Исследовательских проектов обучающихся — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Исследовательских проектов обучающихся

2019-08-01 893
Исследовательских проектов обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «ВЗЛЕТ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

В 2018/19 УЧЕБНЫЙ ГОД

Название секции «Литература»

 

Тема: «Женские образы и судьбы в поэзии

 М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой»

Хлопушина Полина Георгиевна, Класс:   Руководитель: Лёшина Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы     Работа допущена к защите: «»                  2019 г.   Количество баллов:_________  

Сызрань 2019 год

Содержание

 

Введение........................................................................................................................................... 3

Основная часть

1. Теоретические предпосылки изучения образа лирической героини..................................... 5

1.1. Понятие о лирическом герое в поэтическом произведении......................................... 5

1.2. Своеобразие изображения женского образа в поэзии Серебряного века...................... 6

2. Женские образы и судьбы в поэзии М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой............................. 9

2.1. Два поэта – две судьбы – два характера............................................................................ 9

2.2. Внутренний мир лирической героини в поэзии М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой: сравнительный анализ..................................................................................................................................... 14

Заключение..................................................................................................................................... 20

Библиографический список......................................................................................................... 21

 

Аннотация

 

Актуальность нашей работы обусловлена стремлением осуществить сравнительный анализ нравственной проблематики женской судьбы, изображённой в поэзии А.Ахматовой и М.Цветаевой; так как данный вопрос ранее не находил достаточно полного отражения в работах исследователей.

Цель: сопоставить судьбы двух поэтесс и выявить своеобразие в изображении лирической героини их произведений.

Краткие итоги проведенного сопоставления таковы. Женский образ в поэзии А. Ахматовой бесконечно разнообразен. В женском образе, созданном М. Цветаевой,  больше "высокой болезни", стихии чувства, женской самоотдачи.

Можно сказать, что в лирической героине А. Ахматовой в целом больше психологической зрелости, опыта; в героине М. Цветаевой - больше вечной юности. В их любовной лирике есть созвучье и разнозвучье, так как есть оно в душах разных женщин: тех, кто любит их лирику; и тех, кто, быть может, с нею даже не знаком.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: женский образ, женская судьба, тема любви, нравственная проблематика женской судьбы, сравнительный анализ, позиция автора.

Введение

 

Будучи половиной человечества, женщина занимает значительное место в литературе любого народа. С целью претворения в жизнь прекрасных идеалов, устремлений и физической красоты женские образы в литературе и искусстве щедро наделялись такими качествами, как ум, красота, смелость, мудрость, обаяние и т.д. Создание художественного образа женщины в литературе уходит своими корнями в глубь веков, отражаясь как в фольклоре, так и в письменных литературных памятниках.

Начало 20 века подарило русской литературе два гениальных имени – Ахматова и Цветаева. Анна Ахматова и Марина Цветаева - эти имена в сознании читателей взаимно, как магнитом, притягивают друг друга, и особенно в любовной лирике, в изображении женского образа. Творчество этих женщин самобытно и оригинально. Рисуя лирическую героиню, поэты часто говорят об одном, хотя и по-разному. Однако есть то, что роднит этих великих поэтов – глубокая человечность, преданность своему «женскому» естеству, огромная любовь к Родине

Сегодня А.Ахматову и М. Цветаеву знают и любят миллионы людей не только у нас, но и во всем мире. Они показали то, насколько сильной может быть женщина, и в тоже время нежной и беззащитной, с богатым внутренним миром.

Актуальность нашей работы обусловлена стремлением осуществить сравнительный анализ нравственной проблематики женской судьбы, изображённой в поэзии А.Ахматовой и М.Цветаевой; так как несмотря на то, что их творчество привлекает неизменное внимание, данный вопрос ранее не находил достаточно полного отражения в работах исследователей.

Проблема: Исследование такого направления способствуют раскрытию художественной и эстетической сущности литературы. Изучение женских образов как важной части образной системы литературы, предоставляет возможность установить творческие принципы изображений, определить изобразительный метод авторов при создании женских типов, выявить наиболее их характерные особенности в сравнительном аспекте с женскими образами, созданными авторами в разные моменты жизни. Каковы причины непохожести в изображении женских образов в поэзии М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой?

Цель: на основе проведённого сравнительного  анализа сопоставить судьбы двух поэтесс и выявить своеобразие в изображении лирической героини их произведений. Это предполагает решение следующих задач:

Задачи:

1. определить содержание понятия «лирическая героиня»;

2. рассмотреть особенности женского образа с позиций философии и поэзии Серебряного века;

3. проанализировать жизненный путь А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой;

4. провести сравнительный анализ изображения лирической героини в творчестве М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой и выявить  нравственную проблематику женской судьбы на примере  их поэтического наследия.

