Величание, или похвала, Пасхе — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Величание, или похвала, Пасхе

2019-08-03 117
Величание, или похвала, Пасхе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Пасха велия, сердца сынов отцам возвращающая! О Пасха, города к селу, к праху предков возвращение светло празднующая!

2. Пасха святая, крепости разоружающая, смертоносные орудия в живоносные обращающая! О Пасха, слепые силы вещества сыновнею любовью одухотворяющая!

3. Пасха всечестная, весь Кремль в алтарь и Москву в храм всего мира превращающая!

4. Пасха новосвятая, чад своих от всех концев земли к Кремлю, как алтарю воскресения, собирающая и бесцельные, суетные труды их в одно великое, святое, целесообразное дело превращающая!

5. О Пасха верных, самодержца, в отцев место стоящего, в руководителя познания и дела сыновнего, светлого дела воскрешения отцев, венчающая!

6. Пасха, умам пытателей природы небесные пространства отверзающая и мрачные глубины могил светом знания озаряющая!

7. Пасха, сынов человеческих выше законов юридико-экономических, выше законов слепой силы природы возводящая! (Супралегальность.)

8. Пасха непорочная, искоренением причин вражды суд обезоруживающая, иго надзора снимающая и к совершеннолетию род человеческий приводящая!

9. Пасха, знание глубины душ открывающая и взаимным знанием все гражданское в родное, братское превращающая!

10 О Пасха велия и священнейшая, от глада, язвы и смерти всех нас силами неба и земли избавляющая, и жизнь праху отцев возвращающая!

11. Пасха красная, прах и тлен в благолепие нетления облекающая, плач и рыдание в веселие вечное прелагающая!

Возвращаясь к началу письма, считаю нужным заметить, что в том же хамитизме, в раболепстве либералов заключается причина и того, почему картина Матвеева не будет обращена в памятник. Если бы даже Матвеев потерпел полную неудачу с своею картиною, постарайтесь внушить ему, что, несмотря на неудачу, ему нужно нарисовать картину в большом виде, потому что только в большом виде эта картина может иметь значение; а главное, чтобы он смело, в видах усиления впечатления, нарушил законы перспективы, нарисовав тень вышки, дабы показать, что это совершенно невероятное для нас событие происходит именно в Москве, на месте, всем известном.

Не переписываетесь ли Вы с Сергеем Петровичем Бартеневым; какого он мнения о духовной опере «Христос», и не возмущает ли его исключение из оперы Воскресения и не настолько ли он возмущен этим, чтобы самому дополнить это опущение?!..6

Поклонитесь от меня Юрию Петровичу с супругою7 и их чадцами.

Обнимаю Вас, дорогой и глубокоуважаемый Владимир Александрович, и остаюсь искренно любящий Н. Федоров.

2 апреля 1896 г.

118.

Н. П. ПЕТЕРСОНУ

26 апреля 1896. Москва

Глубокоуважаемый и дорогой друг Николай Павлович

В Музее пока остался1, а квартиру нашел уже занятою, и хотя хозяйка новому квартиранту отказала, но пока он не нашел себе новой, я остаюсь без прибежища. Письмо это пишу в квартире Боборыкина, а вчера ночевал у Е. И. Соколова2.

Во время дороги, казалось, хорошо сложились в голове «Величания Пасхи»3, а теперь не могу всего припомнить. 1‑й ст<их>, по-видимому, нужно так изложить:

Пасха Божия, спасительная! в безграничной (неописуемой) любви Сына Божия и Духа Св<ятаго> к Небесному Отцу нам, земнородным, «образ и вину» (или источник) бессмертия являющая (или показующая) и к раскаянию в смерти (отцев), искупляемой лишь Воскрешением, нас, блудных сынов и дщерей, приводящая. 2‑й ст<их>: Пасха, умы и сердца сынов к отцам возвращающая... и Человека (гуманизм!), вины за собой к отцам не признающего или отвергнувшего, в сан Сына человеческого, добровольно на себя грех приявшего, возводящая (?).

4‑й ст<их> есть обращение целого города в Святилище Богу, показавшему в Себе на источник бессмертия и на способ возвращения Жизни или искупления. В этом стихе, говорящем о новом духовном центре собирания, заключается призыв или обращение к ученым духовного сана, православным и инославным, единоверным и иноверным для объединения всех в деле или движении от «городов» как скопищ не помнящих родства бродяг к праху предков, к «селу» (3‑й ст<их>).

