Роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления.

2019-07-12 741
Роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Говоря в связи с этим о роли органов конституционного контроля, в том числе в муниципально-правовой сфере, следует учитывать, что в решениях этих органов фундаментальные конституционные положения (существующие в виде принципов, основ и т.п.) как бы трансформируются в специфические нормативно-правовые требования государственно-правовой и социальной действительности, приобретают для правоприменителя и законодателя характер конституционных императивов. Конституционный Суд РФ как орган конституционного контроля обладает специфическим инструментарием трансформации конституционной модели местного самоуправления на уровень конкретных нормативно обязывающих предписаний, в результате чего становится возможным его активное участие в институциональной, функциональной и даже - в какой-то степени - в политико-правовой "рихтовке" муниципально-правовой действительности. Это становится, в свою очередь, основой для оценки отдельных норм и институтов муниципального права с точки зрения их соответствия сформулированным в Конституции РФ идеалам демократического, правового, федеративного, социального государства.

Поэтому при всей разноплановости, внешней несопоставимости институтов конституционного правосудия, с одной стороны, и местного самоуправления - с другой, между ними имеют место глубокие внутрисистемные взаимосвязи и зависимости. Не случайным является уже то обстоятельство, что в сложные периоды реформирования местного самоуправления именно Конституционный Суд РФ неоднократно брал на себя функции главного защитника, а в чем-то, пожалуй, и последнего оплота сохранения и развития местного самоуправления в России в соответствии с конституционными принципами его самостоятельности, полноты прав по решению вопросов местного значения.

Муниципально-правовая проблематика является одной из весьма значимых в деятельности Конституционного Суда РФ. Достаточно сказать, что доля постановлений по вопросам местного самоуправления в общей массе дел, прошедших стадию публичных слушаний, составляет 10%, т.е. каждое 10-е (!) постановление (по состоянию на 1 января 2008 г. их принято 258) посвящено проблемам местного самоуправления. Справедливости ради следует отметить, что процент "самоуправленческих" определений ниже, чем постановлений; но в абсолютных цифрах это весьма внушительный показатель: 137 определений (принятых за тот же период) напрямую касаются муниципально-правовой проблематики.

 

Механизм законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.

1. Общие вопросы организации МСУ

1.1. Обеспечение государственных гарантий прав населения на осуществление МСУ п.4 ст. 3
1.2. Регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в сфере МСУ в случаях и порядке, установленных федеральными законами п.1 ст. 6
1.3. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государствен-ной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ п.1, ст. 6
1.4. Установление случаев и порядка осуществления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении МОО и органов МСУ п.2 ст. 6
1.5. Исключение из компетенции органов МСУ отдельных вопросов (?) п.2 ст. 14
1.6. Установление случаев издания органами исполнительной власти субъектов РФ обязательных для исполнения нормативных правовых актов по вопросам осуществления органами МСУ отдельных госполномочий п.1 ст. 20

2. Территории, границы и статус муниципальных образований

2.1. Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района п/п 1 п.1 ст. 85
2.2. Наделение сельских населенных пунктов статусом поселений. п/п 8 п.1 ст. 11
2.3. Наделение городского поселения статусом городского округа. п.2 ст. 11
2.4. Определение месторасположения административного центра сельского поселения, муниципального района п.1 ст. 2
2.5. Установление границ территорий муниципальных образований. п.2 ст. 11
2.6. Изменение границ МО по инициативе населения, органов МСУ, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти. п.1 ст. 12

Отдельные государственные полномочия

3.1. Наделение МО отдельными государственными полномочиями субъекта РФ п.2 ст. 19
3.2. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы МСУ наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. п.1 ст. 5
3.3. Установление случаев осуществления отдельных государственных полномочий городскими и сельскими поселениями. п.3 ст. 19
3.4. Установление случаев передачи имущества, предназначенного для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ п/п 2 п.1 ст. 50
3.5. Установление порядка осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ законами субъектов РФ п. 5 ст. 53

Органы МСУ и должностные лица МСУ

4.1. Установление наименования представительного органа МО, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа МО). п.3 ст. 34
4.2. Определение иных (помимо перечисленных в федеральном законе) полномочий представительных органов муниципальных образований п.11 ст. 35
4.3. Утверждение условий контракта для главы местной администрации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий п.3 ст. 37
4.4. Установление дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации, нанимаемого по контракту. п.4 ст. 37
4.5. Установление полномочий главы местной администрации п.6 ст. 43
4.6. Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы. ст. 42
4.7. Установление предельных нормативов размеров оплаты труда депутатов, членов выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности п.2 ст. 53

Муниципальные выборы и иные формы непосредственной демократии

5.1. Установление гарантий избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядка назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов п.3 ст. 23
5.2. Регулирование порядка подготовки и проведения местного референдума п.10 ст. 22
5.3. Установление порядка и сроков рассмотрения обращений граждан в органы МСУ п. 3 ст. 32
5.4. Установление порядка реализации инициативы населения по проведению местного референдума п.1 ст. 12, п.2 ст. 13

