Изучение уровня развития творческого мышления младших школьников при помощи ТРИЗ -технологий — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Изучение уровня развития творческого мышления младших школьников при помощи ТРИЗ -технологий

2019-08-03 728
Изучение уровня развития творческого мышления младших школьников при помощи ТРИЗ -технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Целью нашей работы является возможности активизации творческого мышления младших школьников в образовательном процессе посредством применения методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Нами было выдвинуто предположение о том, что применение методов ТРИЗ технологии в образовательном процессе начальной школы может стать эффективным условием для активизации творческого мышления младших школьников.

Для выявления уровня развития творческого мышления младших школьников нами была составлена программа диагностики, включающая в себя следующие методики: «Исключи слова», тест-задание «Создай слова из одного слова» О.Е. Озеровой, тест-задание «Простые аналогии» С.Я. Рубинштейна, которые выявляют следующие показатели творческого мышления: оригинальность, гибкость и беглость мышления, умения выделять, строить обобщения, понимание логических связей и отношений между понятиями [8;17].

В исследовании принимало 2 класса (4 класс обучения).

В экспериментальном классе обучение строится с применением ТРИЗ-хехнологий.

В контрольном классе обучение стандартное. Выборку составили 60 учащихся (по 30 человек соответственно).

Исследование проводилось на базе

Методика «Исключи слова»

В целях изучения уровня развития мышления нами была проведена методика «Исключи слова». Рассмотри полученные результаты (табл. 21., рис. 1).

 

Таблица 2.1

Результаты по методике «Исключи слова»

Уровень развития Экспериментальная группа (%) Контрольная группа (%)
Низкий 16,7 43,3
Средний 36,6 30
Высокий 46,7 26,7

 

Рис. 1. Результаты по методике «Исключи слова»

 

Данные исследования в экспериментальном классе показали, что низким уровнем мышления обладают 16,7% обучающихся (5 человек). В контрольном классе низкий уровень мышления показали – 43,3% (13 человека).

Средний уровень мышления преобладает у 36,6% (11 человек) экспериментальной группы. В контрольном классе средний уровень был выявлен у 30% учащихся (9 человек).

46,7% (14 человек) экспериментального класса обладают высоким уровнем мышления. В контрольном же классе показатель уровня мышления составляет 26,7% (8 человек).

Достоверность различий в экспериментальном и контрольном классах выявлялась с помощью критерия Манна-Уитни.

Ответ: Uэмп= 158. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

Таким образом, проводимые систематические упражнения по развитию творческого мышления в экспериментальном классе дают положительный результат, учащиеся экспериментального класса обладают более развитой аналитико-синтетической деятельностью.

2. Тест-задание «Создай слова из одного слова» (О.Е. Озеровой)

В целях изучения уровня гибкости мышления нами была проведено тест-задание «Создай слова из одного слова» (О.Е. Озеровой).

Рассмотри полученные результаты (табл. 2.1, рис. 2).

 

Таблица 2.2

Результаты по методике «Создай слова из одного слова» (О.Е. Озеровой)

Уровень развития Экспериментальная группа (%) Контрольная группа (%)
Низкий 20   40
Средний 30 26,7
Высокий 50 33,3

 

Рис. 2. Результаты по методике «Создай слова из одного слова» (О.Е. Озеровой)

 

Данные исследования в экспериментальном классе показали, что низким уровнем гибкости мышления обладают 20% (6 учащихся). В контрольном классе низкий уровень гибкости мышления показали 40% школьников (12 человека).

Средний уровень мышления преобладает у 30% (9 человек) экспериментального класса. В контрольном классе средний уровень был выявлен у 26,7% школьников (8 человек).

50% школьников (15 человек) экспериментального класса обладают высоким уровнем мышления.

 В контрольном же классе показатель уровня мышления составляет 33,3% (10 человек).

Достоверность различий в экспериментальном и контрольном классах выявлялась с помощью критерия Манна-Уитни. Ответ: Uэмп = 155.

Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

Таким образом, проводимые систематические упражнения по развитию творческого мышления в экспериментальном классе дают положительный результат, учащиеся экспериментального класса обладают более развитой гибкостью мышления.

3. Тест-задание «Простые аналогии» (С.Я. Рубинштейн)

Далее нами была проведено тест-задание «Простые аналогии» (С.Я. Рубинштейн).

Рассмотри полученные результаты (табл. 2.3, рис. 3).

 

Таблица 2.3

Результаты по методике «Простые аналогии» (С.Я. Рубинштейн)

Уровень развития Экспериментальная группа (%) Контрольная группа (%)
Низкий 23,3 40
Средний 36,7 36,7
Высокий 40 23,3

 

Рис. 3. Результаты по методике «Простые аналогии» (С.Я. Рубинштейн)

 

Данные итогового исследования показали, что низким уровнем логических связей владеют 23,3% школьников (1 человек) экспериментального класса. В контрольном классе низкой гибкостью мышления обладают 40% учеников (12 человек).

Средний уровень мышления преобладает у 36,7% учащихся (11 человек) экспериментального класса. В контрольном классе средний уровень показали также 36,7% учащихся (11 человек).

У 40% (12 человек) экспериментального класса обладают высоким уровнем мышления. В контрольной же группе показатель уровня мышления составляет на 23,3% (7 человек).

Достоверность различий в экспериментальном и контрольном классах выявлялась с помощью критерия Манна-Уитни. Ответ: Uэмп = 160. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

Далее сравним полученные результаты диагностического исследования (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Сравнительный анализ комплексной диагностики

Уровень развития

«Исключи слова»

«Создай слова из одного слова» (О.Е. Озеровой)

«Простые аналогии» (С.Я. Рубинштейн)

Эксп-ая гр.(%) К-ая группа (%) Эксп-ая гр.(%) К-ая группа (%) Эксп-ая гр.(%) К-ая группа (%) Низкий 16,7 43,3 20 40 23,3 (7) 40 12 Средний 36,6 30 30 26,7 36,7 (11) 36,7 (11) Высокий 46,7 26,7 50 33,3 40 (12) 23,3 7

 

Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной группы по методикам: «Исключи слова», «Создай слова из одного слова» О.Е. Озеровой, «Простые аналогии» С.Я. Рубинштейна, позволяет выявить судить о том, что в классе, где применяется ТРИЗ-технология уровень гибкости мышления, творческой активности, развития логических связей намного выше. Все это приводит к активизации и развитию творческого мышления младших школьников.

Полученные результаты позволяют утверждать, что применение ТРИЗ может являться одним из путей решения проблемы и задачи развития творческого мышления, формирования логических действий.

 

2.2. Методические рекомендации по использованию ТРИЗ-технологии в процессе обучения младших школьников

 

Психолого-педагогическая программа по активизации творческого мышления школьников с использованием ТРИЗ технологии в практику образовательной деятельности начальной школы включает в себя упражнения, направленные на создание условий для раскрытия интеллектуальных способностей учащихся, на приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности и на формирование самоорганизующейся, творческой личности.

Используемые на занятиях методы мозгового штурма, каталога, фокальных объектов, морфологического анализа и приемы творческих и развивающих игр, групповой дискуссии на поиск решений проблемы, творческих упражнений и заданий способствуют развитию фантазии, зарождению новых идей, приобретению навыков решения творческих задач, расширению кругозора младших школьников.

Приём “Нестандартный вход в урок”

Один из универсальных прием ТРИЗ, нацеленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с самого начала урока. Начало урока учитель проектирует с противоречивого факта, который достаточно трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

ПРИМЕР: Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)

Тема: “Невидимые нити”

Учитель: В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: “Лес – это деревья, всё остальное лишнее!” И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу… Прошёл год, другой, третий. И видит лесничий: в лесу что-то неладно. Везде торчат высохшие голые деревья. Призадумался лесничий: “Отчего деревья сохнут?”

