Составитель программы: Шилакина А.В. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Составитель программы: Шилакина А.В.

2019-07-12 178
Составитель программы: Шилакина А.В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Составитель программы: Шилакина А.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Место дисциплины в структуре ООП. Данный курс является дисциплиной по выбору первого цикла учебного плана по направлению подготовки «Психология» и преподается студентам во 2-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа).

Освоение профессиональной этики основывается на знаниях, приобретенных при изучении философии, логики, педагогики и культурологии.

Цель изучения дисциплины – формирование у студентов целостной системы знаний об общих закономерностях становления и развития общечеловеческой морали и нравственной культуры, этической науки, бережного отношения к духовным ценностям российского общества, глубокого уважения чести и достоинства человека-гражданина, высокого нравственного сознания, чувства долга и ответственности за порученное дело, воли и настойчивости в достижении поставленных целей и принятых решений, чувства нетерпимости к любому нарушению, этических норм и правил в профессиональной деятельности.

Основные задачи дисциплины: вооружить студентов знаниями основных положений этической теории, международных и государственных правовых актов, которые являются источниками служебного и морального долженствования в профессиональной деятельности;

воспитать у студентов такие нравственные качества, как гуманизм, справедливость, высокая гражданская ответственность, чувство долга, честь, верность слову и др.;

сформировать у студентов навыки систематического нравственного самовоспитания, а также выработать умения критически относиться к любым нарушениям этических норм и правил в своей профессиональной деятельности.

Программа курса состоит из 3-х разделов, включает 8 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: предмет и основные проблемы этики; основные категории этики; основные понятия профессиональной этики; профессионализм и ответственность – ведущие моральные ценности специалиста; профессионально-нравственные характеристики служебного коллектива; деловое общение; служебный этикет и культура поведения.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков и усвоения следующих тем: значение профессиональной этики для современного специалиста с высшим образованием в сфере психологии; деловое общение; служебный этикет и культура поведения; проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких, как: нравственное начало в природе (П. Кропоткин); «Два источника религии и морали» (А. Бергсон); «К генеалогии морали» (Ф. Ницше); деонтология – наука о должном; кодексы профессионального поведения; понятия профессионального долга, чести и достоинства; ответственность и свобода, ответственность и право, ответственность и долг; свобода и ответственность как условия диалога личности и общества; взаимосвязь профессионализма и ответственности в деятельности специалиста; методика ведения переговоров; деловое общение в экстремальных условиях; ораторское искусство и этикет специалиста.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся понаправлениям подготовки «Экономика должны:

знать основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в своей профессиональной сфере, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности; сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления; понятие этикета, его роль жизни общества, особенности этикета специалиста с высшим образованием в своей профессиональной сфере;

уметь оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения; применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях;

владеть навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.

Процесс изучения дисциплины «Профессиональная этика» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология»следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

- использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);

- описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр 1 Аудиторные занятия 3 6 3 6 в том числе:     Лекции (Л) 18 18 Семинарские занятия (СЗ)     Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачет 18 18 Лабораторные работы (ЛР)     Самостоятельная работа 36 36 в том числе:     Курсовая работа     Реферат     Другие виды самостоятельной работы 36 36 Текущий контроль успеваемости     Тестовый контроль + + Контрольные работы     Другие формы, способы текущего контроля + + Форма промежуточной аттестации (зачет) + +

Общая трудоемкость, часы

Зачетные единицы

72 72 2 2

Тематический план (типовой)

Наименование темы

Количество часов

по учебному плану

Количество

Аудиторных часов

Из них, час

Самостоятельная

Работа

Формируемые

Компетенции

лекции практические занятия

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

 

Тема3. Основные понятия профессиональной этики

Понятие и особенности профессиональной этики. Профессиональная этика как часть морали общества. Гуманизм, толерантность, трудолюбие, патриотизм и интернационализм, законопослушность как общие принципы морали и профессиональной этики.

Моральная ответственность специалиста. Задачи профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием в сферах экономики, менеджмента, международных отношений. Значение профессиональной этики для современного дипломатического работника, экономиста, менеджера. Профессиональная этика и профессионально-нравственные признаки.

Понятие моральной нормы. Кодексы профессионального поведения (деонтологические кодексы) как основа определенного типа поведения и нравственных отношений в профессиональном коллективе*. Кодексы чести. Понятия профессионального долга, чести и достоинства*. Справедливость и профессиональный такт, уверенность и оптимизм как существенные элементы и нравственные категории профессиональной этики.