Бюджет и финансы

6.1. Установление требований к формированию, утверждению, исполнению местного бюджета и контролю за его исполнением п.3 ст. 52
6.2. Установление налоговых ставок от региональных налогов и сборов в местные бюджеты п.1 ст. 58
6.3. Утверждение методики предоставления дотаций бюджетам муниципальных образований п.4 ст. 60, п.2 ст. 61
6.4. Установление порядка расчета уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в отчетном финансовом году, определения размеров указанных субвенций, централизации части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов п.5 ст. 60, п.4 ст.61
6.5. Установление целевого назначения, условий предоставления и расходования субсидий п.2 ст. 62
6.6. Установление порядка образования фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка предоставления дотаций из них. ст. 60-62
6.7. Установление случаев дополнительного финансирования финансовых обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с решением вопросов местного значения п.2 ст. 18
6.8. Установление случаев и порядка предоставления бюджетам муниципальных образований иной (помимо указанной в законе) финансовой помощи. ст. 62

Ответственность

7.1. Установление ответственности граждан, руководителей организаций, должностных лиц органов госвласти и должностных лиц органов МСУ за неисполнение муниципальных правовых актов п.3 ст. 7
7.2. Установление административной ответственности за нарушение должностным лицом МСУ порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы МСУ  

 

Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.

Система законодательства о местном самоуправлении - это совокупность источников муниципального права, которые являются формой выражения муниципально-правовых норм.

Систему федерального законодательства о местном самоуправлении составляют Конституция РФ, ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., иные федеральные законы и нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы местного самоуправления.

Систему регионального законодательства о местном самоуправлении образуют Конституции, уставы, законодательство и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации должны соответство­вать Конституции Российской федерации и федеральным зако­нам, которые имеют верховенство на всей территории Россий­ской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации положения о местном самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией Российской Федерации и Федераль­ным законом «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской федерации».

Статья 72 Конституции Российской Федерации относит уста­новление общих принципов организации местного самоуправле­ния к совместному ведению Российской Федерации и ее субъек­тов. По предметам совместного ведения согласно статье 76 Кон­ституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные норматив­ные правовые акты субъектов Российской Федерации. Таким образом, конституция указывает на необходимость разграничения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти РФ в сфере местного самоуправления. Это нашло закрепление в ст. 5 и 6 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Конституция Российской Федерации закрепляет в главе 8 «Местное самоуправление» наиболее важные принципиальные положения, определяющие основные цели, права и гарантии местного самоуправления. Содержание ст. 130-133 указанной главы непосредственно связано со ст. 3 Конституции РФ, в которой установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления, и ст. 12, признающей и гарантирующей местное самоуправление как основу конституционного строя. В иных статьях Конституции РФ закреплены отдельные функции и полномочия органов местного самоуправления (ст. 2, 8, 9, 15, 18, 24), а также права и свободы граждан в сфере местного самоуправления (ст. 29-33, 46).

Законы, касающиеся местного самоуправления, подразделяют на три группы:
1) систематизированные (ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и законы субъектов федерации о местном самоуправлении). Законы данной группы объединяют правовые предписания различных отраслей права.
2) отраслевые (Градостроительный и Земельный кодексы РФ и др.), устанавливающие полномочия муниципальных органов в различных сферах общественной жизни.
3) специализированные (федеральные и региональные законы, регламентирующие отдельные аспекты самоуправления на местах). Например, ФЗ РФ «Об обеспечении конституционных прав граждан избрать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.96 г., «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.07 г.

Вступление в силу ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обусловило существенную перестройку законодательства о местном самоуправлении, сложившегося в ряде субъектов РФ. Очевидно, что такие региональные законы, как о порядке регистрации уставов муниципальных образований; порядке образования и преобразования муниципальных территориальных единиц; порядке издания нормативных актов органов местного самоуправления; отзыве депутатов и должностных лиц местного самоуправления; муниципальном заказе, - теряют силу, поскольку соответствующие отношения урегулированы на федеральном уровне или должны быть регламентированы в соответствии с федеральным законом муниципальными правовыми актами. Другие законы субъектов РФ - такие как о полномочиях представительных органов местного самоуправления; наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ, - должны быть приведены в соответствие с новым федеральным законом.

Законодательным органам субъектов РФ надо будет учитывать предписание федерального закона о том, что к их полномочиям в области местного самоуправления теперь относится право регулировать вопросы организации местного самоуправления только в случаях и порядке, установленных данным федеральным законом, а также определять права, обязанности и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ и в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Важная роль принадлежит органам государственной власти субъектов Российской Федерации в создании и функционирова­нии системы гарантий местного самоуправления. Они призваны обеспечить: гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления; сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обес­печенности; государственные минимальные социальные стандар­ты; компенсацию местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; защи­ту прав граждан на осуществление местного самоуправления.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.