Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку.

2019-07-13 168
Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Заяц)

93


Весит он триста тонн, Тонна утки, тонна ножка — Вот так «Крошка»! Уши как колеса, Хобот вместо носа»

(Слои)

Зверь усатый, полосатый, Острые зубы, могучие лапы»

(Тигр)

Разбор содержания каждой картинки. Первоначально картинки располага­ются на наборном полотне стороной, обратной изображению. В процессе разбора они поочередно открываются в нужной последовательности.


Я картинка

ВОПРОСЫ К КАРТИНКАМ


ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ


 


Кто изображен на этой картинке? Кого вы видите на этой картинке? Сколько здесь зайчиков? Что делают зайчики?


Тигр.

Тигра, зайчиков. Здесь три зайчика. Зайчики пляшут (танцуют).


Обращается внимание на актуализацию глаголов пляшут, танцуют. При не­обходимости используется подсказ первого слога слова.

Где пляшут зайчики?                           На полянке (лужайке).

После краткого ответа требуется развернутый ответ в виде полного рас­пространенного предложения: «Зайчики пляшут (танцуют) на лужайке».


Что еще изображено на картинке (указание на фрагмент картинки)?


Лес.


Предусматривается включение этой лексемы в состав фразы:
Откуда выходит тигр?                          Тигр выходит из леса.

Я картинка


ВОПРОСЫ К КАРТИНКАМ


ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ


 


94


Что делает тигр?                                Тигр бежит за зайцами.

(Актуализируются также глаголы бросился, кинулся.)


Что сделали зайцы?                       Зайцы побежали к реке.

Куда они побежали?

Кого вы еще видите на этой                картинке? Слона.

Я картинка

ВОПРОСЫ К КАРТИНКАМ                                                              ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Что сделал тигр? 4-я картинка

ВОПРОСЫ К КАРТИНКАМ

Что сделали зайчики?                  Зайчики прыгнули на слона.
(Актуализация слов: забрались, вскочили, залезли).

Тигр остановился, встал на задние лапы.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ


Куда перебрались зайчики?

Что сделал слон?

А что делают зайчики9


Зайчики перебрались на другой

берег реки.

Слон облил тигра водой.

Они снова танцуют.


(Актуализируется слово, характеризующее действие, — «весело танцуют».)

III. Размещение детьми картинок серии в нужной последовательности на на­борном полотне.

Уточняются детали сюжета, имеющие значение для составления рассказа.

Например, по 2-ой картинке:

Что здесь нарисовано?                         Река.


По 4-ой картинке:

Какой водой облил слон тигра?


Холодной водой.


Детям предлагается составить предложение со словоформой «холодной»: Слон облил тигра холодной водой.

IV. Составление детьми высказываний по отдельным картинкам-фрагментам (по цепочке).


Занятие 2.

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

II. Игра-упражнение «Будь внимателен!» Один из детей размещает на набор­
ном полотне картинки серии в нужной последовательности. Затем, ориенти­
руясь на картинки, дети поочередно заканчивают нужным по смыслу сло­
вом предложение, даваемое педагогом.

На лужайке танцевали три... (зайчика); Из леса выскочил... (тигр); Зайцы побежали к... (реке); На речке они увидели... (слона); Зайчики залезли на спину... (слону); Слон набрал хоботом... (воду); Он облил тигра... (водой) и др.

III. Составление рассказа.

1) Составление «экспозиции» рассказа по вопросам педагога:

а) Кто пришел однажды на лужайку? Однажды...

б) Что зайчики стали делать на лужайке?

в) Кто был в лесу и услышал, как играют зайчики?

Педагог объединяет ответы детей в короткий текст начала рассказа.

2) Составление детьми рассказа по двум-трем фрагментам серии с вклю­
чением составленной завязки.

При затруднениях оказывается помощь по ходу составления рассказа:-стимулирующие вопросы («Что было потом?» и др.), указание на соот­ветствующую деталь картинки, подсказ начала фразы-высказывания (на­чального слова очередной по смыслу фразы).

IV. Придумывание продолжения к изображенному действию (по направляющим
вопросам педагога).* Например:

а) Как вы думаете, что потом сделал тигр?

б) Что сказали зайчики слону?

в) А что слон сказал зайчикам?

