Манефон и Евсевий – двое свидетелей — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Манефон и Евсевий – двое свидетелей

2019-07-13 218
Манефон и Евсевий – двое свидетелей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

*********************************************************************************************

 

Может быть, с моей стороны слишком смело утверждать, что будущее уже было в мистическом прошлом? Может быть, одно с другим не имеет и не может иметь ничего общего? Мог ли столь необычный бык Апис возникнуть в результате манипуляций с генами? Я хотел бы предоставить слово двум свидетелям, которые на пару тысяч лет старше, чем я.

Имя первого свидетеля – Манефон. Он был ученым и верховным жрецом священных храмов в Египте. Греческий историк Плутарх в своих сочинениях упоминает Манефона как современника первого царя династии Птолемеев (304–282 до н. э.). Согласно Плутарху, в это время была найдена некая загадочная массивная скульптура, неизвестно кого изображавшая. Царь повелел установить ее в Александрии, и жрец Манефон оказался единственным человеком, который объяснил царю, что «загадочная фигура – это Серапис» [18]. Манефон жил в Себеннитосе, городе, расположенном в дельте Нила, где и составил свой трехтомный труд по истории Египта. Он был очевидцем крушения трехтысячелетней империи фараонов и создал летопись и богов этой империи, и ее правителей. Подлинный текст, сочиненный Манефоном, исчез, однако существенно важные отрывки из его книг сохранились в сочинениях греческого историка Юлия Африканского (ум. в 240 г. н. э.).

Второй свидетель – тоже историк. Его имя Евсевий. Он умер в 339 г. н. э., был епископом Кесарии и вошел в историю церкви как раннехристианский летописец. Евсевий цитирует труды Манефона в числе многих других источников, о чем он и говорит во введении к своей «Истории»:

 

«Я перечитал многие разнообразные сочинения по истории предков: изучал то, что писали халдеи и ассирийцы и, в частности, то, что писали египтяне…» [19].

 

Манефон и Евсевий во многом дополняют друг друга, хотя Евсевий нередко вставляет христианские поучения там, где Манефон дает только строгие и нейтральные цифры и факты. Манефон начинает свои исторические сочинения с перечисления богов и полубогов, указывая при этом годы их правления, что привело археологов в замешательство [20]. Получается, что боги правили Египтом 13 900 лет, а полубоги – еще 11 000 лет. (Я еще вернусь к этому утверждению.) Богами, согласно Манефону, были созданы различные существа, чудовища и всевозможные гибриды. Это подтверждает и епископ Евсевий:

 

«И там же были некоторые другие чудовища, часть из которых произошла сама собой; и они породили людей с двумя крыльями; но были и люди с четырьмя крыльями и двумя лицами и с одним телом и двумя головами, женщины и мужчины и двуполые существа – одновременно и мужчины и женщины; а были еще и люди с рогами на голове и ногами как у козы, и такие, у которых ноги как у лошадей, или спереди они были похожи на людей, а сзади – на лошадей, они имели формы кентавров; они породили также быков с головами как у людей, и собак с четырьмя телами, у которых хвосты наподобие рыбьих хвостов из задних частей торчали; и лошадей с собачьими головами; а также других чудовищ с лошадиными головами, а телом человеческим, но хвостатым, как у рыб; да еще породили они и всяческих похожих на драконов чудовищ, и рыб, и рептилий, и змей и много всяких диковинных тварей, очень разных по формам и не похожих друг на друга» [19].

 

 

Гермафродиты

*********************************************************************************************

 

Это уже слишком! Такое надо прочесть 2–3 раза, хорошенько сосредоточиться и ждать, пока смысл прочитанного дойдет до сознания. Как все это было в действительности? Могли ли существовать «двукрылые люди»? Может быть, все это бессмыслица? Но почему тогда мы встречаем во всех крупных музеях мира скульптуры и рельефные изображения этих существ, неподвижно глядящих на нас из глубины веков? Только там, на этих изображениях, нет табличек с надписью «двукрылые люди». Наша современная археология, лишенная веры в какую бы то ни было фантастическую реальность, называет их «крылатые гении». «Люди с рогами на голове и ногами как у коз» – безумие? Как же тогда быть с шумерскими и ассирийскими круглыми печатями или с изображениями на стенах шумерских и ассирийских храмов? Изображений таких химер сотни. И люди «с ногами как у лошадей», и кентавры – наполовину люди, наполовину лошади – увековечены в античных произведениях искусства.

