Принципы эстетического воспитания. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Принципы эстетического воспитания.

2018-01-30 471
Принципы эстетического воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Принцип эстетики детской жизни и эстетической организации деятельности коллектива. Умение создавать красоту в повседневной жизни не приходит к человеку само по себе, неизвестно откуда. Эту способность необходимо воспитывать с детства. Поэтому важно сделать красивым само детство: красивые яркие игрушки, нарядная, чистая, удобная одежда, эстетическое окружение – двор, школа, убранство дома, порядок и этикет в школе. Добрые отношения учителя и детей, детей друг с другом. Все это создает эстетичную воспитывающую среду – важнейший фактор воспитания.

2. Принцип всеобщности и постоянства эстетического воспитания. Этот принцип означает, что искусство (и эстетическое воспитание) должно воздействовать на детей во всех сферах жизни, во все возрастные периоды.

Всеобщность – значит для всех, способных и неспособных, талантливых и обычных детей. Эстетическое воспитание рассчитано не на воспитание музыканта, поэта, художника, а на воспитание слушателя, зрителя, читателя.

3. Принцип единства эстетического и нравственного воспитания.

Первые нравственные представления и заповеди ребенок получает из произведений искусства: сказок, фильмов, спектаклей, песен, потешек. Искусство, по словам Ю. Лотмана, обладает высочайшей нравственной силой. Оценивая поступки ребенка, взрослые часто используют эстетические категории: красиво-некрасиво. Таким образом, подчеркивая, что хороший, нравственный поступок – это еще и красивый поступок.

4. Принцип комплексного воздействия и взаимодействия различных видов искусства. Все виды искусства обладают единой образной природой и тяготеют к взаимодействию.

Чем больше органов чувств участвуют в восприятии произведений искусства, тем более глубокое впечатление они производят. Музыка и живопись, поэзия и музыка, скульптура и музыка, живопись и литература, музыка и танец – все эти сочетания углубляют, обогащают друг друга, создавая целостное художественное впечатление. Поэтому, где можно, следует объединять разные виды искусства.

5. Принцип творческой самодеятельности школьников. Каждый человек с детства стремится к самоутверждению. Лучший путь для этого – художественное творчество.

Кроме того, ребенок – активная личность, поэтому его нельзя рассматривать лишь как объект воздействия со стороны искусства, а его общение с искусством – лишь в созерцательном плане. Необходимо включать ребенка в активные занятия искусством, в творческую деятельность: в хоровое пение, рисование, лепку, танцы, спектакли школьного театра и пр.

Роль искусства в воспитании. Наиболее доступным источником культуры для педагога является искусство. Механизмом фиксации и передачи культуры является художественно-образный язык искусства.

Сущность искусства хорошо видна из его сравнения с наукой. Науки (научное познание), познавая мир, расчленяют его. Искусство как вид человеческой деятельности создает целостную картину мира в единстве мысли и образа. И такой путь целостного осознания жизни доступен даже ребенку.

Искусство помогает поставить себя на место другого человека, почувствовать его радость, боль. В этом проявляется специфика искусства – оно очеловечивает человека.

Через искусство человек познает истину, добро, красоту, т.к. оно объединяет, по мнению М.С. Кагана, все виды человеческой деятельности (познавательную, созидательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную).

Искусство – мощное средство воспитания, поскольку аккумулирует в себе красоту и гармонию. В Древней Греции считали, что противоречие духа и тела снимается идеей красоты, что именно красота обеспечивает сочетание двух начал - материального и духовного. Поэтому не следует считать, что искусство лишь средство эстетического воспитания. Искусство – это фактор социального, культурного, личностного развития ребенка, фактор вхождения в сложную противоречивую жизнь.

Рассмотрим подробнее функции искусства в воспитании и шире – в жизни человека.

1. Мировоззренческая. Искусство формирует взгляды человека на мир, воздействуя на эмоциональную сторону мировоззрения. Не случайно, все тоталитарные режимы так боятся свободного искусства.

