Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации местного самоуправления. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации местного самоуправления.

2019-07-12 174
Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации местного самоуправления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие, принципы и цели муниципального права.

Муниципальное право - комплексная отрасль права, для которой характерно соединение разнородных институтов общих и специальных отраслей российского права. В рамках муниципального права находят применение нормы таких правовых отраслей, как конституционное, административное, гражданское, бюджетное, финансовое, земельное, градостроительное, экологическое право. В Российской Федерации разработкой основ местного самоуправления занимаются юристы-государствоведы, в зарубежных

странах этот вопрос является административным (процедурным).

«Цель муниципального управления -- повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования». Для этого муниципальное управление решает следующие задачи:

создает социальную инфраструктуру;

стабилизирует экономику;

регулирует социально-экономические процессы;

развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи;

поддерживает экологическую обстановку;

сохраняет единое экономическое пространство.

Для решения этих задач формируется система муниципального управления, которая:

контролирует использование природных ресурсов муниципального образования;

охраняет природу;

осуществляет санитарный надзор;

содержит жилищно-коммунальное хозяйство;

создает социальную инфраструктуру;

сохраняет памятники;

обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения;

обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность и т.д.

Для достижения поставленных целей и решения вышеперечисленных задач необходимо использовать систему методов управления. Методы управления -- это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект. На практике применяется множество методов управления, различных по своему содержанию (в зависимости от того, какие отношения управления они выражают), назначению (средством реализации каких законов они являются), по связям с мотивами деятельности (какие из этих мотивов выражают), по формам применения (единоличные, коллегиальные, коллективные) и другим признакам.

Принципы муниципального управления -- общие и частные -- вытекают из отношений управления и требований к процессу организации самоуправления. Частные принципы относят к осуществлению отдельных функций управления (принципы планирования, организации, мотивации и др.), а также к его отдельным сторонам (социально-экономической и организационно-правовой) и уровню управления (т.е. все формы муниципального образования).

В теории и практике муниципального управления общие и частные принципы тесно связаны друг с другом, но имеют и самостоятельное значение. Принципы муниципального управления отражают требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Принципы являются теоретической основой формирования муниципальных образований и позволяют выяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. Они выступают в качестве критерия оценки действующей системы муниципального управления, определяя, насколько она отвечает соответствующим началам и идеям. Принципы муниципального управления предопределяют структуру и функции муниципальной власти, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Для стран -- членов Совета Европы принципы муниципального управления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовой основой для их муниципального законодательства.

 

Механизм законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.

1. Общие вопросы организации МСУ

1.1. Обеспечение государственных гарантий прав населения на осуществление МСУ п.4 ст. 3
1.2. Регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в сфере МСУ в случаях и порядке, установленных федеральными законами п.1 ст. 6
1.3. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государствен-ной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ п.1, ст. 6
1.4. Установление случаев и порядка осуществления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении МОО и органов МСУ п.2 ст. 6
1.5. Исключение из компетенции органов МСУ отдельных вопросов (?) п.2 ст. 14
1.6. Установление случаев издания органами исполнительной власти субъектов РФ обязательных для исполнения нормативных правовых актов по вопросам осуществления органами МСУ отдельных госполномочий п.1 ст. 20

2. Территории, границы и статус муниципальных образований

2.1. Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района п/п 1 п.1 ст. 85
2.2. Наделение сельских населенных пунктов статусом поселений. п/п 8 п.1 ст. 11
2.3. Наделение городского поселения статусом городского округа. п.2 ст. 11
2.4. Определение месторасположения административного центра сельского поселения, муниципального района п.1 ст. 2
2.5. Установление границ территорий муниципальных образований. п.2 ст. 11
2.6. Изменение границ МО по инициативе населения, органов МСУ, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти. п.1 ст. 12

Отдельные государственные полномочия

3.1. Наделение МО отдельными государственными полномочиями субъекта РФ п.2 ст. 19
3.2. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы МСУ наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. п.1 ст. 5
3.3. Установление случаев осуществления отдельных государственных полномочий городскими и сельскими поселениями. п.3 ст. 19
3.4. Установление случаев передачи имущества, предназначенного для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ п/п 2 п.1 ст. 50
3.5. Установление порядка осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ законами субъектов РФ п. 5 ст. 53

Органы МСУ и должностные лица МСУ

4.1. Установление наименования представительного органа МО, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа МО). п.3 ст. 34
4.2. Определение иных (помимо перечисленных в федеральном законе) полномочий представительных органов муниципальных образований п.11 ст. 35
4.3. Утверждение условий контракта для главы местной администрации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий п.3 ст. 37
4.4. Установление дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации, нанимаемого по контракту. п.4 ст. 37
4.5. Установление полномочий главы местной администрации п.6 ст. 43
4.6. Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы. ст. 42
4.7. Установление предельных нормативов размеров оплаты труда депутатов, членов выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности п.2 ст. 53