6‑й ст<их>. Призыв или обращение к ученым светским, своим и иностранным, к храму предков (всенаучн<ому> Музею) пред святилищем Бога единодушия и согласия, путь к воскрешению общему указывающего. 5‑й ст<их>. О неограниченном руководителе сыновнего движения к праху предков для его оживления. 8‑й ст<их> — о переходе от земной регуляции к небесной (от земли к небесам, от смерти к жизни). Для будущей рентгеновской оптики глубины могил не будут уже мраком...

(Текст и толкования еще не окончательные.)

Свидетельствую мое глубочайшее почтение Юлии Владимировне и всему Вашему семейству.

Глубокоуважающий и искренне любящий

Н. Федоров

Апрель 26

1896

119.

Н. П. ПЕТЕРСОНУ

28 мая 1896. Москва

Глубокоуважаемый и дорогой друг Николай Павлович,

Выставка, устроенная в две недели, есть чудо, которое делает великую честь своему устроителю1. Вы мне прислали вырезку из газеты «Дон»2, а другие две воронежские газеты сказали ли что-либо о выставке или же промолчали?3 Мне случайно пришлось прочитать в «Московском Листке» корреспонденцию из Воронежа от 16 мая, в которой даже не упомянуто о «Выставке»4. А между тем посетителей на «выставке» было так много, несмотря на то что в разного рода развлечениях в эти дни недостатка не было, как видно из этой же самой корреспонденции, где говорится даже о дневных спектаклях.

Желательно было бы знать мнения разных лиц о выставке. Очень благодарен Вам за присылку описания выставки.

Свидетельствую мое глубочайшее почтение Юлии Владимировне и всему Вашему семейству.

Глубокоуважающий и искренне любящий

Н. Федоров

К Вам послан № 136 «Русского Слова», в котором перепечатана заметка из «Рус<ского> Инвалида» по поводу истории нашей армии5. Была ли выставка в Ломове?6 Напишите.

28 мая 1896 г.

120.

Н. П. ПЕТЕРСОНУ

6 июня 1896. Москва

Глубокоуважаемый и дорогой друг

Николай Павлович,

На письмо Ваше от 2‑го июня1, полученное 5‑го, я отвечал тот же день и даже час, едва пробежав статью, приложенную к письму, не советуя печатать оную. Теперь же, когда прочитал со вниманием эту статью, мне остается надежда лишь на благоразумие редактора губерн<ских> Ведомостей, который, конечно, не поместит Вашей статьи с таким вызывающим заглавием!! Поспешите взять статью из редакции. Изумительно, что в самой России, русским Вы говорите, что американский опыт возбудил у них мысль об употреблении войска на дело спасения от голода, тогда как в 1891—92 справедливо упрекали русских в том, что такой-то именно мысли у них не пробудилось, и ни одна редакция ведомостей не хотела напечатать этой мысли. Впрочем, письмо Ваше послано еще 2‑го июня, и Вы, конечно, уже исправили Вашу ошибку и взяли уже Вашу статью из Редакции*.

Свидетельствую мое глубочайшее почтение Юлии Владимировне и всему Вашему семейству.

Глубокоуважающий и искренне любящий

Н. Федоров

6 июня

1896

121.

Н. Ф. ФЕДОРОВ, Н. П. ПЕТЕРСОН — В. А. КОЖЕВНИКОВУ

15 июля 1896. Воронеж

Глубокоуважаемый

Владимир Александрович!

