Повесть Л. Толстого «хаджи-мурат» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Повесть Л. Толстого «хаджи-мурат»

2019-07-12 352
Повесть Л. Толстого «хаджи-мурат» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. История создания повести.

2. Сюжет и композиция произведения.

3. Историческая основа «Хаджи-Мурата». Художническое воссоздание эпохи. Россия и Кавказ. Николай I и Шамиль как «два полюса властного абсолютизма». Способы создания образов исторических деятелей, интонация их изображения.

4. Война и люди. Солдатская тема в повести. Офицеры на Кавказе.

5. Хаджи-Мурат как «красивый и цельный тип настоящего горца». Формирование характера. Путь героя. «Обман веры». Пушкинская традиция в изображении бунтаря с трагической судьбой. Горский фольклор и роль художественной детали в раскрытии образа главного героя.

6. Поэтика картины Кавказа. Контраст между природой и человеком «цивилизации».

7. «Хаджи-Мурат» в мире толстовской прозы (военные рассказы, «Казаки», «Война и мир», повести и рассказы последнего десятилетия). Так почему же Л. Толстой писал эту повесть «потихоньку от себя»?


Литература

· Жданов В. Последние книги Л. Толстого. Замыслы и свершения. М., 1971.

Семинарское занятие №12
СВОЕОБРАЗИЕ ЧЕХОВСКОЙ ПРОЗЫ 1890Х – 1900-х ГОДОВ

1. Особенности чеховского героя («несвершившийся человек»).
2. Поэтика сюжетосложения («Скучная история», 1889; «Учитель словесности», 1894; «Супруга», 1895). Подтекст. «Рассказ основывается на системе волн, на оттенках того или иного настроения» (В. Набоков). «Открытость» финала. Экзистенциальное начало в чеховской прозе.
3. Особенности авторской позиции: «Припадок» (1888) и «Черный монах» (1894).
4. Чехов и литература абсурда. Чеховские механизмы комических алогизмов. Чехов как предшественник Хармса и Введенского. Своеобразие организации художественного времени в рассказе «Случай из практики» (1898).
5. «Сюжет прозрения» в прозе Чехова: «Скрипка Ротшильда» (1894). Своеобразие повествования «в тоне и духе» героя. Притчевая структура, лежащая в основе художественной системы произведения. Символические детали. Ономапоэтика. Ветхозаветные и евангельские мотивы «Скрипки Ротшильда». Поэтика названия.
6. Евангельский мотив апостола Петра в прозе Чехова: «Студент» (1894) и «Архиерей» (1902). Мотив блудного сына как сюжетообразующий в рассказе «Студент». Пространственная организация произведения и православные традиции. Художественное время рассказа «Архиерей». Христианский смысл двойного имени героя (церковное Петр – мирское Павел). Неоднозначные смыслы сюжета «разархиереивания» архиерея (мотив апостольского отречения, вины, мотив духовного освобождения, «умаления» и пр.). Лирикофилософская структура повествования в «Архиерее» и традиции Псалтыри.

Литература

1. Бялый Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990. С. 247342.
2. Еремин П. «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехова – связь с традициями русской классики // Вопросы литературы. 1991. № 4. С. 93123.
3. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 145158.
4. Жилякова Э.М. Последний псалом А.П. Чехова («Архиерей») // Евангельский текст в русской литературе XVIIIXX веков. Петрозаводск, 1994. С. 274284.
5. Катаев В.Б. Чехов и мифология нового времени // Филологические науки. 1976. № 5.
6. Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995.
7. Разыкова Л.Т. К поэтике сюжетосложения Чехова. Самарканд, 1993.
8. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987. С. 68176.
9. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.
10. Цилевич Л.Н. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976.
11. Шеховцова Т.А. Сюжет апостола Петра в прозе А.П. Чехова и И.А. Бунина // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. М., 1997. Вып. 9. С. 1626.

Дополнительная литература

1. Альми И.Л. О новелле А.П. Чехова «Архиерей» // Метод, стиль, поэтика русской литературы XX века. Владимир, 1977. Вып. 2.
2. Венцлова Т. О Чехове как представителе «реального искусства» // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». М., 1996.
3. Джексон Р.Л. «Человек живет для ушедших и грядущих»: о рассказе А.П. Чехова «Студент» // Вопросы литературы. 1991. № 8.
4. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989.
5. Собенников А.С. Оппозиция Дом – Мир в художественной аксиологии А.П. Чехова и традиции русского романа // Чеховиана. Чехов и его окружение. М., 1996. С. 144149.
6. Сухих И.Н. Загадочный «Черный монах» // Вопросы литературы. 1983. № 6.
7. Чудаков А.П. Мир Чехова. М., 1986.
8. Шалюгин Г.А. Рассказ «Архиерей» // Чеховские чтения в Ялте. М., 1983. Вып. 5. С. 2734.
9. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIIIXIX веков. М., 1999. С. 369412.

