Организация медико-психолого-педагогической комиссии (МППК) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация медико-психолого-педагогической комиссии (МППК)

2019-08-03 197
Организация медико-психолого-педагогической комиссии (МППК) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основные направления работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения.

Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включают те же разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача, как в смысле содержания, так и в методике обучения.

А) Воспитание звуковой культуры речи,

Основная задача работы по усвоению и правильному произношению всех звуков родного языка - дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи.

Б) Словарная работа.

Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, стекло), широко используются загадки и описание предметов, их свойств Качеств, действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации,

Медико-психолого-педагогическая комиссия по отбору детей и комплектованию групп для детей с нарушениями речи организуется при областном (краевом, городском, районном) отделе образования. Обычно в ее состав входят:

- председатель комиссии - представитель отдела образования;

- члены комиссии: детский психоневролог, руководитель специализированного дошкольного учреждения (директор детского дома, заведующая детским садом, яслями-садом), старший логопед (области, города, района), логопеды дошкольных учреждений, логопед поликлиники;

- секретарь комиссии.

Медико-психолого-педагогической комиссии работают по определенному графику, начиная с февраля (один-два раза в месяц). Основная работа комиссий связана с такими вопросами, как:

- по отбору детей в дошкольные учреждения;

- по выпуску детей из дошкольных учреждений;

- по выводу детей из дошкольных учреждений с нарушениями речи после уточнения диагноза;

- с какими речевыми нарушениями обследуются дети (их возраст) в тот или иной день и другие организационные вопросы.

На заседаниях комиссии по отбору детей в дошкольные учреждения и выводу из них заполняется протокол (форма 3). Остальные вопросы, рассматриваемые на заседаниях медико-психолого-педагогической комиссии, протоколируются обычным порядком.

Оформление протокола позволяет с меньшей затратой времени и более целенаправленно вести обследование детей при отборе их в специальные группы. Форма протокола позволяет достаточно полно и последовательно раскрыть состояние речи детей.

По окончании заседаний медико-психолого-педагогической комиссий на основании заполненных протоколов составляются списки детей, зачисленных в различные группы.

На заседании медико-психолого-педагогической комиссии целесообразно приглашать детей со сходными нарушениями и одинакового возраста, например: на одном из заседаний обследовать детей с общим недоразвитием речи от 5 до 6 лет, на другом - заикающихся от 5 до 6 лет и т.д. На одном заседании рекомендуется принимать от 15 до 20 детей (количество зависит от типа речевого дефекта). Так, заикающихся детей и детей с общим недоразвитием речи можно обследовать не более 15 человек.

Для заседания медико-психолого-педагогической комиссии должен быть оборудован специальный кабинет.

Кабинет для медико-психолого-педагогического обследования оформляется так, чтобы ребенок в незнакомой ситуации чувствовал себя свободно, раскованно, легко вступал в контакт с членами комиссии.

Наиболее типичным оборудованием такого кабинета являются игрушки, дидактический и изобразительный материал. Дидактический и изобразительный материал (картинки) размещаются на столе членов комиссии, а игрушки - на отдельном детском столе так, чтобы во время обследования они не отвлекали ребенка, но при необходимости их можно было бы в любой момент взять со стола, поменять или убрать.

Игрушки следует подбирать так, чтобы они были не только привлекательными, но и помогали при обследовании выявить максимальный объем знаний, умений, речевые и познавательные возможности детей. Игрушек может быть немного, но подобрать их надо так, чтобы они по внешнему виду (цвету, форме и т.д.) имели сходство с реальными предметами, были красочными и интересными. Правильный подбор дидактического материала обеспечивает точность и результативность речевого обследования, интеллектуального развития, состояния слуха при минимальных энергетических и временных затратах.

М.А. Поваляева при отборе дидактического материала, игрушек рекомендует, например, следующее: "Для определения уровня речевого развития, состояния слуха и интеллектуальных возможностей ребенка необходимо иметь специальный набор игрушек, дидактических пособий, картинок. Рекомендуются картинки с изображением отдельных предметов и действий, знакомых детям из окружающей их домашней обстановки; сюжетные картинки и серии картин, доступные их пониманию, настольные дидактические пособия типа лото: "Ботаническое…", "Зоологическое…", "Лото на четырех языках", "Лото малышам", настольные игры: "Бывает или не бывает", "Кому что нужно для работы", "Наши мамы, наши папы", "Что забыл нарисовать художник", "Угадай, что изменилось" и др.