Позволяю себе послать Вам книгу С. Г. Рыбакова «Церковный звон в России»1. Она, как мне кажется, может иметь некоторое значение при написании статьи, которую Вы хотели написать, — «Поющий Кремль, или Башни Кремля, что они такое и чем должны бы быть?», как необходимое дополнение Вами же написанной и уже напечатанной статьи «Стены Кремля — что они такое и чем они могли бы быть»2. По поводу книги Рыбакова послана статейка в «Археологические Известия и Заметки»3, в которой указывается на различие способов звонить в колокола у нас, в России, и на Западе (в Италии, Франции и Германии), различие, представляющее один из редких случаев, где преимущество несомненно на нашей стороне. В этой статейке вопрос о звонах у нас и на Западе, о причинах, по которым возник и до сих пор удерживается западный способ звона — посредством раскачивания не языка, а самого колокола, — предлагается рассмотреть и обсудить на предстоящем Археологическом Съезде в Риге4. Затем в статейке указывается на вопрос, возбуждаемый Рыбаковым (стр. 46 и 47 его книги), какому из звонов принадлежит будущность, — ритмическому ли, как полагает Рыбаков, или мелодическому, как думает отец Израилев?!..5 И при этом выражается несомненное убеждение, что более образовательным д<олжен> б<ыть> признан звон мелодический, потому что мелодический звон службу, совершаемую ныне в храме, переносит на улицу, на площадь, делает участниками в службе всех на всем обширном пространстве, куда звон доносится. Выражается также убеждение, что при таком расширении храма возбуждается и воспитывается благоговение, чувство, совершенно чуждое нашему времени и даже противоположное всему направлению века; при этом невозможна будет площадная и уличная брань, как немыслима она в храме. Указывается и на миссионерское значение мелодического звона: посредством мелодического звона всеми службами, кроме литургии верных (которую, быть может, найдут неуместным передавать колокольным звоном в местах разноверных; хотя в храмы во время всяких служб открыт ныне доступ всем инославным и иноверным), могут быть постоянно оглашаемы инославные и иноверные, и тем будет исполняться великая миссия приведения всех к единому настроению. Могучий звон колоколов будет действовать сильнее всяких проповедей, вносящих больше розни, чем единства. Миссионерское значение мелодического звона указывается самим Рыбаковым, полагающим, что будущность принадлежит не мелодическому, а ритмическому звону. На странице 47‑й своей книги Рыбаков приводит выписку из «Лит<овских> Епарх<иальных> Ведом<остей>», в которой автор, прослушав мелодические звоны, устроенные отц<ом> Израилевым в с. Ваулове, между прочим говорит: «как хорошо было бы, если бы эти мерные, мелодические звуки, раздаваясь все громче и громче с православных наших храмов, покрыли собою нестройное гудение колоколов, раскачиваемых на гордо высящихся латинских костелах». В заключении сказано, что православная церковь, имея вокальную музыку внутри храма, с мелодическим звоном получила бы музыку инструментальную вне храма.

Копия этой статейки послана самому Рыбакову в письме, которым он возбуждается к тому, чтобы и сам представил свою книжку на Рижский Съезд6. В письме к Рыбакову доводы о важном значении звона, и именно мелодического, дополняются указанием на значение, которое он может иметь на дальнем Западе, в Америке, где бедные, надо думать, лишены всяких способов к удовлетворению религиозных потребностей, так как в храмы впускаются только те, которые могут купить места, т. е. люди состоятельные7. Если это верно, то легко понять, какое значение может иметь для бедняков в этой стране мелодический звон, если он, доступный всем, будет раздаваться с православных там храмов. В письме к Рыбакову задается также вопрос, не встретит ли запрещения наш мелодический звон на ближнем Западе, в Западной Европе, и особенно в Европе католической, — в виду несомненно образовательного и миссионерского значения этого звона; а вместе выражается и пожелание, чтобы Министерство Иностранных Дел, предполагающее ныне увеличить число православных храмов в иностранных государствах, устраивало бы во вновь созидаемых храмах звон мелодический. К мелодическому звону необходимо присовокупить и наружную роспись храмов, имеющую также миссионерское значение. Но как мелодический звон есть лишь призыв к соединению в общей молитве, так и наружная живопись — иконы-картины — указывает лишь на соединение, ибо православная церковь, по самому устройству, не может иметь притязания на господство. Если с мелодическим звоном и наружною росписью в странах инославных и иноверных храмы будут иметь миссионерское значение, то внутри России они будут школами, т. е. образовательным средством. Ваша будущая статья — «Поющий Кремль» — не будет ли вместе новым и сильнейшим доводом в пользу великого значения мелодического звона?

Пользуюсь случаем, который привел меня писать это письмо в день Св. равноапостольного Владимира, чтобы принести Вам мое поздравление со днем Вашего ангела и пожелать всего наилучшего в мире.

Глубоко уважающий Вас, душевно преданный и всегда готовый к услугам Вашим

Н. Петерсон.

1896 года

15 июля

Г. Воронеж,

Острожный бугор,

дом № 4й.

122.

В. А. КОЖЕВНИКОВУ

7 августа 1896. Воронеж

Глубокоуважаемый и дорогой Владимир Александрович!

Судя по программе, Ваша статья «Поющий Кремль, или Башни Кремля, — что они есть и чем должны быть»1, будет самым естественным и необходимым дополнением Вашей же статьи — «Стены Кремля, что они есть и чем должны быть», т. е. к говорящим живописью стенам Кремля новою статьею Вы присоединяете поющие башни Кремля и тем вполне определяете смысл Кремля, так как в говорящих стенах и поющих башнях раскрывается весь глубокий смысл, все великое значение Кремля 3‑го Рима, Кремля, как стоящего в Эдема или Памира-место, подобно Самодержцу, в праотца-место венчанному или поставленному.

