Авангард сейчас используется в 2-ух значениях: широком и узком. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Авангард сейчас используется в 2-ух значениях: широком и узком.

2019-08-03 139
Авангард сейчас используется в 2-ух значениях: широком и узком. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поэзия 1920х годов

Периодизация поэзии

 

Когда закончился Серебряный Век?(с этого момента учить)

 

Есть 6 версий

 

1)1917 т к

Рус литература разделилась на три ветви:

 

1)  Литература рус эмиграции (Прага, Париж, Берлин, Япония, Китай) Бунин, Мережковский, Гиппиус, Ходасевич

2)  Литература гос пользы (что проходило цензуру)

3)  Неподцензурная литература 20 е года

 

2) 1921 г - смерть Блока, Гумилева(расстрелян)

 

Ходасевич вспоминает в «Некрополе» 11 февраля, когда Блок читал речь о Пушкине; Он говорил что смерть Пушкина была предопределена т к не было ни покоя у него ни воли.

Все гадали от чего умер Блок т к ничем не болел и Ходасевич говорит, что он умер от отсутствия воли и покоя.

 

3) 1922 г - отправление философских пароходов: Бердяев, Лосский, Франк. Они работали в спбгу и вели курс лекций который потом был отменен.

Серебряный век питается от их философ- религии идей.

 

4) Есть точка зрения что все продолжалось до 50 х годов

 

5) 1913

Эпиграф Анны Ахматовой к поэме без героя - «А по небу..

Первая мировая война - крушение идеи гуманизма. Первая война когда исп хим оружие, танки, авианалеты

 

6)1907 г начало авангардных направлений в рус литературе до 1932 года

 

1907 - год рождения авангардных направлений в русском искусстве. В связи с выставкой «Венок» (греческая): картины братьев Бурлюков, Натальи Гончаровой. Цель: показать, что в России есть художники пользующиеся техникой маленькой точки. Абстрактная живопись.

 

Завершение авангардного направления - 1932. Были сделаны открытия в художественном языке. Термин «авангард» пришёл из военного языка - «впереди», перешёл в политическую терминологию, затем в художественную.

 

 

Авангард сейчас используется в 2-ух значениях: широком и узком.

 

Под широким понимают все новаторские, антитрадиционные устремления в искусстве. Примером служит книга авангардной живописи с 12 по 20 век Базена. Все новаторы искусства являются авангардистами: Рембрандт и так далее.

 

Под узким (другое название - исторический авангард) понимают период авангардного течения в русском искусстве. Выделяется 3 подпериода:

1) с 1907-1917 - боевым десятилетием называют. Происходит образование групп и обнародование деклараций.

2) 20-е годы расцвет авангардного направления.

3) 29-32 называют спадом авангардного течения. 29 год - год великого перелома. Связан с раскулачиванием, с коллективизацией.

 

Григорий Козинцев

Леонид Трауберг

Сергей Эйзенштейн

Сергей Радлов

Юрий Анненков

Всеволод Мейерхольд

 

Был опубликован манифест группой режиссеров, в 1924 году в газете «Жизнь и искусство». Сборник «Эксцентризм». Видно было, что сборник был под влиянием футуризма, но они добавили что-то новое. Была идея уничтожения единого сюжета и идея смешения жанров. В манифесте: «...смешав оперу с цирком, кино с варьете...» «...театр дурного тона...». 

 Сергей Эйзенштейн написал «Монтаж аттракционов», что повлияло на драматургов и режиссеров. Монтаж аттракционов — режиссёрский метод, в котором объекты, идеи и символы показаны в столкновении, для того чтобы оказать интеллектуальное и эмоциональное воздействие на зрителя. 
Монтаж – важность, то что соединяло что-то неожиданное.
Аттракцион – эффект. 
 С.З. говорил, что спектакль - свободный монтаж аттракционов, способ воздействия на зрителя. Воздействие – главное, а сюжет и фабула уходят в прошлое.

ФЭКС эксцентричный – отсылка к народному площадному театру, известного со Средних веков. В основном имеет карнавальную характеристику.

 

Важные элементы театра ФЭКС:

1) Вносятся эл-ты народного театра (балаганного)

2) демонстрации и восхвалении тела

3) Монтаж, неожиданность и сближение

4) Вносится политическая тема (актуальная)

5) Схематизация персонажей, создается театр масок

6) Спектакли называли “Цирковая программа”,“Цирковая комедия” или “Трюк”.

 

Трюк в 3 актах Американское представление ФЭКСа. Актуальный материал: ~безработица среди рабочих и актеров. Действующие лица: Девушка, Шимпанзе, Квалификационная комиссия, Женщина, Собака, Велосипед. Между сценками вставные элементы: акробаты, игра на гармошке, выход клоуна.

