Роман Ф. Достоевского «идиот» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Роман Ф. Достоевского «идиот»

2019-07-12 391
Роман Ф. Достоевского «идиот» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Эстетические взгляды Ф. Достоевского ("реализм в высшем смысле").
2. Христология Ф. Достоевского (христоцентричность религиозных взглядов писателя).
3. Архетипическая основа сюжета романа (дионисийский миф, миф о распятии Христа и пр.). "Идиот" как "роман распятия и жертвоприношения" (К. Степанян). Евангельские мотивы.
4. Мотив кенозиса в романе. Богословскофилософская трактовка этого христологического понятия. Смирение, жертвенность, страдание, "благодатный идиотизм" как условия кенотического преображения личности у Достоевского. Особенности "кенотического" сюжета романа "Идиот" (разные точки зрения).
5. Князь Мышкин как "юродивый герой" (по типологии В.В. Иванова). Семантика имени главного героя. Лексема "князь" в контексте произведений Достоевского.
6. Система персонажей в романе. Героидвойники.
7. Живописный образ Христа в структуре романа.
8. Жанровое своеобразие романа.
9. Роман «Идиот» в современном литературоведении.

Литература

1. Бурдина И. Живописный образ Христа в структуре романа Ф.М.Достоевского "Идиот" // Достоевский и мировая культура. М., 1998. Альманах. № 10. С.4453.
2. Ермилова Г. Христология Достоевского // Достоевский и мировая культура. СПб., 1999. Альманах № 13. С. 3742.
3. Котельников В.А. Кенозис как творческий мотив у Достоевского// Достоевский: Материалы и исследования. СПб.,1996. Т. 13.С. 194200.
4. Кунильский А.Е. О христианском контексте в романе Ф.М.Достоевского "Идиот" // Евангельский текст в русской литературе ХVIIIХХ веков. Петрозаводск, 1998. С.391408.
5. Кунильский А.Е. Принцип "снижения" в поэтике Достоевского (роман "Идиот") // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1983. С.2852.
6. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60х годов XIX века. Л., 1974. С.285315.
7. Натова Н. Метафизический символизм Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. СПб.,1997. Т.14. С.2645.
8. Роземблюм Л.М. "Красота спасет мир" // Вопросы литературы. 1991 № 1112. С.142180.
9. Степанян К.А. К пониманию "реализма в высшем смысле"// Достоевский и мировая культура. М.,1998.Альманах № 10. С.5464.

Дополнительная литература

1. Буданова Н.Ф. От «общечеловека» к «русскому скитальцу» и «всечеловеку» (Лексические заметки) // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. Т. 13. С. 200212.
2. Ермилова Г. Трагедия «русского Христа», или о «неожиданности окончания» «Идиота» // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М., 2001. С. 446461.
3. Иванов В.В. Безобразие красоты. Достоевский и русское юродство. Петрозаводск, 1993.
4. Криницын А.Б. О специфике визуального мира у Достоевского и семантике «видений» в романе «Идиот» // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М., 2001. С. 170205.
5. Михнюкевич В.А. Русский фольклор в творчестве Достоевского. Челябинск, 1994. С.115135.
6. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: Раздумья, проблемы. Иваново, 1999.
7. Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа "Идиот" // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 2383.

Семинарское занятие № 5

РОМАН Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО "БЕСЫ"

1. Литературная судьба романа. "Бесы" как романпамфлет. Его место в ряду антинигилистических романов XIX века.
2. Смысл названия, эпиграфов.
3. Апокалиптические мотивы. "Бесы" как роман об антихристе и "апостолах" новой веры.
4. Философия нигилизма в романе. Проблема духовного наследия (С. Верховенский и молодое поколение). Тургеневская тема в романе. "Русская трагедия" в понимании писателя. Роман "Бесы" в осмыслении русской религиозной философии.
5. Основной миф в романе "Бесы" (точка зрения В. Иванова).
6. Ставрогин как "лицо трагическое", "явление серьёзное" (Ф. Достоевский). Н. Бердяев о Ставрогине.
7. Двойники Ставрогина в романе. Смысл философского самоубийства Кириллова. Шатов как геройидеолог. Теория ШигалеваВерховенского. Особенности двойничества в "Бесах".
8. Мотив Матери сырой земли Богородицы в романе "Бесы''.
9. "Загадка" Хромоножки (разные концепции). Марья Лебядкина и Ставрогин. Ясновидение юродивой. Символичный смысл наименования Ставрогина "князем". Точка зрения, согласно которой юродивая прозревает только самозванство героя (Н. Ашимбаева и др.). Иная интерпретация: видение Лебядкиной идеальной сущности Ставрогина (В.Михнюкевич и др.).
10. Мистериальное начало романа. Особенности финала.