И быки, «быки с человеческими головами». Впору действительно поминать священного Аписа! В Лувре каждый посетитель может увидеть три маленькие, всего 10 см высотой, фигурки быков с человеческими головами. Эти фигурки датируются приблизительно 2200 г. до н. э. Тут уместно упомянуть и критское чудовище – Минотавра. Это был монстр, бык с человеческой головой, для которого жители острова Крит построили знаменитый лабиринт. А еще были «собаки с рыбьими хвостами», «другие чудовища» и «много всяких диковинных тварей».

Как тут не вспомнить сфинкса? При слове «сфинкс» каждому представляется огромная фигура льва с человеческим лицом возле величественной пирамиды в Гизе. Но нет! Сфинксы бывают самые разные! Тело льва с головой барана, тело собаки или козла с головой человека, тело барана с птичьей головой, тело человека с головой крокодила и т. д. и т. п. Целые аллеи разнообразных сфинксов извлечены из‑под песков пустыни в ходе археологических раскопок, великое множество сфинксов украшает стены египетских храмов. Самые странные существа высечены на стене небольшого храма Дендера в Центральном Египте. У них головы львов или павианов с длинными гривами и почти человеческая верхняя часть туловища, однако нижняя его часть заканчивается змеиным хвостом. Гермафродиты, изображенные вместе с богиней Хатор, изящно опираются на раздвоенные, изогнутые дугой хвосты. «Диковинные твари», как назвал их Евсевий, «очень разные по формам и не похожие друг на друга»!

Тот, кто хотя бы раз побывал в каком‑нибудь богатом музее или хотя бы раз перелистал альбомы с репродукциями изображений диковинных существ, относящихся к истории шумеров, ассирийцев и египтян, может с чистой совестью пропеть гимн этим «удивительным тварям». В Багдадском музее стоит фигурка древней богини. Она представляет собой тело женщины с изящной грудью и головой чудовища. В Берлинском государственном музее во времена ГДР были выставлены реконструированные врата Вавилонского храма Иштар. С кирпичной стены, покрытой сине‑желто‑коричневой эмалью, на зрителя смотрят чешуйчатые сказочные существа с длинными хвостами и не менее длинными шеями. Передние когтистые лапы у них такие же, как у льва, а задние конечности – это ноги орла. Оригинальное изображение относится, вероятно, к 600 г. до н. э. На одной шумерской печати, которую сегодня можно увидеть в парижском Лувре, а также на туалетном столике в каирском Египетском музее сохранились изображения четвероногих существ с длинными изогнутыми шеями, которые заканчиваются змеиными головами.

Эволюция никогда не производила на свет таких странных зверей. Или они всего лишь плод фантазии? В Лувре выставлена достигающая 23 см в высоту «чаша Гудеа». Она датируется приблизительно 2200 г. до н. э. Гравюра на этой чаше изображает весьма своеобразных существ: у них птичьи когти на ногах, тело змеи, человеческие кисти рук, крылья и голова дракона («…всяческие похожие на драконов чудовища…» у Евсевия). На миниатюрной стеле, высота которой не превышает 20 см, изображена «крылатая богиня». У нее детское личико и привлекательное женское тело. Эта фигура выглядела бы даже эротично, если бы не крылья на спине и отвратительные звериные когти вместо ступней.

В художественных изображениях этих «удивительных существ», видит Бог, нет недостатка. Множество гермафродитов и чудовищ можно увидеть в музее Асутош в Калькутте, в археологическом музее Анкары, в музее дельфийского оракула в Греции или в музее Метрополитен в Нью‑Йорке.

