Крест начинает вращение. Свастика — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Крест начинает вращение. Свастика

2019-07-12 174
Крест начинает вращение. Свастика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Есть много вер, и все несхожи…

Что значит – ересь, грех, ислам?

Любовь к Тебе я выбрал, Боже.

Все прочее – ничтожный хлам.

Омар Хайям

 

Разновидностью креста является свастика. Ее значение также было схожим – символ Солнца, успеха, благополучия. Помимо этого у индусов свастика считается символом стихии Огня. Так же, как и крест, свастика бывает не только 4‑, но и 3‑, 5‑, 6‑ и 8‑конечной.

Свастику использовали еще древние люди. Изображение свастики высечено на первых каменных календарях, сооруженных 6–7 тыс. лет назад. Когда луч Солнца падал на изображение свастики – это было знаком к началу сбора урожая. С этим значением свастики связано ее широкое использование в украшении предметов крестьянского быта. Тибетские крестьяне с древних времен рисуют свастику на двери дома; раньше такой же обычай существовал у кельтов.

Другое значение свастики – символ хода времени (что согласуется с ходом Солнца по небу). Причем правая свастика означает развитие, прогресс, а левая – регресс, возвращение к прошлому. Древние люди использовали преимущественно правую свастику, а нацисты избрали своей эмблемой левую; это могло быть связано не только с их идеями о возрождении «древнего арийского духа», но и с тем, что левая свастика использовалась в родовых гербах многих немецких аристократов, а также на щитах викингов.

Кроме того, существует мистическое толкование свастики как символической карты Атлантиды, в которой, по легендам, было четыре реки, вытекающие из одного источника.

С тех пор как свастику узурпировали нацисты, она вызывает неадекватную реакцию у людей. Всякое ее использование расценивается как симпатия к нацизму. Замалчиваются археологические находки, в которых присутствует свастика; иногда дело доходит даже до призывов к уничтожению исторических памятников, украшенных этим символом. Так, в 1995 году в городе Глендейл (США, Калифорния) группа фанатиков‑антифашистов попыталась принудить городские власти заменить 930 фонарных столбов начала XX века с орнаментом из свастик. Местному историческому обществу пришлось с документами в руках доказывать, что столбы не имеют никакого отношения к нацистам, а их дизайн основан на местных традициях индейцев навахо, у которых свастика всегда была священным знаком.

Вообще, в конце XIX – начале XX века в англоязычных странах была мода на свастику: скауты носили значки с ее изображением, борцы за равноправие женщин выпускали журнал, который тоже назывался «Swastika». Использовалась свастика и в товарных знаках некоторых фирм. Свастику называли крестом счастья, составленным из четырех букв I, что трактовалось как Life – Light – Love – Luck.

Вероятно, эту идею англичане и американцы позаимствовали у древних греков, которые называли свастику гаммадион. – символ из букв Г. Вообще, свастика неоднократно связывалась с алфавитными и иероглифическими знаками. Так, в китайском и японском языках есть иероглиф в форме свастики, означающий число 10 000. Видимо, с этим связано китайское толкование свастики как символа вечности и традиционное в Китае и Японии пожелание жить 10 000 лет (по‑японски – банзай).

География распространения свастики обширна. Единственное обитаемое место, где свастика не встречается в археологических находках, – Австралия.

Распространенное в наше время представление о свастике как чисто арийском символе и о гексаграмме как специфически еврейском символе исторически неверно. До прихода нацистов к власти в Германии свастика часто использовалась в орнаментах синагог, а гексаграмма встречается в археологических памятниках Скандинавии и Восточной Европы. У древних славян гексаграмма с изображением зверя внутри была символом удачной охоты.

 

СИММЕТРИЯ СВАСТИКИ

 

Обычно свастикой считают крест, лучи которого согнуты под прямым углом в одном направлении. Однако рассмотрение свастики только как разновидности креста исключает целый ряд фигур, которые по сути являются свастическими. Археологи, этнографы, искусствоведы на практике вынуждены постоянно отступать от приведенного выше определения, если желают понять смысл символа в контексте изобразительной традиции. Под определение свастики как креста явно не подпадают 3‑, 5‑, 6‑ и им подобные п‑конечные свастики, которые вместе с классической 4‑конечной свастикой часто являются вариациями одной и той же идеи вращения.

В чем же суть свастики как геометрической фигуры? Удобнее подойти к ней со стороны симметрии. В теории симметрии свастика принадлежит к фигурам с полярной плоскостью, точнее – к односторонним розеткам. Фигуры этого класса обладают так называемой особенной точкой, т. е. точкой, не имеющей эквивалента в фигуре. Поскольку симметричная фигура получается за счет движения, которое в геометрии называют преобразованием, особенная точка остается единственной и инвариантной относительно всех преобразований фигуры.

