Краткие анатомо-физиологические особенности ОДА детей — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Краткие анатомо-физиологические особенности ОДА детей

2018-01-30 385
Краткие анатомо-физиологические особенности ОДА детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Скелет ребенка в процессе роста и развития подвергается сложным преобразованиям. Внутриутробно окостенение ске­лета происходит довольно поздно, и при рождении в нем еще много хрящевой ткани, особенно в позвоночнике, запястьях, костях таза. Костная ткань у ребенка грудного возраста имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Поэтому кости ребенка лег­кие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко под­даются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием давления или при систематическом неправильном положении тела. К 2 годам их строение уже в значительной степени приближается к строению костей взрослого.

Позвоночник у новорожденного выпрямлен, не имеет фи­зиологических изгибов. Они появляются позднее, по мере роста ребенка и формирования новых функций (удержание головы – шейный лордоз – в 2 месяца, сидение – грудной изгиб – в 6 месяцев, ходьба – поясничный лордоз – после года). Хотя к 3–4 годам и появляется более или менее харак­терная конфигурация позвоночника, постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, а поясничной – лишь к 12 годам. Позвоночник ребенка отличается очень большой гибкостью. Неблагоприятные внешние воздействия, длитель­но сохраняющаяся неправильная поза легко могут вызвать его искривления. Таз у детей до 3 лет состоит почти целиком из хрящевой ткани.

Ребенок рождается с зачатками молочных и постоянных зубов, которые прорезываются в определенные сроки. У здоро­вых детей обычно передние резцы появляются в 6–8 месяцев, боковые резцы – в 8–12 месяцев, первые моляры (четвертые пары зубов сверху и снизу) – в 12–16 месяцев, клыки (третьи пары) – в 16–20 месяцев, вторые моляры (пятые пары) – в 20–30 месяцев.

В педиатрической практике для расчета нор­мального количества прорезавшихся зубов в первые два года жизни часто пользуются формулой:

количество зубов = число месяцев жизни4.

Например: 8 (мес.) – 4 = 4 (зуба).

Смена молочных зубов на постоянные начинается с 5–6 лет.

Сроки прорезывания молочных зубов и их смены на посто­янные во многом зависят от состояния организма, поступле­ния и обмена минеральных веществ, индивидуальных (наслед­ственных) особенностей. Значительная задержка прорезывания зубов заставляет задуматься о латентном (вялом) течении ра­хита или отклонениях в формировании костной ткани орга­низма, обусловленных каким-либо заболеванием.

Мышцы новорожденного и ребенка грудного возраста со­ставляют около 25% массы его тела, т.е. почти наполовину меньше, чем у взрослого. Новорожденный обладает только хаотичной двигательной активностью. Координированные мышечные движения проявляются вначале у мышц шеи, что выражается в удерживании головы; затем при соответствую­щих условиях формируется хватательная функция кисти, которой предшествует развитие мышц плеча и предплечья; позже наблюдаются координированные движения туловища и нижних конечностей. Мышцы у ребенка слабые; постепен­но их сила увеличивается в большей степени у мальчиков. Становлению координации и силы мышц в значительной сте­пени способствуют гимнастика и массаж, которые необходи­мо проводить со второго месяца жизни ребенка.

Становление костно-мышечной системы, интенсивно рас­тущей и совершенствующейся на протяжении всего дошколь­ного детства, в значительной мере зависит от поступления необходимых для формирования костной и мышечной ткани питательных веществ (прежде всего белков, солей кальция и фосфора, витамина D). Вторым существенным условием ее оптимального развития является рациональный режим ста­тических и динамических нагрузок, обеспечение достаточ­ной двигательной активности. Для его соблюдения необходи­ма правильная организация бодрствования, включающая наряду с физическими упражнениями достаточную возмож­ность для подвижных игр.

 

5. Профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию опорно-двигатель­ного аппарата

 

Укрепление опорно-двигательного аппарата способствует фор­мированию у детей правильной осанки – привычного положе­ния тела при сидении, стоянии, ходьбе, которое начинает фор­мироваться с раннего детства.

Правильная осанка характеризуется умеренными есте­ственными изгибами позвоночника, расположенными парал­лельно и симметрично (без выпячивания нижнего края) лопат­ками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Она наиболее благоприятна для функционирова­ния как двигательного аппарата, так и всего организма. Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы.

Чтобы избежать этого, следует с раннего возраста осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию опорно-двигатель­ного аппарата.

1. Нельзя до 6 месяцев сажать детей, особенно страдающих рахитом.

2. Нельзя до 9–10 месяцев ставить на ножки.

3. Нельзя на продолжи­тельное время укладывать спать или отдыхать в очень мягкую кровать или на прогибающиеся раскладушки.

4. При обу­чении ходьбе не следует водить ребенка за ручку, так как его поза становится асимметричной. Лучше пользоваться специ­альными приспособлениями.

5. Маленькие дети не должны стоять и сидеть продолжи­тельное время на корточках на одном месте, ходить на боль­шие расстояния (во время прогулок и экскурсий), переносить тяжести. Чтобы малыши, играя в песок, не сидели подолгу на корточках, песочные ящики следует делать со скамейка­ми и столиками.

6. Мебель, которой пользуются дети, должна соответствовать их росту и пропорциям тела.

7. Надо следить за правильной осанкой детей во время занятий и приема пищи, игры, работы на участке.

8. Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу.

9. В формировании правильной осанки играет роль и одеж­да. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела (короткие бретели на юбках и штанишках), затруднять свободные движения.