(При необходимости дается подсказ возможного ответа на последний воп­рос: «Наверное, он сказал им: «Если с вами опять случится беда, то...»).

В более слабой группе проводится на дополнительном занятии.

96


V. Составление рассказа по всей серии картинок в целом одним из детей по
предваряющему плану (проводится в более сильной группе детей).

План рассказа:

1. Кто и что делал на лужайке?

2. Что случилось потом9

3. Куда побежали зайчики?

4. Как им удалось спастись от злого тигра?

5. Чем закончилась эта история?

По ходу составления рассказа используются побуждающие вопросы, указа­ния на картинку или ее деталь.

VI. Упражнение в подборе определений к данным словам (характеристика пер­
сонажей рассказа):*

зайчики — веселые, находчивые; тигр — страшный, свирепый (злой); слондобрый, сильный и т.п.

VII. Дополнение составленного рассказа другими детьми (с использованием ма
нитофонной записи рассказа ребенка).**

VIII. Анализ детских рассказов." Обращается внимание на полноту и последо­
вательность изложения, грамматическую правильность речи, проявление эле­
ментов творчества в рассказах детей.

Примечание. Через 15-20 минут после начала занятия рекомендуется проводить игру-пантомиму («Покажите, как танцевали зайчики на лужайке», «Как тигр выходит из леса», «Как тигр испугался слона» и др.).

В более слабой группе проводится на дополнительном занятии.

Заключительные этапы занятия могут проводиться воспитателем по заданию логопеда во

второй половине дня.


7-3828


97


5. Методическая разработка к проведению занятий

по обучению пересказу на материале

народной сказки «Хвосты»

(/// период первого года обучения)

Цель: обучение детей связному последовательному пересказу достаточно боль­шого по объему текста.

Основные задачи:

1. Формирование действий целенаправленного восприятия текста.

2. Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).

3. Развитие фразовой речи.

4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.

5. Обогащение словарного запаса.

6. Формирование навыков рассказывания с элементами творчества.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных-персонажей сказ­ки, поляны с Чудо-деревом, норы зайца и т.д.; магнитограф или наборное полотно.

Занятие 1

ХОД ЗАНЯТИЙ

I. Организационная часть. Подготовка к восприятию текста: упражнение в уз­
навании предмета по его описанию (отгадывание загадок о животных-пер­
сонажах сказки).

II. Двукратное чтение сказки. (Повторное чтение проводится с использованием
приема дополнения детьми отдельных, не законченных педагогом, предло­
жений текста нужными по смыслу словами)

III. Разбор содержания сказки по вопросам. Цель работы: выделение (восста­
новление) главных сюжетных моментов сказки, а также упражнение в со­
ставлении фразовых ответов на вопросы (в форме простых распространен­
ных предложений с разным порядком слов).

Предлагаемые вопросы:

1. О каких животных говорится в сказке?

2. Чего у них не было раньше?

3. О чем однажды узнали звери?

4. Где они должны были собраться?

98


5. Почему зайчик не смог прийти на большую поляну? (Чего он испугался?)

6. Кого зайчик попросил принести ему хвостик? — Он попросил об этом..."

7. Где были развешаны хвосты? — Хвосты были...

8. Кто первым прибежал на поляну? — Первой на поляну...

9. Кто пришел на поляну вслед за лисой?

10. Почему слон не смог выбрать себе красивого хвоста?

11. Почему опоздал на поляну медведь? — Потому что по дороге...

12. Принесли зайцу хвостик те, кого он об этом просил?

13. Как ему удалось добыть себе хвостик?

I/. Языковой (лексический) разбор текста (направлен на воспроизведение детьми в своих ответах языкового материала, необходимого для полноценной пе­редачи содержания произведения).

Примерные вопросы:

1. Куда полетели (Где летали) сороки-белобоки?

2. Как добирались звери на большую поляну?

3 Что говорится в сказке о том, как шел медведь, как бежала лиса и др.?

4. Вспомните, какие были хвосты на поляне? *

5. Какой хвост выбрала себе лиса? (Она выбрала себе...)

6. Какой хвост достался корове? (Ей достался...)
А слону какой? (Ему достался хвост...)

7. Что сделала свинья с хвостом, который ей достался?

8. Что взял себе медведь?

9. О чем спорили кошка с собакой? (Они спорили о том...)* и т.д.

