Деяния доброго рыцаря Жана де Бетанкура, или начало конца канарцев — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Деяния доброго рыцаря Жана де Бетанкура, или начало конца канарцев

2019-07-12 246
Деяния доброго рыцаря Жана де Бетанкура, или начало конца канарцев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«...Вот мы и решили рассказать о предприя­тии сира де Бетанкура, родившегося в королевстве Франции в Нормандии...»

Средневековые францисканские монахи Бонтье и Леверье оставили рассказ об экспедиции Бетанкура на Ка­нарские острова. Мы лишь слегка прикоснемся к тексту, упрощая местами слишком витиеватые обороты и неоправданно длинные, с нашей точки зрения, сентен­ции в повествовании и по ходу дополняя сведения, собранные «отцами», данными других свидетелей конкисты XV века.

Итак, «Жан де Бетанкур, барон де Сан-Мартэн-ле-Гайяр, был нормандцем и просходил из знатного и древнего города...» Годы его жизни установлены доста­точно точно: 1339—1422. Давней мечтой его было за­хватить какие-нибудь неоткрытые земли и сделать их своей собственностью. И он раздобыл корабль, собрал рзей и знакомых, таких же искателей приключений, и он, и не менее мужественных воинов, и в первый день мая 1402 года вышел из Ла-Рошели.

Он давно слышал о Канарах, которые, по слухам, лежали у северо-восточных берегов Африки. На судне достиг Кадиса. Там на корабле начался мятеж — команда отказалась плыть дальше. Бетанкур ссадил каторжников на испанскую землю, оставил там и жену свою, дю Файе, потому что ее укачивало. Из-за того что в родной стране ему так и не удалось найти поддержки, он обратился к испанцам, которые давно мечтали о захвате Канар. (Далее монахи очень подробно останавливаются на деталях плавания, захода в Испанию, интригам на судне. Нас же интересует другое.)  

...На пятый день пути с попутным ветром из Кадиса эказались первые мелкие островки архипелага — Аллегранса, Монтанья Клара и Грасиоса. Именно Грасиосу Бетанкур использовал как базу для первого броска на Лансароте. Ему понадобилось немного усилий, чтобы захватить этот остров и покорить жителей, обрекая их тем самым на рабство. Правда, он вовсе не считал преступником себя и 200 солдат, а также 80 опытных мореходов. Он совсем не хотел заниматься работорговлей, а собирался покорить лишь как можно больше островов. Он не подозревал о последствиях своей высадки на Канарах. Но ведь и Колумб не догадывался том, что последует за его «открытием» Америки!

Бетанкур, хотел достичь своей цели добром — так писали монахи. Это вовсе не относится к его спутникам, которые не щадили ни своих жизней, ни местного мирного населения. Его друзья искали «авантюр», а деньги утекали. Они решили пройтись по Лансароте и добыть мяса. Дело казалось несложным: на всех островах паслись большие стада коз.

Жители не знали, как вести себя с пришельцами. Они быстро поняли, что это вовсе не пираты, однажды появлявшиеся и исчезавшие. Первые набеги испанцев еще не были расценены как вражеские действия.

Бетанкур вел себя весьма благовоспитанно. Он по­слал к канарцам посольство, а тем временем отвел ко­рабль в бухту и укрепил ее. Жители не решили, как отне­стись к чужестранцам. Одни хотели войны, другие — мира. Но население острова могло выставить лишь три­ста воинов, вооруженных палками и камнями, а у людей Бетанкура бьши луки со стрелами, пушки и ядра. Большинство лансаротцев решили заключить мир. Они пришли к Бетанкуру, помогли построить флот и дали себя окрестить.

Лансароте оказался бедным островом, и Бетанкур скоро понял, что он ему не подходит.

И он высадился на соседнем острове, гористом и суровом, известном раньше как Капрария, а нормандцы дали ему свое название — Forte avanture — «Великое приключение», Фуэртевентура по-испански.

То, что произошло там, хронисты передают весьма противоречиво. Дело дошло до кровопролитных боев, и снова нормандцы не получили никакой выгоды. Коман­да взбунтовалась, и все решили идти домой. Бетанкур поплыл в Испанию, надеясь на помощь и поддержку.

На Лансароте он на время своего отсутствия оставил наместника — Гадифера де ля Саля. Имелся там и небольшой гарнизон в новом форте Рубикон, команди­ром которого Бетанкур назначил Борневаля, «который только и думал об обогащении» (ремарка монахов).

Однажды в отсутствие Бетанкура, когда Гадифер охотился на ламантинов, на Лансароте пришел испан­ский корабль, капитан которого искал рабов. Жители стали искать защиты за стенами форта. Борневаль же пошел на сговор с пиратами и выдал ему жителей. Когда Гадифер вернулся с охоты, то «застал ужас и запусте­ние». Борневаль ушел вместе с пиратами, забрав с собой много жителей.

