Технологии организации познавательной — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Технологии организации познавательной

2019-08-03 467
Технологии организации познавательной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОДУЛЬ 11

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Найти путь, как добывать знания, когда они нужны, —  

вот настоящая цель приобретения знаний в школе, а не знания сами по себе…

Дж. Дьюи

 

Основные вопросы

 

1. Учебно-познавательная деятельность и технологический подход к ее организации.

2. Технологии полного усвоения знаний и организации усвоения содержания темы урока.

3. Технология проблемного обучения. Исследовательская технология обучения.

4. Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала.

5. Игровые технологии.

6. Технология кооперативного обучения.

7. Технология проектного обучения.

 

 

Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных

Игровые технологии

Игра есть вид непродуктивной деятельности человека в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение социального опыта. В процессе игровой деятельности складывается и совершенствуется управление поведением человека (Д. Б. Эльконин). Психологические механизмы игровой деятельности основываются на фундаментальных потребностях личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Содержание детских игр развивается с возрастом ребенка от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и затем к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. 

Игра педагогическая — деятельность обучающихся, мотивом которой является сам процесс этой деятельности и действия с воображаемыми предметами в условной или реальной ситуации, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания и обучения. В современном учреждении образования игровая деятельность используется как самостоятельная технология изучения понятия, содержания темы или раздела учебного предмета; элемент другой технологии; технология внеклассной воспитательной работы; в качестве урока (занятия) или его этапа. 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще (в литературных источниках насчитывается около 200 разновидностей игр) педагогическая игра обладает четко поставленными целями обучения и воспитания и соответствующими этим целям педагогическими результатами. Знание функций и классификации педагогических игр поможет учителю определить место и роль игровой технологии в педагогическом процессе.

По виду деятельности игры разделяют на двигательные (физические), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: 1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2) познавательные, воспитательные, развивающие; 3) репродуктивные, продуктивные, творческие; 4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. По характеру игровой методики игры подразделяют на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации и др. По предметной области выделяются игры по всем школьным предметам. Кроме того, специфику игровой технологии определяет среда, в которой она проводится. По этому основанию различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с другими техническими средствами обучения, а также с различными средствами передвижения. Охарактеризуем целевые ориентации игровых технологий (рис. 54).

 

Исследователи феномена игры (С. А. Шмаков и другие) выделили свойственные ей функции: социализация (включение ребенка в систему общественных отношений); межнациональная коммуникация (усвоение общечеловеческих ценностей, культуры представителей различных национальностей); самореализация (возможность проявить себя); диагностика и самодиагностика; терапевтическая и коррекционная функции (использование игры как средства преодоления различных трудностей в поведении, общении, учении и т. п., внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); развлекательная функция (доставляет удовольствие,побуждает интерес к чему-либо, переживание радости от совместной деятельности и общения с другими участниками игры). Кроме того, педагогическая игра выполняет еще ряд функций (по С. С. Кашлеву) (рис. 55).

 

 

Игровая технология реализуется в процессе обучения (на уроке) при помощи игровых приемов и ситуаций, которые стимулируют учащихся к учебной деятельности. Пути реализации игровой технологии на уроке: цели обучения ставятся перед учащимися в форме игровой задачи, для чего, например, вводится элемент соревнования; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется как средство игры; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. В младшем школьном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, способствующие развитию связной речи, словарного запаса, числовых представлений, памяти, внимания, мышления, укреплению воли, воспитанию нравственных качеств и привычек поведения. В старшем школьном возрасте и в процессе обучения взрослой аудитории наряду с дидактическими играми применяются деловые игры и их различные модификации: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Технология организации и проведения дидактической игры проектируется с учетом принципов добровольности, соревновательности, занимательности, коллективности, эмоциональности, удовлетворения потребностив самореализации, следования установленным правилам.

Приведем один из вариантов технологии дидактической игры (рис. 56).

 

Особенность деловых игр заключается в том, что в них на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения: выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и затем имитируется его реализация на практике. Виды деловых игр: производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные, комплексные.

В процессе обучения находят применение именно деловые учебные игры. Они используются для решениякомплексных задач усвоения нового материала, закрепления знаний, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Деловая игра на уроке может включать следующие этапы: знакомство с реальной ситуацией; построение имитационной модели; постановка главной задачи командам (группам и т. п.), уточнение их роли в игре; создание игровой проблемной ситуации; вычленение теоретического материала, необходимого для решения проблемы; разрешение проблемы; обсуждение и проверка полученных результатов; коррекция; реализация принятого решения; анализ итогов работы; оценка результатов работы.

