Саркофаги с фальшивыми мумиями — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Саркофаги с фальшивыми мумиями

2019-07-13 301
Саркофаги с фальшивыми мумиями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

*********************************************************************************************

 

У археологов нет сомнений в том, что в массивных саркофагах Серапеума когда‑то находились мумии священных быков. «А что еще могло там быть? – фыркнул в недавней беседе со мной один специалист. – Может быть, ядерные отходы?» Ядерные отходы? Едва ли… Но решение загадки может оказаться самым неожиданным. Чтобы провести расследование, я должен сперва изложить некоторые любопытные факты.

Наряду со священным Аписом, египтяне чтили еще двух менее известных быков, которые назывались Мневис и Бухие. Страбон в своей 17‑ой книге отмечает в этой связи: «Гелиополь расположен на большом насыпном холме… Там находятся храм Солнца и бык Мневис, содержащийся в крытом помещении.

Быка Мневиса там считают таким же богом, как Аписа в Мемфисе» [2].

Мневис – это бык с торчащими против ворса черными пучками шерсти. Из письма, которое написал жрец храма Солнца в Гелиополисе, известно, что этого быка действительно мумифицировали. В письме жрец подтверждает получение 20 локтей тонкого полотна, в которое обернули мумию Мневиса. В Гелиополе, городе Солнца – Амона‑Ра, действительно обнаружено несколько захоронений таких быков. Но все эти могилы до единой были разрушены и разграблены. До сих пор еще не удалось найти ни одного нетронутого захоронения быка Мневиса.

 

 

Ежедневно тысячи туристов проходят перед могилой Огюста Мариета, не подозревая этого.

 

Культ быка Бухиса существовал в центральной части Египта, недалеко от современного Луксора. Открытие катакомб Бухиса – как это нередко бывало в археологии – произошло случайно. Британскому археологу сэру Роберту Монду стало известно, что в нескольких километрах от деревни Армант в песке обнаружили бронзовую фигуру быка. Небольшая деревня Армант сразу же была идентифицирована как храмовый город Гермонтис, который древние египтяне называли также Южный Он (в отличие от Северного; Северный Он – Гелиополь). Сэр Роберт Монд решил, что если культ быка существовал в Северном Оне, то подобный культ был вполне возможен и в Южном. Найденная бронзовая фигура быка до некоторой степени подтверждала это предположение, и сэр Монд начал поиски.

Как и Мариет в Серапеуме, британская археологическая экспедиция также обнаружила под руинами полностью разрушенного храма Гермонтиса подземные места захоронений с громоздкими саркофагами, которые (точно так же как и в Серапеуме) были вмурованы в ниши справа и слева от центрального хода. Поскольку речь шла о священных быках Бухиса, эту находку, насчитывавшую 35 погребальных ниш, назвали «Бухеум» [4].

Невдалеке от этого места сэр Роберт обнаружил следы второго захоронения, названного «Баквария» (Baqaria). Обе археологические находки были в плачевном состоянии.

Как и в большинстве случаев, грабители узнали о них раньше археологов. Кроме того, ниши, в которых находились саркофаги, оказались частично затоплены подземными водами, а мумии – или то, что считалось мумиями, – были изъедены полчищами термитов. Бронзовые фигурки, разбросанные кругом, были испорчены коррозией. Очевидно, когда‑то в захоронении были некие железные предметы, но сейчас металл полностью проржавел и рассыпался в пыль. Вот что писал о своих находках сэр Роберт Монд:

 

«Возможно, лучше всего сохранилась мумия из Бакварии № 32, которую мы нашли лишь в конце раскопок. Мы очень осторожно обращались с этой мумией и зафиксировали каждую подробность… Положение это [мумии. – Э. Д.] было свойственно не покоящемуся быку, а скорее шакалу или собаке… Ни одна кость не была сломана». [4]

 

Все это звучит странно и как‑то неубедительно. Саркофаги быков – единственная реальная деталь, за которую можно ухватиться. Они существуют в Серапеуме, в подземельях под Гелиополем, в Бухеуме, в Бакварии, а также в Абусире, недалеко от Гизы. Но все эти саркофаги либо пусты, либо содержат все ту же битумную массу с осколками костей.

Еще сильнее озадачивает обнаружение вместо предполагаемых мумий быков человеческой мумии с золотой маской на лице. При этом, как позднее выясняется, под оболочкой скрываются вовсе не останки человеческого тела, а опять‑таки битум. Наконец, предполагаемые мумии быков оказываются мумиями шакалов или собак.