 

Либретто «Женщина Эдисона». Актуальный материал: ~перенос столицы (Столица Российской Империи = Спб, а Мск стала столицей в 1918 году.) ~ переименование Петрограда(1914) в Ленинград (1924) ~ строительство ГЭС (гидроэлектростанции) Волховская. 
Сюжет: Эдисон изобретает электрическую женщину, которую зовут Октябрина, а Октябрина это элемент в ГЭС. Сценарий лег в основу пьес Маяковского.

 

Пьеса «Ревизор» поставлена несколькими режиссерами. Была разрезана на разные части и смонтирована, было 6 редакций этой пьесы и даже добавляли эпизоды из «Мертвые души». Эпизод взятки: Финал. На экране появлялась надпись «Должен приехать ревизор», и появлялся стол так скажем с комиссией где сидели люди и ревизор. А актеры оглянувшись понимали, что там сидят они сами. Были созданы куклы с лицами актеров. Зеркальный эффект. Посыл: Ревизор находится в каждом.

 

Так же были другие направления:

Театр ЛЕФ (Левого фронта) Левфронта.

Отличался тем, что упор делали на факты, вымысел не принимался в этом направлении.

 

Драматург и режиссер Сергей Третьяков. Зачинатель документальной драмы. Из газеты брал сенсационный факт и создавал агитационное театральное представление.
 
 С. Т. «Противогаз». Постановщик С.Эйзенштейн. Рабочие без противогаза забегали по очереди на завод по несколько секунд, для того, чтобы спасти завод. Спектакль был поставлен на месте события и учавствовали сами рабочие, которые работали на этом заводе.

 

С. Т. Пьеса «Хочу ребенка» 26-27гг. Идея новой семьи с новой идеей феминизма. Женщина тут работница (коммунизм). Милда носит рабочий костюм, у нее короткая стрижка, не увлекается искусством, а только работой. Появляется мысль родить ребенка, но не знает как выполнить это желание. Ее интересует отец, как носитель генетической информации. (В то время были «кокаинисты»). Выбирает электрика Якова. Но отчество ребенку хочет дать свое, от ее имени. Завязка: любовный треугольник. Якова по-настоящему любит девушка одна. Заканчивается выставкой детей, где побеждает 2 ребенка. Там типа все дети Якова. 1 отец Яков и 2 женщины – вот треугольник. 
Игорь Терентьев предоложил спектакль-дискуссию. Можно останавливать действие, была машинистка, которая передавала вопросы из зала, а ответы выводились бы на экране.

 

Звуковые эффекты появились в 20х: плачь ребенка, звук машины.

 

6)Владимир Маяковский - Баня,Клоп

Пьеса «Клоп». 1928г. 
Связан замысел с либретто «Женщина Эдисона». Режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг попросили написать продолжение для либретто.
Жанр: феерическая комедия (по Маяковскому). Ориентация на злободневность и фарс (примерно как театр ФЭКСа, использов. Комические приемы, вставные эпизоды, идущие от цирка). В.М. работал в комсомольской правде и это отразилось в комичности.

 

Пьеса состояла из 2 частей:

1) Первая часть, действие происходило в 29г. – бытовая комедия.

 2)Вторая часть действия в 79г. – фантастическая комедия.


В основе действий: Потасовка на свадьбе. Пожар. Выжил только 1 персонаж. А в 79 году обнаружили это персонажа замороженым, и вместе с ним разморозили клопа. 

 Во второй части: Институт человеческих воскрешений. В обществе будущего нет танцев, музыки, природа служит человеку и др. Проникают элементы прошлого и непреличного. (пьянство, любовь итд.) 
В финале применили театральную концепцию Евреинова - трактат «Введение в монодраму». Идея – зритель должен воспринимать себя участником постановки. Считал, что театр находится в природе человека, тк мы всегда надеваем маски. Ввел термин «театр как таковой» (театральный принцип) – в театре каждый должен снять маску и стать самим собой. Каждый чел-к склонен к театрализации. 


В первой части: Одежда – важно было подчеркунть мещанское, покупали в магазине готовой одежды. Придумали для героя: черный костюм, голубая рубашка, пестрая бабочка. Важно было еще чтоб были элементы самолета в пьесе, или хотя бы напоминающие самолет. Клетка (где находился главный герой Присыпкин) = сложное инженерное сооружение = все это, чтоб подчеркнуть актуальность темы.

