Повесть “ Собачье сердце ” (1925) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Повесть “ Собачье сердце ” (1925)

2019-08-03 134
Повесть “ Собачье сердце ” (1925) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель профессора Преображенского – выйти за рамки (как учёный-евгеник) современной науки, создать новый чистый вид человека -> мотив создания гомункула (мечта Средневековых алхимиков), который преобразил бы человечество, был бы безгрешен, без дефектов и не нёс бы в себе никаких следов прошлого. Вместо гомункула получается апологет равенства, полоумный Шариков. Здесь также скрыт намёк на большевистский эксперимент (мечтали создать идеального по коммунистическим меркам человека для преобразования нации).

В 1925 г. в письме И. Сталину Булгаков выразил неприятие революции и в принципе резких скачков в смене полит. режима; вместо этого выступает за путь эволюции, ничего не форсирующей.

•        ïИнтертекстуальная игра, игра с цитатами, философским материалом. Начало повести – ночь, метель, вьюга, перекрёсток -> А. Блок, поэма “Двенадцать”. Булгаков не любил Блока -про-революционера, антибуржуа, ницшеанца.

•        ïВедёт диалог с предками (в част. с Л. Толстым) – против неоруссоизма (слияние с природой, отказ от губительного влияния цивилизации). Булгаков показывает, что если довести неоруссоизм до логического завершения, получится Шариков.

•        ïСводит счёты с Маяковским, также революционером. На его революционные идеи отвечает, что всё нужно делать постепенно. Полиграф Полиграфович Шариков – пародия на Маяковского (намёк на это в том, что Шариков учился читать по рекламным плакатам; Маяковский начинал как художник рекламных вывесок).

•        ïПараллель с Фаустом, проекция сюжета на Евангелие, символы христианства.

В 1929 г. дела Булгакова ухудшаются, его травят критики, литературные функционеры, но у автора всё ещё оставалась поддержка И. Сталина. Булгаков отлучён от театра, в сложном материальном положении. И. Сталин звонит Булгакову из страха за его жизнь на фоне самоубийства Маяковского. Политический лидер спросил писателя, хочет ли тот за границу, на что получил ответ, что нет места роднее Родины. Так Булгаков стал невыездным.

 

 

Роман “Мастер и Маргарита”

А. А. Булгаков скончался во время правки второй части романа.

В “Мастере и Маргарите” содержится три самостоятельных истории:

1.     1.Фельетонно-сатирическая история о похождениях Воланда. Соединение конца XIX -начала XX в. + вторая половина 30-х годов.

2.     2.Роман в романе – история Иешуа и Понтия Пилата; Параллель с Евангелие, торжественная, тягучая манера, ориентир на классическую латынь.

3.     3.История любви Мастера и Маргариты – нейтральный стиль, автобиографичность на Булгакова и его третью жену Елену Сергеевну.

 

Искусное соединение компонентов, всё скрепляет воедино философский диспут о природе человека – добры ли люди или злы. Первая глава имеет огромную смысловую нагрузку, и всё произведение воспринимается через её призму.

 

Одним из высокопоставленных друзей Булгакова был Уильям Буллит – американский посол. Когда он приезжал в Москву, то организовывал грандиозные балы -> эпизод бала у Сатаны вдохновлён именно этими балами.

Однозначной интерпретации романа нет, т.к. в рамках каждого интертекста и аллюзии можно создать отдельную интерпретацию, а их очень много.

В 1978 г. Гаспаров в статье о “Мастере и Маргарите” сравнивает произведение с калейдоскопом. На него можно посмотреть с совершенно разных углов, и в каждом случае сложится уникальная упорядоченная картинка из множества элементов. Каждый образ многогранен, постоянно можно найти новые ассоциации и смысловые связи.

 

Иван Бездомный=Иван-дурак (превратившийся впоследствии в царевича);

Ресторан Моссолита называется “Грибоедов”=> можно трактовать то, что случилось с Иваном Бездомным через “Горе от ума” (он врывается в ресторане в образе ревнителя порядка, его все принимают за сумасшедшего и сдают в психбольницу).

У Булгакова зло творят именно люди (навеяно событиями революции 17 г.), однако в их сердцах всё равно есть милосердие, что отражено в героях с положительной динамикой (Понтий Пилат, Иван Бездомный).

Имеет цитаты, следы из литературно художественных произведений, философских трактатов, отсылки к религиозным учениям. 


Читатель является соавтором, текст вовлекает читателя в свою ауру. 
Мастер - сам Булгаков. Трусость в романе является самым главным пороком. Мастер - герой немецкого романтизма (Гофман «Золотой горшок»). Конфликт художника и обывателя.