Согласно с духом времени и с характером не только русского народа, но и всего славянского племени, и особенно согласно с общинным духом, всем первобытным племенам свойственным, который не может удовлетвориться музыкою домашнею, камерного, или затворною (как Вы превосходно передали понятие, заключающееся в этом слове, и одним словом осудили по достоинству эту музыку), согласно, наконец, с потребностью все обращать в орудие просвещения, необходимо было бы обратить в поющий не один лишь Кремль Московский, но и Кремли, и Острожки всех тех городов, где они еще сохранились; а те города, где уже нет или совсем не было ни Кремлей, ни Острожков, должны бы были создать и свои поющие Кремли, не как крепости, конечно, а как Музеи-школы с башнями для наблюдений над врагом общим и тем не менее лишь временным и для действий в видах обращения этого врага в друга вечного, должны создать свои Кремли, как поющие Дединцы -Детинцы.

К картине владычества музыки над душею современного человека надо бы присоединить, что наибольшую власть музыка имеет над душею славянского племени, и потому, надо полагать, музыка славянская будет обладать особенною силою, будет самою властною музыкою, которая приведет и все другие племена к объединению, — славянское племя найдет способ обратить музыку в орудие душеуправления, в орудие объединения, в музыку, которая будет ободрять сынов человеческих в походе против еще бездушной, бесчувственной, отцеубийственной силы.

Статьею о Ревивалях2 хотим ответить на запрос к Х‑му Археологическому Съезду о том, было ли на Западе что-либо подобное, аналогичное, построению наших обыденных церквей3. Статья эта готова, но прежде чем посылать ее на Съезд, думаем послать ее в отечество ревивалей, в Америку к Мак-Гахан при письме4, в котором напоминаем ей о статье ее в «Русских Ведомостях» по поводу американских опытов вызывания дождя и сообщаем, что из этой статьи выросло целое учение об обращении оружия в орудие спасения5, с кратким изложением того из этого учения, что не требует обширных объяснений. Для нее будет совершенною, конечно, новостью, что ее статья имела такие последствия. Адрес Мак-Гахан у нас есть, но мы не знаем, как писать Мак-Гахан по-английски, думаем так: «Mac - Hachan»; так ли это, — сообщите?

Глубокоуважающий и искренно любящий Н. Федоров.

Бывший острожный бугор, а ныне говорящий картинами и поющий Воронежский Кремль.

1932 год 7 августа 6.

123.

В. А. КОЖЕВНИКОВУ

1 сентября 1896. Москва

Глубокоуважаемый Владимир Александрович

Ваше прекрасное письмо к Петер<сону>1 (к сожалению, испорченное голословным обвинением) можно считать уже за статью, которую Вы, по моей якобы вине, вынуждены были оставить2. Только заглавие: «О власти звука» следовало бы, по моему мнению, заменить другим. Нужно говорить о Кремле, вооруженном силою звука или гласа колоколов против шума торгового города, т. е. толпы, зараженной горячкою или лихорадкою наживы, а не об отвлеченной лишь власти звука. Голос колоколов есть глас Бога единодушия и согласия, который одним ритмическим звоном воспитал строителей обыденных храмов, а при мелодическом звоне будет в состоянии бороться с шумом культурного города, как выражения самого утонченного, самого низкого язычества, того, которое чтит уже не Марса, не Юпитера, а Меркурия, бога купцов и воров, бога не воинов или рыцарей, а разбойников, ибо нынешние войны (секуляризованные), ведомые не за веру и идею (хотя <бы и> мнимые), а из-за наживы, заслуживают названия разбоев, каковы итальянск<ий> разбой в Абиссинии и британский в Южной Африке3.

