Тройственный символизм семерки и ее графическое изображение — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тройственный символизм семерки и ее графическое изображение

2019-07-12 152
Тройственный символизм семерки и ее графическое изображение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эзотерический символизм семерки состоит в том, что она представляет собой законченный циклический процесс или явление, при котором троичная сущность всегда облекается в четверичную материальную форму. Все проявленное мироздание пронизано семеричными структурами.

В своем божественном аспекте семерка, как коренное среди «числ предвечных», олицетворяет собой идею полноты проявленного цикла с его единством идеальных (троичность) и материальных (четверичность) качеств. Она выражает идею господства духа над формой.

В природном аспекте данное число будет означать семеричную полноту проявлений.

В человеческом аспекте семерка выражает идею победы высшей триады над четверкой низших тел, рождающих в человеке ощущение отдельности.

В графическом изображении семерка представляет собой семилучевую звезду или пантакль, нижняя часть которого имеет квадратичную форму, а верхняя – треугольную.

 

Атрибуты и сущность семерки

Символизируя совершенство макрокосма, соединенного с микрокосмом, семерка означает целостность, полноту, высшую симметрию, тайну, всеохватность, законченность.

Мэнли Холл так пишет о пифагорейском восприятии семерки: «Пифагорейцы называли гептаду, 7, достойной поклонения. Она считалась числом религии, потому что человек управляется семью небесными духами, которым человек делает приношения. Она часто называется числом жизни, потому что полагали, что рожденный через семь месяцев после зачатия человек живет, но те, кто рождается через восемь месяцев, часто умирают. Один автор называет ее Девой без Матери, Минервой, потому что она родилась из головы Отца, монады. Ключевыми словами к гептаде являются: удача, случай, опека, управление, правительство, суждение, сновидения, голоса, звуки и то, что ведет вещи к их концу. Божества, чьи атрибуты были выражены гептадой, – это Осирис, Марс, Клио (одна из муз)».

Универсальность числа 7, его всеобщий характер подчеркивали многие исследователи проявлений числового символизма в различных культурах. Так, В. Н. Топоров пишет:

«Магическое число 7 характеризует общую идею Вселенной, константу в описании Мирового Древа, полный состав пантеона, число сказочных героев‑братьев (ср. «Семь братьев», «Семь Симеонов» и сестер и т. п.), число дней недели, число дней праздников, количество цветов спектра, тонов в музыке, основных запахов стереохимической теории, константу, определяющую объем человеческой памяти. В некоторых культурно‑языковых традициях существует семеричная система счисления и/или число 7 выступает вообще как наиболее употребительное число, характеризующее почти универсально все, что исчисляется в мифопоэтическом космосе».

По свидетельству Блаватской, о сакральном значении числа 7 знали задолго до Библии, где эта тема получила дальнейшее развитие – еще Гесиод применял высказывание: «Седьмой есть священный день». Основательница Теософского общества дала свой подробный список тех областей бытия, где число 7 проявляет свою священную природу: «Употребление числа семь никогда не было ограничено одной народностью. Это достаточно свидетельствуют семь ваз в Храме Солнца около развалин Бабиана в Верхнем Египте; семь огней, на протяжении веков, постоянно горящих перед алтарем Митры; семь священных храмов арабов; семь полуостровов, семь островов; семь морей; семь гор и рек Индии и Зохара; еврейские Сефироты, или Духи; семь созвездий, упомянутых Гезиодом и Гомером; и все нескончаемые семеричности, которые встречаются востоковедами в каждом открытом ими манускрипте».

Как всегда, емкую и полную характеристику числа со всеми его атрибутами дает X. Э. Керлот: «Семь символизирует совершенный порядок, полный период или цикл. Заключает в себе союз троичности и четверичности и поэтому наделено исключительной ценностью. Оно соответствует семи направлениям пространства (т. е. шести существующим измерениям плюс центр), семиконечной звезде, примирению квадрата с треугольником посредством наложения последнего на предыдущий или путем вписывания одного в другой. Это число образует базовую серию для музыкальных нот, спектральной шкалы и планетарных сфер, как и для богов, соответствующих им; а также для главных добродетелей и противоположных им смертных грехов. Оно также соответствует кресту с его тремя измерениями, и в заключение – это символ страдания».

