истины – это иррациональный, интуитивный процесс восхождения духа, предполагающий озарение и мистический экстаз, «слияние» верующего с Абсолютом. Волюнтаризм – учение, рассматривающее волю как высший принцип бытия: воля и любовь ценнее разума; миром управляет Божественная воля; человек наделен свободой воли, предопределяющей грехопадение (ослабление воли к добру) и спасение души (следование божьей воле).

 

Философия Возрождения.Общая характеристика

К мировоззренческим принципам философии Возрождения XV–XVI вв. относятся идеи, связанные с понятийными достижениями поздней схоластики, с одной стороны, и новой картиной мира – с другой: антропоцентризм, пантеизм, гуманизм, прометеизм (Петрарка, Пико делла Мирандола, Лоренцо Вала, Мишель Монтень и др.).

Антропоцентризм – представление о человеке как творце собственной жизни и центре мироздания: человеческая свобода стоит выше всякой природной необходимости и делает его равным Богу. Пантеизм (pan – все, theos – бог) – учение, отождествляющее Бога и мир, растворяющее Бога в природе: природа является божественным, одушевленным, наделенным всеми необходимыми силами первоначалом вещей. Гуманизм – любовь к человеку – видит предназначение человека в самореализации, в «сотворении» самого себя заново как гармонического единства божественного и природного, небесного и земного. Прометеизм – культ творческой деятельности (Прометей – мифический герой, символ зарождения культуры), наделяющий не только созерцательно-духовную, но и чувственно-предметную деятельность человека сакральным (священным) смыслом, что определяет эстетическую, а не нравственно-этическую (в отличие от Средневековья) направленность культуры Ренессанса.

Натурфилософии Возрождения, в центре внимания которой находятся проблемы соотношения Бога и мира и устройства космоса (космология), свойственны принципы, обусловленные влиянием неоплатонизма и научных открытий: мистицизм, эманационизм, гелиоцентризм.

Мистицизм – осмысление природы и материи как проявления таинственной божественной сущности (Николай Кузанский). Эманационизм – понимание природы как эманации (истечения, развертывания) Бога. Гелиоцентризм (gelios – Солнце) – представление о Солнце как центре Солнечной системы (Николай Коперник, Галилео Галилей), благодаря которому развилось представление о бесконечной Вселенной, не имеющей центра (Джордано Бруно).

Геоцентризм – учение о центральном положении Земли в Солнечной системе и Вселенной – характерен для космологии Античности и христианства. Это учение вступило в противоречие с открытиями Коперника и Галилея, легшими в основу гелиоцентрической картины мира.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.