Такое предательство возмутило население острова. Среди членов правящего клана нашлись злейшие враги нормандцев. Начались столкновения. Французы были лучше вооружены, островитяне оказались более ловкими и меткими. Обе стороны понесли большие потери. Кое-как нормандцам удалось отстоять форт и там дожи­даться поддержки: из Испании пришел корабль с под­могой.

Наконец прибыл сам Бетанкур. Он постарался наве­сти порядок и вновь завел дружбу с гуардафия (прави­телем) острова и его народом. «Всех лансаротцев окре­стили вместе с их вождем».

В войнах канарцы вели себя благородно. Они никогда не глумились над пленными, не убивали детей. Часто освобождали пленников. «Заклятых врагов могли снова воспринимать как друзей». Они всегда исполняли обе­щанное. И то, что они поклялись Бетанкуру в верности, было сильным орудием в его руках. Покорение всех оcтровов архипелага удалось испанцам и нормандцам только благодаря помощи обращенных в христианство канарцев!

Бетанкур не оставил надежды захватить богатый остров Фуэртевентура. Но первая попытка его провалилась. «И тогда он устроил так, что с жителями Фуэртевентуры стали воевать лансаротцы». И неудивительно, что он победил и остров перешел в руки испанцев. Сдалось три тысячи воинов. Всех их окрестили и часть увезли в рабство. Сбылась мечта Бетанкура — он стал ленным собственником двух островов и неофициальным правителем Канар.

А действительным правителем был король Испании. Как истинный француз, Бетанкур не должен был допустить на островах испанского присутствия. И он снова едет домой в Нормандию, чтобы собрать солдат, ремесленников, настроить в свою пользу влиятельных людей. Супруга по-прежнему отказывается сопровож­дать своего мужа в «Варварию» и предпочитает упиваться его успехами дома, любуясь гуанчами, которых привез в Европу Бетанкур. Эти канарцы были знатного происхождения, они внимательно изучали европейские обычаи. За короткое время они не только научились понимать чужой язык, но и стали читать и писать по-испански. Многие из них женились на испанских девушках. Да и  французам нравились красивые канарки... «Это было началом смешения».

Не все гладко сходило Бетанкуру. В Испании у него нашлось много завистников. Не могли смириться с его успехами и португальцы. Чтобы успешно противостоять врагам, Бетанкур спешил стать полным хозяином островов.

И вот он снова собирает людей и отплывает на захват остальных островов.

— Это детская игра,— говорят при дворе.

— Нет, это не игра,— отвечает Бетанкур.— На Гран-Канари нас ожидают 10 тысяч вооруженных вои­нов, почти все из знатных родов...

...В действительности их было 18 тысяч.

Жители острова сопротивляются со смертельной яростью и готовы все пасть в боях, но уничтожить тысячу солдат Бетанкура. Они наносят ему сокруши­тельное поражение в кровавой схватке. Остатки войска успешно грузятся на суда, бросив на острове много раненых.

Та же картина была и на острове Пальма. А уж о рейде на Тенерифе и говорить не приходилось, так как тамошние гуанчи считались самыми воинствен­ными...

«Бетанкур был очень зол». Он обещал своим людям мирные поселения, землю, скот и все блага. Нужно было срочно принимать меры против бунтовщиков... И новый приказ — к Гомере. Там за три года до этого высадился Фернандо де Кастро, который наладил добрые отношения с островитянами и обратил некото­рых в христианскую веру. «Бетанкур ступил на Гомеру с намерением сражаться, но жители встретили его мирно, и он получил остров без боя». Так же, впрочем, как и следующий небольшой островок, торчащий из моря,— Ферро. Его жители тоже отказались от схватки, поняв силу и власть испанской короны. (На многих островах архипелага было распространено поверье, будто бы белые люди, прийдя однажды, должны при­нести с собой счастье и быть похожими на богов. Это сослужило Бетанкуру хорошую службу. Когда канарцы поняли обман, было уже поздно.)

Бетанкур обещал жителям Ферро мир и попросил людей собраться в центре селения. Дождавшись полного сбора, он обезоружил жителей, заковал в цепи, отвел на корабли и отправил в рабство. Вождя и 30 знатных канарцев он взял под залог, а остальных важных остро­витян разобрали солдаты. Ферро он населил испанскими колонистами, которые построили дома рядом с посел­ками последних островитян.

Владелец четырех островов, Бетанкур вернулся на Лансароте, а вскоре вообще навсегда покинул Счастли­вые острова и окончил жизнь на родине в возрасте восьмидесяти трех лет.