Семинарское занятие № 12 А (вариант)

 ПОВЕСТЬ А. ЧЕХОВА «СКУЧНАЯ ИСТОРИЯ»

1. Жанровое своеобразие «Скучной истории» как «исповеди сына века». Идейнохудожественная функция контраста настоящего и прошлого в «записках» героя.

2. «Бессобытийность» сюжета: видимая незначительность событий и значительность сдвигов в душевной жизни героя. Авторское внимание к повседневным формам действительности и подавляющей власти мелочей жизни. Трагедийная основа «Скучной истории».

3. Николай Степанович как представитель лучшей части русской интеллигенции 6080х годов. Поиски истины, разочарования и душевные утраты. Трагическое одиночество героя.

4. Духовная разобщенность и отсутствие высокой идеи у окружающих «старого человека» как явление эпохи. «Опасность обывательской бездуховности» для творческой и научной интеллигенции.

5. Жизненная драма Кати и мера ответственности Николая Степановича за ее судьбу. Проблема «обыкновенных людей» и «героев» в повести.

6. Чеховское решение проблемы «Кто виноват?».

7. Смысл названия.

8. Диалог с Л. Толстым («Смерть Ивана Ильича»).


Литература

· Бердников Г. Чехов. Идейные и творческие искания. М.; Л., 1970.

· Смирнов М. Герой и автор в «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.

· Гурвич И. Проза Чехова (Человек и действительность). М., 1970.

· Чудаков А. Поэтика Чехова. М., 1971.

Семинарское занятие № 13
НОВАТОРСТВО ДРАМАТУРГИИ А.П.ЧЕХОВА («ЧАЙКА», «ДЯДЯ ВАНЯ», «ТРИ СЕСТРЫ», «ВИШНЕВЫЙ САД»)

1. Чехов и «новая драма».
2. Природа конфликта в драматургии Чехова. Новое понимание драматизма («трагическое в повседневности»). Соотношение быта и бытия. «Романизация» «новой драмы».
3. Тип героя в пьесах Чехова. Своеобразие системы персонажей. Особенности изображения характера.
4. Организация сценического действия. «Лиризация» драмы. Ритм в пьесах Чехова 18901900х годов. Замена причинноследственных связей в композиции ассоциативными. Ритм фабулы, предопределенный хронотопом провинциальной усадьбы. Зеркальность первого и четвертого действий. Динамические и статические тенденции фабульного ритма. Ритм «лирического сюжета» (лейтмотивность, прием диссонанса и др.). Подтекст («подводное течение»). «Тайна чеховских финалов».
5. Новый тип театральной условности. Музыкальный образ мира в его драматургической модели. Звуковые эффекты в структуре драм Чехова. Живописное начало в художественном мире пьес (освещение, цветопись).
6. Эстетические функции ремарок в драме Чехова.
7. Особенности комического в пьесе «Вишневый сад». Карнавальная культура и поэтика маски в последней драме Чехова.
8. Жанровое своеобразие пьес Чехова.

Литература

1. Бердников Г.П. Чеховдраматург: Традиции и новаторство драматургии А.П. Чехова. М., 1972.
2. Берковский Н.Я. Литература и театр. М., 1969. С. 48132.
3. Берковский Н.Я. О русской литературе. Л., 1985. С. 215339.
4. Бялый Г.А. Драматургия А.П. Чехова // История русской драматургии второй половины XIXначала XX в. Л., 1987. С. 441446.
5. Зингерман Б. К проблеме ритуала в пьесах Чехова // Театр. 1993. № 11. С. 6677.
6. Паперный З. «Вопреки всем правилам…»: Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.
7. Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 339380; 404427.
8. Тамарли Г.И. Поэтика драматургии А.П.Чехова. РостовнаДону, 1993.
9. ШахАзизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М., 1966.

Дополнительная литература

1. Альми И.Л. Черты музыкальности в структуре пьесы «Вишневый сад» // Чеховские чтения в Ялте: Чехов в Ялте. М., 1983. С. 5865.
2. Вилькин А.М. «Вишневый сад» вчера и сегодня (Заметки режиссера) // Чеховиана. Чехов и его окружение. М., 1996. С. 200208.
3. Левитан Л., Цилевич Л. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990.

Семинарское занятие № 14
РУССКИЙ РЕАЛИЗМ 70-80Х ГГ. XIX ВЕКА. МАЛЫЕ ЖАНРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В.М. ГАРШИНА

1. Романтические тенденции в творчестве В. Гаршина.

2. Тип героя «гаршинской складки». Ситуация борьбы героя с мировым злом.

3. Романтический мотив «высокого безумия» в творчестве писателя («Красный цветок»).

4. Тема искусства («Художники»).

5. Драматизм сюжетной ситуации и трагическое решение конфликта в повестях В. Гаршина («Ночь» и др.).

6. Военные произведения Гаршина как целое. Замысел эпопеи «Люди и война».

7. Рассказы «Ночь», «Красный цветок», «Сигнал» в структуре военной прозы писателя. Состав цикла военных рассказов. Основные факторы циклизации.

