Постижения прекрасного в природе, восприятия красоты природы — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Постижения прекрасного в природе, восприятия красоты природы

2019-07-13 169
Постижения прекрасного в природе, восприятия красоты природы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Морфий

Михаил Афанасьевич Булгаков

В рассказе «Морфий» М. Булгаков впервые запечатлел процесс деформации сознания под влиянием наркотиков. Главный герой произведения, врач по специальности, сначала прибегает к морфию, как к болеутоляющему средству. Однако постепенно он начинает принимать его регулярно, спасаясь от тоски по любимой и скуки деревенской жизни. Со временем герой становится зависимым от морфия, который приносит ему и минуты наслаждения, и неимоверные страдания. Автор проводит читателя через все стадии гибели личности, когда на смену раздражению приходит страх, а он сменяется тоской и ужасом. Автор, как и герой, убеждены, что наркотическая зависимость – это ничто иное как заболевание, которое нужно лечить. Наркотики таят огромную разрушающую силу, справиться с которой может только человек сильной воли.

ПРИРОДА

Постижения прекрасного в природе, восприятия красоты природы

Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Она восторженно говорит Соне о прекрасной ночи, о тех чувствах, которые переполняют ее душу. Андрей Болконский тоже умеет тонко чувствовать красоту окружающей природы. Во время поездки в Отрадное,увидев старый дуб, он сравнивает себя с ним, предаваясь грустным размышлениям о том, что жизнь для него уже закончилась. Но изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева, расцветшего под лучами солнца.

Непоседливый озорник Селюжонок был разбужен соловьями. Дело происходило в пионерском лагере и разозлившийся мальчик взял камень, чтобы отомстить птицам, однако завороженный песней соловья он так и замер. Он был тронут до глубины души и захотел увидеть, а затем изобразить прекрасную птицу. Хотя вылепленный из пластилина лесной певец мало схож с соловьем, Селюжонок ощутил живую силу искусства. В следующий раз, когда трели соловья разбудили мальчика, он поднял всех ребят, чтобы и они насладились его песней. По мнению автора, наслаждение красотой природы неизбежно приводит к постижению красоты в себе и искусстве.

" Татьяна Павловна все еще не могла разобраться, что же всетаки произошло с этим мальчиком, чье имя внушало всем лагерным работникам неприязнь. Но она догадалась, что ночные соловьи разбудили в душе мальчика нечто такое, о чем никто даже и не подозревал...Да, собственно, ничего в нем и не изменилось, просто у человека появился в жизни интерес. Ему расхотелось тащить все, что попадается под руки. Он сбросил с себя старую, негодную шкурку и стал самим собой....В эту ночь его снова разбудил соловьиный свист. Мальчик открыл глаза и долго слушал, как выводит свои серебряные трели невидимый певец. И вдруг он подумал, что нечестно слушать соловья одному. Он соскользнул с постели и одного за другим стал будить ребят:

- Слушай, вставай! Соловей поет!.. Слушай, слушай!..

Не прошло и пяти минут, как вся палата была уже на ногах.

Ребята теснились у окон и, сдерживая дыхание, слушали соловья."

Восхваления осени русскими писателями и художниками

Федор Иванович Тютчев. Стихотворение «Есть в осени первоначальной...» – настоящий шедевр поэтического изображения природы. Летняя яркость красок тускнеет, на смену им приходят более сдержанные полутона осенней палитры, как бы намекающие на кратковременность такой поры, когда «лучезарны вечера».Они лучезарны от того, что закатное солнце ещё дарит прощальное тепло, окрашивая вечерний свет неяркими красками. Изображая окончание полевых работ, Тютчев использует приём метонимии – синекдоху, что делает текст предельно выразительным. Мысленно представляешь жнецов с серпами, падающие колосья и думаешь, сколько крестьянского труда вложено в этот простор.

Как контраст к нежной осенней лирике Пушкина, Бунина, Тютчева звучит осень у П.А.Вяземского.