Но что же стало с жителями Гран-Канарии и Тене­рифе?

Снова предоставим слово тем, кому довелось своими глазами наблюдать захват Канарских островов.

«Канариос» — так в передаче испанцев называли себя жители острова Гран-Канария. Население дели­лось на несколько крупных групп, каждую из которых возглавлял самый могущественный из группы. Прак­тически все жители занимались скотоводством. Так продолжалось до тех пор, пока вождь Гомидафе не начал войну за свое главенство, приведшую к подчине­нию более мелких групп. После его смерти два его сына разделили остров и провозгласили себя гуартанеме. Бентагоче правил на севере, Эгонайга — на юге.

«Канариос» были сильным народом и не столь стра­дали от набегов, как жители Лансароте и Фуэртевентуры. Однако и им приходилось быть все время начеку. С тех пор как Бетанкур захватил несколько островов, поло­жение их ухудшилось, жители отбили несколько атак. Над Гран-Канарией летали стрелы. После смерти Бетанкура захватить острова попытался испанский идальго Диего Эррера. Новый претендент на владение островами несколько раз высаживался на Гран-Кана­рии, пытался крестить население. Но канарцам надоели такие вторжения, и они решили положить им конец. Но увидели, что Эррера пришел к ним с миром, он при­слал священников, которые стали рассказывать людям о всевозможных чудесах. И канарцы поверили им, и заключили договор о торговле с испанцами, и частично признали их власть. Но строить форт на острове не позволили. Однако Диего Эррера удовлетворился пока что и этим. Он доставил из Испании одежду, металличе­ские орудия и оружие, одежду раздал жителям, а взамен попросил только «кровь дракона» — пурпурную краску драконова дерева, росшего на острове, а также козье мясо и шкуры.

Но мирная жизнь была недолгой. Диего решил за­хватить и подчинить своей власти весь остров. Однако его атаки наталкивались на яростное сопротивление канарцев.

Силы были неравными. Гордые гуанчи связывали себя по пять человек и прыгали со скал в пропасть.

В это время у острова появился португальский флот. Испанцы и португальцы враждовали на море, однако Силва, командир португальской эскадры, влюбился в дочь Диего Эрреры, и это решило исход дела. Испанцы получили подкрепление в тысячу воинов. Теперь уже 1500 солдат устремились на гуанчей. Островитяне из­менили тактику: они забрасывали солдат камнями, заманивая их в ущелья.

В одном из боев Силва попал в плен к гуанчам, но те не стали его убивать. Эгонайга хотел мира. Он разо­ружил пленников и отправил их в Гальдар, к кораблям. Они использовали при этом узкую горную тропу, где всего один неверный шаг мог привести к гибели. Эррера воспользовался возможностью и заключил мир.

Вскоре, собрав на Лансароте дополнительные силы, он высадился на Гран-Канарии в Тельде, решив дого­вориться с правителями мирным путем. Ему удалось заключить договор на право постройки укреплений. Доверчивые канарцы помогали солдатам, носили кам­ни... Сам Диего уехал на Лансароте, а своим наместни­кам приказал успокаивать людей и забирать у них коз. Но канарцы, обозленные новыми поборами, разрушили испанскую часовню, и снова началась война.

Штурм часовни был делом рук Манинидры, нацио­нального героя гуанчей, легенды о котором живы и по­ныне. С группой воинов он прятался в горах и наблюдал за испанцами. Тут они заметили, как из часовни вышла группа людей и направилась в горы за козами. Испан­цев захватили в плен. Люди Манинидры надели платье испанцев и погнали коз в поселок. Их впустили. А потом канарцы устроили настоящую бойню, не оставив в по­селке камня на камне...

В 1476 году, когда в Испании к власти пришла коро­лева Изебелла, островитяне успешно сопротивлялись уже 74 года!

24 июня 1478 года у берегов Гран-Канарии появи­лась огромная эскадра. Вождь Эгонайга, не желавший иметь дела с испанцами, к тому времени уже умер. Его место занял Дорамас, который не сумел справиться с посягательствами короны. Он решил применить иную тактику — увести в горы жителей и скот и таким обра­зом измотать испанцев голодом. И это ему почти уда­лось. Испанцы построили на берегах форты, установи­ли орудия, но им нечего было есть. Озлобленные солда­ты убивали всех, кто попадался им, в поисках пищи и воды. Так продолжалось почти год.

