Анализ опыта создания воспитательных систем — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Анализ опыта создания воспитательных систем

2019-08-03 1082
Анализ опыта создания воспитательных систем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В истории педагогики были и в настоящее время существуют разнообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, теоретической концепцией (педагогической философией), путями внедрения и т. д.

Рассмотрим процесс развития гуманистической воспитательной системы школы на примере средней школы № 825 г. Москвы, известной как авторская школа В. А. Караковского. Эта школа, основанная в 1970 году, являлась обычной массовой средней школой. С приходом в школу нового директора В.А. Караковского в 1977 году здесь началось создание гуманистической воспитательной системы. Школа получила статус школы-лаборатории. Ведущей ее идеей стала ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Воспитательная система школы базировалась на следующих теоретических положениях (рис. 82).

 

 

Указанные теоретические положения реализовывались в школе в несколько этапов (табл. 31).

 

В воспитательной системе школы В. А. Караковского ведущей технологией воспитания является технология социального творчества (см. тему 7). Она используется, например, при проведении так называемых коммунарских сборов и ключевых воспитательных (общешкольных) дел. Во время весенних каникул проводится трехдневный коммунарский сбор, в котором принимают участие старшеклассники, учителя и выпускники прошлых лет. Взрослые и дети образуют что-то вроде коммуны и проводят время, участвуя в разнообразных видах творческой деятельности (труде, игре, общении и др.). Сбор выполняет в общей системе воспитания ряд важных функций. Во-первых, он является личностной ценностью для большинства детей и взрослых. Во-вторых, сбор — сильное средство единения, создания чувства «мы». В-третьих, это школа актива, так как предполагает интенсивную организаторскую работу. Коммунарский сбор, кроме того, имеет и развивающее, и психокоррекционное, и психотерапевтическое значение. Обычно раз в месяц в школе проводятся ключевые общешкольные дела, которые охватывают и уроки, и внеурочную деятельность. Это комплексные дела, вносящие организационную упорядоченность в жизнедеятельность школьного коллектива. Например, в 1999—2000 учебном году осуществлялись в форме ключевых дел: туристско–краеведческий месячник, посвященный Москве; месяц (октябрь), посвященный А. С. Пушкину; праздник песни, посвященный Российскому флоту; семейный праздник Новый год; праздник знаний истории России и др. Годовой цикл школьных ключевых дел позволяет реализовать воспитание «крупными дозами» (В. А. Караковский). Участие в них обязательно для всех. Основная деятельность по подготовке воспитательных дел сосредоточена в классных коллективах. Другие дела, которые хотели бы провести классные руководители и дети, — их инициатива.

Идея соединения обучения и воспитания в единый процесс реализуется в воспитательной системе школы через разнообразные методы, приемы, формы работы. Здесь, в частности, практикуются групповые формы работы, общественные смотры знаний, межвозрастные уроки, интегративные уроки, уроки творчества, создание ситуаций выбора, деловые и ролевые игры, «мозговой штурм», брифинги, дидактический театр, «интервью с исторической личностью», пятиминутки рефлексии, конкурс шпаргалок, «практикум доброты» и многое другое. Большое внимание в школе уделяется развитию и работе самоуправления. Существуют постоянные и временные органы самоуправления: большой совет (собирается два-четыре раза в год); советы дел, дежурные командиры классов и т. п. Стратегия педагогического коллектива состоит в том, чтобы решать общие проблемы совместно с учащимися. Наряду с деловыми отношениями в школе сложились неформальные межличностные отношения, при этом и дети, и педагоги отмечают особую важность для себя свободного общения друг с другом. Директор и педагоги считают, что по типу отношений школа должна быть ближе к семье, чем к парламенту. Воспитательная система школы В. А. Караковского не только саморегулирующаяся, но и научно управляемая. Школа сотрудничает с учеными. Сам В. А. Караковский — доктор педагогических наук. Самостоятельную исследовательскую работу ведут и другие учителя школы.

Воспитательную систему сельской школы-комплекса рассмотрим на примере Сахновской школы Черкасской области (Украина). В основе этой воспитательной системы лежит авторская концепция, разработанная в 1980-е годы директором школы А. А. Захаренко (рис. 83).

 

 

 

Постепенно в Сахновской школе пришли к выводу, что необходимо иметь постоянную информацию о воспитанности каждого ученика и по этим данным судить о состоянии и эффективности воспитательной системы школы. В школе была разработана методика изучения и коррекции развития учащихся. В частности, заполнялись табели воспитанности путем фиксации результатов, полученных методами независимых характеристик, оценки и самооценки деятельности, личностных качеств и другими. Воспитательная система школы, по убеждению А. А. Захаренко, может развиваться за счет новых идей. Поиск интересных идей и их осуществление — это атмосфера школы. Единоначалие директора в школе дополнялось разными формами самоуправления детей, педагогов, родителей.

