Классификация явлений психизма — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Классификация явлений психизма

2019-07-12 162
Классификация явлений психизма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Психические явления подразделены на восемь разделов.

Внечувственное восприятие. Как показывает название, раздел объединяет явления, при которых поступает информация об окружающем мире, недоступная для органов чувств.

Эти явления подразделены на две группы. К первой из них (психическое проникновение) отнесены восприятия, не имеющие аналогов в показаниях органов чувств. Перцепции, в какой‑то мере аналогичные обычным вйдению и слышанию, образуют вторую группу явлений этого раздела (ясновидение и яснослышание). Примыкает к двум этим группам явление перемещения органов чувств, когда восприятие осуществляется не предназначенным для этого органом (видение кожей рук и т. п.). Все феномены этого раздела представляют собой проявления перцептивных способностей.

Экстериоризация сознания. Так принято называть психическое явление, при котором познающая сущность четко осознает свою разобщенность с организмом. В этом состоянии может осуществляться ясновидение, в частности дальновидение, от которых экстериоризация отличается осознанием разобщенности.

Явления экстериоризации подразделены на спонтанные, т. е. возникающие самопроизвольно, без воздействия на сенситива, и на простимулированные воздействием на него со стороны или его собственными усилиями. К этому разделу относятся переживания при клинической смерти и предсмертии, привлекшие к себе наибольшее внимание общества.

Психическое влияние. Между разными явлениями этого раздела нет принципиального различия – во всех (кроме самовлияния) проявляется способность сознаний к волевому взаимодействию и к дистанционной связи. В первую группу (влияние) выделены такие общепризнанные явления, как самовлияние (например, аутотренинг) и гипноз.

Автоматизм. Явления автоматизма (действия сенситива, не управляемые им) подразделены на две группы – на действия, несущие смысл (грамматология), и на действия, лишенные такового. Первые из них являются наиболее широко используемым инструментом медиумизма и поэтому имеют немаловажное значение.

Явления ксеноглоссии и автоматизма младенцев и детей выделены особо (хотя и они могут осуществляться любым из трех перечисленных ранее способов), потому что в них проявляется осведомленность, превышающая стандартную норму.

Психокинетика и психодинамика. Раздел охватывает психические явления, связанные с генерированием силовых полей и с фиксацией их воздействия.

Выделение этого раздела из круга психических явлений обосновано не вполне строго, так как действие силовых полей, конечно, имеет место и при всех других проявлениях психизма. Но здесь оно является определяющим, лежит на поверхности феномена. Явление аккумуляции психической энергии, в реальности которого нет полной уверенности, рассмотрено отдельно.

Материализация и дематериализация. Этот раздел, охватывающий наиболее поразительные явления психизма, в свое время был предметом пристального внимания исследователей. Однако оно было в основном направлено на медиумические явления. Это упущение теперь трудно восполнить, так как в настоящее время материализационные явления крайне редки. Они подразделены нами на две группы: явления, явно или неявно связанные с образованием фантомов (фантомогенез); проявления нарушений непроницаемости вещества.

Неспокойствия и преследования (полтергейст). Специфика этих явлений состоит в отсутствии явной связи с живым действующим лицом – такая связь часто выявляется лишь в результате специального исследования. Этим объясняется отдельное рассмотрение подобных явлений.

Метапсихика животных. Необходимость обособления этого рода явлений не требует особых пояснений.

Человек обладает еще одним уникальным свойством – интуицией. Так называют признанную наукой способность человеческого мышления достигать познания, сразу охватывая искомое, скачком минуя цепь ведущих к нему логических выкладок, последовательность которых остается неосознанной. В способности интуитивного постижения видят коренное отличие мышления человека от выкладок машины. Механизм интуиции остается неизученным.

Озарения считают высшей формой интуиции. Озарением объясняют внезапное постижение новых, неизвестных людям истин, а также создание высоких поэтических и музыкальных образов. Способность к озарению считается определяющей чертой гениальности. Некоторые полагают, что в основе озарения лежит медиумический акт связи со сторонним источником сведений. Таким источником, как считают, может быть влияние ушедших творческих личностей или контакт с неким высшим информационным уровнем (астроидеи, астроклише, астральные архивы теософов и оккультистов и т. п.).