В августе 1479 года сын Диего Эрреры решил попы­тать счастья и высадился с войском там, где сегодня ле­жит Лас-Пальмас. Во время первого же похода в горы его войско было буквально погребено под лавиной кам­ней. Отступление превратилось в паническое бегство. Позже испанцы предприняли еще несколько выла­зок, и в результате одной из них Дорамас был смер­тельно ранен стрелой в бок. Его взяли в плен, доставили в форт и насильно окрестили. Вскоре вождь умер. Смерть Дорамаса означала победу испанцев. Правда, на острове еще долго вспыхивали отдельные очаги восстания, и испанцам приходилось тратить много сил на их подавле­ние. Многие канарцы приняли христианскую веру и жили бок о бок с испанцами. Но те, кто остался в горах, боролись до конца. Старцы убивали внуков, женщины эыгали в пропасть, захватывая в смертельных объятиях испанс ких солдат...

Чтобы подавить последние очаги сопротивления, испанцы натравливали «крещеных» островитян на жителей островов Гомера и Лансароте. У тех матери были из местных, а отцы — европейцы. Остальных канарцев они считали уже «варварами». С помощью метисов удалось подавить сопротивление последних непокорных жителей Гран-Канарии. 29 апреля на острове воцарился мир.

Лишь высоко в горах какое-то время жили несколько Непокоренных пастушеских семей. Однажды все они поднялись на вершину горы и дружно бросились вниз — так гласит легенда.

А остальные острова архипелага? Есть сведения и о них.

Жители Гомеры были мирным народом. Они признали власть Бетанкура и испанской короны. Дела здесь шли сравнительно хорошо, пока не появился новый наместник Пераза Эррера со своей возлюбленной Беатрис. Хронисты передают, что «это был негодяй каких мало», и он сразу же начал притеснять островитян. Те посчитали себя достаточно сильными, чтобы постоять за свое достоинство и защитить права и свободу. Они обложили испанскую крепость и готовы были уже ворваться туда, когда с Гран-Канарии пришли суда с подкреплением, и жители отошли в горы. Командир карательного отряда Вера учинил над гомерцами суровый суд. Многих островитян забрали в рабство. После этого Пераза повел себя еще более непристойно: начал разоружать жителей и убивать их поодиночке. Но во время одной карательной акции его подстерегли и убили.

Жестокостью невеста Перазы превзошла своего же­ниха. Они с Верой придумали дьявольский план: орга­низовали траурную процессию, на которую местные жители не могли не явиться. А когда те пришли, окру­жили их и схватили. Людей вешали и четвертовали без разбора, а остальных бросили в трюмы и увезли в раб­ство. Жестокость Веры и Беатрис была столь вопиюща, что священник острова взял сторону жителей. Он от­правился в Испанию и подал жалобу на Беатрис и Веру. Последнего отозвали в Мадрид и подвергли пожизнен­ному заключению. Все гомерцы получили свободу, ибо оказалось, что все они христиане и их нельзя продавать в рабство. Сама же Беатрис закончила жизнь при дворе королевы Изабеллы. Ее нашли отравленной в собственной постели. Изабелла не любила интриг в кругу близих ей придворных дам...

На острове Гомера вновь воцарился мир. Сюда при­ехали новые поселенцы, которые смешались с абориге­нами и породили новый народ — сегодняшнее население острова.

Потом настал черед Пальмы. Перед окончательным захватом острова испанцы ограничивались лишь тем, что совершали одиночные пиратские набеги, высаживались на легких судах, поражали своим бледным ликом мест­ных жителей, захватывали их, не забывая и коз, и воз­вращались на суда. Это были как бы мелкие воришки. Большие разбойники делили между собой острова. Сре­ди них были знатные и благородные особы, имевшие обширные владения в Испании и Северной Африке.

Одним из таких людей был граф Луго, владелец зе­мель на Гран-Канарии. Прожив восемь лет на острове, он продал владения и отправился в Испанию, чтобы сна­рядить там флот для захвата Пальмы и Тенерифе. Иза­белла, которая уважала людей энергичных и предприим­чивых, назначила его адмиралом этого флота.

Первый удар Луго направил против Пальмы. Этот небольшой остров на западе архипелага манил европей­цев, но жители были хорошо вооружены и давали друж­ный отпор пришельцам. Завидев войско Луго, часть на­селения сдалась без боя и позволила себя окрестить. Но свободолюбивые вожди увели остальных в горы, и те ста­ли нападать на маленькие отряды испанцев. Как только солдаты оказывались в каком-нибудь ущелье, на их го­ловы летели огромные камни. Но у испанцев было ог­нестрельное оружие, которого очень боялись канарцы. Это была неравная борьба, принесшая жителям Пальмы много бед. Последние группы оборонявшихся укрылись в Кальдере, огромном кратере потухшего вулкана. В те далекие времена там росли дремучие леса. Детей и жен­щин они отправили высоко в горы. Канарцы обороняли Кальдеру до последнего бойца. Луго сумел сыграть на распрях среди островитян, и нашлись такие, кто указал испанцам потаенные козьи тропы в горах. Чтобы сох­ранить своих людей, Луго составил коварный план. Он послал местного жителя к вождю повстанцев Танаузе с предложением о мире. Танаузе потребовал, чтобы люди Луго оставили Кальдеру. Луго отвел войско и стал ждать вождя для переговоров. Тем временем солдаты незамет­но окружили местность.