Объект исследования: любовная лирика М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой.

Предмет исследования: женский образ, стремящийся к любви как нравственной ценности

Понятийный аппарат: женский образ, проблематика женской судьбы, тема любви, сравнительный анализ,  позиция автора.

Методы исследования:, эмпирический (изучение научной литературы), теоретический (литературоведческий анализ),  сравнительный анализ, систематизация, интерпретация.

Научная новизна работы. В результате исследования осуществлен анализ нравственной проблематики женской судьбы, отраженной в поэзии А.Ахматовой и М.Цветаевой; несмотря на то, что их творчество привлекает неизменное внимание, данный вопрос ранее не находил достаточно полного отражения в работах исследователей.

Решая   поставленные задачи, я познакомилась и изучила литературу, посвящённую творчеству М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой.  Также мы пользовались всеми видами источников – это и критические статьи, и материалы сайтов Internet. Много информации мы нашли на сайтах: http://tsvetaeva.synnegoria.com/WIN/index.html - «Мир Марины Цветаевой»: Культурное наследие Серебряного века; http://www.tsvetayeva.com/ - Наследие Марины Цветаевой; http://akhmatova-rgali.ru/ - Творческое наследие Анны Ахматовой; https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/3928.

А также изучили статью Копыловой Н. И.: «О любви в лирике М. Цветаевой и А. Ахматовой: сравнительный анализ»; Анны Саакянц «Два поэта — две женщины — две трагедии. Анна Ахматова и Марина Цветаева, работу Кардапольцевой В.Н. Женские лики России и многие другие.

 

 

 

1. Теоретические предпосылки изучения образа лирической героини

1.1. Понятие о лирическом герое в поэтическом произведении

 

Прежде чем анализировать своеобразие лирической героини поэтесс, необходимо рассмотреть понятия "лирика", "лирический герой", поскольку именно эти понятия являются основополагающими в данной теме.

Понятие «лирический герой» Литературный справочник раскрывает таким образом: «Лирический герой – условный образ человека в лирике. Обыкновенно близок самому автору (но не тождествен ему!). Лирический герой выражает не только личные переживания поэта, но и, как всякий образ, содержит в себе обобщение» [2].

Поэтический образ - вербальная форма, в которой поэт (шире - художник) воплотил воспринятые им события, объекты, процессы, явления потока жизни, значимые для его сознания.

Поэтический образ

1) раскрывает суть описываемого, закрепляя его в некоторой словесной «картинке», обладающей способностью к визуализации при восприятии;

2) фиксирует эмоциональный, чувственный и интеллектуальный облик значимых для автора событий реального или воображаемого мира.

Под «словесной картинкой» следует понимать не статичное одиночное «изображение», но «кадр» в череде подобных «кадров» (визуализация «увиденного» автором в форме поэтического образа не тождественна приёмам визуальной поэзии как искусства). Реалия, пусть и узнаваемая не без труда, никогда не исчезает в поэтическом образе окончательно.

Он связан и с действительностью, и с авторским сознанием, служит одним из средств познания и в определенном смысле подобен

1) модели как образцу, представителю, отображающей структуре во внехудожественных отраслях познания,

2) понятию как словесному представлению о явлении. Он возникает в стихотворении как идеальном дискурсе благодаря соединению значений отдельных поэтических слов в словосочетаниях и более крупных синтаксических единицах. Расположение поэтических слов в речевом потоке имеет характер инварианта, их смена ведёт к разрушению поэтического образа.

Колоссальное влияние на отечественную и мировую теорию поэтического образа оказало учение А. Потебни, для которого образ есть внутренняя форма (слова, сочетания слов, художественного произведения в целом).

Основные его характеристики таковы:

§ поэтический образ есть эстетический феномен, возбуждающий чувственное восприятие;

§ он конкретен, пластичен, поскольку, как бы скрупулезно ни воссоздавал бы автор свое умозрение в тексте, читатель всё равно способен домыслить, «достроить» изображение, исходя из собственного опыта;

§ поэтический образ есть посредник между 1) внешними явлениями, одинаково посторонними и автору-человеку, и читателю, 2) их проекцией на творящее сознание, 3) воспринимающим сознанием и 4) тем мыслимым самим автором объектом преображения, который нуждается в предметной расшифровке (образ свободы, образ моря, образ женщины и другие);

§ поэтический образ есть способ воплощения предметно-понятийного мира автора. Он включает в себя предметную и мыслимую (воображаемую) реальность. Наличие обоих компонентов и способ их соединения определяют структуру поэтического образа.