Для обследования интеллекта используются пирамидки из 4-6 колец, матрешки 2-6-составные, разнообразные полые кубы, разрезные картинки и кубики, "почтовый ящик" (коробка с крышкой, на которой есть прорези в виде геометрических фигур - треугольника, ромба, шестиугольника, прямоугольника, полукруга - и соответствующие им объемные геометрические тела, вставляющиеся в эти прорези), счетный материал (палочки, грибки, елочки, матрешки, геометрические формы и др.), дидактическая кукла с набором одежды, мебели, посуды и др., дидактические материалы (мозаика, геометрические фигурки разного цвета, величины и формы и т.д.).

Для обследования слуха рекомендуется иметь звучащие или озвученные игрушки (барабан, бубен, кошка, птичка) и специально подобранные картинки.

Наладить контакт с ребенком помогут сюжетные или образные игрушки - куклы разной величины, мишки, зайки и другие; технические игрушки - машины разного размера и назначения (грузовые, легковые, экскаватор, подъемный кран, трактор и другие); строительные материалы - напольные, настольные, разной величины, формы и цвета; игрушки-забавы - мишка заводной, лягушка-попрыгушка, заводные машины, персонажи кукольного, плоскостного, пальчикового или теневого театров и др.".

Итак, оборудования кабинета в дошкольных образовательных учреждениях и для заседания комиссий имеет очень важное значение. Психология детей с нарушениями нередко противится "тетям в белых халатах". Именно этот момент должен быть преодолен при организации методического логопедического кабинета в современных условиях.

 

2.3. Документация дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи

 

Учитель-логопед в общеобразовательном учреждении.

Логопедические пункты – специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста.

Основные его задачи:

-исправлять недостатки речи у учащихся;

-пропагандировать логопедические знания среди учителей и родителей.

Основной контингент логопедических пунктов составляют учащиеся, имеющие недостатки звукопроизношения, нарушения чтения и письма, общее недоразвитие речи

Основные задачи учителя-логопеда общеобразовательной школы:

- своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;

- исправление недостатков звукопроизношения;

- развитие фонематического слуха, лексико - грамматической стороны речи, расширение словарного запаса детей с речевыми нарушениями;

-своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями;

- оказание консультативной помощи учителям и родителям.

Организация работы.

• Начало и окончание учебного года, время и продолжительность каникул соответствуют установленным в школах нормам.

• Продолжительность очередного отпуска для учителей ­ логопедов 56 календарных дней

• Логопедический пункт создается в образовательном учреждении при наличии 5-10 классов I ступени начального общего образования

• Предельная наполняемость логопедического пункта - не более 25 человек

Распределение рабочего времени учителя-логопеда.

С 1 по 15 сентября отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в учебном году.

• Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая.

• С 16 по 31 мая отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1-3-х классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.

Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

С общим недоразвитием речи (ОНР) до 4 человек.

С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) до 5 человек.

С фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) до 6 человек.

С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи до 4 человек.

С недостатками чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи до 5 человек.

С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи до 6 человек.

Заикающиеся до 4 человек.

С недостатками произношения отдельных звуков до 7 человек.

Комплектование групп и подгрупп

Из числа учеников, зачисленных на логопедический пункт, логопед комплектует следующие группы:

• с общим недоразвитием речи или элементами общего недоразвития речи (учащиеся l-x классов);

• с фонетико-фонематическим или фонематическим нарушением речи (учащиеся l-x классов);

• с нарушением письма, обусловленным несформированностью фонематических процессов (учащиеся 2-х классов);

• с нарушением письма, обусловленным несформированностью фонематических процессов, общим недоразвитием речи или элементами общего недоразвития речи (учащиеся 2-3-х классов)

• В группы с общим недоразвитием речи зачисляются учащиеся l-x классов, у которых не сформированы или нарушены лексико­грамматическая, фонетико-фонематическая или фонематическая стороны речи и связная речь.