Одновременно дети упражняются в правильном употреблении личных мес­тоимений при составлении фраз-высказываний.

V. Выборочный пересказ фрагментов текста, содержащих диалоги персонажей.

VI. Игра-упражнение «У кого такой хвост?»** Педагог приводит описание раз­
личных хвостов; по данному описанию дети должны узнать животных, ко­
торым они принадлежат. После этого выполняется следующее задание: к
плоскостным (черно-белым или цветным) изображениям животных (лиса,
белка, медведь, конь, свинья, корова) дети подбирают тот или иной хвост.
Один из детей выполняет задание на магнитографе.

При необходимости дается образец начала ответа. Может выполняться на воспитательском занятии.

99


Занятие 2

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

II. Повторное чтение текста сказки.

III. Пересказ текста по фрагментам (по цепочке). При необходимости использу­
ются опора на отдельные иллюстрации.

IV. Выполнение рисунков к разным эпизодам сюжетного действия сказки (по
выбору детей).*

Предлагаемые сюжеты для детских рисунков: «Поляна с Чудо-деревом», «Звери у Чудо-дерева», «Зайчик и медведь (волк, лиса)» и др.

V. Составление рассказов по собственным рисункам (выборочный пересказ)
Для облегчения составления рассказа задаются вспомогательные вопросы
(«А это кто9», «А что здесь у тебя нарисовано?»).

VI. Обсуждение детских рассказов. Отмечается удачное употребление языко­
вых средств образной выразительности (сравнения, определения, эпитеты),
последовательность изложения, завершенность каждого эпизода, проявле­
ние элементов творчества.

Рекомендуется также проведение игры-драматизации на сюжет сказки (под

руководством воспитателя).

Пример рассказа одного из детей по своему рисунку.

Этополипа. А па поляне, па высоком дереве euce. ia хвосты. Они были развешаны по толстым сучьям. Хвосты были разные. И пуши стые распушаемые. И длинные, и тонине, и короткие. И пак палка.. И толсты-и... И кренделями... Первая на поляну прибежала лиса Выбрала себе пушистый хвост, а кончик... копчик был белый, кисточ кой такой. Вторым прибежал... конь. Он выбрал себе /ладкий, длин­ ный хвост, с густыми волосами. Потом пришел волк. И себе искал хвост. И нашел себе хвост большой, серый такой, который ему был нужен. А медведь пока ходил ни...:ш медом, все хвосты уже разоб­ рали, остался только один черненький лоскучек (лоскуточек). При­ ставил медведь ею к себе и пошел домой.

(Алеша С., 6 лет, III щювень речевою развития)

Данный вид работы может быть проведен воспитателем как подготовка ко второму лого педическому занятию

100


6. Методическая разработка к занятиям по серии картинок «Зайчик и уточки» по сюжету Н. Радлова (/ период второго года обучения)

Обучение рассказыванию на основе данной серии картинок рекомендуется про-одить на двух занятиях.

./ель занятий: Обучение составлению рассказа с элементами творчества по се-Ьии картинок, отображающих отдельные, ключевые моменты сюжетного дей-|:твия.

човные задачи:

Формирование у детей умения воссоздавать сюжетное действие на основе анализа изображенных ключевых моментов и передавать наглядно пред­ставленный сюжет в виде связного последовательного рассказа.

. 2. Развитие умения воспроизводить на основе изображенного действия пред­шествующие и последующие события.

|)3. Развитие воссоздающего и творческого воображения.

14. Формирование навыков составления предложений определенной синтакси­ческой структуры, отображающих последовательность и взаимосвязь собы­тий, причинно-следственные отношения.

Оборудование: 3 цветных картинки серии среднего формата, наборное полотно, магнитофон.

Занятие 1

ХОД ЗАНЯТИЙ

I. Организационная часть. Подведение детей к теме составляемого рассказа.

Педагог: Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам О ком будет этот рассказ — вы скажите сами...

Детям предлагаются 3-4 загадки о персонажах будущего рассказа — о зайце, об утках, лягушке. Это создает определенный эмоциональный фон, способствует активизации внимания и интереса детей к занятию.

101


II. Разбор содержания картинок серии по вопросам педагога.

1. Кто изображен на этой картинке? (Кого вы видите на ней?)

2. Где стоят зайчик и уточки? (На берегу чего они стоят?)

