Обучение рассказыванию по картинам — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Обучение рассказыванию по картинам

2019-07-13 146
Обучение рассказыванию по картинам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррек-ционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного раз­вития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования иллюстративного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, ло­гического мышления и др. (см. список литературы ее. 132, 135-136).

В целях формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным мате­риалом:

1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изобра­
жением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в преде­
лах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Семья», «Игры на детской
площадке», «Зимние развлечения» и др.). Такие картины дают возможность
составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам,
что облегчает детям последующее составление связного рассказа-сообще­
ния по всей картине.

2. Составление небольших по объему рассказов-описаний по сюжетным карти­
нам, в которых на первый план выступает изображение места действия,
предметов, события,
определяющих общую тематику картины («Ледоход»,
«Река замерзла», «Мост через реку» и др. из тематических серий картин
О.И. Соловьевой, В.А. Езикеевой и т.д.).

3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изоб­
ражающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии
картинок по сюжетам Н. Радлова («Зонтик», «Гриб», «Тигр и зайчики»
и др.), В.Г. Сутеева (серия «Находка» и т.д.), иллюстративный материал
В.В. Гербовой. На втором году обучения рекомендуется усложнение зада­
ний: составление рассказов по сериям картинок с изображением отдель­
ных, «ключевых» моментов действия, а также с пропуском какого-либо звена
(серии картинок «Умный ежик», «Зайчик и уточки» — по сюжетам Н. Рад-
лова, сюжетные серии из пособия Т.Б. Филичевой и Г.А. Каше и др.).

4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумывани­
ем детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопро-

56


сам). С этой целью можно использовать картины «Спасаем мяч», «Шар улетел» и др. (см. список литературы пп. 42, 46).

5. Описание пейзажной картины.

Последние два вида занятий также проводятся на втором году обучения.

Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов: подготовку детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение ли­тературных произведений по тематике картины и др.); разбор ее содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов.

Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется, после разбора содержания картин, проведение игровых упражнений типа: «Кто больше увидит?» (ребенок называет изображенные на картине предметы указан­ного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала и т.д.); «Кто лучше запомнил?» (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют раз­личные персонажи картины); «Кто самый внимательный?» (используя картину, дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом); прием обыгрывания детьми посредством пантомимы действий персонажей многофигурной картины или серии картинок с последующим их оре-чевлением и др.

При обучении рассказыванию по картине используются следующие методичес­кие приемы: образец рассказа педагога по картине или ее части, наводящие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми. Вначале они упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводя­ щим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.

Обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок рекомендуется прово­дить на основе общепринятой методики в следующем варианте.

На первом занятии проводится последовательный разбор каждой картинки се­рии; при этом у детей формируются навыки целенаправленного анализа нагляд­но воспринимаемого предметного содержания. Они учатся выделять «действен­ную», событийную основу (определение действий персонажей, уяснение связей между ними) и существенные детали изображения. После этого картинки в нуж­ном порядке размещаются одним-двумя детьми на наборном полотне (штативе). По вопросам педагога определяется общее содержание изображенных событий. Затем дети «по цепочке» составляют высказывания по каждой из последователь­ных картинок.

57


На втором занятии они поочередно составляют рассказы по нескольким кар­тинкам-фрагментам и по всей серии в целом. В качестве обучающего приема рекомендуется составление сюжетной завязки, начала к изображенному дей­ствию (по вопросам педагога или данному образцу).

Для формирования у детей первоначальных навыков составления рассказа-опи­сания изображенного пейзажа могут быть использованы пейзажные картины из тематической серии В.А. Езикеевой («Зима», «Весна») и др. В процессе разбора картины дети усваивают примерную схему последовательного описания: называ­ют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, опре­деляемой их пространственным расположением, дают описание изображенных объектов по вопросам (как выглядит лес, река, берег, луг и др.). При составле­нии ребенком рассказа-описания применяются направляющие вопросы-указания типа: «А теперь расскажи о березках, какие они» и т.п.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию различных сторон речи детей на занятиях с использованием картин включает формирование навыков грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словар­ного запаса и проводится с учетом особенностей конкретного иллюстративного материала, в соответствии с задачами каждого периода обучения.