«...Древний дуб чернел в лесу,

  Как обнажённый труп...»

Здесь уже совсем другое зрелище. Читая эти строки, так и ждёшь с нетерпением окончания этой тоскливой поры и начала весёлой, свежей, праздничной зимы.

Любви к природе

"Гой ты, Русь, моя родная!" Сергей Александрович Есенин

 Частое употребление глаголов показывает движение внутри стихотворения. «Пахнет», «чахнут», «гудит», «побегу», «прозвенит» - эти глаголы придают произведению динамику. Природа живет полной жизнью и оказывает на лирического героя чувство умиротворения, глубокой любви к Родине, восхищает и не перестает удивлять его. Олицетворение — наиболее часто используемый Есениным прием художественного изображения. Русь – это храм, святыня, которой каждый должен поклониться. Празднование яблочного и медового Спаса, цветущая и живая природа вместе с чувством глубокой веры лирического героя создают трогательную и радостную атмосферу. Природа и человек неразрывно связаны и воздействуют друг на друга. Стихотворение проникнуто чувством глубокой любви к окружающему миру и пониманию места человека в нем. Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, ставя её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.

Также нередко писатели предлагают нам задуматься над тем, как велика роль красоты природы в возрождении души человека. Так в рассказе Э.Шима "Ленинградская весна" мы видим, как рассказчик преклоняется перед красотой цветущей черёмухи. Вдыхая её аромат, он с трудом представляет, как во время блокады, когда счастьем была любая «кроха тепла», люди сумели сохранить это старое дерево. И он задаётся вопросом: "Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?" Таким образом, всем ходом произведения Э. Шим утверждает: душа человека будет жить до тех пор, пока будет видеть и ценить красоту.

КУЛЬТУРА

10) Утраты духовных/культурных ценностей, вандализма

Б. Васильев «Глухомань». События повести позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому что культура ушла из нашей жизни. Общество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.

В. Астафьев «Людочка». Выросшая в деревне среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности,героиня рассказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством.

Вандализма

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Автор рассказывает, какое негодование испытывал он,

когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова:

«Довольно хранить остатки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бойцы старались сохранить, не разрушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».

И.Бунин «Окаянные дни». Бунин предполагал, что революция неизбежна, но даже в страшном сне не мог вообразить, что зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу, разрушающую всё на своем пути.

Культуры и псевдокультуры

"Мастер и Маргарита". Михаил Афанасьевич Булгаков. Проблема «антикультуры» сейчас актуальна так же, как и 100 лет назад, когда писался роман «Мастер и Маргарита». В нем сотрудники МАССОЛИТА создают никчемную литературу, однако имею славу, почет и деньги. Сегодня легкая массовая культура также вытесняет настоящее искусство. Однако она не развивает личность, а снижает уровень культуры всего общества.

В. Астафьев «Постскриптум». втор со стыдом и возмущением описывает поведение слушателей на концерте симфонического оркестра, которые, несмотря на прекрасное исполнение известных произведений, «начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах».

Беспокойство по поводу явлений, происходящих в национальной культуре в первой четверти ХIХ века, выразил в комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов. Главный герой комедии Чацкий Александр Андреевич резко высмеивает стремление московских дворян подражать всему иностранному. Дворяне набирают «учителей полки числом поболе, ценою подешевле». Но их не интересует качество образования. Занятия в школах, лицеях и гимназиях представители фамусовского общества считают бесполезной тратой времени. По мнению Скалозуба, учение по книгам вовсе надо прекратить. Фамусов сравнивает книги со злом, которое надо «пресечь и сжечь». Старуха Хлёстова в своих речах выражает полное недоумение по поводу «пансионов, школ, лицеев». Преклоняясь перед французской культурой, московское барство к родной культуре и языку относится с презрением. Даже общаются в основном на французском языке, забывая свой родной. В одном из монологов Чацкий говорит, что «французик из Бордо», приехавший в Москву, не нашёл здесь «ни звука русского, ни русского лица».