Есть еще несколько интересных механизмов работы подсознания: предчувствие, предвидение и ретровидение.

Информации о случаях спонтанного предвидения накоплено громадное количество с давних времен и до наших дней. Самая распространенная их форма – вещие сны.

Наряду с предвидением существует и ретровидение. Однако будущее интересует людей гораздо больше, чем прошлое, поэтому и сообщений о случаях ретровидения меньше, чем о предвидении, если не считать данных медиумизма, где часты точные сообщения о минувшем. Но они исходят не от живущих.

Наиболее впечатляющи случаи ретровидения в буквальном значении этого слова, когда события прошлого становятся зримыми (объединение ретроспекции с ясновидением). Есть весьма красочные описания подобных явлений, когда люди видят на местности давно уже уничтоженный мост, или становятся свидетелями ночной битвы с римлянами, имевшей место в 650 году н. э., или на экскурсии в Версале окунаются в жизнь королевского двора XVIII века.

 

Многие пытались не только установить существование способности к предвидению, но и дать ей объяснение. Здесь выдвигались самые разнообразные гипотезы, а именно:

• чисто идеалистические, предполагающие, что причины всех явлений вещественного мира таятся в глубинах сознания и потому могут иногда просматриваться и предвидеться;

• объясняющие предвидение многомерностью времени и пространства;

• вечного настоящего;

• вечного воскрешения;

• кажущегося настоящего;

• утверждающие организацию событий потусторонними высшими существами («все в руце Божией»). Первая и последняя из этих групп самоочевидны. Для остальных характерны представления, исходящие из положения Зенона «все неизменно» и утверждений С. Хинтона и П. Успенского о том, что время представляет собой четвертое измерение пространства, а значит, последовательность событий – это совокупность вечно существующих «кадров фильма жизни».

В. Джемс добавил к этому предположение (Салмарч развил его) о том, что в нашем «кажущемся настоящем» подсознание охватывает и часть будущего; «замок» этого настоящего бежит по «молнии» путей в будущее, оставляя сзади себя «сцепленное» (неизменное) прошлое, но имея впереди возможность «смены колеи», т. е. волевого воздействия на свое будущее (частичная свобода воли). Дюнне усложнил представление о времени, предположив, что оно слоисто, что кроме истинного времени, в потоке которого невозможно ни вмешательство в ход будущих событий, ни предвидение их, имеются еще русла псевдовремени, где предвидение и вмешательство возможны. Движение потока времени по всем этим руслам обусловливает возможность сериальности событий, в том числе их внешне беспричинных совпадений.

Д. Пристли, отрицая возможность сериальности событий, представлял себе поток времени текущим по трем руслам: рассудок человека наяву – во времени № 1; подсознание во сне – во времени № 2, где возможно перемещение по времени, но видимость смутная; сознание в измененном состоянии – во времени № 3, где возникают яркие впечатления о будущем, оно лишь частично предопределено, от исполнения предначертаний возможно уклониться.

К. Дюкассе ввел принцип относительности времени событий, предположив, что в вещественном мире равновозможны два направления течения времени – обеспечивающее рост энтропии и обеспечивающее убывание ее – и что представление об однонаправленности времени является чисто психическим, обусловленным способом восприятия явлений.

Имеются и другие гипотезы, утверждения, предположения, мнения. Они мало что добавляют к выводу, вытекающему из совокупности известных нам фактов о том, что течение времени непостоянно, что на вещественном плане скорость его подвержена изменениям и что на плане психическом диапазон изменений расширяется и охватывает уже не только скорость, но и направление течения времени, приводя к явлениям предвидения и ретроспекции.