Во второй части: Одежда – авиационная. Кожанная куртка, ремни и др. Дежурные в зоосаде – санитары с противогазами. Газетчики – на роликах. Из ФЭКСа: гротеск – отцы города в костюмах маленьких детей. Старухи – в купальных костюмах. 


Пьеса «Баня». 20-30 гг.

Завязка: диалог товарища Велосипедкина и Товарища Чудакова — изобретателя. 
 Сюжет: изобретатель Чудаков создает машину времени. Из машины появляется Фосфорическая женщина 2030 года. Задача ее - отобрать лучших и перебросить в будущее, в коммунистический век. 

 Черты человека будущего: - жажда жертвовать –работать – изобретать. Будущее приемлет людей только с такими чертами. 

 Почему Баня? 

 2) Единственное, чего там не упоминается. (по В.М.)
-Баня – метафора очищения. Жанр сатиры – очистить общество. Баня - метафора сатиры (также направить на внутреннее очищение).

-С т.зр. миропонимания в фольклоре баня – место гаданий, встреч (настоящего и будущего), т.е. Баня - это многозначная метафора.

-Образ машины времени, с помощью которой будущее может показать себя. Тоже метафора изобретательности и твор-ва. 
-Противопоставление машины времни с машиной бюррократической. В 3-ем действии создается образ еще и машины театральной. Используется прием текст в тексте(Начало).

 

-Действие 4: Несут машину к Победоносикову, чтоб машину взорвали.

-Фосфорическая женщина – фигура мщения. 
-Спектакль сопровождают дискурсом. Есть любовь идеальная, а есть любовь одеяльная. (в сюжете есть и жена, и любовница)
Д-рама с цирком и фейверком – отсылка к театру ФЭКСа. Вместо психологического театра – театр изобразительный. 

 Черты:

•            ïГоворящие имена

•            ïНек-рые говорят, что Баня это как новый ревизор. Маяковский тоже отсылал к Ревизору (имена Оптимистенко и Пессимистенко, как Бобчинский и Добчинский)

Поставили в 30г. Пьесу «Баня» Владимир Маяковский писал по заказу Вс. Мейерхольда. 1930 года премьеру «Бани» сыграл Театр им. Мейерхольда.

 

Зрительный зал не воспринял пьесу. Зощенко был на чтении (репетиции), и все актеры смеялись, читая пьесу, и З. подумал, что пьеса не будет успешной. И был прав.

 

Е.И. Замятин- творчество  

 

Родился в 1884 году в Тамбовской губернии, в семье священнослужителя

Стал кораблестроителем, среди его проектов были ледоколы

Говорил, что у него две жены литература и ледокол

Учился в политехе в спб, в молодости увлекался революционными идеями и был за это арестован, просидел пол года в камере и затем выслан домой.

Книги которые он читал в камере потом повлияли на его творчество -

 

1.     1.Макс Нордау (немецкий психолог) - «В поисках за истиной», «Новые парадоксы» Выписал: “Людям с сильно выраженной индивидуальностью нет места в деспотических государствах”

 

2.     2.Читал Александра Богданова (красный гамлет) “Собирание человека”. Что представляет собой человек среди мирового процесса. В первобытных обществах люди жили биологическими инстинктами (без индивидуальности), не было обозначения личности и личных местоимений.

3.     3.Ницше “По ту сторону добра и зла”. Выписывает термин “еретик”. Разделяет идеи атеизма

 

Сказка Бог

Мизумин чтобы купить калоши вяжет чулки, но вместо калош купил щегла, из-за чего невеста ему отказывает.(невеста сказала что выйдет за него если ото приоденется) Мизюмин смахивает таракана Сеньку и достает его снова. Таракан думает: могущественный Бог и милосердный.

 

Замятин отправляется в командировку в Англию, он был очень увлечен англ литературой (поехал туда как инженер). Сначала Англия поразила его своими новшествами но затем замечает что прогресс может вытеснить человеческое начало в человеке.

 

Рассказ Мамай

Дома-корабли плывут по Петербургу, в одном из которых живет Петр Петрович Мамай – филолог, который гоняется за книгами. Дежурит по дому вместе с бывшим швейцаром Малафеев. Решает спрятать деньги на книги и кладет у входа. Во время дежурства выяснятся, что М был на войне и убивал, “сначала твердо, как арбуз, а потом - мягко”. Мамай решает достать деньги, а там труха, и оттуда выбегает мышка, которую он “сначала туго, а потом мягко”. Стиль импрессионистского письма, ритмическая проза

                                   

Рассказ Пещера

Ледники, мамонты, пустыни. Дело происходит в 19г в Петрограде, когда люди, как древние, теперь ценят огонь, печь, и дома напоминают пещеры. Мартын Мартыныч и Маша. Главный бог - печка, пользуются одной комнатой. Должны быть Машины именины, а она уже не встает. Она думает о том, чтобы растопить жарко печь и сделать настоящий чай. ММ идет за водой к соседу и крадет у того несколько дров. Схватились два ММ - тот, который знал, что нельзя, и тот, пещерный, который знал, что нужно. Сосед подал заявление в полицию. Маша просит ММ отдать ей яд, а самого выйти прогуляться. Используются поэтические приемы.