Но это еще не все странности. Британские египтологи Монд и Майерс подвергли химическому анализу некоторые из своих находок из Бухеума и Бакварии. Кусок белого стекла содержал 26,6 % окиси алюминия – слишком много для обычного стекла. В глине, из которой был сделан искусственный глаз, обнаружилось слишком много извести. Предполагали, что белая часть глиняного глаза – это фаянс, но оказалось, что это не египетский фаянс и не стекло. (В отличие от обычного фаянса, составной частью египетского фаянса был мелкий кварцевый песок. Египтяне делали из него украшения – преимущественно полые бусы.)

Саркофаги для быков (без крышки) представляют собой цельные блоки из асуанского гранита. Асуанская долина находится примерно в тысяче километров от Серапеума. Уже одно только изготовление, полировка и транспортировка саркофага с крышкой, весящего 90–100 тонн, предполагают труд, в то время практически непосильный. Потом тяжеловесные, неподатливые громадины нужно было втащить в заранее подготовленную нишу, установить там и закрепить. Затраченные на все это усилия доказывают, что египтяне придавали особое значение тому, что должно было находиться внутри саркофагов. А затем происходит непостижимое: жрецы разбивают кости только что искусно мумифицированных животных на мелкие кусочки и смешивают все это с вязкой, клейкой битумной массой, добавляя туда несколько фигурок богов и амулеты. Эту массу закладывают в саркофаг, закрывают крышкой… И все?

Если бы все это происходило именно так, то египтяне могли бы не тратить столько сил на изготовление и транспортировку этих огромных саркофагов. Для того чтобы тысячи лет хранить измельченные кости (среди которых почему‑то нет частей ни черепов, ни рогов) вовсе не нужно колоссальных гранитных вместилищ. Специалисты сходятся в том, что древнеегипетские жрецы никогда не стали бы дробить тушу священного быка на части, ведь это было бы кощунством. Вот что в связи с этим пишет сэр Роберт Монд:

 

«Мумию следовало укладывать в могилу целиком, а не в какой‑либо иной форме, которая древним египтянам представлялась просто немыслимой и неприемлемой» [4].

 

Тем не менее вновь и вновь обнаруживаются именно разбитые на части, измельченные кости животных. Нельзя не упомянуть один случай. В подземельях возле Абусира нашли две превосходно забальзамированные, абсолютно неповрежденные мумии. Льняные покровы, окутывавшие их крест‑накрест, были затянуты бечевками. Из‑под покровов виднелись даже головы с рогами, что, разумеется, усиливало энтузиазм исследователей. Неужели наконец‑то нашлись хорошо сохранившиеся мумии быков? Французские специалисты Лортэ и Гайяр осторожно взрезали шнуры и принялись слой за слоем снимать покров с одной из мумий. Разочарованию французов не было предела: внутри оказалась все та же мешанина из костей различных животных. Было трудно, а нередко просто невозможно установить, каким животным принадлежали эти кости. Вторая мумия, длина которой составляла 2,5 м, а ширина – 1 м, внешне казалась самым настоящим быком, но на деле выяснилось, что и она представляет собой смесь костей животных по меньшей мере семи различных видов, в том числе телят и быков.

Все подземелья с саркофагами быков были разрушены. Может быть, это дело рук грабителей? Возможно, они пришли в ярость от того, что обнаружили в саркофагах не мумии, а лишь мелкие осколки костей? Но в древние времена грабители могил искали лишь золото и драгоценные камни, мумии их не интересовали. К тому же действиями грабителей никак не удается объяснить обнаружение в псевдо‑мумиях быков костей различных животных. Можно предположить, что так поступили с мумиями в порыве религиозного рвения богобоязненные монахи. Предположим, они знали, где находятся входы во все эти некрополи, и, проникнув туда, они в праведном гневе сдвигали крышки саркофагов и измельчали содержимое тяжелыми металлическими предметами – как давят виноград. Такое предположение тоже не находит подтверждений. Религиозная ярость не могла не оставить следов. Покровы были бы разорваны в клочья, фигурки богов разбиты или расплавлены. Надо полагать, для изгнания языческих «демонов» монахи положили бы в каждый саркофаг христианский крест или оставили в подземных галереях изображения христианских святых. Ничего подобного не произошло. Так где же оказались мумии священных быков?