8. Христианские мотивы в прозе Гаршина («Надежда Николаевна»).

9. Гаршин и Достоевский.

10. «Аллегорические» рассказы Гаршина.

Литература

1. Аверин Б.В. В.Гаршин // История русской литературы: В 4х т. Л., 1983. Т.4 С. 123143.
2. Бялый Г.А. В.М. Гаршин. Л., 1969.
3. Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX века. Л., 1979. С. 7989, 133129.
4. Кожуховская Н.В. Военные рассказы В.М.Гаршина: Автореф. дисс.… канд.филол.наук. Л., 1985.
5. Короленко В.Г. Всеволод Михайлович Гаршин // Короленко В.Г. Собр.соч.: В 10. т. М., 1955. Т. 8. С. 215248.
6. Кострица В. Действительность, отраженная в исповеди (К вопросу о стиле В. Гаршина) // Вопросы литературы. 1966. № 12. С. 135144.
7. Латынина А. Вс. Гаршин: Творчество и судьба. М., 1986.
8. Мазур А.В. Военные произведения В.М. Гаршина как целое // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. Кемерово, 1992. С. 8895.
9. Михайловский Н.К. О Всеволоде Гаршине // Михайловский Н. К. Статьи о русской литературе Х1Х нач. ХХ в. Л., 1989. С.259283.
10. Назиров Р.Г. Фабула о мудрости безумца в русской литературе // Русская литература 1870 1890 годов. Свердловск, 1980. С. 94 – 107.
11. Современники о Гаршине: Воспоминания. Саратов, 1977.
12. Тихомиров Б.Н. Гаршин и Достоевский (к вопросу о единстве нравственнофилософских исканий в русской литературе второй половины XIX века) // Достоевский и современность. Новгород, 1991. Ч. 1. С. 177182.
13. Успенский Г.И. Смерть Гаршина // Успенский Г.И. Полн. собр. соч. М., 1952. Т. 2. С. 466473.
13. Чуковский К.И. О Вс. Гаршине // Чуковский К. Собр. соч. М.,1969. Т. 6. С. 417444.
14. Эткинд Е.Г. Вс. М. Гаршин // Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII – XIX веков. М., 1999. С. 341 – 348.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ф.М. Достоевский

1. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество. Т. 12. СПб., 19011902.

2. Розанов В.В. Легенда о великом инквизиторе Ф. Достоевского // Мысли о литературе. М., 1989.

3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3е изд. М., 1972.

4. Белик А.П. Художественные образы Ф.М. Достоевского. Эстетические очерки. М., 1974.

5. Днепров В.Д. Идеи, страсти, поступки. Из художественного опыта Достоевского. Л., 1978.

6. Долинин А. Последние романы Достоевского. Как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». М.; Л., 1963.

7. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1976.

8. Кирпотин В.Я. Достоевский и шестидесятые годы. М., 1966.

9. Кирпотин В.Я. Достоевскийхудожник. Этюды и исследования. М., 1972.

10. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Ф.М. Достоевского. М., 1981.

11. Фридлендер Г.М. Реализм Ф.М. Достоевского. М.; Л., 1964.

12. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. М., 1979.

13. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы. М., 1967.

14. Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987.

В.Г. Короленко

1. Батюшков Ф.Д. В.Г. Короленко как человек и писатель. М., 1922.

2. Бялый Г.А. В.Г. Короленко. 18531921. Творческий путь. М.; Л., 1949.

3. Миронов Г.М. Короленко. М., 1962.

Н.С. Лесков

1. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова. По его личным, семейным и несемейным записям и памятям. М., 1954.

2. Гебель В.А. Н.С. Лесков. М., 1945.

3. Горячкина М.С. Сатира Лескова. М., 1963.

4. Гроссман Л.П. Н.С. Лесков. Жизнь творчество поэтика. М., 1945.

5. Другов Б.М. Н.С. Лесков. Очерк творчества. 2е изд. М., 1961.

6. Фаресов А.И. Против течений. СПб., 1904.

7. В мире Лескова. М., 1983.

8. Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. Л., 1988.

М.Е. СалтыковЩедрин

1. Бушмин А.С. Сатира СалтыковаЩедрина. М.; Л., 1959.

2. Бушмин А.С. СалтыковЩедрин. Искусство сатиры. М., 1976.

3. Горячкина М.С. Сатира СалтыковаЩедрина. М., 1965.

4. Кирпотин В.Я. Михаил Евграфович СалтыковЩедрин. Жизнь и творчество. М., 1955.

5. Кирпотин В.Я. Философские и эстетические взгляды СалтыковаЩедрина. М., 1957.

6. Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.

Л.Н. Толстой

1. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество. Т. 12. М., 19011902.

2. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. М., 1959.

3. Чичерин А.В. О языке и стиле романаэпопеи «Война и мир». Львов, 1956.

4. Зайденшнур Э.Е. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Создание великой книги. М., 1966.

5. Опульская Л.Д. Романэпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.

6. Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. М.;Л., 1963.