3. Что делают зайчик и уточки? (Они раз,..).

4. Что виднеется за ними?

5. Что изображено на второй картинке?

6. Что делают уточки?

7. Что вы видите на последней картинке? Кто еще здесь появился?

8. Что делают уточки?

9. Что случилось с зайчиком?

III. Педагог дает образец начала рассказа. При этом дети сами могут прини­
мать участие в его составлении, заканчивая некоторые предложения (выс­
казывания педагога) нужными по смыслу словами или словосочетаниями,
обозначающими персонажей, место и характер действия и др. При возмож­
ности синонимичного завершения фразы подбирается несколько вариантов
ее окончания.


ПЕДАГОГ


ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ


 


Однажды зайчик решил пойти в гости

к своему другу — ежику.

А ежик жил на другом берегу... (чего?)

Озеро было большое.

Идти вокруг озера было...(как?)

Правильно. Зайчику хотелось побыстрее перебраться...(куда?)

Верно, а как еще можно сказать? Перебраться на дру...

Заяц стал думать, как ему на другой берег перебраться. Тут он увидел... (кого?)


На берегу озера (реки). Далеко (очень далеко). На тот берег. На другой берег.

Двух уточек и т.д.


IV. Упражнение на составление фраз-высказываний, отражающих последова­тельно происходящие события (с опорой на картинки).

Отрабатываемые структуры: предложения с однородными сказуемыми, слож­носочиненные предложения с союзами «и», «а», сложноподчиненные (с при­даточными изъяснительными) и др.

102


Используется методический прием: педагог произносит первую часть фра­зы — дети продолжают, заканчивают ее или составляют вторую часть слож­ного предложения. Затем они повторяют все предложение полностью.

Примеры отрабатываемых синтаксических конструкций:

Зайчик встретил двух... (уточек) ~ вводная фраза.

Зайчик попросил уточек, чтобы они... — Чтобы они перевезли его через

озеро (реку).

Уточки встали рядом, и зайчик... (Что сделал?) — Зайчик встал им на спину.

Зайчик встал им на спину, и уточки... (Что сделали?) — И уточки поплыли.

Уточки увидели...(лягушек) — «вставочная» фраза.

Уточки увидели лягушек и... — И бросились за ними.

Уточки бросились в разные стороны, а заяц... — А заяц упал в воду и т.д.

V. Размещение детьми картинок серии на наборном полотне. Составление рас­сказа по фрагментам (по наглядному содержанию).

Занятие 2

ХОД ЗАНЯТИЙ

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

II. После размещения серии картинок на наборном полотне педагог повторяет
образец начала рассказа.

III. Составление продолжения рассказа к данному педагогом его началу по кар­
тинкам серии (одним-двумя детьми).

IV. Придумывание продолжения к изображенному на картинках действию по
направляющим вопросам, например:

Что было с зайчиком потом? Удалось зайчику добраться до берега? Кто помог зайчику? и др.

V. Составление всего рассказа в целом — с включением завязки, отражения
изображенного на картинках действия и окончания. (Дети придумывают свои
варианты зачина и окончания рассказа.)

Пример составления рассказа по серии картинок.

Однажды зайчик...захотел пойти в дальний лес...Тим росла морковка. Вкусная! А по дороге была...река. Река широкая. Заяц

103


думает, как перебраться. И вдруг увидел... уто... двух уток. По­ дошел к ним и просит: «Перевезите меня на тот берег».Уточки со­гласились...Встали они вместе, а зайчик запрыгнул. Уточки повезли его. Они плыли медленно,осторожно. И вдруг они увидели двух лягу-шек. Однасправа, а другаяслева. И уточки кинулись в разные стороны. А зайчик упал. А до берега было недалеко... И он добрался.

(Рассказ Оли Р., 6,5 лет/ Hi уровень речевого развития.)

VI. Анализ детских рассказов (по магнитофонной записи).

Обращается внимание на языковые особенности составленного рассказа, грамматическую правильность речи, особенности выполнения заданий с эле­ментами творчества.

VII. В заключительной части занятия рекомендуется проведение лексико-грам-
матических упражнений на закрепление формируемых речевых навыков, на­
пример, упражнение на составление предложений по данным словосочета­
ниям.