Муниципальные выборы и иные формы непосредственной демократии

5.1. Установление гарантий избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядка назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов п.3 ст. 23
5.2. Регулирование порядка подготовки и проведения местного референдума п.10 ст. 22
5.3. Установление порядка и сроков рассмотрения обращений граждан в органы МСУ п. 3 ст. 32
5.4. Установление порядка реализации инициативы населения по проведению местного референдума п.1 ст. 12, п.2 ст. 13

Бюджет и финансы

6.1. Установление требований к формированию, утверждению, исполнению местного бюджета и контролю за его исполнением п.3 ст. 52
6.2. Установление налоговых ставок от региональных налогов и сборов в местные бюджеты п.1 ст. 58
6.3. Утверждение методики предоставления дотаций бюджетам муниципальных образований п.4 ст. 60, п.2 ст. 61
6.4. Установление порядка расчета уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в отчетном финансовом году, определения размеров указанных субвенций, централизации части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов п.5 ст. 60, п.4 ст.61
6.5. Установление целевого назначения, условий предоставления и расходования субсидий п.2 ст. 62
6.6. Установление порядка образования фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка предоставления дотаций из них. ст. 60-62
6.7. Установление случаев дополнительного финансирования финансовых обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с решением вопросов местного значения п.2 ст. 18
6.8. Установление случаев и порядка предоставления бюджетам муниципальных образований иной (помимо указанной в законе) финансовой помощи. ст. 62

Ответственность

7.1. Установление ответственности граждан, руководителей организаций, должностных лиц органов госвласти и должностных лиц органов МСУ за неисполнение муниципальных правовых актов п.3 ст. 7
7.2. Установление административной ответственности за нарушение должностным лицом МСУ порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы МСУ  

 

Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.

Система законодательства о местном самоуправлении - это совокупность источников муниципального права, которые являются формой выражения муниципально-правовых норм.

Систему федерального законодательства о местном самоуправлении составляют Конституция РФ, ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., иные федеральные законы и нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы местного самоуправления.

Систему регионального законодательства о местном самоуправлении образуют Конституции, уставы, законодательство и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации должны соответство­вать Конституции Российской федерации и федеральным зако­нам, которые имеют верховенство на всей территории Россий­ской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации положения о местном самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией Российской Федерации и Федераль­ным законом «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской федерации».

Статья 72 Конституции Российской Федерации относит уста­новление общих принципов организации местного самоуправле­ния к совместному ведению Российской Федерации и ее субъек­тов. По предметам совместного ведения согласно статье 76 Кон­ституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные норматив­ные правовые акты субъектов Российской Федерации. Таким образом, конституция указывает на необходимость разграничения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти РФ в сфере местного самоуправления. Это нашло закрепление в ст. 5 и 6 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Конституция Российской Федерации закрепляет в главе 8 «Местное самоуправление» наиболее важные принципиальные положения, определяющие основные цели, права и гарантии местного самоуправления. Содержание ст. 130-133 указанной главы непосредственно связано со ст. 3 Конституции РФ, в которой установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления, и ст. 12, признающей и гарантирующей местное самоуправление как основу конституционного строя. В иных статьях Конституции РФ закреплены отдельные функции и полномочия органов местного самоуправления (ст. 2, 8, 9, 15, 18, 24), а также права и свободы граждан в сфере местного самоуправления (ст. 29-33, 46).

Законы, касающиеся местного самоуправления, подразделяют на три группы:
1) систематизированные (ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и законы субъектов федерации о местном самоуправлении). Законы данной группы объединяют правовые предписания различных отраслей права.
2) отраслевые (Градостроительный и Земельный кодексы РФ и др.), устанавливающие полномочия муниципальных органов в различных сферах общественной жизни.
3) специализированные (федеральные и региональные законы, регламентирующие отдельные аспекты самоуправления на местах). Например, ФЗ РФ «Об обеспечении конституционных прав граждан избрать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.96 г., «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.07 г.