Сентенции- суть формалистики законов; мир - очень упорядочен, бытие структурировано. Воланд не совсем предсказывает будущее, он выстраивает причинно-следственные связи, предсказывает смерть Берлиозу.

 

12) Тихий Дон

 

М. А. Шолохов «Тихий дон» 
24 мая 1905 - родился писатель.
Образование - хуторская школа.
2,5 года учился в гимназии в Москве.
Вернулся обратно домой, богучаровская гимназия. Закончил 4-5 класса
Был бойцом, 2 раза был приговорён к расстрелу, но помиловали из за юного возраста. Не мог поступить в вуз, так как не было аттестата о среднем образовании. 1922 - фильетоны, ужасное качество
В январе 1923 - брак с 25-летней Марьей Петровной, ему было 18
Дела его пошли лучше после брака.
1925 - донские рассказы.
Слухи о том, что тесть Шолохова был близок с другим донским писателем Крюковым.
Быстро пишет «Тихий дон»,
1929 - слухи о плагиате крепли. Типо Шолохов украл рукопись. Якобы он в бою убил белого офицера, у которого был сундучок. Красивая история, но с изъяном: роман в 8 частях должен был представлять собой огромную кипу бумаг, которая бы не поместилась в сундучок, который солдат бы взял с собой в атаку.

После стремительного стартового рывка вынужден взять паузу. В 6 части речь о восстании казаков, политика раскулачивания: для большевиков дон представлялся угрозой На Дон приехали комиссии, составляли списки неблагонадежных, расстреливали. Казаки выставили 35 тыс армию против большевиков. И Шолохов очень откровенно пишет об экстремизме большевиков и о перегибах. В таких условиях ни один редактор не взял бы на себя ответственность по публикации 6 части.

1931 - встреча писателя со Сталиным. С помощью Горького состоялась встреча. Сталин и Шолохов заключили сделку. Публикация частей возможна при условии, что он напишет роман о коллективизации “как надо”. Результатом беседы стало опубликование 6 части романа в 1932 году.
В конце 70-х много пил, не просыхал практически, рассказал в застольной беседе Константину Прийме о их разговоре потом.

Журнал «Новый мир» - новое произведение «Поднятая целина» - гениальное выполнение социального заказа, но только 1-ая часть успешна, 2-ая часть не очень.
«Судьба человека» - 1956


Зеев Бар-Селла - израильский литературовед. Типологиировал литературные сбои в ТД. Все сбои имеют общий источник - сложный почерк истинного автора. Некоторые буквы были похожие на другие буквы. А Шолохов особо не вчитывался и переписал с ляпами. Например, откуда в Польше у него город Столыпин, а на самом деле Столюпенен. Шолохов не разобрал и переписал.

Еще версия: Сталин собрал группу писателей, чтоб они создали шедевр коллективно. Но русские писатели слишком не любят друг друга, и слишком индивидуалисты. И кто-то бы проболтался под водкой.

Ермолаев анализировал первые части первой публикации. Журнал Октябрь - раповский орган. Они считали, что скоро настанет рассвет пролетарской литературы. Публиковали произведения раповцев без правок - нам нечего стыдиться своей малограмотности.

На основе этих публикаций делает вывод о том, что это написал малограмотный человек (“мочился потом”, “валялась в кресле”).

1964 - нобелевская премия

Тихий Дон.

Композиция: 1 часть является вводной.

Место и время действия: 1912, Хутор Татарский - Казачество, их нравы, менталитет. Высокий материальный уровень, много земель. Рабства и крепостного права никогда не было. Мужчины проходят обязательную военную подготовку. Женщина сильная, крепкая, выносливая, которая способна выполнять всю мужскую работу (тк мужики на войне). Женщины замужние живут одиноко.

 

1 глава – увертюра содержит основные мотивы.

Мотив, мысль: главный смысл жизни для мужчины – найти свою женщину и любить ее. (Эпизод про Прокофия, главное для него была его женщина (турчанка, которая для хуторян была страшненькая), а на остальных людей плевать). Она подзабивает на местные устои, и ее обвиняют в том, что она колдует. Типа коровы из-за нее дохнут. Приходят к Прокофию, и говорят чтобы отдал ведьму им. Прокофий убивает одного из гостей. Турчанка в шоке рожает, и умирает во время родов. А Прокофий получает 12 лет каторги. Отсюда пошел род Мелиховых, по прозвищу Турки. Хотя вроде только Мелихов Григорий – главный герой, унаследовал неславянскую внешность, у него был бешеный нрав и был не похож на брата. Турком оказывается только Григорий. Воспитывался он как и все.


В первых редакциях он был как обычный казак. В окончательном варианте он совершенно другой.