 

Противоречивые предания

*********************************************************************************************

 

Если верить греческому историку Геродоту (490–425 до н. э.), который в 450 г. до н. э. посетил Египет и беседовал с тамошними жрецами, мы напрасно ищем мумии священных быков. Геродот сообщает, что египтяне своих священных быков просто‑напросто съедали:

 

«Они считают быков священными животными Эпафа[2]. Поэтому египтяне проверяют быков следующим образом: достаточно найти хотя бы один единственный черный волосок на теле быка, как его уже признают нечистым. Эту проверку производит специально назначаемый жрец. Животное сначала ставят в вертикальное положение, а потом укладывают на спину. Вытаскивают наружу язык, чтобы разглядеть, нет ли на нем особых отметин, о которых я расскажу ниже. Жрец осматривает волосы на хвосте быка, если, конечно, они там есть… После такой проверки животное приносится в жертву следующим образом: его переносят к алтарю, на котором совершаются жертвоприношения, и разводят здесь огонь, потом жрецы опрыскивают приносимое в жертву животное вином и, обращаясь к богу, убивают быка, после чего отрезают ему голову. С туши сдирают шкуру, а голову уносят прочь, произнося при этом многочисленные заклинания. Если в городе есть рынок и там имеются греческие купцы, то голову приносят на рынок и продают. А если греков на рынке нет, то голову выбрасывают в Нил. Потрошат и сжигают приносимых в жертву животных по‑раз‑ному. Чаще всего с быка сдирают шкуру и произносят молитву, затем опустошают его брюшную полость, но внутренности и жир оставляют внутри тела. В то же время от туши отделяют бедра, головки бедренных костей, лопатки и шею. После этого тушу животного заполняют хлебом и медом, инжиром, миррой (благовонной смолой), ладаном, другими благовонными веществами и изюмом, а затем сжигают как жертву. Перед сожжением поливают тушу еще некоторым количеством масла. До принесения жертвы всем полагается поститься. Пока жертва горит, все присутствующие жалобно причитают, а покончив с причитаниями, устраивают трапезу из уцелевших частей жертвенного животного.

Все египтяне приносят в жертву чистых быков и телят. Коров же приносить в жертву не полагается. Они священные животные Исиды…» [5].

 

Таково свидетельство Геродота. Если изложенные им сведения достоверны, то вопрос о некрополях священных быков теряет всякий смысл. Зачем трудиться и выкапывать гранитные саркофаги, если жрецы в свое время уже съели священных быков на торжественном пиру? Парадоксально, однако, что тот же Геродот в другом месте рассказывает, как бальзамируют быка, очищая при этом внутренности с помощью нагнетания в кишки быка кедрового масла. В целом повествования древних авторов содержат противоречивые свидетельства о священных быках. Если верить Геродоту, быков съедали, а если верить Диодору Сицилийскому, им устраивали «пышные похороны». Древнеримские авторы – Плиний, Папиний Стаций и Аммиан Марцеллин – едины в том, что быков топили в священном источнике.

Топили, съедали, бальзамировали, разделяли на части – чему же верить?

В одном древнеегипетском‑тексте («Папирус Аписа») во всех подробностях изложено, как мумифицировали священных быков. Здесь описано каждое действие и отмечается, в каком количестве и в каком месте должны были находиться во время бальзамирования жрецы, где и как полагалось заворачивать тушу в ткань – справа и слева, сверху и снизу, крест‑накрест.

После омовения и очищения водой и маслом быка покрывали слоем соды, чтобы туша полностью высохла. Во время всей этой церемонии один жрец стоял перед быком и негромким голосом произносил заклинания и молитвы, а также следил за тем, чтобы быка бальзамировали как полагается. Тушу животного оборачивали десятками метров ткани, череп загипсовывали, а между рогами укрепляли золотой диск – символ происхождения животного от бога Солнца. В глазницы вставлялись стеклянные глаза. Затем наступал черед торжественной процессии: мумию переносили в заранее подготовленную могилу… Все это описано достаточно подробно. Так где же искать истину?

 

Кто такой Омар Хайям?

*********************************************************************************************

 

Как‑то один знакомый пригласил меня в ночной ресторан с настоящей египетской кухней. Мы заказали рис, птицу, пропаренную коричневую фасоль с луком и местные овощи мулухия.