2. Познавательная. Искусство раскрывает перед человеком мир: облик, характерные черты духовной жизни любой эпохи, любого народа. Если мы хотим изучить какую-либо эпоху, мы обращаемся к искусству этой эпохи.

3. Нравственная. Произведения искусства формируют представление о том, что нравственно, а что безнравственно. Литература, кино, театр дают возможность прожить несколько жизней вместо одной. Именно в произведениях искусства ребенок встречается с благородством и подлостью, честью и предательством, добром и справедливостью в “чистом виде”, т.к. в реальной жизни это как бы заслонено житейскими обстоятельствами.

4. Воспитательная. Искусство способствует развитию самосознания. Оно помогает посмотреть на себя со стороны, сравнить себя с героями, задуматься о себе, о жизни. Это особенно важно для подростка и юноши.

5. Эстетическая. Искусство раскрывает мир реально существующей красоты. Оно заставляет нас по-новому увидеть реальный мир, природу, человека. Искусство обладает способностью останавливать прекрасные мгновения жизни, несущиеся мимо нас и не замечаемые нами.

6. Развивающая (психологическая). Искусство развивает эмоциональное восприятие, стимулирует творческую активность, совершенствует образное мышление, будит фантазию, питает воображение.

7. Коммуникативная. Язык искусства понятен людям без перевода. Искусство объединяет людей, восстанавливая утраченное между ними родство.

8. Духовная. В искусстве сконцентрирована эмоциональная память народа, его душа, история, традиции, обычаи – то, что отличает один народ от другого. Не случайно, когда хотят поработить народ, уничтожают его язык и искусство.

9. Культурно-социальная. Общение с искусством, занятия искусством наполняют свободное время детей социально-ценным содержанием, удовлетворяет их интересы и потребности, организует школьную жизнь.

10. Терапевтическая (психогигиеническая) функция искусства. Увлекая человека, удовлетворяя его духовные потребности, искусство помогает перенестись в особый мир переживаний и отношений, переключить психическую энергию, снять напряжение.

Общение с искусством тоже создает напряжение, но это новое психическое состояние и создает разрядку. Она не в отсутствии напряжения, а в смене, в качественном разнообразии и своеобразии. Следовательно, искусство обеспечивает не только духовное, но и физическое здоровье.

Терапевтическая функция искусства широко используется в современном воспитании: арттерапия, музыкотерапия, изотерапия.

Воздействие искусства на детей. Дети особенно сильно и ярко воспринимают искусство. Веру в живого Айболита, в реальность сказочных и несказочных литературных, театральных, киногероев психологи называют наивным реализмом в восприятии произведений искусства.

Такое восприятие искусства детьми обусловлено спецификой искусства и психологическими особенностями детей.

Искусство оперирует конкретными чувственными образами (наука – понятиями). Это психологически близко детям, т.к. для них характерна конкретность и образность мышления, а главенство принадлежит первой сигнальной системе.

Искусство рассчитано на эмоциональное восприятие (наука – на интеллект). Дети же очень эмоциональны, импульсивны, легко вживаются в условности искусства.

Произведения искусства динамичны: борьба противоположных тенденций, героев, быстрая смена событий, драматические повороты – все это очень близко динамичной природе ребенка.

Близка детскому восприятию и такая черта искусства, как преувеличение – своеобразное заострение, подчеркивание тех или иных образов, положений. Поэтому, например, маленькие дети любят сказки (сильное отклонение от “равнодушной истины”), а подростки – фантастику и приключения (уже отклонение меньше). Та же закономерность наблюдается и в восприятии живописи.

Наука рассматривает мир через более или менее узкую область деятельности, тогда как искусство представляет действительность целостной, во всем многообразии конкретного. Детям же более доступен такой путь познания – от целого к части, детали. Недаром существует такой принцип дидактики.

В отличие от науки восприятие искусства всегда индивидуально. Эту индивидуальность необходимо всячески культивировать.

Все сказанное свидетельствует о том, что ребенок восприимчив, отзывчив на красоту, и задача учителя – не упустить это время, широко используя искусство в воспитании.