Воспитанности

Д. Фонвизин «Недоросль» (комедия)

Митрофанушка перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Неудивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыну госпожа Простакова, если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана - он растет невеждой.

А. Алексин «Безумная Евдокия»(повесть)

Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит, в конце концов, к тяжелейшей болезни матери.

Интеллигентности

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

Б. Пастернак, роман «Доктор Живаго». Невозможность интеллигентного человека проявить себя в этом мире. Противоречие богатого внутреннего мира и обезличенного внешнего, где выгоднее быть, как все.

ИСКУССТВО

ОБРАЗОВАНИЕ

26) Роли образования в жизни человека

"Обломов" И. А. Гончаров

Один из героев романа, Андрей Штольц, с раннего детства непрерывно работал над совершенствованием своих знаний. Его развитие не останавливалось ни на минуту. Штольц ставил своей целью познание мира и благодаря этому стал человеком действия, который с легкостью находит решение любой задачи. Главной его целью было познание мира, что сделало Штольца человеком действия, который никогда не пасует перед трудностями.

"Отцы и дети" И.С. Тургенев

Образ Базарова в произведении русского классика И. С. Тургенева «Отцы и дети» – еще один пример влияния познания на человека. Базаров был страстно увлечен наукой, постоянно углублял свои знания в области медицины, и это помогло ему сформироваться как личности. Непрекращающийся процесс познания сделал его человеком глубокого и твердого ума.

ЯЗЫК

«По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.)

Самореализация

Самореализации личности

Также большое значение самовоспитанию придавал Л.H. Толстой. В юности он завел дневник, где отмечал все свои недостатки и размышлял об искоренении этих черт в своем характере. Благодаря работе над собой, писатель сумел преодолеть лень, тщеславие, страсть к карточной игре. Он развивал свою память, наблюдательность, много времени посвящал труду и самообразованию. Жизнь Л.H. Толстого — прекрасный пример нравственного самосовершенствования.

"Обломов" И. А. Гончаров

Один из героев романа, Андрей Штольц, с раннего детства непрерывно работал над совершенствованием своих знаний. Его развитие не останавливалось ни на минуту. Штольц ставил своей целью познание мира и благодаря этому стал человеком действия, который с легкостью находит решение любой задачи. Главной его целью было познание мира, что сделало Штольца человеком действия, который никогда не пасует перед трудностями.

"Отцы и дети" И.С. Тургенев

Образ Базарова в произведении русского классика И. С. Тургенева «Отцы и дети» – еще один пример влияния познания на человека. Базаров был страстно увлечен наукой, постоянно углублял свои знания в области медицины, и это помогло ему сформироваться как личности. Непрекращающийся процесс познания сделал его человеком глубокого и твердого ума.

М. Горький «На дне» (пьеса)

М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-тохорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

И.А. Гончаров «Обломов» (роман)

Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, своей лени и распущенности, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

ТРУД

Значимости труда

А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» (рассказ)

Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение. Однако его любовь к своему делу и преданность друга совершают чудо: когда Мальцев попадает на паровоз, он прозревает.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (роман в стихах)

Жизненная драма героя одноименного романа в стихах, написанного величайшим русским поэтом А.С. Пушкиным, Евгения Онегина, человека умного и незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному - терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви»

Выбора профессии

А.П. Чехов. «Ионыч» (рассказ)

Дмитрий Ионыч Старцев выбрал прекрасную профессию. Он стал врачом. Однако отсутствие настойчивости и упорства сделало некогда хорошего доктора простым обывателем, для которого главным в жизни стало стяжательство и собственное благополучие. Итак, недостаточно выбрать правильно будущую профессию, надо сохранить в ней себя нравственно и морально. Старцев Дмитрий Ионыч выбрал благородную профессию врача. Он был хорошим доктором, но, перестав настойчиво пополнять свои знания, сделался обычным обывателем, который целью жизни видит лишь свое благополучие. Автор показывает, что правильный выбор профессии – это еще не самое главное. Свое мастерство нужно растить.