... Немногие избежали печальной участи. Сам Танаузе попал в плен тяжелораненным. Луго покорил Пальму. Было это в 1492 году. Он так плохо обращался с населением, что многие из обращенных в христианство снова убежали в горы. Там они создавали отряды, не дававшие покоя испанскому гарнизону. Эти люди не сдавались: они погибали в бою или бросались со скал, предпочитая смерть плену.

Последним пал Тенерифе.

Гуанчи этого острова слыли дикими и мужественными людьми. Те, кто воевал против них, часто терпел юражение. Но в то же время они дружески относились тем, кто попадал к ним с мирными намерениями. Во времена Бетанкура там у власти был местный пра­витель. После его смерти власть поделили двое его сыно­вей, и верховным правителем стал старший брат. Однажды в бухте Вимар гуанчи нашли статую мадонны. Они не знали подобных вещей и приняли ее сначала за живую. Тотом отнесли в дом правителя Вимара. Множество людей приходили любоваться на скульптуру. Как она попала на Тенерифе — остается загадкой. Наверное, с какого-то неизвестного корабля. Гуанчи поместили ее в особый грот на берегу океана.

Это обстоятельство сыграло определенную роль в судьбе жителей острова. И неудивительно, что правитель гуанчей по-особому отнесся к испанцам, чья рели­гия породила замечательный образ.

Верховный правитель Уммобах обожествил статую и стал другом испанцев. В 1464 году он заключил с ними договор, признавший испанское господство, но не забыл при этом и о своих правах. Он не разрешил им выса­живаться на острове. Для тех такое заявление было рав­носильно отказу.

Короли Тенерифе приходили и умирали, сохраняя независимость острова, в то время как один за другим все остальные острова архипелага становились испанскими. Все, кроме Тенерифе.

После того как Луго подавил сопротивление жителей Пальмы, он пошел большими силами на Тенерифе. При­мерно в это же время в тихую бухту острова Гомера вошли три каравеллы. Это были суда Колумба, зашедшие на Канары для починки. Колумб обратился тогда к Луго за помощью — его суда были хуже, чем у завоевателя архипелага! Великий генуэзец высоко оценил добродетель канарцев, обратил внимание на их мужество. 7 сентября 1492 года он покинул острова, захватив с собой в пла­вание через Атлантику нескольких гомерцев...

Тем временем Луго готовился к крупной экспедиции на Тенерифе. Весной 1493 года он снарядил 15 судов, посадил на них тысячу человек и 120 всадников. Он вез с собой на остров и Эгонайгу, бывшего окрещенного правителя Гран-Канарии, который получил теперь ис­панское имя дон Фернандо. Высадившись на берегу, Лу­го водрузил там огромный деревянный крест. Город, воз­никший на том месте, носит поэтому имя Санта-Крус.

Эгонайга встретился с местными вождями на вершине горы Лагуна и сказал им, что испанцы принесли с собой только добро. Позже внизу, в долине, один из вож­дей, Бенехоме, встретился с Луго, и тот предложил тор­говать, признать христианскую религию и испанскую ко­рону. Бенехоме согласился на первые два пункта, но хо­зяином на острове пожелал остаться сам. Другие же правители признали власть короля Испании полностью. Луго принял это за доброе предзнаменование, ибо сам был противником войны.

Спокойная жизнь длилась около года. Тем временем Колумб вернулся из заокеанского похода, был принят в Испании с почестями. Чтобы продолжить начатое дело, он вернулся с 17 судами и 1500 человек команды на Гран-Канарию и Гомеру, взял с собой гуанчей и снова поплыл через океан.

Луго с завистью смотрел на прославленного генуэзца. Страстное желание захватить Тенерифе и прославить­ся заставило его спешно собирать новые силы.

4 мая 1494 года он предпринял решающий удар. Соп­ровождаемый надежным телохранителем-канарцем, он повел войско на Лагуну и дальше на Таого. Все вокруг было тихо — ни гуанчей, ни даже коз не было видно. Верные Луго канарцы предупредили испанцев, что гуан­чи очень хитры. Но Луго считал, что раз нет боя, то и бояться нечего. Гуанчи успели хорошо изучить особенности натуры Луго и тщательно укрылись.