Григорий: 1) Отношение к женщинам. Он отвергает любые формы насилия над женщинами (и не понятно почему, тк в казачестве можно кулаком проучить женщину) 2) Отношение к мородерству. Имеет легальный статус в казачестве, а для Григория неприемлимо. 3) Отношение к пленным. Для Григорий пленные - лицо неприкосновенное.

 

Григорий максималист, его ничто не остановит.

 

Основа 1 части: любовная история. 17-ти летний Григорий влюбляется в Аксинью, которая старше лет на 6-7. Григорий приходит к Астаховым, которые спят на полу, спасаясь от блох. Видит раскрытую Аксенью и влюбляется. Любовь физиологическая. Биологическая часть человека очень важна, человек – животное. Короче секс и агрессия главное в жизни человека))

Любовь – физиологического, биологического характера. Аксинья вступает в связь с Григорием. Почему так легко? Она была изнасилована в 16 лет отцом, которого сразу же затоптали родные. Потом посватался к ней Степан, потом каждый день избивал ее, тк она вышла замуж не девственницей. Степан потом осознает, что Аксенья его единственная суженная, все ей простит, все измены прошлые и будущие. Никакой верности не может быть у человека. Типа если женщина гиперсексуальна че ты ее одну оставляешь. Мораль фигня – про нравственность и верность говорят только старики, которые не могут больше так сказать грешить.

Потом опять возвращается Степан. Избивает ее очень сильно. Она выживает, показывает побои Григорью. «-Виноватого ищешь? –Сучка не захочет, кабель не вскочет.» Особенность казачьего менталитета: Виноватого ищешь? – Они свободные люди. Делай что хочешь, и плати за все, что ты делаешь.

 

В романе оригинальная концепция человека, так раньше не писали.

Концепция: Если ты слаб – сваливай. Толкни падающего. Жалости нет. Жизнь это борьба, нужно бороться за существование.

 

Наталья холодная. Аксинья горячая. Если Григорий долго отсуствует, Аксинья изменяет. Потом к нему приходит понимание, что она ему такой нравится и любит ее именно такой. О морали говорят только «твари дрожащие». Возникает ницшеанство, но читал ли его автор? Большев говорит вряд ли.

 

Наталья пыталась покончить собой, приходит к Аксинье, читатель ждет что может сейчас что-то гуманное, но нет. Посылает ее нахер и тип че лезешь знала же что мой любовник. Короче жалости нет.

 

Потом 1ая мировая, революция. Но у них не было ненависти к немцам, не понимали зачем там земли захватывать. Люди возвращаются с миром. Но убивают друг друга, Красные и Белые. (как 2 тупых животных). Для того чтобы убить нужна какая-то идеология. Типа на самом деле люди просто хотели резать друг друга.

 

Григорий на войне – бесстрашный воин. 1916 год – его знакомство с политикой. До этого его вообще не интересовала политика. В московской клинике был сосед его большевик, и познакомил Г. с большевистской идеей. Возвращаясь в хутор, он бросает идею. Через год уже опять появляется идея. Позже, еще знакомится идеологом, автономистов, казачьей идеологией. Идеология довольно убедительна. Потому что а смысл в большевисткой идеи? На Дону нет буржуев и др. Носитель автономной идеолоигии убеждает Г, что идея большевиков не нужна. Потом опять встречает большевика.

 

Январь 1918 года, бой. Григорий на стороне Красных, много Белых захвачено. Г. и еще один офицер хотят их отпустить. А появляетя другой, и устраивает резню, рубят белых После этого Григорий не придерживается ни Белых, ни Красных. Он думает о том, что он уже навоевался. Хочет обрести свое пространство – эта цель тоже утопия, как и идея об отделении(идеология автономии). Никто не разрешит устоить личное пространство.

 

В конце романа, Г. возвращается на хутор в 27 лет, ощущает себя стариком. В очередной раз говорит что отвоевался. Встречает его друг, и требует, чтобы Г. ответил за все свои дела содеянные на стороне белых. Григорий объясняет, что красные хотели убить его, и он защищал свою жизнь. Но на Кашевого (его друг) такая логика не действует. Григорий опять убегает. Говорит другу что хорошо было бы если бы на хуторе не было ни белых, ни красных.

 

Одна из идей (по Меведева-Томашевская) Метаний изначально в оригинале (который якобы достался Шолохову), был казак, ортодоксальный, большевистски настроен, взгляды сепаратисткие. Откуда метания? Шолохов, необразованный, добавил.

 

Г. объясняет свои метания: незнание, необразованность. Таких казаков много и их запутали образованные и знающие люди. Но чаще же колеблятся люди безвольные (могут и образованные). А колебания в романе - у самой сильной личности.