7. Жданов В.А. Творческая история «Анны Карениной». Материалы и наблюдения. М., 1957.

8. Жданов В.А. Творческая история романа Л.Н. Толстого «Воскресение». Материалы и наблюдения. М., 1960.

9. Ломунов К.Н. Над страницами «Воскресения». М., 1979.

10. Ломунов К.Н. Эстетика Льва Толстого. М., 1972.

11. Ломунов К.Н. Лев Толстой в современном мире. М., 1975.

12. Курляндская Г.Б. Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. Тула, 1986.

13. Сушков Б.Ф. Религия совести // Толстой Л.Н. В чем моя вера? Тула, 1989.

14. Мейлах Б.С. Уход и смерть Льва Толстого. 2е изд. М.; Л., 1979.

15. Мотылева Т.Л. О мировом значении Л.Н. Толстого. М., 1957.

16. Мотылева Т.Л. «Война и мир» за рубежом. Переводы. Критика. Влияние. М., 1978.

17. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: В 2 т. М.; Л., 19281931. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974.

Г.И. Успенский

1. Глеб Успенский. Материалы и исследования. Т. 1. М.; Л., 1938.

2. ЧешихинВетринский В. Г.И. Успенский. М., 1929.

3. Пруцков Н.И. Глеб Успенский. Л., 1971.

4. Соколов Н.И. Мастерство Г.И. Успенского. Л., 1968.

5. Соколов Н.И. Г.И. Успенский. Жизнь и творчество. Л., 1968.

К.М. Фофанов

1. Гаршин Е. Восходящее светило поэзии // Гаршин Е. Критические опыты. СПб., 1888.

2. Михайловский Н.К. Заметки о поэзии и поэтах // Полн. собр. соч. Т. 6. СПб., 1909.

К.К. Случевский

1. Брюсов В.Я. Поэт противоречий (К.К. Случевский) // Брюсов В.Я. Далекие и близкие. М., 1912.

2. Брюсов В.Я. К.К. Случевский // История русской литературы XIX века / Под ред. Д.Н. ОвсяникоКуликовского. Т. 5. М., 1911.

3. Венгеров С.А. Этапы неоромантического движения // Русская литература XIX века / Под ред. С.А. Венгерова. Т. 1. М., 1914.

4. Сахаров В.И. Заповедное трио: Вступ. ст. // Случевский К.К. Соч. М., 1984.

А.П. Чехов

1. Воровский В.В. Лишние люди А.П. Чехов // Воровский В.В. Литературнокритические статьи. М., 1956.

2. Скафтымов А.П. О повестях Чехова «Палата № 6» и «Моя жизнь» // Статьи о русской литературе. Саратов, 1958.

3. Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова. Саратов, 1959.

4. Дерман А.Б. О мастерстве Чехова. М., 1959.

5. Катаев В.Б. Проза Чехова. Проблемы интерпретации. М., 1979.

6. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989.

7. Кулешов В.И. Реализм А.П. Чехова и натурализм и символизм в русской литературе его времени // Кулешов В.И. Этюды о русских писателях. М., 1982.

8. НемировичДанченко Вл.И. К истории первых постановок пьес А.П. Чехова в Художественном театре // НемировичДанченко Вл.И. Театральное наследие. Т. 1. М., 1952.

9. Паперный З.С. Записные книжки Чехова. М., 1976.

10. Полоцкая Э.А. А.П. Чехов. Движение художественной мысли. М., 1979.

11. Роскин А.И. А.П. Чехов. Статьи и очерки. М., 1959.

12. Семенова М.Л. Чеховхудожник. М., 1976.

13. Станиславский К.С. А.П. Чехов в Художественном театре // Собр. соч. Т. 1. М., 1958.

14. Строева М.Н. Чехов и Художественный театр. М., 1955.

15. Чехов М.П. Вокруг Чехова. Встречи и впечатления. М., 1960.

16. Чехова М.П. Из далекого прошлого. М., 1960.

17. Чуковский К.И. О Чехове. М., 1967.

18. ШахАзизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М., 1966.

19. Чеховиана: Сб. ст. М., 1990.


 СПЕЦВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Тема № 1
Функции снов в романах Ф.М. Достоевского

1. Вудфорд М. Сновидения в мире Достоевского // Достоевский и мировая культура. № 12. М.,1999. Альманах. С. 135 – 144.
2. Захаров В.Н. Концепция фантастического в эстетике Достоевского // Художественный образ и историческое сознание. Петрозаводск, 1974. С.98 – 126.
3. Касаткина Т. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вопросы литературы. 2003. № 1. С. 176208.
4. Печерская Т.И. Мотив смертивоскресения в поэтике сна Ф.М. Достоевского // От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996. С. 140147.
5. Чернова Н.В. Сон господина Прохарчина. Фантастическая реальность // Достоевский и мировая культура. СПб., 1996. Альманах № 6. С. 3461.
6. Щенников Г.К. Функции снов в романах Достоевского // Ученые записки Уральского гос. унта. 1970. № 99. Вып. 16.