 

Роман “Мы”

История создания

 

Публикация

Завершил написание в 20г, сначала читал роман в институте истории искусств, в кружках и думал о публикации. НО историческая ситуация быстро стало меняться и после 24г невозможно было говорить о публикации.

Хотел публиковаться в Берлине, но не стали публиковать.

В 24г в Нью-Йорке выходит на английском языке.

В 27г - на чешском в Брнуро в газете (помог Р.Якобсон); в пражском журнале “Воля России” выходи на русском, но в сокращенном виде. В предисловии: якобы обратный перевод с чешского, чтобы обезопасить Замятина (на самом деле был оригинальный текст).“Воли России”, журнала эмигрантов.

 

Замятина обвинили в сотрудничестве с белой иммигрантской прессой, стали требовать публичного признания своих ошибок

Вышел из Союза Писателей, требует разрешения для выезда из страны. Написал письмо Сталину: либо дайте уехать, либо печатайте. 31г - уехал в Ригу, Берлин, Париж. Писал прозу и киносценарии

37г - умер в Париже

 

Роман

Единое государство, 26-ой век. Юнифы наподобие туник, бляхи с номерами. Пища - нефтяная. Брак упразднен. D-503, строитель корабля Интеграл, пишет дневник. Свою жизнь не отделяет от жизни государства. Называет свой дневник поэмой под названием “Мы”. В поэме 40 записей, каждая подразделена на 3 части. Пишет для предков (идеи Николая Федорова).

О-90 — подруга.

I-330 — ведет в Древний Дом за стеклянной стеной (портрет Пушкина, вино…) Корень из минус единицы - это число которое нельзя вычислить (это душа)

Антиутопия раскрывает полную невозможность, иллюзорность построения идеального общества.

Тема свободы и счастья: библиейские мотивы. Образ Эдемского сада = Единое Государство. Человек обрел свободу и разум, но потерял счастье. Сопоставление Дня Единения с Пасхой.D-503 называется новым Адамом.

   1.Символы - Стекло. Отсылочка к литературной полемике между Чернышевским и Достоевским. Чернышевский - четвертый сон Веры Павловны про идеальное будущее и хрустальный дворец. Замятин на позиции Достаевского (считал что человек не может быть удовлетворен жизнью муравейника)

1. 2.Цвета. Цвета застывшие, цвета зимы- зеленый, серый, голубой; цвета чувственные, которые говорят о подсознании героя, когда он начинает видеть сны. - оранжевый, красный, желтый

2. 3.Идея революции. Революция происходит всегда, и ее закон не социальный, а космический, тк всегда есть две силы - энтропия (стремится к покою) и энергия — которые сменяют друг друга. Еретики приводят силы энергии в движении и сталкивают человечество из режима покоя в режим революции (Христос, Толстой, Мефистофель). Персонажи-еретики — I-330 (группа Мефи - Мефистофель). Знак интеграла похож на змея. Захватить Интервал - захватить знание и вывести человечество на новую ветвь развития.

3. 4.Синтетическая форма. Динамический сюжет, математические формулы, уровень символики цвета, уровень звуковой (ритмическая проза, звуковые повторы).

4. 5.Дружил со Скрябиным, у которого была поэма “Прометей”, где была отдельная партия для светомузыки. S-4711 с толстой губой - мб Скрябин.

 

Андрей Платонов.

 

Родился в 1899 году в Воронеже. Ушел из жизни в 1951 г.

Платонов это псевдоним. Настоящее имя - Андрей Платонович Климентов.
Биография очень интересная: он был инженер конструктор, изобретатель, писал публицистику и философские трактаты, работал мелиоратором. Среди его наследия есть социальные и экономические расчеты результатов индустриализации, много технических записей и чертежей, технические работы привлекают для исследования худ-ых текстов. Исследователи увидели в них зачатки будущих произведений.