В отличие от других классов симметричных фигур – бордюра, сетки и даже розеток, обладающих зеркальной плоскостью, свастика обладает лишь одним признаком симметрии – поворотной осью (ею выступает особенная точка). Вокруг последней происходит вращение фигуры. Свастика образуется за счет поворота ее равного элемента (угла, крюка и т. п.) вокруг оси, которая расположена перпендикулярно плоскости вращения. При обороте на 360° равный элемент может совмещаться с собой на плоскости от одного до бесконечного числа раз.

Исходя из центральной точки, лучи свастики могут не только загибаться под любым утлом, но и плавно виться, даже ветвиться, в зависимости от смысла, заложенного в символе, и предназначения той вещи, на которой он запечатлен.

Если, с одной стороны, определение свастики ограничивает звезда, то с другой – спираль. Спираль вообще не является симметричной фигурой. Она образована движением кривой из центра, но ее центр не есть поворотная ось симметрии. Спираль не имеет равных элементов (иначе она превращается в свастику, сохраняя лишь видимость спирали), совмещающихся с собой относительно особенной точки, поскольку в ней никогда не происходит полного оборота на 360°.

Споры о происхождении и смысле свастики не затихают с середины прошлого столетия. На это в первую очередь повлияло бурное развитие археологии, когда свастика была обнаружена на всех обитаемых материках, причем разнообразие ее видоизменений не мешало существованию сходных вариаций, далеко отстоящих друг от друга в географическом пространстве и на шкале времени. Средний и Ближний Восток, Центральная, Северная и Южная Европа, Средняя Азия и Дальний Восток, обе Америки, Полинезия, Африка… Свастика является поистине планетарным символом. В отличие от других примитивных знаков, которые возникали независимо друг от друга в разных частях света и в разные эпохи, свастику стали считать первым символом, сознательно передававшимся по цепи традиции от человека к человеку, от племени к племени, от народа к народу.

Пестрота оказалась неизбежной. Являясь одним из 385 вариаций креста, известных по орнаментике и геральдике, свастика идентифицировалась как знак Зевса, Ваала, Агни, Индры, Брамы, Вишну, Шивы и Юпитера‑Громовержца, Афины, Артемиды и других богов. Большинство исследователей конца XIX века сошлись во мнении, что свастика является древнейшим арийским (индоевропейским) символом, обозначавшим Солнце, небо, свет, свечение зигзагообразной молнии, воду. Она также была эмблемой Великого Бога, Создателя и Правителя Вселенной. Позже она получила значения, связанные с культами Будды и Христа.

Санскритское восклицание «Свасти!» переводится, в частности, как «Благо!» и по сей день звучит в ритуалах индуизма, обрамляя произнесение священного слога АУМ («АУМ свасти!»). Анализируя слово свастика, Густав Дюмутье раскладывал его на три слога: su‑auti‑ka, где – аи – корень, обозначающий добро, благо, превосходную степень или suridas, преуспеяние.

Солярное истолкование свастики возобладало. Граф Гобле д’Альвьелла и др. доказали родственность брахманических ритуалов Индии, сопровождающихся круговыми, вращательными движениями участников, и аналогичных обрядов кельтов. Индуистский культ стал рассматриваться большинством специалистов как основа для интерпретации символа. Спектр гипотез, впрочем, и по сей день остается широким.

Полагают, что свастика – это: текущая вода, воздух или божество воздуха, пламя или возгорание, молния, женский пол, соединение двух полов, монограмма среднеиндийского языка пали, объединение четырех каст Индии, аргонавт или осьминог (ср. греч. тголлэлоиу – многоногий), летящие журавли, первоначальное божество индоевропейцев и, наконец, согласно трактовке большинства, Солнце в круговом движении.

В стремлении дать знаку исчерпывающее объяснение возникали целые школы. Писали о том, что свастика отображает собой Луну, годовое вращение созвездия Большой Медведицы, страны света, вечность, семь божеств Индии (среди них Агни, Индру, Вишну и Ганешу).

Существуют и попытки астрономической интерпретации. Одна из первых принадлежала антропологу З. Наттал. По ее мнению, личность, созерцающая годовое обращение Большой Медведицы вокруг неподвижной Полярной звезды и сосредоточивающаяся на ее виде в четырех равноудаленных позициях, будет воспроизводить в сознании форму свастики.

Свастика постоянно привлекает внимание астро‑ и геофизиков, поскольку она весьма удобна для моделирования процессов, происходящих с небесными телами. Так, комбинация потоков солнечного ветра формирует в его приэкваториальном пространстве структуру, напоминающую пропеллер. Количество секторов‑лопастей в таком «пропеллере» раскладывается на четные числа: 2, 4, 6, 8. Причем полярность магнитных полей и солнечного ветра в них чередуется.