"Хочу быть дворником" Михаил Веллер

В произведении «Хочу быть дворником» Михаил Веллер развивает мысль, что детским мечтам редко суждено сбываться. Люди меняют свободу на музыкальную школу, выпускные экзамены или защиту кандидатской. Многие идут по этому пути, однако главный герой рассказа не собирается смиряться. Он устраивается дворником, чтобы прийти к главному в своей жизни. У Михаила Веллера есть рассказ о человеке, который в детстве мечтал быть дворником. И что дальше? Закончив школу, поступил, как настаивали родители, в ВУЗ, всю жизнь тянул лямку на ничуть не интересующей его работе, и, лишь выйдя на пенсию, стал дворником – и обрел, наконец, счастье.

В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию... После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком

Преданности своему делу

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

Николай Иванович Пирогов - выдающийся русский хирург, во время Крымской войны впервые применил наркоз, облегчая страдания раненных. Вступив в борьбу с казнокрадцами-чиновниками,он требовал медикаменты, одежду, снаряжения. Пирогов оперировал в местах боевых сражений, в центре обстрела. Великий врач настолько прославлялся у солдат, что те слагали о нем легенды. Одна из них воспроизведена Л.Н. Толстым в «Севастопольскох рассказах», когда солдаты на носилках доставили в палатку «тело без головы», говоря, что врач-волшебникее пришьет. Пирогов считал смыслом жизни служение России и никогда не отчаивался, не осуждал недостатки родины, а работал на благо ее процветания.

"Попрыгунья" Антон Павлович Чехов

Спасая мальчика, который заболел дифтеритом, врач Дымов через трубку высасывает у больного дифтеритные пленки. Это приводит к тому, что он сам заражается и умирает от этой болезни.

Карьеризма, лжеучености

Типичный представитель карьериста- это Молчалин из комедии Грибоедова "Горе от ума".Цель жизни М-на блестящая карьера,чины,богатство.Высшее счастье он видит в том,чтобы "и награжденья брать и весело пожить".Для этого он выбрал самый верный путь:лесть,угодничество.Если Если Максим Петрович - тип подхалима предшествующей эпохи,то Молчалин - угодник нового времени,действующий более тонко и не менее успешно."Он дойдет до степеней известных,ведь нынче любят бессловесных",- говорит о нем Чацкий с презрением отзываясь о его умственных способностях. н недворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру.Фамилия Молчалина оправдывается его поведением.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

К лжегероям относится и Долохов, для которого война – способ вернуть звание после того, как он был разжалован врядовые. В сцене смотра войск он обращается к Кутузову:«Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России». В сражении он проявляет храбрость, преследуя те же эгоистические, карьерные цели: «Мною взят в плен офицер… Я остановил роту. Прошу запомнить, ваше превосходительство. Рана штыком, я остался во фронте».

Разрушающего влияния денег

рассказ А.П. Чехова "Ионыч"

Доктор Старцев – молодой, талантливый врач, мечтающий помогать людям, много работающий бесплатно. Он вовсе не богат, у него нет коляски и лошадей, поэтому больных он посещает пешком, хотя для этого иногда приходится проходить по несколько вёрст. Но живя среди людей с мелочными интересами, заботящихся только о дне сегодняшнем и о том, как прожить этот день с максимальным удовольствием, среди людей, ни о чём серьёзно не размышляющих, Старцев сам постепенно становится жадным и ворчливым. Он утрачивает все свои прежние идеалы и превращается в заурядного мещанина, думающего только о покупке нового дома, игре в карты и бумажках, жёлтеньких и зелёненьких, которые он регулярно кладет в банк на текущий счёт.