Группы с нарушением письма, обусловленным несформированностью фонематических процессов, комплектуются из числа учеников, занимавшихся на логопункте в прошедшем учебном году и оставленных для продолжения коррекционной работы, а так­же из числа учеников 2-х классов, имеющих указанное нарушение речи и не зачисленных на логопункт в предыдущем учебном году.

 При необходимости логопед комплектует смешанные группы из учеников 2-3-х классов, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные тем или иным дефектом речи.

• На протяжении учебного года на логопедическом пункте занимаются 5-6 групп. Групповая форма коррекционной работы является доминирующей.

• Подавляющее большинство зачисленных на логопункт должны составлять ученики l-x классов. Необходимо стремиться к тому, чтобы все ученики l-x классов, имеющие нарушения речи, которые мешают успешному усвоению школьной программы, были приняты на логопедический пункт. Если логопеду удастся достичь этого, то количество детей - дисграфиков во 2-х и 3-х классах значительно сократится.

• Основное внимание логопеда, работающего на школьном логопункте, направлено на предупреждение нарушения письма и коррекцию письменной речи учащихся.

 Но среди учеников, зачисленных на логопункт в группы с общим недоразвитием речи и нарушением письма, встречаются дети, имеющие фонетические нарушения. Из таких детей логопед дополнительно комплектует подгруппы для работы по коррекции звукопроизношения.

Правильное комплектование групп для детей с нарушениями речи обеспечивается соблюдением принципов отбора.

В группу с общим недоразвитием речи принимают детей с разным уровнем речевого развития. Детей с I уровнем речевого недоразвития следует зачислять в дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения; со II уровнем недоразвития речи - с 3-4 лет на 3 года обучения; с III уровнем речевого недоразвития - с 4-5 лет на 2 года обучения; с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - с 4-5 лет на один год обучения; с ринолалией и дизартрией зачисляют на 2 года обучения, алалией, афазией - на 3 года.

Для зачисления ребенка в логопедическую группу необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например, свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 5-6 звуков.

Детей с нарушением произношения отдельных звуков зачисляют в дошкольное учреждение с 4-5 лет. Срок их обучения - полгода.

В группу для заикающихся детей принимаются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них может быть нарушение произношения отдельных звуков или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, или общее недоразвитие речи.

Заикающихся детей зачисляют в дошкольные учреждения по мере выявления дефекта, с 2 лет, срок обучения - один год. Продолжение специального обучения заикающихся детей рассматривается медико-психолого-педагогической комиссией. Заикающихся детей 5-летнего возраста зачисляют в специальную группу со сроком обучения два года.

На медико-психолого-педагогическую комиссию прдставляют следующие документы: заключение отоларинголога, выписку психоневролога, характеристики логопеда и воспитателей, справку от педиатра о возможности посещения группы.

В логопедической характеристике, помимо формальных данных, раскрывается речевое развитие ребенка на момент обследования: развитие связной речи, степень сформированности лексико-грамматических средств языка; состояние фонетико-фонематического развития. Основные положения должны подкрепляться соответствующими примерами, подтверждающими наличие аграмматизма, лексических ошибок, пробелов в восприятии и воспроизведении звуков, нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости слов, что подтверждает окончательное заключение и обоснование необходимости пребывания ребенка в логопедической группе. В конце характеристики приводятся заключение и рекомендации к зачислению ребенка в логопедическую группу с определенным речевым нарушением.

Характеристика воспитателей необходима для тех детей, кто посещает детский сад. Здесь описываются особенности усвоения программного материала по всем видам учебной деятельности, поведения, психических процессов: работоспособность, усидчивость, устойчивость внимания, целенаправленность деятельности на занятиях.

М.А. Поваляева указывает, что "необходимо уяснить, как ребенок играет, насколько долго и усидчиво он может заниматься игрой, сумеет ли организовать творческие игры, является ли лидером среди товарищей. Важно отметить реакцию ребенка на свой дефект: замечает, знает, стесняется, замыкается. Воспитатели описывают также, какими навыками самообслуживания владеет ребенок, при овладении каких испытывает затруднения".

