История Русской литературы XIX В. (ч. 3) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История Русской литературы XIX В. (ч. 3)

2019-07-12 261
История Русской литературы XIX В. (ч. 3) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСТАНСКИЙ ФИЛИАЛ

 МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА

Кафедра языковой подготовки

 

РАБОЧАЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX В. (Ч.3)

 

 

Специальность: Русская филология

Курс 3    
Семестр 6    
Лекции 32    
Семинарские занятия 32    

Всего: 64 часа

 

Астана 2009

 

 

Рабочая программа составлена на основании типовой программы дисциплины        

История русской литературы. М.: МГУ, 2003.

 

 

Рабочую программу подготовила д.ф.н. Т.В. Кривощапова

подпись ______________

дата_________________

 

Зав. кафедрой языковой подготовки                                   Г.И. Власова

 


 

I. ПоЯСНИТЕЛЬНАЯ записка

Курс «История русской литературы XIX века (третья треть)» фундаментальная дисциплина на факультете филологии и журналистики, завершающий этап изучения русской классической литературы XIX века. Данный курс является частью общего базового курса «История русской литературы», что предполагает определенную преемственность в изучении учебного материала. Кроме того, курс организован таким образом, что рассмотрение тем во многом основывается на актуализации знаний, полученных при изучении смежных дисциплин («Введение в литературоведение», «Отечественная история XIX века» и др.).
По учебному плану данный курс рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра и составляет 70 часов аудиторных занятий (54 лекции, 16 семинары) на дневном отделении и 40 часов аудиторных занятий (32 лекции, 8 семинары) на заочном отделении. Основная форма контроля – экзамен. В процессе освоения материала курса также предполагаются написание контрольных работ (заочное отделение), составление рефератов, обсуждение одной из трудных для изучения тем на коллоквиуме, углубленное рассмотрение основных тем на индивидуальных консультациях. Самостоятельная работа студентов организуется с ориентацией на освоение предложенных в курсе тем и заданий.

Курс «История русской литературы XIX века (третья треть)» читается в VI семестре студентам 3 курса дневного отделения и в VIII семестре студентам 4 курса заочного отделения факультета филологии и журналистики (специальности: 021700 и 021400) и относится к циклу «общепрофессиональные дисциплины».

Принципом построения программы курса является деление историколитературного процесса XIX века на 3 части, приблизительно соответствующее трем третям столетия. При всей условности границ можно говорить об определенной смене основных литературных эпох XIX в.

Последняя треть XIX века – время создания вершинных произведений русского реализма, начало мирового признания русской литературы, период, когда получают развитие и различные формы натуралистической литературы, и на рубеже веков неоромантические тенденции.

При освоении материала курса студенты должны получить представление об историколитературном процессе в целом и о творческой индивидуальности отдельных писателей (Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.Е. СалтыковаЩедрина, А.П. Чехова и др.). Целью курса и является изучение творческого пути писателей "первого ряда" на фоне широкого историколитературного контекста, а также постижение типологических особенностей развития реализма данного периода. Преимущественное внимание в курсе уделяется эволюции эпических жанров, с которыми связаны наиболее значительные достижения художественной литературы в это время. Жанровая система реализма в последней трети XIX века необычайно сложна и характеризуется расцветом романа (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский), широким распространением прозаического цикла (М.Е. СалтыковЩедрин, Г.И. Успенский). В связи с этим в центре лекционного курса оказываются проблемы типологии русского реалистического романа. Большое внимание также уделяется рассмотрению динамики малых жанров (прозаических) рассказу, повести, психологической новелле, приобретающих ведущее место в 1880е годы. Таким образом, хотя ряд тем "Истории русской литературы" изучается монографически (творчество Ф. Достоевского, Л. Толстого и др.), типологический подход всетаки предопределяет основные цели курса и позволяет органически связать материал с предшествующими курсами «Истории русской литературы», а также наметить литературные тенденции, которые получат развитие в XX веке.

В задачи курса входит не только освоение научной базы, но и развитие навыков анализа художественного текста, творческих способностей студентов, активизация их познавательной деятельности, чему во многом способствуют проблемный характер лекционного материала, творческие задания на коллоквиумах, практических занятиях. Вопросы курса, связанные с переосмыслением культурного наследия в сегодняшние дни, выводят к духовным задачам нашего общества на данном этапе и могут сыграть положительную роль в нравственном воспитании студентов. Особое внимание в курсе уделяется изучению того материала, который необходим будущим учителямсловесникам для работы в общеобразовательных школах.