поэма Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

показана целая череда людей, отягощённых страстью к наживе. Главный герой произведения Павел Иванович Чичиков с детства хорошо усвоил завет отца «копить и беречь копейку». Она главный друг и помощник во всех жизненных начинаниях. Именно поэтому Чичиков замышляет аферу с покупкой мёртвых душ, чтобы впоследствии заложить их в банк под крупную сумму. Все чиновники и помещики поэмы грешат жадностью и тягой к деньгам. Но в Степане Плюшкине эта черта приобретает крайнюю форму – скупость. Результатом страсти к накопительству становится то, что Плюшкин теряет друзей, близких, самого себя.

ВОЙНА

41) Бесчеловечности и бессмысленности войны

Эрих Мария Ремарк "На западном фронте без перемен"

Эрих Мария Ремарк в своем произведении «На западном фронте без перемен» показывает ужасы войны. Рассказ ведется от лица девятнадцатилетнего парня, который вынужден был отправиться на Первую мировую войну. Он попал в нечеловеческие, жестокие условия, видел, как в жутких муках умирают его сверстники. При этом и он сам, и его товарищи испытывали не только физические мучения, но и душевное оцепенение, вызванное неспособностью принять военную действительность. Девятнадцатилетний рассказчик отчаивается и утрачивает желание жить. Вскоре его убивают. Основная идея романа заключается в том, что война – это наиболее ужасное состояние человечества, при котором смерть оказывается избавлением от страданий.

"Родинка" Михаил Александрович Шолохов

Античеловеческая суть войны заставляет сына восставать против отца, а отца – убивать собственного сына, убивая тем самым и себя вместе с ним.

"В окопах Сталинграда" Николай Алексеевич Некрасов

В разгаре военных действий весь ужас войны становится привычным. Люди привыкают к смерти, какой бы страшной она ни была. Поражает только ее внезапность. В произведении «В окопах Сталинграда» описан эпизод, когда герой романа видит погибшего бойца, лежащего на спине с раскинутыми руками. В его губах еще дымит сигаретный окурок. Невыносимо видеть мертвого человека, который еще минуту назад жил, мыслил и желал. Солдаты живут не только войной. Они не забывают свои культурные потребности, пишут письма, поют и читают. Карнаухов обожает Джека Лондона, комдив – Мартина Идена, некоторые рисуют, а другие – пишут стихи. Возможно, потому что среди смерти и ужасов войны наши солдаты не топтали свое духовное начало, мы и смогли победить.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысли и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.

Взросления на войне

Известный писатель советской поры Лев Кассиль создал повесть «Дорогие мои мальчишки» в военном 1944 году. В повести рассказывается о том, как обез­доленные войной дети, труженики тыла, помогали взрослым. Они были вынуждены стоять у станков, кормить семьи, принося домой выданный по карточкам хлеб. Но и в условиях войны подростки любят фантазировать: они играют в страну Синегорию, и их фантазия помогает им восстановить разрушенную войной «гармонию мира».

А. Гринева из повести Пушкина “Капитанская дочка”. Его пора взросления наступает тогда, когда он отказывается присягать Пугачеву.

Л.Н.Толстой В романе «Война и мир» раскрывает проблему взросления на примере Пети Ростова. С детским представлением Петя пришёл на войну. Не готов он к войне и её жестокости. Но у этого ребёнка появилось чёткое представление о том, что нужно. Не подкачал необстрелянный мальчик в разведке, потому что почувствовал взрослую ответственность за своё поведение. И пусть он живёт в своём выдуманном, сказочном мире, но он с честью выдержал испытание силы духа, с честью прошёл испытание на взрослость.

Творчества во время войны

Артисты фронтовых бригад пони­мали, насколько важна и ответственна была их роль на войне как людей искусства. Им нужно было морально поддерживать своих защитников в тяжелейших условиях непрерывных боёв, в суровом армейском быте. Вот почему их творчество так горячо принимали бойцы, державшие оборону на острове Эзель, что на Балтике, в первые месяцы войны. И артисты, вдохновлённые благодарностью воинов, выступали как нельзя лучше.