ПРИМЕР. «Русский язык»

Например, слова: сад, садовник, садовый. Корень сад (обучающиеся знают, что корень – одинаковая часть слова)

Свет, светить, светлый, свеча (корень отличается одной буквой. Проблема: корень свет, свеч или све?

Приём “Отсроченная отгадка”

Также один из универсальных прием ТРИЗ, нацеленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

 1 вариант. В начале урока учитель дает загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант. Загадка дается в конце урока, с целью начать с нее последующее занятие.

ПРИМЕР. Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)

Тема: “Из чего что сделано”

Учитель: А знаете ли вы, что качество вашей зимней шерстяной варежки частично зависит от сочности травы летом?

Приём “Удивляй!”

Один из универсальных прием ТРИЗ, нацеленный на активизацию мыслительной деятельности, а также привлечение интереса к теме занятия. Педагог строит занятие так, что даже хорошо известные факты становятся загадкой.

ПРИМЕР. Приём “Удивляй!”

Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)

Тема: “Какие бывают животные?”

Учитель: Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки. Зачем они ежам?

ПРИМЕР. Приём “Удивляй!”

“Три состояния воды” легко заставить ребят удивляться.

“Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде. Что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств”.

Прием “Элемент - имя признака - значение признака”

Данный прием используется при рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, русский язык (составление лексического значения слова).

“Морфологический ящик / копилка”

Данный прием нацелен на сбор и анализ информации по заданному признаку, выявление существенных / несущественных признаков изучаемого явления.

Копилка является универсальной, может быть использоваться на различных предметах: на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов; на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации; окружающий мир – копилки различных видов животных и растений; литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.

“Создай паспорт”

Данный прием нацелен на систематизацию и обобщение полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).

Вышеназванный прием может быть использован для создания характеристик: на литературном чтении – героев литературных произведений; на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма; на математике – геометрических фигур, математических величин; на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов.

ПРИМЕР. Приём. “Создай паспорт”

Имя – Трусливый Лев

Создатель – А.Волков

Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»

Внешний вид – огромный, громадный лев

Где впервые встречается – в лесу на дороге

Личные качества – при первой встрече, чтобы скрыть свою трусость, страшно ревел и нападал на маленьких и слабых

Заветное желание – смелость

Прием «Лови ошибку!»

При объяснении материала, педагог намеренно допускает ошибки. В начале ученики заранее предупреждены об этом. Иногда можно подсказывать опасные места (интонацией; жестом). Ведущая цель- научить детей предупреждать ошибки, добиться понимания орфограмм, а не механического запоминания правильного ответа.

«СИНКВЕЙН»

Алгоритм синквейна.

1 строка - ведущее слово, которое определяет синквейн.

2 строка – два прилагательных, которые характеризуют данное понятие.

3 строка – три глагола, которые описывают действия в рамках темы.

4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5 строка - обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием.

«Составление загадок»

При составлении загадок используем модель Какой? Кто такой же? У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например: Какая? Кто такая же? нарядная барышня Нарядная, как барышня, сверкающая звезда Сверкающая, как звезда. привлекающая модница Привлекающая внимание, но не модница. Ответ: новогодняя елка.

 

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2:

Целью нашей работы является возможности активизации творческого мышления младших школьников в образовательном процессе посредством применения методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

В исследовании принимало 2 класса (4 класс обучения).

В экспериментальном классе обучение строится с применением ТРИЗ-хехнологий.

В контрольном классе обучение стандартное. Выборку составили 60 учащихся (по 30 человек соответственно).

Для выявления уровня развития творческого мышления младших школьников нами была составлена программа диагностики, включающая в себя следующие методики: «Исключи слова», тест-задание «Создай слова из одного слова» О.Е. Озеровой, тест-задание «Простые аналогии» С.Я. Рубинштейна, которые выявляют следующие показатели творческого мышления: оригинальность, гибкость и беглость мышления, умения выделять, строить обобщения, понимание логических связей и отношений между понятиями.

Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной группы по методикам: «Исключи слова», «Создай слова из одного слова» О.Е. Озеровой, «Простые аналогии» С.Я. Рубинштейна, позволяет выявить судить о том, что в классе, где применяется ТРИЗ-технология уровень гибкости мышления, творческой активности, развития логических связей намного выше. Все это приводит к активизации и развитию творческого мышления младших школьников.

Полученные результаты позволяют утверждать, что применение ТРИЗ может являться одним из путей решения проблемы и задачи развития творческого мышления, формирования логических действий.

Далее нами были разработаны методические рекомендации по использованию ТРИЗ-технологии в процессе обучения младших школьников по применению следующих приемов: приём «Отсроченная отгадка»; приём «Удивляй!»; «Морфологический ящик / копилка» и др.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Школа вынуждена уделять все большее внимание проблемам формирования творческого стиля мышления в процессе обучения и воспитания учащихся.

При традиционном обучении и воспитании на материале, лишенном образности и эмоций, возникает опасность потери способности детей открывать, творить, создавать, изменять окружающий мир.

Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, его интеллектуальные и творческие возможности - вот те основные ценности, которые необходимо учитывать в работе с детьми. Ребенок с раннего детства должен находиться в среде развивающего обучения: наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т.е. быть включенным в деятельность поиска и творчества. Применение ТРИЗ - технологий (теория решения изобретательских задач) позволяет решить задачи, поставленные пред учителем Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что внедрение элементов ТРИЗ-технологий в образовательный процесс начальной школы является актуальным и практически обоснованным.

Опытно-экспериментальная работа доказала, что психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческого мышления младших школьников, оказались эффективными и состоят в следующем:

 1) включение в процесс обучения методов технологии ТРИЗ таких как, например, проблемно-поисковый для развития гибко- сти и беглости творческого мышления, что сближает эту технологию с развивающим обучением;

2) подключение приемов (прием фокальных объектов) технологии ТРИЗ для вырабатывания беглости, оригинальности, гибкости творческого мышления;

3) воспитание творческой личности способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои «маленькие» проблемы.

Следует сделать вывод, что использование методов ТРИЗ в работе с детьми позволяет поддерживать интерес и сосредоточенность к выполнению заданий, формировать умение анализировать изучаемые объекты, проблемы, воспитывать усидчивость, желание узнавать новое.

Проведенное исследование показало значимость внедрения системы занятий с использованием методов ТРИЗ-технологии в практику деятельности педагогов-психологов и учителей начальных классов при работе с младшими школьниками, но не исчерпывает содержания изучаемой проблемы. Данная технология позволяет эффективно решать проблему формирования мышления в целом. Эта технология обладает большим арсеналом приемов и методов формирования творческого мышления и воображения.

Таким образом, применение ТРИЗ-технологии в образовательном процессе начальной школы для активизации творческого мышления школьников делает педагогический процесс эффективным, формирует у учащихся умение анализировать и устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить возможные варианты решения проблем, развивает самостоятельность учащихся, углубляет их предметные знания, что в свою очередь повышает качество образования.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ПИСОК

 

1. Воробьёва Т.Г. Возможности формирования и развития регулятивные учебные действия средством технологии интегрированного обучения / Т.Г. Воробьёва // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - №4. - 2011. - С.62-64.

2. Выступление на петрозаводском семинаре разработчиков и преподавателей ТРИЗ. - 1980. ТРИЗ: исследования, обучение, внедрение: (изложение) / Г.С. Альтшуллер//Технологии творчества (Челябинск). – 1999, № 3. – С. 45-53.

3. Гафитулин М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста на основе АТРИЗ: автореф. дис....канд. пед. наук /М.С.Гафитулин. Челябинск, 1996. - 22 с.

4. Гин С.И. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых кл. / С. И. Гин, И. Е. Прокопенко; Система проф. разработчиков, консультантов и преподавателей "ТРИЗ-ШАНС". - 4-е изд. - М.: Вита пресс, 2004. - 79 с

5. Иванов Г.И. Денис-изобретатель: рассказы и задачи для развития творческого мышления / Г. И. Иванов. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 96 с.

