Нахождение и выстраивание зрительной линии времени — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Нахождение и выстраивание зрительной линии времени

2019-07-12 137
Нахождение и выстраивание зрительной линии времени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Занимаясь на курсах по развитию памяти с очередной группой, я всегда стараюсь что-то усовершенствовать, попробовать что-то новое, чтобы проверить, насколько это может улучшить динамику развития памяти. Кроме того, время от времени новые наработки проверяются на сотрудниках (чаще студентах), которым интересно все новое. Как правило, именно эта категория обучающихся получает максимум знаний и умений, а мне удается создавать все более совершенные технологии обучения навыкам запоминания и другим направлениям работы с мышлением, которые затем применяются при проведении последующих тренингов.

В результате многочисленных экспериментов мы выявили оптимальное для подавляющего большинства людей направление линии времени. Как известно, модель времени для большинства людей – это некая координатная прямая, на которой есть настоящее, прошлое и будущее.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий, причем интересных, было много, то время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они нам неинтересны, время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется более продолжительным. И наоборот, неинтересное для нас время мы недооцениваем, временной интервал кажется незначительным.

Если исходить из постулатов голографической памяти, становятся понятны эти и многие другие парадоксы восприятия времени: они отражают пространственную локализацию воспоминаний.

Воспоминания об интересных для нас событиях имеют гораздо большую яркость по сравнению с отображением в памяти неинтересного и не насыщенного яркими событиями временного промежутка. Как мы выяснили, голограммы воспоминаний и представлений о волнующих нас событиях обычно располагаются ближе, чем голограммы других воспоминаний, относящихся к тому же времени. Отсюда и обманчивость представлений о том, какие события были раньше, а какие позже.

Отечественные ученые Е. А. Головаха и А. А. Кроник в книге «Психологическое время личности» задают риторический вопрос:

– Значит, такие парадоксы психологического времени, как «прошлое после настоящего» или «будущее до настоящего», вполне реальны?

Если обратиться к памяти как к голограмме, то эти парадоксы находят вполне естественное объяснение. Для большинства людей имеют место следующие пространственно-временные аспекты памяти:

чем ближе на голограмме располагаются события, тем лучше они вспоминаются;

 чем эмоциональнее переживалось событие, тем большую яркость имеет его голограмма и, следовательно, тем лучше мы его помним.

Таким образом, субъективно люди могут воспринимать отдаленные события как близкие, и наоборот.

Перед тем как обращаться на занятиях к теме линии времени, я обычно предлагаю проверить исходный уровень памяти, чтобы было с чем сравнивать.

В качестве проверки предлагается тест на дифференцированные воспоминания, который был разработан мною специально для этой техники, а затем стал использоваться психологами и менеджерами для различных, порой не имеющих отношения к голографической памяти, целей.

Этот тест очень простой. Я выдаю бланки, где нужно указать имя, возраст и пол, и прошу постараться вспомнить своих одноклассников и одноклассниц из первого класса.

Записывать можно только имена или фамилии тех, о ком удается вспомнить все (в каком ряду сидел, за какой партой, слева или справа). Итак, вспомните и запишите все в таблицу 1.

 

Таблица 1. Обычное вспоминание

 

Воспоминания: цветные или черно-белые, объемные или плоские, неподвижные или в движении, со звуками или без звуков, с телесными ощущениями или нет, с эффектом присутствия или нет (подчеркнуть).

 

Самая первая реакция:

– Да вы что?

– Как можно?

– Первый класс?

Потом кому-то все-таки удается вспомнить одного-двух одноклассников, а то и больше. На тест уходит несколько минут.

Затем идет блок упражнений на основы голографической памяти – нахождение зрительной линии времени и выстраивание ее в удобном положении. На все упражнение, которое описано ниже, обычно уходит не более тридцати минут.

Представьте, что в районе левого глаза или левой брови вы включили яркий луч в направлении влево вверх. Если вы сейчас смотрите прямо перед собой, то вам нужно отвести взгляд влево примерно на тридцать градусов и поднять вверх на тридцать градусов. Это оптимальное направление линии времени (прошлое соответствует левому лучу) для большинства людей.

1.  Вспомните что-нибудь, что вы видели от пяти до пятнадцати минут назад и постарайтесь рассмотреть, где вы воспринимаете изображение. Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз? Насколько далеко находится эта картинка?