Тема № 2
Роман Ф. М. Достоевского «Подросток»: темы воспитания и идеала

1. Башкиров Д.Л. «Что такое человек, как подумаешь о нём?» (Главная тема русской литературы и роман Ф.М. Достоевского «Подросток») // Достоевский и современность: Материалы XII Международных Старорусских чтений 1997 года. Старая Русса, 1998. С. 3 – 12.
2. Бертнес Ю. «ХристосОтец»: к проблеме противопоставления отца кровного и отца законного в «Подростке» Достоевского // Евангельский текст в русской литературе XVIIIXX веков. Петрозаводск, 1998. С. 409415.
3. Власкин А.П. От Макар Долгорукого до Григория Кутузова (Достоевский о народной религиозной культуре) // Индивидуальное и типологическое в литературном процессе. Магнитогорск, 1994. С. 5767.
4. Галаган Г.Я. Проблема «лучший людей» в наследии Ф.М. Достоевского (1873 – 1876) // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. Т. 12. С. 99107.
5. Долинин А.С. Последние романы Достоевского. М.Л., 1963.
6. Кийко Е.И. Русский тип «всемирного боления за всех» в «Подростке»: По материалам чернового автографа // Русская литература. 1975. № 1. С.155 – 161.
7. Лунде И. От идеи к идеалу – об одном символе в романе Достоевского «Подросток» // Евангельский текст в русской литературе XVIIIXX веков. Петрозаводск, 1998. С. 416423.
8. Примечания // Достоевский Ф.М. ПСС.: В 30ти т. Л., 1976. Т. 17. С. 256362.
9. Семенов Е.И. Роман Достоевского «Подросток»: Проблематика и жанр. Л., 1979.
10. Степанян К. Роман – покаяние (почему «Подросток» написан от первого лица?) // Достоевский и современность. Новгород, 1991. Ч. 1. С. 157 – 171.
11. Сыроватко Л.В. «Потрясающее впечатление»: Макар Иванов»// Достоевский и современность. Новгород, 1995. С. 167 – 172.
12. Сыроватко Л.В. Символика времени в романе «Подросток» // Достоевский и мировая культура. М., 1999. Альманах. № 10. С. 107 – 115.
13. Туниманов В.А. Достоевский и Некрасов // Достоевский и его время. Л., 1971. С. 3366.


Тема № 3
Поэтика «Кроткой» Ф.М. Достоевского

1. Бекедин П.В. Повесть «Кроткая» (к истолкованию образа мертвого солнца) // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1987. Т. 7. С. 102 –124.
2. Михновец Н.Г. «Кроткая»: литературный и музыкальный контекст // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. Т. 13. С. 143 – 167.
3. Пис Р. «Кроткая» Достоевского: ряд воспоминаний, ведущих к правде // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1997. Т. 14. С. 187 – 194.
4. Поддубная Р. Герой и его литературное развитие (Отражение «Выстрела» Пушкина в творчестве Достоевского) // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1978. Т. 3. С. 54 – 66.
5. Полоцкая Э.А. Литературные мотивы в рассказе Достоевского «Кроткая» // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 259 – 267.

Тема № 4
Легенда о Великом Инквизиторе и ее сюжетная роль в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

1. Аверинцев С. Точка зрения адвоката дьявола // Искусство кино. 1994. № 4. С. 36.
2. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства. В 2х т. М., 1995. Т. 2.
3. Бибихин В. Две легенды, одно видение: инквизитор и антихрист // Искусство кино. 1994. № 4. С. 611.
4. Ветловская В. Поэтика романа Достоевского «Братья Карамазовы». Л., 1977.
5. Долинин А.С. Достоевский и другие. Л., 1989.
6. Багно В.Е. К источникам поэмы «Великий инквизитор» // Достоевский. Новые материалы и исследования. Л., 1985. Вып. 6.
7. Дудкин В.В. Великий Инквизитор Достоевского и Жрец Ницше // Достоевский и мировая культура. СПб., 1994. Альманах № 2. С. 127150.
8. Зверева Т. Сюжет – архетип романа Достоевского «Братья Карамазовы» // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1993. С. 125 – 132.
9. Кантор В. Роман Достоевского «Братья Карамазовы». М., 1983.
10. Лаут Р. К вопросу о генезисе «Легенды о Великом Инквизиторе» // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 7076.
11. О Великом Инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1991.
12. Пономарева Г.Б. Житийный круг Ивана Карамазова // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1991. Т. 9. С. 144164.
13. Розанов В. Мысли о литературе. М., 1989.
14. Сараскина Л. Поэма о Великом Инквизиторе как философсколитературная импровизация на заданную тему // Достоевский в конце XX в. М., 1996. С. 270288.
15. Седакова О. Притча и русский роман // Искусство кино. 1994. № 4. С. 1117.
16. Сузи В.Н. Тютчевское в поэме Ивана Карамазова «Великий Инквизитор» // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994. С. 171192.
17. Тихомиров Б. Христос и истина в поэме Ивана Карамазова «Великий инквизитор» // Достоевский и мировая культура. СПб., 1999. Альманах № 13. С. 147177.
18. Фокин П.Е. Поэма «Великий Инквизитор» и футурология Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. Т. 12. С. 190200.
19. Яннара Х. Великий инквизитор и религиизация церкви // Искусство кино. 1994. № 4. С. 1719.