В рабочей программе указанные выше особенности литературного движения XIX века раскрываются на конкретном материале. Специфика историколитературного образования будущих филологов предполагает задачу всестороннего и детального изучения, вопервых, художественного произведения, вовторых, жизненного и творческого пути писателя и, наконец, знание особенностей литературного процесса эпохи. Отсюда – различные творческие задания (индивидуальные и коллективные, устные и письменные), обширная библиография к каждому разделу учебного материала, включающая как классические исследования, так и “новые”, которые возможно найти в журнальной периодике и в редких изданиях “возвращенной” критической мысли.

Основной задачей курса является следующая: представить русскую литературу XIX века (последней его трети) как итог литературного процесса целого столетия и исток литературы нового времени. В связи с этим обращается внимание на исторические, социальноидеологические, философские и собственно литературные предпосылки и обстоятельства развития художнически воплощенной мысли, акцентируется социальнофилософская, нравственноэтическая, эстетическая ценность исканий русских литераторов середины и второй половины XIX века.
Из этого вытекают центральные вопросы курса:
 проблемы преемственности и новаторства и исканиях Пушкина, Лермонтова, Гоголя и художников середины и конца столетия (художественный историзм, типология характеров, типология жанров, специфика поэтической образности);
 развитие критического реализма, русского реалистического романа, приоритетное его положение в 18601970е годы, новые процессы в драматургическом искусстве (в 5080е годы – у Островского, в 90900е – у Чехова);
 обогащение поэтической мысли, средств поэтической выразительности; реалистическая, гражданственная тенденция в лирике и романтическая поэзия, так называемое «чистое искусство», подготовившие почву для поэтического взлета на рубеже веков – поэзии серебряного века;
 взаимовлияние поэзии, прозы и драматургии;
 художественный мир писателя, поэта, драматурга, своеобразие творческой индивидуальности, что предполагается рассматривать в единстве с личностью художника, опираясь на мемуары и эпистолярий;
 контекст прижизненных и последующих, вплоть до современных и новейших подходов в осмыслении творческих явлений середины и последней трети XIX века;
 воздействие классической литературы на развитие литературы XX века и на формирование духовного сознания читателя.
Художники, упоминавшиеся в предшествующем курсе, поскольку начальный период их творчества и становление художественной системы приходится на 4060е годы, рассматриваются здесь монографически.
В рамках историколитературного курса предусмотрена система практических занятий, коллоквиум по монографии И.В. Чуприны «Нравственнофилософские искания Л.Толстого в 60е и 70е годы» и письменная работа по поэзии (анализ одного из стихотворений Тютчева, Фета, Некрасова – по выбору студента; рекомендации по анализу см. в учебнометодическом пособии по курсовым работам).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Введение. Условность границ между литературой второй и последней третями XIX века.
Выявление внутрилитературной обусловленности развития отечественной словесности в середине и конце XIX столетия – взамен бытовавшей идеологической, надлитературной. Насущность путей, намеченных Пушкиным в начале века (обращение к реалистическому типу творчества, взаимопроникновение прозы и поэзии, становление и расцвет романа, новый тип героя – «маленький человек», «лишний человек», проблемы народности, историзма, отношений художника и власти и т.д.). Литературнообщественное движение 7090х годов XIX века, развитие реализма в русской литературе последней трети столетия. Типологическое разграничение социологической и психологической ветвей реалистической литературы 70х годов и их синтез в творчестве крупнейших романистов той поры. Жанровые разновидности романа.
Изменения в соотношении жанров (литература 8090х годов), преобладание малых эпических форм (очерк, рассказ, повесть). Эволюция реалистической драмы и комедии. Поэтические вершины середины и конца XIX века.
Проблема периодизации в учебниках С. Петрова, В. Кулешова, Н. Скатова и в академической «Истории русской литературы». Характеристика общих концепций в учебной литературе и в академических трудах. Пояснения к списку текстов и литературоведческих исследований к курсу (оснащенность академическими изданиями сочинений, принципы отбора мемуарной и исследовательской литературы и т.д.). Организация работы в течение семестра, формы учебных занятий (аудиторных и самостоятельных), система требований.