Не мог перебраться, рядом с берегом, согласились перевезти, плыли мед­ленно, откуда ни возьмись, забыли про зайчика, добрался до берега, весь мокрый.

7. Методическая разработка к проведению занятий по пересказу сказки «Как коза избушку построила» в обработке М.А. Булатова (/ период второго года обучения)

Обучение пересказу на материале сказки проводится логопедом на двух заня­тиях.

Цель: обучение детей связному последовательному пересказу текста литератур­ного произведения.

Основные задачи:

1. Формирование у детей активного зрительного и слухового контроля за со­ставлением пересказа, за последовательностью и полнотой передачи со­держания.

104


2. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

3. Формирование фразовой речи: развитие навыков составления фразовых выс­
казываний различной структуры.

4. Развитие диалогической формы речи, умения передавать диалог действую­
щих лиц.

5. Формирование у детей грамматических обобщений и усвоение нормативно­
го использования средств языка.

6. Активизация и обогащение словарного запаса.

Оборудование: набор предметных картинок с изображением деревни и сарая, различных деревьев, избушки козы; карточки с изображением плодов и листьев деревьев (используются в процессе разбора содержания); «иллюстративное пан­но» — картина (60x80 см), на которой на фоне деревни и леса изображены объекты, относящиеся к отдельным эпизодам сказки (дом, сарай, деревья — яблоня, ель, дуб, осина, береза); штатив для размещения «иллюстративного панно»; картинки с изображением персонажей сказки или плоскостные фигурки (размером 6x9 см), укрепляемые на панно с помощью прижимной резинки; де­монстрационная доска или магнитограф для размещения картинок-иллюстраций; магнитофон.

; Логопедическим занятиям предшествует подготовительная работа, проводимая воспитателем. В ходе беседы на тему «Деревья нашего леса» воспитатель уточ-

, няет и актуализирует в речи детей соответствующие представления и понятия.

,' В подготовительную работу входит также проведение экскурсии соответствую­щей тематики.

Занятие 1

ХОД ЗАНЯТИЙ

Организационная часть. Объяснение цели занятия. Активизация лексическо­го материала: по предъявляемым картинкам дети вспоминают названия де­ревьев, перечисляют их основные признаки. Повторяются общие структур­ные части деревьев (ствол, ветви, листья, плоды). По вопросам педагога дети называют отличительные признаки отдельных деревьев (например: хвоя вместо листьев у ели; цвет коры у березы; ширина ствола у дуба и осины; сезонные изменения лиственного покрова и др.).

Чтение текста.Текст сказки предварительно делится на 8 логически закон­ченных фрагментов, которые интонационно выделяются при чтении. Инто­национно выделяются также образные выражения и некоторые специфи-

105


ческие сказочные обороты. Повторное чтение проводится с использованием приема дополнения детьми отдельных предложений текста.

III. Разбор содержания сказки по вопросам педагога.

Предлагаемые вопросы:

1. О ком говорится в этой сказке?

2. Кто была хозяйка козы? (Начало фразы-ответа может даваться педаго­
гом: Хозяйка козы была...).

3. Почему ее звали старуха-говоруха?

4. Как жилось козе с козлятами у старухи-говорухи? (После краткого отве­
та ребенка педагог дает образец построения развернутой фразы-отве­
та: «Козе с козлятами у старухи жилось плохо»).

5. Что решила сделать коза?

6. Под каким деревом сначала хотела построить коза избушку?

7. А потом под каким деревом она хотела построить избушку?                   g|t,

8. К какому дереву затем подошла коза?                                             №

9. Под каким деревом построила коза свою избушку?                              lib

 

10. Почему коза не построила избушку под яблоней? (Образец ответа, да­
ваемый педагогом: Потому что яблоки могут упасть (упадут) на козлят
и ушибут их.)

11. Почему коза не построила избушку под елкой (дубом, осиной)?

Первоначально дети дают краткие ответы, упражняясь в правильном упот­реблении словоформ («под яблоней», «под дубом», «к осине» и др.). При ответе на вопрос ребенок выбирает из набора расположенных перед ним картинок нужную и размещает ее на штативе. Затем составляет фразу-ответ, используя начало фразы, предлагаемое педагогом: — Сначала ко­за...(хотела построить избушку под яблоней). Ребенок заканчивает данную фразу, а затем воспроизводит ее полностью.