В ущелье отряд Луго попал в окружение. Солдаты устремились было за козами, которые медленно втя­гивались в котловину, влекомые едва слышным свистом гуанчей, и попались на уловку. Со скал полетели камни и стрелы. Закипел рукопашный бой. Самому Луго ударом камня выбило зубы. Темной ночью ему вместе с 150 сол­датами удалось подняться по склону. Вместе с ними бежали 50 верных Луго канарцев. Они спешно отплыли на небольшом судне, и в море их подобрал испанский воен­ный корабль.

Соблюдая законы войны, гуанчи вернули противнику 30 пленных испанцев.

Правитель Аниатерфе, желая угодить Луго, прислал ему на помощь войско и подарки. Луго принял воинов и назначил их на каравеллы гребцами. Но когда суда вышли в море, он приказал бросить их в трюмы и задраить люки. А потом отправил людей в рабство. Когда Изабелла узнала об этом подлом поступке, она вернула проданным в рабство свободу, а Луго отправила в изгна­ние на остров Гран-Канария.

Гуанчи рано радовались свой победе — остров был заранее поделен между знатными испанцами. Второй по­ход на Тенерифе начался при участии знатных господ и торговцев — их было 75 человек, а при них 1500 солдат и 100 всадников, а также новейшие пушки. Они выса­дились на островах, заново отстроили старые укрепле­ния. Среди гуанчей по-прежнему не было единства. Мно­гие правители поссорились с Бенехоме. Правитель Вимара, хранивший священную статую, перешел на сторону испанцев, хотя знал об их низости. И когда по острову разнесся клич о войне, многие заняли выжидательную позицию.

Гуанчи не нападали первыми — они были бессильны перед каменными стенами форта, их сила могла прояви­ться только в открытом бою. Неожиданной поддержкой для испанцев стала эпидемия чумы. Она щадила солдат и тысячами косила канарцев. Но испанцы не решались на­падать, боясь заразиться.

В это время Луго, испросивший милости королевы, вновь высадился на острове и повел войско в наступление. Пушки уничтожали гуанчей сотнями, а предательство Эгонайги стало решающим в битве. Остатки войска Бенехоме бежали в горы. Постепенно испанцы покорили весь остров — на это понадобилось три года. Гуанчи угоняли в горы скот, вырубали сады, затаптывали поля. Однажды уцелевшие вожды собрали большой совет, и часть их решила идти к испанцам и перенимать их рели­гию. Луго знал, какую большую роль играют вожди в жизни канарцев, и приказал вывезти самых влиятельных в Испанию. Там им предоставили полную свободу действий. Без вождей племена гуанчей легко поддавались управлению.

Скоро судьбу Гран-Канарии разделили и другие ост­рова.

Остров Тенерифе был последним из Канарских остро­вов, покоренных испанцами. Уцелевших жителей лиши­ли всех прав, а страна их стала территорией Испании. Испанцы устроили там гасиенды, где стали батрачить потомки гордого народа.

Такова печальная история покорения Канарских ост­ровов, дошедшая до нас в хрониках францисканских мо­нахов Бонтье и Леверье, сопровождавших Бетанкура, доминиканского монаха Алонсо Эспиносы, историка Хуана Абреу Галиндо и некоторых других. Однако хро­ники Бонтье и Леверье и рукопись Эспиносы хотя и ос­новные, но не единственные источники сведений о жите­лях архипелага. Кто были эти хронисты? О некоторых из них нам известно достаточно много. Другие до сих пор остаются в тени. Быть может, именно у них мы и найдем ключ к разгадке тайны гуанчей?

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ЗАНАВЕС ПРИОТКРЫВАЕТСЯ

 

 

Глава 1

ГОВОРЯТ МОНАХИ БЕТАНКУРА

 

Твердая земля надежнее под ногами, чем зыбкий палубный настил. Как ни крепка каравелла, быв­шая домом в течение стольких недель, а каменный дом на берегу океана лучше, и долгие часы уединения, и спокойная, небуйная природа, так похожая на свою, нор­мандскую... И еще — поездки на соседние острова, чтобы описывать местные достопримечательности на предмет основания здесь поселений и торговых домов...

Двое францисканских монахов, сопровождавших Жа­на де Бетанкура в экспедиции на Канарские острова, стали первыми свидетелями жизни населения архипела­га. Их записки, первоначально датированные 1406 годом и дошедшие до нас благодаря французскому изданию 1629 года и английскому 1872 года, сохранили первые более-менее подробные рассказы о гуанчах. До монахов никто столь подробно не собирал сведений о канарцах.