 

3 этапа творчества: 1) Воронежский период - 1917-1927 гг (“Епифанские шлюзы”, “Эфирный тракт”, “Город Градов”)

2) Московский - 1927г. переехал в Мск (“Чевингур”, “Котлован”, “Усомнившийся Макар”)

3) 19 30-40 гг - третий период (“Ювенильное море”, “Джан”, рассказы на военную тем, Роман «Счастливая Москва»)


C 1918 по 19 21 работал в Воронеже в газете, готовит репортажи и передовые статьи, и опубликовал более 200 статей. Статьи о революции, искусстве, политике, морали. 
Увлечен идеями пролеткульта, идеями Гастева, Александра Богданова.
Темы и термины рассказов характерные для Гастина: механизация, регламентация индивудуальной жизни, почитание механизмов. В машине видели разум более разумее, чем создателей машин.
 1921г. «Электрификация» – первая книга публицистических статей.

Пишет стихи, хар-ые для пролеткульта. Книга стихов «Голубая глубина» вышла в 22г. 
 С 1923-1926, увлечение философией «общего дела» Николая Федора про воскресение предков.

Рассказы 20х годов – фантастические(научно-фантастический жанр) «Лунная бомба», «Потомки солнца», «Сатана мысли». Так же философского характера.

Рассказ «О многих интересных вещах» в соавторвстве с Михаилом Бахметьевым. 
Опубликовал в газете «Наша газета».- Стал эскизом многих последующих произведений. 
 Персонажи (имена всегда важны): Иван Копчиков/Кобчиков. Кобчик – охотничья птица, копчик – позвоночник, сидение на земле. Мотив – взлетать вверх или прочно сидеть на земле. 
 Сюжет: Гроза разрушает деревню(связано с понятием энтропии, разрушения, природного хаоса, который хотят усмирить герои), в живых остаются два мужика: Иван и Кузьма. – Сюжет природной стихии. Иван задумывается о смысле жизни, о несовершенстве человека, и о том, что такое электричество. Для разрешения вопроса о секрете электричества странствует по миру и попадает в Америку. Там постигает секрет эл-ва, как построен из него мир. Второй элемент для создания нового мира - вода. Иван начинает строить новую Cуржу (название разрушенной деревни). Построена, но нет людей. Кто будет населять? Зовет нищих странников, которые встретятся ему на дороге. Дает им смысл жизни. Мотивы для Платонова: Люди, которые не знают для чего живут, люди странники, бредущие, не знающие кто они. 
Из биографии Платонова: Как из пустыни сделать живую землю. Тема песка и пустныи. Познавалась через библейские мотивы, земля странствия, обитания, и как то, что дает чел-ку приложить свою энергию, и как оживить пустыню – мотив оживления. 
Иван направляется к Солнцу, чтобы очеловечить весь мир – идея от космической философии, повлиявшая и на идеи пролеткульта. Для создания нового человека должна возникнуть новая наука – антропотехника. Наука по созданию новых людей. Тема поиска счастья, счастье понимается как нахождение секрета жизни.

Энтропия — мера необратимого рассеивания энергии, мера отклонения реального процесса от идеального. Термодинамическая энтропия — функция состояния термодинамической системы Энтропия Вселенной

 

Поздний рассказ 40е г. «Цветок на земле». 
Тема начатая в 20 годы, воплотилась в позднем тв-ве П.
 Главный герой – ребенок. Мальчик Афоня (знач.щедрый, благодарный). И дед Тит (почтенный). Сюжет: Афоня растет один, отец на войне, мать в колхозе на молочной ферме целый день, а дед спит. Мотив сна от части связан с людьми, которые не понимают для чего живут и связано с мотивом смерти. Так же с забывчивостью. Афоне скучно жить – состояние одиночества и сиротства. Афоня замечает, что борода деда – вместилище для насекомых. Дед превращается постепенно в дерево. Кожа похожа на кору, а глаза «выцвели, и смотрели равнодушно». 
Все детали значимы. Образ часов: ход часов становится традиционной метафорой течения жизни. Если остановит часы, то и дедушка проснется. Платонов пишет, что дедушка «очнулся», хотя слово не очень подходит, тк он спал, можно было сказать, что проснулся. 
Использует глагол «опомнился» - тоже означает как жить. Это черта очень характерна для произведений Платонова. 
Почему Голубой цветок? Цветок из песка. Цветок знает, как вырасти из мертвого, из песка.

Почему ребенок? Надежда на то, что он научится оживлять умерших людей, (из песка). Дети носители знания, они узнают как это сделать. 