Это растение с мясистыми и сочными листьями, из которого готовят пряные супы и другие блюда. Когда подали густое фруктовое вино, мой спутник рассказал мне, что в страшные времена калифа Эль‑Хакима, который правил в Каире в 996– 1021 гг., употребление в пищу мулухии было строжайше запрещено. Тех, кто ел мулухию, убивали «на месте преступления». Жестокий калиф не только хотел перевоспитать египтян, но и наслаждался их страданиями. После калифа Эль‑Хакима ни одному египетскому правителю не удавалось каким бы то ни было образом заставить египтян отказаться от возделывания мулухии или хотя бы сократить ее посевы.

Мой спутник с аппетитом поглощал зелень. Тем временем я обратил внимание на бутылку вина и прочел на этикетке: «Омар Хайям».

– Кто такой этот Омар Хайям? – спросил я.

– Наверное, так звали винодела или виноторговца, – ответил мой спутник.

Официант случайно услышал вопрос и ответ и тотчас возразил:

– Омар Хайям когда‑то был правителем Египта!

Внезапно возле нашего столика возник метрдотель и властным жестом руки дал понять официанту, чтобы тот удалился.

– Омар Хайям был выдающимся военачальником! – заявил обер‑кельнер.

– Омар Хайям? – возмутился гость, сидевший за соседним столиком. – Да это же вождь бедуинов!

Лучше бы я не задавал этого вопроса! Весь ресторан вскоре включился в дискуссию, каждый спешил высказать свое мнение.

– Адмирал!

– Основатель зоологического сада!

Посетители ресторана старались перекричать друг друга, как на аукционе.

– Да что вы мелете чушь! – бурно жестикулируя, крикнул какой‑то пожилой человек, похожий на торговца. – Омар Хайям – инженер, автор проекта Асуанской плотины.

Спустя несколько дней я беседовал с доктором Халилом Гали, руководителем раскопок в Саккаре. Под конец разговора я спросил его:

– Кем же все‑таки был Омар Хайям?

– Омар Хайям – проговорил он, как будто прочитал строчки в энциклопедии, – персидский поэт, математик, астролог, жил в 1048–1112 гг. Обращался к философским темам. Сочинял любовные песни, отличался цветистым слогом…

Всегда надо спрашивать у тех, кто действительно знает.

 

Открытие пирамиды

*********************************************************************************************

 

И вот я беседую с тем, кто действительно знает. Доктор Халил Гали не просто египтолог, а «директор древностей Саккары» – именно так называется занимаемая им должность. Это остроумный, любезный человек, полиглот, в ходе нашей беседы как бы между прочим заметивший, что читал некоторые мои книги.

– Фантазия необходима и нам, археологам, – сказал он. Археологическая область Саккары – самый обширный район раскопок в Египте и во всем мире. Начинается она на границе плато Гизы недалеко от Абусирй и тянется на 60 км в южном направлении против течения Нила. В зимние месяцы здесь постоянно работает несколько международных экспедиций, пытающихся вырвать у песка и камней их тайны. Весной 1988 г. французской экспедиции из Коллеж де Франс посчастливилось открыть две неизвестные до сих пор пирамиды времен фараона Пепи 1 (2289–2255 до н. э.).

– Хотите увидеть эти пирамиды? – спросил меня доктор Гали.

И вот мы едем в его джипе по песчаным барханам мимо освоенного туристами района Саккары. По дороге я узнал, что фараон Пепи известен уже давно. Он был преемником фараона Тети (2323–2291 до н. э.), который в свою очередь стал родоначальником VI династии. Тети, Пепи – такого рода сокращенные имена очень подошли бы нашим политикам! Пирамида Пепи I находится на юге Саккары, и вблизи него французская археологическая экспедиция сделала еще одно открытие. Вторым открытием французов стала пирамида династии Пепи. «А что туг особенного? – подумал я. – Разве вершины пирамид и без того не виднеются из песка?»

Было 16 часов пополудни, и нестерпимый зной как будто проникал в самые поры, до корней волос, слипшихся от жары. Еще один рывок – и джип останавливается перед огромной ямой. Кругом никаких следов какой бы то ни было пирамиды.

Доктор Гали, мой сотрудник Билли Дюнненбергер и я подходим к краю ямы. У меня перехватывает дыхание, но не от зноя, к которому можно привыкнуть, а от вида, открывшегося в десяти метрах под нами. Для нас привычнее стоять перед пирамидами, задирая голову, или любоваться четкими контурами на фоне горизонта. Здесь все иначе. Как гости из иного измерения, мы стояли над пирамидой, которая уже тысячи лет служила каменоломней, источником дешевого строительного материала. Две грани с превосходно отполированными и четко подогнанными друг к другу блоками еще можно было различить.

