Тв-во Даниила Ивановича Хармса. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тв-во Даниила Ивановича Хармса.

2019-08-03 114
Тв-во Даниила Ивановича Хармса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Группа ОБЭРИУ: (Объединение Реального Искусства) 1927-1931 год. 
Даниил Иванович Хармс

Александр Введенский

Николай Заболоцкий

Юрий Владимиров
театральный художник, поэт и прозаик

Игорь Бахтирев
Константин Вагинов

Николай Олейников – не участник, но близок к группе


Даниил Иванович Хармс и Александр Введенский - ядро группы. При жизни публиковались только как детские писатели. В 1931 (официальное завершение группы) Хармс, Введенский были арестованы по делу детского сектора госиздата- cфабриковано дело о якобы монархической организации детских поэтов.

Декларация в январе 1928 года, на знаменитом вечере - Три левых часа. на вечер пришло оч много людей, вечер был театрализован, сначала была поэзия. Всем запомнился Хармс, его выдвинули на сцену, сидящим на шкафу. Второй час был посвящен постановке пьесы 'Елизавета Бан', третий час - кинематографический. Показали первый ОБЭРИУтский фильм "Мясорубка". Составлен из хроник. Вечер сопровождался джазом. Тогда был обнародован манифест ОБЭРИУтов.

 

Тезисы декларации ОБЭРИУтов.

Декларация написана коллективно из нескольких разделов. Поэзия ОБЭРИУТОВ написана Николаем Заболоцким. Хармс попал в группу D.S.O. Заумник. Был учеником Александра Тереньтева (он известен тем, что писал стихи фонетическим письмом, чтоб всем было понятно.

 Вывод: Утверждения «У искусства своя логика и она не разрушает предмет, но помогает его понять». «Мы расшияем смысл предмета, слова и действия».

 

Введенский и Хармс открыли линии абсурдизма. В их прозаических произведениях объект исследований причины и следствия. Выражается в завершении Хармса произведений, он их завершает словом «Всё».

 

Даниил Иванович Хармс

Настоящая фамилия Ювачев. Отец был капельмейстером. вступил в воен. орг. " Народная воля". В 1884 г был арестован по делу народной воли и приговорён к повешению. Ожидал казни, но в последнюю минуту его помиловали, отправили на каторгу

 Был атеистом, но стал верующим, произошло это, тк заключённым нельзя было читать ничего, кроме Библии. Стал ее переводить, изучал греческий язык. Священник предложил постричься в монахи, но И.П. отказался и был отправлен на каторгу на Сахалин. Там он стал помогать строить церковь, стал церковным старостой.

 

Работал на метеостанции, изучал астрономию и астрологию, этот интерес перешел к Даниилу Ивановичу Хармсу. И. П. встречался с Чеховым на Сахалине. И. П. стал прототипом рассказов Чехова, в частности "Рассказ неизвестного человека".

Даниилом назвали ребенка неслучайно, у отца был дар предвидения, ребенок родился в день Даниила, написал это в письме. Имя означает 'суд божий'. Связь с освобождением от смертной казни.

Даниил получил домашнее образование, учился в немецкой школе В школе не доучился, тк влюбился. Доучился в Пушкине.Учился в электротехникуме, затем поступил в Институт истории искусств на киноотделение.

Хармс был арестован в августе 41 года за высказывания о том, что он боится войны. Его признали душевнобольным, умер в 42 году в тюремной псих. больнице.

 

 

Периодизация творчества:

1)Начинал как поэт

2)Драматические произведения

3)30 гг- проза

 

Публикации 26-27 гг- единственные прижизненные публикации ОБЭРИУтского творчества. Печатался как детский автор.

Театр "Радикс". Сергей Цымбал, Игорь Бехтерев, Борис Левин, Георгий Кацман. Все были известны под псевдонимами. Эта четверка попросила Хармса написать им пьесу. Называлась она "Моя мама вся в часах". Постановка осталась только в истории группы ОБЭРИУ, не была поставлена на сцену.

В пьесах важны были не только слова, но и все элементы театра, по мнению ОБЭРИУтов.

 

" Хармс - поэт и драматург, внимание которого сосредоточено не на статистической фигуре, но на столкновении ряда предметов, на их взаимоотношениях"

 

Трактат Хармса- "Предметы и фигуры, открытые Хармсом". Для него было важно увидеть мир без навязанных ему человеком логических связей.

 

Философская основа творчества Хармса. интересовал момент настоящего, философия Анри Берксона. Берксон считал что есть два подхода познания- рассудочное и интуитивное. Эта тема становится темой для прозы Хармса и для его трактатов.

 

Проводили эксперименты по остановке времени.

Рассказ "Как меня посетили вестники"

*Вестник- существо из соседнего мира

*Соседний мир- мир, который отличается от нашего, например, мир жидких тел, мир зазеркалья. Мы иногда соприкасаемся с этими миром.

У вестников нет событий, нет времени. *Встреча с вестниками- это остановка времени.

 

Повесть "Старуха" тоже строится на этих понятиях.

Написана она в 39 году. В самом начале повести-завязка.

Часы, у которых нет стрелок и образ старухи, знающей время - противоположные образы. Часы без стрелок- отсылка к Эдему, где не знали времени и смерти.

 Вначале возникает образ чудовищных часов с ножом и вилкой- образ пожирающего времени.

Эпиграф "и между ними происходит следующий разговор".

Первая сцена в булочной, в очереди знакомится с дамой, которая предлагает за него купить хлеб. Разговор вводится словами из эпиграфа. Диалог с дамой- совмещение пищи духовной и пищи материальной. Заботы материальные не дают творить герою.