 

 

В Британском музее хранится рельеф времен ассирийского царя Ашшурнасирпала: коренастый человек ведет на поводке какое‑то странное существо. Это животное, подобно обезьяне, идет на двух ногах, а верхние конечности у него оканчиваются плавниками. В том же Британском музее находится черный обелиск времен ассирийского царя Саламазара II. На нем изображены бегущие позади слона две малорослые, как будто детские фигурки. У этих маленьких существ с человеческими головами бедра и ноги как у животных. Их охраняют два стража. На другом фрагменте того же обелиска видны две похожие на сфинксов фигуры. Головы у них, вне всякого сомнения, человеческие. Казалось бы довольно обычное изображение. Но почему один из сфинксов сосет большой палец, почему оба сфинкса сидят на цепи и почему высеченный на камне сопроводительный текст сообщает нам о «людях‑зверях, оказавшихся в плену»?

Даже в далекой Центральной и Южной Америке встречается немало художественных изображений таких вот гибридов. И у ольмеков, и у майя, и у ацтеков мы находим на стенах храмов или на страницах древних рукописей устрашающие изображения существ, представляющих собой смесь человека и животных. Эти изображения непременно связаны с самыми важными и могущественными божествами. Восемнадцать лет назад я сфотографировал металлические таблички с изображением не поддающихся идентификации существ из собрания пожилого священника Креспи в Куэнке (Эквадор). Ныне покойный священнослужитель, предоставивший мне такую возможность, получил эти таблички от индейцев. Изображения были сделаны из сплавов золота, меди и цинка племенем инков.

 

 

Сфинксы представлены во всех вариациях.

 

Совсем недавно, летом 1988 г., в Северном Перу в районе Сипан было сделано сенсационное открытие. Перуанские археологи нашли нетронутое временем и людьми захоронение верховного жреца индейцев мочика (культура индейцев мочика сформировалась на Перуанском побережье приблизительно к началу нашей эры). В деревянном саркофаге лежал богато экипированный керамикой, золотыми изделиями, нитями жемчуга и другими украшениями верховный жрец, умерший в возрасте приблизительно 35 лет. В той же самой фамильной усыпальнице были найдены еще 4 саркофага с телами женщин и мужчин, а несколькими метрами выше могилы нашли завернутый в хлопчатобумажную ткань человеческий скелет. На медном скипетре метровой длины сохранилось изображение, сюжет которого не оставляет никаких сомнений: перед нами женщина, совокупляющаяся с существом, представляющим собой наполовину кота, наполовину рептилию.

Помимо этого вполне однозначного изображения, существует множество форм гибридов, которых человек никогда не видел. История культуры многих народов содержит свидетельства превращения одного устрашающего образа в другой. Вполне возможно, например, что кентавр представляет собой символ коня и всадника, слившихся воедино. Возможно также, что образ Пегаса возник просто из мечты о крылатом коне.

Гомер (800‑е гг. до н. э.) в «Одиссее» рассказывает о сиренах, пение которых было так прекрасно и так завораживало, что моряки, заслышав сирен, забывали, куда и зачем они плывут. Хотя у самого Гомера нет описания внешнего вида сирен, последующие авторы сделали из них крылатых женщин с птичьими ногами. Изображения сирен и устоявшиеся представления о них стали неотъемлемой частью истории культуры, прочно укоренились в ней, хотя ни один художник никогда не видел ни одной сирены. Даже немецкие сказки о Лорелее своим возникновением обязаны античным сиренам.

Разного рода монстры и гибриды стали персонажами драматических произведений средневековой литературы и остались героями детских сказок в наши дни. Грек Гесиод (700‑е гг. до н. э.) упоминает об ужасной Медузе Горгоне – женщине со змеями вместо волос, чей взгляд превращал людей в камень. Гете в своей «Вальпургиевой ночи» представил соблазнительницу Адама как змею с головой женщины, а у писателя Элиота Смита китайский дракон превратился в гибрид змеи, крокодила, льва и орла [21].