Основные нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам международных органов, экономистам, менеджерам.

Требования к кандидатам на службу в государственных и международных организациях и учреждениях, российских и зарубежных предпринимательских структурах, общественных организациях и редакциях средств массовой информации, поддерживающих международные связи и занимающихся экономической, управленческой и международной проблематикой. Профессиональная пригодность. Профессиональный выбор.

Проблемы профессиональной адаптации.

Профессиональная деформация сотрудников в сферах экономики, менеджмента, международных отношений и причины ее возникновения.

Признаки и структура профессиональной деформации. Основные направления профилактики профессиональной деформации.

Тема 6. Деловое общение

 

Социально-психологические проблемы руководства.

Этика делового общения как показатель профессиональной культуры специалиста.

Нравственные принципы делового общения.

Этические требования к проведению деловых бесед, переговоров.

 Деловое общение в экстремальных условиях*.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования профессиональных навыков обучающихся. Процент таких занятий из общего числа аудиторных занятий составляет 50% от общего количества аудиторных занятий.

Основными видами учебной работы являются: лекции, практические занятия, коллоквиумы, групповое обсуждение области применения знаний, полученных при изучении каждой темы, в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных технологий.

Групповые дискуссии, разбор конкретных профессиональных задач, анализ случаев (кейс-метод), выполнение контрольных заданий.

Самостоятельная работа студентов включает изучение литературных источников, их анализ, подготовку по темам пропущенных занятий.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

При изучении курса организуется текущий и итоговый контроль успеваемости.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем по форме и методике, выбираемым преподавателем.

Основными способами контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов являются контрольные работы, тестирование, письменные рефераты, эссе, блиц-опросы по определениям, устные ответы на теоретические вопросы, а также другие виды работ и способы контроля.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

 

Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Этика как наука о нравственности, ее предмет и методы.

2. Мораль как предмет этики, ее характеристика.

3. Сущность морали, ее основные функции.

4. Соотношение этики и морали.

5. Соотношение морали и права.

6. Соотношение морали и политики.

7. Правовая и моральная ответственность.

8. История возникновения и развития этической мысли.

9. Основные категории этики.

10. Добро и зло как основные этические категории.

11. Честь и совесть как основа деятельности специалиста.

12. Категория долга. Долг служебный и моральный.

13. Гуманизм как этический принцип.

14. Понятие и особенности профессиональной этики.

15. Задачи профессиональной этики.

16. Значение профессиональной этики для современного специалиста.

17. Профессиональная этика и профессионально-нравственные признаки.

18. Основные нравственные требования, предъявляемые к экономистам, менеджерам, специалистам в области международных отношений.

19. Проблема нравственной взаимосвязи целей, средств и результатов деятельности. Проблема «меньшего зла».

20. Требования к кандидатам на государственную службу. Профессиональная пригодность.

21. Проблемы профессиональной адаптации.

22. Профессиональная деформация сотрудников, причины ее возникновения.

23. Признаки и структура профессиональной деформации.

24. Основные направления профилактики профессиональной деформации.

25. Справедливость, гуманизм и ответственность в деятельности экономиста, менеджера, специалиста международных отношений.

26. Признаки трудового коллектива.

27. Социально-психологические особенности общения в группах, в коллективах.

28. Конфликты в коллективе, способы их разрешения.

29. Этика делового общения как показатель профессиональной культуры экономиста, менеджера, специалиста международных отношений.

30. Понятие и сущность служебного этикета.

31. Культура служебных отношений.

32. Нравственные основы деятельности руководителя коллектива

33. Специфика служебного этикета в экономической, управленческой и международной деятельности.

34. Общая характеристика кодексов профессиональной этики в Америке, Европе и России.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

А) Основная литература:

Егорышев С.В. Профессиональная этика: курс лекций. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.

Кобликов А.С. Юридическая этика: учеб. для вузов. – 4-е изд. – М.: Норма – Инфра-М, 2009.

Красило А.И. Практическая психология в образовании. М., МГУ, 2011

 

Б) Дополнительная литература:

Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учеб. – М., 2007.

Разин А.В. Основы этики: учебник. – М.: Инфра-М, 2008. – 304 с.

Разин А.В. Этика: учебник. – М.: Академпроект, 2006. – 624 с.