– Давно начаты эти раскопки?

– Последние полгода французская экспедиция работала здесь вместе с египетскими археологами и ста восьмьюдесятью рабочими, – объяснил мне доктор Гали, – а теперь, летом, раскопки невозможно продолжать из‑за жары.

Археологи из Коллеж де Франс с помощью электронных устройств «запеленговали» эту пирамиду под толстым слоем песка и камней. Появились такие методы, о которых Генрих Шлиман не мог и мечтать. С помощью магнитометра определяют магнитное поле того или иного места. Единица измерения называется «гамма». Магнитное поле земли колеблется в пределах между 25 000 гамма на экваторе и 70 000 – на полюсах. На основании полученных измерений устанавливают показатель магнитного поля на конкретной территории и с помощью зондов проверяют, одинакова ли эта величина для всей исследуемой местности. Если обнаруживаются какие‑либо отклонения – например, из‑за наличия в земле металлов или пустот, то для дальнейшего исследования используют GPR (ground penetrating radar)[3]. Принцип действия этого прибора аналогичен принципу работы эхолота. Генератор высокочастотных импульсов направляет их в глубину грунта, а затем, отраженные, они измеряются с помощью специальной антенны. Портативный компьютер отображает эти импульсы в виде волн и линий на мониторе. Если в грунте обнаруживаются те или иные аномалии, чужеродный объект можно легко определить с помощью GPR. Так французским археологам удалось сделать свои открытия, не производя никаких раскопок, не используя никакого шанцевого инструмента. Коллектив, состоящий из физиков и археологов Калифорнийского университета в Беркли, уже десять лет занимается составлением полной карты подземных сооружений в Долине царей [6].

 

 

Из этого земляного провала поднимается пирамида периода фараона Пепи I, которую начали раскапывать с 1988 г.

 

Таким образом, современная техника помогает установить местонахождение тысячелетних, давно забытых захоронений и подземных сооружений. В следующие десять лет мы сможем открыть больше археологических сокровищ, чем обнаружили их за предыдущие сто. Правильный выбор места и соответственные затраты денег и времени помогут современным искателям сокровищ не упустить ничего важного и ценного.

Но, к сожалению, на пути археологов порой встречаются преграды религиозного и политического характера. Всегда существуют «вечно вчерашние», которые боятся правды о прошлом.

– А что, собственно, означает название «Саккара»? – спросил я доктора Гали, когда мы возвращались обратно.

– Это слово было известно еще в глубокой древности. Слово «саккар» происходит от слова «шакал».

– А сколько лет самым старым находкам из Саккары?

Моложавый доктор Гали слегка наморщил лоб:

– История Саккары берет свое начало во времена I династии, то есть где‑то в 2920 году до н. э., и продолжается до христианских времен. Существуют даже находки, относящиеся к доисторическим временам.

Все еще занятый мыслями о священных быках, я вполне серьезно спросил:

– Я внимательно изучил отчет Огюста Мариета о его раскопках. Вам, наверное, известно, что Мариет так и не нашел в Серапеуме ни одного быка?

– Да, я знаю об этом, – после недолгой паузы ответил доктор Гали.

– Раскопки в Саккаре, надо полагать, принесут еще немало сенсаций?

Доктор Гали понимающе улыбнулся, продемонстрировав ослепительно белые зубы:

– Мы предполагаем, что до настоящего времени Саккара изучена лишь на 20 %, а еще 80 % ее сокровищ пока что остаются под землей нетронутыми.

Я поразился. Всего 20 % – так много нерешенных вопросов! Какие еще сюрпризы может преподнести будущее? Какой турист, приехавший в Египет и стоящий со своей туристической группой у пирамиды Джосера, пришедший к пирамиде фараона Унаса (2356–2323 до н. э.) или оказавшийся у великолепной гробницы знатного вельможи Ти в Саккаре, может предположить, что земля под его ногами полна лабиринтов со множеством ходов и закоулков? Кому из измученных зноем путешественников, прихлебывающих холодный чай или нагревшуюся от жары колу у себя в палатке, интересно, что в Саккаре покоятся под землей миллионы (!) мумифицированных животных самых разных видов? Настоящий гигантский Ноев ковчег под слоем песка!

Монументальные саркофаги для псевдоживотных играют в моих рассуждениях ключевую роль. Но не будем спешить! Я близок к тому, чтобы добраться до тех монстров, ради которых египтяне не останавливались ни перед какой, даже самой тяжелой работой. К чему вообще эта страсть все мумифицировать? Еще можно как‑то объяснить стремление мумифицировать людей. Но зачем проделывать это с животными?