Вступление в силу ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обусловило существенную перестройку законодательства о местном самоуправлении, сложившегося в ряде субъектов РФ. Очевидно, что такие региональные законы, как о порядке регистрации уставов муниципальных образований; порядке образования и преобразования муниципальных территориальных единиц; порядке издания нормативных актов органов местного самоуправления; отзыве депутатов и должностных лиц местного самоуправления; муниципальном заказе, - теряют силу, поскольку соответствующие отношения урегулированы на федеральном уровне или должны быть регламентированы в соответствии с федеральным законом муниципальными правовыми актами. Другие законы субъектов РФ - такие как о полномочиях представительных органов местного самоуправления; наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ, - должны быть приведены в соответствие с новым федеральным законом.

Законодательным органам субъектов РФ надо будет учитывать предписание федерального закона о том, что к их полномочиям в области местного самоуправления теперь относится право регулировать вопросы организации местного самоуправления только в случаях и порядке, установленных данным федеральным законом, а также определять права, обязанности и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ и в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Важная роль принадлежит органам государственной власти субъектов Российской Федерации в создании и функционирова­нии системы гарантий местного самоуправления. Они призваны обеспечить: гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления; сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обес­печенности; государственные минимальные социальные стандар­ты; компенсацию местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; защи­ту прав граждан на осуществление местного самоуправления.

Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации местного самоуправления.

Муниципальное право является относительно новой отраслью российского права. Начало его формирования связано с реформированием местной власти, после принятия Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г. и РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г. В советский период подобной специальной отрасли права не существовало, поскольку местные органы власти - Советы входили в единую государственную систему управления и функционировали на принципах общих для всего советского государственного управления.

Подобно другим отраслям права, муниципальное представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих самостоятельный круг общественных отношений, возникающих в процессе организации местного самоуправления и реализации населением муниципального образования своих полномочия по управлению местными делами. Совокупность общественных отношений в сфере местного самоуправления составляют предмет муниципального права. Эти отношения обладают локально-территориальным и комплексным характером, что выделяет их среди других отношений. Признаком, объединяющим все эти отношения в самостоятельный вид является также то, что они возникают в процессе деятельности населения муниципального образования по решению вопросов местного значения непосредственно или через свои представительные органы самоуправления. Эта деятельность носит публично-властный характер: решения принимаемые населением путем прямого волеизъявления и его представительными органами, обязательны для исполнения всеми субъектами общественных отношений в масштабе муниципального образования, независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности. Поэтому местное самоуправление представляет собой особый, специфический уровень власти в государстве.

Одной из особенностей власти местного самоуправления является то, что она согласно Европейской Хартии местного самоуправления, обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление. Именно на местном, муниципальном уровне конституционное право граждан на участие в управлении может быть осуществлено наиболее полно и непосредственно. Поэтому местное самоуправление (муниципальная власть) и государственная власть являются формами единой публичной власти. Данный подход к оценке муниципального самоуправления нашел подтверждение в ряде постановлений Конституционного Суда РФ (от 15.01.1998 г. по делу о проверке конституционности ст.80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и ст. 31 Закона Республики Коми от 31.10.1994 г. «об органах исполнительной власти в Республике Коми»).

Предмет муниципального права охватывает различные по своему содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и др., в которых их обязательным субъектом выступает либо население муниципального образования, либо орган (должностное лицо) местного самоуправления, обладающий соответствующими полномочиями. Все отношения можно условно разделить на три основные группы:

a) отношения, возникающие при решении населением вопросов местного значения непосредственным путем (референдум, сход, выборы, правотворческая инициатива);

b) отношения, связанные с хозяйственно-экономической и политической деятельностью органов местного самоуправления в различных сферах жизни населения муниципального образования. Местные органы в процессе своей деятельности взаимодействуют между собой, с государственными органами, общественными объединениями, гражданами и юридическими лицами;

c) отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдельных полномочий, делегированных государством, а также с реализацией на территории муниципального образования федерального законодательства в пределах полномочий местных органов власти.

Необходимо отметить, что предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права потому, что органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника (сдача в аренду, отчуждение и т.п.) в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

В муниципальном праве используется не один метод правового регулирования, совокупность нескольких как общих, так и специфических методов. Муниципальное право, как и другие отрасли, воздействует на общественные отношения с помощью таких способов как, предписание, дозволение и запрет, совокупность которых определяет характер правового регулирования. В зависимости от юридического приема, используемого в регулировании общественных отношений выделяют два основных метода регулирования – императивный (властный) и диспозитивный. Конституционный принцип гарантированности местного самоуправления обуславливает использование в муниципальном праве также методагарантий. Особенно широко он используется на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления, потому, что государство признав самостоятельность местного самоуправления, взяло на себя обязанность его судебной защиты и организационного, экономического и финансового обеспечения.

Конституционная самостоятельность самоуправления в пределах своих полномочий выводит его из общей системы государственного управления.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.