Концепция правдоискательств. Леонид Ершов: Г. – максималист правдоисктель, ему нужна вся правда. Идеалы его прекрасны, но неосуществимы на данном этапе. Не находит правды ни у кого, ни на одной стороне иделогоий.

Колебания у Г. и с женщинами, ни одна не может дать и того, и другого.

Эта концепция превращает его в романтического демонического героя. Но он хочет чтоб его оставили в покое.

 

Политика, идеологии – мир иллюзий. Люди животные, им нужно убивать (вспышки агрессии), а для этого нужна идеология.

 

Мелихову от революции ничего не надо, лишен карьеризма, меркантильности. Жил в примитивной демократии, поэтому то что писали большевики, ему не надо. Свободы больше не надо, земли у него достаточно. У него просто интерес к революции, может добються что-то вроде универсальной справедливости.

 

 

Роман тяжело читать, потому что много занимают хроникальные события. Не только на казачьем Дону. (Подробно описывает как рубили, когда шли через хутора, итд)

 

Аксинья и Лисницкий. (Аксинья с ним изменяет Григорию, потом сожалеет, выгоняет его, но через пару дней приходит Лисницкий и она снова спит с ним). «Странно, как жизнь диктует свои законы. Морали не существует, люди только пытаются жить по морали.

 

Новый взгляд в литературе.

Карл Густав Юнг: 1). Есть авторы, которые пишут, то что с ними происходило. Психологический аспект. 2) Есть писатели визионеры. Мистика - высшие силы диктуют ему. Пример, Платонов «Котлован» - как не человеческими глазами. Шолохов так же как Платонов, не комментировал ничего. Ну типа не помнил что написал вообще. Ходил бухой постоянно. Юродивый. Говорил чушь. Поэтому и говорили что он не мог написать такой роман.

 

«Зачем мужчине и женщине вообще нужен язык?»

 

13) Пастернак.

 

Родился в необыкновенно культурной семье. Мать - музыка, отец - живопись.

       Еврейская семья, мальчик крещен православной нянькой. Тяготился еврейским происхождением, особенно в период борьбы с космополитами (48-53гг).

       Мальчик Боря рос в очень культурной семье, но творческие индивиды часто бывают чудаками, и вот чудаками были и его родители. Они хотели девочку, а родился мальчик. Лет до 6 растили его как девочку. В результате получается неявная половая самоидентификация. Затягивался пояском так, что падал в обморок.

       В 1926 в письме к Цветаевой говорит: “Во мне пропасть женских черт”. Читал Отто Венингера, который повлиял также на Гиппиус, Платонова. В покончил с собой в возрасте 21 года. Писал, что в каждой личности сосуществуют женские и мужские черты, причем женские - негативные. Преобладание женских черт - еврейки. Дух гомофобии: Венингер - еврей и латентный гей. Пастернак тяготился тем же.

       В 14 лет Пастернак неудачно упал с коня, перелом, хромота на всю жизнь => не призывной, не участвовал в 3 войнах => комплексы усиливаются.

       Своего альтер-эго он избавил от еврейства, и тот прошел первую мировую и гражданскую. У него все в порядке, он настоящий мужчина.

       Пастернак мечтал быть великим и достичь самых высоких высот, только не мог определиться, в какой сфере. Стал музыкантом, но когда узнал, что у него не абсолютный слух, бросил музыку. Затем изучает философию в Московском ун-те, затем в Мартурге. Решает стать поэтом.

       Писал и прозу (Охранная грамота, Воздушные пути). Важная роль - звукописи.

 

 

Доктор Живаго

Роман ДЖ написан необычным образом: перед нами роман, написанный с лоскутов манере.

       В 1936 - первые образцы прозы для ДЖ “Записки Патрика”. С 1946 пишет роман “Мальчики и девочки” (эксплицирует эротическую проблематику, отсылает к Отто). До 1955 пишет.

       Устраивал публичные читки. Части и главы рассылал по почте, никакой тайны не было. Был уверен, что пишет вполне легальный роман.

       ГГ довольно аполитичен, и в романе есть разве что вялые намеки на антисоветское. Был анонсирован выход романа, но в 1956 оказалось, что роман был советскими журналами и альманахами отвергнут. Почему? Сложно объяснить.

       В 1956 году передает рукопись романа в чужие руки. Тот человек Фельтринели был итальянским предпринимателем, который понимал, что у него в руках неплохое бабло. Одновременно продал авторские права и другому человеку одновременно. Пастернак - наивный небожитель.