 

Тело, Ка и Ба

*********************************************************************************************

 

Из текстов, найденных в пирамидах, из множества надгробных надписей, а также из папирусов и книг таких античных авторов, как Геродот, с достаточной ясностью вырисовываются религиозные представления древних египтян.

Бог Хнум (изображавшийся с головой барана) создал человека из двух частей: тела и Ка. Тело бренно, а Ка – бессмертно. Это Ка представляет собой часть великого, универсального Духа, источника энергии, которая все оживляет. Тело – лишь материя, которая без Ка не обладает способностью жить и дышать. В отличие от тела, Ка – духовно, вездесуще и вечно. Однако Ка не соответствует нашему представлению о душе. Один из крупнейших и наиболее авторитетных специалистов по данному вопросу Райнхард Грисхаммер писал о Ка:

 

«Скорее всего, в нем видели двойника человека или нечто вроде духа‑покровителя, духа‑защитника. Несомненно лишь то, что Ка означало определенную силу и могущество. Мы знаем, что обозначаемый словом Ка аспект личности человека с момента рождения пронизывает всю его последующую жизнь. Об этом свидетельствуют тексты и изображения» [7].

 

Наряду с Ка, каждый человек обладает также определенным Ба. Этим словом обозначается состояние, возникающее при объединении тела и Ка. Ба можно определить как сознание, как индивидуальную совесть, как психику или как информационное содержание жизни. Когда тело умирает, Ка соединяется с Ба. «Он пришел к своему Ка», – говорили об умершем древние египтяне. Тело после смерти становилось сброшенной оболочкой, а Ка и Ба, напротив, навечно соединялись в бессмертном союзе и переходили в иное измерение, к богам и предкам.

Эта древняя точка зрения, на протяжении тысячелетий в той или иной форме представленная в различных религиях, сегодня стала особенно популярной. Названия изменились, а содержание осталось прежним. За всякой материей физика в конечном счете видит колебания. Мир атома, субатомных частиц, из которых состоит все наше мироздание, – это излучение, колебания. К примеру, электрон (составная часть любого атома) пульсирует со скоростью 1023 раз в секунду. Это число можно записать в виде единицы с 23 нулями. Физика, стремящаяся создать формулу мира, которая позволила бы все объяснить и увидеть мир гармоничным и взаимосвязанным, до сих пор не знает, что же является первопричиной всех колебаний. Эзотерики и философы, опираясь на чувства и разум, в свою очередь утверждают: мир един, любое явление так или иначе взаимосвязано со всеми остальными.

Дерево, животное, человек излучают колебания (Ка), но растение и животное не обладают чувством личной ответственности. Дерево, например, не осуществляет никаких действий, который можно было бы назвать правильными или неправильными, хорошими или плохими, логичными или нелогичными. Следовательно, у дерева нет души, нет личной ответственности (Ба). Только союз тела, Ка и Ба делает человека единственной в своем роде личностью, отличной от всех других индивидуальностей. Никто из нас – даже однояйцовые близнецы – не приобретает жизненный опыт одинаковым образом. Например, одно и то же событие радует людей в разной мере. Все мы остаемся людьми, складывающимися из одного и того же генетического материала, и в то же время все мы различны, среди нас нет двух одинаковых. Мы не просто рождаемся, мы еще и проходим процесс становления.

Все это замечательно, но так и не объясняет, для чего мумифицировать мертвое тело, пустую оболочку без Ка и Ба. У древних египтян постепенно складывалось представление о том, что Ка и после смерти остается соединенным с телом, что Ка нуждается в теле, чтобы вернуться в него. Для благоденствия Ка и Ба в загробной жизни тело должно было сохраняться. Мы не знаем, что привело египтян и некоторые другие народы к этой странной идее, которая противоречила их собственной вере. В соответствии с представлениями египтян, тело после ухода Ка и Ба становилось бесполезным грузом. Но идея, что тело тоже должно сохраняться, неизбежно вела к мумифицированию умерших и к строительству гробниц, надежных, как бастионы. Для защиты от грабителей и разбойников эти гробницы были окружены ловушками и лабиринтами, в которых легко было заблудиться. Чем богаче был умерший, тем больше сокровищ помещали в саркофаг вместе с телом. Это были не только золото, драгоценные камни или долгохранящиеся продукты. Любимые вещи, игрушки, украшения; даже постель и инструменты сопровождали мумию в царство теней. Умерший должен был благоденствовать в потустороннем мире и ни в чем не испытывать недостатка в том долгом путешествии, в которое отправлялся после смерти.