А.Н. Островский – создатель «русского национального театра» (Гончаров). Ю. Айхенвальд о театре Островского. Система взглядов Островского на назначение театра как «школы общественных нравов», театральная эстетика Островского.
Традиции народной драмы в пьесах Островского. Островский и Гоголь. Тематическая самобытность «пьес жизни» Островского. Критика купечества в комедии «Свои люди – сочтемся!». Сочетание комического и трагического в поэтике произведения. А.П. Скафтымов о новаторском характере драматургии Островского.
Поиск положительных начал национальной жизни. Фольклорная основа поэтики «славянофильских» пьес Островского («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»). Элементы сатиры и новые драматургические формы воплощения конфликта в пьесах «москвитянинского» периода (первая половина 50х годов), соединение «высокого с комическим». Обновление драматургических подходов в оценке Н. Чернышевского.
Критика бюрократической системы, усиление социальных мотивов в пьесах второй половины 50х годов («Доходное место»). Особенности воплощения «конфликтной ситуации» в драматургии Островского. Герой, несовместимый со средой.
Эволюция художественной системы Островского. Место драмы «Гроза» в его творчестве. Трагедийность конфликта, психологизация в раскрытии характера Катерины. Мир «темного царства», приемы его воссоздания. Кулигин как внесюжетный персонаж и его роль в утверждении положительных идеалов автора. Символизация как концептуально важный элемент драматургической поэтики. Драма «Гроза» в литературнообщественных спорах (статьи Н. Добролюбова, Д. Писарева, А. Григорьева и др).
Пьесы Островского 6080х годов. «На всякого мудреца довольно простоты» как комедия нового типа. Глумов и глумовщина. Разоблачение буржуазных дельцов, пореформенных помещиков («Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы»). Эволюция художественной системы Островского. Поиски красоты в «Снегурочке». Жанр, мифологические и фольклорные символы в поэтике «весенней сказки». Драма чувства в мире капитала («Бесприданница»). Формы воплощения психологизма в драме. Мир искусства, образы актеров в драматургии Островского последних лет («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»).
Островский и Малый театр. Островский в развитии русской драматургии и театра. Сценические трактовки пьес Островского, их нравственный пафос.

Н.А. Некрасов. Своеобразие поэтической натуры, внутренний драматизм творческой судьбы в эпоху «сокрушительного дефицита стихотворства». Некрасов в понимании Достоевского, Мережковского, Брюсова. А.П. Скафтымов о Некрасове. Трактовка его поэтического наследия современным некрасоведением.
Первый сборник стихотворений «Мечты и звуки». Сближение с Белинским. «Поворот к правде» – поэтические декларации второй половины 40х годов в духе «натуральной школы» («Мерещится мне всюду драма»). Народнопоэтическая тема в концепции творчества Некрасова. Пафос сострадания народной судьбе в лирике второй половины 40х годов, драматизация темы в лирике 5060х годов («Размышления у парадного подъезда»), итог поэтических размышлений о судьбе народной и художнической в «Элегии» и в «Последних песнях». Традиционное и новое в стихах о предназначении поэта (сравнительно с декабристской поэзией, лирикой Пушкина, Лермонтова, Фета). Диссонансы творчества. Гражданские мотивы и покаянная лирика Некрасова. «Врачующий простор» Родины, природы, духовная красота матери как нравственные ориентиры лирического героя («Рыцарь на час»). «Пьесы с тенденциею» и «поэзия сердца» («Панаевский цикл»). Поэтическое многоголосие. Особенности лирического героя и поэтического самовыражения. Поэтизация прозы и прозаизация поэзии. Драматургизация лирики Некрасова.
Новаторство поэм Некрасова. Опыт разработки характера «нового человека» в «Саше», тип «лишнего человека» в поэме. Крестьянский труд в восприятии героини. Мир природы в поэме. Особенности поэтической выразительности и жанровой структуры поэмы.
Народное миросозерцание, живое, творческое начало народной жизни в «Коробейниках». Труд как основа крестьянской жизни и морали в «Морозе, Красном носе». Тип «русской женщины», «величавой славянки» как народный идеал душевной красоты, силы, человечности. Лироэпическая основа поэм, фольклорные мотивы и образы в них, композиция и многообразие средств поэтической выразительности. Драматизм социального положения народа в «маленькой поэме» «Железная дорога». Мир природы, эстетизация и символизация образов.
Историкореволюционное звучание поэм «Дедушка» и «Русские женщины». Тема народа и героического служения ему в трактовке 70х годов. Документальная основа произведений, структура их, способы раскрытия характеров. Драматургизация поэм.
Обострение интереса к народу в «Кому на Руси жить хорошо». Народные характеры и судьбы. Идея готовности к борьбе, противостояние холопству в народной среде. «Народные заступники»: крестьянин Савелий (сравнительно с Дедушкой) и разночинец Гриша Добросклонов. Народная стихия как величайшая сила истории. Жанровая специфика произведения, композиция, итоговый характер ключевых образов и типов, фольклорная основа поэмы.
Сатирическое обозрение «Современники» – групповой портрет «хищника смелого». Поиски формы, значение композиции и монтажного принципа в раскрытии сущности зарождающегося в России капитализма, героев «подлых времен». Образный ряд и сатирическая стилистика поэмы.
Традиции Некрасова в лирике рубежа XIX–XX веков, в поэмном творчестве последующих десятилетий.