Для выработки правильной, непринужденной, прямой по­садки с легким наклоном головы (с ней связано большинство занятий) важно каждому ребенку подобрать подходящую мебель и научить пользоваться ею.

1. Сидя за столом, ребенок вынужден держать тело в опреде­ленном положении. Напряжение мышц особенно велико в тех случаях, когда он сидит не прямо, а с наклоном вперед. Чтобы его уменьшить, малыш стремится опереться грудью о край стола, за которым сидит. Такая посадка быстро утомляет его, так как грудная клетка сдвигается, глубина дыхания, а, следо­вательно, и поступление кислорода в ткани и органы умень­шается. Привычка сидеть с опорой на грудную клетку может привести к деформации грудины, к появлению сутулости и близорукости.

2. Прямая посадка является более устойчивой и менее уто­мительной, так как центр тяжести тела находится над точка­ми опоры. Однако и прямая посадка быстро утомляет ребен­ка, если стул не соответствует пропорциям его тела и не имеет спинки, на которую можно опереться.

3. Статическое напряжение мышц при посадке можно умень­шить, равномернее их распределив. Для этого важно увеличить количество точек опоры: надо сидеть прямо, не на краю, а на всем сидении, глубина которого должна быть не менее 2/3 бедра сидящего, а ширина – превышать ширину таза на 10 см; опи­раться ногами о пол, спиной о спинку стула, предплечьями о крышку стола. Плечи при правильной посадке должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола.

4. Для того чтобы при посадке можно было опираться нога­ми о пол, держа бедра по отношению к голеням под прямым углом, высота сиденья стула над полом должна быть равной по длине голени сидящего вместе со стопой (измерять следу­ет от подколенной впадины, прибавляя 80–100 мм на высоту каблука).

5. Если сиденье излишне высокое, положение тела сидящего не будет устойчивым, так как он не сможет опереться ногами о пол, при слишком низком – сидящему придется либо отво­дить ноги в сторону, что нарушит правильную его посадку, либо убирать их под сиденье, что может вызвать нарушение кровообращения в ногах, поскольку сосуды, проходящие в под­коленной впадине, будут зажаты.

6. Высота стола над сиденьем (дифференциация) должна позволять сидящему свободно, без поднимания или опускания плеч, класть руки (предплечья) на стол. При слишком большой дифференциации, работая за сто­лом, ребенок поднимает плечи (особенно правое плечо), при слишком малой – сгибается, сутулится, слишком низко на­клоняет голову, чтобы рассмотреть предмет.

7. Чтобы во время занятий можно было опираться спиной о спинку стула и одновременно хорошо видеть предметы и вы­полнять ту или иную работу, «дистанция спинки», т.е. рас­стояние между спинкой стула и краем стола, обращенного к сидящему, должна на 3–5 см превышать переднезадний диа­метр его грудной клетки. Расстояние между отвесными ли­ниями, опущенными от переднего края сиденья стула и от края стола, или дистанция сиденья, становится отрицатель­ной, то есть край стула на 2–4 см заходит под край стола. Если отсутствует расстояние между краями стола и стула (нулевая дистанция) или дистанция сиденья положительная (стул несколько отодвинут от края стола), опираться на спин­ку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно.

8. Воспитатели во время занятий должны следить за пра­вильной посадкой каждого ребенка, которая возможна лишь при условии соответствия мебели его росту и пропорциям тела. Обычно части тела ребенка при его нормальном разви­тии находятся в определенном соотношении с длиной всего тела, поэтому рост принимается за основную величину, из которой исходят при определении размеров мебели.

9. В процессе занятий ребенок не должен прижиматься грудью к крышке стола. Предплечья лежат на столе, кистью правой руки вместе с карандашом он свободно двигает по бумаге и столу, левой рукой придерживает рисунок. При занятиях лепкой и аппликацией дистанция в 3–4 см от края крышки стола позволяет ребенку свободно манипулировать руками, не нарушая правильной позы.

6. П ризнаки и степень нарушения осанки у детей и ме­роприятия, способствующие ее исправлению

Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышеч­ный тонус, который нередко возникает при подавленном со­стоянии человека, могут привести к нарушению осанки.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, же­лудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные бо­ли, повышается утомляемость, снижается аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление ес­тественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз – боковое искрив­ление позвоночника.

Сутулость возникает при слабом развитии мышечной сис­темы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен.

При кифотической осанке (кифозе) все вышеперечислен­ные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого раз­вития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается.

Для лордотической осанки (лордоза) характерна сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встре­чается довольно часто, так как у них еще слабо развиты мыш­цы живота.

Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так на­зываемых треугольников талии (просветы, образующиеся между внутренней и внешней поверхностью опущенных рук и боковыми сторонами туловища).

Различают три степени нарушения осанки.

1. При наруше­нии первой степени изменен лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Такое нарушение легко исправляется при систематических занятиях корригирующей гимнастикой.

2. При второй степени нарушения осанки изменения появляются в связочном аппарате позвоночника и исправля­ются лишь при длительных занятиях корригирующей гим­настикой под руководством квалифицированных специалис­тов по лечебной физкультуре.

3. Третья степень нарушения осанки характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника. Такие нарушения с помощью корригирующей гимнастики не восстанавливаются.

В дошкольном возрасте нарушение осанки чаще наблюда­ется у детей со слабым физическим развитием, больных ра­хитом, туберкулезом, имеющих плохое зрение или слух.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.