Найденные захоронения это подтверждают – при всей нелогичности такого мумифицирования и таких похорон. Трудно удержаться от искушения поинтересоваться, не были ли древние египтяне сумасшедшими? Или же мы чего‑то не понимаем в этих захоронениях и письменах? Но все объяснения и истолкования древнеегипетских пышных похорон весьма приблизительны и противоречат какому бы то ни было практическому опыту и здравому смыслу. В чем же дело?

Во все времена алчные потомки грабили могилы предков. Хорошо защищенные и замаскированные гробницы фараонов не стали исключением. Их грабили не только в течение последних двух тысячелетий, но и в древности, когда все еще шло строительство этих сложных, величественных, причудливых по своей конструкции некрополей. Уже к началу царствования XVIII династии (приблизительно 1500 до н. э.) едва ли осталась хотя бы одна гробница фараона, которую еще не успели ограбить. Из сохранившихся письменных свидетельств известно, что фараон Харемхеб (1319–1307 до н э.) повелел снова привести в порядок разрушенную усыпальницу своего предшественника Тутмоса IV (1401–1391 до н. э.). К тому времени Тутмос успел провести в саркофаге 80 вполне безмятежных лет. Фараоны и жрецы точно знали, что умерший не забрал с собой своих сокровищ и любимых предметов в иной мир и не израсходовал их на жертвоприношения. Но вместо того, чтобы сделать правильный, разумный вывод о том, что мумифицирование и сооружение гробниц не имеют смысла, даже несмотря на то, что эта практика противоречила религиозной концепции духовного и бессмертного Ка, жрецы не оставляли своих стараний. Только место захоронений теперь перенесли в Долину царей неподалеку от Фив. В горах выдалбливали подземные ниши, окружали их ловушками и чудовищными обломками скал, а умерших ублажали еще большим количеством побрякушек, чем раньше. Об этом свидетельствует оставшееся нетронутым погребение Тутанхамона (1333–1323 до н. э.).

Опять что‑то не сходится!

 

Спящие мертвецы

*********************************************************************************************

 

Двадцать три года назад в книге «Воспоминания о будущем» я высказал слишком смелое для того времени предположение, что древние египтяне верили не столько в духовное, сколько в телесное возрождение:

 

«Вероятно, именно поэтому забальзамированные покойники так заботливо обеспечивались всем, что было им необходимо в земной жизни. Иначе зачем понадобились бы им золото, украшения, любимые вещи? И поскольку вслед за умершими, несомненно еще заживо, отправляли некоторых слуг, погребая их в той же могиле, предполагалось, что прежняя жизнь продлится в загробной. Поэтому обряд погребения представлял собой подготовку усопшего к новой жизни. Сооружались гробницы с очень большим запасом прочности – чуть ли не в расчете на атомную бомбардировку. Такие захоронения могли бы выдержать любую бурю. Ценности, сопровождающие усопших в их потустороннем странствии, были совершенно неподвластны кризисам, потому что представляли собой золото и драгоценные камни» [8].

 

Я ссылался на книгу физика и астронома Роберта Эттингера [9], показавшего, каким образом можно подготовить тела умерших людей к последующему оживлению. А как обстоит дело сегодня?

В Соединенных Штатах Америки – разумеется, именно там! – существует «ACS» («American Cryonics Society»)[4]. Математик А. Квайф, основатель и президент этого общества, категорически не согласен с тем, что смерть – явление неизбежное. Цель данной организации состоит в препарировании и замораживании тел усопших, чтобы позднее – спустя десятилетия, века или тысячелетия – снова их разморозить. Многого уже удалось достигнуть в исследованиях на животных. Доктор Пол Эдвард Сегалл из «ACS» заявляет, что подверг свою собственную собаку глубокой заморозке и разморозил ее через 15 минут. Собака после этого виляла хвостом. Сотни подобных экспериментов провели на хомяках, и каждое пятое животное снова оживало после заморозки. Объектом таких исследований были также кошки, рыбы и черепахи. Результаты оказывались весьма обнадеживающими. У животных отсасывали кровь и заменяли ее раствором, устойчивым к воздействию низких температур. Кровь замораживали, клетки при этом разрушались. Обескровленные тела помещали в специальные резервуары с жидким азотом при температуре минус 196 °C. Что касается людей, то здесь важное значение имеет извлечение из тела мозга и некоторых особенно чувствительных органов и хранение их в отдельных емкостях. В настоящее время подобные вещи уже осуществляются при транспортировке органов для трансплантации. История о Франкенштейне становится реальностью.