 

Тема № 5
Древнерусские источники романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Житийные традиции


1. Бузина Т. Мотивы духовных стихов в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» // Достоевский и мировая культура. СПб., 1996. Альманах. № 6. С. 6278.
2. Ветловская В.Е. Апокриф «Хождение Богородицы по мукам» в «Братьях Карамазовых» Достоевского // Достоевский и мировая культура. СПб., 1998. Альманах № 11. С. 3547.
3. Ветловская В.Е. Достоевский и поэтический мир древней Руси (Литературные и фольклорные источники «Братьев Карамазовых») // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1974. Т. 28. С. 296307.
4. Ветловская В.Е. Литературные и фольклорные источники «Братьев Карамазовых» (Житие Алексея человека Божия и духовный стих о нем) // Достоевский и русские писатели. Традиции. Новаторство. Мастерство. М., 1971. С. 325354.
5. Есаулов И.А. Идеи права и благодати в поэтике Достоевского // Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 117134.
6. Комментарии // Достоевский Ф.М. ПСС: В 30ти т. Л., 1976. Т. 15. С. 474480.
7. Кусков В.В. Мотивы древнерусской литературы в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» // Вестник МГУ. Серия 10: Филология. 1971. № 5. С. 2228.
8. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60х годов XIX в. (Истоки и эстетическое своеобразие). Л., 1974. С. 313315.
9. Пигин А.В. К вопросу о древнерусских источниках романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994. С. 193198.
10. Пономарева Г.Б. «Житие великого грешника»: структура и жанр // Исследования по поэтике и стилистике. Л., 1972. С. 6686.
11. Пономарева Г.Б. Житийный круг Ивана Карамазова // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1991. Т. 9. С. 144166.
12. Пономарева Г.Б. Одно написанное житие Ф.М.Достоевского // Русская литература XIX в. и христианство. М., 1997. С. 9196.


Тема № 6
Понятие «мир» в художественной системе романа Л.Толстого «Война и мир»

1. Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н.Толстого. Л., 1959. С. 195279.
2. Бочаров С.Г. «Мир» в «Войне и мире» // Толстой и наше время. М., 1978. С. 86105.
3. Бочаров С.Г. Роман Л.Толстого «Война и мир». Изд. 3е. М., 1978.
4. Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой. Художественноэтические искания. Л., 1981. С. 9399.
5. Дунаев М.М. Православие и русская литература. Ч. IV. М., 1998. С. 4547, 212217.
6. Есаулов И.А. Идея соборности в романе Толстого «Война и мир» // Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 83116.
7. Зайденшнур Э.Е. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Создание великой книги. М., 1966. С. 6670.
8. Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. М., 2002. С. 353374.

Тема №7
Фантастическое в творчестве Н.С.Лескова. Традиции жанра видения в произведениях писателя («Справедливый человек. Полунощное видение», «Белый орел»)

1. Гуревич А.Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» средних веков // Труды по знаковым системам. Тарту, 1977. Вып. VIII.
2. Евдокимова О.В. Еще раз о том, как Н.С. Лесков оценивает своих героев («Справедливый человек. Полунощное видение») // Русская литература. 1997. № 1. С. 149159.
3. Пантин В.О. Морфология одной новеллы Лескова («Белый орел») // Русская литература. 1994. № 3. С. 64 – 79.
4. Поддубная Р.Н. О фантастическом в рассказе Н.С. Лескова «Белый орел» // Творчество Н.С. Лескова. Курск, 1986. С. 20 – 48.
5. Прокофьев Н.И. Видение как жанр в древнерусской литературе // Вопросы стиля художественной литературы. М., 1964. / Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. Т. 231.
6. Тюхова Е.В. К вопросу о «фантастическом реализме» Лескова (рассказ «Белый орел») // Эстетика и метод. Свердловск, 1987. С. 64 72.


Тема № 8
«Полемический» роман Н.С. Лескова («Некуда», «На ножах»).
Н.С. Лесков и Ф.М. Достоевский

