Как правильно пользоваться словами — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Как правильно пользоваться словами

2019-07-13 114
Как правильно пользоваться словами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Словарный состав языка – это фильтр, через который мы пропускаем свои знания и опыт. Многие слова могут иметь несколько значений в зависимости от контекста, в котором они употребляются. Возьмем для примера слово «форма». Оно может означать «внешнее очертание», «вид, тип», «установленный образец», «приспособление для придания чему-либо определенных очертаний», «форменная одежда», «документ стандартного образца».

У каждого из нас имеется множество идей и мыслей, которые требуют выражения в речи – от элементарной констатации факта («Небо голубое») до сложных понятий («Я мыслю, значит, я существую»). Но даже люди, говорящие на одном языке, сталкиваются с тем, что использование слов далеко от единообразия. Значение, которое вкладывается в то или иное слово, не всегда совпадает с его словарным толкованием, а часто зависит от индивидуальной манеры употребления. Со словами люди могут поступать по-разному:

• придумывать новые;

• выносить за пределы семейного или дружеского круга принятые в нем слова и выражения;

• заимствовать устойчивые сочетания или отдельные слова у окружающих;

• использовать малоупотребительные слова или слова высокого стиля для создания определенного впечатления, например, говорить «вследствие этого» вместо «поэтому»;

• пользоваться жаргоном.

Независимо от уровня сложности мысли, вложенной в сообщение, вы обязательно получаете оценку слушателя. Использование общепринятой лексики в соответствии с нормами грамматики повышает вероятность того, что ваши слова правильно истолкуют.

 

 

Как проиллюстрировать свое сообщение

 

Некоторые сообщения достаточно сложны, и их трудно выразить с помощью одних только слов. Иногда передать мысль точнее помогает схема.

Правду говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Истории известно немало случаев, когда важнейшие мысли записывались на салфетке, грифельной доске или на обратной стороне конверта. Если изображение или подробное описание могут помочь слушателю понять или запомнить ваше сообщение, обязательно используйте их.

Всегда старайтесь несколько оживить сухие факты. Так, преподаватель архитектуры, написав на доске математическое уравнение, поворачивается к студентам и говорит: «Это академическая формула, а запомнить вам надо следующее: водосток на крыше должен быть достаточно широким, чтобы в него поместилась дохлая кошка».

Общаясь с человеком, помните, что очень полезно дополнить слова наглядным примером: так слушатель всегда найдет, на что опереться при запоминании.

 

Получение информации

 

Результативность общения зависит от правильной расшифровки информации. Получатель сообщения почти всегда подходит к полученным сведениям избирательно. Тому есть несколько причин.

• Люди воспринимают информацию сквозь фильтр собственных интересов и потребностей.

• Люди уделяют внимание только отдельным аспектам интересующей их информации.

• Особенности человеческого восприятия таковы, что информация интерпретируется скорее субъективно, нежели объективно.

• Люди часто видят и слышат то, что ожидают увидеть или услышать, а не то, что есть на самом деле.

Другими словами, воспринятое человеком сообщение не всегда отражает то, что в него вложил отправитель. Более того, если переданная информация не отличается полнотой, а получатель к тому же воспринимает ее частично, между людьми может возникнуть опасное непонимание.

В процессе декодирования (то есть восприятия) сообщения вы подвергаетесь воздействию различных факторов, которые способны повлиять на адекватность понимания. Среди них можно назвать следующие.

Сложившееся мнение. Если вы полагаете, что человек не разбирается в том, о чем говорит, или что источник сведений нельзя назвать надежным, вы вряд ли поверите информации. Например, освещение события в официальном издании заслуживает большего доверия, чем сообщение о нем в желтой прессе.

Предубеждение. У каждого свой взгляд на вещи, поэтому человек склонен больше верить тому, с чем он согласен. Например, политик, выслушивающий обвинительную речь своего оппонента, услышит только то, что, на его взгляд, заслуживает критики, и отвергнет все остальное.

Настроение. Если у вас отвратительное настроение, порадовать вас сможет немногое. Хорошую новость вы с легкостью превратите в плохую, найдя в ней отрицательные стороны. А когда вы в прекрасном расположении духа, даже плохие известия кажутся не такими уж страшными.

Все перечисленное может существенно повлиять на то, как человек воспринимает информацию, какие ее фрагменты усваивает, а какие упускает настолько, что даже не может о них вспомнить. Такое случается даже тогда, когда отправитель убежден в том, что сообщил обо всех деталях и правильно построил сообщение.

 

Делаем выводы

 

Коммуникативный процесс характеризуется двумя ключевыми составляющими. Сообщение должно быть точно передано и точно воспринято. Общение – это сочетание эффективной передачи и эффективного получения информации, своеобразный замкнутый круг.

Исходя из этого, можно считать, что связь устанавливает получатель. Отправитель сообщения всего лишь говорит или пишет, создавая получателю возможность ответить.

Зададимся вопросом: «Слышен ли в лесу звук падающего дерева, если рядом нет никого, кто мог бы это услышать?» Ответ будет таким: «Пока кто-нибудь не назовет это звуком падающего дерева, его нельзя считать таковым».