Воспитание эстетической культуры. Под эстетической культурой понимается совокупность способностей личности чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого себя “по законам красоты”.

Эстетическая культура человека проявляется в его трудовой деятельности, в быту, в поведении, в общении, в речи, в целом – в его отношении к действительности.

Эстетическая культура и труд. Эстетическая культура проявляется в трудовой деятельности человека, в таких ее аспектах, как сам процесс труда, его темп, ритм, содержание, отношение человека к труду, результат труда. Воспитывать эстетическое отношение к труду надо с детства, чтобы ребенок чувствовал ритм и гармонию своих трудовых действий, ощущал не только полезность, но и красоту сделанного. Это касается самых простых трудовых операций, к которым мы приобщаем детей: прополоть грядку, расчистить дорожку, убрать комнату, накрыть на стол и т.д.

Особенно большое значение для воспитания эстетической культуры имеет ручной труд. В нем создаются предпосылки для развития фантазии, интуиции, творчества, понимания красоты. Дети работают с красками, глиной, бумагой, пластилином, деревом, природным материалом. Они клеят, режут, лепят, гнут, решают проблемы пространства, пропорций, отражая в конкретных предметах свое отношение к миру.

Эстетическая культура и быт. Быт имеет огромное значение в формировании эстетической культуры, поскольку его воздействие постоянно, повседневно, незаметно.

Влияние быта оказывается преимущественно на уровне мироощущения личности, ее самочувствия, настроений, вкусов, т.е. на уровне социально-психологическом.

Первые эстетические установки, вкусы формируются именно в бытовой обстановке. Быт – первый и главный источник формирующегося эстетического сознания ребенка.

Выделяют (М.С. Каган и др.) три формы проявления бытовой эстетической культуры: предметная обстановка (мир вещей), оформление человеком самого себя, общение, реализующееся в бытовом поведении человека.

Каждый из этих компонентов и выражает уровень эстетической культуры и формирует эстетическую культуру.

Предметная обстановка, красота вещей, окружающих нас, влияет на наше самочувствие, настроение, поведение, повышает жизненный тонус.

Оформление человеком самого себя, выражающееся в красоте, изяществе, элегантности одежды, внешнего вида вызывает эстетическое удовлетворение и у тех, кто ее носит, и тех, с кем общаются.

Повседневная жизнь людей протекает в разнообразных взаимодействиях с другими людьми. Именно в быту с раннего детства формируется культура бытового общения. Она складывается из того, как человек говорит, ест, двигается, относится к людям.

Эстетическая культура общения (бытового поведения) в ее конкретном, социальном содержании выражается в системе правил поведения – так называемом этикете. Его лучше назвать “эстетикет”, т.к. этическим он является по своему значению, а по реальной природе он есть феномен эстетический.

Язык и эстетика общения. Язык охватывает все сферы культуры. Глубина эстетического освоения действительности выражается и в культуре общения, и в культуре речи.

Язык наделен эстетическими свойствами, которые располагаются как бы на трех уровнях: фонетическом, семантическом и прагматическом.

Фонетический уровень выражается в звучности, выразительности, тембре, интонации. Выразительная, звучная речь, ясно произносимые слова, верно поставленное ударение, умение передать разнообразные чувства интонацией – все это эстетические характеристики данного уровня.

На семантическом (содержательном) уровне эстетические характеристики выражаются в смысловой наполненности, образности, единстве стиля, единстве формы и содержания, связи красоты высказывания с точностью и полнотой выраженной в нем мысли.

Прагматический уровень выявляет характер и меру воздействия говорящего на слушателей. Характеризуется ясностью, эмоциональностью, энергичностью, полнотой. На этом уровне выявляется экспрессивная функция языка, его способность, выражая чувства, настроения, мысли, не только информировать человека, но и эмоционально воздействовать на него.

Бедность языка характеризует бедность духовного облика человека.

Все рассмотренные нами проявления эстетической культуры диктуют и направления ее воспитания: в труде, в быту, в поведении, общении, языке.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.