Нервно-психическое развитие детей. Понятие о психокоррекции и психотерапии — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Нервно-психическое развитие детей. Понятие о психокоррекции и психотерапии

2018-01-30 251
Нервно-психическое развитие детей. Понятие о психокоррекции и психотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главный психогигиенический фактор в воспитании детей – отношение к ним. Каждый ребенок лучше развивается, успешнее преодолевает те или иные негативные тенденции в своем состоянии, если он получает достаточно внимания, пони­мания и ласки со стороны взрослого. Основное лицо, с которым общается ребенок в дошкольном учреждении, – воспитатель­. Он может эффективно выполнять свои обязанности толь­ко в том случае, если знает особенности психики и поведения детей, если она умеет общаться с ними, любит их и свое дело.

При общении с ребенком, при организации его жизнеде­ятельности обязательно должны учитываться индивидуаль­ные особенности (различный темперамент, темп развития, разный предел выносливости и работоспособности нервной системы). Они обусловливают разные ответные реакции на одинаковые требования к детям одного и того же возраста.

Неправильным воспитательным подходом является оби­лие запрещений и частых требованиях остановить дейст­вия ребенка. Очень неблагоприятно также отсутствие един­ства воспитания. Причиной нарушения поведения может быть также недостаток общения со взрослыми (педагоги­ческая запущенность или заброшенность).

К весьма неблагоприятным факторам относятся отсут­ствие условий для активной деятельности, ограничение впечатлений. Недостаток информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка, плохой обу­чаемости, отставанию в развитии. Ограничение в движени­ях также нарушает его поведение и развитие.

Нервно-психическое развитие детей оценивается по при­нятым в нашей стране показателям развития, которые отра­жают оптимальные последовательность и возрастные сроки формирования умений, а также уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе. Нервно-психическое развитие оценивается в обстановке, близкой к естественной, с помощью игрушек, пособий, вопросов взрослого, опроса родителей и/или воспи­тателей. Родители и воспитатели, наблюдая за поведением ребенка, оказывают важную помощь в выявлении его эмоционального состояния, характера и длительности засыпа­ния и сна, аппетита, характера бодрствования, взаимоотно­шений с детьми и взрослыми, возбудимости нервной системы, утомляемости, наличия патологических привычек.

Если развитие ребенка не соответствует возрасту (ниже или выше), то его проверяют по показателям предыдущего или более старшего возрастного периода.

На первом году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах ±15 дней от должного срока. Умения, формирующиеся до верхней границы нормы, т.е. раньше на 16 дней и более, свидетельствуют об ускорен­ном или раннем развитии. Овладение умениями по одному или нескольким показателям с задержкой до одного месяца свидетельствует о замедлении темпа развития, что может быть вызвано индивидуальным ходом развития, заболеванием в период формирования умения, педагогической запущенно­стью. Выяснив причину отставания ребенка, необходимо при­менить соответствующие воспитательные и обучающие воз­действия. Формирование детей с задержкой от одного до двух месяцев классифицируется как отставание, а более чем на два месяца – как значительное, серьезное отставание, требующее консультации специалистов.

На втором году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах квартала. Раннее разви­тие – овладение умениями с опережением на один квартал и больше. Овладение умениями по одному или нескольким по­казателям на один квартал позже установленных сроков сви­детельствует о замедлении темпов развития, на два кварта­ла – отставание в развитии, на три квартала и больше — значительное, глубокое отставание.

На третьем году жизни за нормальное развитие принима­ют формирование умений в пределах одного полугодия. Ран­нее развитие – овладение умениями с опережением на полу­годие и больше, позднее развитие – овладение умениями после срока, принятого за норму; позже на полугодие – от­ставание в развитии, позже на год (два полугодия) и более – значительное, или глубокое, отставание. У детей дошкольно­го возраста допускаются колебания в пределах года.

Дети с отклонениями в нервно-психическом развитии (от­ставание в развитии, значительное или глубокое отстава­ние) и нарушениями поведения должны быть обследованы в психолого-медико-педагогической консультации. На основании результатов обследования определяют задачи по коррекции раз­вития. Начинают их с задач, направленных на устранение вы­явленного отставания (именно с того, что требует наибольшего внимания), а затем указываются задачи воспитания и обучения на следующий возрастной период. Психолого-педагогические воздействия должны быть строго согласованы с лечебными.

Психотерапия: содержание основных понятий. В научной литературе насчитывается несколько сот определений понятия «психотерапия», одни из них четко относят психотерапию к медицине, другие акцентируют внимание на ее психологических сторонах. По мнению Карвасарского Б.Д. отечественная традиция состоит в том, что психотерапия определяется, прежде всего, как метод лечения, т.е. входит в компетенцию медицины. Психологический же подход акцентирует внимание не столько на объекте или предмете, сколько на средствах воздействия. Обе позиции являются объяснимыми. Так, с одной стороны, психотерапия дословно означает лечение души, т.е. указывает на объект воздействия. С другой стороны, сходные по образованию понятия «физиотерапия, иглотерапия и др.» указывают на средства воздействия.