Методично, остров за островом, обследовали хро­нисты архипелаг. Записывали из-за чрезмерной ретивос­ти все детали, многих из которых никакой важности не представляли — так, на всякий случай. Они были уве­рены, что первыми из европейцев ступили на эти остро­ва. Монахи, конечно же, не знали о том, что во Флорен­ции, в библиотеке Мальябекки уже в те годы более по­лувека хранился манускрипт, к которому мы не раз обра­щались на страницах нашей книги. Его название гово­рит о причастности Боккаччо к событиям на Канарских островах. Так или иначе, в ту эпоху каждая нация в своих заморских планах могла полагаться только на собствен­ные силы, и сведения, собранные и обработанные Бокач­чо, даже если бы они и были известны Бетанкуру и отправившей его кастильской короне, явно бы их не удовлетворили: уж слишком они были «непрактичными», те самые первые сведения. Можно сказать, их написал поэт. Вслушайтесь: «Язык у них (канарцев.—Н.Н.) очень тихий, произношение похоже на итальянское. Земля засеяна различными культурами. Путешественники мо­гут увидеть фруктовые деревья, сады, зерновые, овощи.

Дома с дверьми прочные, построенные из крупных камней, остов деревянный, солидный. Мы ходили в храм, где стоял идол из камня — обнаженный мужчина, прик­рывающий пальмовыми листьями стыд. Мы забрали эту статую в Лиссабон».

А дальше — внимание! — в рукописи следует такое место: «Мы забрали силой четверых жителей с Гран-Канарии. Они были молодые, безбородые, с прекрасными фигурами, тоже прикрытые листиками со шнурком, ко­торый они обматывали вокруг поясницы, на нем болтались пальмовые плоды. У них были длинные, почти до пояса, волосы, ходили они босые. Ростом не превышали нас, но костью шире. Лица мужественные, нрав тихий, но гордый. Пели приятными и тихими голосами на манер французов.

Счет у них такой же, как у нас, по десятичной системе:

 

1 — наит         4 — акодетти    7 — сесети         10 — марава

2 — сметти     5 — симусетти     8 — таматти        11 — наит-марава

3 — амелотти   6 — сатти        9 — альдаморана 12 — сматта-марава
и т. д.

 

Когда их привели на судно, они отказались от вина, а ели только финики и хлеб и ничего, кроме воды, не пили. Ели также горстями ячмень и пшеницу, сыр и мясо, которые принесли с собой. Им показывали из­делия из золота и серебра, но они и бровью не пове­ли...»

Первые канарцы, побывавшие в Европе в середине XIV века, наверняка не вернулись на родину. Их демонст­рировали как диковинку при дворах правителей. Трудно представить, что задолго до того, как в будуарах Лувра и Эскориала появились первые черные слуги из Африки, здесь водили светловолосых и голубоглазых канарцев, удивленно и печально взиравших на чуждый им, такой неприветливый мир.

Сведения об этом, переданные Бокаччо и впервые опуб­ликованные Себастьяно Чиампи полтора века назад, не несут в себе данных, полезных для захватчиков. Иное дело — записки Пьера Бонтье и Жана Леверрье. Они буквально пронизаны мыслью о том, как можно исполь­зовать новые земли на благо первооткрывателей. Вчи­таемся в их строки.

«Остров Фер. Сейчас там мало народу. Страна высо­когорная и плодородная. Усаженная купами сосен. Земли пригодны для любой работы. Множестно разных пернатых, есть козы и овцы, а также ящерицы ростом с кошку. Женщины и мужчины красивы. У мужчин длин­ные копья без наконечников, так как у них нет никаких металлов. В высоких местах есть деревья с отврати­тельным запахом, вода же самая что ни на есть пригодная для питья. Мяса едят очень много.

Остров Пальма. Этот остров размерами превосходит изображенный на карте. Он высок, засажен рощами де­ревьев, дающих драконову кровь и молоко для медицинс­ких целей, фрукты. Поля здесь пригодны. Страна эта достаточно населена. Они очень трудолюбивы и искус­ны — только так можно жить на острове, далеко от зем­ли. Люди здесь живут долго, болеют редко.

Остров Гомера. Лесов и полей здесь куда больше, чем на предыдущих островах, здесь живет народ, говорящий на странном языке,— говорят одними губами, как будто без слов, а все потому, что, как рассказывают, один знат­ный человек послал их ни за что в ссылку, велел от­резать при этом языки. Говорят, что это были римляне. Много тут и других странных вещей, о которых долго рас­сказывать.

Тенерифе, или Адский остров. Есть здесь большая го­ра, видна она с большей части острова, а зарос он прек­расными лесами, и пронизывают его горные потоки, мно­го деревьев, и драконово дерево имеется. Людей тут мно­го, и они сильны.

Остров Гран-Канария. Тут большие и красивые горы на южном берегу, север более равнинный, пригодный для возделывания. Засажен он соснами, пихтами и дра­коновым деревом, а также оливами и финиковыми паль­мами. Народ крупный, развитый во всех отношениях. Они прекрасные рыбаки, ходят почти нагие, носят только маленький передник, да и то не все. Они хорошо сложены, питаются мясом коз и овец. Есть собаки, похожие на маленьких волков. Бетанкур очень интересовался их спо­собами управления. Есть города: Тальде, Аргонез.