Рассказ «Железная старуха».Герои: Мальчик Егор. Образ ребенка, как и в предыдущем произведении. 
 Композиция: Рассказ строится на повторе. 
Егор обращается к тому что его окружает, к ветру, листьям, червякам, деревьям итд. Один вопрос задает: Ты кто? Что ты мне говоришь? Вглядывается в разные формы жизни и пытается постичь жизнь. ≈ «Тектология» Богданова. Нужно познать природу, разные формы, суммировать опыт природы и тогда человечество может прыгнуть в будущее. Идея познания разных форм жизни. 
День и ночь/спать и жить – опозиции. «Спать во тьме». «Егор не любил спать – он любил жить без перерыва». 
Обращение к жуку: жук знает, то что не знает Егор.

Забирает червя. Отсылает к библейскому символу – змея. Символ познания. Егор предлагает червю поменяться местами. Егору важно познать формы жизни.

Мать рассказывает страшилку о Железной старухе. Типа уводит тех, кто не спит. Ждет пока все помрут и она одна будет жить. Егор решается ночью выйти во двор и увидеть старуху.

 

•    ïУ Платонова много персонажей роются в земле, или роют ямки и сидят там – уединение с землей это мифологический мотив. Мб некий библейский мотив глины. Глиняный человек – первый человек -уподобление Адаму.


Егор забирается в пещеру,встречает старуху. Спрашивает у старухи кто она, она вроде как не говорит ему. Хочет стать железным стариком, но потом снова стать мальчиком с мамой.


•    ïМотив метампсихоза – жизнь возникающая в разных формах, перерождение. Тема ведущая от Николая Федорова - возвращение к жизни. Так же есть противопоставление дня и ночи.

•    ïВлияние идей Константина Циолковского: Органическая материя и неорганическая – нельзя так подразделять, это просто разные ступени жизни. Все живое, только есть маложизненная. Материя способна чувствовать и горе, и радость. 


 Статья «Ремонт Земли» 20е гг. 
 Вопрос Что такое земля? Земля – это весь мир, с реками, людьми, пашнями, от куда мы вышли и куда уйдем. С лексической т.зр. – много синонимов по отношению к земли. Каждый син. определяет определенную стадию земли: земля, почва//песок, глина, каменная крошка, камень. Определение – от живого к мертвому.

Эксплуатация человека или земли – уничтожает мир, вводит в «замусоренное состояние». 

Значение Земли у Замятина. Энтропия и энергия -в основе эволюции. Энтропия – нет революций, восстаний, а новый период новый уровень. И ур-ни повторяются. Так происходит эволюция по Замятину.

У Платонова энтропия – это хаус. Связана с явлениями природными, которыми сложно управлять: гроза, огонь. Явления разрушительные. А энергия считается энергией сознания, которая является самым высшим сознанием. Когда человек противостоит энтропии природного разрушения. И можно спасти человечество от разрушения. 
Противопоставление природного и сознательного (то, что чел-к мастерит) важно для Платонова. 
В «Ювенильном море» есть описание страдания природы, энтропии. По Платонову земля больна от войн, и неправильной эксплуатации человеком.

Платонов говорит о Живом и мертвом инвентаре. Но инвентарь не характеризуется как живой. Инвентарь(по Платонову): голая горелая трава, худые деревья.

Когда человек выполняет земляные работы, он ремонтрует землю и это может сделать только человек – побороть энтропию.

 

«Ч евенгур». 
По П. человек проживает две жизни:

Первая: Временное существование. Другое название - Производствено-пищевая история человечества. 
 Вторая: Главная жизнь, которая назначена и вручена человеку как наказ. Люди забывают о второй жизни в угоду первой жизни. 


Композиция повестей Платонова.

Многие строятся как путешествия, находятся в процессе движения. Чел-к живет от одной точки истины к другой – так устроена жизнь чел-ка. Герои находятся в пути (жизненного), где даются определенные точки, когда он что-то узнает.

Мифологический мотив: Герой идет по земле босиков – это слияние с землей, чувствует свое родство с ней. 

 Система персонажей в повести «Котлован». Есть 4 разных подхода, о том где находится истина и как ее добиться:
1 подход в лице Прушевского – Истина вне человека, за пределами нашего мира и она не достижима
2 подход, Пашкин – Истина находится в животной телесности человека

3 подход, Вощев – Истина в сознании человека, чел-к носитель истины
4 подход, Чеклин – Истина в теле человека, затем переходит в землю и поэтому можно добыть ее из земного праха.

Как считает сам Платонов? Исследователи считают, что в разные периоды жизни, он полагал по-разному. 