Медицинский подход к пониманию психотерапии иллюстрируют такие определения, которые обязательно включают в себя понятия «здоровье», «болезнь», «больной», «лечебное воздействие».

Определения, в большей степени фиксирующие психологические подходы включают в себя такие понятия, как «межличностное взаимодействие», «психологические средства», «психологические проблемы и конфликты», «отношения», «установки», «эмоции», «поведение».

В известной мере объединяет эти два подхода определение Кратохвила: «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма психологическими средствами».

Таким образом, процесс развития психотерапии, как научной дисциплины, предполагает все более четкое определение ее категориального аппарата и сущности самого понятия «психотерапия». Однако, термины «воздействие», «вмешательство», «интервенция» входят в самые различные определения психотерапии и психокоррекции. Психотерапевтическое вмешательство – это вид психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выборов средств воздействия, т.е. методов. Термин может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, советы и т.д., а также общую стратегию поведения психотерапевта, непосредственно связанную с теоретической ориентацией. На основании этого выделяют три основных типа психотерапевтического вмешательства, соответствующих трем направлениям в психотерапии: психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический), каждый из которых характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими приемами и средствами.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Вопрос о соотношении понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым и сегодня, однако, мы можем рассмотреть две основные точки зрения на него.

Одна точка зрения заключается в признании полной идентичности этих понятий. При этом, не учитывается, что психологическая коррекция как направленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине, но и в других сферах человеческой практики, например в педагогике. Даже обычное, обыденное человеческое общение может содержать в большей или в меньшей степени целенаправленно используемую психологическую коррекцию.

Другая точка зрения основана на том, что психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, в том числе при осуществлении вторичной и третичной профилактики.

Задачи психологической коррекции могут существенно варьировать от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возникающих последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии до практически полной идентичности задачам психотерапии при неврозах.

Психотерапия и психопрофилактика не ограничивают свою практику лишь методами психологической коррекции, что еще раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов психологической коррекции и психотерапии, которые взаимопересекаются, но полностью не исчерпывают одна другую.

Психологическое консультирование традиционно рассматривается как процесс, направленный на помощь человеку в разрешении или поиске путей разрешения возникающих у него проблем и затруднений психологического характера. Можно выделить три основных подхода к психологическому консультированию:

1) проблемно-ориентированное консультирование, фиксирующееся на анализе сущности и внешних причин проблемы, поиск путей решения;

2) личностно-ориентированное консультирование, направленное на анализ индивидуальных, личностых причин возникновения проблемных и конфликтных ситуаций и путей их предотвращения в будущем;

3) консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы.

Сравнивая понятия «психотерапия» и «психологическое консультирование», известный специалист в этой области Нельсон-Джоунс рассматривает психологическое консультирование как психологический процесс, ориентированный на профилактику и развитие. Он выделяет в консультировании цели, связанные с коррекцией и развитием. С его точки зрения, консультирование преимущественно является коррекционным, что обеспечивает реализацию профилактических функций. Развитие связано с решением задач индивида на различных этапах жизни (профессиональное самоопределение, отделение от родителей, начало самостоятельной жизни, создание семьи и другие вехи). Большое значение придается повышению личностной ответственности за собственную жизнь. Конечная цель консультирования – научить клиента оказывать помощь самому себе, стать для самих себя консультантами. Нельсон-Джоунс видит различия между психотерапией и психологическим консультированием в том, что в психотерапия делает акцент на личностном изменении, а консультирование на помощи человеку в лучшем использовании собственных ресурсов и улучшении качества жизни.

Методы психотерапии можно классифицировать по двум параметрам: по сложности процедур и по количеству охватываемых клиентов. По первому параметру методы психотерапии могут быть, в свою очередь, разбиты на следующие классы: методы простой психотерапии, применяемой при оказании первичной помощи и методы краткосрочной или долгосрочной поддерживающей психотерапии. По второму параметру можно выделить индивидуальную, семейную и групповую психотерапию.

3. Понятие «школьная зрелость», методы определения у детей

Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Условно методы определения уровня «школьной зрелости» можно разделить на три группы:

1) методы определения уровня морфологического развития ребенка,

2) методы оценки психофизического развития,

3) методы оценки психических функций и мотивационной, личностной сферы ребенка.

Ребёнок считается готовым к школе, если по физическому развитию он соответствует паспортному возрасту или опережает его, не имеет медицинских противопоказаний, набрал более 20 баллов по результатам тестовой беседы, 3–9 баллов за тест Керна-Ирасека, не имеет нарушений фонематического восприятия.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.

Важным показателем созревания систем регуляции телесной сферы ребенка являются формирование способности к сложно координированной двигательной активности. Наиболее интересным в ряду прочих является показатели сформированности мелкой моторики рук. К 6–7 годам нормально развивающийся ребенок способен: выполнять карандашом горизонтальную и вертикальную штриховку, копировать простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размеры и пропорции, способен к письму и рисованию.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.