Ф.И. Тютчев. Личность и судьба поэта. Философская лирика Тютчева – «речи, которым не суждено умереть» (Тургенев). «Глубина, красота, истина» («Silentium»), поэтическая идея Жуковского в стихотворении. Романтическое двоемирие в лирике Тютчева. Тютчев и немецкий романтизм. Тютчев и «любомудры». Пантеистическая лирика Тютчева. Зримые приметы тютчевского мира природы. «Красота природы как истина» (В. Солвьев). Параллелизм жизни всеприродной, мирозданческой и человеческой. Хаос и космос как основы бытия и жизни человеческой души. Эволюция философскопоэтического представления о человеке в мироздании. Человек и история. Человек и время в поэзии Тютчева. Образы русской женщины, России.
Стихотворный роман, посвященный Е.А. Денисьевой. Романтический склад лирического героя и героини, строя их чувств, романтическая поэтика цикла. Интимная лирика Тютчева сравнительно с пушкинской, лермонтовской, некрасовской.
Традиционно романтическое и новое в характере лирического героя тютчевской поэзии, в его мироощущении, мироосмыслении. Эстетическая и содержательная значимость поэтического Слова Тютчева для поэтовсовременников и поэтов серебряного века.

А.А. Фет. Личность и судьба последнего русского романтика. «Лирическая дерзость» фетовской поэзии. Эстетический идеал Фета – «мир как красота». Воспевание природы и любви в их органической слиянности, жажда жизни и «песня» как творческое разрешение гармонического состояния души. Мир красоты как романтическое отчуждение от «будничного льда» земного бытия. Поэзия как «убежище от всяческих житейских скорбей», лирический герой – «ненадломленный человек» (Л. Толстой). Психологизм фетовских пейзажных картин, выражающих состояние человеческой души. Космизм фетовского мира природы. Кризис романтического двоемирия, трагические интонации в лирике двух последних десятилетий.
Фетовский образ возлюбленной, любовная память. Трагическая основа стихотворного цикла, посвященного Марии Лазич. Христианские мотивы в лирике Фета. Поэтические открытия Фета в образной структуре, мелодике стиха и их влияние на поэтов рубежа веков.

