Гуманистической воспитательной системе — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Гуманистической воспитательной системе

2019-08-03 1828
Гуманистической воспитательной системе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОДУЛЬ 18-А

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

И ТЕХНОЛОГИИ

Основные вопросы

 

1. Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической

воспитательной системе.

2. Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности.

3. Анализ опыта создания воспитательных систем.

4. Гуманистические воспитательные технологии.

5. Технология организация коллективной творческой деятельности учащихся (И.П. Иванов).

 

 

Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о

Глоссарий

 Воспитательная система школы (учреждения образования) — сложное саморегулирующееся, управляемое социальное психолого-педагогическое образование, функционирующее при условии взаимодействия основных компонентов воспитания между собой и с внешней средой, интегрирующее учебный процесс, внеклассную воспитательную работу, разнообразную деятельность и общение субъектов системы.

 Гуманистическая воспитательная система — воспитательная система, ориентированная на личность  воспитанника, на развитие его способностей, на создание условий для его саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности и педагогической поддержки.

 Гуманизация педагогического процесса — введение во все компоненты педагогического процесса человеческих критериев нравственности, духовности и красоты, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей ребенка, его самореализации и самоопределения.

 Воспитательная среда школы — совокупность окружающих учащихся социально ценностных условий или обстоятельств, влияющих на их личностное развитие и содействующих их «вхождению» в современную культуру.

 Воспитательное пространство школы — «освоенная» школой (созданная ее педагогическим коллективом), педагогически целесообразно организованная социальная среда, способствующая воспитанию детей и превращающая школу в «открытую» воспитательную систему.

 Воспитательная система класса — сложное социально-педагогическое образование, целостная и упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, способствующая формированию личности каждого учащегося класса и классного коллектива.

 Воспитательная технология – детально продуманная модель (проект) совместной деятельности педагогов и учащихся, содержащая систему научно обоснованных методов, приемов, средств, форм воспитания, способствующих установлению таких отношений между педагогами и учащимися, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.

 Общепедагогические воспитательные технологии (системы) — воспитательные технологии, которые включают совокупность целей, содержания, средств, методов, форм, алгоритмов деятельности субъектов воспитательного процесса и характеризуют процесс воспитания в данном регионе, учебном заведении и т.д.

 Частнометодические воспитательные технологии — совокупность методов, средств, форм, алгоритмов деятельности субъектов воспитательного процесса для реализации определенного содержания воспитания в рамках того или иного направления воспитательной работы, в том или ином классе, школе, отдельным педагогом.

 Локальные (модульные) воспитательные технологии — технологии осуществления отдельных частей воспитательного процесса, решения конкретных воспитательных задач.

 

МОДУЛЬ 18-А

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

И ТЕХНОЛОГИИ

Основные вопросы

 

1. Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической

воспитательной системе.

2. Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности.

3. Анализ опыта создания воспитательных систем.

4. Гуманистические воспитательные технологии.

5. Технология организация коллективной творческой деятельности учащихся (И.П. Иванов).

 

 

Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о

гуманистической воспитательной системе

 

Поиски путей реализации системного подхода в воспитании и ориентация в решении педагогических проблем на гуманистическую педагогическую парадигму привели ученых-педагогов к разработке и реализации на практике теории воспитательных систем. Этому направлению в педагогике посвящено значительное количество научных исследований в России (Л. И. Новикова, А. Т. Куракин, В. А. Караковский, A. M. Сидоркин, Н. Л. Селиванова и другие) и в Республике Беларусь (К. В. Гавриловец, В. Т. Кабуш, А. И. Кочетов, А. П. Сманцер, Р. И. Таран, И. А. Карпюк и другие). Развитие воспитательных систем — одно из приоритетных направлений в деятельности многих учреждений образования. Понятие «воспитательная система» стало активно применяться в педагогике в 80-е годы XX века. Рассмотрим некоторые современные подходы к его трактовке (рис. 78).

 

       Обобщение вышеуказанных подходов позволяет определить воспитательную систему школы (учебного заведения) как сложное саморегулирующееся, управляемое социальное психолого-педагогическое образование, функционирующее при условии взаимодействия основных компонентов воспитания между собой и с внешней средой, интегрирующее учебный процесс, внеклассную воспитательную работу, разнообразную деятельность и общение субъектов системы. Исследователи в области методологии воспитания (Н. С. Розов, М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов и другие) пришли к выводу, что базой для создания определенных типов воспитательных систем являются ценностные основания, составляющие, в свою очередь, сущность той или иной педагогической парадигмы. (Напомним, парадигма в педагогике — это: 1) признанные учеными образцы решения научных проблем; 2) устоявшаяся точка зрения, стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач).

