Вторая попытка или история Ноаха — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Вторая попытка или история Ноаха

2019-07-13 287
Вторая попытка или история Ноаха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

СИФЛЯНСКАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ

 

Эта библейская генеалогия названа по имени третьего сына Адама Шета, в христианской традиции Сифа. Имя Шет означает «фундамент», подлинную основу человеческого рода.

Внимательному читателю Сифлянская генеалогия предоставляет куда больший простор для размышления, чем предыдущая, Кенитская. Ведь в ней впервые в Пятикнижии обозначены числовые значения времени, и таким образом с помощью простой арифметики можно вычислить, например, период, который прошел от Сотворения человека до Потопа.

В связи с этим следовало бы принять во внимание еще одно соображение: потомки Каина и потомки Шета живут на земле рядом, а значит, как‑то должны взаимодействовать друг с другом. Более того, от Адама и Каина до эпохи Лемеха I и его потомков (Иавал – Иувал – Тувал‑Каин – Наама), когда, судя по всему, в человеческой природе произошли некие серьезные генетические и нравственные изменения – семь поколений. Ровно столько же – семь поколений – от Эноша до Лемеха II. А значит, кениты и сифляне существовали не только рядом, но и параллельно.

Почему мы повели счет сифлян не от Шета, казалось бы, подлинного родоначальника, а от его сына Эноша? Потому что только после сообщения о рождении у Шета сына и о наречении ему имени Энош начинается так называемая «сефер толдот» – «Книга порождений человека» или Книга Бытия. Похоже, что все события, описанные до этого, были лишь предисловием.

Итак:

 

Адам – Энош

Каин – Кейнан

Ханох – Малаалэль

Ирад – Иеред

Мехияэль – Ханох

Метушаэль – Метушелах

Лемех (Иавал и т. д.) – Лемех (Ноах)

 

Нетрудно подсчитать, что события допотопной истории человечества происходили на протяжении 1656 лет. Долгожитель Метушелах (Мафусаил – в христианской традиции) дожил до Потопа, пережив своего сына Лемеха, умершего за пять лет до катаклизма и видевшего, как Ноах строит Ковчег.

По мере перечисления патриархов‑сифлян мы чувствуем, как земля заполняется людьми, ибо формула «родил сынов и дочерей» повторяется рядом с каждым именем. Таким образом, мы имеем дело не с именами отдельных личностей, а с наименованиями целых поколений.

О каждом из патриархов мы получаем информацию по определенной, единообразной схеме: «число лет жизни отца до рождения первенца», «имя первенца», «число лет от рождения первенца до смерти его отца», формула «родил сынов и дочерей», «суммарное число лет жизни» и, наконец, слова «и он умер».

Такой порядок нарушается лишь единожды, когда речь заходит о сыне Иереда Ханохе (Енох – в христианской традиции). Автор Писания говорит о нем: «И жил Ханох шестьдесят пять лет, и родил Метушелаха» (Б.5:21–22). И вдруг: «И ходил Ханох перед Богом по рождении Метушелаха триста лет, и родил сынов и дочерей. И было всех дней Ханоха триста шестьдесят пять лет». И вновь загадочная фраза: «И ходил Ханох перед Богом; и не стало его, ибо Бог взял его» (Б.5:24–25). Эти стихи породили бесконечное число толкований и легли в основу множества легенд о Ханохе – Енохе, герое разных народов и конфессий.

Cрок жизни Ханоха, 365 лет, почему‑то значительно меньше, чем у его предков и потомков: так, например, его отец Иеред прожил 962 года, сын Метушелах – 969. Да и само число лет его жизни ассоциируется с солнечным годом. О чем это говорит? Или вот эти странные слова: «и не стало его, ибо Бог взял его». Почему только его? Почему о Ханохе не сказано, как про остальных, что «он умер»? Сказано: «веэйнену» – «и нет его».

Устная традиция евреев отвечает на эти вопросы пространным рассказом Агады. Ханох уединился от мира и проводил дни свои в молитве, пока однажды не воззвал к нему Ангел Божий. Ангел послал Ханоха к людям с поучениями: «какими путями ходить и делать дела угодные Господу».

Ханох покинул свое жилище. Люди стали собираться к нему со всей земли, чтобы послушать его проповеди. Более того, народы сделали его своим царем, приходили к нему с поклоном и, разумеется, благоговейно внимали его речам. «Творя суд и милость в народе», Ханох царствовал 243 года.