6. Использование приёмов ТРИЗ на уроках технологии в соответствии с ФГОС ООО / Сост. Аверкова М.А. – Пенза, 2015. – 64 с.

7. Калинковская С.Б. Основы теории решения изобретательских задач и методов развития творческого воображения, С.Б. Калинковская / Методические рекомендации. Часть I.– Владимир: ВГПУ, 2006. – 48с.

8. Кислов А.В. Диагностика творческих способностей ребенка / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина –Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 61 с.

9. Крылов Е. Сказочные задания на занятиях по ТРИЗ / Е. Крылов //Дошкольное воспитание. – 1995. - №10. – С. 30-34.

10. Курбатова Л. ТРИЗ – в повседневную жизнь / Л. Курбатова //Дошкольное воспитание. – 1993. - №4. –С. 23-26.

11. Наумова, Т. В. Развитие творческого мышления / Т. В. Наумова; Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет имени Н. Г. Чернышевского. - Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. - 99 с.

12. Нестеренко А.А. Анализ характеров героев через их отношение к проблемной ситуации / А.А, Нестеренко, О.В. Алешина // Педагогика + ТРИЗ – Гомель: Система «ТРИЗ-ШАНС», 1998. – 68с.

13. Нестеренко А.А. Игры по развитию творческого воображения / А.А, Нестеренко // Школьные технологии. - № 1, 2001. – С. 181-193

14. Платонова Л.А. Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе / Л.А. Платонова // – Начальная школа плюс до и после. - 2006. -№ 11. - С. 4-7.

15. Пчелкина Е.Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ) /Е.Л. Пчелкина. – СПб.: НППЛ «Родные просторы», 2010. - 77 с.

16. Пчелкина Е.Л. Методическое пособие по развитию творческого мышления детей для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов с использованием рабочей тетради «По ступенькам ТРИЗ» /Е.Л. Пчелкина. – СПб.: «Родные просторы», 2010.

17. Рубина Н.В. Использование методов ТРИЗ для диагностики развития творческого мышления в гимназии № 17 г. Петрозаводска. Тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. «Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ. Челябинск, 25-27 июня 2001 г. / Н.В. Рубина. - [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.trizminsk.org/e/2350002_41.htm

18. Сидорчук Т.А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: автореф. канд. дис. / Т.А.Сидорчук. М., 1998. - 22 с.

19. Терехова Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном про- цессе: Автореф. дисс.... канд. педагог. наук / Г.В. Терехова. Екатеринбург, 2002. – 148 с.

20. Утёмов В.В. Педагогика креативности. Прикладной курс научного творчества: учебное пособие / В. В. Утёмов, М. М. Зиновкина, П. М. Горев. - Киров: Межрегиональный ЦИТО, 2013. -211 с.

21. Учителям о ТРИЗ: Сб. метод. материалов по преподаванию теории решения изобретат. задач в шк. / Ассоц. ТРИЗ Санкт-Петербурга, Междунар. ун-т науч.-техн. творчества и развития; [Сост. Крячко В. Б.]. - СПб.: Союз писателей Санкт- Петербурга, 2001. - Вып. 4. - 2001. - 200 с

22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 2011 г. - [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://tk21.mskobr.ru/files/binder11.pdf

23. Федеральный закон РФ Об образовании в Российской Федерации № 273–ФЗ от 29.12.2012 г. - [Электронный ресурс]: Режим доступа -http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf

24. Хижнякова О.И. Современные образовательные технологии в начальной школе. Педагогический практикум для учителей начальных классов /О.И, Хижнякова. - Ставрополь СКИПКРО 2006. - 56 с.

25. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских за- дач – ТРИЗ (краткая справка) - декабрь 1997-2003 /Н.Н. Хоменко. - [Электронный ресурс]: Режим доступа - http:// jlproj.org

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.