Для того чтобы упростить заочное овладение технологией голографической памяти, я предложил участникам одной из групп поделиться своими наблюдениями непосредственно во время занятий.

 

– Где вы видите картинку того, что было с вами десять минут назад?

Наташа: Я вижу ее прямо перед собой, примерно на расстоянии в сорок сантиметров.

Виктор: А у меня картинка немного слева и внизу, примерно на уровне живота.

Анжела: Мне кажется, что картинка где-то сзади, немного выше головы. Или это только кажется?

– Все правильно, Анжела, вы действительно воспринимаете картинку там, где вы сказали. Когда мы выстроим зрительные воспоминания в оптимальном порядке, вам будет гораздо удобнее ими оперировать.

Александр: А как быть, если я не вижу картинку, а вспоминаю так, словно я нахожусь внутри воспоминания? Где мне искать картинку?

– Это хорошо, что ваши воспоминания имеют объем, глубину, обладают ярко выраженным эффектом присутствия. Местоположение картинки можете не искать.

 

На мысленном луче, на расстоянии примерно в пять—девять сантиметров от лица, вообразите небольшой экран произвольных размеров (например, пять на десять или десять на пятнадцать сантиметров). Представьте, как этот экран загорается наподобие экрана телевизора или монитора компьютера и на нем появляется изображение того, что вы видели пять – пятнадцать минут назад. Сделайте изображение ярким и движущимся.

Не каждому удается найти исходную линию времени, поэтому данный метод выстраивания голограммы хорошо работает для всех.

Если вы нашли, где располагается изображение с воспоминаниями, просто перенесите уже имеющуюся картинку недавнего прошлого, которую только что увидели, на левый луч, на мысленный экран, расположенный на расстоянии пяти – девяти сантиметров от лица, и зафиксируйте ее там.

Для более точного определения нового пространственного расположения голограммы я предлагаю использовать индивидуальные пропорции тела. Экран с воспоминанием о том, что было десять минут назад, будет располагаться от лица на расстоянии вытянутого большого пальца. Для людей среднего роста это составляет пять – девять сантиметров.

Зафиксируйте картинку в новом положении, мысленно удерживая ее в этом месте в течение десяти—пятнадцати секунд. Это первая опорная точка на голограмме.

 

– Александр, вам удалось представить на экране то, что вы только что вспоминали?

Александр: Да, только не так четко, как раньше. И картинка проигрывает в яркости, и цвета не так хорошо видны.

– Все нормально, ваша задача в данном случае зафиксировать изображение в нужной точке.

Александр: А какой тогда смысл в такой памяти, если я сейчас, представляя на экране, все вижу не так ярко, как при обычном воспоминании?

– При выполнении данного упражнения вы всего лишь выставляете опорные, ключевые точки воспоминаний, чтобы затем, благодаря им, собрать всю память в этом направлении. А потом вы будете просто оживлять экран на нужном расстоянии от лица и погружаться в воспоминания не как на экране, а так, как вы первый раз вспоминали, – вживую. Но при этом качественные и количественные показатели вашей памяти возрастут минимум в два – три раза.

 

После закрепления картинки с воспоминанием экран можете отпустить. Под словом «отпустить» мы понимаем прекращение волевого сознательного управления данным воображаемым объектом. Обычно после этого изображение вместе с мысленным экраном либо исчезает, либо становится менее ярким.

2.  Вспомните что-нибудь, что вы видели три – четыре часа назад, и постарайтесь рассмотреть, где вы воспринимаете изображение. Насколько далеко от первого изображения находится эта картинка? Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз?

 

Наташа: Я вижу картинку немного дальше, чем первую.

Виктор: Я вижу картинку левее, примерно на том же уровне.

Анжела: Мне кажется, что у меня картинка в том же самом месте, сзади, немного выше головы.

– Исходная линия времени может иметь самую неожиданную конфигурацию. Пусть это вас не смущает. Зачастую воспоминания могут не только располагаться с разных сторон, но и совпадать в пространстве.

 

Затем на мысленном луче включаем экран такого же или немного большего размера. На расстоянии одного локтя (менее половины длины руки) от лица представляем на экране зрительный образ, который видели примерно три – четыре часа назад.