В III периоде первого года обучения, по мере возрастания речевых возможнос­тей детей, в систему формирования связной речи включаются задания по со­ставлению небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта. Такие задания целесообразно включать в занятия на основе проводимых в дош­кольном учреждении мероприятий-утренников, экскурсий, «досуговых мероприя­тий», а также наблюдений во время прогулок, общественно-полезных дел и др. Дети рассказывают о празднике, проводившемся в детском саду, об интересной игре («Наш поезд», «Космонавты», «В гости к леснику» и др.), о том, что виде­ли на экскурсии. Рассказы составляются с опорой на образец педагога и пред­варяющий вопросный план. Используются: коллективная форма составления рассказа, прием его дополнения другими детьми. Составление рассказов на ос­нове коллективного опыта может проводиться с использованием фотографий и слайдов, а также рисунков самих детей, отражающих события из их жизни в детском дошкольном учреждении. В качестве «опорного» наглядного материала для составления детских рассказов может быть использован и просмотр соот­ветствующих видеофильмов. Обучение данному виду рассказывания проводится как на логопедических, так и на воспитательских занятиях, проводимых по пла­ну логопеда. Составлению рассказов на основе опыта может предшествовать организация выставок детских рисунков по той же тематике.

58


' Обучение рассказу-описанию предметов

Описание — особый вид связной монологической речи. Коммуникативная зада­ча высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, при­знаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на по­знавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельно­сти, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного воспри­ятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описатель­ного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов решают­ся следующие основные задачи:

— развитие умения выделять существенные признаки и основные части (дета­
ли) предметов;

— формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-
описания предмета;

— овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описа­
тельного рассказа.

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; описание предметов по основным признакам; обучение развернутому описанию предмета (с включени­ем различных признаков-микротем); закрепление полученных навыков составле­ния рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-прак­тических занятий; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

При проведении подготовительных упражнений (1-11 периоды первого года обу­чения) основное внимание уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формиро­ванию установки на употребление ими фразовой речи при ответах на вопросы Педагога. Рекомендуются упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление сло­восочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета. Для упражнений используется материал лексических тем в соответ-вии с программой обучения и воспитания детей с ОНР старшей возрастной

59


группы («Овощи и фрукты», «Игрушки», «Одежда» и др.). Такие упражнения проводятся с использованием настольных игр и пособий (тематические лото, пособие «Предмет и изображение», электровикторины со специально подобран­ными рисунками), игрушек и муляжей предметов.

Например, при работе с лото детям раздаются карты с изображением предме­тов той или иной тематической группы. Педагог дает развернутое словесное описание одного из них, и дети должны определить, о каком предмете идет речь. Дети, у которых на карте лото есть изображение этого предмета, ставят на него фишку, а затем отвечают на вопросы педагога, направленные на выделение некоторых отличительных его признаков (цвет, форма, величина, характерные особенности строения и др.). Аналогично проводится работа с пособием «Пред­мет и изображение», где используются деревянные уменьшенные модели пред­метов. Ребенок должен соотнести объемную модель предмета с его графичес­ким изображением на карте лото. Это способствует развитию внимания и уста­новлению новых смысловых связей, что, в свою очередь, важно для развития словарного запаса. Можно рекомендовать также упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов (с использованием натуральных пред­метов или игрушек, электровикторины и др.).

При проведении упражнений на сравнение предметов предварительно уточняются понятия формы, цвета и других отличительных признаков (см. список литерату­ры пп. 15, 21). Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком, например пирамидок различного цвета, но одинаковой формы и величины; затем сравниваются предметы, отно­сящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты и т.д.). В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака (помидор, арбуз, мяч и др.). Указанные упражнения способству­ют развитию слухового внимания и восприятия, внимания к понятийной стороне речи и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов.

Во втором и третьем периодах первого года обучения у детей формируются навыки составления описания предметов, начиная с простого описания, состав­ляемого с помощью педагога (по вопросам), с постепенным переходом к более самостоятельным и развернутым высказываниям (по предваряющему плану, за­тем — с опорой только на данный образец).

Для составления описаний по вопросам педагога подбираются игрушки и другие предметы с ярко выраженными, легко определяемыми при восприятии призна­ками (мяч, арбуз, морковь и т.п.). Простое описание предмета первоначально состоит из 4-5 фраз и включает его называние, перечисление основных внешних

60


признаков (форма, цвет, величина, материал) и некоторых отличительных свойств (вкусовые качества и др.). Например:

Это мяч. Мяч по форме круглый. На ощупь он упругий. Мяч сде­ лан из резины. Мячом играют.

Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог, например:

Это лимон. Лимон желтого цвета. По форме лимон овальный. На ощупь он твердый. На вкус лимон кислый.

Такой образец дает детям обобщенное представление о структуре высказыва­ния-описания и ориентирует их на фразовые ответы. В случае затруднений при ответах на вопросы используется прием дополнения предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребенком всей фразы.

После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию пред­метов по предваряющему плану-схеме (на основе наглядного и речевого мате­риала уже пройденных и новых лексических тем: «Домашние и дикие животные»; «Транспорт» и др.). Дети должны усвоить определенную схему высказывания-описания на основе формирования представлений об основных структурных ча­стях описательного текста. В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов (см. список литературы пп. 3, 25, 42 и др.). На занятиях детям объясняется, как следует строить описа­ние предмета. Вначале нужно определить объект описания («Это кукла»; «Здесь — кошка» и т.п.). Далее (во второй части описания) следует перечисле­ние признаков предмета в указанной педагогом последовательности. Заверша­ется описание указанием на принадлежность предмета к той или иной группе («Мебель», «Домашнее животное»), на его назначение (в шкафу хранят одеж­ду), приносимую пользу (собака охраняет дом). Такая обобщенная схема напол­няется конкретным лексическим содержанием в зависимости от особенностей предметов той или иной группы. В качестве примера приведем план разверну­того описания предметов из группы «Овощи — фрукты»:

1. Определение (называние) предмета.

2. Отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выяв­
ляемые при тактильном восприятии; место произрастания.

3. Назначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной груп­
пе; приносимая польза.

61


Например:

Это яблоко. По форме оно круглое. Это яблоко присного цвета. На вкус оно сладкое, па ощупь твердое, гладкое. Яблоки растут на яблоне в саду. Их едят. Они полезны. Яблоко — жо фрукт.

В зависимости от особенностей предмета в схему описания вводятся и другие элементы: указание на материал, из которого сделан предмет, перечисление его частей и деталей и др. С учетом отображаемых в рассказе элементов-микро-тем составляется образец и план описания. В зависимости от особенностей стро­ения предмета, пространственного расположения его частей (кукла, животное, автомобиль) детям предлагается определенный порядок его рассматривания и описания (сверху-вниз, спереди-назад, от основной части к деталям).

При затруднениях, возникающих у детей в ходе составления описания, исполь­зуются различные вспомогательные приемы: жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисун­ки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенно­сти его строения. Могут быть также использованы условные наглядные симво­лы для обозначения понятий формы предмета (табличка с изображением треу­гольника, круга, квадрата и овала), цвета (набор цветных полосок или цветных мазков), величины (изображение различных по размеру кружков или столбиков). Условные символы показываются по ходу составления рассказа-описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом-схемой.

Эффективным при обучении детей с ОНР является прием параллельного описа­ния педагогом и ребенком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.). Педагог, а вслед за ним и ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же при­знаки. Такой прием рекомендуется как в начале обучения самостоятельному описанию, так и в дальнейшем, если у детей возникают трудности в усвоении последовательного плана-схемы. Приведем пример параллельного описания.

 

ПЕДАГОГ РЕБЕНОК
Это кошка. У меня кошка серая, с черными полосками. Лапки у неё беленькие. Шерсть у кошки мягкая, пушистая. У меня тоже кошка. У меня кошка вся черная. Лапки беленькие. Шерсть у кошки пушистая.

62


Уши у кошки маленькие,             Уши у кошки маленькие,

острые.                                 глаза зеленые, как огоньки.

Глаза у неё зеленые.
У кошки длинные усы...              У нее большие усы...

и т. д.

Начиная с третьего периода первого года обучения следует переходить к фор­мированию у детей навыков планирования небольшого по объему рассказа-опи­сания. С ними проводится коллективное составление плана; определяются глав­ные содержательные элементы рассказа («О чем мы скажем вначале?», «Что скажем об этом предмете, какой он?», «Чем закончим рассказ?»). В дальней­шем детям предлагается перед составлением описания сказать, о чем они бу­дут говорить, используя ранее усвоенную схему.