1. Поддубная Р. «Удивительная судьба этого Стебницкого…» («На ножах» в творческой истории «Бесов», странники Лескова и Достоевского) // Достоевский и мировая культура. М., 1998. Альманах № 10. С. 162179.
2. Старыгина Н.Н. Демонические знаки в антинигилистическом романе как выражение авторской ценностномировоззренческой позиции // Евангельский текст в русской литературе XVIIIXX веков. Петрозаводск, 1998. С. 203221.
3. Старыгина Н.Н. Добро и красота в художественной структуре романа Н.С.Лескова «На ножах» // Тезисы докладов межвуз. науч. конференции, посвященной 160летию со дня рождения Н.С. Лескова. Орел, 1991. С. 1012.
4. Старыгина Н.Н. Евангельский фон (смысловой и стилистический) в романе Н.С. Лескова «На ножах» // Евангельский текст в русской литературе XVIIIXX веков. Петрозаводск, 1994. С. 222230.
5. Старыгина Н.Н. Художественное воплощение концепции человека в русском «полемическом» романе // Жанр и стиль литературного произведения: Межвуз. сборник науч. трудов. ЙошкарОла, 1994. С. 5058.
6. Старыгина Н.Н., Шенцева М.И. Идеальное и идеализация в романе Н.С. Лескова «На ножах» // Творчество Н.С. Лескова в контексте русской и мировой литературы: Материалы международной научнотеоретической конференции, посвященной 100летию со дня смерти писателя. Орел, 1995. С. 2426.
7. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М., 1995. С. 2347.


Тема № 9
Чехов и Художественный театр. Режиссерские партитуры К. Станиславского

1. История русского драматического театра: В 7 т. М., 1980 – 1982. Т. 5 – 6.
2. Очерки истории русской театральной критики: конец Х1Х – начало ХХ века. Л., 1979.
3. Строева М.Н. Чехов и художественный театр. М., 1955.
4. Соловьева И. Художник в нецельном мире // Режиссерские экземпляры К. Станиславского: В 6 т. М., 1981. Т. 2.
См. также литературу в тематических разделах.

Тема № 10
"Записки из подполья" пролог к зрелому творчеству Ф.М.Достоевского

"Записки из подполья" в творческой эволюции писателя. Своеобразие изображения героя в повести Достоевского. М.Бахтин о "слове" героя. Особый характер монолога как организующее начало в повествовании. Образ "другого" в повести. "Человек из подполья" как особый тип героя в творчестве Достоевского. Образсимвол "подполья" в повести. "Парадоксалист" как геройидеолог. Философская проблематика повести. «Записки из подполья» – «проблемное введение» в «пятикнижие» Достоевского (В. Недзвецкий). Реминисценции в повести /Гоголь, Гончаров, Тургенев, Чернышевский, Некрасов/. Особенности жанра "Записок из подполья". Традиции религиозной исповеди, покаянного псалма в повести Достоевского.

Литература

1. Артемьева Т.В. Контрапункт в повести Достоевского "Записки из подполья" (К вопросу о художественном методе) // Из истории русской и зарубежной литературы ХIХХ вв. Кемерово, 1973. С.92105.
2. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
3. Захаров В.Н. Мотив свободы в сюжете «Записок из подполья» Ф.М. Достоевского //
Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1989. С. 107110.
4. Живолупова Н.В. Внутренняя форма покаянного псалма в структуре исповеди антигероя Достоевского // Достоевский и мировая культура. М.,1998. № 10. С. 99106.
5. Живолупова Н.В. Традиции исповедальной прозы Ф.М.Достоевского в творчестве В.Набокова («Отчаяние», «Лолита») // Достоевский и современность. Новгород, 1991. Ч. 2. С. 5968.
6. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. М.,1985. С.101112.
7. Кирпотин В. Достоевский в 60е годы. М.,1966.
8. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. М.,1995.С.338347.
9. Назиров Р. Об этической проблематике повести "Записки из подполья"//Достоевский и его время. Л.,1971.
10. Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М.Достоевского. Саратов, 1982. С. 5269.
11. Одиноков В. Об одной литературной реминисценции в "Записках из подполья"//Достоевский. Материалы и исследования. Л. 1976. Т.2. С.8287.
12.Печерская Т.И. О культурнотипологической модели в произведениях Ф.М.Достоевского
("Записки из подполья") // Художественное целое как предмет типологического анализа.
Кемерово, 1981. С. 4452.
13.Скафтымов А. "Записки из подполья" среди публицистики Достоевского // Скафты
мов А. Нравственные искания русских писателей. М.,1972. С. 88133.
14.Соловьев С. Изобразительные средства в творчестве Достоевского. М.,1979.
15. Туниманов В. Творчество Достоевского. 18541862. Л.,1980. С.269283.
16. Шестов Л. Преодоление самоочевидностей // Шестов Л. Сочинения: В 2х т. М.,1993. Т.2. С. 2597.

Тема № 11
Эпизоды чтения Евангелия в структуре романов Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»

Эпизод чтения Евангелия как романная «формула» «Преступления и наказания» (И.Есаулов). Проявление пасхального архетипа в данном фрагменте текста. Изображение писателем своего рода «литургического действа», по отношению к которому можно занять позицию внутренне причастную или внешнюю (Свидригайлов). Евангельский текст в структуре фрагмента. Введение и бытование евангельского текста в романе (монолог Мармеладова, диалог Раскольникова и Порфирия Петровича, чтение Евангелия). Софийные функции посредничества героинь по имени Софья в эпизодах чтения Евангелия. Мотив чуда и его связь с мотивом чтения Евангелия. Хронотоп сцен чтения Евангелия.

