Использование элементов ТРИЗ на уроках в соответствии с ФГОС НОО — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Использование элементов ТРИЗ на уроках в соответствии с ФГОС НОО

2019-08-03 339
Использование элементов ТРИЗ на уроках в соответствии с ФГОС НОО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В современных педагогических технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках. Современный урок рассматривается как форма учения [18]. Новые стандарты ориентируют не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты, в том числе на обеспечение «роста творческого потенциала» учеников, их готовности к применению «универсальных учебных действий в жизненных ситуациях». Очевидно, что для достижения этих целей необходимы особые средства. Одним из средств разработки такого инструментария стала педагогика ТРИЗ [25].

ТРИЗ называют технологией творчества, наукой сильного мышления. Использование ее элементов и приемов помогает развивать умственную, познавательную и творческую деятельность обучающихся на уроке. Наличие в структуре ТРИЗ материала, содержащего реальные проблемы и методы осознанного овладения мыслительными операциями, позволяет применять ТРИЗ в качестве методологической базы для развития творческого мышления в школе.

ТРИЗ-педагогика – это педагогическая система, направленная на решение актуальных проблем современного и будущего образования, базирующаяся на основных принципах:

1. Принцип деятельности: получение не готовых знаний, а добытых самостоятельно.

2. Принцип свободы выбора: предоставление ученику свободы выбора с полной ответственностью за этот выбор.

3. Принцип обратной связи: регулярный контроль процесса обучения.

4. Принцип открытости: столкновение с проблемой, которая выходит за рамки изучаемого.

5. Принцип идеальности: максимальное использование знаний, интересов учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения [24].

Применение ТРИЗ в проектной деятельности позволяет существен- но повысить эффективность выполнения проектов, чаще и эффективнее представлять результаты проектов на научных конференциях, различных конкурсах и выставках.

Поэтому главная цель для учителя при конструировании интересного урока – это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Достижение данной цели возможно, если на уроках применять методические приёмы ТРИЗ-технологии, которые активизируют познавательную и творческую деятельность учащихся [7].

Средства ТРИЗ-педагогики способствуют формированию у обучающихся таких универсальных учебных действий, как личностных познавательных, регулятивных, коммуникативных, что приводит к следующим результатам развития [6]:

В личностном направлении:

– самостоятельность, уверенность в своих силах;

– знание основ моделирования объектов окружающей действительности;

 – наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

 – навыки сотрудничества;

– умение находить выходы из спорных ситуаций;

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

 – трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

– самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах;

 – самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

– осознание необходимости общественно полезного труда;

– проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

В метапредметном направлении:

Регулятивные:

– способность следовать поставленным целям;

– положительное отношение к учебному процессу;

– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

 – целенаправленное развитие системно диалектического мышления;

– умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 – умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной и трудовой задачи;

– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

– проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;

– поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы.

Использование любой технологии ограничено либо особенностями учебного предмета, либо материально-техническими проблемами, либо неготовностью учителя сменить роль ведущего, управляющего на роль менеджера, партнера в образовательном процессе. Исходя из анализа многолетнего опыта апробаций и внедрения технологий компетентностно-ориентированного, можно сделать вывод, что первые шаги учитель-экспериментатор начинает делать с организации урока в контексте той или иной технологии. Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс [9;10].

Таким образом, в процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, для решения которых нужны новые подходы. ТРИЗ – технология как научное и педагогическое направление сформировалось в конце 80-х годов. Разработанная Г. С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования в условиях внедрения ФГОС НОО.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.