Однажды, во время одной из таких проповедей к Ханоху снова воззвал Ангел Божий и возвестил ему, что решено призвать его на небо для поучения «небожителей» подобно тому, как он это делал на земле. Люди, слушавшие в эти минуты Ханоха, подняли глаза и увидели в небе исполинского коня, который спускался на землю. Ханох объяснил удивленным людям, что конь этот послан за ним, поскольку наступило время покинуть землю навсегда.

Вскоре конь опустился на землю и стал перед Ханохом. Тогда мудрец решил, что, прежде чем будет отозван с земли окончательно, он прочитает еще одну, последнюю, проповедь всем желающим услышать слово Божие. «Собрались к Ханоху все люди с их вождями и правителями и весь день тот слушали наставления в мудрости, знании и страхе Божием; и заключил Ханох мир между всеми людьми, после чего сел на коня и поехал шагом неторопливым». Легенда сообщает, что собрались тогда около восьмисот тысяч человек. Весь день они шли за Ханохом.

Несмотря на то, что Ханох призвал своих последователей разойтись по домам, толпа шла за ним целую неделю. Ханох, как мог, старался убедить оставшихся людей уйти, но они его не слушались. «И вот налетела буря… Огненная колесница с конями огненными появилась в вихре – и вознесся Ханох на небо». Как потом оказалось, вся местность вокруг была покрыта льдом и снегом безо всяких признаков жизни.[11]

В этом рассказе, как видим, Ханох предстает несомненным праведником и выдающимся законоучителем. Однако в Устной традиции зафиксирована и другая точка зрения, которая подвергает серьезному сомнению праведность Ханоха, говорит о его «двуликости», а слова «Бог взял его» истолковывает как обыкновенную смерть. А вот и знаменитый комментарий Раши: «Праведником был он, но не стоек, и мог повернуть к злодейству. Поэтому поспешил Всевышний удалить его и дал ему умереть раньше его времени. Поэтому в Писании иначе говорится о его смерти – не стало его в мире, и он не достиг полноты лет».[12]

Не меньший интерес комментаторов вызывает фигура сына Ханоха Метушелаха. Впрочем, информация, которую приводит о нем Писание, вписывается в обычную схему, принятую для всех прочих патриархов‑сифлян. Просто Метушелах прожил самую долгую жизнь среди всех библейских героев, и его фантастический возраст буквально завораживает впечатлительных читателей.

Имя Метушелах обычно интерпретируется как «поражающий мечом»: речь, разумеется, идет о злых духах. Есть даже указание на то, что знаменитый инцидент между сыновьями Ицхака, связанный с борьбой за первородство, имел в своей основе гораздо более серьезное основание, чем это принято думать: предметом торга была не столько пресловутая «чечевичная похлебка», сколько одна из самых чудесных вещей на земле – легендарный меч Метушелаха, каким‑то образом попавший в руки Иакова.

По одной из версий устной традиции Метушелах доходил до пределов земли, чтобы узнать от своего отца Ханоха о предстоящем Потопе и чудесном спасении своего внука Ноаха. Другая история повествует о том, что Потоп был даже отсрочен из‑за семидневного траура по умершему патриарху.

Однако, не ясно: если предпотопные поколения имели таких замечательных лидеров, как Ханох и Метушелах, то что же тогда вызвало глубокое разочарование Творца, заставившее Его предпринять фактически кардинальную смену сущности человеческой природы?

Ответ на этот вопрос дает Борис Берман, который утверждает, что «Энош» – тяжело больной (в нравственном отношении) человек, это также и человек, склонный к насилию, вся жизнь которого оборачивается для него наказанием («онеш»). Таким образом, по мнению исследователя, факторы нравственной болезни, вины и возмездия заложены в основании сифлянских поколений.

Имя сына Эноша, Кейнан, связано с именем Каин смысловым значение «обретения». Но «кейнан» – это все же скорее «обретение имущества». Духовно ущербное поколение Эноша логично породило поколение стяжателей, «служителей мамоны», всеми силами нацеленное на приобретение капитала.

Следующее поколение – поколение Маалальэля, «славящего Бога», «восхваляющего Его». Но вряд ли речь идет о духовном ренессансе. Скорее всего, это эпоха поверхностного восприятия религиозных основ, псевдодуховного служения, выражающихся в звуках голоса, а не в глубинах познания и благости свершений.

Все это предрешает последующее падение, выраженное в имени Иеред, что означает «снижение», «спуск», «медленное падение» к духовной пустоте, провал к низшей точке человеческой духовности.

Любопытно, что Иеред назвал своего сына, также как и Каин, Ханохом. Это значит, что вновь пришла пора восстановления, воспитания и просвещения. Но слова «ходить с Богом» Берман понимает как «носить Бога в себе, для себя, в некотором особо выбранном ограниченном пространстве души».