При обучении описанию детям можно демонстрировать на занятии ряд предме­тов одной типологической группы. Перед составлением описания все предметы называются. Педагог обращает внимание детей на различие предметов по внеш­нему виду. Это облегчает детям выделение существенных признаков предметов и способствует закреплению соответствующих обобщений и противопоставлений. Объект описания выбирается либо педагогом, либо самим ребенком (с учетом его индивидуальных возможностей и характера учебной ситуации).

По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предме­та рекомендуется вводить в обучение некоторые новые виды работы: описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации (конец первого — второй год обучения).

Прием описания предмета по выполненному рисунку является эффективным для усвоения детьми с ОНР навыков самостоятельного описания. Ребенку предлага­ется выполнить рисунок какого-либо предмета или игрушки (по выбору), а за­тем дать его описание по вопросному плану. Рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами в целях закрепления цветовых зрительных представлений. Затем они размещаются на наборном полотне, и дети поочеред­но рассказывают об изображенных предметах. Педагог дает краткий анализ высказываний детей (полнота передачи информации о данном предмете, после­довательность, ошибки в употреблении языковых средств). Включение предмет­но-практических действий в процесс обучения детей описательной речи способ­ствует закреплению представлений об основных свойствах предметов и повьц шает интерес детей к самим^занятиям. Первоначально этот вид работы прово дится на логопедических занятиях, а затем воспитателем по заданию логопеда


Описание предметов по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения) можно проводить на занятиях по формированию лексико-грамматичес-ких средств языка по темам: «Моя любимая игрушка», «Наши верные друзья» и др. Описание по памяти проводится и на воспитательских занятиях, на основе впечатлений, полученных детьми при посещении зоопарка, уголка животных, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и др.

Закрепление и развитие речевых навыков, формируемых на занятиях по описа­нию предметов, осуществляется в ходе игровых занятий, включающих упражне­ния на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение дани ного педагогом образца описания, а также самостоятельное составление деть?* ми рассказа-описания.

С этой целью могут быть проведены следующие игры: «Магазин», в которой один из ее участников («Продавец») должен узнать предмет по его описанию; «Кто нашел собачку?», которая направлена на закрепление навыков описания живот­ных (в ходе игры один из участников делает объявление о пропавшей собачке с ее описанием по цветной открытке-фотографии, а другие дети по данному описанию отыскивают собачку-игрушку); «Маша заблудилась», в которой детьми составляется описание «пропавшей» куклы по памяти и др.

Приведем краткое содержание отдельных игровых занятий.

Прием описания предметов без их называния используется в ходе игры «Мага­зин» в следующем варианте. Игровой персонаж (Незнайка или Петрушка), в роли которого выступает сначала педагог, а затем один из детей, звонит по телефо­ну в «магазин» и спрашивает, есть ли там предмет указанной им формы, вели­чины, цвета, назначения и т.д. «Продавец» должен узнать предмет по его опи­санию и ответить «Незнайке». Затем в игру вступают другие персонажи (Чип-полино, Кот в сапогах и др.), роль которых исполняют дети.

В игре «Маша заблудилась» «участвуют» несколько кукол (4-5) одинаковой ве­личины, но различающихся цветом волос, глаз, прической, одеждой. Занятие начинается с описания одной из них — куклы Маши (по предваряющему плану-схеме). Затем детям дается объяснение игрового действия, сопровождаемое ма­нипуляцией с куклами.

«Девочки»-куклы идут в лес за грибами (скрываются за ширму) и через некото­рое время возвращаются обратно — все, кроме одной (девочки Маши). Маша потерялась в лесу. На ее поиски отправляется Петрушка, но он не знает, как она выглядит, в чем одета, с чем девочка пошла в лес (с корзинкой, кузовком,

64


ведерком). Дети дают описание куклы Маши. Вначале дается коллективное опи­сание, а затем один из детей повторяет его, рассказывая Петрушке, как выгля­дит Маша. Например:

У Маши волосы черного цвета, заплетены в косу. На голове крас­ ная косынка. У нее голубые глаза, румяные щеки. Она одета в белую кофту и синий сарафан. На ногах у Маши коричневые сапожки. В руках у нее корзиночка.