В первые недели пребывания детей в группе проводится логопедическое обследование их речи. Выявляется наличие у детей фразовой речи, обращается внимание на понимание речи, на правильность лексико-грамматического анализа, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, на фонетическое оформление, сформированность слоговой структуры, строение и сохранность артикуляционного аппарата. В речевой карте приводятся примеры образцов детской речи с лексическими, грамматическими и фонетическими ошибками.

Для этого логопед составляет речевые карты для детей с общим недоразвитием речи (см. Приложение №1) и для детей с недоразвитием фонетического строя речи (см. Приложение №2).

Закончив обследование, логопед (на основе речевой карты) рассказывает воспитателям об основных дефектах речевого развития ребенка, показывает, в чем они состоят, особенно подробно говорит о содержании коррекционного обучения детей, имеющих наиболее серьезные отклонения в речевом развитии.

При организации логопедической работы необходим перспективный план. По М.А. Поваляевой, при этом логопеду "следует предусмотреть:

 

1) проведение бесед и консультаций с воспитателями;

2) проверку логопедом речи детей старшей и подготовительной к школе группы;

3) проведение открытых логопедических занятий для логопедов, воспитателей массовых и коррекционных групп;

4) консультативное обследование детей с тяжелыми нарушениями речи с привлечением других специалистов (психоневролога, воспитателя, музыкального работника);

5) участие в педсоветах, семинарах, консультациях, методических объединениях;

6) связь с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформление тематических выставок, проведение собраний, организация выпусков детей в присутствии родителей и т.д.)".

Совместная работа логопедами с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, семинары-практикумы; оформляются специальные стенды, папки-передвижки.

М.А. Поваляева в "Справочнике логопеда" попунктно располагает основные положения районного старшего логопеда дошкольных учреждений системы просвещения. Итак:

1. Старший логопед назначается приказом по отделу образования из лиц, обладающих организаторскими способностями, имеющих специальное дефектологическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

2. Старший логопед оказывает помощь отделу образования в методическом руководстве специальными дошкольными учреждениями для детей с нарушениями речи и логопедическими группами.

3. Основные функции старшего логопеда:

 

а) знание инструктивно-методических документов, приказов, писем вышестоящих организаций;

б) участие в проведении МППК по отбору детей и комплектованию логопедических групп;

в) изучение, обобщение и распространение практического опыта работы логопедов среди коллег;

г) регулярная информация логопедов района о проводимых логопедических мероприятиях в масштабе города, ответственность за посещение этих мероприятий;

д) составление планов и организация мероприятий на учебный год совместно с логопедами района;

е) проведение районных методических объединений не реже одного раза в 2-3 месяца;

ж) систематическое посещение логопедических занятий для оказания практической помощи на местах;

з) оказание помощи заведующим в контроле за ведением специальной документации речевых групп;

и) составление отчета эффективности работы за год, сдается в городской методический кабинет дошкольного воспитания;

к) поддержание рабочего контакта с отделом образования, главным логопедом системы здравоохранения.

Кроме того, в своем пособии М.А. Поваляева приводит примерные планы по работе с детьми разных групп. При этом приводятся и нормативные документы по организации коррекционной работы в дошкольных учреждениях (См. Приложение №3).

Итак, дошкольная коррекционная работа имеет важнейшее значение в системе образования. Важно, чтобы ребенок не осознал своей дефективности и подошел к школе подготовленным. Важно, чтобы коррекционная работа в школе была профилактической. А для этого важны такие моменты, как правильный отбор детей в коррекционные группы. Важно не "упустить" ребенка.

Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие в детских дошкольных учреждениях направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Как видим из приведенного материала, достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду.

 

Глава 3. Приемственность в работе учителя-логопеда дошкольных образовательных учреждений и массовых школах

 

При организации логопедической работы в школе М.А. Поваляева рассматривает три различных подхода к данной работе. Так: 1. Организация работы учителя-логопеда на логопункте в массовой школе. 2. Работа логопеда в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. 3. Рекомендации по организации индивидуальных занятий по обучению произношению и их анализу. В настоящей работе мы также решили опираться на данные виды работы логопеда в начальной общеобразовательной школе.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.