Для людей среднего роста расстояние составляет примерно тридцать сантиметров. Лучше не просто представлять зрительный образ, а переносить его с исходной линии времени. Делаем его ярче, стараемся включить движение, фиксируем в течение десяти-пятнадцати секунд, затем отпускаем. Это вторая опорная точка.

3.  Вспомните что-нибудь, что вы видели примерно сутки назад (плюс-минус три – четыре часа), и постарайтесь рассмотреть, где вы воспринимаете изображение. Насколько далеко от первого изображения находится картинка? Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз?

 

Наташа: Я вижу ее прямо перед собой, но еще дальше. Примерно на расстоянии в пятьдесят – шестьдесят сантиметров.

Виктор: Мне кажется, что изображение немного дальше и немного выше, чем предыдущие два.

Анжела: Я затрудняюсь, но мне кажется, я воспринимаю эту картинку точно там же, где и предыдущие.

 

Переносим изображение на левый луч, размещаем его на расстоянии согнутой (в виде дуги) руки от лица. Для людей среднего роста это составляет пятьдесят сантиметров. Представляем изображение на экране, размер которого делаем еще большим или оставляем прежним.

Если исходную линию времени найти не удалось, просто включаем картинку с изображением того, что видели в указанный выше промежуток времени. Стараемся усилить яркость, добавляем движение и фиксируем в течение десяти – пятнадцати секунд, затем отпускаем. Это третья опорная точка.

4.  Вспомните что-нибудь, что вы видели примерно неделю назад, и постарайтесь рассмотреть, где вы воспринимаете это изображение. Насколько далеко от первого изображения находится эта картинка? Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз?

 

Наташа: Я вижу изображение намного ближе, примерно в десяти сантиметрах от лица.

– Наверное, это какое-то весьма эмоциональное воспоминание, если вы видите его намного ближе других картинок?

Наташа: Да, неделю назад я была на вечеринке.

Виктор: У меня картинка находится за спиной.

Анжела: Изображение почему-то справа и немного спереди.

 

Следующий экран аналогичного размера включаем, вытянув прямую руку по направлению влево вверх, там, где у нас основание большого пальца руки. Это четвертая опорная точка.

Переносим на экран изображение с исходной линии времени, с того места, где мы рассмотрели воспоминания о том, что было с нами примерно неделю назад. Если исходная линия времени не была найдена, то просто представляем на экране то, что соответствует нашим воспоминаниям примерно недельной давности (плюс-минус один – два дня). Стараемся сделать изображение ярким, движущимся. Фиксируем картинку в пространстве в течение десяти – пятнадцати секунд. Для людей среднего роста расстояние от лица равно примерно шестидесяти сантиметрам.

5.  Вспомните что-нибудь, что вы видели месяц назад, и постарайтесь рассмотреть, где вы на этот раз воспринимаете изображение. Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз? Насколько далеко от первого изображения находится картинка?

Следующий экран аналогичного размера включаем на расстоянии прямой руки с согнутыми пальцами. Для людей среднего роста это дальше предыдущего экрана примерно на четыре – пять сантиметров. Это пятая опорная точка.

Переносим на экран изображение с исходной линии времени, с того места, где мы рассмотрели воспоминание о том, что было с нами примерно месяц назад. Если исходная линия времени не была найдена, то просто представляем на экране то, что соответствует нашим воспоминаниям примерно месячной давности (плюс-минус несколько дней). Стараемся сделать изображение ярким, движущимся. Представляем картинку в этом месте примерно десять – пятнадцать секунд.

6.  Вспомните что-нибудь, что вы видели примерно год (плюс-минус один – два месяца) назад, и постарайтесь рассмотреть, где вы воспринимаете изображение. Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз? Насколько далеко от первого изображения находится картинка?

Экран такого же размера, как предыдущий, или чуть меньший включаем на расстоянии прямой руки с полусогнутыми пальцами. Он расположен на четыре – шесть сантиметров дальше предыдущего. Это шестая опорная точка.

Переносим изображение на экран с исходной линии времени, с того места, где мы рассмотрели воспоминания о том, что было примерно год назад.

Если исходная линия времени не была найдена, то просто представляем на этом экране то, что соответствует нашим воспоминаниям примерно годичной давности (плюс-минус несколько месяцев). Стараемся сделать изображение более ярким, движущимся и фиксируем картинку в пространстве в течение десяти – пятнадцати секунд. Для людей среднего роста экран располагается примерно в семидесяти сантиметрах от лица.