 

Спросите себя

 

Подумайте о том, как вы воспринимаете и передаете информацию, и дайте ответы на следующие вопросы.

▲ Выстраиваете ли вы мысленно план своего высказывания, прежде чем произнести его вслух?

▲ Уделяете ли вы в своей речи должное внимание как словам, так и образным средствам?

▲ Удается ли вам формулировать свои высказывания таким образом, чтобы они точно соответствовали вашим мыслям?

▲ Всегда ли вы подбираете такие слова, которые доступны пониманию слушателя?

▲ Уверены ли вы в том, что пользуетесь общепринятой лексикой и грамматикой, чтобы вас лучше понимали?

▲ Вы воспринимаете сообщения нейтрально и объективно?

▲ Понимаете ли вы, что показателем эффективной коммуникации можно считать только ответную реакцию получателя сообщения?

 

Все получится, если…

 

мысленно выстроить высказывание, прежде чем произнести его вслух;

тщательно взвешивать и подбирать слова, которые услышат от вас окружающие;

точно формулировать то, что вы имеете в виду, чтобы вас можно было понять;

умело пользоваться словарным запасом и грамматическим строем языка;

к месту использовать образные выражения, лирические отступления, иносказания, шутки – все, что помогает донести до слушателя вашу мысль;

понимать, что ваша личная заинтересованность может повлиять на то, как вы передаете информацию;

осознавать, что ваша необъективность или особенности настроения могут сказаться на точности восприятия сообщений;

помнить, что про общение можно говорить, только если есть ответная реакция слушателя.

 

 

Говорим и слушаем

 

Секрет успешного общения заключается в следующем утверждении: то, как вы говорите, намного важнее того, что вы говорите. Это значит, что наибольшего эффекта можно добиться с помощью всевозможных выразительных средств, имеющихся в вашем распоряжении, – жестов, интонации и лексики. Исследования показывают, что голос, интонация и внешний вид более чем на 90% создают мнение окружающих о человеке.

Визуальное воздействие – 55%. Поза, жесты, то как часто вы смотрите собеседнику в глаза, манера поведения в целом – все это отражается на том впечатлении, которое вы производите на людей. И коль скоро нам известно, что движения и мимика воздействуют в восемь раз сильнее слов, надо отдавать себе отчет в их возможностях и уделять им особое внимание.

Акустическое воздействие – 38%. Интонационный рисунок и темп речи тоже влияют на восприятие наших слов окружающими. Поскольку почти на четверть речевое воздействие зависит от акустической составляющей, следует сделать так, чтобы это работало на вас.

Вербальное воздействие – 7%. Хотя вербальная составляющая играет не самую большую роль в том, какое впечатление вы производите, нужно помнить: впечатление рано или поздно забудется, в памяти останется только суть того, о чем вы говорили.

Теперь мы знаем, что для точной передачи и полного понимания информации надо использовать уместную в том или ином случае жестикуляцию, интонацию и логическое ударение.

 

Говорим

 

Разговаривая с человеком, нужно внушить ему, что вы уверены в себе и говорите искренне. Этого можно добиться гармоничным сочетанием того, что и как вы рассказываете. Ведь, если слушатель вам не верит, не имеет никакого значения, насколько интересно то, что вы сообщаете.

О человеке судят скорее по делам, чем по словам, следовательно, надо убедиться в том, что ваши слова не расходятся с делом. Если мы говорим одно, а даем понять другое, это воспринимается как неискренность. Когда люди замечают несоответствие между тем, что вы говорите, и тем, как при этом выглядите (например, вы сообщаете «У меня все в порядке», но при этом у вас заметно дрожат руки и конвульсивно подергивается лицо), они склонны поверить своим глазам, а не вашим словам.

Зная об этом, вы будете лучше себя контролировать и сможете донести до слушателя тончайшие нюансы мысли. Существует несколько приемов, позволяющих выглядеть увереннее, чтобы завоевать доверие окружающих и тем самым добиться более полноценного общения. Рассмотрим некоторые из них.

 

Взгляд

 

Прямой взгляд в глаза (а не выше бровей, и тем более не в угол) даст понять вашему собеседнику, что он для вас важен. Слушателю это приятно, а вам дает возможность удерживать его внимание и, что гораздо важнее, показать, что вы заслуживаете доверия. Как правило, человек предпочитает не встречаться с вами взглядом, если его не интересуют ваши слова или вы ему не нравитесь.

 

Лицо и руки

 

На протяжении всего разговора вы подаете какие-нибудь знаки с помощью мимики лица и движений рук. Грамотно используя приемы невербальной коммуникации, можно заметно усилить впечатление, которое вы производите на окружающих.

Лицо. Мимолетная гримаса длительностью не более четверти секунды может многое рассказать окружающим о ваших чувствах. Улыбка покажет, что вы открыты для общения. Впрочем, на самом деле люди улыбаются не так часто, как им кажется. Настоящая улыбка (в отличие от дежурной, когда улыбаются только губы, а глаза остаются безучастными) влияет на химические процессы, происходящие в мозге, и улучшает ваше самоощущение. Окружающие всегда это замечают.