Некрасов Е.Н. Основы этики: учебник. – М.:Инфра-М, Форум, 2008. – 224 с.

Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник. – М.: Инфра-М, 2009. – 424 с.

 

В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Центральный официальный портал Российской Федерации – сайт «Официальная Россия», размещенный по адресу http://gov.ru.

2. Образовательные ресурсы сети Интернет http://book.kbsu.ru;http://koob.ru; http://ihtik.lib.ru; http://elibrary.ru.

3. Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru;

4. Компьютерные презентации Power Point.

5. Э лектронные информационные ресурсы Российской государственной библиотеки (www.rsl.ru).

 

ДИСЦИПЛИНЫ

Для организации учебного процесса по данной дисциплине необходимо использование аудитории, оснащенной мультимедийной системой.

Для обеспечения самостоятельной работы студентов не требуется дополнительного оборудования. Самостоятельная работа осуществляется студентом в библиотеке, либо в сети Интернет.

 


* в т.ч. в интерактивной форме

* Изучаются самостоятельно.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Составитель программы: Шилакина А.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Место дисциплины в структуре ООП. Данный курс является дисциплиной по выбору первого цикла учебного плана по направлению подготовки «Психология» и преподается студентам во 2-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа).

Освоение профессиональной этики основывается на знаниях, приобретенных при изучении философии, логики, педагогики и культурологии.

Цель изучения дисциплины – формирование у студентов целостной системы знаний об общих закономерностях становления и развития общечеловеческой морали и нравственной культуры, этической науки, бережного отношения к духовным ценностям российского общества, глубокого уважения чести и достоинства человека-гражданина, высокого нравственного сознания, чувства долга и ответственности за порученное дело, воли и настойчивости в достижении поставленных целей и принятых решений, чувства нетерпимости к любому нарушению, этических норм и правил в профессиональной деятельности.

Основные задачи дисциплины: вооружить студентов знаниями основных положений этической теории, международных и государственных правовых актов, которые являются источниками служебного и морального долженствования в профессиональной деятельности;

воспитать у студентов такие нравственные качества, как гуманизм, справедливость, высокая гражданская ответственность, чувство долга, честь, верность слову и др.;

сформировать у студентов навыки систематического нравственного самовоспитания, а также выработать умения критически относиться к любым нарушениям этических норм и правил в своей профессиональной деятельности.

Программа курса состоит из 3-х разделов, включает 8 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: предмет и основные проблемы этики; основные категории этики; основные понятия профессиональной этики; профессионализм и ответственность – ведущие моральные ценности специалиста; профессионально-нравственные характеристики служебного коллектива; деловое общение; служебный этикет и культура поведения.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков и усвоения следующих тем: значение профессиональной этики для современного специалиста с высшим образованием в сфере психологии; деловое общение; служебный этикет и культура поведения; проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких, как: нравственное начало в природе (П. Кропоткин); «Два источника религии и морали» (А. Бергсон); «К генеалогии морали» (Ф. Ницше); деонтология – наука о должном; кодексы профессионального поведения; понятия профессионального долга, чести и достоинства; ответственность и свобода, ответственность и право, ответственность и долг; свобода и ответственность как условия диалога личности и общества; взаимосвязь профессионализма и ответственности в деятельности специалиста; методика ведения переговоров; деловое общение в экстремальных условиях; ораторское искусство и этикет специалиста.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся понаправлениям подготовки «Экономика должны:

знать основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в своей профессиональной сфере, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности; сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления; понятие этикета, его роль жизни общества, особенности этикета специалиста с высшим образованием в своей профессиональной сфере;

уметь оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения; применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях;

владеть навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.

Процесс изучения дисциплины «Профессиональная этика» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология»следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

- использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);

- описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр
1
Аудиторные занятия 3 6 3 6
в том числе:    
Лекции (Л) 18 18
Семинарские занятия (СЗ)    
Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачет 18 18
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа 36 36
в том числе:    
Курсовая работа    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы 36 36
Текущий контроль успеваемости    
Тестовый контроль + +
Контрольные работы    
Другие формы, способы текущего контроля + +
Форма промежуточной аттестации (зачет) + +

Общая трудоемкость, часы

Зачетные единицы

72 72
2 2

Тематический план (типовой)

Наименование темы

Количество часов

по учебному плану

Количество

Аудиторных часов

Из них, час

Самостоятельная

Работа

Формируемые

Компетенции

лекции практические занятия

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.