Известны способы усиления психического проникновения. Для стимуляции психического проникновения внимание концентрируют путем напряженного смотрения в кристалл, в зеркало, в хрустальную чашу с водой, слушания шумов в морской раковине, используют и другие так называемые концентраторы воли. Есть мнение, что при рассматривании руки и почерка в хиромантии и графологии концентрация воли играет, может быть, даже большую роль, чем изучение специальных примет.

 

Психометрия

Психометрией называют способность некоторых сенситивов получать подробные сведения о незнакомых им живых и ушедших людях и связанных с ними событиях, используя в качестве путеводной нити для «наведения на цель» предметы, которыми эти люди пользовались, или иные следы, оставленные ими на тропе жизни. В большинстве случаев сведения касаются прожитого, и потому психометрию можно считать одним из видов ретроспекции. Реже приписывают психометристам способность читать «магнитофонную запись» в астрале будущей жизни. Но некоторые именно так объясняют способность сенситивов к предсказаниям.

 

Ясновидение и яснослышание

Ясновидением и яснослышанием называют, способность некоторых людей видеть и слышать недоступное их органам чувств вследствие закрытости такового преградами или удаленности в пространстве. Лабораторные опыты показали, что в зачаточной степени эта способность свойственна почти всем людям. О разнообразных проявлениях этой способности имеется много исторических свидетельств и экспериментальных данных. Как отмечалось выше, данный раздел не имеет четкой границы с ранее рассмотренными явлениями психизма.

Процесс ясновидения понимают как интуитивный, не связанный с использованием известных физиологических систем организма. Характерной чертой ясновидения считают сочетание противоречивых качеств – остроты «зрения», вплоть до микрозрения, с его «размытостью» по пространству, способностью одновременно видеть удаленные друг от друга объекты, притом не только снаружи, но и изнутри. Полагают, что последняя особенность ясновидения является четким свидетельством в пользу многомерности психического пространства.

Высказывается мнение о том, что в соответствии с подразделением психического пространства на подпланы ясновидение подразделяется на астральное, ментальное и духовное. Астральное ясновидение реализуется в снах и галлюцинациях, ограничивается областью, пограничной между вещественным и астральным планами, и может быть развито тренировками в степени, допускающей созерцание указанной области и повседневное использование наряду с обычным зрением. При ментальном ясновидении к созерцанию присоединяется осмысление наблюдаемого, допускающее исследование астральной области и удаленных или скрытых преградами областей вещественного плана. Раджа‑йога имеет целью развитие ментального ясновидения. Примером духовного ясновидения считают видения Жанны д’Арк – прозрение высшего.

Ясновидение во сне. Акты ясновидения иногда самопроизвольно осуществляются во сне. Так, например, ребенок видит во сне, куда закатилось потерянное накануне колечко; бухгалтер находит во сне ошибку в расчетах, которую он долго и безуспешно искал наяву, и т. п. Но ясновидческие сны, как правило, забываются, поскольку сознание и его память во время сна отключены, а подсознание, ответственное за внечувственное восприятие, обычно недоступно для сознания – получаемые подсознанием сведения лишь в порядке исключения изредка «просачиваются» в сознание.

Ясновидение наяву. Способность к ясновидению в нормальном состоянии встречается нечасто. Обычно сильно выраженное ясновидение происходит в экстатическом, истерическом или трансовом состояниях. Но есть и исключения. Некоторым сильным сенситивам, таким как Д. Юм, Э. Эсперанс, Д. Джонсон и др., были присущи интенсивные проявления ясновидения в нормальном бодрствующем состоянии.

Сенситив Л. Харрибанс с Тринидада хорошо угадывал карты в опытах по ясновидению, которые долго были предметом изучения парапсихолога Д. Прэтта и сенситива П. Степанека, а затем стали объектом критики Хэнзела. Харрибанс был также способен по имени или фотографии человека «прочесть» события его жизни.

Сенситив Д. Диксон, находясь в парикмахерской, «увидела», что у клиента, сидевшего в одиночестве в конторе ее мужа, начинается сердечный приступ, вызвала «скорую помощь» и тем спасла ему жизнь.

Сенситив Ж. Круазе использовал ясновидение наряду с психометрией при раскрытии преступлений и поисках пропавших людей и вещей.