Остров Фуэртевентура, или Эрбания. Там есть боль­шая каменная стена, пересекающая остров от одного бе­рега к другому, а земля гористая и равнинная, имеются тихие речки, большие леса, которые называют «тархаис». Есть там деревья для добычи молока и дерево орсель. Жители крупной комплекции, у них большие поселения. Едят только соль и мясо. Дома у них плохо провет­риваются и плохо пахнут из-за подвешенного там мяса. У них есть свои храмы и святыни.

Остров Ланселот. К нему примыкают два необитае­мых Волчьих острова (Лобос). Он почти круглый, есть прекрасные места для пристаней галер. Сами жители называют остров Тиферойгарра. Их там было много, но сейчас, после захвата, осталось около 300, ибо они сопротивлялись. Пекут из ячменя прекрасный хлеб. Муж­чины ходят голыми, не стесняясь наготы, женщины кра­сивы и порядочны, одеты в длинные юбки из кожи до зем­ли. У большинства из них по три мужа, с каждым из них жена живет по очереди... Остров легко может быть освоен купцами».

Мы воздержимся пока от подробных комментариев записок монахов и продолжим наше путешествие по страницам древних хроник, чтобы потом, собрав воедино все, что можно было собрать, отважиться на некоторые обобщения и выводы.

 

Глава 2

В ТЕНИ ГЕНРИХА

 

На этих островах Генрих-Мореплаватель меч­тал спокойно окончить свои дни. Канары всегда манили принца удобными гаванями, могли быть прекрасной ба­зой для дальнейшего исследования Африки. В начале 1424 года, вскоре после захвата Мадейры, он привел в порядок флотилию и попытался было захватить Канары силой. Однако яростные протесты Кастилии, сильная оборона острова и приказ отца, короля Педру, заставили принца отказаться от попытки захвата.

Но власть Кастилии над архипелагом была условной, и Генриха раздражало плохое управление Канарами. Ведь только два из них были колонизованы и то самые близкие к африканскому побережью — Лансароте и Фу-эртевентура. Другие же, по-прежнему не завоеванные, на­ходились до сих пор под властью местных царьков. Ген­рих понимал, что может взять их под свой контроль на манер Мадейры и Азорских островов.

Эта мысль пришла ему в голову в 1445 году, после одной удачной морской экспедиции. Несколько кораб­лей его армады продолжали плавание по Гвинейскому заливу, а три развернулись и пошли на Канары, где моря­ки захватили несколько местных жителей на Пальме и Гомера. Однако португальский двор предостерег Генриха от дальнейших захватов, в противном случае это привело бы к войне между Испанией и Португалией.

Принадлежность Канарских островов так и не была определена окончательно еще 70 лет. Уже после смерти Генриха две морские державы подписали соглашение, гласящее, что все захваченые территории от мыса Нун до Индий с островами и морями будут принадлежать Пор­тугалии, но Канары и Гранада останутся испанскими...

За то короткое время, пока португальцы часто посе­щали Канары, там перебывало много хронистов из Лис­сабона, Сагреша и Сеуты. Наиболее значительное произ­ведение, дошедшее до нас,— «Гвинейская хроника» Гомиша Эаниша Зурары, человека, близкого кругам Генри­ха и многое знавшего об архипелаге и его жителях. «Но странно, что Зурара дает нам так мало данных,— пишет австрийский ученый Д. Вёльфель.— В конце хроники он говорит, что располагает большими сведениями. Зура­ра хотел использовать их в «Генеральной истории пор­тугальской империи», которую так и не успел напи­сать».

Хроника впервые была издана в 1891 году под назва­нием «Хроника открытий и завоеваний Гвинеи», ко­торое дал ей издатель, португальский историк виконт ди Сантарен.

Мы приступаем к «Гвинейской хронике», но перед этим упомянем еще один источник, менее известный,— работу португальского хрониста Диогу Гомеша, который не раз бывал на Канарах между 1444 и 1463 годами. Он первым сообщил о культе гадалок и жертвопри­ношениях на островах. Его сведения подтвердили более поздние авторы.

Записки Д. Гомеша сохранил средневековый немец­кий историк, известный, к сожалению, только под порту­гальским именем Валентим Фернандиш Алеман (Не­мец). Они хранятся в государственной библиотеке Мюн­хена под шифром «Cod hisp 27».

Итак, Зурара, середина XV века:

«Население трех этих островов (Лансароте, Ферро и Фуэртевентура) во время написания этой книги было <


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.