       Публикаторам однако скандал вышел на руку. Вышел скандал, понять логику которого очень трудно. В 57 Пастернак несколько раз неудачно пошутил над Хрущевым, назвав его свиньей. => обида первого лица государства

       Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую. Знал, что его чтут за границей. Жаловался, что хочет, чтобы его читали на Родине.

       Двойной роман или роман-криптограмма. На поверхности мелодраматический сюжет, вглубь - философский ребус. В результате Пастернака никто не понял. Коммуникативный кризис. А интеллектуалы сказали: слишком просто! Все решили, что это диссидентский роман, раз никто ничего не понял.

       Сам Хрущев не читал роман, и потом писал, мол, меня обманули, тут же ничего антисоветского.

           

       Почему написал плохой роман?

Версия1: Пастернак состарился, деградировал и утратил способность писать хорошо. Но нам трудно принять эту точку зрения, потому что последняя часть романа состоит из стихов Юрия Андреевича Живаго. Это очень хорошие стихи. Гамлет, например: “Гул затих, я вышел на подмостки…” Если человек пишет такие стихи, я бы не стал говорить о старческой деградации.

Версия2 (Гладков, его друг): Пастернак - гениальный поэт, который зачем-то стал писать прозу. Прозаический формат не соответствовал его дарованию. Но если б это было первое и последнее прозаическое произведение Пастернака, тогда можно было б согласиться. Например “Охранная грамота”.

       Почему ж плохо?? Ходульный характер героев. Прямая речь. Все герои-интеллигенты изъясняются на одном и том же литературном языке, ни у кого нет речевой физиономии. Все говорят, как пишут. Речь представителей народа: тоже квазинародный язык (шутки-прибаутки, пословицы…). Первые квазинародные речи объясняют интеллигентностью Пастернака, типа он народ не видел (ну бред, конечно).

       Просто Пастернак почему-то хотел написать то, что написал. Он хотел быть массовым, популярным. Смирнов назвал Доктора Живаго “двойным романом” или “романом-криптограммой”. Первый слой - масскульт, лубочность, мелодрама. Лавров: “коммуникативная теснота”, нет эпизодических героев, мало персонажей. Где бы герой не поселялся, тут же появляются все его знакомые и друзья. “Каждое висящее на стене ружье стреляет, и не дон раз”. Использует клише низких жанров (похищение младенца, соблазнения женщины младшей по возрасту). Евграф Живаго - роль волшебного помощника.

       Философский слой (Смирнов). Пастернак получил основательное философское образование (неокейсианство). В романе зашифровал все известные нам философские доктрины, концепции, и каждому герою соответствует какая-то хорошо известная доктрина. Сын Живаго - Лейбниц, Шеллинг: гермония, жить, наслаждаться, благодарит жизнь. Стрельников - Кант. Вторая книга романа, где действие - за Уралом, в Сибири. Живаго пересекает границы Юрятин и попадает в утопию. Перед ним возникают различите утопические соблазны, и он проходит эти испытания. В конце концов, он ломается и не выдерживает испытаний, почему и наступает его деградация, и он умирает (+много пил). Каждый раз, когда он пересекает границу Юрятина, какой-то рекламный щит: рекламируется продукция “Моро и Ветчинкин”. Постоянно повторяющаяся деталь. В утопическом контексте это Томас Мор и Френсис Бэкон.

       Это роман-притча, который требует дешифровки. Стервойность Лары от Ольги Ивинской. Живаго - философствующий любленный врач, который не думает о политике. Скорее роман эротический, чем идеологический: все войны от недостатка любви. Нужно изменить мир так, чтобы девочки нас любили. А девочки вас все равно любить не будут, придурки.

       Любовно-эротическая проблематика тоже не эксплицирована. Хотя в первых редакциях романа “Мальчики и девочки” эротики было слишком много. От этого осталось только “Свеча горела на столе”. История соблазнения Лары тоже была больше.

       Соотношение прозы и стихов в романе. В стихах Юрий Живаго раскрывает свою душу. Сократил эротику, потому что Ахматова насмехалась, мол, чего столько соплей. Зря она стала его троллить. Она вообще всегда была очень субъективной (блин ну а кто нет, в другой стороны).

       В 20 веке было много политизированных исследований о Пастернаке и ДЖ. Лазарь Флейшман “Борис Пастернак в 20е годы” и “Борис Пастернак в 30е годы”. Будто Пастернак 24/7 думал про Сталина!

       В 1935 году Пастернак полгода почти не спал, и это был тяжелый системный кризис. Якобы реакция на то, что происходило в стране при Сталине (колхозы, коллективизация…). Но на самом деле - реакция на любовные коллизии. Женился второй раз на Еремеевой. Она рассказала ему о своей душевной травме: в 15 лет вступила в любовную связь со своим двоюродным братом. Это тоже повлияло на невроз Пастернака. Как можно ревновать к покойнику? Но он ревновал Милетинского, который в романе стал Комаровским. Еще одно случилось в 1917 г Пастернак-Листопад-Виноград - любовный треугольник, а она любила своего двоюродного брата (Комар).