Примером ясновидения наяву, но в измененном состоянии сознания могут служить трясуны, которых много среди индейцев Аризоны. Трясунами становятся внезапно, без подготовки, в отличие от шаманов, которые обучаются десятилетиями и способны на большее. Трясуны, войдя в полутрансовое состояние, которое сопровождается дрожью, находят утерянные вещи и источники воды, ставят диагнозы и лечат несерьезные заболевания, предоставляя более сложные действия шаманам.

 

Дальновидение

С помощью медиумов мы узнали, что способность «видеть» отдаленные места и события свойственна подсознанию ушедших людей, а значит, была надежда на обнаружение этой способности и в подсознании людей живущих. И действительно, она входит в число наблюдаемых проявлений ясновидения.

Широко известен исторически зафиксированный случай дальновидения Э. Сведенборга, который, находясь за много десятков километров от Стокгольма, «видел» и описывал окружающим возникновение и развитие там большого пожара, который чуть не добрался до его дома. Сведения об этом бедствии поступили лишь через день и полностью совпали с описаниями Сведенборга.

Ясновидящий А. Дэвис подробно описал путешествия луча своего внутреннего зрения от ближайшего окружения к отдаленным окрестностям, осуществлявшиеся по его воле.

В ряде случаев сильная способность к дальновидению обнаруживалась у людей с измененным состоянием сознания. В литературе описывается много случаев спонтанного дальновидения в нормальном состоянии, например видения ординарными людьми во сне событий, происходивших в других городах и даже странах. Причем правильность сообщений в дальнейшем подтвердилась.

Сообщается также об успешных попытках стимуляции дальновидения гипнозом:

• загипнотизированная девочка правильно определила, где в данное время находится муж гипнотизерши, точно описала обстановку дома, где он находился (в котором они обе никогда не бывали), а также все, что с ним там происходило;

• загипнотизированный неверно определял время по своим биологическим часам; ему предложили «посмотреть» (не сдвигаясь с места) на кухонные часы, находившиеся в другом помещении; ответ не соответствовал показаниям часов экспериментаторов, но, как выяснилось, точно соответствовал показаниям кухонных часов, ошибочность хода которых не была им известна.

Если первый случай можно объяснить телепатией, то ко второму случаю это объяснение неприменимо.

 

Интровидение

Интровидение – видение в закрытых пространствах – является одним из проявлений способности ясновидящих видеть объекты изнутри, которая объясняется многомерностью мира психики. Интровидение не относится к числу редких явлений. Его проявляют одаренные сенситивы, а иногда и лица, находящиеся в сомнамбулическом состоянии.

Одним из актов интровидения является чтение закрытых книг. Сомнамбулы читают закрытую книгу, прижимая ее к животу, поэтому возникло предположение, что центр сомнамбулического восприятия, а возможно и сознания, лежит в области эпигастра.

 

Диагностика заболеваний. Одним из проявлений интровидения можно считать диагностику заболеваний, успешно осуществляемую некоторыми ясновидящими.

Различают три формы ясновидческой диагностики:

• «видение» состояния внутренностей пациента;

• «перенесение» на себя болезни пациента и суждение о ней по собственным ощущениям;

• исследование биополя пациента путем осмотра и осязания его ауры и суждение о болезни по отклонению биополя от нормы.

Совершенствование и внедрение ясновидческой диагностики считают исключительно важной для прогресса медицины задачей.

 

Видение невидимого

Многие сенситивы, даже не имеющие выдающихся способностей, видят биополе (ауру) человека. Оно описывается ими как светящийся цветной ореол небольшого размера (25–30 см), окаймляющий контуры тела и изменяющийся в зависимости от физического и психического состояния человека. Существование биополя в настоящее время полупризнано официальной наукой благодаря фотографическим снимкам этих полей.

