Технология проблемного обучения. Исследовательская технология обучения — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Технология проблемного обучения. Исследовательская технология обучения

2019-08-03 909
Технология проблемного обучения. Исследовательская технология обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Технология проблемного обучения является одним из наиболее эффективных средств активизации учебно-познавательной деятельности. В истории педагогики проблемное обучение называли то сократическим, то эвристическим, то собственно проблемным (проблемно-эвристическим). Известно, что древнегреческий философ Сократ (ок. 470−399 до н. э.) вел беседы со своими учениками по вопросам нравственности. Используя наводящие вопросы, Сократ обсуждал с учащимися те или иные проблемы. Идеи проблемного обучения особенно интенсивно развивались и распространялись в образовательной практике XX века. В зарубежной педагогике концепцию проблемного обучения развивал американский педагог Дж. Дьюи (1859−1952), утверждавший, что мышление есть решение проблем. Он полагал, что учебный процесс должен строиться по схеме мышления: возникновение проблемной ситуации − анализ данных − выдвижение гипотезы − ее проверка. В 1913 году Б. Е. Райков ввел термин «исследовательский метод». Исследовательские методы были популярны в нашей стране в 20-е годы прошлого века. Затем проблемное обучение практически не применялось. И только в 60-е годы теория проблемного обучения начинает активно разрабатываться психологами и дидактами (Т. В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М. И. Махмутов, З.И. Калмыкова и др.).

Проблемное обучение заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций; осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учащихся и под общим руководством учителя, направляющего их деятельность. Этот вид обучения способствует формированию у учащихся необходимой системы знаний, умений и навыков; достижению высокого уровня развития учеников, развития их способности к самообучению и самовоспитанию; формированию особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся.

Для того чтобы охарактеризовать проблемное обучение, необходимо определить понятия: «проблемная ситуация», «проблема», «проблемная задача». Проблемная ситуация с позиции учителя — это особая организация учебного процесса с помощью постановки вопросов, активизирующих действий и других методических приемов учителя, подчеркивающих противоречия, важность, новизну и другие отличительные свойства объекта познания. Проблемная ситуация с позиции ученика − определенное психическое состояние, интеллектуальное затруднение субъекта, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готового решения и которое требует усвоения новых знаний и способов деятельности. Проблемная ситуация − это противоречие (конфликт) между знанием (прошлым опытом) и незнанием, как объяснить новые явления. Данное противоречие является условием возникновения познавательной потребности. Проблемная ситуация предполагает также интеллектуальные возможности учащегося к «открытию» нового. Для того чтобы ученик принял ту или иную проблемную ситуацию к разрешению, необходимо, во-первых, чтобы проблемная ситуация представляла для ученика интерес, а во-вторых, чтобы он чувствовал, что разрешение возникшего противоречия ему по силам.

Проблема − проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него знания, практический опыт и т.п. Проблемная задача есть проблема, принятая к решению и оформленная словесно так, что известное отделено от неизвестного. В процессе решения проблемной задачи и происходит приобретение и усвоение недостающих знаний. Проблемная задача всегда является нестандартной, поисковой, так как не имеет готового алгоритма решения.

Применяются различные методические приемы создания проблемных ситуаций (рис. 44).

 

 

 

Формами выражения учебной проблемы наряду с проблемной задачей являются проблемный вопрос и проблемное задание. В отличие от информационного вопроса (задается с целью получения знаний, известных ученику, в виде его ответа) проблемный вопрос вызывает у учащихся интеллектуальное затруднение, так как у них нет готовой информации для ответа. В таком вопросе скрыто противоречие, он предполагает возможность неоднозначного ответа. Задание становится проблемным, если его выполнение требует сложной поисковой или творческой познавательной деятельности (изобретательство, эксперимент, сочинительство и т. п.).

По существующим видам творчества ученый-педагог М. И. Махмутов выделил три вида проблемного обучения (рис. 45).

 

 

Все виды проблемного обучения характеризуются не только наличием поиска и решения проблемы, но и сочетанием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся с преобладанием одной из них. Последнее обстоятельство определяет тот или иной уровень проблемного обучения. Основными уровнями проблемного обучения и одновременно путями его реализации являются: проблемное изложение материала преподавателем, частично-поисковая деятельность учащихся, исследовательская деятельность учащихся (рис. 46).