7.  Вспомните, что было с вами примерно девять лет назад. Рассмотрите, где воспринимается зрительное воспоминание о том времени. Перенесите его на соответствующий экран на левом луче.

Экран, который вы включаете при выполнении этого упражнения, располагается от лица на расстоянии руки с выпрямленными пальцами (примерно семьдесят сантиметров для людей среднего роста). Это седьмая опорная точка.

Размер экрана произволен: он может быть в два—три раза меньше предыдущего или такой же. Перенесите на экран с исходной линии времени изображение, соответствующее тому, что было с вами около девяти лет назад, или просто постарайтесь рассмотреть на экране эти воспоминания. Усиливаем яркость, добавляем движение, фиксируем на десять – пятнадцать секунд.

8.  Если вам за сорок, необходимо еще одно воспоминание. Вспомните, что было с вами примерно двадцать или двадцать пять лет назад. Рассмотрите, где воспринимается зрительное воспоминание о том времени. Перенесите образ на соответствующий экран на левом луче.

Последний экран, который вы включаете на левом луче при выполнении этого упражнения, находится на расстоянии руки с выпрямленными пальцами от лица. Руку стараемся вытянуть еще дальше в направлении влево-вверх, но без разворота корпуса. Для людей среднего роста это составляет примерно семьдесят шесть сантиметров, на четыре – шесть сантиметров дальше седьмой опорной точки.

Если вам меньше сорока лет, то выставлять эту точку необязательно.

Чаще всего затруднения в определении исходного расположения зрительных воспоминаний обусловлены недостаточной концентрацией внимания. В этом случае я рекомендую перед поиском каждого из воспоминаний выполнять упражнение на концентрацию № 1.

Итак, вы нашли зрительные воспоминания и выставили опорные точки на левом луче голограммы. Теперь необходимо закрепить новую конфигурацию линии времени и собрать на нее остальные воспоминания.

Предварительно максимально концентрируемся, выполняя упражнение на концентрацию № 1 и одновременно представляя левый луч голограммы с выставленными картинками. При этом необходимо продолжать ощущать все свое тело.

Включаем все экраны и стараемся несколько секунд видеть их все одновременно.

Если трудно видеть все изображения, можно ограничиться только рамками экранов. При этом представляем, как остальные зрительные образы, которые мы не вспоминали, также собираются на левый луч голограммы и занимают соответствующие пространственно-временным соотношениям места.

Кто-то представляет зрительные образы как множество фотографий, которые слетаются со всех сторон из пространства вокруг тела на левый луч, кто-то видит их как листки бумаги, кто-то – как смутный туман… Некоторым удобнее представлять их в виде желтых папок с компьютерного экрана: на левый луч собирается очень много папок, они выстраиваются вплотную друг к другу. В дальнейшем можно выбрать нужную папку, и она превратится в экран с изображением. Здесь возможны два варианта: можно либо сразу увидеть желаемое изображение на экране, либо вспомнить его, фиксируя внимание на соответствующем месте в пространстве.

Обычно на выполнение упражнения по собиранию всех воспоминаний на левый луч информационного треугольника уходит одна-две минуты.

Напоминаю, что эффект от упражнения намного выше, если вы одновременно с представлением того, как все зрительные воспоминания собираются на левый луч, будете ощущать свое тело и полностью видеть информационный треугольник, в котором левый луч (прошлое) и правый (будущее) располагаются симметрично. Третья грань соединяет крайние точки в единую информационную систему.

После первого выставления линии времени я предлагаю проверить, насколько лучше вы можете вспомнить тот же первый класс. Выполняем стандартное упражнение на концентрацию внимания № 1 из гештальт-терапии, а затем на левом луче отмеряем расстояние от шестидесяти пяти до восьмидесяти сантиметров (в зависимости от возраста), потом включаем там мысленный экран, на котором представляем тех, вместе с кем учились в первом классе.

Если моментального эффекта не наблюдается, вспоминайте несколько минут. Ваша память может работать намного лучше!

Запишите в таблицу 2 имена или фамилии тех, кого вы вспомнили на этот раз.