 

Перемещение органов чувств

При проявлениях внечувственного восприятия обычно нет указаний на локализацию центров восприятия. Но бывают и исключения. Об одном из них – «чтении» эпигастром при сомнамбулизме – мы уже говорили. Имеются сообщения о случаях «чтения» ухом, «обоняния» пяткой и т. п. В подобных ситуациях говорят о транслокации органов чувств. Это явление обычно наблюдается лишь у сенситивов, находящихся в состоянии транса.

 

Символы космических знаний

Сакральные знаки

 

 

Знаки и символы управляют миром, а не слово и не закон.

Конфуций

 

Символическое сознание – наиболее ранняя форма сознания. Однако несмотря на это понимание и трактовка символов является проблемой, своего рода пересечением различных точек зрения, философских позиций, взглядов. Символ – это феномен исключительно человеческой культуры, присутствующий практически во всех областях деятельности людей, что обусловливает сложности и противоречия, связанные с его познанием.

Символ как способ выражения мыслей и чувств начал зарождаться на самых ранних этапах человеческого развития. С появлением буквенного алфавита символ не только не утратил своего первоначального значения, но и приобрел ряд новых функций. Так, перестав быть единственным и подчас очень несовершенным передатчиком информации, символ начал приобретать универсальный характер, сочетая в себе информацию о какой‑либо идее или понятии на различных уровнях познания и позволяя читающему проникать в суть изучаемого явления. Многие знаки и символы имеют универсальное значение и понятны всем людям, независимо от места проживания, культурной принадлежности и языка общения.

Сегодня граница между понятиями знак и символ для большинства из нас практически стерлась. Во многом это связано с тем, что один и тот же образ при одних условиях является знаком, а при других – символом.

Знак – всего лишь обозначение чего бы то ни было при помощи какого‑либо конкретного образа, это скелет, способный обозначить лишь поверхностную форму явления. Символ в переводе с греческого – соединение. Он означает или средство, осуществляющее соединение, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением. Символ дает новую жизнь, общезначимые характеристики давно известным образам, предметам, ситуациям. Так, Фемида, изображенная на логотипе какой‑нибудь юридической фирмы, будет являться знаком этой фирмы, но в то же время символом космического Закона и космической справедливости.

Символ многогранен и многозначен, в то время как знак – плоский и однозначный. Р. Бекер сравнивает символ с хрусталем, пропускающим свет самыми разными способами, в зависимости от того, какая грань этот свет преломляет: «Символ – это живое существо, частица нашей собственной сущности, находящаяся в постоянном движении и трансформации… Изучая его, мы изучаем свой собственный путь, перед нами открывается то направление, следуя которому наша душа улетит к новым далям».

 

Происхождение символов

Большинство традиций сходится в том, что символический язык не является изобретением человека, но был открыт пророкам и праотцам Божественными силами, обновлялся и видоизменялся сообразно событиям в духовной жизни человечества.

В византийских и славянских хронографах, древнерусских палеях содержится предание, согласно которому мироустройство открылось через символы допотопному праотцу Сифу. Эта универсальная метафизика в православии называется грамота, письмена, урофцатос (от греческого урофцос – черта). Если Адаму присваивается начало устной традиции, то Сифа называют первым, кто стал «складывать слова и различать небесные знамения». После грехопадения Адама в лице его сына Сифа человечество вновь обретает Божье благоволение. Поэтому Хронограф называет грамоту «первозданным языком Адама».

В чем‑то Сиф даже превосходит отца. Если Первочеловек дал имена животным, то его сын дает имена планетам и звездам: «Чтобы ведать всем этим, Сифу был дан разум от Бога. Дивясь его благочестию, тогдашние люди и самого Сифа стали называть Богом… Поэтому потомки Сифа и Еноса зовутся сынами Божиими».

После Потопа грамоту Сифа унаследовал сын Арфаксада и внук Сима Каинан: «Этот обнаружил столп в Сиридонской горе, а на нем письмена, Закон звезд, написанный потомками Сифа». От Каинана Закон перешел к его внуку Еверу, который избежал участия в строительстве Вавилонской башни, сохранил символический язык и знание космических законов.