Литература

1. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М., 1984.
2. Есаулов И.А. Пасхальный архетип в поэтике Достоевского// Евангельский текст в русской литературе XVIIIXX веков. Петрозаводск, 1998. С. 349362.
3. Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 67136.
4. Новикова Е. Софийность русской прозы второй половины XIX века: евангельский текст и художественный контекст. Томск, 1999. С. 92144, 323.
5. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В.Н. Мир. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 193258.
6. Трофимов Е.А. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 167188.
7. Трофимов Е.А. Христианская онтологичность эстетики Ф.М. Достоевского // Достоевский и мировая культура. М., 1997. Альманах № 8. С. 730.
8. Хоц А.М. Структурные особенности пространства в прозе Достоевского // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 1994. Т. 1. С. 5180.


Тема №12
Ономапоэтика Ф.М.Достоевского: основные принципы

Связь структуры романа Достоевского с архаическими схемами мифологического мышления. Текст писателя как развертывание заключенных в имени главных героев смыслов: в имени героя «скрыт» генерирующий миф, «герой делает только то, что семантически сам означает» (О.М.Фрейденберг). Аллюзивная и концептуальная значимость этимологии конкретных имен собственных в творчестве Достоевского («текст» Петра, «текст» Софьи и др.). Особенности ономатологии писателя: многообразие мотивировок выбора имени (автобиогафические, культурноисторические, символические, фонетические и пр.), изменение границ между именем собственным и нарицательным и замена имени собственного именем нарицательным (князь, идиот), концептуальная важность сочетания имени, отчества, фамилии и др.

Литература

1. Альтман М.С. Достоевский: по вехам имен. Саратов, 1975.
2. Ашимбаева Н. Лексема «князь» в контексте произведений Достоевского // Достоевский и мировая культура. М., 1997. Альманах № 9. С. 5766.
3. Белов С.В. Имена и фамилии у Ф.М.Достоевского // Русская речь, 1976. № 5. С. 2731.
4. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М., 1984.
5. Беляев В.В. Имя «Грушенька» в «Братьях Карамазовых» как антропоним // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1992. Т. 10.
6. Бершадская С.А. Ономапоэтика Ф.М.Достоевского // Культура и текст. СПб., Барнаул, 1997. Вып.1: Литературоведение. Ч. 2. С. 1314.
7. Булгаков С. Философия имени. М., 1977.
8. Ветловская В.Е. Литературные и фольклорные источники «Братьев Карамазовых» (Житие Алексея человека божия и духовный стих о нем) // Достоевский и русские писатели. М., 1971. С. 325354.
9. Ветловская В.Е. Ф.М. Достоевский // Русская литература и фольклор (вторая половина XIX века). Л., 1982. С. 1275.
10. Владимирцев В.П. Животные в поэтологии Достоевского: народнохристианское бестиарное предание // Евангельский текст в русской литературе XVIIIXX веков. Петрозаводск, 1998. С. 311320.
11. Владимирцев В.П. Опыт фольклорноэтнографического комментария к роману «Бедные люди» // Достоевский. Материалы и исследования. М., 1983. Т.5. С. 7489.
12. Дилакторская О.Г. О значении фамилии «Ферфичкин» в «Записках из подполья» Ф.М.Достоевского // Русская речь. 1998. № 1. С. 1114.
13. Дилакторская О.Г. Почему Голядкина зовут «Яков Петрович»? // Русская речь. 1998. № 2. С. 111115.
14. Дуганов Р.В. Гоголь – Достоевский – Блок в перспективе «русского мифа» // Российский литературоведческий журнал. 1994. № 56. С. 3954.
15. Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 67136.
16. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990.
17. Мароши В.В. Имя автора (историкотипологические аспекты экспрессивности). Новосибирск, 2000.
18. Моисеева Н.И. Отечественная православная традиция психологохарактерологического значения имен в романе «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского и книге «Имена» Павла Флоренского // Достоевский и мировая культура. М., 1997. Альманах № 9. С. 113125.
19. Степанян К.К. К пониманию реализма в высшем смысле (на примере романа «Идиот») // Достоевский и мировая культура. М., 1998. Альманах № 10. С. 5464.
20. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М., 1998.
21. Топоров В.Н. Имена // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2х т. М., 1991. Т. 1. С.508510.
22. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 193258.
23. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1982.
24. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995. С. 193204.
25. Успенский Б.А., Лотман Ю.М. Миф – имя – культура // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1994. Т.1. С. 298319.
26. Флоренский П. Имена. Кострома, 1993.


Тема № 13
«Текст Софьи» и «текст Марии» в пятикнижии Ф.М.Достоевского

Понятие софийности в мифологии и христианстве. Важная роль концепции софийности в развитии русского религиознофилософского сознания. Позднесофиологические попытки понимания Земли как Софии и народнорелигиозный культ Богородицы – земли. Единство всеобъемлющего материнского начала жизни (Богородицаземлякровная мать) в религиознонравственных представлениях народа. «Софийный ком


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.