В составе фронтовых бригад в течение всей войны были две прославленные совет­ские певицы — исполнительница народных песен Лидия Русла­нова и звезда эстрады Клавдия Шульженко. Русланова встречала Победу в Берлине, где выступала с концертами перед воинами-освободителями. А Клавдия Ивановна Шульженко с песней «Си­ний платочек» была для бойцов воплощением женской любви и верности в разлуке.

В самом начале войны были написаны стихи, которые вдохновляли бойцов, помогали им претерпевать трудности войны. Одно из таких стихотворений — «Жди меня» Константина Симонова. Оно давало надежду и веру.

МУЖЕСТВО

Чести

Проблеме чести как важнейшей нравственной категории посвящена повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Проблема чести и совести в «Капитанской дочке» раскрывается на примере жизни и поступков Петра Гринёва. С самого раннего возраста ему внушалось, что сохранять свою честь – это самое важное для человека, что нужно строго следовать народной поговорке о чести, которую надо беречь смолоду. Так же достойно ведёт себя Пётр, оказавшись в плену у соратников Пугачёва: он не унижается, не молит о пощаде и готов принять смерть

М.Шолохов «Судьба человека» (В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов - простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным: "Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?" Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: "Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников". Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.

ИСТОРИЯ

Роли личности в истории

Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала роман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывается о судьбе кроткогонегра, забитого до смерти безжалостным плантатором. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. Потом говорили, что эта маленькая хрупкая женщина начала большую войну.

Л.Н. Толстой «Война и мир» (роман-эпопея)

Л.Н. Толстой отрицал возможность активного воздействия истории отдельной личности на историю, считая, что историю делают массы и её законы не могут зависеть от желания отдельного лица. Он рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из «бесчисленного количества людских произволов», то есть усилий каждого человека. Бесполезно противиться естественному ходу событий, напрасно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Эта позиция писателя нашла отражение в романе «Война и мир». На примере двух исторических личностей (Кутузова и Наполеона) Толстой доказывает, что именно народ – творец истории. Миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы бессознательно движут общество вперед, создают великое и героическое, творят историю.

А.Н. Толстой «Пётр Первый» (роман)

В романе «Пётр Первый» А.Н. Толстой показал историческое значение образа великого реформатора. Пётр подмечал народные таланты, в нём переплеталось доброе и злое, гуманное и жестокое. Однако, безусловно, он был человеком гениальным, оказавшим огромное влияние на развитие нашей страны.

РОДИНА

Тоски по Родине

А. Никитин «Хождение за три моря»

Известный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней.

Н. Тэффи «Воспоминания»

Писательница предсказала судьбу целого поколения эмигрантов, покинувших Россию во время революции и Гражданской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на трагическое совместное одиночество в чужих странах.

Патриотизма, любви к Родине

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.

           

В повести "Сотников" В. Быков рассказывает о двух партизанах, которые попадают в плен к немцам во время второй мировой войны. Один из партизан предаёт родину и соглашается сотрудничать с немцами. Второй же партизан, Сотников, отказывается предавать родину и выбирает смерть. В этом рассказе Сотников показан настоящим патриотом, который не смог предать родную страну, даже под страхом смерти

Л.Н. Толстой «Война и мир» (роман-эпопея)

Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона.