Вторая сцена, которая вводится словами из эпиграфа,- с Сакирдоном Михайловичем. Опять вопрос о вере в бога. Возникает тема веры, бессмертия, чуда. Пока человек верит в чудо, он жив.

 

Образ старухи- эмблема времени, смерти. Сходство в описании старухи и Сакирдона Михайловича (прототип- Олейников). Есть персонажи будто полуживые- полумертвые, например, соседи в квартире, которые странно произносят слова, есть связь со старухой с вывалившкйся челюстью. Тема исторического времени, есть фольклорные мотивы.

 

Финал: тк герой неважно чувствует себя, бежит в уборную, у него воруют чемодан со старухой. Идет к кустикам можжевельника, когда сходит с поезда. Эпизод с молитвой и гусеницей, гусеница потому что это эмблема возможного духовного перерождения, избавился от материального груза.

 

11) Идейно - худ своеобразие прозы Булгакова

 

Михаил Афанасьевич Булгаков

Родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве. Рано остался без отца, окончил классическую гимназию и медицинский факультет Киевского университета, был мобилизован на фронт, но потом переведён в глухую провинцию (Сычёвский уезд) в качестве гражданского врача. Впечатления от пребывания в уезде отражены в “Записках юного врача” (1919); многие считают это произведение литературным дебютом писателя. В нем уже нашли отражение характерные особенности творчества Булгакова:

•        ï Фактологичность, автобиографичность (отображение собственной биографии через героев книг, проекция реалий собственной жизни на претексты), также высокая историческая достоверность. Основные претексты: Евангелие, Откровение Иоанна Богослова и “Легенда о докторе Фаусте” -> отражены в почти всех основных произведениях (“Мастер и Маргарита”, “Записки юного врача”, “Белая гвардия”)

•        ï Типичный булгаковский герой – человек, бросившийся в борьбу с силами зла ради утверждения сил добра. В рассказе “Тьма египетская” (ЗЮВ) – ужасающая дикость народа, невежество, нужно пройти огромный путь от тьмы к светлости и добру.

Политические взгляды: тяготел к монархизму. Видя страшные картины революции 1917 г. (свержение монархии), Булгаков поражался разгулу диких страстей (линчевание, праздник невежества, хулиганство, хаотичные поджоги, развал армии, убийства офицеров рядовыми) => убедился, что жестокость заложена в природе человека. По мнению Булгакова, нет ничего страшнее московского обывателя, и тем более, толпы таких обывателей, которая всегда деструктивна и готова к бунтам и линчеванию.

Во время Первой мировой войны несколько раз был мобилизован врачом, впоследствии скрывал факт службы при Белой гвардии. Писал пьесы и ставил их в местном театре. По возвращении в Москву бросает медицину и занимается журналистикой (пишет фельетоны), о журналистском ремесле впоследствии отзывался нелестно и вскоре бросил и его.

Роман “Белая гвардия” (1925) принёс автору славу.

Действие романа происходит зимой 1918/19 г. в Киеве, но это нигде чётко не обозначено. Так называемый “мировой город” – Киев+Москва+Рим. Повествуется о семье Турбиных и их друзьях – рыцарях Белой идеи.

Эпиграфы – из “Капитанской дочки” (про буран -> олицетворяет русский бессмысленный бунт); С тем же претекстом перекликается идея о том, что в разгул социальной жестокости очень важно иметь своё персональное пространство, свой дом; воспевание уюта в квартире Турбиных (7 комнат – символизм -> у самого писателя было столько же комнат, как и у Преображенского в “Собачьем сердце”), любовное доскональное описание предметов быта (шторы, столовое серебро, рояль и т. д.) -> новаторство, никто до Булгакова не делал столь сильный акцент на материальные (а не духовные) ценности (“Пока нет отдельной квартиры, я не человек, а полчеловека”). Символизм сцены срывания абажура -> осквернение сакрального уюта дома. В романе “Мастер и Маргарита” эту идею высказывает и Иван Бездомный.

Также эпиграф из “Апокалипсиса”, аллюзия к роману “Бесы” Достоевского.

Отношение Булгакова к большевикам – не ненависть и не любовь, однако не любил героев февральской революции (Львов, Керенский и пр.), был против европеизации России. В большевиках видел скорее страшную силу для жестокого подавления русского бессмысленного бунта. Булгакова всегда восхищала способность людей сражаться и умирать за определённые моральные ценности и идеи; по его мнению, таким образом можно заслужить место в раю.

Пьеса “Дни Турбиных” – на основе романа “Белая гвардия”, но есть существенные различия:

•        ïИзменение системы персонажей (в т. ч. главных героев);

•        ïПьеса более карнавальная, пародийно-ироничная, а роман светлый и романтический;

•        ïВ пьесе показана историческая обречённость белого движения;

•        ïУ Алексея Турбина есть пародийный двойник, дворник Максим, они делят одну идеологию -> амбивалентность, как и во всём остальном в пьесе.

•        ïТальберг в романе – исключительно отрицательный персонаж, в пьесе его линия отношений с женой изменена (он к ней возвращается, но та его отвергает).

Несмотря на комичность пьесы, публика восприняла её очень серьёзно, постановка имела грандиозный успех. У Булгакова были проблемы с левонастроенными критиками, но И. Сталину очень понравилась пьеса, впоследствии он цитировал её в своих политических речах (“Братья и сёстры, я обращаюсь к вам, друзья мои…”).


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.