Это и многое другое – плод богатой человеческой фантазии, без которой не могла бы возникнуть ни одна сказка. Но для меня важно другое. Я пытаюсь найти общий источник этой фантазии, какой‑то исходный ключ, с помощью которого можно было бы привести все эти мифы в соответствие с нашими представлениями о мире. В конце концов, не один Манефон и не только епископ Евсевий рассказывают нам об этих «диковинных существах», но еще и Плутарх, Страбон, Платон, Тацит, Диодор и даже Геродот.

С рациональной точки зрения к этим рассказам и изображениям можно отнестись двояко:

1. Никаких «диковинных существ» на самом деле никогда не

было. Все они представляют собой лишь порождение фантазии. Их особенности – домыслы художников, скульпторов и писателей.

2. Подобные создания‑гибриды когда‑то существовали. В этом случае они могли появиться только благодаря генной инженерии. Другого варианта быть не может, так как эволюция не могла произвести на свет подобных монстров. Половой аппарат и хромосомы существ, из которых они состоят, несовместимы между собой. Спаривание было бы невозможно или не принесло бы потомства. Логично?

Я не умею проскальзывать между дождевыми каплями так, чтобы при этом не промокать. Ломая голову над проблемой «диковинных существ», я шел вперед сквозь непогоду, вызванную гневом богов, и мне не раз приходилось промокать до самых костей. Прочно стоя обеими ногами на земле, будучи реалистом, я старался избежать падения в пропасть иррационального. Мысль о том, что описанные Евсевием и другими авторами чудовища («очень разные по форме и не похожие друг на друга») действительно могли быть на самом деле, сразу же наталкивается на неприятие. Привыкший к существам, обитающим вокруг нас в условиях живой природы, наш разум противится признанию того факта, что когда‑то по земле мог ходить целый зоопарк живых монстров. Меня могут упрекнуть в том, что я принимаю желаемое за действительное. Но разве я при этом не оказываюсь в достойном обществе далеких предков? Их многочисленные свидетельства относятся к сфере преданий, но разве это является доказательством их ложности?

И кто заставляет нас считать эти свидетельства исключительно вымыслом? Разве не наш ограниченный разум? Разве не ограниченный горизонт академической логики, который диктует каждому новому поколению, о чем и как следует думать? Я склонен предполагать, что многое из того, что мы отвергаем как нереальное и неразумное, когда‑то было живой историей. Римский философ Луций Апулей, живший во II веке и путешествовавший по Египту, писал в своих «Метаморфозах»: «О Египет! Египет! От того, что ты знаешь, останутся одни лишь легенды, которые покажутся будущим поколениям невероятными». Быть может, некоторую ясность в этот вопрос мог бы внести один научно‑фантастический сюжет.

 

Сюжет из научной фантастики

*********************************************************************************************

 

Было время, когда на Земле правили боги. Люди не знали, кто такие боги и откуда они пришли. Еще недалеко ушедшие от животных, темные люди постепенно познавали окружающий мир. Боги же жили на небесах, где‑то высоко среди звезд.

Там, в звездном поясе между Марсом и Юпитером, причалил космический корабль внеземных существ. Долгий межзвездный путь стоил немалых усилий, а тёперь было необходимо обеспечить возможность продолжения полета – добыть сырье, переработать его, произвести погрузку на корабль. Так что богам пришлось на несколько столетий задержаться в нашей Солнечной системе. Медленно и уныло тянулись годы, один за другим, и богам вскоре стало скучно. Они искали перемен, развлечений, изобретали игры и соревнования. Человеческие понятия о морали или человеческая этика в ее сегодняшнем понимании были им абсолютно чужды. Они чувствовали и мыслили совершенно иначе, чем люди. И Земля стала игровой площадкой для богов.

В один прекрасный день на свет появилось новое изобретение Пта, мастерившего живых существ из разных органов, как из конструктора. Исходный генетический материал был взят от двух неразумных земных тварей. Комбинация льва и овцы в итоге дала некое существо, травоядное, но с когтистыми лапами и реакцией льва. К огорчению Пта, настоящий лев вскоре растерзал его творение. Это было неслыханно! «Разум овцы, – сказал Хнум, обращаясь к Пта, – не поможет против земных хищников. Попробуй еще раз. К торсу льва подойдет голова быка». Этот новый монстр выжил, и земные львы старались не попадаться ему на пути.