 Лев Толстой в своем романе «Война и мир» раскрывает «военную тайну» - причину, которая помогла России в Отечественной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить

РОССИЯ

КРАСОТА

Великой силы красоты

проблема красоты важнейшая. Один из героев произведения, лорд Генри, произносит знаменитую фразу, что красота – это высшее проявление гениальности, она единственное, что не требует доказательств, поэтому люди, обладающие красотой, становятся властелинами. Этим словам жадно внимает главный герой романа – Дориан Грей. Награжденный редкой красотой, в начале произведения он предстаёт перед читателем робким, стыдливым юношей, но постепенно, убедившись в безграничной власти своей красоты, превращается в аморальное чудовище, руки которого запятнаны множеством нравственных и уголовных преступлений, в том числе и убийством. Но парадокс в том, что тяжёлые преступления никак не отражаются на внешности героя: проходят годы, а Дориан так же молод и удивительно красив, как и 15 лет назад. Стареет лишь его портрет, написанный талантливым художником. На нём отпечатываются все страсти, обманы и терзания его души. Именно этот портрет, убранный Дорианом на чердак, чтобы не заставлял задумываться о влиянии всех преступлений на духовную составляющую его существа, в конечном счёте и убивает героя. Грей, увидев на картине старика с лицом, обезображенным глубокими морщинами и язвами, не выдерживает и умирает. Таким образом, всем ходом романа О. Уайльд развенчивает собственную идею о превосходстве красоты, эстетизма над всем. Финал произведения прямо заявляет: внешняя красота, не дополненная красотой духовной, эгоистична, она не способна заменить нравственные чувства.

черёмуха

ЛЮБОВЬ

Настоящей любви

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Маша Миронова, дочь убитого капитана Миронова, чтобы спасти своего возлюбленного, едет в Петербург и рассказывает императрице об истинных мотивах поведения Гринева, которого считают предателем. Только вмешательство Маши меняет его судьбу.

М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Маргарита проходит в романе путь от отчаяния до всепобеждающей любви. Во имя любви к Мастеру, к его творению она проходит все испытания, которые ей устраивает свита Воланда. Этим она спасает Мастера и его роман.

Верности данному слову

А.С. Пушкин «Дубровский» (роман)

Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком — стариком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спасти её от этого замужества и остановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (роман в стихах)

Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, отвергла чувство тайно ею любимого Онегина. Она стала олицетворением искренности и нравственной силы.

 65) Ревности

Аксинья по-настоящему влюбляется в Григория Мелехова. Но она замужем. Степан, муж Аксиньи, узнав об измене жены, жестоко избивает её.

Ревность разъедает душу Натальи Мелеховой. Мне жаль героиню романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова, но я и осуждаю ее. В своей ревности она доходит до ненависти, и в одну трагическую минуту Наталья просит у Бога смерти мужу, отцу своих детей! Какой страшный грех!

А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

Из ревности состоялась дуэль между Онегиным и Ленским, закончившаяся смертью Ленского. Онегин просто так, от скуки начинает ухаживать за Ольгой Лариной, невестой Владимира Ленского. Девушка увлекается Евгением, что, естественно, вызывает ревность Ленского. Переломным моментом во взаимоотношениях с девушками явилась дуэль Евгения с Ленским. Поединок кончается трагически для Владимира. И здесь наш герой словно прозревает: "Онегин с содроганием" видит дело своих рук, как "труп оледенелый" юноши везут в санях. Ленский убит "приятельской рукой". Бессмысленность этого поступка становится очевидной.

Любви по расчёту

А.П. Чехов «Крыжовник» (рассказ)

Чимша-Гималайский,мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалок он, когда со счастливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник!

Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"

Эраст вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл все состояние. Жениться ему пришлось на пожилой богатой вдове, которая была в него давно влюблена.

Дружбы, товарищества

Пьер и      Андрей + Базаров и Аркадий (итоговое сочинение)

Межнациональных отношений

Маркус Зусак "Книжный вор" (№1)

К.М. Станюкович «Максимка» (рассказ)

История спасения матросами маленького негра, впоследствии названного Максимкой, показывает, что каждый имеет право на свободу, любовь и заботу. (мальчик был слугой у капитана американского корабля «Бетси». Хозяин бил его каждый день. А две ночи назад корабль стол


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.