Уже в начале XX в. был ясен один из путей развития «безобразного» поэтического искусства - «отвлечённость» (В. Я. Брюсов), ближе всего к которой оказался постмодернизм. В XIX столетии противопоставлялись «поэзия чувства» и «поэзия мысли»; XX век закончился на преобладании второй тенденции, формально выразившейся, в частности, в отказе поэтов от построения изобразительных рядов.

 

1.2. Своеобразие изображения женского образа в поэзии Серебряного века

 

 

Женский образ, созданный в творчестве двух поэтесс, видоизменяясь и варьируясь, прошел через всю лирику и А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой – ярких представителей поэзии Серебряного века.

Интерес философов, писателей, поэтов Серебряного века к проблемам, связанным с женщиной и женственностью, был во многом обусловлен тем мировоззренческим сдвигом, который происходит в России на рубеже XIX-XX веков. В связи с этим большое влияние на рассмотрение данного вопроса оказали такие особенности мировоззрения эпохи как мистицизм, эстетизм, духовная напряженность, внимание к игровому аспекту жизни, ориентация на личностное бытие, ценностный приоритет творчества.

Происходит переоценка женственного начала, поскольку оно признается одним из двух равноправных и равно важных начал. Соответственно, изменяется и отношение к женщине как носительнице этого начала, призванного смягчать сухость, логицизм и рассудочность начала мужественного. Истинно плодотворный творческий и любовный союз возможен только в гармоничном сочетании обоих начал.

Философия Серебряного века делает важный шаг на пути обретения человеком опоры в мире отчуждения, непонятости и одиночества. Выход мыслителями русского культурного ренессанса видится в поиске индивидуальности и внутренней свободы через творчество, виды которого чрезвычайно многообразны. Одним из видов творчества выступает любовь, ключевыми элементами воплощения которой являются уникальный и ответственный поступок выбора и отказ от эгоизма ради раскрытия индивидуальности партнера. Именно женщине в любви отводится важная миссия, что именно она до сих пор хранит инстинкт «правильной» самозабвенной любви, тогда как мужчина инстинкт этот практически утратил.

Именно серебряный век в России ознаменовался общим возрождением в области философской мысли, в области поэзии и, в частности, возрождением женской поэзии. По отношению к «женской» литературе это время можно вполне назвать «золотым веком». Иннокентий Анненский в одной из статей 1909 года отмечал: «Женская лирика является одним из достижений того культурного труда, который станет историческим наследием модернизма». И все-таки имена ярчайших российских поэтесс А.Ахматовой и М.Цветаевой стали известны всем. С их «голосом» и «словом» знаком каждый российский читатель благодаря их умению понять и передать чужую боль, как свою собственную, умению проникнуть как в психологию женщины, так и в мужскую психологию, что удается далеко не каждой женщине, тем более поэтессе. По мнению М.Цветаевой, женщины, не оставившие словесного следа после себя, - «пустое место». Ей, как и мужчине, свойственна власть - власть слова. В центре их поэзии (как, впрочем, и в творчестве многих поэтов серебряного века) «становится человек, его душа, его слитность с миром, ощущение не только красоты, но и трагизма жизни, неизбежности смерти». Предощущение катаклизмов XX века - особенность философской поэзии, именуемой серебряным веком.

Идеал вечной женственности, как и идеал вечной мужественности, чрезвычайно важен в поэтической системе поэтов Серебряного века. Идеал женщины, стремящейся к любви как нравственной ценности, появляется в любовной лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.

В эпоху Серебряного века любовь наделяется максимальным мистическим значением, становится путем постижения истины, достижения совершенства. «Простое» понимание любви признается примитивным, недопустимым; в противовес ему выдвигается новое - о смысловой и духовной наполненности чувства, о его великом философском значении. В. Соловьев называет конечной целью истинной любви достижение бессмертия, причем не только в духовном, но и в физическом плане. Кроме того, любовь к конкретной женщине связана с любовью к Вечной Женственности, которая является женственным началом божества, олицетворением премудрости божией. По словам А. Белого, отношения мужчины и женщины - символ иных отношений - Христа и Софии.

Такое понимание возводит любовь к конкретной женщине на принципиально новую высоту - философскую, духовно-мистическую. Через идею Вечной Женственности происходит приближение земной женщины к небесному прообразу, а также приближение мужчины - через любовь к конкретной женщине - к высшей идее, к божественному свету.

Женская поэзия Серебряного века отражает философскую идею эпохи о тесной связи женского с началом нравственности и об особом, преимущественно интуитивном, ее характере. В целом, практически все черты и характеристики, определяемые философией русского культурного ренессанса как женственные, находят отражение в поэзии М.Цветаевой и А.Ахматовой: повышенная эмоциональность, интуитивность, внимание к деталям, конкретность мышления. В анализе проблем, связанных со взаимоотношениями мужчины и женщины, поэтессы следуют основной философской идее Серебряного века о душетелесности любовного союза. При этом М.Цветаева подчеркивает значимость духовного равенства партнеров для реализации подлинной любви во всей ее полноте.