       В 35 Нина Табидзе приехала в гости в Москву, и вместе с Пастернаками приехали погулять в СПб. Зина показала на гостиницу Октябрьскую, мол, вон, смотри, там я в 15 лет спала со своим братом, дурочка. Нина за ужином это упомянуло, и Пастернак слег.

       Пастернак поехал на писательский конгресс и живет в Париже. Пишет жене в Москву, что развратная атмосфера, царящая в парижских отелях, напоминает мне о том, что стало причиной моего несчастья. Лазарь пишет: в этом письме намек на разврат в Кремле!!

       Приезжайте обратно, гуляет с Ахматовой, делает предложение. Она б вышла, конечно, но ты женат, как назло, а я замужем. Это такая реакция Пастернака на свою травму.

       Вот и Живаго пытается найти счастье и гармонию. В романе оппозиция христианства и язычества. Язычество отчитается тем, что это стадность (нет личностей), а христианство - личность, личность и только личность. Человек живет только тогда, когда не отрекается от своего лица. “Я один, все тонет в фарисействе” - все отказались от своего лица. Революция произошла, потому что все хотели подлинного христианства, но после революции восторгествовало язычество. Язычество - царство насилия и жестокости, христианство - доброты. Язычество - “сангвиническое свинство”, разврат, а христианство - чистая любовь, любовь-полет, подлинно человеческая. Увы, эта любовь в романе - как мечта. ГГ освобождает Лару от власти чудовищ, Комаровского (“освободить пленницу-красу” от языческого дракона, а Живаго как Георгий Победоносец, как новый Христос). “В обмороке конный” - они не могут воссоединиться после спасения. Лара очень хочет любит мужчин, как Антипов или Живаго, но влечет ее к дракону Комаровскому, и ничего не поделать. Она изнуряет себя работой по хозяйству с Антиповым, а с Комаровский ничего не делает, занимается другими делами.

       Никто ниче не понял, Пастернак - антисоветчик. И думал так не только Хрущев, но и писатели. Пастернак был небожитель, а такие мало кому нравились: ходит, нос задирает.

 

 

14) Колымская проза Шаламова

 

1907г, Вологда, семья священника. Яростный атеист. Как многие русские атеисты, в душе был глубоко верующим.

       В 14 лет с ним случилась травма: он очень завидовал своему брату Сергею, и тут он погибает. От горя ослеп отец. Завистью якобы накликал беду на брата и отца. Серьезная эдипальная травма.

       Факультет права, Мск, арестовали, тк связался с троцкистами. 3 года лагерей. Бесценная репетиция Шаламова для 37г и ссылки в Колыму. Дали 5 лет, просто так. В 42 никого не отпустили, добавили еще десятку за то, что он назвал в разговоре Бунина великим русским писателем. Отсидиел 20 лет на Колыме и еще 3 года и остался в живых.

       Вышел и писал стихи и прозу. Стихи, 3 сборника, опубликовали в Мск. Колымскую прозу не опубликовали, только на западе. Ш считал себя великим поэтом и так себе прозаиком, но на самом деле наоборот. Ну как Набоков. В 1972 публично отрекся от колымской прозы, чтобы опубликовать свой сборник стихов. По условию цензоров. Мол, проза - пробы пера, а вот его поэзия…

       Мемуарный текст всегда многослоен, вспоминает каждый эпизод лагерной жизни.

       “На представку” - например. Играли в карты - отсылка к Пиковой даме, отсылка к русской классике 19 в с вопросами о праве на кровь, об оправданности средств и тд. У одного зека есенинские строки, у другого портсигар с профилем Гоголя, карты из томика Гюго. На этом литературном фоне рассказ о том, как убили просто так зека за свитер, без всяких раскольниковских колебаний. Тон рассказчика всегда ровный, беспристрастный, спокойный. Контраст между взрывным материалом и беспристрастным тоном. Отсутствие ожидаемой эмоциональной реакции на ужасное. Шаламов показывает ужасное из лагерной жизни, и мы ждем чувствительного отклика и комментария. А зря ждем.

       Шаламовская Колыма - ледяной ад. Мороз минус 50 градусов. Вторая особенность - голод. Цинга, зубы выпадают, язвы + тяжелая колымская работа по 16 часов в день на мерзлой земле, которая не отмерзает. “Плотники” - редкий пример счастливого конца. В каждом рассказе герой пытается выживать, к пр безуспешно. Герой пытается дождаться весны и притворяется плотником, чтоб согреться в цеху. На след день началась весна, и температура поднялась до -30. Теплый весенний колымский ветерок. Теперь вслед за весной придет еще и лето.