Ф.М. Достоевский. Роман Достоевского как «одно из глубочайших слов, подуманных человеком о себе» (В. Розанов). Вехи осмысления творческого пути писателя (критика демократического направления, начиная с Белинского, народническая в лице Михайловского, идеалистическая: Вл. Соловьев, Л. Шестов, позиции В. Розанова, Вяч. Иванова, Н. Бердяева). Вклад А.П. Скафтымова в изучение художественной системы Достоевского. М. Бахтин: идеи и судьба ученого. Имена и этапы изучения Достоевского в последующие годы.
Достоевский 40х годов. Роман в письмах «Бедные люди». Петербургский пейзаж. Поэтика имен. Связь с «натуральной школой, пушкинские и гоголевские традиции в изображении «маленького человека» и формирование собственной поэтической философии, погружение в психологию героя, открытие «человека в человеке». Тема счастья и человеческого братства, утверждение человеческого достоинства.
«Светлая идея» двойничества и ее художническое воплощение в повести «Двойник». Гротесковая материализация двойническтва в сфере бессознательного, борьба нравственного чувства с темной частью души. Новая грань в образе «маленького человека». Трагедия героя как отражение трагических веяний эпохи. Значимость образа для дальнейшего творчества Достоевского. Идея двойничества в русской литературе.
Сентиментальный роман «Белые ночи» в русле раздумий писателя о нравственной природе человека. Созвучие с представлениями петрашевцев об идеале человеческого братства. Образ одинокого мечтателя и образ Петербурга в романе.
Достоевский 60х годов, после каторги и ссылки. Публицистическая деятельность, верность гуманистическим идеалам, формирование почвеннических взглядов. Тема народа в «Записках из Мертвого дома». Человек и среда, разрыв между народом и дворянами, интеллигенцией. Проблема преступления и нравственного чувства преступника, призыв к милосердию в «Записках…». Тема смерти и воскресения. Гоголевские истоки символизации образа мертвых душ, перерождения образа дома. Возможности жанра, роль повествователя.
Философская повесть «Записки из подполья»: отклик на теорию разумного эгоизма, полемика с Чернышевским. Подпольный человек, «антигерой», трагический тип человека с разорванным сознанием – как следствие оторванности от «почвы». Образ «отвлеченного и умышленного» Петербурга. Композиция и поэтика «Записок…», способствующие развенчанию разумного и неразумного эгоизма, указывающие выход в любви к людям, в отрешенности от своего «я».
«Преступление и наказание» как социальнофилософский, социальнопсихологический роман. Образ Петербурга в романе. Две этики в романе – личного права и любви к людям. Способы раскрытия психологического состояния героя, гуманного по натуре и в то же время «рожденного какнибудь от идеи»: детали портрета, сны, диалоги и монологи, контрастность. Философская символика в романе. Поэтика имен и фамилий. Критика эгоизма, рационалистической заданности героя («ум с сердцем не в ладу»), долгий путь его к просветлению. Система «двойников» (Свидригайлов, Лужин), автор и герой. Идеал кроткой самоотдающейся любви (Соня Мармеладова). Библейские мотивы и образы в романе.
«Талант человечности» князя Мышкина (роман «Идиот»). Новизна героя: образ «положительно прекрасного человека»(от замысла к воплощению). Развитие идеи самоотдания как подлинной радости жизни (в противовес идее самоутверждения). Формы психологического анализа, общее и различное с их функциями в «Преступлении и наказании». Особая сюжетнокомпозиционная организация романа. А.П. Скафтымов о роли тематической композиции в раскрытии главной идеи. Смысл финала и названия романа.
Философскопсихологическое содержание романапамфлета «Бесы». Сатира и трагедия в романе. Поэтика эпиграфов. Изображение революционеров 6070х годов и их предшественников. Болезнь беснования, трагический отрыв от национальных устоев бытия, судьба России, охваченной «бесами» нигилизма, как центр идейнофилософской концепции романа. Вопросы о свободе, своеволии. Деспотизме, насильственном приведении людей к счастью. Великая идея и ее «уличные» интерпретации. Нравственнофилософское осмысление судеб Ставрогина и его двойников (Петруши Верховенского, Шатова, Кириллова). Ставрогин и Раскольников. Образ хроникера в романе. Слово в романе.
«Братья Карамазовы» о болезнях души современного человека. Социальнонравственная сущность карамазовщины. Тема «отцов и детей» в романе. Образы братьев в трактовке Достоевского: «бездна» и «идеал» Дмитрия, философские искания Ивана и «Легенда о Великом Инквизиторе» как их оформление, «уличный» вариант его теории – смердяковщина. Гуманистический идеал писателя в образе Алеши и его развитие сравнительно с образом князя Мышкина. Идея двойничества в романе. Перекличка с предшествующими романами Достоевского в проблематике, нравственнофилософском наполнении образов, способах психологического раскрытия характеров, в способах раскрытия авторской позиции. «Братья Карамазовы» как итог творческих исканий писателя.
Полифонизм романов Достоевского. Ведущий повествовательный принцип Достоевского в трактовке М. Бахтина.
Достоевский и литература XX века (И. Шмелев, Л. Андреев, М. Булгаков).

