И знаковых моделей учебного материала — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

И знаковых моделей учебного материала

2019-08-03 404
И знаковых моделей учебного материала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Логическая структура содержания обучения на уровне учебного предмета и учебного материала определяется не только логикой науки, но и совокупностью целей, принципов обучения, а также особенностями учебно-познавательной деятельности. В частности, в содержании обучения реализуются принципы системности и оптимальности, в нем должны быть представлены не только знания, но и способы рационального овладения знаниями. Эти идеи находят свое воплощение в технологиях на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала (по классификации Г.К. Селевко). Примером указанных технологий является технология обучения на основе укрупнения дидактических единиц, теоретически обоснованная академиком РАО П.М. Эрдниевым. Основные понятия этой теории ‒ «дидактическая единица» (совокупность взаимосвязанных вопросов или групп задач, рассматриваемых в рамках одного урока) и укрупненная дидактическая единица (УДЕ). УДЕ ‒ локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

Технология обучения на основе укрупнения дидактических единиц — это технология, в рамках которой осуществляется реконструирование учебного материала посредством создания информационных (дидактических) единиц, включающих систему логически взаимосвязанных понятий. Целевые ориентации данной технологии: формирование у обучаемых целостных, глубоких, прочных знаний и умений по предмету (по математике); психическое развитие учащихся; создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность. Эти целевые ориентации определяют особенности содержания обучения как внутри учебных предметов, так и внутри блока родственных предметов (рис. 48).

 

Обучение, согласно концепции П. М. Эрдниева, строится по схеме: усвоение недифференцированного целого в его первом приближении; выделение в целом элементов и их взаимосвязей; формирование на основе усвоенных компонентов и их взаимосвязей более совершенного и точного целостного образа. Укрупнение дидактических единиц достигается разными способами. Широко применяются упражнения-триады (рис. 49) и многокомпонентные задания (рис. 50) (по Г. К. Селевко).

 

Увеличивается удельный вес творческих заданий по самостоятельному составлению учащимися задач, примеров и т. п. В ходе объяснения учебного материала широко используются слово, рисунок (чертеж), символ, число, модель, физический опыт, «несущие» математическую или иную информацию.Значение данной технологии состоит и в том, что ее реализация в учебном процессе с одновременным введением в содержание образования обобщающих понятий дает возможность овладеть большим объемом информации в сконцентрированном виде. В качестве побочного положительного эффекта наблюдается экономия времени при изучении учебного материала (по данным П. М. Эрдниева, она достигает 17—20 %).

Идея укрупнения дидактических единиц используется также в других педагогических технологиях, например, в интегральной образовательной технологии (В. В. Гузеев), в технологии обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов). Рассмотрим технологию обучения, созданную и реализованную педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым, а вслед за ним — многими другими учителями, преподающими разные учебные предметы. Девиз учителя В.Ф. Шаталова, опыт которого стал известен в начале 70-х годов ХХ века, — «Учиться победно!». Он верит в возможность усвоения учебного материала всеми учениками на хорошем или отличном (высоком) уровне. Дидактическая система В. Ф. Шаталова построена так, чтобы вызывать у учащихся чувство уверенности в своих силах и способностях. Как и другие представители педагогики сотрудничества, он уделяет первостепенное внимание формированию у учащихся познавательной потребности, интереса к своей учебно-познавательной деятельности, а также ответственности за ее результаты. Это обеспечивается соответствующей системой принципов обучения (рис. 51).

К особенностям дидактической концепции и технологии В. Ф. Шаталова также относятся:

 Строго определенная организация учебного процесса, представленная алгоритмом учебной деятельности.С его помощью педагог получает возможность «достаточно жесткого и поэтапного управления познавательнойдеятельностью школьников» (В. В. Давыдов).

 Изучение учебного материала укрупненными единицами (блочное обучение), «опережающее обучение» и обучение быстрым темпом (высокий уровень трудности).

 Авторские пособия и дидактические средства (опорные сигналы, опорные листы, конспекты, плакаты, плашки решаемых задач и т. д.).

 Применение коллективной формы обучения, игровых методов и т. д.