Петрушка повторяет описание девочки, идет в лес и находит ее. В игровое дей­ствие могут вводиться лесные обитатели (ежик, заяц). Петрушка спрашивает, не видели ли они девочку, и повторяет ее описание.

В другом варианте игры (без предварительного описания куклы) дети сами отыс­кивают девочку Машу. По дороге они встречаются с Петрушкой и спрашивают, не встретил ли он девочку в лесу. Ребенок, исполняющий роль Петрушки, дает описание Маши (по памяти) и указывает место, где он ее встретил. Вопросы к Петрушке при необходимости направляются педагогом («Спроси Петрушку, где он встретил девочку?», «Что она делала?», «Около какого дерева сидела?» и др.).

Таким образом, в процессе игры одновременно совершенствуются навыки веде­ния диалога и реализуются элементы собственного творчества детей в расска­зывании. Игровые занятия позволяют использовать разные словесные игры и упражнения (подбор слов-определений к данному предмету, упражнения на под­бор образных сравнений, синонимов, антонимов и др.).

В конце третьего периода первого года обучения рекомендуется начинать под­готовительную работу по обучению детей сравнительному описанию двух пред­метов (на основе пройденных лексических тем: «Овощи и фрукты», «Домашние и дикие животные», «Птицы» и др.) с использованием игрушек, муляжей пред­метов, тематических предметных картин среднего и крупного формата. Такие занятия могут проводиться и воспитателем по плану логопеда. В структуре за­нятий предусматриваются следующие упражнения:

1) дополнение детьми предложений, начатых педагогом, нужным словом, обо­
значающим признак предмета («У гуся шея длинная, а у утки...»)',

2) составление предложений по вопросам (типа: «Каковы на вкус лимон и
апельсин?»
и т.п.);

3) выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов (апельсин
большой, а мандарин маленький, дерево высокое, а куст низкий, рекац
глубокая, а ручей мелкий и т.д.);

5-3828                                                                                                                                                                                                 651


4) последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы (ель и береза, белый гриб и мухомор и др.).

Кроме указанных упражнений, для обучения навыкам сравнительной характери­стики предметов можно использовать прием параллельного описания двух пред­метов — педагогом и ребенком (описание кошки и собаки, коровы и козы и т.д.). Основная работа по формированию навыков сравнительного описания осуществ­ляется на втором году обучения.

Коррекционная работа по развитию у детей грамматически правильной речи на занятиях по описанию предметов включает: систематические упражнения на правильное употребление словоформ; усвоение практических навыков словоиз­менения; упражнения на правильное построение предложений; активизацию и обогащение словарного запаса; формирование навыков контроля за построени­ем высказываний.

У детей закрепляются практические навыки в составлении развернутых ответов на вопросы педагога, фразовых высказываний с опорой только на непосредствен­ное восприятие предмета. Приведем примеры синтаксических структур, отраба­тываемых на занятиях:

— Объект — качество объекта (огурец зеленый, яблоко круглое);

— Объект — вид качества (цвет, форма и др.) — определение качества (ар­
буз по форме круглый);

— Вид качества — наименование субъекта — определение качества (иголки у
ели зеленые; шерсть у кошки мягкая, пушистая);

— Субъект — действие, выполняемое субъектом — объект действия (собака
сторожит дом; корова ест зеленую траву) и др.

При составлении речевого образца и в процессе упражнений на описание пред­метов уделяется внимание усвоению детьми простых способов межфразовой связи (использование лексического и синонимического повтора, личных местоиме­ний и др.). Например:

Это белка... Шубка у белки рыженькая, пушистая. Ушки у белки острые, с кисточксши. Хвост у нее большой, пушистый. Белка жи­ вет в душе. Она ест орешки, грибы... и т.д.

Внимание детей обращается на употребление различных форм языкового обо­значения объекта описания, на использование словообразовательных замен (мед­ведь-мишка, грузовая машина-грузовик и др.). Это учитывается при использо­вании приема параллельного описания предметов (когда ребенок воспроизводит

66


г

вслед за педагогом слова, несущие функцию связи между предложениями), специальных упражнений в последовательном составлении ребенком двух-трех фраз по вопросам-указаниям логопеда («Скажи, какие иголки у ежика», «Для чего они нужны ежику?» и т.д.). Для закрепления полученных навыков может быть также использован прием продолжения ребенком описания, начатого пе­дагогом.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.