«О Ханохе не сказано, как про остальных, что „он умер“, – рассуждает исследователь. – По одному из преданий Ханох живым попал в Сад Эдена. Но хорошо ли и нужно ли земному человеку попадать живым туда? Положим, Ханох, уйдя от мира, достиг таких вершин, которых никто из смертных не достигал. И что же? – „И нет его“. Тут слышна оценка Ханоха и его заслуг».

Очевидно, поколение Ханоха тесно связано с поколением его сына Метушелаха. «В этом поколении, – поясняет Б. Берман, – главенствовали те, кто в одиночестве медитации усовершенствовали свой дух и тело, не признавая никакой другой деятельности и внутренней работы… Последователи Ханоха и Метушелаха противопоставляли себя распутным „сынам человеческим“, как назывались люди последнего каинианского поколения, и выделяли себя в отдельный от всех человеческий род, называя себя „сынами Божьими“. В допотопные времена эти „сыны Божьи“ были судьями, духовными вождями и высшими нравственными авторитетами в своих поколениях».

Все эти обстоятельства прямо или косвенно подготовили так называемое допотопное растление человечества, случившееся при жизни поколения последнего допотопного сифлянского патриарха Лемеха, сына Метушелаха, и, судя по всему, современника другого Лемеха – кенита. Не похоже, чтобы на трагический ход событий влияли какие‑то «падшие Ангелы», спустившиеся с небес для совращения землян. Скорее всего, суть трагедии в самой природе человека.

 

ДОПОТОПНОЕ РАСТЛЕНИЕ

 

«И было, когда люди начали умножаться на земле, и дочери родились у них; и увидели сыны великих дочерей человеческих, что красивы они, и брали себе жен, каких выбирали. И сказал Господь: да не борется дух мой в человеке вечно, потому что он плоть; пусть будут дни его сто двадцать лет. Исполины были на земле в то время, и после того, как сыны великих стали входить к дочерям человеческим, и они рожали им: это богатыри, издревле люди знаменитые» (Б.6:2–4).

Эти стихи являются частью вставного фрагмента, разрывающего повествование «Сефер толдот», в том месте, где речь идет о рождении сынов Ноаха и являющегося своеобразным комментарием к последовавшим вскоре событиям. В этом фрагменте Автор Писания объясняет причины, вызвавшие Потоп. Речь идет о третьем критическом эпизоде допотопной истории человечества, если считать первым – инцидент в Саду Эдена, а вторым – убийство Эвеля Каином.

Так что же все‑таки произошло? Судя по всему, речь идет о каком‑то значительном демографическом взрыве («люди начали умножаться на земле»), причем, преимущественно за счет роста женской рождаемости. «Создалась предельно напряженная сексуальная и психологическая атмосфера», – замечает Борис Берман.

Кто виноват в происшедшем? Кто такие, эти «сыны великих» и «дочери человеческие» – «бней ха‑элохим» и «бнот ха‑адам»?

Адам в Пятикнижие – не только имя собственное, но и обозначение существ, принадлежащих к человеческому роду. Стало быть, «бнот ха‑адам» – просто женщины, но в данном случае подчеркнута их генетическая связь с земными корнями («адама» – земля).

Относительно понятия «бней ха‑элохим» комментаторы придерживаются разных точек зрения. Некоторые, например, полагают, что это ангелы, спустившиеся на землю, наподобие олимпийских богов, прельстившихся женскими прелестями. Такой взгляд на происшедшее донесла до нас и Устная традиция: «Увидели ангелы, павшие с небес, где пребывали в святости, дочерей Каина, которые ходили, обнажив свой срам и накрасив глаза, как блудницы, так что совратились /ангелы/ и взяли из них себе жен…».[13]

Есть и более красивая версия того же сценария, сохранившаяся в агадических преданиях: "Когда в эпоху, предшествовавшую Потопу, люди, вместо Бога, стали служить идолам, пред лицом Предвечного предстали два ангела, Шемхазай и Азаил. Видя скорбь Господа, они говорили:

– Властитель вселенной! Когда Ты созидал этот мир, не предостерегали ли мы Тебя, говоря: достоин ли человек, чтобы Ты помнил его, и сын праха, чтобы Ты милостью посещал его?

– Что же теперь с миром делать? – сказал Господь.

– Мы найдем для него другое назначение.

– А мне, – отвечал на это Господь, – ведомо и несомненно, что, если бы на земле вместо людей жили вы, ангелы, искушение овладело бы вами еще легче и скорее, чем это случилось с родом человеческим.