Практически все авторы (Генон, Блаватская, Э. Леви), писавшие о числе 7, указывают на его связь с процессом проявления. Об этом же говорит Мэнли Холл:

«Число 3 (дух, ум, душа) снисходит в 4 (мир), и результатом является сумма 7, или мистическая природа человека, состоящая из тройного духовного тела и четырехсоставной материальной формы. Они символизированы в кубе, который имеет шесть граней и таинственную седьмую точку внутри. Шесть граней – это направления: север, запад, юг, восток, верх, низ, или же Земля, Воздух, Огонь, Вода, Дух и Материя. В середине всего стоит 1, которая представляет фигуру стоящего человека, от центра которого в кубе расходятся шесть пирамид. Отсюда происходит великая оккультная аксиома: Центр есть отец всех направлений, измерений и расстояний».

Семерку считали девственным числом, поскольку, как писал древнеармянский философ Давид Анахт, в отличие от других чисел «семь не порождает никакое число из входящих в десятку и не порождается каким‑нибудь числом». Потому семерка представляет собой сокровенный центр шестиугольника или шестиконечной звезды, который как бы не касается ни одного из шести углов, поскольку принадлежит иному пространству и иной реальности. Именно по этой причине такой центр является средоточием мистической силы. Оккультисты утверждают, что «седьмой ключ есть иероглиф священной семеричности, царской власти, жречества (Посвященного), восторжествования и истинного достижения путем борьбы. Это магическая власть во всей ее силе, истинное Святое Царство».

Керлот описывает также не только число, но и сам принцип семеричности, лежащий в основании числа семь: «Это есть некий порядок составления (композиции) семи элементов. В конечном счете семеричность основана на семи направлениях пространства – два противоположных направления для каждого измерения плюс центр. Этот особый порядок из шести подвижных и одного неподвижного элементов проецируется на неделю как модель семеричности во временном протяжении.

Три во многих культурах является числом, относящимся к Небу (Небесам) (так как это число образует вертикальный порядок трехмерного пространственного креста), а число четыре ассоциируется с Землей (по причине четырех сторон двух горизонтальных направлений, сравнимых с основными пунктами. Следовательно, семь – эго число, выражающее сумму Небес и Земли (как двенадцать есть выражение умножения их качеств).

В религии семеричность выражается или подразумевается в триадах (таких, как три теологические добродетели) плюс четыре основные добродетели, а также в семеричности основных грехов.

В традиционной теории символов семеричность рассматривается как производная или аналогичная духовным принципам семи планет или древним мифологическим божествам. На небесах семь приобретает особый смысловой оттенок в образовании созвездия Плеяд – дочерей Атласа (шесть из которых видимы, а одна невидима). Число семь с его характерным синтетическим качеством рассматривается как символ трансформации и взаимодействия все'х иерархически организованных порядков в целом. Отсюда семь нот диатонического ряда, семь цветов радуги, семь планетарных сфер и семь планет».

Представляет интерес соотнесенность числа 7 с планетами и вообще с астрологическими свойствами. Для этого необходимо посмотреть, как соотносится принцип семеричности с идеями астрологии. По свидетельству Керлота, «семеричность берется как разделенная на числа два и пять, а иногда как их соединение (Солнце, Луна – Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн) или как разделение на 3 и 4 (и их соединение) (Солнце, Луна, Меркурий – Венера, Марс, Юпитер, Сатурн)».

Агни Йога говорит о семеричности довольно много, утверждая, что это главный принцип числового символизма.

 

ЧИСЛО 8 – ОГДОАДА


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.