М.Е. СалтыковЩедрин – сатирик, изображающий жизнь «под игом безумия». Труды советских ученых о СалтыковеЩедрине (А. Бушмин, С. Макашин, Е. Покусаев, А. Жук, В. Прозоров, Г. Самосюк, А. Ауэр и др.).
Мир бюрократии, «нависший над стихиями народной жизни». Пафос сатирического осмеяния в социальном подходе к действительности («Губернские очерки»). Сатирические типы и образы праведников в очерковом цикле. Принципы циклизации. Сюжетанекдот в структуре очерка и цикла. Традиции гоголевской сатиры в книге, жанр, композиция, значение финала, образ рассказчика, сатирическая поэтика, символизация образов, пространство и время в «Губернских очерках». Способы сатирической типизации в «Помпадурах и помпадуршах». Циклизация, разнообразие типов бюрократов.
«История одного города» как сатирический роман. Значение исторической формы повествования. Концепция сатирического характера градоначальника, приемы его изображения. Сатирическое и трагическое в собирательном образе глуповцев. Щедринская трактовка проблемы народа и власти, прошлого, настоящего и будущего России. Символическое переосмысление образов города Глупова, реки, смерча. Споры о финале. Библейские мотивы романа. Роль фантастики в произведении.
«Господа Головлевы» как социальнопсихологический роман. «Мысль семейная» в романе, система образов. Е. Покусаев о специфике сатирического психологизма в раскрытии образа Иудушки Головлева. «Обманное слово» в романе. Трагическое и гуманистическое в «Господах Головлевых». Мотив «проснувшейся совести» в романе.
Характеры, обстоятельства, сюжетнокомпозиционная структура, жанровые особенности, идейная направленность «Современной идиллии». Литературные прототипы щедринских героев (см. и «Помпадуры и помпадурши»). Народная Россия в романе. Образ совести и нравственнофилософский смысл романа. Приемы сатирического письма, поэтика названия.
«Сказки для детей изрядного возраста» и их место в творчестве сатирика. Авторское преломление жанровых особенностей народной сказки. Преемственность проблематики и ее социальная и идеологическая актуальность. Способы сатирической типизации в сказках Щедрина, фантастика сказок. Щедринские традиции в русской литературе (А. Чехов, А. Аверченко, А. Платонов).

Л.Н. Толстой. Личность художника и мри его идей, их влияние на современников, на нравственную атмосферу России начала XX столетия. Тенденции в изучении толстовского творчества характеризуются на коллоквиуме по монографии И.В. Чуприны «Нравственнофилософские искания Л. Толстого в 60е и 70е годы».
«Идея пути» в творческом сознании писателя.
Нравственнофилософская концепция автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Н. Чернышевский и А. Скафтымов о формировании метода диалектики души в творчестве Л. Толстого. Проявление метода в «Севастопольских рассказах». Трактовка героического, патриотическая идея цикла.
Повесть «Казаки»: новое в изображении народа, «естественный человек» и человек цивилизации, реалистическое содержание романтического конфликта. Оленин и Лукашка, Ерошка, Марьяна. Темы природы, культуры, любви, счастья в повести. Толстовская живопись словом, пластика, психологизм.
Идея целесообразности жизни в «Войне и мире». Смысл заглавия, история создания, жанровое своеобразие произведения. «Мысль народная» как центральная идея романа. Образ Платона Каратаева. Метод диалектики души как отражение нравственнофилософских исканий автора. Судьбы любимых героев (Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой). Полнота средств раскрытия характеров (своеобразие портрета, интерьера, роль пейзажа, музыки, снов). Эгоистическое и альтруистическое в жизни частной и в жизни исторических деятелей (Кутузов и Наполеон). Философия истории в романе.
Духовный кризис Л. Толстого в 70е годы. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Жизненная драма главной героини и оттеняющие ее жизнетворящие нравственные обретения Левина. Духовный рост героя, автобиографические, прототипические черты и художественное обобщение в образе Левина. Понятия мира, счастья, образ дома сравнительно с предшествующими произведениями Л. Толстого. Метод диалектики души в романе. Смысл эпиграфа.
«Исповедь» как закономерно возникшая форма осуждения жизни привилегированного класса. Беспощадность самоанализа, глубина психологизма «Исповеди». Этическое учение Л. Толстого.
Социальное и нравственное содержание повестей «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова соната». Преломление в них христианских воззрений писателя, усиление проповеди самоотречения.
Социальное и нравственное зло современной жизни в романе «Воскресение». Обличительносатирическое начало романа. Пути спасения от социальнонравственной порочности. Судьба Катюши Масловой, нравственный переворот в душе Нехлюдова. Нравственноэтический вывод Л. Толстого в финале романа – «воскресение» души главного героя – созидательный итог его «истории души». Образы революционеров в тостовской интерпретации. Поэтика романа.
Проблемы духовного бытия личности в «Круге чтения». Л. Толстой о непротивлении злу насилием. Состав книги, ее композиция, концептуальная значимость для автора.
Сила живой жизни в «ХаджиМурате». Соотношение природы и цивилизации в повести (сравнительно с «Казаками»). «Два абсолютизма». Композиция, образный строй, содержательный смысл образа главного героя. Поэтика произведения, обращение к горскому фольклору.
Религиознофилософские вопросы в статьях Л. Толстого последних лет.
Толстовские традиции в прозе писателейреалистов рубежа веков.