Статья, как Вы, конечно, помните, была вызвана приготовленьями к коронационным торжествам в Кремле и приближением Кремлевского праздника Пасхи, но и теперь, когда помазанная в Кремле на великое дело водворения мира власть встречает и на Западе радушный прием, потому что противодействует британскому влиянию, готовому из-за торговой наживы повергнуть в войну весь мир, — и теперь на сцене те же 2‑е силы, та, которая воплощена в Кремле, и та, которая находит свое выражение в ярмарочном шуме торговых городов и в торгово-промышленных выставках, как вывесках, хотя эти последние, как Нижегородская, ставят на первом плане муз и назы вают себя художествен<ными>4. Все события нынешнего года напрашиваются в статью о звонах (или об оценке различного рода звуков), хотя и с отрицательной стороны. Рижский Съезд не воспользовался своим положением и не поставил вопроса о западном и русском звонах и о будущности последнего5. Нижегородская выставка пошла дальше, воздвигла гонение на колокола6, как об этом говорится в Вашем письме, хотя и не называется гоненьем. Это гонение в честь и угоду Ислама и турок было направлено на колокола в то самое время, когда деланы были попытки превратить колокольный звон во всенародную музыку, как это видно из Вашего же письма, доступную решительно для всех, за слушание которой невозможно даже брать плату. А это такой порок, который наш век и его порождение выставка, где все продажно, — простить не могут. Замечательно, что в то время...

Продолжение хотя и написано, но не переписано и потому я оставляю его, опасаясь утомить Вас своим вздором. Готовый к услугам Н. Федоров.

1 сент<ября> 1896 г.

124.

В. С. СОЛОВЬЕВУ

Осень 1896 — весна 1897. Москва

Черновое

О замене «Воскресных писем» «Воскресным Делом», в котором заключается отрицание He-делания и всех бесцельных дел. «Воскресные письма» напоминают лицемерное благочестие «Воскресного Чтения» и нечестивое название или признание Воскресения досугом 1.

Предполагаемое Вами название Вашему журналу «Воскресные письма» не найдете ли Вы возможным заменить более определенным и более согласным с духом Завета Нового, точнее <его> выражающим названием: «Воскресным делом», ибо мы, вопреки прямому слову Христову: «Отец Мой доселе делает и Аз делаю», обратили Воскресение в Субботу, в бездействие и в день воскресения осуждаем себя на покой, объявляем, так сказать, себя покойниками, мертвецами*. Те, которые говорят, что дело не в названии, они-то и лишили Слово и смысла, и жизни. Мы же, конечно, должны быть верны названию и говорить о деле, о деле, конечно, общем, отеческом. Социалисты говорят только о сокращении рабочих часов, о 8‑и часах работы, не заботясь о достоинстве этой работы, и вовсе не думают о том, чем наполнять 16‑и часовую праздность. Что касается суетной работы, производящей ненужные игрушки, то для такой работы не только 8‑и часов, а даже и 8‑и секунд не следует употреблять. Ограничивать же дело необходимое, спасительное часами и вообще ограничивать <его> было бы безнравственно.

Воскресное Дело и есть исполнение долга воскрешения или дело Воскрешения. В Пасхе ставросимон, в Страстной не неделе, а седмице, 7‑и дел, так же как в Пасхе анастасимон2, составляющей один день, предначертана программа Вашей семидневной газеты3. Согласно с этой программою, в первом отделе, соответствующем Понедельнику, должно говорить о всем том, что разрушает, ведет к кончине и род человеческий, и мир4. Это История как факт, от которой нельзя отделять Истории как проект. Когда услышите о войнах и о военных слухах, услышите о распространении воинской повинности, пусть [даже] вся Америка устроит всеобщеобязательную воинскую повинность, смотрите, не ужасайтесь; услышите о изобретении новых разрушительных веществ, превосходящих робуриты и т. п., не ужасайтесь, ибо эти вещества не бросать следует и военные силы не уничтожать, как требуют легкомысленные женщины5 и не женщины только, а употреблять, приспособлять военные силы и орудия на регуляцию, на спасение от голода, язвы... Войны — не конец, а голод, мор, трусы — только начало болезней, против которых нужно употреблять эти силы. Когда же Вам будут говорить, прикрываясь Евангелием и именем Христа: «отказывайтесь от воинской повинности, от плате<жа> податей» и под видом непротивления злу будут стараться поднять сынов от отцов и против стоящего в праотцов место6, тогда уже нельзя не ужасаться, но отчаиваться не следует.

Во 2‑м отделе (Вторник) будем говорить о снятии или разрешении противоречия между Божиим и Кесаревым и титулом Божиим и Царским7.

В 3‑м отделе чин Среды занимает центральное место: день приготовления к погребению или начало раскрытия смысла погребального обряда8.

Раскрытие смысла погребения и ведет к Евхаристии9, предваряющей самое воскрешение. Следующая за ней Евхаристия вечера Субботы10 есть уже обращение смысла в самое дело. В этом великом отделе и должны быть сосредоточены все наши силы.

125.

Н. П. ПЕТЕРСОНУ

Декабрь 1896. Москва


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.