Ролевая игра — социально-психологический тренинг, в процессе которого отрабатываются способы реагирования на разнообразные жизненные ситуации и способы поведения в этих ситуациях. Подразделяются на имитационные (в центре находится имитация определенного профессионального действия); ситуационные(связаны с решением конкретной проблемы в игровой ситуации); условные игры (в них разрешаются, например, учебные или производственные конфликты). Для проведения таких игр разрабатывается модель ситуации, распределяются роли с «обязательным содержанием». Психодрама и социодрама — разновидности ролевой игры. Их цель — сформировать умение управлять стилем своего поведения за счет осознания особенностей восприятия ученика окружающими, развивать такие качества, как чувствительность, восприимчивость к психическому состоянию другого человека. Эти методы эффективны для формирования психологического такта, развития эмпатии. Операционные игры направлены на развитие каких-либо умений (операций), например, умений писать сочинения, вести дискуссии, решать задачи.

Название интерактивных методов педагогического процесса происходит от психологического термина «интеракция», что означает взаимодействие, которое при этом понимается как непосредственная межличностная коммуникация участников. Исследователи (С. С. Кашлев и другие) определяют интерактивные методы педагогического процесса как способы целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий своего обучения и воспитания. Выделены также основные характеристики (признаки, атрибуты) интерактивных методов обучения, определяющие содержание и технологию интерактивного обучения (рис. 57).

 

 

В зависимости от ведущих функций интерактивные методы педагогического процесса подразделяются на методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; методы обмена деятельностями; методы мыследеятельности; методы смыслотворчества; методы рефлексивной деятельности; интерактивные игры. При этом интерактивная игра интегрирует все другие интерактивные методы. Описание некоторых интерактивных игр приводится, например, в пособиях С. С. Кашлева [3], [4].

 

Глоссарий

Учебно–познавательная деятельность — целенаправленная познавательная деятельность обучающихся, направленная на усвоение системы знаний, овладение способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Активизация учебно–познавательной деятельности — целенаправленная деятельность учителя по разработке и применению таких методов, средств, форм, содержания обучения, которые способствуют повышению интереса, творческой активности и самостоятельности учащегося в усвоении знаний, формировании умений и навыков, в их применении на практике.

Оптимизация учебно-познавательной деятельности предполагает выбор учителем таких методов, средств, форм, содержания обучения, которые являются наилучшими с точки зрения определенных критериев (стандартов), наилучшими для конкретных условий и наилучшими из всех возможных вариантов, то есть обеспечивают достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.

Проблемное обучение — вид обучения, который заключается в создании педагогом проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе максимально возможной самостоятельной деятельности учащихсяпод общим руководством учителя, направляющего их деятельность.

Исследовательская технология обучения — система действий педагога по организации учебно-познавательной деятельности путем постановки и самостоятельного творческого решения учащимися познавательных и практических задач, в ходе которого учащиеся проходят все или большинство этапов исследования (см. исследовательский проект).

Технология обучения на основе укрупнения дидактических единиц (П. М. Эрдниев) — технология обучения, в рамках которой реконструирование учебного материала осуществляется посредством создания информационных единиц, включающих систему логически взаимосвязанных понятий.

Игра педагогическая — деятельность обучающихся, мотивом которой является сам процесс этой деятельности и действия с воображаемыми предметами в условной или реальной ситуации, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания и обучения.

Кооперативное обучение — совместное обучение учащихся в малых группах, в основе организации которого лежат принципы взаимозависимости всех членов группы, общей оценки (поощрения) работы всей группы, персональной ответственности каждого ученика за успех или неуспех всей группы, поощрение ученика за улучшение предыдущих результатов учения через поощрение всей группы.

Проектное обучение — обучение, которое осуществляется посредством совокупности проблемных, поисковых, исследовательских методов, позволяющих решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов решения, имеющих познавательную, теоретическую или практическую значимость.

Информационный проект — проект, имеющий целью сбор информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т. п.

Исследовательский проект — проект, моделирующий ситуацию реального научного поиска, то есть предполагающий доказательство актуальности темы исследования, формулирование проблемы, предмета исследования, определение задач и методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования.

Практико–ориентированный (прикладной) проект — проект с четко обозначенным социально значимым результатом деятельности его участников.

 

 

МОДУЛЬ 11

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Найти путь, как добывать знания, когда они нужны, —  

вот настоящая цель приобретения знаний в школе, а не знания сами по себе…

Дж. Дьюи

 

Основные вопросы

 

1. Учебно-познавательная деятельность и технологический подход к ее организации.

2. Технологии полного усвоения знаний и организации усвоения содержания темы урока.

3. Технология проблемного обучения. Исследовательская технология обучения.

4. Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала.

5. Игровые технологии.

6. Технология кооперативного обучения.

7. Технология проектного обучения.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.