Несколько лет назад я посетил большую погребальную пирамиду недалеко от Орландо (Флорида, США). Здесь гроб с телом умершего не закапывают в землю и не сжигают, а устанавливают в выдвижном ящике с низкой температурой. На каждом ящике – табличка с персональными данными усопшего. Указана на табличке и причина смерти. В центре пирамиды находится устланный коврами поминальный зал. Родные и близкие могут в любое время навещать тех, кто покоится в этой пирамиде. Бесшумные лифты движутся между этажами внутри пирамиды. И над живыми, и над мертвыми непрерывно звучит тихая органная музыка.

Какие выводы сделают археологи, обнаружив через три с половиной тысячи лет замороженных или мумифицированных покойников в герметически закрытых вакуумных выдвижных ящиках? Три с половиной тысячи лет – это как раз тот период времени, что отделяет нашу цивилизацию от древнеегипетской. Предвижу упрек, что сравнивать мумифицирование в Древнем Египте и глубокое замораживание в наши дни нельзя: ведь в Древнем Египте, провожая мумифицированных покойников в иной мир, их благословляли и напутствовали заклинаниями, о чем свидетельствуют сделанные археологами находки. Из такого рода советов и указаний, как вести себя после смерти, возникла египетская «Книга мертвых». Справедлив ли этот упрек?

Тот, кто при жизни заранее согласен, чтобы после смерти его тело подвергли глубокой заморозке, да еще хранили в отдельных емкостях его мозг и внутренности, рассчитывает на телесное воскрешение. Оставшимся в живых это не мешает сопровождать его уход в морозильную камеру скорбными стихами и псалмами: «Радуйся жизни в лучшем мире» или «В твоей новой жизни ты будешь избавлен от болезни, которая так терзала тебя здесь. Всемогущий и вечный Бог да защитит тебя на твоем пути и да будет Он к тебе милосерден».

 

 

В египетских музеях удивляешься маленькому зоопарку, канопам и мумифицированным животным, например, соколу и ибису.

 

На основании такого рода текстов будущие археологи могли бы прийти к выводу, что умершие верили во вторую жизнь в потустороннем мире. Как бы не так! Можем ли мы с достаточной уверенностью в своей правоте сказать, что знаем, какими мотивами руководствовался живший четыре тысячи шестьсот лет назад фараон, когда повелел соорудить для себя пышное надгробие на все времена? По примеру великих владык каждый хотел, чтобы и его тело после смерти мумифицировали. Первоначальная цель, связанная с надеждой на телесное воскрешение, постепенно была забыта.

При содействии жрецов, извлекавших из своего труда немалую выгоду, в Египте начался культ мумий, не имеющий себе равных в мире. Возникли новые профессии, связанные со вскрытием тел, их потрошением, бальзамированием. На мумифицирование трупов работали целые отрасли. Выдалбливались саркофаги из гранита, алебастра и древесины, осуществлялись поставки меда, воска, мазей, благовонных масел и соды (едкого натра) в огромных количествах, а также миллионов похожих на вазы сосудов для внутренностей и мозга, производилось несколько миллионов метров ткани для заворачивания в нее мумий.

Что же стало с этим множеством обернутых тканью тел?

Когда царством фараонов завладели римляне, наблюдение за могилами, прежде осуществлявшееся жрецами, прекратилось. Тысячи могил подверглись разграблению, мумии и саркофаги использовались как топливо. С проникновением в Египет во II в. и. э. христианства монахи принялись разрушать подземные галереи, где мумии нередко были свалены штабелями, как попало. В эпоху Средневековья Европу охватило какое‑то гротескное лихорадочное увлечение мумиями. Их восхваляли и рекламировали как лекарственные средства. Отдельные части мумий, их оболочку, порошок и пасту из них рекомендовали для лечения параличей, сердечной недостаточности, болезней печени, желудочных отравлений, эпилепсии и даже переломов. Начался массовый экспорт мумий из Египта, европейские аптекари боролись за ценный товар. «Немного мумии» было в каждой домашней и походной аптечке, порошок из мумии глотали или использовали в виде мазей и присыпок. Этот «фармакологический <


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.