В настоящее время ученые признают существование двух основных парадигм в современном образовании: формирующей (традиционной) и гуманистической (личностно ориентированной). Педагогические процессы, которые осуществляются в соответствии с этими парадигмами, отличаются во всех своих компонентах: в целях, содержании, взаимоотношениях его субъектов, методах, технологиях, результатах, характере отношений с государством и обществом. Поэтому педагогический процесс может быть направлен на социум или на личность; взаимоотношения его субъектов могут быть авторитарными или гуманистическими; содержание знаниевым или развивающим; технологии рассчитаны на передачу воспитаннику культурно-исторического опыта или развитие его личностного (культурно-генетического) потенциала; школа может быть ориентирована на государство или на демократическое общество. Указанные направления, как подчеркивают исследователи, не являются взаимоисключающими и могут сочетаться, но одно из них всегда является определяющим. Можно сказать, что в первом случае педагогический (воспитательный) процесс реализуется в авторитарной педагогической (воспитательной) системе, во втором случае — в гуманистической педагогической (воспитательной) системе. Для авторитарной воспитательной системы характерны такие черты, как формирующее воспитание (ученики целенаправленно присваивают социально заданные качества); ученик — объект педагогических воздействий, учитель — субъект с ограниченной инициативой; функциональное взаимодействие в педагогическом процессе (каждому его участнику предписываются определенные ролевые обязанности, отход от которых рассматривается как нарушение нормативных основ деятельности и поведения); внешняя обусловленность деятельности и поведения воспитанника, игнорирование внутреннего мира личности при осуществлении педагогического воздействия; прямой (императивный) стиль управления деятельностью учащихся, монологизированное воздействие, игнорирование инициативы, творчества воспитанников; ориентация содержания и технологий обучения на возможности среднего ученика и другие (по И. Б. Котовой, Е. Н. Шиянову).

Гуманистическая парадигма ставит в центр внимания ребенка как субъекта жизни, как личность, имеющую потребность в саморазвитии. По мысли Б. Г. Корнетова, гуманистически ориентированную воспитательную парадигму можно назвать парадигмой самореализации личности. Последняя составляет основу воспитательного механизма, сочетающего в себе необходимость педагогического руководства и организацию саморазвития в ходе активного освоения культуры. В рамках гуманистической парадигмы существуют разнообразные модели образования, но всех их объединяет ценностное отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека, признание разностороннего развития учащихся главной целью школы.

Исследователи подчеркивают также, что каждая гуманистическая воспитательная система ведет творческий поиск, выбирает собственные содержание, методы, средства воспитания и обучения. Вместе с тем, ведущая педагогическая идея всех гуманистических воспитательных систем — ориентация на личность ребенка, развитие его способностей, создание условий для саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности и педагогической поддержки (по И. А. Карпюк). Главное же внимание в процессе гуманистического личностно ориентированного воспитания направляется на развитие субъектных свойств личности: внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии (Е. В. Бондаревская, К. В. Гавриловец, В. В. Сериков и другие). Важнейшим условием создания гуманистической воспитательной системы школы является гуманизация педагогического процесса, всей жизни школы.

Проблема гуманизации педагогического процесса, гуманистического воспитания, проектирования гуманистических воспитательных систем в учреждениях образования разных типов является одной из центральных в отечественной педагогике. Так, доктор педагогических наук, профессор К. В. Гавриловец разработала теоретические и методические основы системы гуманистического воспитания в школе. Доктор педагогических наук, профессор А. П. Сманцер исследовал феномен гуманизации педагогического процесса в разных аспектах: сущностные характеристики, закономерности и принципы этого явления; проблему создания образовательной среды учебного заведения, пути повышения воспитательного потенциала урока и др. Доктором педагогических наук, профессором В. Т. Кабушем разработана теория и практика гуманистических воспитательных систем. Следует подчеркнуть роль отечественных ученых (А. И. Кочетова, А. П. Сманцера, В. Т. Кабуша и др.) как научных руководителей движения педагогов-исследователей, которое возникло в Беларуси в 90-е годы XX века в связи с появлением авторских экспериментальных учебных заведений нового типа (гимназий, лицеев и др.). 

Гуманизация педагогического процесса понимается в педагогике как введение в учебно-воспитательный процесс человеческих критериев нравственности, духовности и красоты, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей ребенка, его самоопределения [11]. К. В. Гавриловец определила цели гуманистического воспитания и пути гуманизации учебно-воспитательного процесса. Назовем основные из них: формирование

у учащихся наряду с предметными знаниями умений, способствующих их саморазвитию (ставить цель, планировать, анализировать, оценивать, корректировать свое поведение и деятельность, осуществлять саморегуляцию и др.); развитие способностей учащихся к коммуникации, продуктивному взаимодействию, творчеству, самосовершенствованию; формирование их «Я-концепции», мировоззрения, способности и стремления к жизненному самоопределению, введение в мир духовных ценностей; поддержание, укрепление гуманистической направленности личности учителя; обеспечение права учащихся и учителей на психическое и физическое здоровье; создание в учреждениях образования развивающей образовательной среды, условий для творческого, здорового образа жизни учащихся и педагогов. 