 Финал трактовки повести «Котлован». Вощев уволен за задумчивость. Отправляется в путь за истиной. Попадает на стройку здания будущего. Вместо здания остается только котлован. Котлован – как могила светлого будущего. Там хоронят мертвую девочку Настю, вместе с умирающей матерью нашли на фабрике. Настя – символ строительства будущего. 
Нес-ко интерпретаций. В повести есть аллюзии на «Божественную комедию» Данте. Повесть начинается как путешествие, углубление страданий, обращается внимание на возраст Вощева. Но воскрешения нет, как в БК. Анастасия (знач. воскресение). На Настю возлагались надежды будущего воскрсения (видно по тексту) автором. 
Платонов решил пояснить финал. Для Платонова Настя – идея нового поколения. Год написания «Котлована» 29-30г. -год перелома, всеобщая коллективизация. Впервые опубликована в 1989 году. 


Роман “Мастер и Маргарита”

А. А. Булгаков скончался во время правки второй части романа.

В “Мастере и Маргарите” содержится три самостоятельных истории:

1.     1.Фельетонно-сатирическая история о похождениях Воланда. Соединение конца XIX -начала XX в. + вторая половина 30-х годов.

2.     2.Роман в романе – история Иешуа и Понтия Пилата; Параллель с Евангелие, торжественная, тягучая манера, ориентир на классическую латынь.

3.     3.История любви Мастера и Маргариты – нейтральный стиль, автобиографичность на Булгакова и его третью жену Елену Сергеевну.

 

Искусное соединение компонентов, всё скрепляет воедино философский диспут о природе человека – добры ли люди или злы. Первая глава имеет огромную смысловую нагрузку, и всё произведение воспринимается через её призму.

 

Одним из высокопоставленных друзей Булгакова был Уильям Буллит – американский посол. Когда он приезжал в Москву, то организовывал грандиозные балы -> эпизод бала у Сатаны вдохновлён именно этими балами.

Однозначной интерпретации романа нет, т.к. в рамках каждого интертекста и аллюзии можно создать отдельную интерпретацию, а их очень много.

В 1978 г. Гаспаров в статье о “Мастере и Маргарите” сравнивает произведение с калейдоскопом. На него можно посмотреть с совершенно разных углов, и в каждом случае сложится уникальная упорядоченная картинка из множества элементов. Каждый образ многогранен, постоянно можно найти новые ассоциации и смысловые связи.

 

Иван Бездомный=Иван-дурак (превратившийся впоследствии в царевича);

Ресторан Моссолита называется “Грибоедов”=> можно трактовать то, что случилось с Иваном Бездомным через “Горе от ума” (он врывается в ресторане в образе ревнителя порядка, его все принимают за сумасшедшего и сдают в психбольницу).

У Булгакова зло творят именно люди (навеяно событиями революции 17 г.), однако в их сердцах всё равно есть милосердие, что отражено в героях с положительной динамикой (Понтий Пилат, Иван Бездомный).

Имеет цитаты, следы из литературно художественных произведений, философских трактатов, отсылки к религиозным учениям. 


Читатель является соавтором, текст вовлекает читателя в свою ауру. 
Мастер - сам Булгаков. Трусость в романе является самым главным пороком. Мастер - герой немецкого романтизма (Гофман «Золотой горшок»). Конфликт художника и обывателя.


Сентенции- суть формалистики законов; мир - очень упорядочен, бытие структурировано. Воланд не совсем предсказывает будущее, он выстраивает причинно-следственные связи, предсказывает смерть Берлиозу.

 

12) Тихий Дон

 

М. А. Шолохов «Тихий дон» 
24 мая 1905 - родился писатель.
Образование - хуторская школа.
2,5 года учился в гимназии в Москве.
Вернулся обратно домой, богучаровская гимназия. Закончил 4-5 класса
Был бойцом, 2 раза был приговорён к расстрелу, но помиловали из за юного возраста. Не мог поступить в вуз, так как не было аттестата о среднем образовании. 1922 - фильетоны, ужасное качество
В январе 1923 - брак с 25-летней Марьей Петровной, ему было 18
Дела его пошли лучше после брака.
1925 - донские рассказы.
Слухи о том, что тесть Шолохова был близок с другим донским писателем Крюковым.
Быстро пишет «Тихий дон»,
1929 - слухи о плагиате крепли. Типо Шолохов украл рукопись. Якобы он в бою убил белого офицера, у которого был сундучок. Красивая история, но с изъяном: роман в 8 частях должен был представлять собой огромную кипу бумаг, которая бы не поместилась в сундучок, который солдат бы взял с собой в атаку.

После стремительного стартового рывка вынужден взять паузу. В 6 части речь о восстании казаков, политика раскулачивания: для большевиков дон представлялся угрозой На Дон приехали комиссии, составляли списки неблагонадежных, расстреливали. Казаки выставили 35 тыс армию против большевиков. И Шолохов очень откровенно пишет об экстремизме большевиков и о перегибах. В таких условиях ни один редактор не взял бы на себя ответственность по публикации 6 части.