Литература

1. Бердяев Н. Ставрогин // Наше наследие.1991. № 6. С.7679. То же: Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994.Т.1.С.177186.
2. Буданова Н.Ф. О некоторых источниках нравственнофилософской проблематики романа «Бесы» // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 1997. Т. 14. С. 93106.
3. Булгаков С. Русская трагедия // Достоевский Ф.М. "Бесы". "Бесы": Антология русской критики. М.,1996. С.489508. То же: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 18811931гг. М.,1990.С.193214.
4. Иванов Вяч. Основной миф в романе «Бесы» // Достоевский Ф.М. «Бесы». «Бесы»: Антология русской критики. М., 1996. С. 508513. То же: Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.,1994. С.306311.
5. Касаткина Т.А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М.,1996. С.8293.
6. Михнюкевич В.А. Русский фольклор в художественной системе Ф.М.Достоевского. Челябинск, 1994. С.136178.
7. Пигин А. В. Роман Ф.М.Достоевского "Бесы" и видение рая и ада // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. Петрозаводск,1991.С.136139.
8. Померанц Г. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М.,1990.
9. Сальвестрони С. Новый Завет в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» // Христианство и русская литература. М., 2002. С. 336362.
10. Сараскина Л. "Бесы": романпредупреждение. М.,1990.

Дополнительная литература

1. Ашимбаева Н.Т. Лексема "князь" в контексте произведений Достоевского // Достоевский и мировая культура. СПб.,1997. Альманах № 9. С.5766.
2. Багно В.Е. Самозванство «апостолов» новой веры (Новозаветные мотивы в «Бесах») // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 241255.
3. Баршт К. "Повесть безвременных лет" (о романе Ф.М.Достоевского "Бесы"). СПб.,1994.
4. Борисова В.В. Национальное и религиозное в творчестве Достоевского (Проблема этноконфессионального единства и многообразия) // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.,1997. Т.14.С.5870.
5. Евлампиев И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия // Вопросы философии. 1998. № 3. С. 1834.
6. Кантор В.К. Карнавал и бесовщина // Вопросы философии. 1997. № 5. С.4457.
7. Примечания // Достоевский Ф.М. ПСС: В 30ти т. Л., 1975. Т. 12. С. 161274.
8. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М., 1995. С. 2347.

Семинарское занятие № 6
РОМАН Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ"

1. Творческие замыслы Достоевского последних лет и роман "Братья Карамазовы».
2. Архетипические мотивы романа. Метафизический смысл ситуации отцеубийства в "Братьях Карамазовых".
3. Система персонажей. Концепция "соборной личности" (К.Мочульский). Что такое "карамазовщина"?
4. Две философские концепции мира в романе "Братья Карамазовы". Иван Карамазов как геройидеолог. "Легенда о великом инквизиторе" и её сюжетная роль в романе. Коллизия Иван Смердяков. Роль диалогов героев в сюжете.
5. Сюжетная роль "Русского инока" в романе. Русский космизм, софиология и "Братья Карамазовы". Проблема "положительно прекрасного человека" в последнем романе Достоевского. Старец Зосима Алёша. Житийные традиции в "Братьях Карамазовых".
6. Два суда в романе ("церковный суд" в келье старца Зосимы и юридический суд над Дмитрием в финале); их сюжетнокомпозиционная соотнесённость; роль, которую они играют в создании "смыслового единства романа" (Г.Щенников). Статья Ивана о церковном суде в структуре произведения.
7. Поэтика названия романа. Смысл эпиграфа. Сюжетнокомпозиционная соотнесённость названия, эпиграфа и финала романа.
8. Жанровое своеобразие последнего романа Достоевского.

Литература

1. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
2. Ветловская В. Поэтика романа Достоевского "Братья Карамазовы". Л.,1977
3. Ветловская В.Е. Литературные и фольклорные источники "Братьев Карамазовых» (Житие Алексея человека божия и духовный стих о нём) // Достоевский и русские писатели. М., 1971. С. 325354.
4. Ветловская В.Е. Творчество Достоевского в свете литературных и фольклорных параллелей. "Строительная жертва" // Миф. Фольклор. Литература. Л., 1978, С.81113.
5. Карсавин Л. Фёдор Павлович Карамазов как идеолог любви // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 18811931 гг. М., 1990 С.264277.
6. О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. Леонтьев, Соловьёв, Розанов, Булгаков, Бердяев, Франк. М., 1991.
7. Пономарёва Г.Г. Житийный круг Ивана Карамазова// Достоевский: Материалы и исследования. Л.,1991. Т. 9. С. 144164.
8. Тарасов Ф. К вопросу о евангельских основаниях "Братьев Карамазовых"// Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 330342.
9. Шатин Ю.В. Архетипические мотивы и их трансформация в новой русской литературе // "Вечные" сюжеты русской литературы. Новосибирск,1996. С. 2941.
10. Щенников Г.К. Мысль национальная в романе "Братья Карамазовы" и функции повествования в сценах двух судов // Достоевский: Материалы и исследования. СПб..1997. Т.14. С.164170.