       Колыма обнажила глубины зла, показала человека без прикрас, какой он есть. Русская интеллигенция и литература навязла гуманистический миф. Цивилизация создает иллюзию доброты и гуманности. И этот фасад облетел на Колыме, обнажив человеческую суть. Мы добры, пока нас держит в тепле, мало бьют и кормят. “Мясо на костях” - чем больше, тем больше “доброты”.

       Логика довольно странная. Берет посыл, что человек раскрывается не в обеденной обстановке, а в экстремальных ситуациях - с этим все согласны. Но этот посыл Ш доводит до некоторого логического предела. Ситуация должна быть по Ш сверхэкстремальная: 1) долго не кормить, 2) долго бить, 3) долго морозить. Вот только тогда откроется голая равнодушная злоба. Человек - чудовище.

       Смерть еще не наступила, и тут любимая ситуация - возвращение из царства мертвых. Обремененный мистическим опытом, человек возвращается в ад. Описать опыт не может, ибо таких слов и понятий нет. Герой молчит, но читатель понимает, что ему есть что сказать. Он молчит, потому что его опыт не поддается вербализации. Это визианерский опыт.

           

       Ш не любил людей, считал, что животные лучше людей. Своей возлюбленной сказал, что она могла бы стать кошкой, в качестве комплимента. Его кошку убили во время облавы, он ее нашел, вымыл, похоронил. Говорил, что нет разумного основания жизни, бог умер, руслит преступен, Толстой - виноват, потому что русская классика нас дезориентировала, учила, что люди добры.

       Умер в психоневрологическом интернате. Ментально вернулся на Колыму перед смертью, прятал в больнице хлеб. Умер в страшной нищете, всеми забытый, хотя на западе его печатали. Но ни денег, ни признания.

 

 

15) Солженицын

 

Исаакий - отец. Поменял отчество на Исаевич. Отец трагически погиб.

Родился в 1918, отца не видел.

Отец не дожил до 27 лет, воевал на первой мировой 4 года, ни одной царапины. А вернулся с войны и погиб.

    Солженицын растет с матерью, которая отказалась от всего, кроме воспитания сына. Сын рос необычным ребенком. Как праведник, он растет, уверенный в своей необыкновенности, в своем грандиозном предназначении. Не играет, читает, учится больше 10 часов в день. Круглый отличник, медалист, Поступает на физмат в Ростовский университет. КРуглый отличник, стипендиат. Женится на Наталье Решетовской, школьной подруге, У них тройственный союз с Николаем Викентьевым (прозвище Кока). Поступает во ФЛИ (философия, литра, история) заочно.

    Летом 42 уходит на фронт. Впервые проблемы в жизни: его, математика, отправили в конный отряд, греб навоз, чистил лошадей. Он хотел попасть в офицерское училище и попал. В 45 уже капитан советской армии, командует секретным подразделением. А 11 фев 45 его арестовали офицеры НКВД из подразделения СМЕРШ. Сорвали с него погоды и ордена, отправили по этапу в Москву для проведения следствия. Сегодня почти все архивы рассекречены, но все же есть много вопросов. Итак, его арестовали за переписку с тем самым Кокой, который тоже был капитаном советской армии.

    В письмах критиковали Сталина за измену делу Ленина. Тут начинаются странности. Во-первых, зачем 2 26-летних молодых человека, один из которых рационалист, обдумывавший каждый свой шаг, стали так неосторожно писать. На каждом конверте был даже штамп “проверено военной цензурой”, чтоб напоминать об угрозе. В состоянии алкогольной релаксации могло такое произойти, но не с Солженицыным. Правда друзья использовали эзопов шифр, но он был рассчитан на идиотов. Во-вторых, арестовали в фев 45 года, а Виконтьева не арестовывают до середины июля, зато дали больше (10 лет, а С - 8).

    Что конкретно писал о Сталине С своей жене и Коке? В те годы С любил революцию. При аресте у С нашли портрет Троцкого, он был троцкистом и апологетом мировой революции. В письмах 44-45гг вынашивал идею превращения гражданской войны в мировую. 15млн советская армия пусть ударит по союзникам, проутюжим Европу и дальше пойдем. Цензоры от такого охренели: арестовывать или подождать маленько, а то мало ли что Сталин через недельку решит. Но все равно непонятно, зачем он писал эти письма пачками. Проще было написать в НКВД одно письмо с просьбой подыскать ему нары. Томас Ржезич “Спираль измены”: Солженицын испугался, что его убьют на войне, и решил отлежаться на нарах, и сделал так, чтоб его арестовали (ога, прям перед победой).