1931 - встреча писателя со Сталиным. С помощью Горького состоялась встреча. Сталин и Шолохов заключили сделку. Публикация частей возможна при условии, что он напишет роман о коллективизации “как надо”. Результатом беседы стало опубликование 6 части романа в 1932 году.
В конце 70-х много пил, не просыхал практически, рассказал в застольной беседе Константину Прийме о их разговоре потом.

Журнал «Новый мир» - новое произведение «Поднятая целина» - гениальное выполнение социального заказа, но только 1-ая часть успешна, 2-ая часть не очень.
«Судьба человека» - 1956


Зеев Бар-Селла - израильский литературовед. Типологиировал литературные сбои в ТД. Все сбои имеют общий источник - сложный почерк истинного автора. Некоторые буквы были похожие на другие буквы. А Шолохов особо не вчитывался и переписал с ляпами. Например, откуда в Польше у него город Столыпин, а на самом деле Столюпенен. Шолохов не разобрал и переписал.

Еще версия: Сталин собрал группу писателей, чтоб они создали шедевр коллективно. Но русские писатели слишком не любят друг друга, и слишком индивидуалисты. И кто-то бы проболтался под водкой.

Ермолаев анализировал первые части первой публикации. Журнал Октябрь - раповский орган. Они считали, что скоро настанет рассвет пролетарской литературы. Публиковали произведения раповцев без правок - нам нечего стыдиться своей малограмотности.

На основе этих публикаций делает вывод о том, что это написал малограмотный человек (“мочился потом”, “валялась в кресле”).

1964 - нобелевская премия

Тихий Дон.

Композиция: 1 часть является вводной.

Место и время действия: 1912, Хутор Татарский - Казачество, их нравы, менталитет. Высокий материальный уровень, много земель. Рабства и крепостного права никогда не было. Мужчины проходят обязательную военную подготовку. Женщина сильная, крепкая, выносливая, которая способна выполнять всю мужскую работу (тк мужики на войне). Женщины замужние живут одиноко.

 

1 глава – увертюра содержит основные мотивы.

Мотив, мысль: главный смысл жизни для мужчины – найти свою женщину и любить ее. (Эпизод про Прокофия, главное для него была его женщина (турчанка, которая для хуторян была страшненькая), а на остальных людей плевать). Она подзабивает на местные устои, и ее обвиняют в том, что она колдует. Типа коровы из-за нее дохнут. Приходят к Прокофию, и говорят чтобы отдал ведьму им. Прокофий убивает одного из гостей. Турчанка в шоке рожает, и умирает во время родов. А Прокофий получает 12 лет каторги. Отсюда пошел род Мелиховых, по прозвищу Турки. Хотя вроде только Мелихов Григорий – главный герой, унаследовал неславянскую внешность, у него был бешеный нрав и был не похож на брата. Турком оказывается только Григорий. Воспитывался он как и все.


В первых редакциях он был как обычный казак. В окончательном варианте он совершенно другой.


Григорий: 1) Отношение к женщинам. Он отвергает любые формы насилия над женщинами (и не понятно почему, тк в казачестве можно кулаком проучить женщину) 2) Отношение к мородерству. Имеет легальный статус в казачестве, а для Григория неприемлимо. 3) Отношение к пленным. Для Григорий пленные - лицо неприкосновенное.

 

Григорий максималист, его ничто не остановит.

 

Основа 1 части: любовная история. 17-ти летний Григорий влюбляется в Аксинью, которая старше лет на 6-7. Григорий приходит к Астаховым, которые спят на полу, спасаясь от блох. Видит раскрытую Аксенью и влюбляется. Любовь физиологическая. Биологическая часть человека очень важна, человек – животное. Короче секс и агрессия главное в жизни человека))

Любовь – физиологического, биологического характера. Аксинья вступает в связь с Григорием. Почему так легко? Она была изнасилована в 16 лет отцом, которого сразу же затоптали родные. Потом посватался к ней Степан, потом каждый день избивал ее, тк она вышла замуж не девственницей. Степан потом осознает, что Аксенья его единственная суженная, все ей простит, все измены прошлые и будущие. Никакой верности не может быть у человека. Типа если женщина гиперсексуальна че ты ее одну оставляешь. Мораль фигня – про нравственность и верность говорят только старики, которые не могут больше так сказать грешить.

Потом опять возвращается Степан. Избивает ее очень сильно. Она выживает, показывает побои Григорью. «-Виноватого ищешь? –Сучка не захочет, ка


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.