Важнейшим фактором гуманизации образования и гуманистического воспитания школьников, является, согласно А. П. Сманцеру, образовательная развивающая среда учебного учреждения. В самом общем виде образовательную и ее составную часть воспитательную среду можно определить как совокупность социально ценностных обстоятельств, окружающих индивида и влияющих на его личностное развитие, содействующих его вхождению в современную культуру. В трактовке А. П. Сманцера образовательная среда «представляет собой совокупность условий и влияний школьного и внешкольного окружения на воспитание, обучение и развитие школьников» [11, с. 155—156]. Обеспечивая социокультурную и учебно-познавательную деятельность учащихся, их творческое развитие, образовательная среда в учреждении образования выступает как «инфраструктура» (А. П. Сманцер) воспитания гуманной личности. Образовательная среда имеет сложную структуру и включает сам образовательный процесс (образовательные программы), его воспитательную подсистему, программы дополнительного образования, внеклассную работу, школьное самоуправление, эстетику быта, интерьер учебных классов, школьного здания в целом, взаимосвязи с окружающей средой. Важно, чтобы все компоненты образовательной среды действовали согласованно и оказывали воспитательное влияние на личность школьника в соответствии с его потребностями, интересами и склонностями.

К. В. Гавриловец характеризует развивающую среду как деятельное общение в системах «учителя — руководство школы», «учитель — ученики», которое возникает в процессе анализа насущных проблем школьной и внутриклассной жизни и совместного выбора средств их решения. В частности развивающую среду создают разновозрастное общение в разнообразных творческих объединениях в школе; парная и групповая формы взаимодействия в учебной и внеурочной деятельности; коллективное обсуждение и анализ результатов проведенных дел; исследовательская, краеведческая работа и др. К. В. Гавриловец пришла к важному в контексте рассматриваемой проблемы выводу о том, что педагог, будучи субъектом гуманистической воспитательной системы школы, призванным обеспечить разностороннее развитие своих учеников, сам должен жить и работать в режиме интенсивного личностного развития, позволяющем ему быть яркой индивидуальностью.

В. Т. Кабуш провел ретроспективный анализ воспитательных систем и пришел к выводу, что гуманистические воспитательные системы возникали в прошлом и существуют в настоящее время, как правило, в авторских школах, для которых характерны: гуманно-демократическая позиция лидера-руководителя образовательного учреждения, создание условий для реализации субъектности ученика, «мягкие» педагогические технологии, гуманные методы воспитания, установка на творчество, общинный характер отношений и демократический стиль управления [2]. Концептуальные положения, определяющие процесс формирования гуманистической системы школы, в изложении В. Т. Кабуша представлены на рисунке 79, а сформулированные ученым принципы, с учетом которых строится такая система, — в таблице 28.

 

 

 

Таким образом, в теории воспитательных систем выделены признаки гуманистических воспитательных систем (рис. 80) и решен вопрос о структуре воспитательной системы школы (учреждения образования) (рис. 81).

 

 

 

 

В основе создания любой воспитательной системы лежит теоретическая концепция, включающая цели, задачи, принципы, ведущие идеи, теории, положительный педагогический опыт. Теоретическая концепция реализуется через содержание, организацию, управление воспитательной системой, а также через общение и отношения между субъектами воспитательной системы. Воспитательная система проявляет свою целостность во взаимоотношениях с социумом, то есть с микро- и макросредой. Содержание системообразующей деятельности в каждой

школе (воспитательной системе) различно. Это может быть, например, разнообразная познавательная, исследовательская деятельность в разных сферах науки и культуры, краеведение, техническое или художественное творчество, спортивная деятельность и т. п. Воспитательная система школы создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, учащимися, родителями, учеными, представителями производства, спонсорами и др.

       Воспитательная система не статичное, а динамичное явление, поэтому для ее успешного создания и управления необходимо знать механизмы ее развития. Создание системы связано, с одной стороны, со стремлением участников и организаторов к упорядоченности компонентов, к целостности и интеграции, а с другой стороны, с тенденцией к росту независимости различных элементов системы, нарушению взаимодействия между ними, то есть к дезинтеграции. Например, интеграция может проявляться в сплочении коллектива, установлении устойчивых межличностных отношений, в стандартизации ситуаций, в развитии духовно-нравственных ценностей, в создании и преобразовании материальных элементов системы и т. п. Дезинтеграция может выражаться в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, проявлении ситуаций, противоречащих принятым нормам и ценностям, в разрушении материальных элементов системы и т. п. Разрешение противоречий между процессами интеграции и дезинтеграции является движущей силой развития воспитательной системы.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.