В.Ф. Шаталов и его ученики используют в процессе обучения «опоры», «опорные сигналы», «опорные конспекты», «опорные плакаты». Опора — ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка. Опорный сигнал — ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок), заменяющий некое смысловое значение. Опорный конспект — система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, наглядной схемы, в которой отражаются подлежащие усвоению единицы информации. Опорный плакат — увеличенная копия опорного конспекта, используемая учителем при изложении учебного материала. Деятельность учителя по составлению опорного конспекта можно представить в виде алгоритма (рис. 52) (по Е. В. Попковой).

 

В процессе изучения теоретического материала по каждой учебной теме педагог придерживается строгой последовательности этапов (рис. 53).

 

 

Изучение учебного материала укрупненными единицами приводит к быстрому темпу его изучения. Последнее дает возможность многократно и вариативно повторять материал. Кроме того, «высвободившееся время» используется для опережающего обучения, суть которого заключается в попутном изучении отдельных вопросов тем, которые еще предстоит изучать. В итоге опережение может привести к тому, что курс, рассчитанный на три учебных года, осваивается учащимися за два, при этом перегрузка домашними заданиями не наблюдается. По В. Ф. Шаталову, сначала изучается теоретический материал, а затем отрабатываются практические умения и навыки по его применению в ходе выполнения практических работ и решения задач. Педагог не задает домашние задания на каждом уроке, а указывает номера задач, которые желательно решить по всей учебной теме. Поэтому планирование домашней работы каждый ученик осуществляет самостоятельно, определяя, какие задачи и сколько их он решит. В классе висит ведомость учета решенных задач: клеточки, соответствующие решенным задачам, закрашиваются напротив соответствующей фамилии ученика. Опыт подобной организации домашней работы учащихся показал, что они приучаются к самостоятельности, самоорганизации, у них развивается интерес и учебная мотивация в целом.

В технологии обучения В. Ф. Шаталова применяются разнообразные формы контроля: письменный опрос по опорным конспектам, громкий устный опрос, тихий опрос, магнитофонный опрос, парный взаимоконтроль,групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка. В целом реализуется сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой и поэтапный контроль каждого. Применяется лист учета знаний (табл. 19). В нем каждый ученик может исправить любую свою отметку на более высокую.

В технологии В. Ф. Шаталова много и других новаторских находок. С ними вы познакомитесь, прочитав книги самого педагога («Куда и как исчезли тройки» (1979), «Точка опоры» (1987), «Психологические контакты» (1992) и др.).

 

 

Игровые технологии

Игра есть вид непродуктивной деятельности человека в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение социального опыта. В процессе игровой деятельности складывается и совершенствуется управление поведением человека (Д. Б. Эльконин). Психологические механизмы игровой деятельности основываются на фундаментальных потребностях личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Содержание детских игр развивается с возрастом ребенка от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и затем к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. 

Игра педагогическая — деятельность обучающихся, мотивом которой является сам процесс этой деятельности и действия с воображаемыми предметами в условной или реальной ситуации, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания и обучения. В современном учреждении образования игровая деятельность используется как самостоятельная технология изучения понятия, содержания темы или раздела учебного предмета; элемент другой технологии; технология внеклассной воспитательной работы; в качестве урока (занятия) или его этапа. 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще (в литературных источниках насчитывается около 200 разновидностей игр) педагогическая игра обладает четко поставленными целями обучения и воспитания и соответствующими этим целям педагогическими результатами. Знание функций и классификации педагогических игр поможет учителю определить место и роль игровой технологии в педагогическом процессе.

По виду деятельности игры разделяют на двигательные (физические), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: 1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2) познавательные, воспитательные, развивающие; 3) репродуктивные, продуктивные, творческие; 4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. По характеру игровой методики игры подразделяют на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации и др. По предметной области выделяются игры по всем школьным предметам. Кроме того, специфику игровой технологии определяет среда, в которой она проводится. По этому основанию различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с другими техническими средствами обучения, а также с различными средствами передвижения. Охарактеризуем целевые ориентации игровых технологий (рис. 54).

