Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

2019-08-01 1000
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Импрессивная речь.

 Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь.

 Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова.

Чтение и письмо

Глобальное чтение

Узнавание (различение) напечатанных слов (из 3-4 букв). Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

 Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова).

Планируемые результаты освоения предмета

В соответствие с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Возможные предметные результаты:

• Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

•  Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико­-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

• Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

•  Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

• Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

• Мотивы коммуникации:          познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

•  Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

•  Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

ü использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

ü пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

• Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

•  Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

• Узнавание и различение образов графем (букв).

•  Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

•  Начальные навыки чтения и письма.

Критерии и нормы оценки, достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

Учитывая психофизические и индивидуальные особенности развития детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, в качестве критериев оценивания результативности обучения выступают:

· сформированность представлений;

· степень самостоятельности деятельности.

 

№ п/п Показатели сформированности представлений Баллы
1. представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует) 0
2. представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете (использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной) 1
3. представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: прямой) 2
4. представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: косвенной) 3
5. представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (использование с периодической подсказкой: вербальной) 4
6. представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (самостоятельное использование) 5

 

 

№ п/п Показатели самостоятельности деятельности: Баллы
1. действие выполняется взрослым (ребенок пассивен) 0
2. действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого 1
3. действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого 2
4. действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (по изображению или вербально) 3
5. действие выполняется ребенком по подражанию или образцу 4
6. действие выполняется ребенком самостоятельно 5

 

Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

- игрушки дидактические и сюжетные:

- магнитная доска;

- набор для лепки (пластилин); конструкторы деревянные, конструктор ЛЕГО, мягкие крупные модули; набор для рисования (фломастеры, бумага, краски). 

 - графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;

 - наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;

- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- настольно-печатные игры;

- технические средства для альтернативной коммуникации;

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм;

- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

- аудио и видеоматериалы.

 

 