IV. Лексический разбор текста. Проводится в форме игры-упражнения «Кто луч­
ше запомнил?»

(Можно использовать фишки того или иного цвета, обозначающие правиль­ные ответы детей. Выигрывает тот, у кого будет больше правильных отве­тов.)

Примерные вопросы:

1. Кто жил у старухи-говорухи?

2. Что делала старуха все утро и после обеда?

106


3. Где была в это время коза с козлятами?

4. Что сказала однажды коза своим козлятам?

5. Что стали делать коза и козлята, когда они прибежали в лес?

6. Что спросила коза у яблони, у елки, у дуба, у осины?

7. Что ответила козе яблоня / елка, дуб?

 

8. Что сделала осина? Что она ответила козе?

9. Что спросила коза у березы?

10. Что ответила ей береза?

Примечание: В ходе лексического разбора используются отдельные опорные картинки с изображением сарая, плодов деревьев, листьев осины и др.

Занятие 2

ХОД ЗАНЯТИЙ

I. Организационная часть. Постановка цели занятия.

II. Игра-упражнение «Что у чего?» направлено на активизацию внимания, зри­
тельного восприятия, подготовку детей к последующей работе над переска­
зом.

Детям показываются картинки с изображением листьев, плодов различных деревьев и дается задание определить, какому дереву они принадлежат. Один из детей иллюстрирует ответы своих товарищей, размещая на магни­тографе изображение дерева рядом с соответствующими изображениями листьев или плодов. Нужную картинку ребенок выбирает из набора карти­нок с изображениями различных деревьев*.

III. Краткий разбор предметного содержания картины-панно. Один-два ребенка
поочередно показывают и называют изображенные на картине объекты.

IV. Повторное чтение сказки педагогом с одновременным иллюстрированием
текста передвижением фигурок персонажей на панно (или указанием на
детали картины).

V. Самостоятельное составление детьми пересказа текста по последователь­
ным фрагментам (с опорой на картину). Рекомендуемая форма работы: один
ребенок рассказывает, другой иллюстрирует. Каждый ребенок составляет
пересказ 1-2-х фрагментов текста.

Этот вид работы может проводиться воспитателем между первым и вторым логопедичес­кими занятиями.

107


Предусматривается также составление пересказа нескольких фрагментов текста с предварительным планированием последовательности событий на иллюстративном панно (с помощью плоскостных фигурок персонажей). Воз­можен и вариант составления ребенком пересказа нескольких фрагментов с одновременным иллюстрированием своего рассказа. С поочередным учас­тием нескольких детей составляется пересказ всего текста.

Примечание: Выполнение указанных заданий способствует развитию ориентировки в пространственной композиции элементов наглядного содержания и формированию про­странственных представлений

VI. В заключительной части занятия проводится анализ допущенных детьми ошибок в языковом оформлении рассказов (с использованием магнитофон­ной записи). Дети активно включаются в эту работу по указаниям педагога (например: «Какое слово в этом предложении сказано неправильно?»; «Как правильно нужно сказать7» и т.д.)

В целях закрепления нормативного употребления отрабатываемых языко­вых средств (словоформ, словосочетаний и др.) используются повторение их «по цепочке», хоровое проговаривание, упражнение «Закончи слово» и др. Такие упражнения могут проводиться и воспитателем (в соответствии с рекомендациями логопеда) как на учебных занятиях, так и в свободное от занятий время.


8. Методическая разработка к занятиям по серии картинок «Умный ежик» по сюжету Н. Радлова (/ период второго года обучения)


ЧЩР


Цель занятий: обучение детей составлению связного рассказа по серии карти­нок, изображающих основные, ключевые моменты сюжетного действия.

Основные задачи.

1. Развитие навыков анализа наглядно изображенного сюжета, умения вос­
создавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания от­
дельных картинок.

2. Развитие фразовой речи, навыков составления распространенных ответов
на вопросы; использования фраз из 3-6 слов при составлении рассказа.

108


1

! 3. Формирование навыков словоизменения (в основном слов, относящихся к

:    категории существительных).

1 4. Развитие воссоздающего и творческого воображения у детей.

5. Формирование и развитие связной речи в форме повествования и рассуж­дения.

Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или демонстрационная доска.