Дополнительная литература

1. Буланов А.М. Статья Ивана Карамазова о церковнообщественном суде в идейнохудожественной структуре последнего романа Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.,1996. Т. 12. С. 125136.
2. Бэлнеп Р. Структура «Братьев Карамазовых». СПб., 1997.
3. Гачева А. Новые материалы к истории знакомства Ф.М.Достоевского с идеями Н.Ф. Федорова // Достоевский и мировая культура. СПб., 1999. Альманах № 13. С. 205232.
4. Егоренкова Г.П. Поэтика сюжетной ауры в романе "Братья Карамазовы"// Филологические науки. 1971. № 5. С. 2740.
5. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С.117134.
6. Ефимова Н. Мотив библейского Иова в "Братьях Карамазовых"// Достоевский Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 122131.
7. Кантор В. Роман Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы". М., 1983.
8. Левина Л.А. "Новый Иов" в творчестве Достоевского и в русской литературе XX века // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. С. 204220.
9. Мочульский К. Гоголь, Соловьёв, Достоевский. М.,1993.
10. Пономарёва Г.Б. "Житие великого грешника": структура и жанр // Исследования по поэтике и стилистике. Л., 1972, С.6686.
11. Семёнова С.Г. "Высшая идея существования" у Достоевского // Вопросы литературы.1988. № 11. С.166195.

Семинарское занятие №8
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Л.Н. ТОСТОГО «ВОЙНА И МИР»

1. Замысел и история создания романа.

2. Проблема «история и искусство» в творческом сознании Л. Толстого. «Война и мир» как «новая разновидность романа»: «романпоток» (Н. Гей), «отрицательное повествование» (Г. Морсон) и другие жанровые концепции.

3. Война и мир» как «романэпопея» (концепции А.В. Чичерина, А.А. Сабурова и др.). Принципы анализа романа в работах С.Г. Бочарова.

4. Философия истории Л. Толстого. Проблемы свободы и необходимости, «общего блага» и пр. в историософских взглядах писателя и общей структуре романа.

5. Кутузов и Наполеон. «Историческое» и «частное», «общее» и «личное» в романе.

6. Принцип создания характеров. Герои «пути».

7. Своеобразие «сюжета поисков истины» в романе. Особенности психологизма («диалектика души»).

8. Эпилог в «Войне и мире» и проблема романного завершения.

Литература

1. Бахтин М. Эпос и роман // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
2. Билинкис Я. Русская классика и изучение литературы в школе. М., 1986. С. 116130.
3. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». М., 1978.
4. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественноэтические искания. Л., 1981. С. 76125.
5. Гей Н.К. О поэтике романа («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» Л.Н. Толстого) // Известия АН СССР. Сер. «Литература и язык». 1978. Т. 37. № 2. С. 121132.
6. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1977.
7. Громов П.П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.
8. Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978. С. 127196.
9. Купреянова Е.Н. О проблематике и жанровой природе романа Л. Толстого «Война и мир» // Русская литература. 1985. № 1. С. 161172.
10. Курляндская Г.Б. Концепция человека и психологизм Толстого. «Диалектика души» и проблема свободной воли. // Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Толстого и Ф.М.Достоевского. М., 1988. С. 3558.
11. Лурье Я.С. Об исторической концепции Льва Толстого // Русская литература. 1989. № 1. С. 2643.
12. Одиноков В. Поэтика романов Л. Толстого. Новосибирск, 1978. С.
13. Опульская Л.Д. Романэпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». М., 1987.
13. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого. М., 1959.
14. Серых Е. Романэпопея или «историческая пародия»? // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. № 3. С. 712.
15. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
16. Хализев В.Е., Кормилов С.Е. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.
17. Чичерин А. Возникновение романаэпопеи. М., 1975.
18. Чичерин А. Стилистическое единство «Войны и мира» // Чичерин А. Ритм образа. М., 1973. С. 6073.
17. Шульц С.А. Миф и ритуал в творческом сознании Л.Н. Толстого // Русская литература. 1998. № 3. С. 3342.

Семинарское занятие №9


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.