Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «анна Каренина» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «анна Каренина»

2019-07-12 500
Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «анна Каренина» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. История создания произведения. Замысел романа из частной, семейной жизни.

2.  Семейная тема в русском романе 70х годов («Господа Головлевы» СалтыковаЩедрина, «Подросток», «Братья Карамазовы» Достоевского) и толстовская трактовка этой темы («мысль семейная»).

3. Опыт работы над романомэпопеей при обращении к семейной теме в 70е годы и то новое, что писатель внес в разработку темы.

4. «Анна Каренина» и традиции западноевропейского романа (семейный английский роман и адюльтерный французский роман). «Анна Каренина» как «бесконечный» лабиринт сцеплений» (Л. Толстой). Некоторые «законы, которые служат основанием этих сцеплений».

5. Метафоричность, мифологичность поэтики Толстого (метафора у писателя как форма авторского сознания, способ мышления, освоения и понимания реальности; герменевтический статус метафоры: и средство интерпретации мира, и модель изменения читательского способа видеть мир). Концептуальные метафоры в романе «Анна Каренина» («пучина жизни», «паутина лжи», «путь жизни», «сон жизни» и др.).

6.  Другие особенности сюжетнокомпозиционного строения романа («замок сцепления» сюжетных линий Анны и Левина, роль 8ой части, проблема финала и пр.).

7. Мотивная структура «Анны Карениной» (мотивы вины, круга, игры и др.).

8. Авторская концепция жизни – искусства (мотив «снятия покровов»). Тема творчества в романе.

9. Три портрета Анны. Картина Михайлова на сюжет «увещания Пилатом».

10. Своеобразие авторской позиции в романе. Смысл эпиграфа.

11. Психологическое мастерство Л. Толстого в «Анне Карениной».

12. Жанровое своеобразие романа (жанровые особенности в системе толстовских романов; «роман поиска» (В. Шкловский), «роман конца» (Н. Гей) и др. жанровые концепции романа).

Литература

1. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М., 1978.
2. Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. М., 1981. С. 169192.
3. Бабаев Э.Г. Роман и время. Тула, 1975.
4. Билинкис Я.С. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого и русская литература 1870х годов. Лекция. Л., 1970.
5. Ветловская В.Е. Поэтика «Анны Карениной» (система неоднозначных мотивов) // Русская литература.1979. № 4. С. 1737.
6. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественноэтические искания. Л., 1981. С. 128164.
7. Гей Н. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Романный триптих: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» // Л.Н. Толстой и современность. М., 1981. С. 103130.
8. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1971.
9. Жданов В. Творческая история «Анны Карениной». Материалы и наблюдения. М., 1957.
10. Купреянова Е. Выражение эстетических воззрений и нравственных исканий Л. Толстого в романе «Анна Каренина» // Русская литература. 1960. № 3. С. 117136.
11. Купреянова Е.Н. «Анна Каренина» Л. Толстого // История русского романа: В 2х т. М.Л., 1964. Т. 2. С. 323349.
12. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М.Л., 1966. С. 247272.
13. Ломунов К. Эстетика Льва Толстого. Л, 1972. С. 186206.
14. Маймин Е.А. Л. Толстой. Путь писателя. М., 1978. С. 109132.
15. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978. С. 92128.
16. Сливицкая О.В. О многозначности восприятия «Анны Карениной» // Русская литература. 1990. № 3. С. 3447.
17. Чернец Л.В. «…Бесконечный лабиринт сцеплений» («Анна Каренина» и ее первые читатели) // Русская словесность. 1998. № 6. С. 1117.
18. Чуприна И.В. Нравственнофилософские искания Л. Толстого в 60е и 70е годы. Саратов, 1974.
19. Шкловский В.Б. Лев Толстой. М., 1963. Ч. 3.
20. Эйхенбаум Б. Л. Толстой. 70е годы. Л., 1974. С. 107126, 160173.

Семинарское занятие № 10

ПОЭТИКА ПОЗДНЕЙ ПОВЕСТИ Л. ТОЛСТОГО
(«Смерть Ивана Ильича», «Хозяин и работник», «Отец Сергий», «После бала»)

1. История создания повести «Смерть Ивана Ильича». Направления изменения первоначальной редакции произведения. Поэтика названия.
2. Система персонажей и сюжетнокомпозиционные особенности произведения. Сюжетная функция таких персонажей, как Шварц, Петр Иванович.
3. Притчевое начало повести. Обращение к «готовому» образу для того, чтобы через подобие охарактеризовать нечто, «не допускающее знакового выражения». Метафоричность поэтики Толстого. Мотивы евангельских притч. Образ «болящего, страдающего тела» как образ бытия. Толстовская поэтика телесности.
4. Мотивная структура повести «Смерть Ивана Ильича». Мотив маски (французская речь как маска; другие случаи словесной маскировки истинного смысла жизни; маскировка смерти – истины в плане фразеологии). Мотив жизни – игры в повести: тема карт и карточной игры; тема театра и «ролевого» поведения, жизнь как сценическая игра. Мотив поиска и обретения истины.
5. Концепция смерти и бессмертия «позднего» Толстого. Смерть как финалообразующее событие. Неоднозначные истолкования финала («пессимистическое» и «оптимистическое») повести «Смерть Ивана Ильича».
6. Архетипические мотивы «После бала».
7. Сюжет «прозрения» повести «Отец Сергий». Мотив «ухода» в позднем творчестве Толстого («Записки сумасшедшего», «После бала»).

Литература

1. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественноэтические искания. Л.,1981.
2. Донсков А. «Драматическое присутствие» в повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Русская литература. 1993. № 3. С.149153.
3. Еремин М. Подробности и смысл целого. Из наблюдений над текстом повести «Смерть Ивана Ильича» // В мире Толстого. М., 1978. С. 221247.
4. Жолковский А.К. Морфология и исторические корни «После бала» // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. Или то же самое: Даугава, 1990. № 12. С.8093.
5. Кедров К. «Уход» и «воскресение» героев Толстого // В мире Толстого. М., 1978. С. 248273.
6. Партэ К. Метаморфоза смерти у Л.Н. Толстого // Русская литература. 1991. № 3. С.107112.
7. Фет Н.А. О поэтике повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»: автореф. дисс…. канд. пед. наук. СПб, 1995.
8. Фет Н.А. Поэтика телесности в повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Ars interpretandi. Сборник статей к 75летию профессора Ю.Н. Чумакова. Новосибирск, 1997. С. 208220.
9. Юртаева И.А. «Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстого и «Кроткая» Ф.М.Достоевского (к проблеме «романизации» жанра повести) // Типологический анализ литературного произведения. Кемерово,1982. С. 7581.

Дополнительная литература

1. Лотман Ю.М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе в начале XIX века // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3х т. Таллинн, 1993. Т. 2. С. 389415.
2. Вишневская И. Театр в прозе Толстого // В мире Толстого. М., 1978. С. 351384.
3. Козлова С.М. Морфология и мифопоэтика сюжета о поисках и обретении истины // Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы»: От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996. С.3464.
4. Лекманов О.А. Три смерти (Иван Ильич, Андрей Фомич, Анна Ивановна) // Лотмановский сборник. М., 1997. Т. 2. С. 340343.
5. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1998. С. 307315.
6. Паттерсон Д. От культурного к человеческому: случай Ивана Ильича // Слово и мысль Льва Толстого. Казань, 1993. С. 4856.
7. Фигут Р. Страх перед телом у Толстого // Логос. 1999. № 2. С. 5055.

Семинарское занятие № 11.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.