По другой версии, излагаемой Сокращенной палеей (XVI в.), наследником сифитской грамоты стал четвертый сын Ноя Мунт, родившийся после Потопа. От Евера частично произошли евреи. Далее Хронограф упоминает «славного Зороастра», или зорозвездника (взирающего на звезды), «персидского знатока звездных законов», и прочих мудрецов, составляющих особый лик праведников древности, эллинских философов.

Каким бы ни было отношение к этому и схожим преданиям, следует признать, что они близки к теории об эволюции человеческого сознания, ибо существенно главным в человеке признают не низшую, а высшую его природу, способную открыться нечеловеческим силам. Эволюция предполагает превышение прежнего уровня, а одного биологического насыщения для этого мало.

 

СИЛА СИМВОЛОВ. КРЕСТ

Рассмотрим, например, некоторые из существующих на сегодняшний день взглядов на такой знак‑символ, как косой крест

. Этот образ нам всем хорошо известен. Так или иначе, но мы встречаем его практически каждый день – выходя на улицу, включая компьютер, открывая книгу. Что же может обозначать этот знак, какие формы он принимал в процессе развития человеческого сознания?

Теорий существует множество, и согласно одной из них, прототипом монограммы креста как знака закрытия активного окна является пиратский знак перекрещенных костей. Этот знак смерти, использовавшийся пиратами, со временем трансформировался и перешел в информационные технологии в известном нам всем виде, как бы условно обозначая смерть рабочего окна.

Для многих современных людей крест в большинстве случаев несет какой‑либо отрицательный либо религиозный смысл. Причем косой крест, как правило, ассоциируется с запретом на совершение каких‑либо действий, а крест прямой воспринимается в качестве религиозного символа.

Что же изначально нес в себе этот знак‑символ? Откуда он берет свое начало?

Крест является древнейшим языческим символом. До настоящего времени не установлено, когда и где он появился впервые. Археологи находят его изображения во всех уголках земного шара. На сегодняшний день известно, что знак косого креста существовал в различных вариантах уже в самом начале эпохи неолита.

Так, в Дагестане знак перекрещенного ромба или квадрата известен с III тысячелетия до н. э. А среди наскальных рисунков Северной Италии встречаются изображения человеческой фигуры с туловищем в виде прямоугольника, пересеченного прямым крестом. В данном случае перекрещенный квадрат – это не просто обозначение, а символ божества Земли. Считается, что знак в виде квадрата, разделенного крестом на четыре части, условно изображает «четыре поля Земли». В древнекитайской иероглифике знак в виде квадрата, разделенного крестом на четыре части, служил идеограммой, понятием, означавшим поле, возделанную землю.

Если рассматривать крест как символ, приоткрывающий нам возможность увидеть мир, несколько отличный от того, каким мы его обычно представляем, то необходимо выделить несколько вариантов этого символа: косой крест, прямой крест и их различные вариации.

Косой крест – это один из наиболее распространенных орнаментальных мотивов, встречающийся во все известные исторические периоды у разных народов. В христианской символике известны крест св. Андрея, «солнцеобразный»

, крест символизирующий исполнение пророчества о всепросвещающей и всепобеждающей силе Креста Христова, и др.

Один из вариантов трактовки орнамента из цепочки косых крестов эпохи палеолита – это ограда охотничьего загона. В этом случае можно говорить о том, что символ относится к охотничьей магии.

Исследователи орнаментов народов Сибири и этнографы считают, что знак косого креста в квадрате возник в результате комбинации треугольников. А этот символ, как было сказано выше, выражал, прежде всего, понятие «четыре поля Земли».

В посленеолетическое время символика косого креста была переосмыслена, и его стали понимать просто как знак креста, символизирующий Солнце. В связи с этим в эпоху бронзы значения косого и прямого крестов стали эквивалентными.

В русском народном искусстве встречается изображение перекрещенного квадрата с крыльями – по своему происхождению это символ крылатой богини Неба. Однако, как и крылатый диск, он, возможно, был переосмыслен как знак Солнца.