Занятие 1

ХОД ЗАНЯТИЙ

Организационная часть. Подготовка детей к основной части занятия. Узна­вание предмета по его описанию. Детям предлагаются две загадки, свя­занные с содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание зага­док сопровождается дополнительными вопросами педагога. 1. Загадка о яблоке.

Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые II маленькие детки.

(Яблоко) Предлагавые вопросы:

а) Скажите, ребята, где растут яблоки?

б) Как называется дерево, на котором они растут?

При повторении вопроса: «Где растут яблоки?» дается указание отве­чать полным ответом. По цепочке повторяется словоформа «на ябло­не». 2) Загадка о ежике.

Под соснами, под елками Бежит клубок с иголками.

(Ежик)

Вопрос педагога: «Кто скажет, где живет еж?»

109


II. Постановка цели занятия. Разбор содержания картинок.

Педагог: «Ребята, сегодня мы с вами будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошел с одним ежиком».

Проводится разбор содержания картинок в вопросно-ответной форме. Вопросы к картинкам.

Я картинка

Что вы видите на картинке? Какие деревья здесь растут?

Как называется место, где растут яблони?

(При затруднении дается подсказ: «Это слово начинается со звука «С».)

Кто изображен на картинке? (Указание на изображение персонажа.)

При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов с воп­росительными словами «Кто?» и «Что?»

Что делает ежик? Что он делает с яблоками? Актуализируются слова: «собирает», «сгребает», «куча», «кучка». В слу­чае необходимости указанные слова воспроизводятся детьми по подска­зу начального слога.

Я картинка

Что сделал ежик? Куда он залез? (На дерево.) Где лежат яблоки? (Под деревом.) Где сидит ежик? (На дереве.)

(Дети упражняются в словоизменении на основе форм слов «дерево» и «яблоня».)

Для закрепления указанных словоформ используется хоровое проговарива-ние и произнесение слов по цепочке.

Я картинка

Что сделал ежик? Как он прыгнул (упал)? (Вводятся словоформы «на спину», «спиной вниз») Куда упал ежик? (На яблоки.)

Я картинка

Что изображено на картинке? Куда пошел ежик?

110


(Вводятся слова: «наколоты», «нанизаны», которые отрабатываются в послоговом, а затем в слитном произнесении.)

В заключение дается ряд общих вопросов: Почему яблоки лежат на земле? (Актуализируется словоформа «созрели».)

Какое время года изображено? Когда созревают яблоки? (В конце лета, в начале осени.)

Указанные словосочетания закрепляются в развернутых фразах-ответах, например:

Яблоки созревают в конце лета.

Примечание. При работе с более сильной группой разбирается содержание 1, 2 и| 4-ой картинок; 3-я картинка серии не используется при составлении рассказа.

III. Размещение картинок в нужной последовательности на наборном полотне. Составление рассказа по цепочке (по одному фрагменту каждым ребен­ком).

Занятие 2

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия. Один из детей размеща­
ет на наборном полотне картинки в нужной последовательности.

II. Упражнение на дополнение предложений, предлагаемых педагогом, требуе­
мым по смыслу словом. (Участвуют поочередно все дети.)

Яблоки лежат на... под... (траве, деревом).

Ежик собрал яблоки в... (кучку).

Ежик залез на... (дерево, яблоню).

Ежик прыгнул на... (яблоки).

Яблоки нацепились на... (колючки, иголки) и т.д.

III. Обучение детей составлению завязки рассказа (начала к изображенному
действию).

1. Воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по воп­росам:

Что виднеется вдали? Где жил ежик? (Кто жил в этом лесу?)

111


Что было рядом с лесом?

Что однажды решил сделать ежик?

Наряду с краткими ответами требуются и развернутые.

2. Педагог дает образец начала рассказа.

В предлагаемом тексте пропускаются отдельные слова, воспроизводи­мые самими детьми (приведены в скобках):

Однажды ежик решил пойти па про/улку. Он выше.! u; t... (: ieca), перебежал дорожку и yeude. i aid, где росли большие... (яблони). Ежик добежал до... (сада) ч увидел, что под яблонями лежат на земле большие румяные... (яблоки). Ему захотелось принести домой... (яб­ лок). Но пак унести пблоки домой, он не знал. Задумался ежик. Ду­ мал, думал и придумал.