Руки. «Говорящие» руки притягивают внимание слушателей и помогают им лучше понять вас. Вспомните для примера, как жестикулируют люди, общаясь на плохо знакомом иностранном языке. Использование «открытых» жестов несет позитивный заряд, показывает, что вы сосредоточены на том, что говорите, и относитесь к своим словам серьезно. Невербальные средства выразительности – неотъемлемая часть вашего сообщения. Если вы не смотрите человеку в глаза, не думаете о том, что написано на вашем лице, и не используете «открытых» жестов, вам могут не поверить.

 

Язык тела

 

Выражение глаз и мимика лица, вне всяких сомнений, играют первую скрипку в процессе коммуникации, но язык тела тоже может повлиять на то впечатление, которое вы производите на окружающих. Существует несколько способов продемонстрировать, что вы уверены в себе, и это в конечном итоге скажется на отношении собеседника к вам.

Поза. Прямая спина и развернутые плечи в случае необходимости могут добавить вам значительности. Если расслабить спину и положить ногу на ногу, можно разрядить обстановку официальной встречи, а неформальную атмосферу сделать более дружеской.

Движения тела. Невольные движения рук и ног могут «выдать» многое из того, что вы чувствуете, от незаинтересованности до беспокойства. Можно умело «держать» лицо и осанку, но если вы скрещиваете руки, нервно сжимаете пальцы или беспрерывно постукиваете ногой, становится ясно, что вас что-то беспокоит.

Межличностная дистанция. Если вы стоите слишком близко, у вашего собеседника может возникнуть ощущение нарушения личного пространства и даже опасности. Когда расстояние между вами не превышает 50 – 60 см, человек, скорее всего, инстинктивно отступит, испытывая дискомфорт от такого вторжения. С другой стороны, если вы отойдете дальше, чем на 1 м, слушатель может решить, что он вам неинтересен и будет чувствовать себя не слишком удобно.

Положение тела способно подчеркнуть ваши слова или отвлечь от них внимание. Совсем несложно контролировать телодвижения, если помнить об этом. Один или несколько жестов для более точного описания той или иной ситуации помогут усилить вербальное выражение сообщения соответствующими невербальными знаками.

 

Голос

 

Голос – это мощный инструмент, способный завоевать внимание слушателей и создать атмосферу, которая заставит к вам прислушаться.

Необходимо обратить внимание на некоторые характеристики голоса.

Тембр и тональность. Низкие голоса звучат более степенно и воспринимаются серьезнее. Визгливый или резкий голос создает впечатление, что его обладатель неуравновешен или нервничает. Поскольку даже самый высокий голос имеет в своем диапазоне высокие и низкие тона, можно найти самую низкую тональность, при которой ваш голос все же не потеряет естественности, и пользоваться ею. Если по ходу высказывания вы переходите от одной тональности к другой, это говорит о том, что вы отдаете себе отчет в своих действиях, и внушает слушателю доверие к вам.

Темп. Спокойный, размеренный темп способен удерживать внимание и помогает понять, о чем идет речь. Если вы говорите слишком быстро, у слушателя будет недостаточно времени на осознание информации; замедленный темп делает вашу речь мрачной и скучной, и слушатель легко отвлекается от предмета разговора; если же вы колеблетесь, собеседник испытывает подсознательное беспокойство. Разговор в ритме естественного дыхания дает людям возможность легче вникнуть в его суть. Значимые паузы позволяют подумать и осознать одну часть информации, прежде чем перейти к другой.

Логическое ударение. Благодаря модуляциям голоса можно подчеркнуть отдельные слова в высказывании. Без достаточного ударения бывает сложно выделить наиболее важную информацию. И напротив, выделение слишком большого количества слов или частей высказывания быстро истощит внимание слушателя, и общение не оставит никаких воспоминаний, кроме того, что оно было крайне утомительным.

Во время телефонного разговора невербальные средства воздействия нам недоступны. В этом случае можно с максимальной пользой задействовать возможности своего голоса.

Разговаривайте стоя. Когда тело выпрямлено, дыхание становится свободным, а голос звучит более ясно и четко.

Улыбайтесь. Улыбка держит в тонусе мышцы, окружающие голосовые связки, голос звучит тепло и мягко. Все это заменяет недостающие невербальные эффекты.

 

 

Слушаем

 

Слушая кого-нибудь, мы принимаем столь же активное участие в процессе коммуникации, как и в случае, когда говорим сами. Можно слушать очень сосредоточенно, но говорящий не будет знать, что вы внимательны к его словам, если не дать ему этого понять.

Не получив ответной реакции на свои слова, говорящий не сможет заключить, что его выслушали и поняли. Ваш интерес к словам собеседника и есть тот ответ, который проинформирует его, что можно продолжить рассказ. Вот несколько простых и действенных способов показать человеку, что вы его слушаете.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.