В 90-е годы XX века в Республике Беларусь создаются учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи), в ряде из которых под руководством их директоров (Л. А. Лабодаевой, А. И. Добриневской, Б. Ф. Канторовича, Р. И. Таран, К. С. Фарино, З. М. Павловой, О. Р. Черноусовой и других) возникают воспитательные системы гуманистического типа. Наиболее ярким примером этого феномена является индивидуализированная воспитательная система гимназии № 1 имени академика Е. Ф. Карского г. Гродно (до 2001 года — школа-гимназия № 30). У истоков ее создания стояла первый директор гимназии Р. И. Можджер (Таран). Основной целью гимназии является создание условий для полноценного саморазвития учащихся, раскрытия их творческого потенциала, развития способностей и интересов гимназистов, обеспечение получения полноценного гуманитарного образования повышенного уровня. Особое внимание уделяется развитию личности, формированию духовной культуры гимназистов. Р. И. Таран и педагогический коллектив гимназии убедительно доказали, что гимназия может выполнять свои основные функции по формированию творческой, интеллектуальной, высококультурной, физически здоровой личности, если ведется работа по следующим направлениям: педагогический процесс опирается на теорию педагогики и инновационные технологии; гимназия функционирует как саморазвивающаяся система; осуществляется научное педагогическое диагностирование и корректировка деятельности педагогического коллектива; индивидуализация

обучения и воспитания выступает как условие развития способностей учащихся; управление гимназией организуется как информационно педагогическое, психологическое обеспечение эффективности педагогического процесса [13].

Педагогический процесс в гимназии строился и продолжает осуществляться на основе теоретической концепции, в разработке которой самое активное участие принимали ее первый директор, педагогический коллектив, преподаватели гродненских вузов и ученые НИО РБ. При разработке модели индивидуализированной воспитательной системы гимназии ее авторы учитывали отличительные особенности гимназического образования в целом (рис. 84).

Основными критериями эффективности образовательного процесса в гимназии являются показатели роста педагогической культуры учителей и воспитателей, а также темпы, диапазон и глубина духовного и физического развития учащихся. Становление индивидуализированной воспитательной системы в школе-гимназии № 30 (гимназия № 1) г. Гродно проходило в рамках экспериментальной работы под научным руководством кандидата педагогических наук, дирек-

тора школы-гимназии № 30 (гимназии № 1) Р. И. Можджер (Таран). Научное консультирование осуществлял доктор педагогических наук, профессор А. И. Кочетов. В ходе этого экспериментального исследования была научно обоснована индивидуализированная воспитательная система гимназии (учебного заведения нового типа), построенная на «Я-концепции», исследовательском подходе и творческой направленности всей деятельности учебного заведения.

Индивидуализированная воспитательная система гимназии обеспечивает траекторию индивидуального развития личности, формирование позитивной «Я-концепции». В процессе экспериментальной апробации модели этой воспитательной системы было установлено, что на каждом возрастном этапе у ребенка формируются определенные компоненты «Я-концепции», при этом одни из них ярко выраженные, доминирующие, а другие — сопутствующие (табл. 32) (по Р. И. Таран).

 

 

В ходе работы по созданию воспитательной системы гимназии ее педагогический коллектив пришел к следующим выводам. В возрасте 6—10 лет доминирующими являются самооценка и самопознание, а на втором и третьем этапах индивидуальной траектории развития личности эти компоненты «Я-концепции» становятся сопутствующими.

Первый этап индивидуальной траектории развития личности (6—10 лет) завершается составлением индивидуальной программы саморазвития каждым воспитанником. Это, как показала практика, возможно: каждый ребенок знает свои достоинства и недостатки и владеет учениями самооценки. На втором этапе (11—14 лет) предыдущая индивидуальная программа саморазвития реализуется и составляется новая с целью самосовершенствования. Воспитательная система создает для этого условия, организуя разнообразные виды творческой деятельности учащихся и помогая им самоопределиться в выборе с целью развития способностей и дарований. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ярко выражены способности детей в художественной сфере, то в 11—14 лет наряду с художественными выявляются способности в технической, спортивной, интеллектуальной, социальной и других сферах. К 14—15 годам также проявляется избирательное отношение к наукам. Поэтому на третьем этапе (15—17 лет) воспитательная система способствует самоопределению воспитанника в выборе жизненных планов в соответствии с профилем обучения. У старшеклассников формируются готовность и потребность в самореализации при минимальной педагогической поддержке. Таким образом, основной в рассматриваемой нами воспитательной системе является технология педагогической деятельности по сопровождению развития «Я-концепции». Посредством этой технологии реализуются принципы природосообразности, свободы выбора воспитанником образа мыслей и образа жизни, индивидуализации обучения и воспитания с опорой на саморегуляцию, творческой направленности деятельности и самодеятельности воспитуемых. В воспитательной системе гимназии системообразующей стала познавательная деятельность, что было обусловлено положительным отношением детей к познанию, учебному труду. Вместе с тем, большое внимание в гимназии уделяется внеурочному образовательному пространству, сферам досуга: спорту, туризму, художественному творчеству, разноплановой краеведческой работе.