Таким образом, если в эпоху неолита косой крест, будучи эмблемой богини, считался женским знаком, то с эпохи бронзы, становясь символом Солнца, он считается мужским знаком. Поэтому крупный косой крест на груди – принадлежность греческого мужского национального костюма, а в Индонезии косой крест – специфический знак для татуировки мужчин.

Итак, мы видим, что смысл, вкладывавшийся в изображение двух перекрещенных палочек, в ходе развития человеческого сознания неоднократно изменялся. К тому же изменения в трактовке рассматриваемого изображения зависят и от того, в пределах какого этногеографического ареала мы его рассматриваем.

Какие же еще значения характерны для данного образа?

Крест считался древним символом скрещенных путей. В этом его значении он называется крестом Атлантиды. Кроме того, в учении о движении энергий Неба и Земли (Фэн‑шуй) крест символизирует пересечение энергий и, как следствие этого, место, где происходят различные аномальные явления.

Второе значение креста – колесо с четырьмя спицами. В этом смысле символика креста совпадает с символикой колеса.

Третье значение креста – человеческая фигура.

Четвертое –

Хагалль – символ Мирового Древа. Означает защиту и познание законов всех миров.

Пятое значение креста связано с четырьмя сторонами света и сотворившими их силами. Вот почему крест стал амулетом, а также символом процветания, достатка и долголетия.

У некоторых народов крест – идеограмма огня. Возможно, это связано с тем, что у этих народов приспособление для добывания огня имело крестообразную форму. Хотя не исключен и другой вариант, допускающий глубинную связь изображения креста с огнем, и только в силу этого приспособление для добывания огня имело форму креста.

Возможно толкование креста как символа летящей птицы. Эти изображения известны с палеолита, а в ассирийской клинописи понятие птица передавалось крестообразным значком. Возможно, крест, происходя от схематического изображения птицы, стал и солярным знаком, так как Солнце ассоциировалось с птицей. Тогда становится ясно, почему крест как символ Солнца олицетворял бессмертие и вечность и почему он стал практически универсальным современным символом души, как бы замыкая связь понятий бессмертие – душа – птица – крест. До сих пор есть учение о тем, что души умерших вселяются в птиц.

Иное значение креста – связь богов Неба и Земли. В этой связке вертикаль – это бог Неба, а горизонталь – бог Земли. Таким образом, возникает самое сложное семантическое значение креста как символа единства мужского (вертикаль) и женского (горизонталь) начала. Это значение креста может раскрываться и как единство противоположностей, гармония, совершенство.

Пифагорейцы считали крест символом числа 10, алхимики – символом четырех элементов (соли, серы, ртути и азота), необходимых для получения философского камня,

.

В философском плане крест олицетворяет соединение духовного (вертикаль) с телесным, материальным (горизонталь) и, таким образом, разрешает противоречие в вечном философском споре о первичности материи или духа: в точке пересечения они всегда слиты и пребывают в единстве. Вот почему крест стал универсальным символом дуальности, дуализма.

Если вспомнить, что первопричиной рождения Вселенной люди всегда считали Бога либо какую‑нибудь универсальную единую силу, то крест символизирует ту самую божественную энергию, которая и стала первопричиной бытия.

Крест, упирающийся в полумесяц,

трактуется как союз мужского и женского.

Крест является наиболее распространенным христианским символом. Сегодня известно примерно 400 различных форм креста, многие из которых христианство позаимствовало у других теистических и атеистических учений. Наиболее распространенными являются изображения латинского креста

, греческого креста

и креста Тау

.

В средневековой символике Западной Европы существовало сочетание прямого и косого крестов. Например, подобное совмещение можно видеть на государственном флаге Великобритании. В Дагестане найдено раннесредневековое изображение св. Девы Марии с младенцем и эмблемы в виде двух совмещенных крестов – прямого и косого. Можно предположить, что эта эмблема выражает идею связи бога Земли (прямой крест) и богини Неба (косой крест). Так, в Индии восьмилучевая звезда (т. е. сочетание прямого и косого крестов)

является символом соединения мужского и женского начал, созидающих жизнь.