Рассмотрим этапы проблемного обучения с позиции учителя и с позиции учащихся (табл. 18).

 

В педагогической литературе обобщен опыт организации проблемного обучения и сформулированы технологические требования к его осуществлению (И. А. Ильницкая). Так, планируя проблемное изучение содержания темы (раздела), необходимо установить его возможность и дидактическую целесообразность. При этом учитывается специфика содержания изучаемого материала, его сложность, характер информации и т. п. Кроме того, важно выявить уровень знаний учащихся по изучаемой теме, уровень их интеллектуального развития. Затем разрабатывается система конкретных заданий, с помощью которых учитель сможет создать проблемную ситуацию, а учащиеся, соответственно, смогут обнаружить противоречие на пути движения от незнания к знанию. Проблемное обучение активизирует и развивает мышление (логику, диалектику, творчество), другие познавательные процессы, учебно-познавательную деятельность учащихся в целом; развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; вызывает у учащихся интеллектуальные чувства, формирует познавательные интересы; обеспечивает прочность приобретаемых знаний, способствует превращению знаний в убеждения.

Вместе с тем существуют ограничения в применении технологии проблемного обучения, обусловленные следующими обстоятельствами:

 Применение технологии проблемного обучения требует от учителя определенных знаний, педагогического мастерства, творчества.

 Проблемное обучение предполагает в качестве своего содержания материал высокого уровня значимости, допускающий неоднозначные, альтернативные подходы, толкования и оценки.

 Проблемное обучение приемлемо тогда, когда у учащихся имеется необходимый уровень знаний и умений, определенный опыт в изучаемой области.

 Проектирование и реализация проблемного обучения требует значительных временных затрат.

Технология проблемного обучения реализуется на практике как самостоятельная, автономная или как проникающая, органичная часть других технологий обучения (игровых технологий, технологий кооперативного,проектного обучения и др.).

Исследовательская технология обучения или технология обучения как учебного исследования (М. В. Кларин) может рассматриваться как вариант технологии проблемного обучения или как самостоятельная технология, которая находится в тесной взаимосвязи и одной группе педагогических технологий с проблемным и эвристическим обучением. Исследовательская технология обучения — система действий педагога по организации учебно-познавательной деятельности путем постановки и самостоятельного творческого решения учащимися познавательных и практических задач, в ходе которого учащиеся проходят все или большинство этапов исследования (см. рис. 46 выше).

       Д.Г. Левитес, обобщив теорию и практику реализации исследовательского подхода к обучению, предложил алгоритм обучения как учебного исследования (рис. 47).

 

 

 

Важнейшим условием реализации исследовательской технологии обучения является подготовка учащихся к исследовательской деятельности. В этом плане представляет интерес методика поэлементного обучения исследованию через систему фрагментарных учебно–исследовательских заданий (практикумов) (по И. З. Гликману):

 подбор литературы по теме занятия или для рефератов и докладов;

 чтение отрывков из научной литературы с критическим анализом текста и предложением

 своих вариантов решения проблем, отличных от авторского;

 дискуссии по проблемным, слабо разработанным в науке темам;

 планирование ответа на учебный вопрос, составление плана выступления;

 конспектирование научной статьи или параграфа книги;

 разработка целей, задач, плана предстоящего исследования;

 разработка, оценка, защита гипотез;

 «мозговой штурм», посвященный решению той или иной научной или практической проблемы, как вариант исследовательской игры;

 научное наблюдение во время урока (семинара) или во внеурочное время с отчетом на следующем уроке (семинаре);

 научный опрос (беседа, интервьюирование, анкетирование и т. п.), анализ его результатов;

 подготовка и проведение тестирования и шкалирования;

 подготовка, планирование эксперимента;

 теоретическое осмысливание собранного эмпирического и теоретического материала;

 составление таблиц и схем;

 иллюстрирование научных текстов (значки, символы, рисунки, фотоснимки и т. д.); 52

 выполнение целостного пробного исследования (сокращаются сроки исследования, упрощается оформление результатов);

 оформление результатов исследований;

 научное сообщение по одному-двум литературным источникам (мини-реферат).

Реализуя систему приведенных выше заданий, педагог постепенно будет включать учащихся в исследовательскую деятельность. Исследовательская технология обучения применима на всех ступенях обучения с учетом возрастных возможностей и уровня подготовленности учащихся.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.