Н.С. Лесков и его место в русской литературе. Крестьянская Россия в прозе Н. Лескова 60х годов и характерные бытовые повести. Антинигилистические романы: дифференцированное изображение «новых людей» в романе «Некуда» и доминирующее сатирическое осмеяние – в романе «На ножах». Смысл заглавий, жанровая специфика романов.
Тяга к положительному идеалу. Художественная «утопия» Лескова – галерея праведников. Мотивы странничества, подвижничества, поэзия народной души в «Овцебыке», «Соборянах», «Очарованном страннике», «Несмертельном Головане» и др.
Произведения о героизме и талантливости русского человека («Запечатленный ангел», «Левша», «Тупейный художник»). Фольклорные корни образности и повествовательной манеры писателя («богатырская повесть», хожения, апокрифы, сказания и т.д.). Сказ как главенствующее начало в художественной системе Н. Лескова. Своеобразие лесковской сатиры.
Поэтика лесковского сказа и развитие русской прозы XX века.

А.П. Чехов. Личность, проблемы восприятия творчества, особенности художественного мира.
Жанровое многообразие в ранней прозе Чехова. Жанр рассказа в творчестве Чехова 188090х годов. Принципы типизации, юмористические грани, рассказчик и герой. Чеховская трактовка образа «маленького человека», темы хамелеонства, темы счастья.
Поэтика чеховской прозы (единство комического и трагического, анекдот, абрисный портрет, вещный мир, лаконизм).Обогащение поэтики в последующие годы (символизация образа, развернутый психологизм, усложнение принципов сюжетосложения, роли пейзажа и музыки и др.). Чеховская деталь, формы выражения авторской позиции, принцип объективного повествования, лиризм и экспрессивность стиля. Лироэпические начала повествования в повести «Степь». Образ Егорушки, роль автора в повести. Природа как норма человеческого бытия. Проблема счастья. Гоголевские традиции в повести.
«Идеологические» повести Чехова («Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Черный монах», «Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Ионыч», «Архиерей» и др.), их социальноисторическое и нравственнофилософское содержание. Проблемы духовной свободы, нравственного выбора, счастья в повестях. Принципы композиции, сюжетосложения, поэтика повестей.
Маленькая трилогия как новое жанровое образование. Проблема футлярности и идея прекрасного в трилогии. Их поэтическое воссоздание. Народная Россия в понимании Чехова («Мужики», «В овраге»). Отношения к народническим идеям. Трагическое и светлое в народной судьбе, Чехов о нравственных основах народного характера. Стилеобразующие начала повестей, поэтика.
Драматургическое новаторство Чехова. Чехов и Островский. А. Скафтымов об особенностях драматургического конфликта и форм его выражения. Связь драматургии и прозы Чехова. Роль лирического «подводного течения» в пьесах Чехова, построение пьес, «бессюжетность», прерывистый диалог, ремарки. Жанровое новаторство «Чайки», тема призвания и счастья в пьесе. Человек и время, человек и родина в «Вишневом саде». Судьбы дворянских гнезд и их обитателей. Соотношение образов, несоответствие желаемого и действительного в жизни героев комедии. Природа комического в «Вишневом саде». Символизация образов. Чеховская драматургия на сцене.