 

ГАММАТИЧЕСКИЙ КРЕСТ

 

Еще одной разновидностью креста является свастика (или гамматический крест)

. Само название происходит от сочетания санскритских слов су (добро) и асти (быть). К этому же корню восходит русское слово свет. У славян свастика также была известна как коловрат, у германцев – Fylfot, Fylfog (староангл.) или Fyrfos (старонем.).

Если сравнить свастику с фигурой креста, вписанного в окружность, будет ясно, что в некоторых отношениях это абсолютно эквивалентные символы. Поскольку окружность олицетворяет собой мир в широком смысле слова, тот факт, что окружность лишь обозначена в данном символе, ясно указывает, что свастика символизирует не мир как таковой, а скорее, воздействие на этот мир со стороны Принципа.

В том или ином виде свастика встречается во всех странах – от Ирландии до Японии, от Лапландии до Тибета. Так, например, в Литве и Курляндии крестьяне и по сей день рисуют этот знак на своих домах. Судя по всему, им уже неведомы все многообразие и глубина его значений, они видят в нем всего‑навсего оберегающий талисман, однако самое удивительное в том, что они используют для данного знака его санскритское название – swastika.

При раскопках Трои западные археологи неоднократно наталкивались на изображения этого знака на предметах домашнего обихода, глиняных кувшинах для хранения воды и вина, а также во многих эллинских захоронениях.

Знак свастики известен с древнейших времен, тогда он был символом бога Огня – Агни. Его жрецы поклонялись Солнцу на восходе, приветствуя его поднятием правой руки.

В самом общем смысле свастика обозначает круговорот бытия, годовой цикл, вечное движение Галактики, которая даже формой напоминает данный символ. Это значение может претерпевать некоторые изменения, делая свастику символом солярным и обозначающим движение Солнца по небосклону. С этим значением тесно связаны производные от него, обусловленные солнце‑поклоннической направленностью древних религий – жизнь, плодородие, удача.

Как ни странно, но материалы археологических исследований свидетельствуют о самом широком применении свастики как религиозного и культурно‑бытового символа в России. Ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастик, покрывающих оружие, стяги, национальный костюм, украшения, дома, предметы быта и храмы. Причем свастика используется не только как украшение, но и в качестве оберега.

Что касается гитлеровской Германии, то свастика была выбрана символом Третьего рейха не случайно. В 1908 году австрийский мистик Гвидо фон Лист обнаружил свастичные мотивы в магических орнаментах древних германцев. Этот факт дал ему повод противопоставить свастику христианскому кресту и заявить в 1910 году о свастике как о символе всех антисемитских организаций в связи с предположением о ее отсутствии у семитских народов. Хотя позднее, в конце 20‑х годов, были опубликованы работы английских и датских археологов, обнаруживших свастику не только на территориях, населенных семитскими народами (в Месопотамии и Палестине), но и непосредственно на древнееврейских саркофагах.

Оккультное общество «Туле», занимавшееся исследованиями германского религиозно‑мистического наследия, поместило свастику в свой герб.

 

КЛЮЧ ЖИЗНИ И СМЕРТИ

 

Египетский крест – анх

имеет символическое значение ключа жизни и смерти. Это египетская эмблема жизни как непрерывного процесса трансформации одной формы в другую. Анх – это ключ, открывающий двери познания, ведущие к истине. С другой стороны, его можно трактовать как путь, который каждый человек должен пройти в своей жизни (горизонтальная перекладина креста – это линия горизонта; круг, венчающий символ, – Солнце, встающее над горизонтом, и вертикальная черта – непосредственно сам путь; человека же в данном случае символизирует крест).

Восьмиконечный крест – самый распространенный в России.

Над средней перекладиной этого креста, которая длиннее других, находится прямая короткая перекладина, а под средней перекладиной – короткая косая перекладина, верхний конец обращен на север, нижний – на юг. Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя – подножие, на которое опирались ноги Спасителя, изображенное в обратной перспективе.

По форме этот крест более всего соответствует тому, на кото


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.