Поскольку Солнце вращается вокруг своей оси, то изолинии, изгибаясь, приобретают спиралевидную форму (подобно струям вращающегося фонтанчика). На значительном удалении от Солнца эти струи еще более выгибаются (до прямоугольных изломов) благодаря ударным волнам, возникающим при разгоне частиц плазмы в собственных магнитных полях звезды. В результате границы секторов образуют структуру, напоминающую свастику.

Смена «лопастей» солнечной свастики опосредованно влияет на устоявшиеся ритмы оболочек планет, в том числе Земли. Примерно раз в неделю планеты подвергаются удару очередной «лопасти». Профессором В. Н. Плахотнюком выявлена связь между пульсацией кровотока, микропульсациями геомагнитного поля и колебаниями параметров солнечного ветра в диапазоне 0,1–100 Гц. Вполне возможно, что этот ритм предопределил 7‑дневное число недели и 28‑дневную длительность месяца.

Существует гипотеза о том, что за период развития Солнечной системы направление движения «пропеллера» неоднократно менялось: вначале происходило торможение и постепенное распрямление границ секторов от свастики до креста, а затем их раскручивание и изгибание в другую сторону. Несомненно, что подобные перемены вели к грандиозным катаклизмам.

С космической катастрофой, разразившейся на Земле в эпоху бронзы, вероятно, связано изображение кометы в виде свастики из китайского атласа времен династии Хань (III–II в. до н. э.). Атлас, написанный по шелку, был обнаружен в одном из захоронений в Mawangdui (около Changsa). Свастический рисунок назван там «звездой с длинным хвостом фазана» (Di‑Xing). Комета показана плашмя в виде центробежной свастики с маленьким кружком посредине. Четыре конца свастики, как полагают Ф. Уиппл и Б. Кобрис, могли означать длительный период наблюдения за кометой, которая появлялась в каждом из четырех сезонов. Это напоминает комету Энке, имеющую орбиту с периодом в 3,3 года и ось вращения, которая спорадически нацеливается на Землю.

 

СВАСТИКА В РЕЛИГИЯХ

 

Вот уже более века ученые не могут ни принять, ни опровергнуть аргументы, выдвинутые индийским брахманом и европейски образованным историком Балом Гангадхаром Тилаком (1856–1920), по поводу того, что священные Веды, древнейший памятник арийской культуры, были созданы не в 2400 (как принято считать), а в 4500 году до н. э. Это тем более отодвигает распад арийской общности с 2000–1500 годов до н. э. на гораздо более удаленный срок.

Аргументы Б. Г. Тилака основаны на филолого‑астрономическом анализе текста Вед и комментариев к ним. Выводы несложны: ту картину неба, которую воспроизводят Веды, могли видеть лишь люди, обитавшие в приполярной области земного шара. В палеогеографии, топо‑ и гидронимике накоплено немало фактов, указывающих на то, что территория, отвечающая описаниям Вед, находилась на европейском севере, включая территорию за Полярным кругом и север Сибири.

Однако если происхождение свастики вполне удовлетворительно объясняет «полярная» теория, то с ее распространением дело обстоит гораздо сложнее. Уже в начале XX столетия наиболее беспристрастные исследователи поняли, что «теория влияний» в данном случае бесполезна. Хотя свастика продолжает служить археологическим индикатором для определения передвижения индоевропейцев, однако связывать ее с одними лишь ариями в настоящее время невозможно.

Символика свастики индуизма, выросшего из религии древних ариев, в значительной мере объясняется представлениями ариев об изначальном божественном Огне. Арии глубоко осознавали священный смысл этого знака и, как указывают Ст. и Ф. Фриды, «.. в любом случае свастика более всего идентифицируется с говорящими на индоевропейских языках, чем с другими народностями». Тем не менее в Библии сохранились иносказания, поразительно близкие к метафизике арийцев, сохранились и иудейские изображения свастики.

В вишнуитской мифологии свастика образуется локоном, завитым на груди Вишну. Она входит в число благоприятных знаков на ступнях Кришны, а также на руках и лотосоподобных ступнях Шримати Радхарани. «Рамаяна» повествует, что основоположник царского рода Бхарата выбрал судно, отмеченное знаком свастики.

Когда Рама переезжал со своим войском через реку Ганг, чтобы идти на завоевание Индии и острова Цейлон, то на носу его ладей были изображены свастики. Вара‑хамихира в «Брихатсамхите» называет некоторые сооружения свастиками и нандьявартами, но их очертания не совсем точно соответствуют этим символам. Некоторые ступы, тем не менее, действительно строились по свастическому плану.