В.М. Гаршин. Особенности реализма конца XIX века. Тема тревожной совести в прозе В.М. Гаршина. Личностное восприятие и раскрытие военной темы. Трагическое и прекрасное в художественном мире писателя, тема творчества, новизна аллегорических образов, реалистических символов. Гаршин и Л. Толстой.

В.Г. Короленко. Народная жизнь в изображении В.Г. Короленко. Нравственный идеал писателя в цикле аллегорических произведений. Романтический пафос произведений Короленко, созидательные тенденции его прозы.

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарское занятие № 1

Цикл о «праведниках» в творчестве Н.С. Лескова
(«Павлин», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован»)

1. Литературная судьба Лескова: «прозеванный гений» (И. Северянин), «неукротимый ересиарх» (А. Лесков). «Лесков – писатель будущего…» (Л.Толстой). «Национальное и мифологическое» в творчестве писателя.
2. «Герои времени» и праведники в русской литературе XIX века. Лесковская концепция праведничества. Состав цикла о «праведниках». Сборник Лескова «Три праведника и один Шерамур» (1889). Состав цикла при опубликовании 2го тома (прижизненного) собрания сочинений (18891896).
3. Миф о великом грешнике в «Павлине». Ономапоэтика рассказа. Лесковский бестиарий. Христианские мотивы произведения: христианское бестиарное предание о павлине, мотив ап. Павла, мотив мытаря, мотив жертвоприношения, кенозиса и др. Сюжетнокомпозиционные особенности.
4. Поэтика названия повести «Очарованный странник» (1879). Сюжетнокомпозиционные особенности повести. Мифопоэтические традиции в произведении Лескова. Фольклорный мотив поединка богатыря со смертью.
5. «Как складывается легенда..» (художественное раскрытие проблемы мифотворчества народа в рассказе «Несмертельный Голован»). Особенности повествования. Архетипические мотивы и символы. Своеобразие художественного пространства. Житийные традиции в рассказе «Несмертельный Голован».
6. Творчество Лескова – тенденция к демифологизации в русской литературе или нет? Лесков и Достоевский.

Литература

1. Андреева Г.Т. Творчество Лескова. Иркутск, 1992.
2. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980.
3. Кедров К. Фольклорномифологические мотивы в творчестве Н. С. Лескова // В мире Лескова. М., 1983. С. 5873.
4. Климова М.Н. Сюжетная схема «великодушный старик» в контексте мифа о великом грешнике // Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск. 1998. С. 6474.
5. Майорова О.Е. Рассказ Н.С.Лескова «Несмертельный Голован»: житийная традиция // Русская литература. 1987. № 3.
6. Старыгина Н.Н. Рассказ Н.С. Лескова «Однодум» // Литература в школе. 1998. № 3. С. 9096.
7. Сухачев Н.П., Туниманов В.А. Развитие легенды у Лескова // Миффольклорлитература. Л., 1978. С. 114136.
8. Телегин С.М. Национальное и мифологическое у Лескова. «Очарованный странник» // Литература в школе. 1996. № 1. С. 1624.
9. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М., 1995. С. 4869.
10. Хализев В., Майрова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова. М., 1983. С. 196232.
11. Хализев В.Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIX в. // Русская литература XIX в. и христианство. М., 1997. С. 111119.

Дополнительная литература

1. Гинзбург Л.О. О литературном герое. Л., 1979.
2. Горелов А.А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н. С. Лескова // Лесков и русская литература. М., 1988. С. 3962.
3. Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. Л., 1988.
4. Гримстад К.А. Полиэтничность как религиозная проблема в «Очарованном страннике» Н.С. Лескова // Евангельский текст в русской литературе XVIIIXX веков. Петрозаводск, 1998. С. 454461.
5. Дмитриенко С. Художественное сознание Лескова: постигнутое и постигаемое // Вопросы литературы. 1985. № 11.
6. Дыханова В.С. В поисках своего голоса (Из наблюдений над стилем Лескова) // Вопросы литературы. 1981. № 2. С. 189212.
7. Лихачев Д.С. Особенности поэтики произведений Лескова // Лесков и русская литература. М., 1988. С. 1221.
8. Прокофьев Н.П. Традиции древнерусской литературы в творчестве Н. Лескова // Лесков и русская литерат


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.