Заключение

 

Анна Андреевна Ахматова и Марина Ивановна Цветаева были наиболее известными и значительными поэтическими голосами, несравненными и единственными в своем роде, двумя поэтами высочайшего уровня, яркими представителями великой русской поэзии XX века наряду с Блоком, Мандельштамом. Маяковским и Пастернаком. Этим двум поэтическим голосам судьба уготовила высокую, но трудную задачу - поэтическим языком передать тайный личностный мир чувств и страстен, а также понимание гражданского долга, с разными акцентами, но с единственной целью - оставить о себе память, яркую, всеобъемлющую, выстраданную, где абсолютно все имеет значение и обо всем надо сказать.

Итак, «закрытая» при всей своей внешней интимности Ахматова – и безоглядная в исповедальных признаниях Цветаева; певец земных радостей и печалей гармоничная Ахматова – и всегда бунтующая, непримиримая, трагедийная Цветаева, рвущаяся из земных оков; удерживающая читателя на строгой дистанции Ахматова – и Цветаева, вовлекающая его в соучастники; Ахматова, сохраняющая верность традиционному русскому стихосложению- и Цветаева, взрывающая эту традиционность. Можно и короче: классическая Ахматова – и романтическая Цветаева.

Поэзия М. Цветаевой гармонически сочетает традиционный поэтический язык с небывалой новизной. Поэтические открытия М. Цветаевой соответствуют тенденциям эпохи. В то же время М. Цветаева принадлежит к тем, кто участвовал в создании этой эпохи и, выйдя за ее пределы, стал достоянием будущих времен.

Пожалуй, тема любви в творчестве замечательных поэтесс была одной из главных тем.

Любовь в лирике Марины Ивановны — безграничное море, неуправляемая стихия, которая полностью захватывает и поглощает. Лирическая героиня Цветаевой растворяется в этом волшебном мире, страдая и мучаясь, горюя и печалясь

“Великая земная любовь” является движущим началом всей лирики и для Ахматовой.

Благодаря ее великолепным стихам читатель по-другому – более реалистично видит мир.

Но есть черта, которая сближает двух лирических героинь — Ахматовой и Цветаевой, — это то, что тайная драма, скрытый сюжет стихов, судьбы описанных ими женщин относятся ко многим людям всех времен. Это так. Но не только им был уготован такой путь.

Их гений не укладывается ни в какие рамки, но за свой триумф они заплатили счастьем жены и матери. Между ними - полярность, последовательная, органичная, глубокая, - таков основной вывод нашего сопоставления.

Библиографический список

 

1. Ахматова A.A. Сочинения в двух томах.- Т.1.- М.: Правда, 1990.448с.

2. Быт и бытие Марины Цветаевой. Серия жизнь замечательных людей. М. Молодая гвардия. 2003.

3. Кардапольцева В.Н. Женские лики России. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2000. - 160 с. ISBN 5-7741-0041-3

4. Копылова Н. И. О любви в лирике М. Цветаевой и А. Ахматовой: сравнительный анализ. Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2002. - № 1. - C. 52-61.

5. Кудрова И. Соперницы: об особенностях творчества А.Ахматовой и М.Цветаевой// Нева, 1992, с.250-259

6. Лосская В. Песни женщин: Анна Ахматова и Марина Цветаева в зеркале русской поэзии XX века. – М., 1999 – 320 с.

7. Павловский А.И. Куст рябины: О поэзии М.Цветаевой. М.: Наследие, 1984

8. Рябов О.В. Женщина и женственность в философии серебряного века.- Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1997.- 160с.

9. Саакянц А. «Два поэта — две женщины — две трагедии. Анна Ахматова и Марина Цветаева // https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/3928

10. Саакянц A.A. Анна Ахматова и Марина Цветаева.// Царственное слово.- М.: Наследие, 1992.- С.181-193.

11. Поэтический словарь. - М.: ЛУЧ, 2008

12. Судьбы поэтов серебряного века,- М.: Книжная палата, 1993.- 480с.

13. Цветаева М. Сборник стихотворений. М.: Просвещение, 1988. – 257 с.

14. Цветаева М.И. Избранные произведения,- В 2 т.- Т.1. Стихотворения.- СПб: Респекс, 1999,- 608с.

15. Цветаева М.И. Избранные произведения.- В 2 т.- Т.2. Поэмы.- СПб: Респекс, 1999,- 560с.

16. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. Том1.// Нева.- 1989, №7,-С.99-153.

 

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «ВЗЛЕТ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

В 2018/19 УЧЕБНЫЙ ГОД

Название секции «Литература»

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.