– Испытай, Господи, – сказали они, – позволь нам поселиться на земле, и Ты увидишь, как мы возвеличим святое Имя Твое.

Сошли сыны Божии на землю и стали входить к дочерям человеческим, их земной красотой обольщенные".[14]

Впрочем, талмудическая традиция сохранила и противоположную точку зрения и, как полагают, не менее авторитетную: «И увидели Бней Элоким» – это сыновья Каина, которые были красивы видом и высоки ростом. «И брали себе жен, каких выбирали» и даже замужних, устраняя мужей их, и выбирали их из‑за красоты".

Но и это еще не все. Есть мнение, что «бней ха‑элохим» – это потомки Шета, люди богобоязненные и богопослушные (шли путями Бога, сохраняли образ Бога), тогда как «бнот ха‑адам» – дочери поколений Каина, следовавшие дорогой согрешивших пращуров. Не будем забывать, что всякое Слово Писания объемно в своем значении: «бней ха‑элохим» – это еще и «сыны великих», люди наделенные властью и авторитетом, ведь «элоах» означает не только «сильный», «могучий», но и «судья», «правитель».

И все же…"Не боги Олимпа, не космические существа и не демоны растлили Землю и человека на ней, – пишет Борис Берман. – Это сделали те благочестивые и благолепные ученики Ханоха и Метушелаха, которые выделяли себя и звались «сынами Божьими». Это они, праведники старшего поколения, нравственно непререкаемые, имевшие право судить и обладавшие духовной властью, вдруг заразились всеобщей сексуальной напряженностью, эротически прозрели, «увидели» из своего уединения обольстительных каинианок и стали брать их в жены – кого ни выберут, кто только не приглянется им, даже чужих жен, отбирая их у мужей. Понятно, какой пример и какой сигнал подали «сыны Божьи» всем остальным людям, привыкшим почитать их и слушаться".

В результате этих событий последовал беспрецедентный акт. Всевышний устанавливает для человека срок: «Пусть будут дни его сто двадцать лет». Отныне жизнь человеческая приобретает все атрибуты трагической коллизии: бренность, предопределенность, скоротечность… Впрочем, эти слова Всевышнего можно понять двояко: как установление среднего предела человеческой жизни и как определение срока Потопа, после которого человечество перестанет существовать вовсе. В любом случае это последнее предупреждение.

Но что‑то в очередной раз сломалось, что‑то не сложилось в допотопной человеческой судьбе. Начались какие‑то серьезные генетические перемены в самой природе человека.

 

ИСПОЛИНЫ

 

После того, как «сыны Божьи» стали «входить» к дочерям человеческим на земле начали рождаться исполины. Раши комментирует: «нефелим», потому что они пали («нафало») и вызвали падение мира. Возможно, слово «нефелим» намекает на некую связь с падением «сынов Божьих». Но в предпотопные годы появились еще и некие «богатыри» («гиборим» – усиленные, укрепленные).

«Каинианские жены „сынов Божьих“ в эпоху Лемеха‑второго, – пишет Борис Берман, – рожают „исполинов“ (нефилим), обладавших колоссальной природной силой и энергией. Такие „богатыри“ (гиборим) были известны издревле, искони, когда они, надо полагать, строили великую каинианскую цивилизацию. Таким образом, сыновья „сынов Божьих“ из рода Эноша встали в один ряд с „богатырями“ из рода Каина. Это‑то сочетание и объединение „исполинов“ и „богатырей“ решило судьбу допотопного человечества, не использовавшего последнюю возможность исправления». Так генетическая катастрофа перерастает в этическую, а затем и в экологическую. Неплохо было бы эту идею о взаимосвязи всего сущего на земле усвоить некоторым горячим головам нынешней мировой политической элиты.

Устная традиция фиксирует: «От них родились великаны, которые были громадны ростом и простирали руки свои на грабеж и разбой, а также пролилась кровь. Сказано: И там (в земле Ханаанской) видели мы исполинов (Бм.13;33). А ведь уже здесь сказано: Исполины были на земле…»[15] Исполины появляются на страницах Пятикнижия еще дважды – в рассказе о жителях страны Ханаан. Когда в самом начале своих странствий Моисей посылает разведчиков на территорию, контролируемую ханаанеями, те возвращаются к нему со следующим донесением: «… А весь народ, который мы видели на ней, люди великорослые. Там же видели мы исполинов, сынов Анака, из исполинов; и были мы в глазах своих саранчей, такими же были мы в их глазах» (Бм.13;33). Что можно понять из этого донесения? Да только то, что люди Моисей перепуганы до смерти, а у страха, что называется, глаза велики.