 

Таблица 2. Вспоминание на голограмме

 

Воспоминания: цветные или черно-белые, объемные или плоские, неподвижные или в движении, со звуками или без звуков, с телесными ощущениями или нет, с эффектом присутствия или нет (подчеркнуть).

 

Обычно обучающихся удивляет не столько количественное улучшение вспоминаемости, сколько качественное. Первый класс многие начинают вспоминать намного ярче, появляется эффект присутствия.

Кто-то вспомнил, как ноги не доставали до пола, когда сидел за партой, кто-то заметил, что десятиклассники казались большими и высокими… Не у всех получается сразу, имейте терпение. Кому-то надо потратить двадцать – тридцать секунд на то, чтобы память начала работать намного лучше.

Не менее интересным для многих является обратное усиление голограммы.

После выставления зрительных воспоминаний на левом луче нужно отвлечься от работы с голограммой на короткий промежуток времени (от восьми до пятнадцати минут) и выполнить в течение трех – пяти минут вторую часть теста на дифференцированные воспоминания. После этого на тренинге мы обсуждаем причины, по которым некоторым обучающимся так и не удается вспомнить первый класс. На это в среднем уходит от восьми до пятнадцати минут. Затем выполняем упражнение на обратное усиление голограммы.

На левом луче голограммы включаем картинку того, что было с нами девять лет назад (те, кто постарше, сначала вспоминают события двадцатипятилетней давности). Потом на голограмме мы видим воспоминания, отстоящие от настоящего примерно на год, затем на месяц, неделю, сутки, три – четыре часа, пять – пятнадцать минут.

В этом ряду воспоминаний и представлений о прошлом, как вы догадываетесь, меняются только два ближайших образа, соответствующие трем – четырем часам и нескольким минутам.

Именно в этот момент многие начинают наблюдать эффект лавинообразного улучшения вспоминаемости информации: события прошлого при втором проходе по голограмме мы видим настолько ярко и воспринимаем так живо, как если бы все это происходило с нами прямо сейчас.

По истечении трех – четырех часов после обратного усиления необходимо снова вернуться к голограмме. На тренингах не всегда в нашем распоряжении есть эти три часа, поэтому второе усиление голограммы мы выполняем чаще всего спустя полтора – два часа; в течение этого промежутка времени мы осваиваем и тренируем классические приемы (мнемотехники), значительно упрощающие и облегчающие запоминание различных видов информации, а также специфические приемы, работающие только при использовании голограммы памяти.

Итак, второе усиление (закрепление) нового расположения голограмм мы начинаем с включения самого ближнего экрана на левом луче (видим то, что случилось от пяти до пятнадцати минут назад). Затем включаем экран с воспоминаниями о том, что видели три – четыре часа назад, сутки, неделю, месяц, год, девять лет (те, кто постарше, вспоминают и то, что было двадцать пять лет назад).

Как после первого, так и после второго обратного усиления голограммы, необходимо мысленно представлять весь информационный треугольник с лучами, наполненными картинками.

На второе усиление голограммы обычно уходит минимум времени (три – пять минут), а польза от этого весьма значительная. Для получения максимального эффекта от голограммы зрительной памяти осталось вернуться к ее закреплению еще два раза (через один – два месяца и через год). Но об этом немного позже.

При выставлении голограммы я настоятельно рекомендую не стесняться, поднимать руку и мысленно размещать экран на ладони. Эффект при таком выставлении выше, чем при обычном «подвешивании» голограммы в пространстве. Почему? Все очень просто. Когда человек фиксирует ладонь в том месте, где мысленно видит плоскость голограммы, то это простое действие само по себе генерирует в коре головного мозга представление о конкретном месте, в отличие от воображаемого представления экрана без показывания рукой. Как известно, в памяти обычно намного лучше закрепляются реальные события и значительно слабее – мысленные представления. Поэтому стараемся при выставлении голограммы отмерять расстояние и показывать расположение экранов прошлого левой рукой, а экранов будущего – правой, держа ладонь перпендикулярно направлению луча голограммы (наподобие экрана).

Замечу, что при выставлении экранов с показыванием их положения ладонью начинают срабатывать и другие составляющие тончайшего механизма, именуемого разумом. Более подробно я обычно освещаю этот вопрос при подготовке инструкторов (педагогов, психологов) по голографической памяти.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.