В «Йога‑сутрах» Патанджали и «Вьяса‑бхашья» свастика перечислена на четвертом месте после позы лотоса, позы героя и благоприятной позы. Согласно комментариям Вачаспати Мишры, в асане свастики согнутая левая нога помещается в пространство между правой голенью и бедром, а правая – между левой голенью и бедром.

Не менее известна поза свастики из расширенной версии Кама‑сутры (в России, как правило, издают более древнюю, но меньшую по объему редакцию). Десятки интернет‑сайтов содержат о ней подробную информацию: «Если с вытянутой левой ногой она обвивает твою талию правой ногой, положив лодыжку вдоль своей левой ноги, а ты делаешь то же самое, это [называется позой] свастики (svastika)». Называть свастикой различные позы человека, где перекрещиваются его конечности, вообще свойственно индуистскому религиозному сознанию.

 

Свастика в буддизме

Пытаясь вернуться к первоначальным истокам индоарийской религии, скифо‑сакский царевич Гаутама (Шакьямуни) основал новое учение. Сеющая свастика до сих пор является третьим из 65 знаков Будды, обнаруженных в отпечатке его стопы. Четвертым признаком Просветленного называют нандавар‑тайю (индийский меандр).

Ряд буддийских интерпретаторов настаивает на принципиальном различии между индуистской и буддийской свастиками. На некоторых изображениях свастика помещается на груди Будды. Так, буддийский священник эпохи династии Тан Тао Ши в своей книге «Fa Yuen Chu Liu», посвященной происхождению Будды, описывает его с этой отметиной на груди. Завитки волос на голове статуй Шакьямуни приобретают иногда вид «крючкообразных крестиков».

Свастика может помещаться перед Буддой на лотосовом троне, на пьедестале его статуэток. По некоторым толкованиям, она означает нечто «ясное лишь для посвященных в учение». Трехсторонняя спиралевидная свастика занимает центр «колеса учения» dharma‑c’akra, символизирующего «благородный восьмеричный путь» освобождения: праведное воззрение, праведное мышление, праведную речь, праведное поведение, праведный образ жизни, праведное усилие, праведное осознание, праведное созерцание.

Тройная свастика‑спираль показывает динамичное равновесие положительного, отрицательного и нейтрального начал.

Такая же свастика помещается в середину изображения ваджры, символизирующей вечность учения Ша‑кьямуни. Объяснение этому можно найти, например, в «Shurangama Sutra», составленной Да Фо Дин Шу Лэнъ‑яньин (Тайшо Трипитака, № 945) и переведенной Шра‑маном Парамити из Центральной Индии в эпоху династии Тан:

«Затем из свастики [называемой «мириад»] с его груди Приходящий Единожды испустил подобный драгоценному камню четверичный свет. Лучащийся сотнями тысяч цветов, этот бриллиантовый свет одновременно распространился по десяти направлениям царств Будды, столь же многочисленных, как частицы в облаке пыли, осияв венцы каждого татхагаты во всех этих драгоценных землях Будды в десяти направлениях. Затем он вернулся назад к Ананде [любимому ученику Будды] и всему великому собранию. Будда сказал Ананде: «Ныне я вздымаю великое знамя дхармы для тебя, чтобы все живущие существа в десяти направлениях получили удивительную, тонкую тайну, чистую природу, ясный ум и достигли этих чистых глаз».

Свастика символизирует обретение всяческих духовных ценностей и заслуг. В толковании буддизма хинаяны этот знак выражает четыре благородные истины. Перпендикулярная черта соответствует страданию и причинам страдания, каждой на одном конце. Горизонтальная черта соответствует разрушению и пути. Находясь на груди, свастика обращена не только наружу, но и вовнутрь, к сердцу. Согласно махаянскому толкованию, ветви означают четыре мудрости, а центр – природу дхармакаи.

Исходя из доктрины ваджраяны, пять мудростей, или пять энергий мудрости, соотносятся с пятью частями свастики: верхняя ветвь – с энергией праны, нижняя – с упаной, левая – с саманой, правая – с въяной, а центр – с уданой. Четыре внутренние оси, образующие крест, соответствуют четырем пустотностям, а четыре внешних загиба – четырем блаженствам.

Ошибочно, однако, связывать распространение свастики с одними лишь ариями (индоевропейцами) или с какой‑либо одной традицией (боном, буддизмом). Бытование свастики у монголов объясняют как добуддийскими традициями Тибета, так и влиянием скифской цивилизации, а также учением Шакьямуни. Выделить какой‑то один из этих факторов трудно.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.