Вернувшись в Ханаан много лет спустя и разгромив аммореев, израильтяне стремительно двинулись на север и завоевали царство Башан. При описании этой военной компании, по‑деловому строгом и кратком, неожиданно упоминается «железный одр» башанского царя‑исполина Ога. Более того, указано его точное место расположения и размеры. «Ибо только Ог, царь башанский, остался из исполинов. Вот одр его, одр железный, он ведь в Раббе сынов Аммоновых: девять локтей длина его и четыре локтя ширина его, по локтю возмужалого» (Дв.3;11), т. е. взрослого человека. Иными словами, одр имел более четырех метров в длину и около двух в ширину.

Исследуя область Иордана, ученые‑археологи обнаружили здесь древние мегалитические сооружения – огромные гробницы обычно сложенные из вертикально поставленных каменных плит, перекрытых сверху массивными горизонтальными блоками. Известны и многогранные строения, сложенные из одиннадцати – шестнадцати плит в виде башни с кровлей. Каждая из плит весит иногда десятки тонн. Эти грандиозные сооружения, получившие название дольменов, распространены во многих регионах Евразии, особенно, в Средиземноморье, на Атлантическом побережье Европы, в Крыму, на Кавказе и даже в Индии и на островах южных морей.

Назначение дольменов точно не известно. Однако, маловероятно, чтобы они могли служить жилищем. Строения, как правило, закрыты со всех сторон, лишь небольшое отверстие ведет внутрь этого каменного ящика. Пролезть в такое отверстие человеку трудно. Но полезная площадь дольмена обычно не уступает размерам древних жилищ человека. Скорее всего, они все же служили для захоронения останков, впрочем, не исключено и какое‑то иное культовое назначение. Возраст некоторых из них не менее пяти тысяч лет.

В начале нынешнего века немецкие ученые обнаружили неподалеку от Раббат‑Аммана («в Раббе сынов Аммоновых»), нынешней столицы Иордании, дольмен поразительно напоминающий тот, что описан в тексте Пятикнижия. Даже размеры приблизительно совпадают. Одр Ога сложен из базальта, очень твердого серо‑черного камня, что вполне вероятно могло породить ассоциации с металлической конструкцией.

Дальнейшие исследования показали, что подобные дольмены встречаются в Израиле и, особенно, в Иордании часто. На территории, которую в древности занимала «страна исполинов» Башан, их и сегодня несколько сот. К западу от Иордана дольмены встречаются только в окрестностях Хеврона, именно там, где разведчики Моисея видели «исполинов». Если даже они и не встретили их «живьем», то наверняка могли слышать легенды и воспоминания о них, подкрепленные видом «исполинских гробниц».

Так кто же такие эти исполины («нефилим», «гиборим», «рефаим»)? «Возможно, это были люди гораздо более высокого роста, чем коренное население, обитавшее на берегах Иордана, – пишет немецкий исследователь Вернер Келлер. – Несомненно, что этой местности сохранилась память о людях высокого роста, оставивших чрезвычайно глубокое и стойкое впечатление; эта память, по‑видимому, отразилась в Библии».[16]

Колоритную фигуру царя‑исполина Ога мы встречаем и в легендах устной традиции, причем, в мифологических пластах относящихся к гораздо более позднему времени Авраама. Согласно преданию, в 2023 году от Сотворения мира в Сидимской долине, ныне покрытой водами Мертвого моря, произошла битва соединенного 184‑тысячного войска четырех государств, возглавляемого царем Элама, с военными дружинами пяти городов Ханаана Сдома, Аморры, Адма, Цваима и Цоара, в которой последние потерпели сокрушительное поражение. Богатые города были разграблены, а жители их угнаны в рабство. Этой печальной участи не избежал и племянник Авраама Лот. Так вот, оказывается, именно великан Ог, участвовавший в Сидимском сражении на стороне сдомитян, помог Аврааму разработать план нападения на потерявшее бдительность войско победителей и разгромить его малыми силами, имевшимися в распоряжении патриарха. В этой истории Ог назван «одним из потомков „падших ангелов“, выживший после Всемирного потопа».[17]

Древняя легенда об исполинах оказалась столь устойчивой, что известный французский мистик прошлого столетия Эдуард Шюре всерьез полагал, что предками евреев («ибримов») были некие реальные «гиборимы». Более того, он даже упоминает о предшествующей человечеству «расе гигантов». «В пещерах Тибета, – пишет он, – были найдены гигантские человеческие скелеты… Их относят к первобытному человечеству».[18]

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.