IV. Составление рассказа детьми.

1. Составление рассказа по цепочке — по 1-2-м картинкам-фрагментам
(в зависимости от состава обучаемой подгруппы).

2. Составление рассказа по серии картинок в целом одним ребенком (ве­
дется магнитофонная запись).

3. Составление одного-двух вариантов рассказа с другой завязкой дей­
ствия, придумываемой детьми по предварительно заданным, направляю­
щим вопросам.

Педагог «Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ежик, куда он однажды пошел, что увидел». Пример рассказа по серии картинок.

Ежик жил о дальнем лесу. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и зашел в деревню. А там был... сад. Ежик зашел в сад. А та.н ябло­ ки...лежат...па зелие. Захотелось ему...яблоки в дом к себе отне­ сти,к себе в норку. Собрал яблоки в кучку... А как их взятьне знает. Думал, думал и придумш. Залез па дерево и спрыгнул...колюч- кими вниз. Яблоки нацепились на колючки. Встал ежик...и пошел довольный в лес.

(Рассказ Максима Б.. 6,5 лет, HI уровень речевом развития.)

V. Упражнения в подборе слов-определений к данному слову.

Что можно сказать про ежика, какой он? Актуализируется ряд слов-определений. Например:


ПЕДАГОГ                                                                                                     ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Ежик догадался, что ему нужно сделать.

Значит, он... какой?                                   Догадливый.

А теперь скажем по-другому. Ежик думал,

думал и сообразил, как ему надо поступить.

Значит, ежик какой?                                   Сообразительный.

Ежик нашел выход из положения.                   Находчивый ежик и др.

Что еще можно сказать о ежике?

Он не побоялся спрыгнуть с дерева,

хотя до земли было высоко. Значит, он... Смелый.

Так же актуализируется определение «запасливый».

Ежик пошел домой и понес на себе яблоки. Что можно о нем сказать? Он пошел... какой? Обычно дети отвечают: «веселый», «радостный», «доволь­ный».

Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по цепочке. Затем на вопрос педагога: «Что можно сказать о ежике?» — один-два ребенка повторяют все указанные выше определения.

9. Методическая разработка к занятиям по обучению пересказу с использованием сказки «У солнышка в гостях» в обработке С.А. Могилевской (/ период второго года обучения)

Цель занятий: формирование у детей навыков составления связных высказыва­ний на основе пересказа текста.

Основные задачи:

1. Формирование навыков самостоятельного связного пересказа достаточно
большого по объему текста.

2. Обучение действиям планирования развернутого высказывания на основе
предварительного анализа содержания и языкового оформления текста.


 


112


113


3. Развитие навыков связной диалогической речи (адекватное воспроизведе­
ние диалогов действующих лиц).

4. Развитие и закрепление навыков построения отдельных (фразовых) выска­
зываний

5. Формирование грамматических представлений и обобщений на основе рабо­
ты с языковым материалом пересказываемого произведения

6. Активизация и обогащение словарного запаса.

Оборудование: 7 цветных картинок-иллюстраций (размером 18x25 см), отобража­ющих основные фрагменты-события сказки, штатив для размещения наглядной схемы-экрана (размером 20x120 см), «Блоки» — квадраты (8) из оргалита или пластика размером 20x20 см, карточки с силуэтными (черно-белыми) изображе­ниями персонажей сказки и отдельных предметов, связанных с сюжетом произ­ведения; ПК с соответствующим программным обеспечением (игра-мультиплика­ция по сюжету сказки) и др.

СКАЗКА

/Кили-были в одной деревне курица с цыплятами. Славные ото были цыплята: шустрые, веселые и очень дружные.

Очень любили цыплята гулять па зеленом широком лугу ридом с домом: бегали, играли, грелись под лучит теплою, ласкового сол пышка.

Однажды большая туча накрыла небо. Солнце три дня не показы вилось. Заскуча,ш цыплята без солнечного света и решит солнышко найти.

На следующее утро отправились цыплята в путь.

Увидела их сорока, подлетела к ним, затараторила:

Цыплята, куда вы идете, куда?

Отвечают цыплята: — 'Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Плохо нам без него, Идем искать солнышко.

И я с вами пойду! И я с вами пойду! — затрещала сорока.

А ты знаешь, где солнышко живет? — спросили цыплята.
Я-то не знаю, а вот заяц, может, знает. Он рядом тут живет,


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.264 с.