Пта уже торжествовал, но тут случилось нечто непостижимое. Примитивные двуногие стали объединяться между собой и толпами нападать на чудовищ, обращая их в бегство копьями и пращами. С быстротой молнии спустился на землю разъяренный Пта и покарал неразумных людей.

Совет богов осыпал Пта упреками: «Несправедливо наказывать людей за какой‑то проступок, заранее не предупредив, чтобы они его не совершали».

После этого Пта стал отмечать своих новых тварей. Каждое «диковинное существо» приобрело свой отличительный знак, который был хорошо виден. Это мог быть светлый четырехугольник на лбу или светящиеся рога на голове. Теперь люди знали, какие твари – собственность богов, а каких можно убивать и съедать. Боги больше не томились от скуки. Они принялись изобретать и создавать новых монстров, «очень разных по форме и не похожих друг на друга». Боги изучали поведение этих чудовищ, приносимую ими пользу, провоцировали столкновения между ними в естественных условиях и очень забавлялись, наблюдая, как реагируют на все это озадаченные люди.

Но вот, наконец, космический корабль был до отказа набит необходимым сырьем. Теперь можно было отправляться к новым берегам Вселенной. Здесь же, на Земле, оставались жалкие, униженные люди, привычные им животные и монстры, оставшиеся в наследство от богов. Первыми заметили исчезновение богов жрецы. Робкие, привыкшие трепетать перед богами, они не осмеливались даже прикоснуться к созданным ими тварям. Сменялись поколения людей, многие из созданных богами монстров вымерли, а иные, способные размножаться, претерпели изменения, были приручены или стали храмовыми животными. Жрецы хранили знания о некоторых тварях, предназначенных только богам. А поскольку жрецы боялись, что боги внезапно, без всякого предупреждения могут вернуться, они с тревогой наблюдали за каждым движением на небосклоне – во всяком случае, в его доступной для наблюдения части. Послушникам поручали присматривать за животными, оставшимися после богов, и приводить их в храмы, чтобы там воздавать им должные почести. Поэтому умерших животных, как нетрудно догадаться, тщательно мумифицировали: все они принадлежали богам, которые могли в любой момент вернуться обратно на землю.

Проходили века, тысячелетия, времена менялись, а с ними менялись и люди. В языческих верованиях сохранялись воспоминания об ужасных монстрах. Сами эти чудовища давно уже исчезли, но их потомки, распознаваемые по определенным особенностям, жили среди прочих животных, выступая как бы в роли оставленных богами соглядатаев. Перед такими мелкими тварями, как птицы, рыбы и домашний скот, страха никто не испытывал. С ними человек мог говорить, надеясь, что благодаря посредничеству животных его молитвы доходят до богов. Но как быть с крупными зверями, внушающими почтительное отношение к себе? Не превращаются ли они после смерти в исходные, ужасающие формы? И не будут ли они после своего повторного рождения сеять среди людей страх и панику? Что могли сделать люди, чтобы задобрить богов?

Эта неотвязная, тревожная мысль долго беспокоила и мучила жрецов. Наконец они нашли простое решение проблемы. Пока звери были живы, их полагалось ублажать, обожествлять, поклоняться им, чтобы после смерти их Ка и Ба, вознесясь к богам, свидетельствовали о том, как люди благоволили к оставшимся после богов животным, как почитали их. А вот кости нечистых, поганых животных после их смерти, наоборот, полагалось ломать, дробить и смешивать с битумом. Саркофаги выдалбливали из самого твердого гранита и делали их такими тяжелыми и прочными, чтобы ни одно чудовище после нового рождения не могло сломать окружающую его преграду. Саркофаги полагалось замуровывать в могилах, устраиваемых в скальном грунте под землей. Тогда монстры и чудовища никогда больше не смогли нападать на людей и держать их в страхе.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.