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п Тема урока Кол-во часов Основные виды учебной деятельности учащихся Дата
1 Вводный урок 1    
2 Беседа на тему: «Школа». Выражение жестами согласия, несогласия, своих желаний. 1 Повторение правил общения, поведения в школе. Работа с картинками.  
3 Беседа на тему: «Мой класс». Обращение с просьбой о помощи. 1 Ответы на вопросы с помощью жестов. Работа с картинками. Штрихование картинок  
4 Беседа на тему: «Имя». Понятие слово. Называние, употребление имени. 1 Игровые действия с мячом, выполнение артикуляционной гимнастики, штрихование.  
5 Обобщающие понятия: «Школьные принадлежности». 1 Называние школьных принадлежностей, разучивание физминутки, рисование по показу.  
6 Звук. Речевые и неречевые звуки. Артикуляционные упражнения. 1 Обведение по трафарету, выполнение упражнений для речевого аппарата.  
7 Звук. Выделение первого звука в слове. 1 Выполнение артикуляционной гимнастики, упражнения в выделение первого звука в слове, рисование по точкам  
8 Упражнение на выделение первого звука в слове. 1 Штрихование, выполнение артикуляционной гимнастики, повторение слогов  
9 Составление простых нераспространенных предложений по картинкам и вопросам. 1 Работа с пиктограммами, сюжетными картинками. Упражнения в составлении предложений карточками  
10 Составление рассказа по сюжетной картинке «Урожай». 1 Игра «Что ты хочешь?», выполнение упражнений на подвижность речевого аппарата, штрихование.  
11 Беседа по серии сюжетных картинок «Осенняя пора». 1 Составление рассказа с использованием изображений действий. Чтение «пиктограмм».  
12 Звук и буква А. Узнавание и называние слов с буквой А. 1 Выполнение артикуляционной гимнастики, упражнения в соотнесении звука с буквой, подборка картинок, названия которых начинается на заданный звук  
13 - 14 Письмо буквы А, а. 2 Рисование линий, бордюров. Объяснение написания буквы А. Работа в тетрадях.  
15 Звук и буква О. Узнавание и называние слов с буквой О. 1 Упражнения на развития речевого дыхания. Работа с картинками. Рисование по точкам.  
16-17 Письмо буквы О, о. 2 Письмо наклонных и прямых линий. Объяснение написания буквы О. Работа в тетрадях.  
18 Звук и буква У. Узнавание и называние слов с буквой У. 1 Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Работа с картинками. Обведение по трафарету.  
19-20 Письмо буквы У,у. 2 Упражнения на развитие речевого аппарата. Заучивания чистоговорок с голоса учителя, произношение их.  
21 Звук и буква И. Узнавание и называние слов с буквой И. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
22-23 Письмо буквы И,и. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
24 Звук и буква М. Узнавание и называние слов с буквой М.  1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
25-26 Письмо буквы М, м. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
27 Копирование с образца букв А,О, У, М, слова ма-ма 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
28 Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова 1 Упражнения на развитие речевого аппарата. Заучивания чистоговорок с голоса учителя, произношение их.  
29 Звук и буква Х. Узнавание и называние слов с буквой Х. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
30-31 Письмо буквы Х, х. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
32 Звук и буква С. Узнавание и называние слов с буквой С. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
33-34 Письмо буквы С, с. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
35 Повторение пройденных звуков и букв. 1 Упражнения для развития мелкой моторики, работа с картинками и мнемотаблицами  
36 Сообщение имен членов семьи посредством напечатанного слова. 1 Упражнения на развитие речевого аппарата. Заучивания чистоговорок с голоса учителя, произношение их.  
37 Звук и буква Ш. узнавание и называние слов с буквой ш. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
38-39 Письмо буквы Ш,ш. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
40 Дифференциация с-ш. 1 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
41 Звук и буква Л. Узнавание и называние слов с буквой Л. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
42-43 Письмо буквы Л,л. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
44 Звук и буква Ы. Узнавание и называние слов с буквой Ы. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
45-46 Письмо буквы Ы. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
47 Звук и буква Н. Узнавание и называние слов с буквой н. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
48-49 Письмо буквы Н, н. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
50 Называние слов, обозначающих предмет. 1 Игра «Волшебный мешочек», штрихование предметов.  
51-52 Называние слов, обозначающих действия предмета. 2 Демонстрация действий, работа с сюжетными картинками и пиктограммами.  
53 Называние слов, обозначающих признак предмета. 1 Дидактическая игра «Дай такую же», работа с предметными картинками, отгадывание загадки  
54 Повторение пройденного материала 1 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
55-54 Составление и чтение слов из двух слоговых структур. 2 Работа с карточками, картинками. Штрихование, работа в тетрадях.  
55 Звук и буква К. Узнавание и называние слов с буквой К. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
56-57 Письмо буквы К, к. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
58 Составление и чтение слогов с буквой К. 1 Работа с карточками, картинками. Штрихование, работа в тетрадях.  
59 Звук и буква П. Узнавание и называние слов с буквой П. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
60-61 Письмо буквы П, п. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
62 Составление и чтение слогов с буквой П. 1 Работа с карточками, картинками. Штрихование, работа в тетрадях  
63 Звук и буква Т. Узнавание и называние слов с буквой Т. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
64-65 Письмо буквы Т,т. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
66 Составление и чтение слогов с буквой Т. 1 Работа с карточками, картинками. Штрихование, работа в тетрадях  
67 Беседа по содержанию рассказа «Кошка и мышка» 1 Работа с карточками, картинками. Штрихование, работа в тетрадях  
68 Звук и буква З. Узнавание и называние слов с буквой З. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
69 - 70 Письмо буквы З, з. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
71 Составление и чтение слогов с буквой З. 1 Работа с карточками, картинками. Штрихование, работа в тетрадях  
72 Называние слов, указывающих на предмет, его признак. 1 Дидактическая игра «Дай такую же», работа с предметными картинками, отгадывание загадки  
73 Слушание рассказа “Зима”. Работа по содержанию рассказа «Зима». 1 Работа с карточками, картинками. Штрихование, работа в тетрадях  
74 Звук и буква В. Узнавание и называние слов с буквой В. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
75-76 Письмо буквы В, в. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
77 Составление и чтение слогов с буквой В. 1 Работа с карточками, картинками. Штрихование, работа в тетрадях  
78 Звук и буква Ж. Узнавание и называние слов с буквой Ж. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
79-80 Письмо буквы Ж, ж. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
81 Составление и чтение слогов с буквой Ж. 1 Работа с карточками, картинками. Штрихование, работа в тетрадях  
82 Слушание рассказа «Жук”. Беседа по содержанию. 1 Работа с пиктограммами, сюжетными картинками  
83 Составление и чтение слов с сочетанием ЖИ. 1 Работа с карточками, картинками. Штрихование, работа в тетрадях  
84 Дифференциация звуков Ж- Ш. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
85 Звук и буква Б. Узнавание и называние слов с буквой Б. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
86-87 Письмо буквы Б, б. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
88 Составление и чтение слогов с буквой Б. 1 Работа с карточками, картинками. Штрихование, работа в тетрадях  
89 Составление простых предложений по серии сюжетных картинок. 1 Работа с пиктограммами, сюжетными картинками  
90 Беседа по содержанию рассказа «Рыбалка». 1 Работа с пиктограммами, сюжетными картинками, выполнение артикуляционной гимнастики  
91 Звук и буква Г. Узнавание и называние слов с буквой Г. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
92-93 Письмо буквы Г, г. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
94 Составление и чтение слогов с буквой Г. 1 Работа с карточками, картинками. Штрихование, работа в тетрадях  
95 Звук и буква Д. Узнавание и называние слов с буквой Д. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
96-97 Письмо буквы Д, д. 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
98 Составление и чтение слогов с буквой Д. 1 Работа с карточками, картинками. Штрихование, работа в тетрадях  
99 Дифференциация звуков Д – Т. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  
100-101 Повторение пройденного материала 2 Выполнение пальчиковой гимнастики, работа в тетрадях, произношение звука  
102 Составление предложений по серии сюжетных картинок “Летние каникулы”. 1 Упражнения на развитие фонематического слуха, упражнения для речевого аппарата, работа с картинками  

 

 

\

 

 

Приложение 2

Контрольно – измерительные материалы

 

Приложение 3

Лист корректировки рабочей программы

 

№ п/п

Тема

сроки

Примечания

(причина)

По плану Факти чески
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Адаптивная школа-интернат № 17»

 

«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № ____ от «­­___»___________2018 г. Руководитель МО Белоусова Л.С._______ «Согласовано» Заместитель директора КОУ «Адаптивная школа №17» ____________Т.А. Хохлова «Утверждено» Приказ № ____ от»___»___________2018г. Директор КОУ «Адаптивная школа –интернат №17» _________Н.Г. Латушкина

 

Рабочая программа по предмету

«Окружающий социальный мир»

для работы с обучающимися 2 Б класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (вариант 2)

на 2018-2019 учебный год

 

 

Учитель начальных классов:

Мыльникова Елена Владимировна

 

 

2018 г.

 

Пояснительная записка


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.