    Солженицын был еще и мистик и фаталист, всегда. Особенность - он совмещал в себе 2 начала, которые в принципе в новое время не совмещаются в одном человеке: математик-рационалист и мистик, визионер, фаталист. +он максималист.

    Боялся, что повторит судьбу отца: 4 года, ни одной царапины, и не доживает до 27 лет. 45 г - нависает фактор 27-летия, а он 4 года на фронте и не 1 царапины. Дикая догадка: мб он адресовал свои письма еще и высшим силам, которые, он верил, следят за ним.

    Так или иначе, тюрьма, лагерь. Метаморфоза: из апологета коммунизма превращается в православного христианина (сам так себя называл) и ярого антикоммунизм. Без права жить в городах, живет в Казахстане. Наталья уже вышла за другого. Никакого намека на высокий жребий. Тут подоспела и раковая опухоль. Жизнь бывшего зэка никто не хотел лечить. Как-то сам добирается до Ташкента, и выясняется, что это неоперабельная опухоль с метастазами. Каким-то образом он избавляется от болезни.

    Убеждается, что он “меч в длани Господа”. Пишет книгу “Бодался теленок с дубом” - автоагеография (житие святого, написанная самим святым). Миссия - разбить страшную коммунистическую систему, работу дьявола.

    Спокойно сидит, занимается своим делом и ждет. Бах - Сталина больше нет, оттепель, реабилитация, к нему ненадолго возвращается жена. Вторая жена - тоже Наталья.

    С говорит, что история России 20в - полный хаос, Бог не занимался жизнью в России, а занимался, очевидно, его жизнью. Но так, как С, в 20 веке точно никто не писал. В искусстве самое главное - оригинальность, непохожесть, органическая, ненадуманная самобытность. С - абсолютно оригинальный художник. Сегодня многие ошибаются, когда хотят найти в его книгах что-то типа философии. Надо его читать как художественные тексты, и его надо судить по законам, им самими над собой признанным.

    Живет в Рязани, преподает в школы астрономию, математику, иногда литературу. Теперь уверен, что через считанные месяцы мир будет знать его имя. “Новый мир” в 11 номере опубликовал его рассказ (так сам называл)//повесть (литературоведы) “Один день Ивана Денисовича” (“Щ-854. Один день из жизни зэка”). Таких литературных дебютов еще не было в России. Мгновенно перевели на все языки, и весь мир повторял слово “Солженицын”. Ровно через 9 лет после дебюта - Нобелевская премия.

    Щ-854 - отсылка к Замятину “Мы”.

 

    Феномен двуязычия Солженицына-Януса. Резкий переход с бытового языка на религиозно-мистический.

    Осень 62г - повесть “Один день Ивана Денисовича”.

    Иван Денисович Шухов - один день от побудки до отбоя. Повествование организовано точной зрения героя, мы как бы смотрим на лагерные реалии его глазами. Это герой очень цитатный, будто сошел со страниц классики 19 века. Русский мужик со вполне крестьянским мироощущением, народный характер. Узнаются черты то Платона Каратаева, то какого-нибудь Калиныча.

    Он - носитель крестьянского опыта. Опыта, накопленного русской деревней за долгие века существования - опыт выживания в экстремальных ситуациях. Этот спасительный опыт подсказывает, что надо держаться золотой середины, чтобы выживать в лагере, и надо избегать гибельных крайностей. Крайности: Буйновский (слишком бойкий, качает права, спорт с начальством, и его уводят в бур. У него есть выбор - стать как ИД), Фетюков (слишком опустился, клянчит, лижет миски, деградировал настолько, что его тоже жалеет ИД. У него уже нет выбора). Золотая середина - ИД: не скандалит, не качает права, но сохранил ровно столько человеческого достоинства, сколько необходимо (не садится есть в шапке, не позволяет себя унижать).

    В 42г был в окружении, попал в немецкий плен, откуда бежал, оказался у своих, но свои его встретили неласково и после долгих допросов с побоями он подписался, что он немецкий шпион (иначе его бы просто сразу убили).

    В начале дня плохо себя почувствовал, разгулялся, чуть не попал в карцер, удачно приобрел махорку - череда удач и неудач. Мастерит, получает за это деньги. Оказывает услугу Цезарю Марковичу, за что тот его одаривает, в тч куском сырокопченой колбасы. Зубы потерял на севере, в Пижме, где все было действительно ужасно. День удачный. Срок его 10-летний подходит к концу. 

    Таким светлым и добрым своего героя он сделал не для того, чтобы ра


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.