 

Исследователи феномена игры (С. А. Шмаков и другие) выделили свойственные ей функции: социализация (включение ребенка в систему общественных отношений); межнациональная коммуникация (усвоение общечеловеческих ценностей, культуры представителей различных национальностей); самореализация (возможность проявить себя); диагностика и самодиагностика; терапевтическая и коррекционная функции (использование игры как средства преодоления различных трудностей в поведении, общении, учении и т. п., внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); развлекательная функция (доставляет удовольствие,побуждает интерес к чему-либо, переживание радости от совместной деятельности и общения с другими участниками игры). Кроме того, педагогическая игра выполняет еще ряд функций (по С. С. Кашлеву) (рис. 55).

 

 

Игровая технология реализуется в процессе обучения (на уроке) при помощи игровых приемов и ситуаций, которые стимулируют учащихся к учебной деятельности. Пути реализации игровой технологии на уроке: цели обучения ставятся перед учащимися в форме игровой задачи, для чего, например, вводится элемент соревнования; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется как средство игры; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. В младшем школьном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, способствующие развитию связной речи, словарного запаса, числовых представлений, памяти, внимания, мышления, укреплению воли, воспитанию нравственных качеств и привычек поведения. В старшем школьном возрасте и в процессе обучения взрослой аудитории наряду с дидактическими играми применяются деловые игры и их различные модификации: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Технология организации и проведения дидактической игры проектируется с учетом принципов добровольности, соревновательности, занимательности, коллективности, эмоциональности, удовлетворения потребностив самореализации, следования установленным правилам.

Приведем один из вариантов технологии дидактической игры (рис. 56).

 

Особенность деловых игр заключается в том, что в них на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения: выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и затем имитируется его реализация на практике. Виды деловых игр: производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные, комплексные.

В процессе обучения находят применение именно деловые учебные игры. Они используются для решениякомплексных задач усвоения нового материала, закрепления знаний, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Деловая игра на уроке может включать следующие этапы: знакомство с реальной ситуацией; построение имитационной модели; постановка главной задачи командам (группам и т. п.), уточнение их роли в игре; создание игровой проблемной ситуации; вычленение теоретического материала, необходимого для решения проблемы; разрешение проблемы; обсуждение и проверка полученных результатов; коррекция; реализация принятого решения; анализ итогов работы; оценка результатов работы.

Ролевая игра — социально-психологический тренинг, в процессе которого отрабатываются способы реагирования на разнообразные жизненные ситуации и способы поведения в этих ситуациях. Подразделяются на имитационные (в центре находится имитация определенного профессионального действия); ситуационные(связаны с решением конкретной проблемы в игровой ситуации); условные игры (в них разрешаются, например, учебные или производственные конфликты). Для проведения таких игр разрабатывается модель ситуации, распределяются роли с «обязательным содержанием». Психодрама и социодрама — разновидности ролевой игры. Их цель — сформировать умение управлять стилем своего поведения за счет осознания особенностей восприятия ученика окружающими, развивать такие качества, как чувствительность, восприимчивость к психическому состоянию другого человека. Эти методы эффективны для формирования психологического такта, развития эмпатии. Операционные игры направлены на развитие каких-либо умений (операций), например, умений писать сочинения, вести дискуссии, решать задачи.

Название интерактивных методов педагогического процесса происходит от психологического термина «интеракция», что означает взаимодействие, которое при этом понимается как непосредственная межличностная коммуникация участников. Исследователи (С. С. Кашлев и другие) определяют интерактивные методы педагогического процесса как способы целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий своего обучения и воспитания. Выделены также основные характеристики (признаки, атрибуты) интерактивных методов обучения, определяющие содержание и технологию интерактивного обучения (рис. 57).

 

 

В зависимости от ведущих функций интерактивные методы педагогического процесса подразделяются на методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; методы обмена деятельностями; методы мыследеятельности; методы смыслотворчества; методы рефлексивной деятельности; интерактивные игры. При этом интерактивная игра интегрирует все другие интерактивные методы. Описание некоторых интерактивных игр приводится, например, в пособиях С. С. Кашлева [3], [4].

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.