Технология кооперативного обучения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Технология кооперативного обучения



 

Разработка технологии кооперативного обучения (совместного обучения в малых группах или обучения в сотрудничестве) в зарубежной педагогике (Р. Славин, Р. Джонсон, Д. Джонсон, Э. Аронсон, Ш. Шаран и другие) началась в 1970-е годы ХХ века. «Главная идея обучения в сотрудничестве ‒ учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!» [6, с. 27]. Охарактеризуем существующие варианты технологии кооперативного обучения (рис. 58).

 

1. «Обучение в команде» ( Student Team Learning , STL ).«Групповые цели» и успех всей группы могут быть достигнуты только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами группы при работе над темой (проблемой, вопросом). Основные принципы технологии «Обучение в команде»:

 Поощрение всей команды: группа (команда) за одно выполненное задание получает одну на всех ее членов «награду» в виде отметки, какого-либо поощрения, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. При этом группы друг с другом не соревнуются.

 Каждый ученик (член команды) несет персональную ответственность за успех или неуспех всей команды. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и в случае необходимости всей командой приходить на помощь отдельному ученику. Команда заинтересована в том, чтобы каждый ее член был готов к любой форме контроля, которая может быть предложена ему учителем вне группы.

 Каждый ученик приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных ранее достигнутых результатов. Это дает равные возможности более успешным, менее успешным и отстающим учащимся в получении очков для своей команды, а также стимулирует их желание поднимать выше свою персональную «планку». Кроме того, ученик понимает, что необходимо стремиться к улучшению собственныхрезультатов для успеха всей группы.

В образовательной практике реализуются также модификации (разновидности) технологии «Обучение в команде» («Совместное обучение в малых группах», «Обучение в командах на основе игры, турнира»; разновидности STL, предназначенные для конкретного предмета и определенного возраста).Так, организация «Совместного обучения в малых группах» предусматривает комплектование групп учащихся, состоящих из четырех человек разного уровня обученности. После объяснения нового материала учитель предлагает группам определенное задание на его закрепление. Задание дается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). Во втором случае выполнение задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий группами учитель организует общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (в случае одинакового задания для всех групп) или рассмотрение выполнения заданий каждой группой (в случае разных заданий для групп). Когда учитель убедился, что материал усвоен учащимися, он предлагает им проверочный тест, над выполнением заданий которого учащиеся работают вне группы, индивидуально. При этом задания дифференцируются по уровню сложности для каждого ученика. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Важно, что каждый ученик соревнуется не с другим учеником, а со своим ранее достигнутым результатом. Данная технология оказывается очень эффективной для усвоения нового материала каждым учеником.



2. «Пила», или «Мозаика» (с англ. jigsaw ‒ «ажурная пила», «машинная ножовка»). Учащиеся объединяются в группы по четыре-шесть человек и работают над учебным материалом, разбитым на фрагменты (логические или смысловые части, блоки). Каждый член группы изучает материал своей части. Затем учащиеся из разных групп, но изучающие одну и ту же часть, встречаются и обмениваются информацией как «эксперты» по определенному вопросу («встреча экспертов»). Затем они возвращаются в группы и обучают других членов группы. Те, в свою очередь, обучают своей части задания. Представим данную технологию схематично для трех групп из четырех человек (по Е. В. Попковой) (рис. 59). Для того чтобы изучить весь материал (все его фрагменты), необходимо внимательно слушать партнеров по команде, делать записи в тетради и т. п. Каждый в отдельности и вся командав целом отчитываются по всей теме. На заключительном этапе учитель может попросить каждого члена группы ответить на любой вопрос по данной теме. Данная технология имеет модификации.



3. «Учимся вместе» («Learningtogether»). Класс делится на разнородные по уровню обученности группы по 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся частью общей темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Разработчики технологии обращают внимание учителей на необходимость комплектовать группы с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого ученика. Важно также правильно разрабатывать задания для каждой конкретной группы. Внутри группы ученики самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания: отслеживание правильности выполнения заданий партнерами, мониторинг активности каждого ученика в решении общей задачи, культуры общения внутри группы. Учитель также контролирует не только успешность выполнения учебного задания группами учащихся, но и характер их обще

ния между собой, методы оказания необходимой помощи друг другу и т. п.

4. Исследовательская работа учащихся в группах также является вариантом кооперативного обучения. Учащиеся работают индивидуально или в группах по 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, намеченной на изучение всем классом. В рамках подтемы каждый ученик получает индивидуальное задание. Обсуждения, дискуссии в группах дают представление о работе любого ученика. Группа составляет общий доклад на основе заданий, выполненных каждым учеником. Этот доклад группа представляет перед всем классом. На основе вышесказанного назовем основные отличия работы в малых группах по технологии кооперативного обучения от других (традиционных) форм групповой работы (рис. 60).

 

Учителю необходимо обеспечить условия, которые позволили бы реально создать объективную зависимость учащихся друг от друга (зависимость от единой цели, источников информации, единого для всех материала, комплекта оборудования, одинакового для всей группы поощрения), а также достаточно действенные способы стимулирования совместной деятельности, достижения значимых для всей группы результатов. Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно, их формирование должно стать одной из задач учителя. Кооперативное обучение не только подготавливает учащихся к работе над проектами, формируя у них необходимые интеллектуальные, исследовательские, коммуникативные умения, но и органично интегрируется с технологией проектного обучения.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.