Воспитательная система гимназии характеризуется постоянством, последовательностью и системностью педагогического воздействия на учащихся, что обеспечивается комплексным подходом к педагогической деятельности. «Воспитательные комплексы в гимназии — это единство требований в работе кафедр по циклам учебных дисциплин, направленность деятельности лаборатории классных руководителей на реализацию программы по системе нравственного воспитания на основе «Я-концепции», программы, направленной на обеспечение психофизического здоровья гимназиста; культурологический блок, направленный на формирование социально зрелой творческой личности и обеспечивающий воспитание культуры духа, привитие норм этикета и эстетического вкуса» [13, с. 121].

Индивидуализированная воспитательная система гимназии естественным способом соединяет теорию содержания образования, развития личности и воспитывающей деятельности. Особенно важно, что приоритетом в разработке содержания гимназического образования стал такой его компонент, как ценности (убеждения, мотивы деятельности, отношения, общечеловеческие ценности). Уроки в гимназии проводятся в контексте воспитательной системы и, согласно Р. И. Таран, включают следующие компоненты: дифференциацию по темпу и уровню обучения; самостоятельное приобретение знаний и их применение; связь способов обучения с эффектом воспитания; обучение «от мышления — к памяти», на высоком уровне трудности, в зоне ближайшего развития; гуманизацию, ситуации успеха; реализацию психофизических потребностей ребенка (например, в движении и общении). На таких уроках реализуется обучение, для которого характерны следующие параметры: 1) объект управления — не ученик, а целостная учебная ситуация; 2) цель этого управления состоит в развитии сущностных сил ученика; 3) демократический, поощряющий стиль педагогического руководства; 4) поддержка личной инициативы ученика; 5) открытость личности учителя, установка на сотрудничество; 6) выдвижение на первый план смыслов и мотивов обладания теми или иными знаниями, умениями, навыками. Главной структурной единицей гимназии, основой научно-методической работы педагогов и лабораторией педагогического творчества являются кафедры: воспитателей учреждения образования, гуманитарных наук, естественно–математических наук, физической культуры, эстетического воспитания, начального образования, иностранных языков.  

Отличительная особенность индивидуализированной воспитательной системы гимназии — должность освобожденного классного руководителя (наставника) или воспитателя учреждения образования, статус которого определен Уставом гимназии. В настоящее время на кафедре воспитателей УО работают 23 педагога с высшим образованием, из которых 15 имеют высшую категорию. Классный наставник гимназии в одном лице сочетает функции воспитателя, психолога, социолога, тем самым, обеспечивая благоприятный микроклимат в детском коллективе, поддерживая обогащенную образовательную среду, применяя в своей работе здоровьесберегающие технологии. Задачи воспитателя классного коллектива заключаются в обеспечении индивидуальной траектории развития и становления творческой личности воспитанников, развитии у них потребности в самосовершенствовании и самореализации. Основными направлениями работы воспитателей УО являются: создание условий для развития индивидуальных способностей каждого воспитанника, формирование потребности в глубоком овладении знаниями основ наук, самообразовании; изучение личности каждого ученика в тесном сотрудничестве с семьей, учителями, органами ученического самоуправления, психологами и др.; воспитание нравственного самосознания, патриотизма, толерантности, формирование ценностных ориентаций; организация всеобуча для родителей, проведение родительских собраний. Воспитатели классных коллективов имеют большой опыт психолого-педагогической диагностики, а также работы с одаренными детьми, составления ученического портфолио, использования здоровьесберегающих технологий. Для полной характеристики индивидуализированной воспитательной системы гимназии необходимо сказать о ее материальном оснащении: современное здание (несколько корпусов), классные комнаты с цветами, шкафами вместо общего гардероба, комнаты для индивидуальных занятий; необычная по архитектуре и богатая по информационному обеспечению библиотека, актовый зал, три спортивных зала, два бассейна, компьютерные классы, технически оснащенные учебные кабинеты; созданный самими гимназистами школьный музей, посвященный академику Е. Ф. Карскому (1861—1931).

В настоящее время, как подчеркивает Р. И. Таран, в гимназии № 1 имени академика Е. Ф. Карского г. Гродно функционирует саморазвивающаяся индивидуализированная воспитательная система, которая характеризуется новым уровнем педагогического мышления; исследовательским подходом в обучении и воспитании, комплексной диагностикой педагогического процесса; способностью постоянно изменять содержание, формы, методы, психологию образовательного процесса с учетом происходящих перемен в обществе, семье, духовном мире воспитанников; наличием культуры преодоления трудностей в развитии коллектива, основанной на коррекции образовательного процесса с учетом достигнутых результатов.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.