Методы и приемы ТРИЗ-технологии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Методы и приемы ТРИЗ-технологии

2019-08-03 366
Методы и приемы ТРИЗ-технологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Средства ТРИЗ-педагогики обеспечат рост творческого потенциала обучающихся, их готовность применять универсальные учебные действия в реальных жизненных ситуациях, решать сложные проблемы во взрослой жизни [4].

Использование в учебном процессе отдельных элементов ТРИЗ способствует:

1) развитию осознанного управляемого воображения;

2) развитию креативности и системности мышления;

3) формированию учебных компетенций школьников;

4) повышению эффективности обучения. Это возможно осуществить за счет:

- обучения школьников основам исследовательской и проектной деятельности с целью демонстрации материала под неожиданным углом;

- использования ТРИЗ во внеклассной и внеурочной работе [5].

Рассмотрим основные методы и приемы ТРИЗ-педагогики [1,3,4,11,12,13] (табл. 1.1)

Таблица 1.1

Методы и приемы ТРИЗ-педагогики

 

Метод, прием Цель
«Фокальные объекты» Решение конструкторских задач по усовершенствованию изделий. Сущность метода – перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса.
«Системный оператор» Рассмотрение элементов системы в прошлом, настоящем и будущем. Выделяется подсистема и надсистема. Например: класс – это система, ученики класса – подсистема, надсистема – это школа
«Да-нетка» Сужение поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».
«Синектика» Использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности
«Инсерт» Маркировка текста значками по мере чтения. («V» – уже знал, «+» – новое, «–» – думаю иначе, «?» – непонятно и есть вопросы.)
«Кластер» Графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. (Прочесть текст учебника и выделить смысловые единицы, на листе бумаги в прямоугольных рамках, записать принятые названия и кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам, установить связи между отдельными блоками соединить их стрелками.)
«Фишбоун» Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. (Голова – проблема. Верхние косточки – причины. Нижние косточки – факты. Хвост – вывод).
«Морфологический анализ» Построение таблицы для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении понятий.
«Системный лифт» Рассмотрение частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта.
«Решение противоречий» (механизм решения изобретательных задач) Разрешение противоречий на основе рассматриваемых этапов:  1. Умение увидеть, выявить противоречие. 2. Формулирование противоречия. 3. «Если действие есть «×», то имеем «+», но «–». 4. Преодоление противоречия.
«Создай паспорт» Для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных при- знаков изучаемого явления; для создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.
«Составление плана/раскадровка» Для составления простого и развернутого плана прочитанного материала.
«Синквейн» Добиться более глубокого осмысления темы. Контроль и выявление степени усвоения учебного материала. Пошаговое описание метода – используется как дидактический прием на этапе рефлексии. (1 строчка – тема, выраженная именем существительным; 2 строчка – описание темы «в двух словах» – имя прилагательное; 3 строчка – описание действия темы тремя глаголами; 4 строчка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к данной теме; 5 строчка – синоним к первому слову, передающий суть темы.)

 

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что основное направление в начальной школе – развитие управляемого творческого воображения и фантазии и пропедевтика ТРИЗ, то есть подготовка сознания ребенка к дальнейшему восприятию ТРИЗ.

ТРИЗ-педагогика, в основе которой - функционально-системный подход, позволяет в ходе учебного процесса формировать культуру мышления как осознанный, управляемый, целенаправленный и эффективный процесс мыследеятельности, успешно решает задачи проблемного и развивающего обучения и является следующим этапом развития педагогических систем. Использование системного подхода в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов позволяет выявлять связи между элементами, организовать информацию и формулировать выводы, формируя навыки такого умения.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.